Об аттестации государственных гражданских служащих

Содержание

Об утверждении Положения о порядке проведения аттестации муниципальных служащих Администрации города Тюмени (с изменениями на 27 декабря 2019 года)

Об утверждении Положения о порядке проведения аттестации муниципальных служащих Администрации города Тюмени

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ТЮМЕНИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 27 октября 2011 года N 1095
Об утверждении Положения о порядке проведения аттестации муниципальных служащих Администрации города Тюмени

(с изменениями на 27 декабря 2019 года)

В соответствии с Федеральным законом от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Законом Тюменской области от 05.07.2007 N 10 «О муниципальной службе в Тюменской области», руководствуясь статьей 58 Устава города Тюмени:

1. Утвердить Положение о порядке проведения аттестации муниципальных служащих Администрации города Тюмени (приложение 1 к настоящему распоряжению).

2. Утвердить Положение об аттестационных комиссиях Администрации города Тюмени (приложение 2 к настоящему распоряжению).

3. Признать утратившими силу:

распоряжение Главы Администрации города Тюмени от 24.10.2007 N 283-рг «Об утверждении Положения об аттестационных комиссиях Администрации города Тюмени»;

распоряжение Администрации города Тюмени от 25.10.2007 N 1515-рк «Об утверждении Положения о проведении аттестации муниципальных служащих Администрации города Тюмени»;

распоряжение Главы Администрации города Тюмени от 19.02.2008 N 544-рг «О внесении изменений в распоряжение Главы Администрации города Тюмени от 24.10.2007 N 283-рг»;

пункт 2 распоряжения Администрации города Тюмени от 05.05.2009 N 717 «О внесении изменений в распоряжения Администрации города Тюмени от 14.01.2002 N 77, от 25.10.2007 N 1515-рк, от 02.02.2009 N 62-рк»;

распоряжение Администрации города Тюмени от 05.05.2009 N 718 «О внесении изменений в распоряжение Главы Администрации города Тюмени от 24.10.2007 N 283-рг»;

распоряжение Администрации города Тюмени от 22.07.2009 N 1252 «О внесении изменений в распоряжение Главы Администрации города Тюмени от 24.10.2007 N 283-рг»;

распоряжение Администрации города Тюмени от 09.09.2009 N 1461 «О внесении изменений в распоряжение Главы Администрации города Тюмени от 24.10.2007 N 283-рг»;

распоряжение Администрации города Тюмени от 12.10.2009 N 1558 «О внесении изменений в распоряжение Главы Администрации города Тюмени от 24.10.2007 N 283-рг»;

распоряжение Администрации города Тюмени от 30.10.2009 N 1672 «О внесении изменений в распоряжение Главы Администрации города Тюмени от 24.10.2007 N 283-рг»;

пункты 1 и 2 распоряжения Администрации города Тюмени от 10.02.2010 N 137 «О внесении изменений в распоряжения Главы Администрации города Тюмени, Администрации города Тюмени и признании утратившим силу распоряжения Главы города Тюмени от 06.06.2006 N 115-рг»;

пункт 1 распоряжения Администрации города Тюмени от 28.01.2011 N 92 «О внесении изменений в распоряжения Администрации города Тюмени от 25.10.2007 N 1515-рк, от 22.07.2009 N 1254»;

пункты 1 и 4 распоряжения Администрации города Тюмени от 16.03.2011 N 333 «О внесении изменений в распоряжения Администрации города Тюмени от 25.10.2007 N 1515-рк, от 22.07.2009 N 1254, от 28.01.2011 N 92, распоряжение Главы Администрации города Тюмени от 24.10.2007 N 283-рг».

Глава Администрации города
А.В.МООР

Приложение 1. Положение о порядке проведения аттестации муниципальных служащих администрации города Тюмени

Приложение 1
к распоряжению
от 27.10.2011 N 1095

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет в соответствии с Федеральным законом от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Законом Тюменской области от 05.07.2007 N 10 «О муниципальной службе в Тюменской области» порядок проведения аттестации муниципальных служащих Администрации города Тюмени (далее — аттестация).

(в ред. распоряжения Администрации города Тюмени от 27.12.2019 N 1130)

1.2. Аттестация — оценка уровня профессиональной подготовки и соответствия муниципального служащего замещаемой должности муниципальной службы.

1.3. Аттестации подлежат муниципальные служащие, замещающие должности муниципальной службы в Администрации города Тюмени, предусмотренные реестром должностей муниципальной службы в Тюменской области.

(в ред. распоряжения Администрации города Тюмени от 24.12.2013 N 915)

1.4. Аттестация муниципальных служащих основывается на принципах:

законности;

объективности;

гласности;

обязательности прохождения аттестации;

периодичности прохождения аттестации.

1.5. Аттестация муниципального служащего проводится один раз в три года.

1.6. Аттестация призвана способствовать:

а) формированию кадрового состава муниципальной службы в органах местного самоуправления;

б) повышению профессионального уровня муниципальных служащих.

1.7. Аттестации не подлежат муниципальные служащие:

а) замещающие должности муниципальной службы менее одного года;

б) достигшие возраста 60 лет;

в) беременные женщины;

г) находящиеся в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет; аттестация указанных муниципальных служащих возможна не ранее чем через один год после выхода из отпуска;

д) замещающие должности муниципальной службы на основании срочного трудового договора (контракта).

2. Подготовка к аттестации

2.1. Аттестацию муниципальных служащих осуществляет аттестационная комиссия Администрации города Тюмени (далее — аттестационная комиссия).

Порядок формирования аттестационной комиссии, права и обязанности председателя комиссии, заместителя председателя комиссии, секретаря и членов комиссии устанавливаются Положением об аттестационных комиссиях Администрации города Тюмени (приложение 2 к настоящему распоряжению).

2.2. Список лиц, подлежащих аттестации, график и форма проведения аттестации утверждаются муниципальным правовым актом представителя нанимателя (работодателя) и доводятся до сведения каждого аттестуемого муниципального служащего не позднее чем за два месяца до начала их аттестации. Аттестация может проводиться в форме тестирования, собеседования, разбора конкретных ситуаций и иных формах, в ходе которых выявляются знание муниципальным служащим действующего законодательства, научных рекомендаций и передового опыта в сфере его деятельности, специальные знания по профилю деятельности.

2.3. В графике указываются:

а) наименование территориального, отраслевого (функционального) органа Администрации города Тюмени, в котором проводится аттестация;

б) дата и время проведения аттестации;

в) фамилия, имя, отчество и должность аттестуемых муниципальных служащих;

г) дата представления в аттестационную комиссию необходимых документов с указанием должностей работников, ответственных за их подготовку.

2.4. Не позднее чем за месяц до проведения аттестации муниципального служащего его непосредственный руководитель представляет в аттестационную комиссию отзыв, в котором отражается мотивированная оценка профессиональных, личностных качеств и результатов служебной деятельности муниципального служащего (приложение 1 к настоящему Положению), и должностную инструкцию, определяющую должностные обязанности муниципального служащего.

Абзац исключен. — Распоряжение Администрации города Тюмени от 25.12.2014 N 1068.

При каждой последующей аттестации в аттестационную комиссию представляются аттестационные листы с данными предыдущих аттестаций.

2.5. Аттестационная комиссия не менее чем за 2 недели до начала аттестации должна ознакомить каждого аттестуемого муниципального служащего с представленным отзывом о его служебной деятельности.

2.6. Аттестуемый муниципальный служащий вправе представить в аттестационную комиссию дополнительные сведения о служебной деятельности за предыдущий период, а также заявление о своем несогласии с представленным отзывом.

2.7. Если муниципальный служащий, по уважительным причинам не имеющий возможности присутствовать на заседании аттестационной комиссии, согласен на проведение аттестации в его отсутствие, он в письменном виде уведомляет об этом аттестационную комиссию.

3. Проведение аттестации

3.1. Аттестация муниципального служащего проводится в его присутствии. В случае неявки муниципального служащего на заседание аттестационной комиссии более 3 раз по причинам, признанным аттестационной комиссией неуважительными, а также в случае, предусмотренном пунктом 2.7 настоящего Положения, аттестационная комиссия вправе принять решение о проведении аттестации муниципального служащего в его отсутствие.

3.2. Аттестация муниципального служащего начинается с доклада председательствующего или одного из членов комиссии, изучившего представленные документы и материалы.

3.3. Аттестационная комиссия рассматривает представленные документы, заслушивает сообщения муниципального служащего, а при необходимости — его непосредственного руководителя и других лиц, приглашенных на заседание аттестационной комиссии.

3.4. Аттестационная комиссия в целях объективного проведения аттестации после рассмотрения представленных муниципальным служащим дополнительных сведений о его служебной деятельности за предшествующий период и его заявления о несогласии с представленным отзывом переносит аттестацию на очередное заседание комиссии.

3.5. В случае проведения аттестации в отсутствие аттестуемого аттестационная комиссия рассматривает представленные документы и в обязательном порядке заслушивает непосредственного руководителя аттестуемого муниципального служащего.

3.6. Обсуждение профессиональных и личных качеств муниципального служащего применительно к его должностным обязанностям и полномочиям должно быть объективным и доброжелательным.

4. Порядок принятия решения аттестационной комиссией

4.1. При принятии решения аттестационной комиссией учитываются квалификационные требования для замещения должности муниципальной службы, степень участия муниципального служащего в решении задач, поставленных перед Администрацией города Тюмени, органом Администрации города, в котором он осуществляет деятельность, сложность выполняемой им работы, ее результативность, дополнительное профессиональное образование, а также в отношении соответствующей группы должностей — организаторские способности муниципального служащего.

(п. 4.1 в ред. распоряжения Администрации города Тюмени от 27.11.2017 N 811)

4.2. Решение аттестационной комиссии, а также рекомендации аттестационной комиссии принимаются в отсутствие аттестуемого и его непосредственного руководителя открытым или тайным голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов аттестационной комиссии.

(п. 4.2 в ред. распоряжения Администрации города Тюмени от 08.08.2013 N 570)

4.3. При равенстве голосов муниципальный служащий признается соответствующим замещаемой должности.

4.4. На период аттестации муниципального служащего, являющегося членом аттестационной комиссии, его членство в этой комиссии приостанавливается.

4.5. По итогам аттестации аттестационная комиссия принимает в отношении муниципального служащего одно из следующих решений:

а) соответствует замещаемой должности муниципальной службы;

б) не соответствует замещаемой должности муниципальной службы;

в) соответствует замещаемой должности муниципальной службы и рекомендуется к включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности муниципальной службы в порядке должностного роста;

г) соответствует замещаемой должности муниципальной службы при условии получения дополнительного профессионального образования.

(в ред. распоряжения Администрации города Тюмени от 24.12.2013 N 915)

4.6. Аттестационная комиссия по результатам аттестации вправе внести на рассмотрение представителю нанимателя (работодателю) мотивированные рекомендации о поощрении отдельных муниципальных служащих за достигнутые ими успехи в работе, в том числе о повышении муниципального служащего в должности, а в случае необходимости — рекомендации об улучшении деятельности аттестуемых муниципальных служащих.

5. Оформление результатов аттестации

5.1. Результаты аттестации заносятся в аттестационный лист (приложение 2 к настоящему Положению). Аттестационный лист подписывается председателем аттестационной комиссии, заместителем председателя аттестационной комиссии, секретарем аттестационной комиссии и членами аттестационной комиссии, присутствовавшими на заседании и принимавшими участие в голосовании. Особое мнение членов аттестационной комиссии является неотъемлемой частью аттестационного листа.

5.2. С аттестационным листом муниципальный служащий знакомится под личную подпись.

5.3. Аттестационный лист муниципального служащего, прошедшего аттестацию, и отзыв на него хранятся в личном деле муниципального служащего.

5.4. Заседание аттестационной комиссии оформляется протоколом, в котором отражается ход ее работы и принятые решения. Протокол подписывается председательствующим на заседании аттестационной комиссии и секретарем аттестационной комиссии. К протоколу прикладываются все материалы, представленные на аттестацию. Другие документы по результатам аттестации не оформляются.

5.5. Материалы аттестации, указанные в настоящем разделе, представляются представителю нанимателя (работодателю) не позднее чем через неделю после ее проведения.

6. Решения, принимаемые по результатам аттестации

6.1. Представитель нанимателя (работодатель) на основании решения аттестационной комиссии о соответствии муниципального служащего замещаемой должности и с учетом ее рекомендаций принимает решение о поощрении отдельных муниципальных служащих за достигнутые ими успехи в работе.

6.2. Представитель нанимателя (работодатель) на основании решения аттестационной комиссии о несоответствии муниципального служащего замещаемой должности принимает решение в срок не более одного месяца со дня аттестации о понижении муниципального служащего в должности с его согласия.

6.3. В случае несогласия муниципального служащего с понижением в должности или невозможности перевода с его согласия на другую должность муниципальной службы представитель нанимателя (работодатель) может в срок не более одного месяца со дня аттестации уволить его с муниципальной службы в связи с несоответствием замещаемой должности вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации. По истечении указанного срока увольнение муниципального служащего или понижение его в должности по результатам данной аттестации не допускается.

7. Итоги аттестации. Рассмотрение трудовых споров

7.1. После проведения аттестации председатель аттестационной комиссии подводит итоги аттестации, обобщает вынесенные аттестационной комиссией рекомендации и предложения муниципальных служащих, составляет отчет о работе аттестационной комиссии.

7.2. Трудовые споры, связанные с аттестацией, рассматриваются в соответствии с действующим законодательством о порядке рассмотрения трудовых споров.

Приложение 1. Отзыв непосредственного руководителя на муниципального служащего для прохождения аттестации

Приложение 1
к Положению о порядке
проведения аттестации
муниципальных служащих
Администрации города Тюмени

(в ред. распоряжений Администрации города Тюмени от 25.12.2014 N 1068, от 13.05.2016 N 295)

ОТЗЫВ

непосредственного руководителя

на муниципального служащего для прохождения аттестации

(Ф.И.О. непосредственного руководителя, должность)

(Ф.И.О. аттестуемого, замещаемая должность на момент проведения аттестации

и дата назначения на должность)

Знаю аттестуемого __________________ лет, как _____________________________

__________ лет аттестуемый работает под моим непосредственным руководством.

1. Профессиональные знания и опыт аттестуемого ____________________________

2. Деловые качества аттестуемого как муниципального служащего _____________

3. Стиль и методы работы аттестуемого _____________________________________

4. Личные качества аттестуемого ___________________________________________

5. Дополнительное профессиональное образование ____________________________

6. Перечень основных вопросов, в решении которых принимал участие

аттестуемый _______________________________________________________________

7. Результативность работы ________________________________________________

8. Возможность профессионального и служебного продвижения _________________

9. Замечания и пожелания аттестуемому _____________________________________

10. Вывод непосредственного руководителя __________________________________

(Соответствует замещаемой должности, соответствует замещаемой должности при

условии (указать условия), не соответствует замещаемой должности)

Непосредственный руководитель аттестуемого ________________________________

(должность

подпись дата Ф.И.О.)

Аттестуемый __________________________________________

(подпись дата)

Приложение 2. Аттестационный лист муниципального служащего

Приложение 2
к Положению о порядке
проведения аттестации
муниципальных служащих
Администрации города Тюмени

(в ред. распоряжения Администрации города Тюмени от 24.12.2013 N 915)

АТТЕСТАЦИОННЫЙ ЛИСТ

муниципального служащего

1. Фамилия, имя, отчество _________________________________________________

2. Дата рождения __________________________________________________________

3. Сведения об образовании, дополнительном профессиональном образовании

(Когда и какую образовательную организацию окончил, специальность

и квалификация по образованию, документы о квалификации, ученая степень,

ученое звание, классный чин, дата присвоения)

4. Замещаемая должность на момент аттестации и дата назначения

(утверждения) на должность ________________________________________________

5. Общий трудовой стаж (в том числе стаж муниципальной службы) ____________

6. Вопросы к муниципальному служащему и краткие ответы на них _____________

7. Замечания и предложения, высказанные аттестационной комиссией __________

8. Замечания и предложения, высказанные муниципальным служащим ____________

9. Краткая оценка выполнения муниципальным служащим рекомендаций предыдущей

аттестации ________________________________________________________________

(Выполнены, выполнены частично, не выполнены)

10. Решение аттестационной комиссии: соответствует замещаемой должности,

соответствует замещаемой должности при условии выполнения рекомендаций

аттестационной комиссии по его служебной деятельности, не соответствует

замещаемой должности (нужное — подчеркнуть).

11. Количественный состав аттестационной комиссии _________________________

На заседании присутствовали _______________ членов аттестационной комиссии.

Количество голосов за _____________________, против _______________________

12. Рекомендации аттестационной комиссии (с указанием мотивов, по которым

они даются) _______________________________________________________________

13. Примечание ____________________________________________________________

Председатель _______________ _____________________

аттестационной комиссии (подпись) (расшифровка подписи)

Заместитель председателя _______________ _____________________

аттестационной комиссии (подпись) (расшифровка подписи)

Секретарь _______________ _____________________

аттестационной комиссии (подпись) (расшифровка подписи)

Члены _______________ _____________________

аттестационной комиссии (подпись) (расшифровка подписи)

_______________ _____________________

(подпись) (расшифровка подписи)

_______________ _____________________

(подпись) (расшифровка подписи)

_______________ _____________________

(подпись) (расшифровка подписи)

_______________ _____________________

(подпись) (расшифровка подписи)

Дата проведения аттестации ________________________________________________

С аттестационным листом ознакомился _______________________________________

(Подпись муниципального служащего)

(Место для печати)

Приложение 3. Порядок подготовки, согласования и представления в аттестационную комиссию отзыва на муниципального служащего, подлежащего аттестации. — Исключен

Приложение 3
к Положению о порядке
проведения аттестации
муниципальных служащих
Администрации города Тюмени

Исключен. — Распоряжение Администрации города Тюмени от 25.12.2014 N 1068.

Приложение 2. Положение об аттестационных комиссиях администрации города Тюмени

Приложение 2
к распоряжению
от 27.10.2011 N 1095

1.1. Настоящее Положение определяет в соответствии с Федеральным законом от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Законом Тюменской области от 05.07.2007 N 10 «О муниципальной службе в Тюменской области» порядок формирования аттестационной комиссии Администрации города Тюмени (далее — аттестационная комиссия), права и обязанности председателя аттестационной комиссии, заместителя председателя аттестационной комиссии, секретаря аттестационной комиссии и членов аттестационной комиссии при проведении аттестации муниципальных служащих Администрации города Тюмени.

(в ред. распоряжений Администрации города Тюмени от 15.02.2012 N 68, от 27.12.2019 N 1130)

1.2. Для организационного и рационального проведения аттестации в зависимости от специфики должностных обязанностей и количества аттестуемых допускается образование нескольких аттестационных комиссий.

(в ред. распоряжения Администрации города Тюмени от 15.02.2012 N 68)

2. Порядок формирования аттестационной комиссии

2.1. Аттестационная комиссия состоит из председателя аттестационной комиссии, заместителя председателя аттестационной комиссии, секретаря аттестационной комиссии и членов аттестационной комиссии. Количественный и персональный состав аттестационной комиссии, изменения в состав аттестационной комиссии утверждаются муниципальным правовым актом представителя нанимателя (работодателя).

2.2. В состав аттестационной комиссии входит не менее 5 человек.

2.3. Председателем аттестационной комиссии является представитель нанимателя (работодателя).

2.4. Заместителем председателя аттестационной комиссии, которая проводит аттестацию муниципальных служащих, назначение которых в соответствии с муниципальным правовым актом Администрации города Тюмени осуществляется распоряжением Главы города Тюмени, является заместитель Главы города Тюмени, координирующий и контролирующий деятельность административного департамента Администрации города Тюмени.

(п. 2.4 в ред. распоряжения Администрации города Тюмени от 26.07.2019 N 601)

2.5. Заместителем председателя аттестационной комиссии, которая проводит аттестацию муниципальных служащих, назначение которых в соответствии с муниципальным правовым актом Администрации города Тюмени осуществляется приказом директора Административного департамента, является заместитель Главы города Тюмени, координирующий и контролирующий деятельность отраслевого (функционального) или территориального органа Администрации города Тюмени (далее — курирующий заместитель Главы города Тюмени) либо руководитель отраслевого (функционального) или территориального органа Администрации города Тюмени (в случае отсутствия курирующего заместителя Главы города Тюмени).

(п. 2.5 в ред. распоряжения Администрации города Тюмени от 26.07.2019 N 601)

2.6. Исключен с 1 августа 2019 года. — Распоряжение Администрации города Тюмени от 26.07.2019 N 601.

2.7. Исключен с 1 января 2018 года. — Распоряжение Администрации города Тюмени от 27.11.2017 N 811.

2.8. Секретарем аттестационной комиссии является работник административного департамента Администрации города Тюмени.

2.9. В состав аттестационной комиссии включаются руководители, специалисты органов Администрации города Тюмени, специалисты правового департамента Администрации города Тюмени, административного департамента Администрации города Тюмени, а также представители научных и образовательных организаций, других организаций, приглашаемые по запросу представителя нанимателя (работодателя) в качестве независимых экспертов — специалистов по вопросам, связанным с муниципальной службой, без указания персональных данных экспертов. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов аттестационной комиссии.

(в ред. распоряжений Администрации города Тюмени от 24.12.2013 N 915, от 05.11.2015 N 890, от 27.12.2019 N 1130)

2.10. На заседание аттестационной комиссии могут приглашаться иные должностные лица Администрации города Тюмени. Приглашенные могут участвовать в работе аттестационной комиссии, вносить дополнения к сообщению муниципального служащего, к его характеристике, сообщать свое мнение по оценке аттестуемого.

(в ред. распоряжения Администрации города Тюмени от 15.02.2012 N 68)

2.11. Состав аттестационной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликта интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые аттестационной комиссией решения.

(п. 2.11 введен распоряжением Администрации города Тюмени от 27.11.2017 N 811)

3. Права и обязанности председателя аттестационной комиссии, заместителя председателя аттестационной комиссии, секретаря аттестационной комиссии и членов аттестационной комиссии

3.1. Заседание аттестационной комиссии созывается председателем аттестационной комиссии и считается правомочным, если на нем присутствуют не менее двух третей от общего числа ее членов.

3.2. Председатель аттестационной комиссии:

а) организует работу аттестационной комиссии;

б) председательствует на заседаниях аттестационной комиссии;

в) распределяет обязанности между членами аттестационной комиссии;

г) ведет личный прием, организует работу аттестационной комиссии по приему муниципальных служащих и рассмотрению их предложений, жалоб, заявлений;

д) определяет по согласованию с другими членами аттестационной комиссии порядок рассмотрения вопросов;

е) запрашивает в соответствии с решением аттестационной комиссии необходимые для ее работы документы.

3.3. В случае временного отсутствия (в том числе: отпуск, командировка, временная нетрудоспособность) председателя аттестационной комиссии его полномочия исполняет заместитель председателя аттестационной комиссии.

3.4. Секретарь аттестационной комиссии совместно с работником административного департамента Администрации города Тюмени, в должностные обязанности которого входит ведение кадрового делопроизводства аттестуемого муниципального служащего, по поручению председателя аттестационной комиссии готовит повестку заседания комиссии, организует работу членов аттестационной комиссии, приглашает на аттестацию муниципальных служащих, готовит необходимые документы и материалы к заседанию аттестационной комиссии, ведет протокол заседания комиссии.

(в ред. распоряжения Администрации города Тюмени от 15.02.2012 N 68)

3.5. Председатель аттестационной комиссии и секретарь аттестационной комиссии совместно с работником административного департамента Администрации города Тюмени, в должностные обязанности которого входит ведение кадрового делопроизводства аттестуемого муниципального служащего, руководители органов Администрации города Тюмени органов несут ответственность за ненадлежащее оформление документов для проведения аттестации.

(в ред. распоряжения Администрации города Тюмени от 15.02.2012 N 68)

3.6. Члены аттестационной комиссии принимают активное участие в проведении аттестации (задают вопросы аттестуемому, вносят предложения по его оценке).

(в ред. распоряжения Администрации города Тюмени от 15.02.2012 N 68)

3.7. На период проведения аттестации муниципального служащего, являющегося членом аттестационной комиссии, его членство в этой комиссии приостанавливается.

(в ред. распоряжения Администрации города Тюмени от 15.02.2012 N 68)

3.8. Исключен. — Распоряжение Администрации города Тюмени от 27.11.2017 N 811.

Приложение. Состав аттестационной комиссии Администрации города Тюмени. — Исключен

Приложение
к Положению
об аттестационных комиссиях
Администрации города Тюмени

Исключен с 1 августа 2019 года. — Распоряжение Администрации города Тюмени от 26.07.2019 N 601.

Аттестация гражданских служащих

Общие положения

Аттестация проводится в целях определения соответствия гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы на основе оценки его профессиональной служебной деятельности.

Аттестация призвана способствовать формированию кадрового состава государственной гражданской службы Российской Федерации, повышению профессионального уровня гражданских служащих, решению вопросов, связанных с определением преимущественного права на замещение должности гражданской службы при сокращении должностей гражданской службы в государственном органе, а также вопросов, связанных с изменением условий оплаты труда гражданских служащих.

Аттестации не подлежат гражданские служащие:

а) проработавшие в занимаемой должности гражданской службы менее одного года;

б) достигшие возраста 60 лет;

в) беременные женщины;

г) находящиеся в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Аттестация указанных гражданских служащих возможна не ранее чем через год после выхода из отпуска;

д) замещающие должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)», с которыми заключен срочный служебный контракт (за исключением гражданских служащих, замещающих отдельные должности гражданской службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, необходимость аттестации которых предусмотрена соответственно указом Президента Российской Федерации или постановлением Правительства Российской Федерации);

е) в течение года со дня сдачи квалификационного экзамена.

Аттестация гражданского служащего проводится один раз в три года. Аттестация гражданских служащих, замещающих отдельные должности гражданской службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, необходимость аттестации которых предусмотрена соответственно указом Президента Российской Федерации или постановлением Правительства Российской Федерации, может проводиться в иные сроки, установленные указанными актами.

До истечения трех лет после проведения предыдущей аттестации может проводиться внеочередная аттестация гражданского служащего.

Внеочередная аттестация может проводиться:

а) по соглашению сторон служебного контракта с учетом результатов годового отчета о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего;

б) по решению представителя нанимателя в лице руководителя государственного органа или представителя этого руководителя, осуществляющих полномочия представителя нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации (далее — представитель нанимателя), после принятия в установленном порядке решения:

о сокращении должностей гражданской службы в государственном органе;

об изменении условий оплаты труда гражданских служащих.

По результатам внеочередной аттестации гражданским служащим, имеющим преимущественное право на замещение должности гражданской службы, могут быть предоставлены для замещения иные должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, в соответствии с частью 3 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Организация проведения аттестации

7. Для проведения аттестации гражданских служащих по решению представителя нанимателя издается правовой акт государственного органа, содержащий положения:

а) о формировании аттестационной комиссии;

б) об утверждении графика проведения аттестации;

в) о составлении списков гражданских служащих, подлежащих аттестации;

г) о подготовке документов, необходимых для работы аттестационной комиссии.

Аттестационная комиссия формируется правовым актом государственного органа в соответствии с частями 9 — 12 статьи 48 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Указанным актом определяются состав аттестационной комиссии, сроки и порядок ее работы.

Состав аттестационной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые аттестационной комиссией решения.

Не позднее чем за две недели до начала аттестации в аттестационную комиссию представляется отзыв об исполнении подлежащим аттестации гражданским служащим должностных обязанностей за аттестационный период, подписанный его непосредственным руководителем и утвержденный вышестоящим руководителем.

Отзыв должен содержать следующие сведения о гражданском служащем:

а) фамилия, имя, отчество;

б) замещаемая должность гражданской службы на момент проведения аттестации и дата назначения на эту должность;

в) перечень основных вопросов (документов), в решении (разработке) которых гражданский служащий принимал участие;

г) мотивированная оценка профессиональных, личностных качеств и результатов профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

К отзыву об исполнении подлежащим аттестации гражданским служащим должностных обязанностей за аттестационный период прилагаются сведения о выполненных гражданским служащим поручениях и подготовленных им проектах документов за указанный период, содержащиеся в годовых отчетах о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

При каждой последующей аттестации в аттестационную комиссию представляется также аттестационный лист гражданского служащего с данными предыдущей аттестации.

Кадровая служба государственного органа не менее чем за неделю до начала аттестации должна ознакомить каждого аттестуемого гражданского служащего с представленным отзывом об исполнении им должностных обязанностей за аттестационный период. При этом аттестуемый гражданский служащий вправе представить в аттестационную комиссию дополнительные сведения о своей профессиональной служебной деятельности за указанный период, а также заявление о своем несогласии с представленным отзывом или пояснительную записку на отзыв непосредственного руководителя.

Проведение аттестации

Аттестация проводится с приглашением аттестуемого гражданского служащего на заседание аттестационной комиссии. В случае неявки гражданского служащего на заседание указанной комиссии без уважительной причины или отказа его от аттестации гражданский служащий привлекается к дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе, а аттестация переносится на более поздний срок.

Аттестационная комиссия рассматривает представленные документы, заслушивает сообщения аттестуемого гражданского служащего, а в случае необходимости — его непосредственного руководителя о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего. В целях объективного проведения аттестации после рассмотрения представленных аттестуемым гражданским служащим дополнительных сведений о своей профессиональной служебной деятельности за аттестационный период аттестационная комиссия вправе перенести аттестацию на следующее заседание комиссии.

Обсуждение профессиональных и личностных качеств гражданского служащего применительно к его профессиональной служебной деятельности должно быть объективным и доброжелательным.

Профессиональная служебная деятельность гражданского служащего оценивается на основе определения его соответствия квалификационным требованиям по замещаемой должности гражданской службы, его участия в решении поставленных перед соответствующим подразделением (государственным органом) задач, сложности выполняемой им работы, ее эффективности и результативности.

При этом должны учитываться результаты исполнения гражданским служащим должностного регламента, профессиональные знания и опыт работы гражданского служащего, соблюдение гражданским служащим ограничений, отсутствие нарушений запретов, выполнение требований к служебному поведению и обязательств, установленных законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе, а при аттестации гражданского служащего, наделенного организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим гражданским служащим, — также организаторские способности.

Заседание аттестационной комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей ее членов. Проведение заседания аттестационной комиссии с участием только ее членов, замещающих должности гражданской службы, не допускается.

Решение аттестационной комиссии принимается в отсутствие аттестуемого гражданского служащего и его непосредственного руководителя открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов аттестационной комиссии. При равенстве голосов гражданский служащий признается соответствующим замещаемой должности гражданской службы.

По результатам аттестации гражданского служащего аттестационной комиссией принимается одно из следующих решений:

а) соответствует замещаемой должности гражданской службы;

б) соответствует замещаемой должности гражданской службы и рекомендуется к включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

в) соответствует замещаемой должности гражданской службы при условии получения дополнительного профессионального образования;

г) не соответствует замещаемой должности гражданской службы.

Результаты аттестации сообщаются аттестованным гражданским служащим непосредственно после подведения итогов голосования.

Результаты аттестации заносятся в аттестационный лист гражданского служащего, составленный по утвержденной форме. Гражданский служащий знакомится с аттестационным листом под расписку.

Аттестационный лист гражданского служащего, прошедшего аттестацию, и отзыв об исполнении им должностных обязанностей за аттестационный период хранятся в личном деле гражданского служащего.

Материалы аттестации гражданских служащих представляются представителю нанимателя не позднее чем через семь дней после ее проведения.

В течение одного месяца после проведения аттестации по ее результатам издается правовой акт государственного органа или принимается решение представителя нанимателя о том, что гражданский служащий:

а) подлежит включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

б) направляется для получения дополнительного профессионального образования;

в) понижается в должности гражданской службы и подлежит исключению из кадрового резерва в случае нахождения в нем.

При отказе гражданского служащего от получения дополнительного профессионального образования или от перевода на другую должность гражданской службы представитель нанимателя вправе освободить гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы и уволить его с гражданской службы в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе.

По истечении одного месяца после проведения аттестации перевод гражданского служащего на другую должность гражданской службы либо увольнение его с гражданской службы по результатам данной аттестации не допускается. Время болезни и ежегодного оплачиваемого отпуска гражданского служащего в указанный срок не засчитывается.

Гражданский служащий вправе обжаловать результаты аттестации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

График заседаний экзаменационной комиссии по приему экзамена на соответствие требованиям, предъявляемым к государственным регистраторам прав, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области.

Состав аттестационной комиссии Управления Росреестра по Рязанской области (приказ от 23.01.2018 г. № 43-к) (внесены изменения приказом от 17.01.2020 г. № 18-к «Об утверждении состава Аттестационной комиссии Управления Росреестра по Рязанской области и срока ее работы«).

Сведения об аттестации государственных гражданских служащих Управления Росреестра по Рязанской области в 2015 году.

2020 год

Результаты аттестации 11.03.2020 г.

2019 год

Результаты аттестации 27.11.2019 г.

Результаты аттестации 23.10.2019 г.

Результаты аттестации 18.09.2019 г.

Результаты аттестации 29.05.2019 г.

Результаты аттестации 24.04.2019 г.

Результаты аттестации 13.03.2019 г.

2018 год

Результаты аттестации 21.11.2018 г.

Результаты аттестации 31.10.2018 г.

Результаты аттестации 10.10.2018 г.

Результаты аттестации 19.09.2018 г.

Результаты аттестации 16.05.2018 г

Результаты аттестации 25.04.2018 г

Результаты аттестации 11.04.2018 г

Результаты аттестации 21.03.2018 г

2017 год

Результаты аттестации 15.11.2017 г.

Результаты аттестации 25.10.2017 г.

Результаты аттестации 04.10.2017 г.

Результаты аттестации 24.05.2017 г.

Результаты аттестации 26.04.2017 г.

Результаты аттестации 10.03.2017 г.

2016 год

Результаты аттестации 23.11.2016.

Результаты аттестации 23.03.2016.

Результаты аттестации 20.04.2016.

Результаты аттестации 25.05.2016.

Составляем положение об аттестации работников

Существующее законодательство не регламентирует содержание, порядок составления и утверждения Положения об аттестации. Значение этого документа, как и правильный алгоритм его принятия, переоценить сложно. Разберемся, как разработать положение об аттестации работников, образец 2020 года составим для бюджетной организации.

Для чего нужно

Положение о порядке проведения аттестации работников — это локальный нормативный акт, регламентирующий порядок подготовки и проведения проверки знаний и установления квалификационного уровня работников. Наличие такого документа в любой организации, где сотрудники должны проходить оценивание уровня знаний, имеет особое значение. Ведь согласно пункту 3 статьи 81 ТК РФ, трудовой договор может быть расторгнут на основании недостаточного квалификационного уровня, подтвержденного результатами проверки. Таким образом, Положение является важным инструментом, который в случае возникновения спорных ситуаций может стать весомым аргументом, предотвращающим возникновение негативных правовых последствий.

Например, правильно составленный документ позволит избежать ситуаций, связанных с восстановлением низкоквалифицированных кадров и выплат им компенсаций. Со стороны сотрудников он поможет избежать незаконного увольнения.

Кому необходимо

Такие мероприятия характерны для бюджетных организаций, связанных с образованием, здравоохранением и опасными производствами. Необходимость оценки знаний таких работников оговорена в законодательстве. Например, некоторые детали Положения об аттестации педагогических работников регулируются статьей 49 Федерального закона об образовании от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

Что касается других предприятий, для них аттестация работников является способом мониторинга квалификации кадров. Полученная по результатам проверки знаний информация может быть использована как основание для увольнения некомпетентных сотрудников, материальной стимуляции ценных, кадровых перестановок, а также как толчок к проведению дополнительных образовательных мероприятий.

Правила составления

Существующее законодательство не регламентирует правила составления и утверждения положения об аттестации. Тем не менее, на некоторых предприятиях в качестве норматива по его подготовке используют постановление Госкомитета по науке и технике СССР от 05.10.1973 № 470 и Госкомтруда СССР № 267 в тех частях, которые не противоречат современному законодательству. Кроме того, существуют практические наработки в этой сфере, на которые также можно опираться.

Согласно указанным нормам, рассматриваемый документ должен включать в себя следующие пункты:

  • цели и задачи проведения оценивания;
  • категории тех, кто должен проходить проверку знаний, а также, кто не должен;
  • сроки и график проведения оценки;
  • порядок проведения оценивания и состав комиссии;
  • лица, ответственные за подготовку бумаг;
  • критерии оценивания;
  • результаты проверки.

Для всех категорий сотрудников составляется один документ, в котором могут быть отдельно оговорены детали проведения оценивания каждой категории.

Образец положения об аттестации работников

Скачать

Как утвердить

После того как текст нормативного акта составлен, руководитель предприятия или уполномоченное лицо должно его утвердить. Для этого можно составить соответствующий приказ, к которому будут прикреплены сам акт, а также приложения к нему. Уполномоченное лицо ставит свою подпись и дату возле грифа «Утверждаю» непосредственно на документе. Каким образом будет утвержден документ, не имеет значения. Намного важнее, чтобы это было сделано уполномоченным лицом. В противном случае при возникновении споров по восстановлению уволенных по результатам проверки работников суд может встать на сторону сотрудников. Пример приказа представлен ниже.

Образец приказа об утверждении

Скачать

Аттестация гражданских служащих (статья 48 Федерального закона РФ № 79-ФЗ от 27 июля 2004 года «О государственной гражданской службе РФ»)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

N 79-ФЗ от 27 июля 2004 года

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 48. Аттестация гражданских служащих

1. Аттестация гражданского служащего проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности гражданской службы.

2. При проведении аттестации непосредственный руководитель гражданского служащего представляет мотивированный отзыв об исполнении гражданским служащим должностных обязанностей за аттестационный период. К мотивированному отзыву прилагаются сведения о выполненных гражданским служащим за аттестационный период поручениях и подготовленных им проектах документов, содержащиеся в годовых отчетах о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего, а при необходимости пояснительная записка гражданского служащего на отзыв непосредственного руководителя.

3. Аттестации не подлежат гражданские служащие, замещающие должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)», в случае, если с указанными гражданскими служащими заключен срочный служебный контракт.

4. Аттестация гражданского служащего проводится один раз в три года.

5. Ранее срока, указанного в части 4 настоящей статьи, внеочередная аттестация гражданского служащего может проводиться после принятия в установленном порядке решения:

1) о сокращении должностей гражданской службы в государственном органе;

2) об изменении условий оплаты труда гражданских служащих.

6. По соглашению сторон служебного контракта с учетом результатов годового отчета о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего также может проводиться внеочередная аттестация гражданского служащего.

7. При проведении аттестации учитываются соблюдение гражданским служащим ограничений, отсутствие нарушений запретов, выполнение требований к служебному поведению и обязательств, установленных настоящим Федеральным законом.

8. Гражданский служащий, находящийся в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, проходит аттестацию не ранее чем через один год после выхода из отпуска.

9. Для проведения аттестации гражданских служащих правовым актом государственного органа формируется аттестационная комиссия.

10. В состав аттестационной комиссии включаются представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором гражданский служащий, подлежащий аттестации, замещает должность гражданской службы), представитель соответствующего органа по управлению государственной службой, а также представители научных и образовательных организаций, других организаций, приглашаемые органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов — специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов аттестационной комиссии.

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

10.1. В состав аттестационной комиссии в федеральном органе исполнительной власти, при котором в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 4 апреля 2005 года N 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации» образован общественный совет, а также в органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, при котором в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации образован общественный совет, наряду с лицами, указанными в части 10 настоящей статьи, включаются представители указанных общественных советов. Общее число этих представителей и независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов аттестационной комиссии.

(часть 10.1 введена Федеральным законом от 30.12.2012 N 295-ФЗ)

11. Состав аттестационной комиссии для проведения аттестации гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, формируется с учетом положений законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

12. Состав аттестационной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые аттестационной комиссией решения.

13. На время аттестации гражданского служащего, являющегося членом аттестационной комиссии, его членство в этой комиссии приостанавливается.

14. В случае неявки гражданского служащего на аттестацию без уважительных причин или отказа гражданского служащего от аттестации гражданский служащий привлекается к дисциплинарной ответственности в соответствии со статьей 56 настоящего Федерального закона, а аттестация переносится.

15. По результатам аттестации гражданского служащего аттестационной комиссией принимается одно из следующих решений:

1) соответствует замещаемой должности гражданской службы;

2) соответствует замещаемой должности гражданской службы и рекомендуется к включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

(в ред. Федерального закона от 07.06.2013 N 116-ФЗ)

3) соответствует замещаемой должности гражданской службы при условии успешного получения дополнительного профессионального образования;

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

4) не соответствует замещаемой должности гражданской службы.

16. В течение одного месяца после проведения аттестации по ее результатам издается правовой акт государственного органа о том, что гражданский служащий:

1) подлежит включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

(в ред. Федерального закона от 07.06.2013 N 116-ФЗ)

2) направляется для получения дополнительного профессионального образования;

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

3) понижается в должности гражданской службы и подлежит исключению из кадрового резерва в случае нахождения в нем.

(п. 3 в ред. Федерального закона от 07.06.2013 N 116-ФЗ)

КонсультантПлюс: примечание.

В соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 57-ФЗ с 8 апреля 2013 года такое основание прекращения служебного контракта как отказ гражданского служащего от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы исключено.

17. При отказе гражданского служащего от получения дополнительного профессионального образования или перевода на другую должность гражданской службы представитель нанимателя вправе освободить гражданского служащего от замещаемой должности и уволить его с гражданской службы в соответствии с настоящим Федеральным законом.

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

18. Гражданский служащий вправе обжаловать результаты аттестации в соответствии с настоящим Федеральным законом.

19. Положение о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации утверждается указом Президента Российской Федерации.

Аттестация государственных служащих

Государственный служащий — это гражданин Российской Федерации, исполняющий определенные обязанности по государственной должности, который несет ответственность за исполнение этих обязанностей.

В данной статье рассмотрен процесс проведения аттестации государственных служащих, определены основные принципы и виды оценки эффективности деятельности государственных гражданских служащих, раскрыты общие положения об аттестации, порядок ее проведения.

Понятие «аттестация», задачи проведения

Аттестация в переводе с латинского переводится как свидетельство, что означает определение квалификации работника, уровня знаний учащихся, отзыв, характеристика, процесс оценивания соответствия кого-либо некоторым критериям.

По сложившейся практике, аттестация представляет собой проверку квалификации и служебной состоятельности гражданского служащего. Ее цель — определить соответствие гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы. В ходе аттестации оцениваются знания гражданского служащего, его профессиональные навыки, опыт работы, качество работы, эффективность служебной деятельности, достижение поставленных задач и конкретных результатов и т.п. В результате проведенной аттестации можно сделать выводы о соответствии или несоответствии гражданского служащего занимаемой должности.

В ходе проведения аттестации наряду с определением соответствия гражданских служащих занимаемым должностям решается ряд других задач, в частности:

  • выявление перспективы использования потенциальных способностей работника, стимулирования роста его профессиональной компетенции;
  • определение степени необходимости повышения квалификации, профессиональной подготовки или переподготовки служащего;
  • обеспечение возможности долгосрочного планирования передвижения кадров, а также своевременного освобождения работника от должности или перевода на менее квалифицированную работу.

Сроки и условия проведения аттестации

Аттестация гражданского служащего проводится один раз в три года. Ранее этого срока внеочередная аттестация гражданского служащего может проводиться: а) по соглашению сторон служебного контракта с учетом результатов годового отчета о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего; б) после принятия в установленном порядке решения:

  1. о сокращении должностей гражданской службы в государственном органе;
  2. об изменении условий оплаты труда гражданских служащих.

Аттестации подлежат все гражданские служащие независимо от занимаемых должностей. Исключение сделано лишь для замещающих должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)», если с ними заключен срочный служебный контракт.

Очередную аттестацию не проходят гражданские служащие, находящиеся в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Аттестация этих сотрудников может быть проведена не ранее чем через один год после окончания соответствующего отпуска.

Положение о проведении аттестации государственных гражданских служащих <1> (далее — Положение) расширяет круг гражданских служащих, освобождающихся от прохождения очередной аттестации. Пункт 3 указанного Положения предусматривает, что аттестации не подлежат гражданские служащие:

  • проработавшие в занимаемой должности гражданской службы менее одного года;
  • достигшие возраста 60 лет;
  • беременные женщины;
  • в течение года со дня сдачи квалификационного экзамена.

<1> Положение о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. N 110.

При сокращении должностей гражданской службы в государственном органе аттестация проводится с целью определения гражданских служащих, которые обладают преимущественным правом оставления на работе в силу высокой результативности труда и высокой квалификации. По результатам внеочередной аттестации таким служащим могут быть предоставлены для замещения иные должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе.

Внеочередная аттестация может проводиться и по соглашению сторон служебного контракта в целях объективной оценки профессионального уровня гражданского служащего, решения вопроса о переводе на другую должность, повышении денежного содержания и т.п.

Этапы аттестации

Проведение аттестации требует определенной организации. Можно выделить три этапа аттестационной процедуры: подготовительный, непосредственно аттестация, заключительный.

Предварительная работа по подготовке аттестации возлагается на подразделение государственного органа по вопросам гражданской службы и кадров.

Подготовительный период является наиболее ответственным этапом организации аттестации. От того, насколько своевременно и в соответствии с Положением выполнена подготовительная работа, предусмотренная на этом этапе, во многом зависят конечные результаты аттестации: определение степени служебного соответствия гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы; выявление перспективы использования потенциальных способностей гражданского служащего, стимулирование роста его профессиональной компетенции; определение степени необходимости повышения квалификации; обеспечение возможности долгосрочного планирования передвижения кадров, а также своевременного освобождения гражданского служащего от замещаемой должности.

Подготовка к аттестации должна проводиться планомерно и включать в себя следующие подготовительные процедуры:

  1. организация разъяснительной работы в коллективе о целях, задачах и порядке проведения аттестации;
  2. мониторинг круга, составление списка гражданских служащих государственного органа, подлежащих аттестации;
  3. утверждение графика и сроков проведения аттестации;
  4. создание аттестационной комиссии;
  5. подготовка необходимых документов на аттестуемых и представление этих документов в аттестационную комиссию;
  6. проверка наличия и ознакомление членов аттестационной комиссии с отчетами и отзывами на аттестуемых гражданских служащих.

Низкая информационная поддержка цели проведения и процедуры проведения аттестации может сказаться на психологическом климате коллектива, особенно если аттестация проводится впервые.

Гражданский служащий заранее должен быть предупрежден представителем нанимателя о такой проверке, для того чтобы своевременно подготовиться к ответам на вопросы, поставленные аттестационной комиссией, касающиеся его служебных обязанностей согласно должностному регламенту.

Правовой акт о проведении аттестации

В соответствии с п. 7 Положения подготовку к проведению аттестации следует начать с издания руководителем государственного органа правового акта (приказа, распоряжения), содержащего положения:

а) о формировании аттестационной комиссии;

б) об утверждении графика проведения аттестации;

в) о составлении списков гражданских служащих, подлежащих аттестации;

г) о подготовке документов, необходимых для работы аттестационной комиссии.

В правовом акте о проведении аттестации перед руководителями соответствующих структурных подразделений государственного органа (работы с кадрами, юридической службой и др.) ставятся соответствующие задачи по обеспечению подготовки, проведения и завершения аттестации. Правовым актом определяются конкретные сроки проведения аттестации по соответствующим должностям персонально для каждого гражданского служащего, утверждается график проведения аттестации и состав аттестационной комиссии.

График проведения аттестации ежегодно утверждается представителем нанимателя и доводится до сведения каждого аттестуемого гражданского служащего не менее чем за месяц до начала аттестации.

Утвержденный график является правовым основанием проведения аттестации в отношении каждого гражданского служащего, подлежащего в соответствии с Законом <2> и Положением периодической проверке его профессиональных и других качеств.

<2> Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

В графиках необходимо предусмотреть резервное время для проведения аттестации тех лиц, которые в установленное время не были аттестованы по уважительным причинам (болезнь, командировки, выполнение государственных или общественных обязанностей и т.п.). Вместе с тем такие поправки в графиках не должны приводить к нарушению общих сроков аттестации, установленных правовым актом государственного органа.

Аттестационная комиссия

Еще одной из подготовительных процедур проведения аттестации, как отмечалось выше, является создание аттестационных комиссий, куда поступают на рассмотрение необходимые документы аттестуемых гражданских служащих.

Формирование и состав аттестационных комиссий подробно отражены в п. п. 8 — 10 Положения. Обратите внимание, что принятое комиссией в отношении аттестуемого гражданского служащего решение будет объективным только в том случае, если в этом решении отражено мнение большинства членов комиссии. Для этого должны быть созданы все условия для формирования и свободного выражения независимого мнения каждого участника процедуры аттестации.

Одним из основных участков в работе аттестационной комиссии является ознакомление с поступившими в комиссию документами и другой информацией об аттестуемых гражданских служащих. Стоит заметить, что повышение объективности и качества оценки будет иметь место только в случае, если аттестационная комиссия действительно детально изучит представленные документы.

Каждый член аттестационной комиссии вправе потребовать от председателя или его заместителя своевременного ознакомления с представленными на аттестуемых документами, высказать свое мнение по поводу их содержания, оформления, достоверности и необходимости дополнительного сбора какой-либо информации.

О документах к аттестации

Предоставление в аттестационную комиссию документов и ознакомление членов аттестационной комиссии с представленными документами, а также должностным регламентом аттестуемого является важным элементом в объективной оценке профессиональных качеств государственного служащего.

К документам, которые должны быть представлены в аттестационную комиссию, относятся:

  • мотивированный отзыв об исполнении проходящим аттестацию гражданским служащим должностных обязанностей, подготовленный непосредственным руководителем проходящего аттестацию;
  • сведения о выполненных поручениях и подготовленных им проектах документов за указанный период, содержащиеся в годовых отчетах о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего;
  • пояснительная записка гражданского служащего на отзыв непосредственного руководителя (заявление о своем несогласии с представленным отзывом);
  • аттестационный лист с данными предыдущей аттестации.

В силу п. 12 Положения подготовка необходимых документов для проведения аттестации гражданского служащего предусматривает составление на него непосредственным руководителем мотивированного отзыва об исполнении аттестуемым должностных обязанностей за аттестационный период. Такой отзыв в аттестационную комиссию представляется не позднее чем за две недели до начала аттестации. Отзыв подписывается непосредственным руководителем аттестуемого и утверждается вышестоящим руководителем.

Юридическое значение отзыва выражается в том, что он является одним из главных письменных документов, подтверждающим в значительной степени факт выполнения или невыполнения аттестуемым гражданским служащим возложенных на него трудовых обязанностей. Следовательно, отзыв лежит в основе признания гражданского служащего соответствующим или не соответствующим занимаемой должности.

Представляемый на гражданского служащего отзыв должен содержать объективные сведения о его гражданской службе, мотивированную оценку профессиональных, личных качеств и результатов служебной деятельности аттестуемого.

В отзыве целесообразно отразить также своевременность выполнения заданий и поручений, относящихся к должностным обязанностям аттестуемого, качество и сложность работы, степень самостоятельности при ее выполнении, инициативность, наличие элементов творчества и использование эффективных методов работы, соблюдение служебной дисциплины. При составлении отзыва на руководителя, наряду с указанными данными, рекомендуется также отметить достигнутые результаты возглавляемого им подразделения государственного органа.

Следует иметь в виду, что ни Закон, ни Положение о проведении аттестации гражданских служащих не устанавливают исчерпывающего перечня документов и иной информации, анализируемой аттестационной комиссией. И надо признать, что это правильно. Дело в том, что специфика работы целого ряда гражданских служащих может вызвать потребность в получении дополнительных сведений об аттестуемом. Поэтому устанавливать какой-либо единый перечень документов, представляемых на аттестуемых гражданских служащих, по мнению автора, нецелесообразно.

Проведение аттестации

По завершении всей необходимой подготовительной работы аттестационная комиссия в соответствии с принятым представителем нанимателя правовым актом и утвержденным графиком аттестации гражданских служащих приступает к ее проведению, руководствуясь при этом прежде всего Законом о государственной гражданской службе и Положением о проведении аттестации гражданских служащих.

Отметим, что основным документом, содержащим информацию о ходе и результатах аттестации, является протокол заседания аттестационной комиссии. Протокол ведет в установленном порядке секретарь этой комиссии. В протоколе указывается:

  • дата заседания комиссии;
  • присутствующие члены аттестационной комиссии;
  • фамилия, имя, отчество, занимаемая должность и место работы (подразделения) аттестуемого гражданского служащего.

В протокол заседания комиссии также вносится краткое содержание сообщения аттестуемого о гражданской службе по замещаемой должности, заданные ему вопросы и ответы на них.

В обязательном порядке в протоколе отражается оценка деятельности аттестуемого гражданского служащего и результаты голосования: количество голосов «за» и «против» конкретной оценки работы аттестуемого, а также рекомендации аттестационной комиссии в его адрес. Надлежаще оформленный протокол подписывают председатель, заместитель председателя, секретарь и члены аттестационной комиссии, присутствующие на заседании. После их подписи в протокол не допускается вносить дополнения и изменения. Не допускаются также подчистки и помарки.

Обсуждение профессиональных и личных качеств аттестуемого гражданского служащего применительно к его должностным обязанностям и полномочиям должно быть объективным и доброжелательным. Вместе с тем обсуждение и обмен мнениями членов аттестационной комиссии относительно аттестуемого должны проходить в обстановке объективной требовательности и принципиальности. Вопросы членов аттестационной комиссии аттестуемому гражданскому служащему должны относиться главным образом к его профессиональной деятельности. Это способствует более объективной оценке служебных обязанностей аттестуемого и степени соответствия его занимаемой должности.

В помощь руководителю подразделения при составлении отзыва на аттестуемого можно предложить примерный перечень показателей для оценки квалификации служащего (см. таблицу):

Показатели, характеризующие

квалификацию гражданского

служащего

Категории должностей гражданских

служащих

Руководители

Специалисты

Обеспечивающие

специалисты

Образование

+

+

+

Стаж работы по специальности

+

+

+

Профессиональная

компетентность

+

+

+

Знание нормативных актов,

регламентирующих установленную

сферу профессиональной

служебной деятельности

+

+

Знание отечественного опыта

по профилю профессиональной

служебной деятельности

+

Умение оперативно принимать

решения по достижению

поставленных целей

+

+

Качество выполненной работы

+

+

+

Способность адаптироваться

к новой ситуации и принимать

новые подходы к решению

возникающих проблем

+

+

Своевременность выполнения

должностных обязанностей,

ответственность за результаты

служебной деятельности

+

+

+

Умение работать с документами

+

+

+

Способность прогнозировать

и планировать, организовывать,

координировать и регулировать,

а также контролировать

и анализировать работу

подчиненных

+

Способность в короткие сроки

осваивать технические

средства, обеспечивающие

повышение производительности

труда и качества работы

+

+

+

Служебная этика, стиль общения

+

+

+

Способность к творчеству,

введению инновационных

технологий

+

+

+

Участие в управленческом

процессе принятия решений

+

+

Способность к самооценке

+

+

+

Кадровая служба может разработать и другие критерии оценки результатов труда и порядок их учета, выбрать те навыки и личностные качества, которые являются профессионально важными для каждой должности (типа должностей), и построить так называемые профили успешности. Можно определить порядок проведения самой процедуры оценки.

По мнению автора, разработка современных методик оценки результатов деятельности государственных служащих на аттестациях имеет свое дальнейшее развитие, так как это заложено в мероприятиях по внедрению на государственной службе эффективных технологий и современных методов кадровой работы в рамках одного из направлений Программы Президента РФ, утвержденной Указом от 10.03.2009 N 261 «О Федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009 — 2013)».

Заключительный этап

Завершающим этапом проведения аттестации является реализация решений, принятых аттестационной комиссией. Аттестационная комиссия обобщает рекомендации и предложения, принятые в отношении аттестуемых гражданских служащих по улучшению их работы, повышению квалификации или прохождения профессиональной переподготовки, целесообразность которых была выявлена в процессе проведения аттестации.

Аттестационная комиссия может принять один из четырех вариантов решения, предусмотренных Законом:

  1. соответствует замещаемой должности гражданской службы;
  2. соответствует замещаемой должности гражданской службы и рекомендуется к включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;
  3. соответствует замещаемой должности гражданской службы при условии успешного прохождения профессиональной переподготовки или повышения квалификации;
  4. не соответствует замещаемой должности гражданской службы.

В последних двух случаях в течение одного месяца издается правовой акт с формулировкой: а) направляется на профессиональную переподготовку или повышение квалификации; б) понижается в должности.

Заключение аттестационной комиссии о том, что гражданский служащий по уровню своей фактической квалификации не соответствует занимаемой должности или выполняемой работе, порождает у представителя нанимателя право расторгнуть служебный контракт с данным гражданским служащим. В данном случае, когда гражданский служащий отказался от направления его для прохождения профессиональной переподготовки, повышения квалификации или от перевода на другую должность гражданской службы, представитель нанимателя получает законное право уволить гражданского служащего по собственной инициативе на основании пп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 37 Закона.

Официальный статус аттестации позволяет использовать ее результаты в целях увольнения работника.

Однако, решая вопрос по существу, следует иметь в виду, что работник может пойти в суд и что судебная практика исходит из недопустимости расторжения служебного контракта по мотивам недостаточной квалификации с гражданским служащим.

В этом случае придется доказывать, что увольнение было произведено законно и правильно. О правомерности увольнения могут свидетельствовать следующие доказательства.

Порядок проведения аттестации предполагает соблюдение следующих правил:

а) наличие нормативной основы (положения об аттестации в организации);

б) осуществление процедуры проведения аттестации комиссией, создаваемой в порядке, устанавливаемом соответствующим положением;

в) выводы аттестационной комиссии о деловых качествах работника будут подлежать оценке в совокупности с другими доказательствами. Здесь необходимо помнить, что прописано в должностном регламенте сотрудника, поскольку в результате может выйти так, что комиссия проверяла навыки работника, которые не входили в его обязанности;

г) работодатель обязан представить доказательства, свидетельствующие о том, что служащий отказался от направления его для прохождения профессиональной переподготовки, повышения квалификации или от перевода на другую должность гражданской службы.

Поэтому кадровым службам необходимо позаботиться о том, чтобы присутствовали все документы, которые вместе с аттестационным листом отражают ход аттестации, а также содержат сведения о квалификации работника.

В любом случае четкое соблюдение всех этапов проведения процедуры, своевременность принятия решений по итогам аттестации, юридическая обоснованность (легитимность) таких решений никогда не приведут к проигрышу работодателя.

В заключение хочется напомнить, что аттестация не должна проводиться ради самой процедуры. Она может быть эффективной, только если будет лишена признаков формальности, будет объективной. В ходе аттестации оцениваются знания работника, профессиональные навыки, опыт, качество работы (эффективность трудовой деятельности, достижение поставленных задач и конкретных результатов и т.п.). В результате проведенной проверки делается вывод о соответствии (несоответствии) работника занимаемой должности (выполняемой работе).

С.А.Заварихина

Главный специалист

юридического отдела УФК

по Хабаровскому краю

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *