Нормативные качества окружающей среды

Нормативы качества окружающей среды

Нормативы качества окружающей среды (санитарно-гигиенические нормы и правила) — нормативы, которые установлены в соответствии с физическими, химическими, биологическими и иными показателями для оценки состояния окружающей среды и при соблюдении которых обеспечивается сохранение естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов.

К нормативам качества окружающей среды относятся:

нормативы, установленные в соответствии с химическими показателями состояния окружающей среды, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, включая радиоактивные вещества;

нормативы, установленные в соответствии с физическими показателями состояния окружающей среды, в том числе с показателями уровней радиоактивности и тепла;

нормативы, установленные в соответствии с биологическими показателями состояния окружающей среды, в том числе видов и групп растений, животных и других организмов, используемых как индикаторы качества окружающей среды, а также нормативы предельно допустимых концентраций микроорганизмов;

иные нормативы качества окружающей среды.

Предельно допустимой концентрацией (ПДК) загрязнений считают такую, которая не оказывает на протяжении всей жизни прямого или косвенного неблагоприятного воздействия на настоящее и будущее поколения, не снижает работоспособности человека, не ухудшает его самочувствия и санитарно-бытовых условий жизни.

Различают ПДК веществ по воздействиям на объекты окружающей среды: атмосфере, воде, почве.

Атмосфера

Наиболее применяемые предельно допустимые концентрации веществ в атмосфере:

максимальная разовая (ПДКмр, мг/м3) — это такая концентрация вещества, которая будет гарантировать отсутствие острых отравлений и рефлекторного влияния на организм человека;

среднесуточная (ПДКсс, мг/м3) — это концентрация нормируемого вещества, которая будет гарантировать отсутствие резорбтивного действия на организм человека;

в воздухе рабочей зоны (ПДКрз,мг/м3) – это концентрация вещества в воздухе, которая не вызывает у работающих людей при ежедневном вдыхании в пределах 8 часов в течение всего рабочего стажа заболеваний или отклонений в состоянии здоровья, обнаруживаемых современными методами исследования.

Под рефлекторным действием понимается реакция рецепторов верхних дыхательных путей – ощущение запаха, раздражение слизистых оболочек, задержка дыхания и т.п. Указанные эффекты возникают при кратковременном воздействии вредных веществ, поэтому рефлекторное действие лежит в основе уста­новления максимальной разовой ПДК. Максимальная разовая ПДК (время усреднения пробы воздуха 20-30 мин) направлена на предупреждение рефлекторных реакций, связанных с кратко­временными пиковыми подъемами концентраций вредного ве­щества.

Под резорбтивным действием понимают возможность раз­вития общетоксических, гонадотоксических, эмбриотоксических, мутагенных, канцерогенных и других эффектов, возникновение которых зависит не только от концентрации вещества в воздухе, но и от длительности воздействия. С целью предупреждения резорбтивного действия устанавливается среднесуточная ПДК. Контроль среднесуточной ПДК осуществляется либо путем непрерывной круглосуточной регистрации воздействующих концентраций, либо на основе вычисления средних ариф­метических значений разовых концентраций, полученных в обя­зательные сроки наблюдений (1,7, 13 и 19 ч).

ПДК вредного вещества в воздухе рабочей зоны, где человек находится ограниченное время, выше чем ПДК вредного вещества в воздухе населенных мест. По этой причине ПДКмр больше или равно ПДКсс.

экологическим законодательством нормативы качества окружающей среды

В природоохранительной практике России экологическое нормирование и стандартизация с давних пор служат одной из основных мер охраны окружающей среды.

Нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.

Нормирование в области природопользования и охраны окружающей среды позволяет установить нормативы качества окружающей среды, нормативы допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иные нормативы в области охраны окружающей среды, а также государственные стандарты и иные нормативны документов в области охраны окружающей среды.

В соответствии с экологическим законодательством нормативы качества окружающей среды едины для всей территории России. Одновременно допускается, что с учетом природно-климатических особенностей, а также повышенной социальной ценности отдельных территорий (заповедников, заказников, курортных и рекреационных территорий) для них устанавливаются более строгие нормативы. Потребность в дифференциации нормативов качества окружающей среды возникает также в связи с наличием на территории России различных природных и климатических зон и, соответственно, с разной реакцией растительных и животных организмов на однотипные воздействия.

Нормативами качества окружающей природной среды являются предельно допустимые нормы воздействия на окружающую природную среду со стороны антропогенной деятельности человека. Предельно допустимые нормативы — своего рода компромисс между экономикой и экологией, компромисс вынужденный. Нормативы качества окружающей среды устанавливаются для оценки состояния окружающей среды в целях сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов.

К нормативам качества окружающей среды относятся:

  • нормативы, установленные в соответствии с химическими показателями состояния окружающей среды, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, включая радиоактивные вещества; нормативы, установленные в соответствии с физическими показателями состояния окружающей среды, в том числе с показателями уровней радиоактивности и тепла;
  • нормативы, установленные в соответствии с биологическими показателями состояния окружающей среды, в том числе видов и групп растений, животных и других организмов, используемых как индикаторы качества окружающей среды, а также нормативы предельно допустимых концентраций микроорганизмов;
  • иные нормативы качества окружающей среды.

В основе нормативов качества лежат три показателя:

  • медицинский (пороговый уровень угрозы здоровью человека, его генетической программе);
  • технологический (способность экономики обеспечить выполнение установленных пределов воздействия на человека и среду его жизни);
  • научно-технический (способность научно-технических средств контролировать соблюдение пределов воздействия по всем его параметрам).

Норматив становится юридически обязательным с момента утверждения его компетентным органом (Госкомсанэпиднадзор России и Минприроды России). Утверждаются эти нормативы по согласованию с другими специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей среды.

Все нормативы качества окружающей природной среды подразделяются на три группы

Первую группу составляют санитарно-гигиенические нормативы. К ним относятся нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ — химических, биологических, физических воздействий и др., нормативы санитарных, защитных зон, предельно допустимых уровней радиационного воздействия и др. Цель таких нормативов — определить показатели качества окружающей среды применительно к здоровью человека.

К нормативам предельно допустимого вредного воздействия на состояние окружающей среды относятся также нормативы предельно допустимых уровней шума, вибрации, магнитных полей и иных вредных физических воздействий; нормативы предельно допустимого уровня радиационного воздействия; предельно допустимые нормы применения агрохимикатов в сельском хозяйстве. Сюда же можно отнести лимиты размещения отходов. Названные нормативы устанавливаются для отдельных источников воздействий на природу.

Вторую группу образуют экологические нормативы. К ним относятся нормативы выбросов, сбросов вредных веществ (ПДВ). Они устанавливают требования к источнику вредного воздействия, ограничивая его деятельность определенной пороговой величиной. К экологическим нормативам могут быть отнесены всякие другие требования, предъявляемые к источникам (стационарным, передвижным) с целью охраны окружающей природной среды и здоровья человека. В отличие от стационарных источников, для которых устанавливаются индивидуальные нормативы с учетом специфики их воздействия на окружающую среду, для транспортных и иных передвижных средств и установок определяются нормативы для модели.

В третью группу нормативов входят так называемые вспомогательные нормы и правила. Их главная цель состоит в обеспечении единства в употребляемой терминологии, в деятельности организационных структур и в правовом регулировании экологических отношений.

Экологическое нормирование в области природопользования и охраны окружающей среды, а так же мероприятия, проводимые в этой области регулируют воздействие хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение экологической безопасности.

Комплексные нормативы качества

⇐ ПредыдущаяСтр 20 из 40

Комплексными показателями являются:

— допустимая антропогенная нагрузка на окружающую природную среду;

— экологическая емкость территории.

Наиболее разработанными являются предельно допустимые нормы нагрузки на окружающую природную среду (ПДН) и нормативы санитарных и защитных зон. При строительстве промышленных и сельскохозяйственных предприятий, развитии населенных пунктов, формировании территориально-производственных комплексов проектировщики и местная администрация руководствуются предельно допустимыми нормами нагрузки на окружающую природную среду (ПДН) с учетом потенциальных ее возможностей, рационального использования природных ресурсов, обеспечения благоприятных условий жизни населения, недопущения необратимых изменений в окружающей природе.

Предельно допустимые нормы нагрузки (ПДН)– это допустимые резервы антропогенного воздействия на природные ресурсы или природные комплексы, не приводящие к нарушению экологических функций природной среды. Для определения таких нагрузок важным является такое понятие, как емкость природной среды. Ее показатели свидетельствуют о потенциальных возможностях природной среды.

Цель разработки и применения норм ПДН – обеспечение рационального сочетания хозяйственной и рекреационной деятельности с охраной среды. Различают отраслевые и региональные нормы ПДН.

Отраслевые нормы ПДН относятся к отдельным видам природных ресурсов, например:

— оптимальное число охотников, приходящихся на число диких животных или единицу охотничьих угодий;

— предельное число домашнего скота, приходящееся на единицу пастбищных угодий;

— предельные нормы посетителей, пребывающих единовременно на экскурсии в заповеднике.

Региональные нормы разрабатываются с учетом хозяйственной деятельности или рекреационной нагрузки на природные комплексы.

Нормативы ПДН утверждаются и разрабатываются, как правило, отраслевыми или местными экологическими организациями.

Закон не предусматривает какой-либо особой ответственности. Виновные в несоблюдении ПДН предприятия, должностные лица должны нести ответственность в виде возмещения причиненного ущерба, если они не докажут, что вред наступил в результате стихийного бедствия, или если причинитель вреда не мог знать о вредных последствиях своих действий по объективным обстоятельствам.

Нормативы стандартных и защитных зон устанавливаются с целью охраны водоемов, источников водоснабжения, курортных и лечебно-оздоровительных зон, населенных пунктов и других территорий от загрязнений и других вредных воздействий.

Нормативы санитарных и защитных зон определяются характером их целей и задач. Эти зоны выполняют основные взаимосвязанные функции – охранительные и оздоровительные. К числу санитарных оздоровительных зон относятся территории вокруг заповедников, памятников природы, национальных парков, защитные зоны вокруг рек и водоемов, зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных экологических ситуаций и катастроф. В рамках охранно-оздоровительных функций каждая из существующих зон имеет свои конкретные задачи.

Вопросы для самоконтроля

1. Охарактеризуйте понятия «качество природной среды», «нормирование качества природной среды», «нормативы качества».

2. В чем сущность нормирования качества природной среды?

3. Охарактеризуйте санитарно-гигиенические нормативы качества атмосферного воздуха.

4. Назовите основные группы оценочных показателей для воды.

5. Особенности нормирования загрязнения почвы.

6. Охарактеризуйте нормативы качества окружающей среды в производственно-хозяйственной сфере.

7. Что является комплексными нормативами оценки качества окружающей среды?

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная

1. Критерии оценки риска для здоровья населения приоритетных химических веществ, загрязняющих окружающую среду. Методические рекомендации. М., 2000. 53 с.

2. ВМУ № 4681–88. Временные методические указания по обоснованию ПДК загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест. М., 1989. 128 с.

5. ГН 1.1.701–98. Гигиенические критерии для обоснования необходимости разработки ПДК и ОБУВ (ОДУ) вредных веществ в воздухе рабочей зоны, атмосферном воздухе населенных мест, воде водных объектов. М., 1998. 14 с.

6. СанПиН 2.1.4.1175–02. Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников. М., 2002.

7. СанПиН 2.1.6.983–00. Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест. М., 2000.

8. СанПиН 2.1.6.1032–01. Гигиенические требования к обеспечению качества охраны атмосферного воздуха населенных мест. М., 2001.

9. СанПиН 2.1.5.980–00. Гигиенические требования к охране поверхностных вод. М., 2000. 24 с.

10. СанПиН 2.1.5.1059–01. Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения. М., 2001.

11. МУ № 1.1.726–98. Гигиеническое нормирование лекарственных средств в воздухе рабочей зоны, атмосферном воздухе населенных мест и воде водных объектов. М., 1999. 70 с.

12. СанПиН 2.1.4.1110–02. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого водоснабжения. М., 2002.

13. Критерии оценки риска для здоровья населения приоритетных химических веществ, загрязняющих окружающую среду. Методические рекомендации. М., 2000. 53 с.

14. Методика расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий. ОНД–86. Л.: Гидрометеоиздат, 1987. 93 с.

15. Методические рекомендации к проведению морфологических исследований при экспериментальном обосновании гигиенических нормативов вредных веществ в воздухе рабочей зоны № 2939–83. М., 1983. 3 с.

16. Методические рекомендации по гигиенической оценке стабильности и трансформации химических веществ в водной среде № 2173–80. М., 1980. 23 с.

17. Методические рекомендации по оценке степени загрязнения атмосферного воздуха населенных пунктов металлами по их содержанию в снежном покрове и почве № 5174–90. Утв. МЗ СССР 15.05.90. М., 1990. 28 с.

18. Методические рекомендации по экспериментальному изучению иммунологических свойств химических факторов окружающей среды. М., 1989. 47 с.

19. Методические указания к постановке исследований для обоснования санитарных стандартов вредных веществ в воздухе рабочей зоны № 2163–80. М., 1980. 19 с.

20. Методические указания к постановке исследований по изучению раздражающих свойств и обоснованию предельно-допустимых концентраций избирательно действующих раздражающих веществ в воздухе рабочей зоны № 8196–80. М., 1980. 14 с.

21. Методические указания к проведению исследований на производстве при обследовании, проверке и корректировке предельно-допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны № 3138–84. М., 1984. 44 с.

22. Методические указания к экспериментальному изучению процессов трансформации химических веществ при их гигиеническом регламентировании в воде № 2966–84. М., 1984. 24 с.

23. Методические указания по изучению аллергенного действия при обосновании ПДК вредных веществ в воде водоемов № 2185–80. М., 1980. 17 с.

24. Методические указания по изучению гонадотоксического действия химических веществ при гигиеническом нормировании в воде водоемов № 2492. М., 1981. 23 с.

25. Методические указания по изучению мутагенной активности химических веществ при обосновании их ПДК в воде № 4110–86. М., 1986. 23 с.

26. Методические указания по изучению эмбриотоксического действия химических веществ при гигиеническом обосновании их ПДК в воде водных объектов № 2926–83. М., 1984. 27 с.

27. Методические указания по определению степени загрязнения атмосферного воздуха и ее оценке № 2297а–81. М., 1981.

28. Методические указания по расчетным и экпресс-экспериментальным методам гигиенической оценки и нормирования химических веществ в воде № 01-19/10-11–92. М., 1992. 31 с.

29. Методические указания по установлению ориентировочных безопасных уровней воздействия вредных веществ в воздухе рабочей зоны № 4000–85. М., 1985.

30. Методические указания по установлению ориентировочных безопасных уровней воздействия (ОБУВ) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест № 2630–82. М., 1982. С. 3–4.

31. Методические указания по экспериментальной оценке суммарной мутагенной активности загрязнений воздуха и воды. М., 1990. 18с.

32. МУ № 2.1.5.720–98. Обоснование гигиенических нормативов химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования. М., 1999. 55 с.

33. МР № 2673–83. Обоснование предельно допустимых концентраций (ПДК) аэрозолей в рабочей зоне. М., 1983. С. 21–37.

34. ГН 2.2.5.1314–03. Ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ) вредных веществ в воздухе рабочей зоны. М.: Российский регистр потенциально опасных химических и биологических веществ Министерства здравоохранения Российской Федерации, 2003. 68 с.

35. ГН 2.2.5.1827–03. Ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ) вредных веществ в воздухе рабочей зоны. Дополнение № 1 к ГН 2.2.5.1314–03. Утв. Главным государственным санитарным врачом 21.12.2003 г. Зарегистрировано в Минюсте РФ 22.01.2004 г. № 5465.

36. ГН 2.1.6.1339–03. Ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест. Утв. Главным государственным санитарным врачом 17.10.2003 г. Зарегистрировано в Минюсте РФ 09.06.2003 г. № 4663-М.

37. ГН 2.1.6.1764–03. Ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест. Дополнение № 1к ГН 2.1.6.1339–03. Утв. Главным государственным санитарным врачом 13.10.2003 г. Зарегистрировано в Минюсте РФ 21.10.2003 г. № 5186.

38. ГН 2.1.5.1316–03. Ориентировочные допустимые уровни (ОДУ) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования. Утв. Главным государственным санитарным врачом 27.04.2003 г. Зарегистрировано в Минюсте РФ 19.05.2003 г. № 4557.

39. ГН 2.1.5.1831–04. Ориентировочные допустимые уровни (ОДУ) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования. Дополнение № 1 к ГН 2.1.5.1316–03. Утв. Главным государственным санитарным врачом 03.02.2004 г. Зарегистрировано в Минюсте РФ 17.02.2004 г. № 5557.

40. СанПин 2.1.4.1074–01. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. М., 2002. 103 с.

42. СанПин 2.1.2.1188–03. Плавательные бассейны. Гигиенические требования к устройству, эксплуатации и качеству воды. Контроль качества М., 2003. 31 с.

43. МУ № 5051–89. Постановка исследований для обоснования предельно-допустимых концентраций антибиотиков в воздухе рабочей зоны. М., 1989. 22 с.

44. ГН 2.2.5.1313–03. Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны. М.: Российский регистр потенциально опасных химических и биологических веществ Минздрава России, 2003. 268 с.

45. ГН 2.1.6.1338–03. Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест. М.: Российский регистр потенциально опасных химических и биологических веществ Минздрава России, 2003. 84 с.

46. ГН 2.1.6.1765–03. Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест. Дополнение № 1 к ГН 2.1.6.1338–03. Утв. Главным государственным санитарным врачом 13.10.2003 г. Зарегистрировано в Минюсте РФ 21.10.2003 г. № 5187.

47. ГН 2.1.5.1315–03. Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования. Утв. Главным государственным санитарным врачом 27.04.2003 г. Зарегистрировано в Минюсте РФ 19.05.2003 г. № 4550

48. РД 52.04.186–89. Руководство по контролю загрязнения атмосферы. Утв. МЗ СССР 01.07.91. М., 1991. 693 с.

49. МУ № 1.1.578–96.Требования к постановке исследований по обоснованию предельно допустимых концентраций промышленных химических аллергенов в воздухе рабочей зоны и атмосферы. М., 1997. 23 с.

Дополнительная

1. Никаноров, А.М. Экология / А.М. Никаноров, Т.А Хоружая. – М.: «Приор», 2000. – с. 220 — 237.

Нормативы качества окружающей среды

Нормативы качества окружающей среды – это нормативы, которые установлены в соответствии с физическими, химическими, биологическими и иными показателями для оценки состояния окружающей среды и при соблюдении которых обеспечивается благоприятная окружающая среда. Данная группа экологических нормативов является одним из критериев определения благоприятности качества окружающей среды и используется при защите экологических прав граждан в суде. 1

В нашей стране данная группа нормативов сложилась одной из первых в мире, установив ПДК сотен вредных веществ в атмосфере, почвах, воде и т.д. Первые нормативы ПДК вредных веществ по питьевой воде были установлены в 1939 г., а к 1991 г. их было 1925. ПДК вредных веществ по атмосферному воздуху были установлены в 1951 г. для 10 вредных веществ, а к 1991 г. их было уже 479. Нормы ПДК в почве были введены с 1980 г., и к 1991 г. их было 109.

Данная группа экологических нормативов введена с целью оценки состояния окружающей среды для сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов. Однако до недавнего времени при определении величины ПДК специально уполномоченные органы ориентировались на экологически обусловленные показатели охраны здоровья человека, не учитывая особенности охраны растительного и животного мира. В связи с этим разрабатываемые и принимаемые нормативы качества окружающей среды были скорее гигиеническими, чем экологическими.

В системе нормативов качества окружающей среды выделяются следующие подгруппы:

Во-первых, нормативы, установленные в соответствии с химическими показателями состояния окружающей среды, в том числе нормативы ПДК химических веществ, включая радиоактивные вещества. Различают максимально разовую и среднесуточную величину ПДК для каждого загрязняющего вещества. Если норматив ПДК, согласно данным мониторинга, превышается, то в результате соответствующих замеров определяется во сколько раз, например, 1,3 ПДК, 5 ПДК, 10 ПДК и т.д.

Во-вторых, нормативы ПДУ воздействий, в том числе вредных физических воздействий (шум, тепло, вибрация, магнитные поля и т.д.) и радиационных воздействий.

В-третьих, нормативы, установленные в соответствии с биологическими показателями состояния окружающей среды, в том числе видов и групп растений, животных и других организмов, используемых как индикаторы качества окружающей среды, а также нормативы ПДК микроорганизмов.

В-четвертых, иные нормативы качества окружающей среды.

При отсутствии ПДК для веществ, содержащихся, например, в сточных водах проектируемых или строящихся предприятий, на стадии предупредительного контроля устанавливаются ОДУ содержания этих веществ в воде, разработанные на основе расчетных и экспресс-экспериментальных методов прогноза токсичности. Сейчас, например, для водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового назначения разработано более 1600 вредных веществ и ОБУВ более 200 веществ.

Как следует из ст. 6 Закона об охране окружающей среды, органы государственной власти субъектов РФ сейчас вправе устанавливать нормативы качества окружающей среды, содержащие соответствующие требования и нормы не ниже требований и норм, установленных на федеральном уровне.

Нормативы качества окружающей среды, наряду с Законом об охране окружающей среды, предусматриваются и актами природоресурсного законодательства.

Так, согласно и. 5 ст. 13 ЗК для оценки состояния почвы в целях охраны здоровья человека и окружающей среды Правительством РФ устанавливаются нормативы ПДК вредных веществ, вредных микроорганизмов и других загрязняющих почву биологических веществ. Для проведения проверки соответствия почвы экологическим нормативам проводятся почвенные, геоботанические, агрохимические и иные обследования. В целях предотвращения деградации земель, восстановления плодородия почв и загрязненных территорий допускается консервация земель с изъятием их из оборота в порядке, установленном Правительством РФ.

Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов (равно как и воздуха), в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами.

Согласно ст. 47 Закона о рыболовстве, нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативы ПДК вредных веществ в водах объектов рыбохозяйственного значения, разрабатываются в порядке, установленном Правительством РФ. Сброс в водные объекты рыбохозяйственного значения и рыбоохранные зоны вредных веществ, ПДК которых в водах водных объектов рыбохозяйственного значения не установлены, запрещается.

При установлении нормативов качества окружающей среды учитываются природные особенности территорий и акваторий, назначение природных и природно-антропогенных объектов, особо охраняемых территорий, а также природных ландшафтов, имеющих особое природоохранное значение. Так, несколько десятилетий назад в связи с ухудшением состояния лесных пород мемориального парка музея-усадьбы Л. Н. Толстого «Ясная Поляна», находившегося в зоне влияния промышленных выбросов Щекинского производственного объединения «Азот», были установлены нормативы ПДК ряда загрязняющих веществ, более жесткие, чем ранее.

Учет природных особенностей территорий и акваторий прямо предусмотрен и рядом современных нормативных правовых актов. Среди них можно отметить Правила разработки и утверждения нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ и нормативов предельно допустимых вредных воздействий на морскую среду и природные ресурсы внутренних морских вод и территориального моря РФ (утверждены постановлением Правительства РФ от 10.03.2000 № 208 «Об утверждении Правила разработки и утверждения нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ и нормативов предельно допустимых вредных воздействий на морскую среду и природные ресурсы внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации»).

Нормативы ПДК вредных веществ в морской среде устанавливаются в целях оценки состояния окружающей природной среды в интересах охраны здоровья человека, сохранения генетического фонда, охраны растительного и животного мира. Нормативы ПДК вредных веществ разрабатываются и утверждаются специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти исходя из целевого назначения водного объекта. Так, для водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения они утверждаются специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области санитарно-эпидемиологического надзора; для водных объектов рыбохозяйственного значения – специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны, контроля и регулирования использования водных биологических ресурсов и среды их обитания по согласованию со специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

31.Ответ. Качество окружающей среды, нормативы качества окружающей среды, их классификация.

Под качеством окружающей природной среды понимается степень со­ответствия природных условий потребностям людей или других живых орга­низмов.

В более широком смысле качество природной среды не ограничивается только степенью соответствия природных условий потребностям популяций, поскольку изменение качества одного элемента природной среды неизбежно нарушает природное равновесие и влечет за собой изменения других элемен­тов биосферы. Так, изменение климатических характеристик атмосферы могут привести к ландшафтным изменениям (опустыниванию, затоплению и др.).

Оценка качества окружающей среды проводится дифференцированно по ряду направлений, по которым анализируется качество воздушного бас­сейна, водной среды, почвенного слоя, продуктов питания и т.д.

Нормативы качества окружающей среды, их классификацияВ Законе Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» установлены требования к нормированию качества среды обитания и уровней воздействия на окружающую среду. Нормативы качества окружающей природной среды определяют научно обоснованную меру сочетания жестких экологических требований общества к качеству среды обитания и возможностей природопользователей соблюдать их в хозяйственной деятельности.

В основу нормативов качества природной среды положены три показателя:

  • медицинский (пороговый уровень угрозы здоровью человека, его ге­нетической программе);

  • технологический (способность экономики обеспечить выполнение ус­тановленных пределов воздействия на человека и условия его жизне­деятельности);

  • научно-технический (способность технических средств обеспечить контроль за соблюдением пределов воздействия по всем параметрам). Нормативы воздействия на окружающую среду устанавливают требо­вания к источнику вредного воздействия, ограничивая его определенной по­роговой величиной. К этим нормативам относятся предельно допустимые нормы сбросов и выбросов вредных веществ химического, физического, био­логического, радиационного и другого воздействия.

32.Ответ. Нормирование качества окружающей среды, основные принципы и практические подходы.

Нормирование качества окружающей природной среды — это установление нормативов предельно допустимых воздействий человека на природу и является центральной идеей Закона «Об охране окружающей природной среды» – раздел 4 (ст.25-34).

Под воздействием понимается антропогенная деятельность, связанная с реализацией экономических, рекреационных, культурных и других интересов человека, вносящая изменения в природную среду.

Разработка нормативов ведется в трех основных направлениях:

1. гигиеническое нормирование качества окружающей среды;

2. экологическое нормирование допустимых нагрузок на экосистему;

3. регламентация объемов загрязнения, поступающих в окружающую природную среду.

Общие требования к нормам качества: экологическая безопасность населения; сохранение генетического фонда; обеспечение рационального использования и воспроизводства природных условий устойчивого развития хозяйственной деятельности.

Задача экологического нормирования — обеспечение благополучия экологических систем в целом и здоровья человека, т.е. сохранение установившегося в природе равновесия в пределах возможной саморегуляции.

По объектам охранынормативы объединяются в три группы:

1. санитарно- гигиенические нормативы, направленные на охрану здоровья человека (ПДК для водных объектов санитарно- гигиенического и культурно- бытового назначения, ПДК воздуха рабочей зоны и населенных пунктов, нормативы санитарно- защитных зон, уровней радиационных воздействий и др.);

2. производственно- хозяйственные нормативы (ПДВ, ПДС, ОБУВ, различные строительные нормы и правила);

3. собственно экологические нормативы – ПДН — предельно допустимые нагрузки на экосистемы, ПДК для водоемов, используемых в рыбохозяйственных целях, нормативы изъятия природных ресурсов (минеральных, животных и растительных), добычи полезных ископаемых.

По принципам вводимых ограничений подразделяются на группы:

1. нормативы качества или состояния природной среды или объекта;

2. нормативы воздействия на природную среду, природный объект или экосистему.

Гигиенические нормативы устанавливаются в интересах охраны здоровья человека и сохранения генетического фонда некоторых видов растительного и животного мира.

Установленные и утвержденные нормативы обязательны на всей территории РФ (и стран СНГ).

Нормативы качества окружающей среды — предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в природных средах и объектах.

Под ПДК понимают предельно допустимую концентрацию различных видов загрязнителей в воздухе, воде или почве, превышение которой оказывает вредное воздействие на человека, растения или животных.

ПДВ(предельно допустимые выбросы)- это масса выбросов вредных веществ в единицу времени от данного источника или совокупности источников загрязнения атмосферы.

ПДС(предельно допустимый сброс) — масса вещества в сточных водах, максимально допустимая к отведению в данном пункте в единицу времени с целью обеспечения норм качества воды в контрольном пункте.

ПДВ и ПДСявляются основой для планирования мероприятий и проведения экспертизы по предотвращению загрязнения атмосферы и гидросферы.

ЭДК — экологически допустимые концентрации вредных веществ в окружающей среде, не нарушающие гомеостатические механизмы саморегуляции экосистем. На основе ЭДК можно рассчитывать ЭДН.

ЭДН – мера, которая позволит обеспечить баланс экологических и социально-экономических интересов человека- инструмент устойчивого развития общества.

Норма загрязнения — предельная концентрация вещества, поступающего или содержащегося в среде, допускаемая нормативными актами.

В качестве критериев количественной оценки уровня загрязнения окружающей среды используются:

Ø индекс загрязнения (ИЗ)- показатель, качественно и количественно отражающий присутствие в окружающей среде вещества- загрязнителя и степень его воздействия на живые организмы;

Ø фоновая концентрация (ФК) — содержание вещества в объекте окружающей среды, определяемое суммой глобальных и региональных естественных и антропогенных вкладов;

Ø под токсической концентрацией понимают концентрацию вредного вещества, которое способно при различной длительности воздействия вызывать гибель живых организмов или концентрацию вредного начала, вызывающую гибель живых организмов в течение 30 суток в результате воздействия на них вредных веществ.

Вредное вещество — это инородный нехарактерный для природных экосистем ингредиент, оказывающий отрицательное влияние на них и живые организмы, обитающие в этих экосистемах.

По химической природе вредные вещества или токсиканты бывают неорганического происхождения (ртуть, свинец, хром, цинк и др.) и органического (фенолы, нефтепродукты, пестициды и др.) происхождения.

Наиболее приоритетными являются тяжелые металлы (свинец, ртуть, кадмий, медь, никель, кобальт, цинк), обладающие высокой токсичностью и миграционной способностью. Степень загрязнения окружающей среды токсикантами определяется их химически активными миграционными формами и механизмом миграции.

Миграция элементов — это перенос и перераспределение химических элементов в земной коре и на поверхности Земли.

Показателями негативного воздействия элементов и соединений на живые организмы являются токсичность и канцерогенность — это свойства элементов и соединений, отрицательно влияющие на живые организмы и приводящие к уменьшению продолжительности их жизни.

Факторы окружающей среды, влияющие на токсичность: температура, растворенный кислород, рН, жесткость и щелочность воды.

Канцерогенные вещества разделены на три категории: металлосодержащие частицы; водорастворимые соединения металлов; жирорастворимые соединения.

К канцерогенным веществам относятся вещества, воздействие которых достоверно увеличивает частоту возникновения опухолей в популяциях человека или животных.

Химические канцерогенные вещества подразделяются на группы:

· полиароматические углеводороды (ПАУ) и гетероциклические соединения;

· ароматические азотсоединения;

· ароматические аминосоединения;

· нитрозоамины и нитроамины;

· металлы, металлоиды и неорганические соли.

Наибольшее распространение получила классификация загрязняющих веществ по степени опасности. В соответствии с ГОСТ в РФ все вредные вещества по степени опасности разделены на 4 класса:

1 – чрезвычайно опасные

2 – высокоопасные

3 – умеренно опасные

4 – малоопасные.

Опасность химических соединений характеризуют величиной минимально действующей концентрации:

· пороговой дозой концентрации вещества, которая при однократном (остром) или многократном (хроническом) воздействии вызывает явные необратимые изменения жизнедеятельности человека;

· смертельными (летальными) показателями ЛД50 – средней смертельной дозой, вызывающей гибель подопытных животных в 50% случаев;

· абсолютно смертельной дозой, ЛД99, вызывающей 100% гибель животных.

33.ответ. Санитарно-гигиенические нормативы охраны окружающей среды и их практическое использование. Санитарно-гигиенические нормативы. Санитарно-гигиенические нормативы регламентируют условия и характеристики зон источников питье­вого водоснабжения, объектов водопользования, санитарно-защитных зон предприятий и предназначены для защиты здоровья человека и снижения вредного воздействия источников загрязнения на элементы природной среды.

Санитарно-гигиенические нормативы, в свою очередь, включают само­стоятельные группы: гигиенические нормативы и санитарно-защитные.

Гигиенические нормативы отражают предельно допустимые концентра­ции загрязнителей в атмосферном воздухе, водной среде, почве, а также уров­ни вредных физических воздействий (акустических колебаний, электромаг­нитных полей, ионизирующего излучения), величины которых не оказывают какого-нибудь вредного воздействия на организм человека в настоящее время и в отдаленном будущем, а также на здоровье последующих поколений.

Если вещество оказывает вредное воздействие на окружающую приро­ду в меньших концентрациях, чем на организм человека, то при нормирова­нии исходят из порога действия этого вещества на окружающую среду.

К гигиеническим нормативам относят также токсикометрические пока­затели, представляющие собой концентрации, дозы вредных веществ или фи­зические факторы, которые вызывают фиксируемые реакции организма. Эти нормативы наиболее распространены и едины по всей территории страны. Наряду с ними в необходимых случаях устанавливают более жесткие норма­тивы вредных воздействий для отдельных районов.

Санитарно-защитные нормативы предназначены для защиты здоровья человека от вредного воздействия источников загрязнения и обеспечения достаточной чистоты пунктов водопользования. Их используют при образо­вании санитарных зон источников водоснабжения, пунктов водопользования, санитарно-защитных зон предприятий.

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *