О профилактике правонарушений

Федеральный закон «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» от 23.06.2016 N 182-ФЗ (последняя редакция)

23 июня 2016 года N 182-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОСНОВАХ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Принят Государственной Думой 10 июня 2016 года Одобрен Советом Федерации 15 июня 2016 года

  • Глава 1. Общие положения
    • Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
    • Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
    • Статья 3. Правовая основа системы профилактики правонарушений
    • Статья 4. Принципы профилактики правонарушений
    • Статья 5. Субъекты профилактики правонарушений
    • Статья 6. Основные направления профилактики правонарушений
    • Статья 7. Государственные и муниципальные программы в сфере профилактики правонарушений
  • Глава 2. Полномочия, права и обязанности субъектов профилактики правонарушений и лиц, участвующих в профилактике правонарушений
    • Статья 8. Полномочия федеральных органов исполнительной власти в сфере профилактики правонарушений
    • Статья 9. Полномочия органов прокуратуры Российской Федерации в сфере профилактики правонарушений
    • Статья 10. Полномочия следственных органов Следственного комитета Российской Федерации в сфере профилактики правонарушений
    • Статья 11. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере профилактики правонарушений
    • Статья 12. Права органов местного самоуправления в сфере профилактики правонарушений
    • Статья 13. Права лиц, участвующих в профилактике правонарушений
    • Статья 14. Обязанности субъектов профилактики правонарушений и лиц, участвующих в профилактике правонарушений
  • Глава 3. Виды профилактики правонарушений и формы профилактического воздействия
    • Статья 15. Виды профилактики правонарушений
    • Статья 16. Основания для осуществления профилактики правонарушений
    • Статья 17. Формы профилактического воздействия
    • Статья 18. Правовое просвещение и правовое информирование
    • Статья 19. Профилактическая беседа
    • Статья 20. Объявление официального предостережения (предостережения) о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения
    • Статья 21. Профилактический учет
    • Статья 22. Внесение представления об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушения
    • Статья 23. Профилактический надзор
    • Статья 24. Социальная адаптация
    • Статья 25. Ресоциализация
    • Статья 26. Социальная реабилитация
    • Статья 27. Помощь лицам, пострадавшим от правонарушений или подверженным риску стать таковыми
    • Статья 28. Права лиц, в отношении которых применяются меры индивидуальной профилактики правонарушений
  • Глава 4. Организационные основы функционирования системы профилактики правонарушений
    • Статья 29. Функционирование системы профилактики правонарушений
    • Статья 30. Координационные органы в сфере профилактики правонарушений
    • Статья 31. Информационное обеспечение профилактики правонарушений
    • Статья 32. Мониторинг в сфере профилактики правонарушений
  • Глава 5. Заключительные положения
    • Статья 33. Приведение законов и других нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в соответствие с настоящим Федеральным законом
    • Статья 34. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Открыть полный текст документа

Федеральный закон от 23.06.2016 г. № 182-ФЗ

<p>РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации Принят Государственной Думой 10 июня 2016 года Одобрен Советом Федерации 15 июня 2016 года Глава 1. Общие положения Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона 1. Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в сфере профилактики правонарушений в Российской Федерации. 2. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовую и организационные основы системы профилактики правонарушений, общие правила ее функционирования, основные принципы, направления, виды профилактики правонарушений и формы профилактического воздействия, полномочия, права и обязанности субъектов профилактики правонарушений и лиц, участвующих в профилактике правонарушений. Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: 1) правонарушение — преступление или административное правонарушение, представляющие собой противоправное деяние (действие, бездействие), влекущее уголовную или административную ответственность; 2) профилактика правонарушений — совокупность мер социального, правового, организационного, информационного и иного характера, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений, а также на оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения правонарушений или антиобщественного поведения; 3) система профилактики правонарушений — совокупность субъектов профилактики правонарушений, лиц, участвующих в профилактике правонарушений, и принимаемых ими мер профилактики правонарушений, а также основ координации деятельности и мониторинга в сфере профилактики правонарушений; 4) лица, участвующие в профилактике правонарушений, — граждане, общественные объединения и иные организации, оказывающие помощь (содействие) субъектам профилактики правонарушений в рамках реализации своих прав в сфере профилактики правонарушений в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами; 5) организация социального обслуживания — организация, осуществляющая социальное обслуживание (предоставление социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-трудовых, социально-правовых и иных социальных услуг), выступающая в качестве лица, участвующего в профилактике правонарушений; 6) антиобщественное поведение — не влекущие за собой административную или уголовную ответственность действия физического лица, нарушающие общепринятые нормы поведения и морали, права и законные интересы других лиц; 7) мониторинг в сфере профилактики правонарушений — система наблюдений за состоянием профилактики правонарушений, анализ и прогнозирование причин и условий, способствующих совершению правонарушений, а также оценка эффективности деятельности субъектов профилактики правонарушений. Статья 3. Правовая основа системы профилактики правонарушений 1. Правовую основу системы профилактики правонарушений составляют положения Конституции Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, нормы уголовного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации об административных правонарушениях. Правовое регулирование профилактики правонарушений осуществляется в соответствии с федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, законами и другими нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами. 2. Особенности профилактики правонарушений в отдельных сферах общественных отношений определяются соответствующими федеральными законами. Статья 4. Принципы профилактики правонарушений Профилактика правонарушений осуществляется на основе следующих принципов: 1) приоритет прав и законных интересов человека и гражданина при осуществлении профилактики правонарушений; 2) законность; 3) обеспечение системности и единства подходов при осуществлении профилактики правонарушений; 4) открытость, непрерывность, последовательность, своевременность, объективность, достаточность и научная обоснованность принимаемых мер профилактики правонарушений; 5) компетентность при осуществлении профилактики правонарушений; 6) ответственность субъектов профилактики правонарушений и их должностных лиц за обеспечение прав и законных интересов человека и гражданина. Статья 5. Субъекты профилактики правонарушений 1. Субъектами профилактики правонарушений являются: 1) федеральные органы исполнительной власти; 2) органы прокуратуры Российской Федерации; 3) следственные органы Следственного комитета Российской Федерации; 4) органы государственной власти субъектов Российской Федерации; 5) органы местного самоуправления. 2. Субъекты профилактики правонарушений осуществляют свою деятельность в пределах компетенции, установленной настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. Статья 6. Основные направления профилактики правонарушений 1. Профилактика правонарушений осуществляется по следующим основным направлениям: 1) защита личности, общества и государства от противоправных посягательств; 2) предупреждение правонарушений; 3) развитие системы профилактического учета лиц, склонных к совершению правонарушений; 4) охрана общественного порядка, в том числе при проведении спортивных, зрелищных и иных массовых мероприятий; 5) обеспечение общественной безопасности, в том числе безопасности дорожного движения и транспортной безопасности; 6) противодействие незаконной миграции; 7) предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних; 8) противодействие терроризму и экстремистской деятельности, защита потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных и (или) потенциально опасных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей; 9) противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров; 10) обеспечение защиты и охраны частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности; 11) обеспечение экономической безопасности; 12) противодействие коррупции, выявление и устранение причин и условий ее возникновения; 13) обеспечение экологической безопасности, охрана окружающей среды; 14) обеспечение пожарной безопасности; 15) предупреждение, ликвидация и (или) минимизация последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; 16) повышение уровня правовой грамотности и развитие правосознания граждан. 2. Реализация основных направлений профилактики правонарушений осуществляется посредством: 1) выявления, оценки и прогнозирования криминогенных факторов социального характера; 2) правового регулирования профилактики правонарушений; 3) разработки государственных и муниципальных программ в сфере профилактики правонарушений; 4) совершенствования механизмов эффективного взаимодействия субъектов профилактики правонарушений с лицами, участвующими в профилактике правонарушений, по вопросам профилактики правонарушений; 5) выявления и устранения причин и условий, способствующих антиобщественному поведению и совершению правонарушений, в том числе на почве социальной, расовой, национальной или религиозной розни; 6) выявления лиц, склонных к совершению правонарушений; 7) выявления лиц, пострадавших от правонарушений или подверженных риску стать таковыми, и лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации (в том числе лиц, страдающих заболеваниями наркоманией и алкоголизмом, лиц без определенного места жительства); 8) использования видов профилактики правонарушений и форм профилактического воздействия, установленных настоящим Федеральным законом; 9) применения в соответствии с законодательством Российской Федерации специальных мер профилактики правонарушений административного, уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного и оперативно-разыскного характера в целях предупреждения правонарушений; 10) проведения мониторинга в сфере профилактики правонарушений; 11) применения иных мер, предусмотренных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами. 3. Специальные меры профилактики правонарушений, предусмотренные пунктом 9 части 2 настоящей статьи, в пределах установленной компетенции уполномочены применять должностные лица органов прокуратуры Российской Федерации, следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, органов уголовно-исполнительной системы и иных государственных органов, если такое право им предоставлено законодательством Российской Федерации. 4. Лица, участвующие в профилактике правонарушений, применяют меры профилактики правонарушений, предусмотренные пунктами 5-8 части 2 настоящей статьи, в пределах прав, предоставленных им настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. Статья 7. Государственные и муниципальные программы в сфере профилактики правонарушений 1. Федеральные органы исполнительной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации в целях реализации государственной политики в сфере профилактики правонарушений в соответствии с требованиями бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в сфере стратегического планирования разрабатывают государственные программы Российской Федерации в сфере профилактики правонарушений и государственные программы субъектов Российской Федерации в сфере профилактики правонарушений соответственно. 2. Органы местного самоуправления вправе разрабатывать муниципальные программы в сфере профилактики правонарушений. Глава 2. Полномочия, права и обязанности субъектов профилактики правонарушений и лиц, участвующих в профилактике правонарушений Статья 8. Полномочия федеральных органов исполнительной власти в сфере профилактики правонарушений Федеральные органы исполнительной власти в пределах своей компетенции: 1) вырабатывают государственную политику в сфере профилактики правонарушений и обеспечивают ее реализацию; 2) осуществляют нормативно-правовое регулирование в сфере профилактики правонарушений; 3) создают ведомственные координационные органы в сфере профилактики правонарушений, осуществляют координацию деятельности по профилактике правонарушений в подведомственных органах и организациях; 4) обеспечивают взаимодействие субъектов профилактики правонарушений и лиц, участвующих в профилактике правонарушений; 5) формируют и представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти официальную статистическую информацию о профилактике правонарушений; 6) осуществляют профилактику правонарушений в формах профилактического воздействия, предусмотренных частью 1 статьи 17 настоящего Федерального закона, в соответствии с компетенцией, установленной настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами; 7) осуществляют иные полномочия в сфере профилактики правонарушений, предусмотренные законодательством Российской Федерации. Статья 9. Полномочия органов прокуратуры Российской Федерации в сфере профилактики правонарушений 1. Органы прокуратуры Российской Федерации осуществляют профилактику правонарушений, обеспечивая надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и их должностными лицами в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации». 2. При осуществлении профилактики правонарушений органы прокуратуры Российской Федерации обладают полномочиями субъекта профилактики правонарушений в пределах своей компетенции. Статья 10. Полномочия следственных органов Следственного комитета Российской Федерации в сфере профилактики правонарушений 1. Следственные органы Следственного комитета Российской Федерации осуществляют профилактику правонарушений в пределах полномочий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 28 декабря 2010 года № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» и другими федеральными законами. 2. При осуществлении профилактики правонарушений следственные органы Следственного комитета Российской Федерации обладают полномочиями субъекта профилактики правонарушений в пределах своей компетенции. Статья 11. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере профилактики правонарушений Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», другими федеральными законами в пределах своей компетенции: 1) осуществляют нормативно-правовое регулирование в сфере профилактики правонарушений; 2) разрабатывают и принимают меры по реализации государственной политики в сфере профилактики правонарушений в установленной сфере деятельности на территориях субъектов Российской Федерации; 3) обеспечивают взаимодействие субъектов профилактики правонарушений и лиц, участвующих в профилактике правонарушений, на уровне субъектов Российской Федерации; 4) создают координационные органы в сфере профилактики правонарушений; 5) утверждают и контролируют исполнение бюджетов субъектов Российской Федерации в части расходов на профилактику правонарушений; 6) осуществляют профилактику правонарушений в формах профилактического воздействия, предусмотренных пунктами 1, 7-10 части 1 статьи 17 настоящего Федерального закона; 7) осуществляют иные полномочия в сфере профилактики правонарушений. Статья 12. Права органов местного самоуправления в сфере профилактики правонарушений Органы местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другими федеральными законами в пределах своей компетенции обладают следующими правами: 1) принимают муниципальные правовые акты в сфере профилактики правонарушений; 2) создают координационные органы в сфере профилактики правонарушений; 3) принимают меры по устранению причин и условий, способствующих совершению правонарушений; 4) обеспечивают взаимодействие лиц, участвующих в профилактике правонарушений, на территории муниципального образования; 5) осуществляют профилактику правонарушений в формах профилактического воздействия, предусмотренных пунктами 1, 7-10 части 1 статьи 17 настоящего Федерального закона; 6) реализуют иные права в сфере профилактики правонарушений. Статья 13. Права лиц, участвующих в профилактике правонарушений 1. Лица, участвующие в профилактике правонарушений, вправе участвовать в профилактике правонарушений в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. 2. Лица, участвующие в профилактике правонарушений, реализуют свои права в сфере профилактики правонарушений в формах профилактического воздействия, предусмотренных пунктами 1, 7-10 части 1 статьи 17 настоящего Федерального закона, а также посредством добровольного участия в мероприятиях по охране общественного порядка и других социально значимых мероприятиях, содействия правоохранительным органам и иным субъектам профилактики правонарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации. 3. Общественные объединения и иные организации реализуют свои права в сфере профилактики правонарушений посредством участия в формах профилактического воздействия, предусмотренных пунктами 1, 7-10 части 1 статьи 17 настоящего Федерального закона, участия в реализации государственных и муниципальных программ в сфере профилактики правонарушений, выявления причин и условий, способствующих совершению правонарушений, разработки и проведения мероприятий по их предупреждению, участия в мероприятиях по охране общественного порядка и других социально значимых мероприятиях в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статья 14. Обязанности субъектов профилактики правонарушений и лиц, участвующих в профилактике правонарушений 1. Субъекты профилактики правонарушений и лица, участвующие в профилактике правонарушений, при осуществлении профилактики правонарушений обязаны: 1) соблюдать законодательство Российской Федерации о профилактике правонарушений, законы и другие нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы профилактики правонарушений; 2) соблюдать права и законные интересы граждан и организаций; 3) соблюдать конфиденциальность полученной при осуществлении профилактики правонарушений информации, если ее распространение ограничено законодательством Российской Федерации; 4) исполнять иные обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации. 2. Субъекты профилактики правонарушений обязаны обеспечивать доступ к информации о своей деятельности по профилактике правонарушений способами, предусмотренными законодательством Российской Федерации об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также путем размещения ее в средствах массовой информации по официальным запросам, проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов, если иное не установлено федеральными законами.</p>

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

УДК 343.9

DOI 10.33463/1999-9917.2019.27(1-4).4.490-495

ДМИТРИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ ГОРБАНЬ,

кандидат юридических наук, старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела научного центра, Академия ФСИН России, г. Рязань, Российская Федерация, e-mail: dimas8807@mail.ru;

ОЛЬГА СЕРГЕЕВНА ЕФРЕМОВА, кандидат юридических наук, старший преподаватель-методист отдела организации межвузовской учебно-методической работы, Академия ФСИН России, г. Рязань, Российская Федерация, e-mail: efremova.o-s@yandex.ru

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Для цитирования

Аннотация. Профилактика правонарушений является одним из приоритетных направлений деятельности нашего государства. Вместе с тем рассматриваемая сфера общественных отношений на сегодняшний день не лишена некоторых проблем, даже после принятия нового и совершенствования действующего законодательства. Эти проблемы касаются правовой регламентации деятельности субъектов профилактики правонарушений. В частности, в научной литературе не утихают споры вокруг перечня субъектов профилактики, который в законодательстве является закрытым и достаточно сжатым. Существуют также недостатки в деятельности отдельных субъектов профилактики правонарушений.

В статье на основе анализа различных точек зрения ученых-криминологов по данному вопросу, а также результатов проведенных исследований предпринята попытка комплексного изучения проблемных вопросов субъектов профилактики правонарушений. Рассмотрено общее понятие субъекта профилактики правонарушений, выделены его признаки. Изложены теоретическая и законодательная классификации субъектов профилактики правонарушений. Проанализированы проблемные вопросы деятельности отдельных субъектов профилактики право© Горбань Д. В., Ефремова О. С., 2019

1^®©© Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0

нарушений: федеральных органов исполнительной власти, органов прокуратуры Российской Федерации, следственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. На основании проведенного анализа предлагаются некоторые организационные и правовые меры по совершенствованию деятельности субъектов профилактики правонарушений: усиление роли прокурорского надзора в сфере профилактики правонарушений; корректировка штатного расписания органов Следственного комитета Российской Федерации; принятие межведомственных совместных приказов о взаимодействии Следственного комитета Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации и органов прокуратуры; усиление качества комплексных региональных программ по профилактике преступлений и пр. Предлагается также законодательно закрепить понятие «субъект профилактики правонарушений».

Ключевые слова: предупреждение правонарушений, субъект, правонарушение, региональная преступность, система предупреждения преступлений, региональная программа, силовые министерства.

Одним из важнейших элементов системы профилактики правонарушений является субъект данной деятельности. Без него невозможно себе представить осуществление комплексной деятельности в сфере противодействия преступности.

Обратимся к этимологии слова «субъект». Оно употребляется в различных областях научных знаний, например в психологии, философии, логике, религии и соответственно в каждой из них имеет свое значение. В юридической литературе изучаемое понятие также встречается довольно часто, в том числе в следующих трактовках: «субъект права», «субъект преступления» и др. Содержание указанных понятий сводится к тому, что субъект обладает какими-либо важными признаками, присущими только ему, а также может реализовывать комплекс закрепленных в законе прав и исполнять ряд обязанностей.

Проблеме субъекта предупреждения преступлений в криминологической науке уделяется много внимания. Рассмотрим подходы ученых к понятию «субъект предупреждения преступлений».

Ю. М. Антонян к числу субъектов предупреждения преступлений относит государство (государственные организации), а также все общество. В компетенцию субъектов предупреждения преступлений входит осуществление борьбы с преступностью .

Субъекты профилактики правонарушений — это органы или учреждения, в обязанности которых входят разработка и реализация мер по профилактике правонарушений.

Г Г Смирнов выделяет признаки субъектов предупреждения преступлений:

— необходимость достижения целей предупредительной деятельности при ее осуществлении;

— обладание определенной компетенцией в сфере предупреждения преступлений (права, обязанности, а также ответственность);

— наличие комплексного обеспечения предупредительной деятельности (материального, технического и др.), в том числе криминологического .

В научной литературе получила широкое освещение теоретическая классификация субъектов профилактической деятельности. Однако необходимо отметить, что наличие теоретической классификации субъектов предупреждения преступлений в регионе

зависит от субъективного мнения и подхода к исследованию того или иного ученого-криминолога.

В связи с наличием большого количества подходов к классификации субъектов предупреждения преступлений в научной литературе считаем наиболее правильной законодательную классификацию субъектов профилактики правонарушений. Она закреплена в ст. 5 Федерального закона от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 182-ФЗ).

Перечень субъектов профилактики согласно ст. 5 Федерального закона № 182-ФЗ является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию. Однако данная позиция законодателя ставится под сомнение некоторыми учеными.

С. В. Максимов и Н. В. Валуйсков указывают на необоснованное сужение системы субъектов профилактики правонарушений. В частности, авторы указывают на отсутствие критерия, по которому законодатель сформировал систему субъектов профилактической деятельности .

По мнению указанных исследователей, в систему субъектов предупреждения преступлений должны быть включены Президент РФ, председатель Совета Безопасности РФ, руководитель Следственного комитета РФ и другие государственные органы и учреждения, а также их должностные лица, организации правоохранительной направленности и граждане. К субъектам профилактики преступлений в научной литературе предлагают относить семью, СМИ, судебные органы и др.

Анализ приведенных выше точек зрения ученых позволяет сделать вывод о необходимости расширения системы субъектов профилактической деятельности путем внесения изменений в ст. 5 Федерального закона № 182-ФЗ с перечислением их в данной статье либо дополнения ее словами: «иные субъекты, если это предусмотрено действующим законодательством РФ».

Перейдем к анализу проблемных вопросов деятельности субъектов профилактики правонарушений с учетом их законодательной классификации.

Федеральные органы исполнительной власти включают в себя структуру органов, реализующих три различные по содержанию функции: правоприменительную, контрольно-надзорную и нормативно-правовую. Структура данных органов определена в одноименном Указе Президента РФ от 21 мая 2012 г. № 636.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В числе федеральных органов исполнительной власти мы можем выделить так называемую группу силовых. К ним относятся МВД России, Минюст России, ФСИН России, ФСБ России и др.

Основные субъекты профилактики правонарушений в данной группе силовых министерств и служб в научной литературе — МВД России и ФСИН России. Деятельность ФСИН России связана с предупреждением преступлений в период отбывания осужденными уголовных наказаний (пенитенциарная преступность). Данная деятельность, несомненно, является очень важной для обеспечения стабильности и безопасности нашего государства.

На основании изложенного мы можем сделать вывод о том, что в структуре федеральных органов исполнительной власти России не все министерства, службы и агентства выполняют функции по профилактике правонарушений. Непосредственную деятельность в данном направлении осуществляют так называемые силовые министерства и ведомства, в числе которых МВД России и ФСИН России.

Считаем необходимым указать в ст. 5 Федерального закона № 182-ФЗ министерства, агентства и службы, непосредственно участвующие в деятельности по предупреждению преступлений, а не все федеральные органы исполнительной власти. Для этого предлагаем внести соответствующие изменения в названную статью Федерального закона.

Органы прокуратуры составляют централизованную систему, каждый элемент которой осуществляет надзор за соблюдением действующего законодательства, в том числе в сфере профилактики правонарушений (ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре»).

Важное профилактическое значение оказывают региональные органы прокуратуры. Прокуратура субъектов РФ — это так называемая прокуратура второго звена по сравнению с центральным аппаратом прокуратуры РФ.

При осуществлении профилактики правонарушений органы прокуратуры РФ и субъектов РФ применяют следующие формы: надзор, координация, информирование.

На сегодняшний день прокурорский надзор за профилактикой правонарушений требует усиления по некоторым из направлений. Данная позиция также подтверждается учеными-криминологами.

Практически повсеместно должностными лицами органов прокуратуры отмечаются недостатки в профилактической работе участковых уполномоченных полиции. Данные недостатки касаются в том числе осуществления участковыми индивидуальной профилактической работы.

Отдельным направлением деятельности в сфере прокурорского надзора выступает надзор за реализацией Федерального закона от 6 апреля 2014 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» со стороны участковых уполномоченных полиции.

На сегодняшний день к приоритетным направлениям прокурорского надзора в сфере профилактики правонарушений мы можем отнести:

— осуществление надзора за освоением бюджетных средств в рамках реализации комплексных региональных программ профилактики правонарушений;

— осуществление надзора за деятельностью следственных органов и органов дознания по отдельным видам преступлений: экстремизм, незаконный оборот наркотиков, преступность несовершеннолетних, легализация преступных доходов и др.

В сфере совершенствования прокурорского надзора за деятельностью по профилактике правонарушений, по нашему мнению, необходима реализация следующих мероприятий:

— координация деятельности субъектов профилактики правонарушений;

— повышение уровня межведомственного взаимодействия;

— усиление координационной, надзорной и информационно-аналитической работы органов прокуратуры;

— принятие, совершенствование и приведение в соответствие с федеральным законодательством региональных законов «О профилактике правонарушений» и межведомственных совместных приказов в указанной сфере общественных отношений.

Следственные органы Следственного комитета Российской Федерации являются федеральными органами, которые осуществляют полномочия в сфере уголовного судопроизводства (ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. № 403-Ф3 «О Следственном комитете Российской Федерации»).

Следственный комитет имеет трехуровневую структуру: центральный аппарат; региональные следственные управления; межрайонные следственные отделы и отделения в районах и городах.

Основные задачи следственных органов на сегодняшний день — профилактика преступлений, а также оперативное и качественное расследование уголовных дел. Кроме того, особое значение придается профилактике преступлений, совершаемых в отношении несовершеннолетних. Следственный комитет Российской Федерации также расследует и пресекает преступления коррупционной направленности, а также некоторые резонансные преступления.

Все указанные направления работы Следственного комитета РФ, несомненно, относятся и к предупредительной деятельности его подразделений в регионах России.

Тем не менее ряд исследователей отмечают организационные и правовые проблемы в деятельности Следственного комитета Российской Федерации. В частности, они касаются нормативно-правового регулирования деятельности Следственного комитета Российской Федерации: в его структуре отсутствуют подразделения, осуществляющие оперативно-розыскные мероприятия.

В научной литературе обозначается проблема взаимодействия органов Следственного комитета РФ с оперативными органами МВД России, а также с органами прокуратуры.

Первую из указанных проблем деятельности Следственного комитета РФ можно решить путем корректировки его штатного расписания, а также внесения изменений в ст. 13 «Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность» Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». Вторую обозначенную проблему необходимо решать с помощью принятия межведомственных совместных приказов о взаимодействии Следственного комитета РФ, МВД России и органов прокуратуры.

Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления закреплены в ст. 11 Федерального закона № 182-ФЗ.

В сфере профилактики правонарушений органы государственной власти субъектов Российской Федерации разрабатывают специализированные региональные комплексные программы по профилактике правонарушений, которые наиболее действенны и эффективны, так как принимаются на местах с учетом особенностей преступности того или иного региона России.

Замыкают перечень субъектов профилактической деятельности органы местного самоуправления, имеющие широкие полномочия в сфере предупреждения региональной преступности.

Согласно положениям действующего федерального законодательства органы местного самоуправления разрабатывают, а также утверждают региональные комплексные программы по профилактике правонарушений.

В научной литературе отмечается ряд существенных недостатков в данных видах программ. В частности, они не учитывают специфику преступности на территории региона, содержат мероприятия общего характера и др.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рассмотрев проблемные вопросы деятельности субъектов профилактики правонарушений, мы можем сделать следующие выводы:

— в научной литературе содержатся различные подходы к понятию «субъект предупреждения преступлений». В Федеральном законе № 182-ФЗ отсутствует данное понятие, что, несомненно, является пробелом и требует его восполнения. В литературе также отмечается большое количество подходов к классификации субъектов РФ по различ-

ным основаниям. По нашему мнению, в данном вопросе необходимо придерживаться законодательной классификации субъектов профилактики правонарушений, несмотря на то что она подвергается научной критике. Законодательная классификация субъектов профилактики правонарушений требует конкретизации и расширения;

— в сфере совершенствования деятельности субъектов профилактики правонарушений нами предлагаются следующие организационные и правовые меры:

внесение изменений в ст. 5 Федерального закона № 182-ФЗ с указанием в ней только министерств, агентств и служб, непосредственно участвующих в деятельности по предупреждению преступлений, а не всех федеральных органов исполнительной власти РФ;

усиление роли прокурорского надзора в сфере профилактики правонарушений (координация деятельности субъектов профилактики правонарушений и др.);

корректировка штатного расписания органов Следственного комитета РФ, а также внесение соответствующих изменений в ст. 13 «Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность»;

принятие межведомственных совместных приказов о взаимодействии Следственного комитета Российской Федерации, МВД России и органов прокуратуры;

усиление качества комплексных региональных программ по профилактике преступлений, которые в своем содержании должны учитывать специфику преступности на территории региона, а также актуальные направления, меры и способы противодействия преступности.

Библиографический список

1. Антонян Ю. М. Общая концепция предупреждения преступности // Человек: преступление и наказание. 2013. № 3. С. 21-29.

Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации.

22 сентября 2016 года вступили в силу положения Федерального закона от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон).

Предметом регулирования Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в сфере профилактики правонарушений в Российской Федерации.

Федеральный закон устанавливает правовую и организационные основы системы профилактики правонарушений, общие правила ее функционирования, основные принципы, направления, виды профилактики правонарушений и формы профилактического воздействия, полномочия, права и обязанности субъектов профилактики правонарушений и лиц, участвующих в профилактике правонарушений.

Под профилактикой правонарушений понимается совокупность мер социального, правового, организационного, информационного и иного характера, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений, а также на оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения правонарушений или антиобщественного поведения.

Принципы профилактики правонарушений:

Профилактика правонарушений осуществляется на основе следующих принципов:

— приоритет прав и законных интересов человека и гражданина при осуществлении профилактики правонарушений;

— законность;

— обеспечение системности и единства подходов при осуществлении профилактики правонарушений;

— открытость, непрерывность, последовательность, своевременность, объективность, достаточность и научная обоснованность принимаемых мер профилактики правонарушений;

— компетентность при осуществлении профилактики правонарушений;

— ответственность субъектов профилактики правонарушений и их должностных лиц за обеспечение прав и законных интересов человека и гражданина.

Субъекты профилактики правонарушений:

— федеральные органы исполнительной власти;

— органы прокуратуры Российской Федерации;

— следственные органы Следственного комитета Российской Федерации;

— органы государственной власти субъектов Российской Федерации;

— органы местного самоуправления.

Основные направления профилактики правонарушений:

— защита личности, общества и государства от противоправных посягательств;

— предупреждение правонарушений;

— развитие системы профилактического учета лиц, склонных к совершению правонарушений;

— охрана общественного порядка, в том числе при проведении спортивных, зрелищных и иных массовых мероприятий;

— обеспечение общественной безопасности, в том числе безопасности дорожного движения и транспортной безопасности;

— противодействие незаконной миграции;

— предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних;

— противодействие терроризму и экстремистской деятельности, защита потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных и (или) потенциально опасных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей;

— противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;

— обеспечение защиты и охраны частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;

— обеспечение экономической безопасности;

— противодействие коррупции, выявление и устранение причин и условий ее возникновения;

— обеспечение экологической безопасности, охрана окружающей среды;

— обеспечение пожарной безопасности;

— предупреждение, ликвидация и (или) минимизация последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

— повышение уровня правовой грамотности и развитие правосознания граждан.

Полномочия субъектов профилактики правонарушений:

Федеральные органы исполнительной власти в пределах своей компетенции:

— вырабатывают государственную политику в сфере профилактики правонарушений и обеспечивают ее реализацию;

— осуществляют нормативно-правовое регулирование в сфере профилактики правонарушений;

— создают ведомственные координационные органы в сфере профилактики правонарушений, осуществляют координацию деятельности по профилактике правонарушений в подведомственных органах и организациях;

— обеспечивают взаимодействие субъектов профилактики правонарушений и лиц, участвующих в профилактике правонарушений;

— формируют и представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти официальную статистическую информацию о профилактике правонарушений;

— осуществляют профилактику правонарушений в формах профилактического воздействия в соответствии с компетенцией, установленной Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами;

— осуществляют иные полномочия в сфере профилактики правонарушений, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Органы прокуратуры Российской Федерации осуществляют профилактику правонарушений, обеспечивая надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и их должностными лицами в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации».

Следственные органы Следственного комитета Российской Федерации осуществляют профилактику правонарушений в пределах полномочий, предусмотренных Федеральным законом, Федеральным законом «О Следственном комитете Российской Федерации» и другими федеральными законами.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом, Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», другими федеральными законами в пределах своей компетенции:

— осуществляют нормативно-правовое регулирование в сфере профилактики правонарушений;

— разрабатывают и принимают меры по реализации государственной политики в сфере профилактики правонарушений в установленной сфере деятельности на территориях субъектов Российской Федерации;

— обеспечивают взаимодействие субъектов профилактики правонарушений и лиц, участвующих в профилактике правонарушений, на уровне субъектов Российской Федерации;

— создают координационные органы в сфере профилактики правонарушений;

— утверждают и контролируют исполнение бюджетов субъектов Российской Федерации в части расходов на профилактику правонарушений;

— осуществляют профилактику правонарушений в формах профилактического воздействия, предусмотренных Федеральным законом;

— осуществляют иные полномочия в сфере профилактики правонарушений.

Органы местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другими федеральными законами в пределах своей компетенции обладают следующими правами:

— принимают муниципальные правовые акты в сфере профилактики правонарушений;

— создают координационные органы в сфере профилактики правонарушений;

— принимают меры по устранению причин и условий, способствующих совершению правонарушений;

— обеспечивают взаимодействие лиц, участвующих в профилактике правонарушений, на территории муниципального образования;

— осуществляют профилактику правонарушений в формах профилактического воздействия, предусмотренных Федеральным законом;

— реализуют иные права в сфере профилактики правонарушений.

Виды профилактики правонарушений:

Общая профилактика правонарушений направлена на выявление и устранение причин, порождающих правонарушения, и условий, способствующих совершению правонарушений или облегчающих их совершение, а также на повышение уровня правовой грамотности и развитие правосознания граждан.

Индивидуальная профилактика правонарушений направлена на оказание воспитательного воздействия на лиц, на устранение факторов, отрицательно влияющих на их поведение, а также на оказание помощи лицам, пострадавшим от правонарушений или подверженным риску стать таковыми. Индивидуальная профилактика правонарушений может осуществляться с применением специальных мер профилактики правонарушений.

Формы профилактического воздействия:

— правовое просвещение и правовое информирование;

— профилактическая беседа;

— объявление официального предостережения (предостережения) о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения;

— профилактический учет;

— внесение представления об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушения;

— профилактический надзор;

— социальная адаптация;

— ресоциализация;

— социальная реабилитация;

— помощь лицам, пострадавшим от правонарушений или подверженным риску стать таковыми.

Глава 3. ВИДЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ФОРМЫ
ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

Федеральный закон от 23.06.2016 N 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации»

  • Статья 15. Виды профилактики правонарушений
  • Статья 16. Основания для осуществления профилактики правонарушений
  • Статья 17. Формы профилактического воздействия
  • Статья 18. Правовое просвещение и правовое информирование
  • Статья 19. Профилактическая беседа
  • Статья 20. Объявление официального предостережения (предостережения) о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения
  • Статья 21. Профилактический учет
  • Статья 22. Внесение представления об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушения
  • Статья 23. Профилактический надзор
  • Статья 24. Социальная адаптация
  • Статья 25. Ресоциализация
  • Статья 26. Социальная реабилитация
  • Статья 27. Помощь лицам, пострадавшим от правонарушений или подверженным риску стать таковыми
  • Статья 28. Права лиц, в отношении которых применяются меры индивидуальной профилактики правонарушений

Открыть полный текст документа

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *