Обоснованные расходы

Неоправданный риск: новые правила жизни приняли не все

Протокол об административном правонарушении составлен на хозяйку салона красоты в центре Москвы за несоблюдение указа мэра Москвы. Дело направлено в Тверской суд столицы. Каким организациям сферы услуг разрешено сейчас работать, а какие нарушают законодательство и подвергают неоправданному риску своих клиентов?

«Парикмахерская не работает», «Закрыты до конца месяца» — сейчас такие вывески можно найти в каждом районе столицы. Согласно указу мэра Москвы, все салоны красоты, косметические и спа-кабинеты, солярии и бани должны временно приостановить свою деятельность. Исключение, согласно новым поправкам, сделано для услуг, оказываемых на основании медицинской лицензии. Такую лицензию имеют и некоторые частные клиники, и стоматологии.

Важный пункт о характере медицинских процедур есть в том же указе мэра Москвы. В документе говорится: граждане не должны покидать места проживания как раз «за исключением случаев обращения за такой неотложной медицинской помощью и случаев иной прямой угрозы жизни и здоровью».

В этой связи большинство стоматологических клиник перешло на специальный режим работы: защитные костюмы и экраны, дистанция между сотрудниками, анкетирование всех пациентов и главное — ограничение по количеству визитов.

Однако некоторые стоматологии «неотложную помощь» трактуют по-своему. Клиника на Славянском бульваре (на сайте, на вывеске и в документах названия у нее отличаются) готова принимать всех желающих. Наш корреспондент попытался записаться на чистку зубов, в кабинете его приняли без лишних вопросов.

— То есть, это обычная ультразвуковая чистка?
— Ну, можно еще Air Flow.

Двери для посетителей после указа открыли и некоторые косметологические салоны — но, опять же, с оговоркой: для оказания медицинских услуг. В клинике Елены Переваловой специализируются на лечении заболеваний кожи. И несмотря на то, что в спектре процедур есть и эстетическая косметология, записывать таких пациентов сейчас стараются на другие месяцы.

Но открыться, даже несмотря на наличие медицинской лицензии, решились не все клиники. Некоторые никаких неотложных процедур — уколы ботокса и массажи ним вряд ли относятся — не проводят. А, значит, и брать на себя ответственность за безопасность сотрудников и клиентов тоже не готовы.

Серьезно отнеслись к правилам, правда, не все учреждения. Администратор одного известного московского салона, в меню услуг которого только маникюр и педикюр, сообщила о том, что студии закрыты. Но, как оказалось, выход для постоянных клиентов все же есть.

Что за медицинская лицензия у мастера по маникюру, остается вопросом. Но даже если вы решили, что готовы рискнуть здоровьем себя и окружающих ради красивых ногтей, отвечать за свои действия, возможно, придется перед законом.

Справка

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего — Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;

рассмотрел заявление общества с ограниченной ответственностью «Жилищная управляющая компания» о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Удмуртской Республики от 12.10.2009 по делу № А71-9485/2009-ГЗ, постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2009 и постановления Федерального арбитражного суда Уральского округа от 26.02.2010 по тому же делу.

В заседании принял участие представитель заявителя — общества с ограниченной ответственностью «Жилищная управляющая компания» (истца) — Коневский А.В.

Заслушав и обсудив доклад судьи Сарбаша С.В., а также объяснения представителя участвующего в деле лица, Президиум установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью «Жилищная управляющая компания» (далее — управляющая компания) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Ассоциация «Ваш дом» (далее — общество) о взыскании 204 022 рублей 82 копеек задолженности по оплате за предоставленные услуги по управлению, техническому обслуживанию, текущему ремонту и санитарному содержанию придомовой территории за период с 01.05.2008 по 31.07.2009 и 11 527 рублей 67 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами (с учетом уточнения требования).

Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 12.10.2009 в удовлетворении заявленного требования отказано.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2009 решение суда первой инстанции оставлено без изменения. Федеральный арбитражный суд Уральского округа постановлением от 26.02.2010 решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции оставил без изменения.

В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре указанных судебных актов в порядке надзора управляющая компания просит отменить их, ссылаясь на нарушение единообразия в толковании и применении судами норм материального права, и направить дело на новое рассмотрение.

В отзыве на заявление общество просит оставить названные судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве на него, и выступлении присутствующего в заседании представителя участвующего в деле лица, Президиум считает, что оспариваемые судебные акты подлежат отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении искового требования по следующим основаниям.

Как установлено судами и подтверждается материалами дела, общество является собственником нежилого помещения площадью 718, 2 кв. метра, находящегося на первом этаже в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: г. Сыктывкар, ул. Коммунистическая, д. 69, имеющего отдельный вход и используемого для размещения магазина.

Управление названным многоквартирным жилым домом осуществляется управляющей компанией на основании договора с собственниками жилых помещений этого дома от 01.05.2008.

Договорные отношения между сторонами спора отсутствуют.

Суды, отметив, что собственники помещений в многоквартирном жилом доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в таком доме, тем не менее отказали управляющей компании в удовлетворении заявленного требования, полагая, что ею не доказан факт оказания услуг как по водоотведению, водоснабжению, энергоснабжению, отоплению, так и по содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также услуг по его управлению, поскольку расчет стоимости содержания и ремонта общего имущества произведен компанией без учета затрат общества, самостоятельно израсходованных на капитальный и текущий ремонт своих помещений, а также на содержание дворовой территории в соответствии с договором аренды земельного участка, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства.

Между тем в части несения обществом бремени расходов по содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также услуг по его управлению, судами не учтено следующее.

Согласно пункту 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — Гражданский кодекс) и пункту 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — Жилищный кодекс) собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, а также земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства.

На основании статьи 210 Гражданского кодекса собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Как установлено статьей 249 Гражданского кодекса, каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.

Согласно аналогичной норме, изложенной в пункте 1 статьи 158 Жилищного кодекса, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Кроме того, в соответствии с положениями раздела VIII Жилищного кодекса и пунктов 16, 30 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее — Правила № 491), собственникам помещения в многоквартирном доме предоставлено право выбора способа управления домом путем заключения договора с управляющей организацией, а также утверждение перечня работ и услуг, условия их оказания и размера финансирования за счет собственных средств. Согласно пункту 31 Правил № 491 размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, определяется решением общего собрания собственников помещений в таком доме и принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.

Если собственниками помещений не выбран способ управления или принятые такими собственниками решения о выборе способа управления многоквартирными домами не были реализованы в случаях, установленных Жилищным кодексом, органы местного самоуправления и органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга проводят в соответствии с Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 № 75 (далее — Правила № 75), открытые конкурсы по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами.

В пункте 2 Правил № 75 дано определение понятия «размер платы за содержание и ремонт жилого помещения» — это плата, включающая в себя плату за работы и услуги по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, установленная из расчета 1 квадратного метра общей площади жилого помещения. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается одинаковым для собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме. При этом организатор конкурса в соответствии с перечнем обязательных работ и услуг самостоятельно определяет как расчетную стоимость каждой из обязательных работ и услуг, так и расчетную стоимость каждой из дополнительных работ и услуг (подпункты 4, 5 пункта 41 Правил).

Таким образом, собственник нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества независимо от наличия у него расходов на содержание собственного помещения, находящегося в индивидуальной собственности, и расходов на коммунальные услуги.

Содержание собственного помещения, оплата потребляемых в нем коммунальных услуг, а также содержание земельного участка, предоставленного в индивидуальное пользование и не входящего в состав общего имущества многоквартирного дома, не освобождают собственника помещений от бремени расходов на содержание общего имущества многоквартирного дома, включая земельный участок, на котором расположен дом.

Поскольку управляющая компания выбрана по итогам соответствующего конкурса и в материалах дела имеется копия протокола от 09.04.2008 № 15 конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, в котором указана плата за работы и услуги по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества собственников помещений в данном многоквартирном доме в размере 15 рублей 51 копейки за 1 квадратный метр помещения в месяц, то общество, являясь собственником нежилых помещений в этом доме, обязано было ежемесячно производить возмещение издержек за работы и услуги по управлению домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества, исходя из утвержденной ставки: 15 рублей 51 копейка х 718,2 квадратных метра = 11 139 рублей 28 копеек.

Таким образом, вывод суда апелляционной инстанции о непрозрачном расчете стоимости услуг не может быть признан обоснованным, поскольку этот расчет представляет собой простую арифметическую операцию умножения суммы тарифа на площадь помещения и соответствующего числа месяцев.

Так как в силу характера правоотношений по содержанию общего имущества размер расходов управляющей организации и размер платы одного из собственников помещений не совпадают, управляющая компания не должна доказывать размер фактических расходов, возникших у нее в связи с содержанием общего имущества, выделяя их по отношению к одному из собственников помещений.

Несение обществом самостоятельных расходов по содержанию своего имущества не освобождает его как сособственника от обязанности нести расходы по содержанию общего имущества согласно требованиям статьи 249 Гражданского кодекса.

При названных обстоятельствах суды необоснованно отказали управляющей компании в удовлетворении требования.

Оспариваемые судебные акты вынесены с нарушением норм действующего законодательства и нарушают единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права, поэтому в силу пункта 1 части 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене.

Содержащееся в настоящем постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению арбитражными судами при рассмотрении аналогичных дел.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 3 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:

решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 12.10.2009 по делу № А71-9485/2009-ГЗ, постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2009 и постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 26.02.2010 по тому же делу отменить.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Ассоциация «Ваш дом» 204 022 рубля 82 копейки задолженности и 11 527 рублей 67 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами.

Председательствующий А.А. Иванов

Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 ноября 2010 г. N 4910/10

Текст постановления официально опубликован не был

Принимаемые и непринимаемые расходы по налогу на прибыль организаций

Налоговая классификация расходов

Какие расходы уменьшают налог на прибыль, а какие нет

При каких обстоятельствах НДС учитывается как расход

Какие расходы требуется нормировать

Представительские расходы

Рекламные расходы

Взаимосвязь налоговых расходов и условного расхода по налогу на прибыль

Налоговая классификация расходов

В исчислении налога на прибыль участвуют доходы и расходы. От правильной классификации доходов и расходов по налогу на прибыль зависит достоверность итоговой суммы налогового обязательства по этому налогу.

Существует несколько налоговых классификаций расходов в целях исчисления налога на прибыль. Перечислим основные из них. Расходы подразделяют:

  • на связанные с производством и реализацией и внереализационные (п. 2 ст. 252 НК РФ);
  • принимаемые при исчислении налога на прибыль и непринимаемые (п. 1 ст. 252, ст. 270 НК РФ).

Основные группы расходов, связанных с производством и реализацией, показаны на рисунке:

Доходы от реализации, в свою очередь, группируются на прямые и косвенные (п. 1 ст. 318 НК РФ). Такое разделение крайне важно для целей расчета налога на прибыль. А именно:

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

  • прямые расходы по налогу на прибыль нужно распределять между остатками незавершенного производства, реализованной и нереализованной продукцией;
  • косвенные расходы по налогу на прибыль можно полностью учесть в налоговых расчетах в отчетном периоде без всякого распределения.

В группу внереализационных расходов по налогу на прибыль входят обоснованные затраты, непосредственно не связанные с производством и (или) реализацией товаров (работ, услуг). К ним относятся расходы на содержание переданных в аренду объектов, уплату процентов по долговым обязательствам и другие. Их перечень не является закрытым, что означает следующее: закон позволяет признать в составе внереализационных расходов любые обоснованные затраты (п. 20 ст. 265 НК РФ).

С нюансами признания недостачи в составе внереализационных расходов ознакомьтесь в статье «Халатность завскладом не повод считать недостачу внереализационными расходами».

Расходы могут включаться в базу по налогу на прибыль, а могут исключаться из нее. Это в равной степени относится к любым произведенным расходам независимо от их назначения. Как правильно провести границу между непризнаваемыми и учитываемыми при расчете налога на прибыль расходами, расскажем далее.

Какие расходы уменьшают налог на прибыль, а какие нет

Расходы в декларации по налогу на прибыль — это суммы издержек, которые, по мнению налогоплательщика, законно уменьшают базу по налогу, то есть соответствуют требованиям налогового законодательства. Требования эти достаточно жесткие, и инспекторы цепляются буквально к каждой мелочи: расход недостаточно экономически обоснован, не направлен на получение дохода, есть недочеты в его документальном подтверждении и т. д. В том числе налоговики пытаются исключить расходы из налоговой базы по причине их нерациональности, неэффективности или нецелесообразности, хотя Минфин их в этом не поддерживает (письмо от 19.04.2019 № 03-03-07/28232).

Таким образом, любой расход после его изучения контролерами может моментально переместиться из группы признаваемых в разряд непризнаваемых налоговых расходов. В п. 49 ст. 270 НК РФ прямо сказано, что при определении налоговой базы не учитываются расходы, не соответствующие законодательно установленным критериям. Остальные 48 позиций этой статьи содержат конкретные виды не признаваемых в целях налога на прибыль расходов — на благотворительность, выплату дивидендов, штрафов и иных санкций, перечисляемых в бюджет или внебюджетные фонды, уплату иных аналогичных обязательств и расходов. Все эти траты могут производиться исключительно из чистой прибыли.

Часть расходов принимают участие в налоговых расчетах только изредка (например, НДС). Другая часть признается при расчете налога на прибыль по жестко закрепленным в кодексе нормам, то есть не всегда в полной сумме (об этом читайте далее).

При каких обстоятельствах НДС учитывается как расход

Налог на добавленную стоимость (НДС) — это самостоятельное налоговое обязательство. В большинстве случаев НДС в расходы по налогу на прибыль не попадает (п. 19 ст. 270 НК РФ).

Однако при определенных обстоятельствах закон позволяет включить сумму этого налога в издержки:

Есть еще одна ситуация, когда НДС попадает в расходы: он был начислен, но покупателю предъявлен не был. Тогда базу по налогу на прибыль такой НДС уменьшит в составе прочих расходов (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ). Минфин против такого подхода не возражает (письмо от 20.01.2017 № 03-03-06/1/3257).

Какие расходы требуется нормировать

В налоговом законодательстве есть обособленная группа расходов, которые можно учесть при расчете налога на прибыль не всегда в полной сумме. Эти расходы называют нормируемыми.

Нормируемые расходы по налогу на прибыль представлены на рисунке:

Подпишитесь на рассылку

Ограничение суммы (норматив и условия признания) установлено для каждого вида нормируемого расхода. Рассмотрим подробнее самые часто встречающиеся.

Представительские расходы

Налог на прибыль представительские расходы уменьшают исходя из следующей нормы:

Конкретный перечень таких расходов в НК РФ не установлен. Минфин России в письме от 22.01.2019 № 03-03-06/1/3120 уточнил, что в сумму представительских расходов могут входить как продукты для организации завтраков, обедов и иных аналогичных мероприятий, так и спиртные напитки. Главное условие: расходы должны быть подтверждены документами и экономически оправданы.

Чтобы обезопасить себя от претензий налоговиков, пропишите нормы затрат на алкоголь во внутреннем локальном акте. Тогда у контролеров не будет повода придраться к чрезмерным объемам закупленного спиртного или приобретению для встречи с партнерами дорогостоящего коллекционного вина.

Рекламные расходы

Реклама может распространяться разными способами: через объявления по радио или трансляцию рекламного ролика по телевидению (с помощью средств массовой информации), размещаться на рекламных стендах или различных видах транспорта.

Не все виды рекламных расходов нормируются. Часть из них можно признавать при расчете налога на прибыль в полной сумме, а часть — по специальному нормативу, исчисляя их исходя из полученной в отчетном периоде выручки:

Налоговые органы не всегда соглашаются с налогоплательщиками в части включения рекламных расходов в расходы по налогу на прибыль в полном объеме (без нормирования). Разногласия вызывают неясные формулировки законодательства, в котором не детализируются отдельные важные для налогообложения нюансы. Тогда отстаивать свою позицию налогоплательщики вынуждены в суде.

К примеру, в определении ВС РФ от 30.05.2019 № 305-ЭС19-4394 судьи не согласились с налоговиками с тем, что рекламу на транспорте нужно нормировать. Среди оснований для таких выводов судьи назвали отсутствие законодательно закрепленного:

  • определения наружной рекламы, на которое можно ориентироваться при расчете налога на прибыль;
  • влияния на налоговые расчеты нюансов распространения рекламы на стационарных конструкциях и транспортных средствах.

Как законодатели ограничивают распространение отдельных видов рекламы, расскажут статьи:

  • «Рекламу дипломов на заказ поставили вне закона»;
  • «За слово “займ” в рекламе организации грозит штраф до 500 000 рублей».

Взаимосвязь налоговых расходов и условного расхода по налогу на прибыль

У начинающих бухгалтеров может возникнуть вопрос: условный расход по налогу на прибыль — это что за расход? К какой группе его отнести — к прямым или косвенным, принимаемым или непринимаемым налоговым расходам? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимы отдельные пояснения.

Компании, ведущие налоговый и бухгалтерский учет, должны учитывать тот факт, что часть не признанных в налоговом учете расходов в бухучете всё равно должны отражаться. Они формируют бухгалтерскую прибыль (убыток) и не участвуют в исчислении налоговой прибыли (убытка). В результате сумма налога на прибыль из налоговой декларации и расход по налогу на прибыль по данным бухучета не совпадают.

Особенности формирования показателя условного расхода по налогу на прибыль регулируются по правилам ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» (утв. приказом Минфина России от 19.11.2002 № 114н).

Таким образом, условный расход по налогу на прибыль — это специфический показатель, формируемый по особым правилам. К налоговым группам расходов он отношения не имеет.

В этом материале мы подробнее рассказываем о том, что такое условный расход по налогу на прибыль и как его рассчитать.

***

Налоговое законодательство предъявляет к расходам жесткие требования. Они должны быть экономически оправданы, документально подтверждены и направлены на получение дохода. Расходы группируются не только на непосредственно связанные с реализацией и внереализационные, но и на принимаемые и непринимаемые при расчете налога на прибыль.

Любые траты налогоплательщика могут попасть в не принимаемые по налогу на прибыль расходы, если они не соответствуют законодательным критериям, попадают в перечень в ст. 270 НК РФ или являются сверхнормативными. В этом случае такие расходы налоговую базу по прибыли не уменьшают.

***

Больше интересной информации — в рубрике «Налог на прибыль».

Три «не» при квалификации нарушений

Что означают понятия «нецелевое расходование бюджетных средств», «неэффективное расходование бюджетных средств» и «неправомерное расходование бюджетных средств», чем они отличаются и в каких случаях выявляемые нарушения квалифицируются таким образом. А главное, почему растет их количество и что это означает для бюджетной системы страны.

Анатолий Борисович ВИФЛЕЕМСКИЙ, действительный член Академии педагогических и социальных наук, доктор экономических наук, магистр юриспруденции

Нецелевое использование бюджетных средств

Теория

Принцип целевого характера бюджетных средств установлен статьей 38 БК РФ. Он означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования. На практике под такой целью понимают заранее определенные направления расходования бюджетных средств. Если расходы произведены в рамках этих направлений, то признаются целевым использованием бюджетных средств, если же за пределами них, то нецелевым (НИБС).

Однако в БК РФ есть еще и специальная статья 306.4 «Нецелевое использование бюджетных средств», которая содержит определение этого понятия: направление средств бюджета бюджетной системы РФ и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств. Поэтому с позиций бюджетного законодательства только действия участников бюджетного процесса могут быть квалифицированы как бюджетное правонарушение и только к ним могут применяться бюджетные меры принуждения, которые предусмотрены в статье 306.4 БК РФ.

В КоАП РФ понятие «нецелевое использование бюджетных средств» трактуется значительно шире, нежели в БК: статья 15.14 КоАП РФ признает нецелевым направление средств, полученных из бюджета бюджетной системы РФ, на цели, которые не соответствуют целям документа, являющегося правовым основанием их предоставления. Формулировка «средства, полученные из бюджета» позволяет привлекать к ответственности и лиц, не являющихся получателями бюджетных средств. Понятие «средства, полученные из бюджета» законом не определено, но фактически под такими средствами понимаются, как правило, средства субсидий, получаемых бюджетными и автономными учреждениями, а также иными некоммерческими и даже коммерческими организациями.

УК РФ в статье 285.1 формально ограничивает возможность квалификации нецелевого использования средств в качестве преступления лишь расходованием бюджетных средств должностным лицом получателя бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения ( Определенные утвержденными бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств.), совершенным в крупном размере (крупным размером признается сумма, превышающая 1,5 миллиона рублей). При этом в определении Конституционного суда РФ от 20 декабря 2016 года № 2776-О подчеркнуто, что это законоположение применяется в нормативном единстве с положениями бюджетного законодательства. Поэтому, казалось бы, расширительных трактовок быть не должно, ведь перечень получателей бюджетных средств (получателей средств соответствующего бюджета) четко определен в статье 6 БК РФ. Однако органы финансового контроля ( Такой позиции придерживаются органы как внутреннего, так и внешнего финансового контроля (см. Классификатор нарушений (рисков), утвержденный Казначейством России 19 декабря 2017 года, Классификатор нарушений, утвержденный постановлением Коллегии Счетной палаты РФ от 7 сентября 2017 года № 9ПК).) трактуют положения статьи 285.1 УК РФ расширительно (как и статья 15.14 КоАП РФ) и говорят об уголовном преследовании не только должностных лиц получателей бюджетных средств, но и должностных лиц бюджетных и автономных учреждений.

Практика

На практике нецелевым использованием бюджетных средств считается следующее:

расходование бюджетных средств по государственному или муниципальному контракту при несоответствии использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги цели осуществления самой закупки, а также без подтверждения первичными учетными документами;

  • расходование бюджетных средств сверх утвержденных сметных назначений;
  • несоблюдение указаний по применению кодов бюджетной классификации РФ;
  • использование средств от приносящей доход деятельности и неперечисление их в доход бюджета;
  • оплата расходов, на обеспечение которых не предоставлены лимиты бюджетных обязательств;
  • оплата расходов, не предусмотренных законом (постановлением) о бюджете;
  • оплата расходов за подведомственное учреждение;
  • расходование бюджетных средств сверх утвержденных решением о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной сметой, сверх доведенных лимитов бюджетных обязательств;
  • использование бюджетных средств на оплату расходов, которые должны осуществляться за счет бюджетов других уровней;
  • использование бюджетных средств на оплату расходов, которые должны осуществляться за счет внебюджетных источников, если это не предусмотрено в бюджете;
  • несанкционированное перемещение, перераспределение бюджетных средств по кодам бюджетной классификации;
  • использование бюджетных средств на оплату работ и услуг, не связанных с деятельностью казенного учреждения (взносы в уставный капитал юридических лиц, расходы на капитальный ремонт и реконструкцию арендуемых помещений);
  • использование бюджетных средств на строительство объектов, не включенных в перечень объектов капитального строительства (реконструкции) и приобретения объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность в форме капитальных вложений, утвержденный в установленном порядке, и на затраты, не предусмотренные проектно-сметной документацией;
  • использование средств, выделенных на реализацию государственных (муниципальных) целевых программ, на иные цели;
  • осуществление расходов на оплату товаров (работ, услуг), не связанных с деятельностью учреждения;
  • расходование средств субсидий на финансовое обеспечение выполнения задания государственным (муниципальным) учреждением на оплату товаров, работ, услуг, приобретаемых для приносящей доход деятельности или прямо не предусмотренных соглашением о предоставлении субсидии, в том числе на оплату труда работников учреждения, не участвующих в выполнении задания, на командировочные и прочие расходы, не связанные с выполнением задания;
  • использование средств субсидий на оказание финансовой помощи коммерческим организациям или на их создание.

Неэффективное использование бюджетных средств

Казначейство России в своем классификаторе вводит также понятия «неэффективное использование бюджетных средств» и «неправомерное использование бюджетных средств», оговариваясь при этом, что ответственность при такой квалификации использования бюджетных средств пока не наступает.

Важно

Неэффективное использование бюджетных средств определяется Федеральным казначейством, исходя из статей 34, 162 БК РФ, как достаточно субъективная, оценочная категория. Неэффективным считается использование бюджетных средств с превышением объема, установленного при их предоставлении (достаточного для достижения цели, результата), или недостижение результата, установленного при предоставлении бюджетных средств, с использованием определенного при предоставлении объема бюджетных средств.

В пункте 23 постановления Пленума ВАС РФ от 26 февраля 2009 года № 17 указывались случаи, когда конкретная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств. О неэффективном расходовании можно говорить, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата. Казалось бы, к бюджетным и автономным учреждениям, не относящимся к участникам бюджетного процесса в силу определений, данных в статье 152 БК РФ, применить этот принцип нельзя, тем более что средства субсидий, которые получили эти учреждения, уже не являются бюджетными.

Однако, если бюджетные (автономные) учреждения не обеспечивают достижения установленных целевых показателей эффективности (результативности) при использовании субсидий, контролеры также называют такое расходование средств неэффективным. При этом они ссылаются на пункт 6 статьи 69.2, пункт 1 статьи 78.1, пункт 2 статьи 78.2 БК РФ, порядки, регламентирующие предоставление соответствующих субсидий, и заключенные с учреждениями соглашения. Тем самым фактически игнорируется позиция Минфина России, изложенная, в частности, в письме от 23 мая 2014 года № 02-03-11/24579. Письмо, ссылаясь на статью 78.1 БК РФ, разъясняет, что после списания в установленном порядке субсидии на выполнение государственного задания с единого счета бюджета и ее зачисления на счет бюджетного учреждения субсидия теряет статус средств соответствующего бюджета. На указанные средства не распространяются требования бюджетного законодательства, в том числе и положения статьи 306.4 БК РФ.

В целом на практике использование бюджетных средств считается неэффективным, когда:

  • товары (работы, услуги) приобретены по завышенным ценам или ненадлежащего качества;
  • средства израсходованы на покупку морально устаревшего оборудования, имущества, которое длительное время не используется (не вводится в эксплуатацию при строительстве), дорогостоящего имущества (при отсутствии необходимости в нем) или на закупку имущества при наличии запаса аналогичного;
  • оплачены услуги по разработке проектно-сметной документации, а сами работы (строительство, ремонт), с целью выполнения которых она была разработана, не запланированы и (или) не начаты (длительное время);
  • товары (услуги, работы) приобретены в меньшем объеме, чем указывали при обосновании бюджетных ассигнований, но с использованием всех выделенных средств;
  • средства израсходованы по договорам аренды имущества на сумму, превышающую его рыночную стоимость (то есть при приобретении оборудования мог быть использован меньший объем средств, чем при его аренде);
  • допущено расходование средств, которого можно было избежать.

Неправомерное использование бюджетных средств

Неправомерным использованием бюджетных средств ФК считает любую оплату денежных обязательств с нарушением бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. Исключения — нецелевое использование бюджетных средств, а также оплата денежных обязательств с нарушениями в документах, являющихся правовым основанием принятия бюджетных обязательств (контрактов (договоров, соглашений) и заключенных в целях исполнения договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ и государственных (муниципальных) контрактов). Кроме того, для автономных и бюджетных учреждений ФК вводит еще одно понятие — «неправомерное использование средств субсидии», не расшифровывая его детально, но сообщая об отсутствии ответственности за это нарушение.

В письме Минфина России от 25 апреля 2017 года № 02-09-08/24851 подтверждается, что понятие «неправомерное расходование бюджетных средств» Бюджетным кодексом не определено. Также Минфин России указывает, что «при отнесении действий (бездействия) участников бюджетного процесса к неправомерному расходованию бюджетных средств следует исходить из общепринятого в юридической практике признания неправомерными действий (бездействия), в случае если они противоречат требованиям правовых норм». На основании изложенного Минфин России относит к неправомерному расходованию бюджетных средств действия (бездействие), противоречащие требованиям бюджетного законодательства РФ и иным нормативным правовым актам, регулирующим бюджетные правоотношения.

Внимание

На практике контролеры считают неправомерным использование не только бюджетных средств, но и средств субсидий автономными и бюджетными учреждениями, если нарушены требования хоть какого-то нормативного правового акта.

К неправомерному использованию средств органы финансового контроля относят следующее:

  • расходование средств без подтверждения оправдательными документами;
  • осуществление авансовых платежей сверх установленного Правительством РФ, органом исполнительной власти субъекта, местной администрацией размера;
  • переплаты и неположенные выплаты заработной платы (денежного содержания, довольствия);
  • сверхнормативные расходы, кроме переплат и неположенных выплат заработной платы (денежного содержания, довольствия);
  • неправомерное расходование средств при ремонтно-строительных работах;
  • предоставление учреждением займов и кредитов;
  • уплату штрафов и иных санкций, наложенных на должностных лиц, за счет средств учреждения;
  • ремонт имущества, переданного в аренду (если в договоре указана обязанность арендатора производить за свой счет тот или иной вид ремонта);
  • использование бюджетных средств на оплату расходов, которые должны осуществляться за счет иных источников, в том числе внебюджетных (включая содержание за счет бюджетных средств имущества, переданного в аренду);
  • неоприходование в кассу и неотражение в бухгалтерском учете и отчетности денежных средств, поступающих от физических лиц за оказанные услуги;
  • сверхнормативное списание ГСМ, неправомерное списание ГСМ вследствие завышения показаний спидометра в путевых листах; превышение предельных норм расхода топлива для автомобильного транспорта;
  • списание продуктов питания сверх норм закладки и в нарушение рецептуры блюд и др.

Суды против

Неправомерным расходованием бюджетных средств контролеры называют и необоснованные закупки. То есть неправомерной признаются оплата закупок, которые осуществлены без обоснования начальной (максимальной) цены контракта и способа определения поставщика, проведены не на основании плана-графика; оплата контрактов, информация по которым не размещена в ЕИС в реестре контрактов. При этом учреждениям и непосредственно руководителям учреждений выставляются требования вернуть неправомерно потраченные средства в бюджет.

Такие требования контролеров пока не всегда поддерживаются судами. Суды указывают на то, что обнаруженные в ходе проверки нарушения не являются бюджетными. К полномочиям финансового органа относится выдача предписания по устранению бюджетных нарушений, а не любых нарушений (в частности, гражданского, трудового законодательства), не относящихся к бюджетным. Следовательно, контролеры не вправе требовать от учреждения (а тем более от его руководителя) вернуть денежные средства. Но приходится констатировать, что бывают и другие судебные решения.

Совсем недавно суды подчеркивали, что «при условии соответствия расходов бюджетных средств плану финансово-хозяйственной деятельности учреждения, а также выполнения объемов государственного задания и обеспечения своевременности и полноты выплат, непосредственно связанных с оказанием услуг и выполнением работ, включенных в государственное задание, учреждение вправе расходовать средства субсидии на выполнение государственного задания по своему усмотрению» ( См., в частности, постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 3 марта 2016 года по делу № А17-2519/2015.). Такие выводы были основаны на изменениях законодательства, осуществленных в рамках бюджетной реформы, проведенной Минфином России.

Ключевая идея реформы заключалась в том, чтобы переориентировать учреждения с процесса расходования бюджетных средств на достижение результатов своей основной деятельности. В комментариях (комплексных рекомендациях) ( Письмо Минфина России от 22 октября 2013 года № 12-08-06/44036.) по вопросам, связанным с реализацией положений Федерального закона № 83?ФЗ прямо указывалось: «Основная задача учреждения — выполнить государственное (муниципальное) задание в заданном объеме в соответствии со стандартом (при его наличии) и с должным качеством (если показатели качества установлены), а не израсходовать средства субсидии на государственное (муниципальное) задание ровно по той формуле, по которой она была рассчитана». Подчеркивалось, что Федеральный закон № 83?ФЗ положил начало реализации важнейшей фундаментальной реформы системы оказания государственных и муниципальных услуг, определенной Бюджетным посланием Президента РФ от 25 мая 2009 года.

В частности, Минфин указывал, что остатки субсидии на государственное (муниципальное) задание могут быть израсходованы учреждением, например, на проведение капитального ремонта имущества, принадлежащего ему на праве оперативного управления (в том числе в дополнение к целевой субсидии, предоставленной учреждению на осуществление капитального ремонта), приобретение оборудования, осуществление приносящей доход деятельности, повышение заработной платы сотрудникам учреждения. Единственное условие — направления расходования этих остатков соответствуют целям деятельности учреждения, утвержденным в его уставе. Предполагалось, что использование субсидий осуществляется учреждениями в соответствии с планом их финансово-хозяйственной деятельности (ПФХД), составляемым и утверждаемым в установленном порядке. И если учреждение определило направление использования средств в ПФХД, то такое расходование средств является целевым и правомерным.

Однако сегодня многие органы финансового контроля считают иначе. Несмотря на то что средства потрачены учреждением в полном соответствии с ПФХД, контролеры настаивают на неправомерности такого расходования средств. Выполнение государственного (муниципального) задания не является для них основанием признать право учреждения самостоятельно распределить остаток субсидии. Сегодня произошло фактическое отождествление новых типов государственных и муниципальных учреждений (бюджетное и автономное) со старым типом (бюджетное, аналогом которого стало казенное учреждение) и унификация требований к ним в части целевого использования средств. При отсутствии изменения уголовного законодательства действия должностных лиц автономных и бюджетных учреждений, не являющихся получателями бюджетных средств, называются преступлениями. Законодательное определение понятия «получатель бюджетных средств» заменяется обыденным разумением: если получил, значит, получатель.

Все это привело к росту случаев квалификации расходов автономных и бюджетных учреждений как нецелевое, неэффективное или неправомерное использование средств. Что, в свою очередь, может являться стимулом для роста коррупции и определенно вызывает сомнения в целесообразности проведенной Минфином России бюджетной реформы.

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *