Обращение с отходами

Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 N 89-ФЗ (последняя редакция)

Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу 24 июня 1998 года N 89-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОТХОДАХ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ Принят Государственной Думой 22 мая 1998 года Одобрен Советом Федерации 10 июня 1998 года

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов от 29.12.2000 N 169-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004), от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ, от 18.12.2006 N 232-ФЗ, от 08.11.2007 N 258-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 08.11.2008 N 196-ФЗ, от 30.12.2008 N 309-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 19.07.2011 N 248-ФЗ, от 07.11.2011 N 303-ФЗ, от 21.11.2011 N 331-ФЗ, от 25.06.2012 N 93-ФЗ, от 29.06.2012 N 96-ФЗ, от 28.07.2012 N 128-ФЗ, от 23.07.2013 N 226-ФЗ, от 21.10.2013 N 278-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ, от 21.07.2014 N 219-ФЗ (ред. 29.12.2014), от 21.07.2014 N 261-ФЗ, от 29.12.2014 N 458-ФЗ (ред. 28.11.2015), от 29.12.2014 N 485-ФЗ, от 29.06.2015 N 203-ФЗ, от 13.07.2015 N 224-ФЗ, от 29.12.2015 N 392-ФЗ, от 29.12.2015 N 404-ФЗ, от 05.04.2016 N 104-ФЗ, от 03.07.2016 N 254-ФЗ, от 28.12.2016 N 486-ФЗ, от 05.12.2017 N 393-ФЗ, от 31.12.2017 N 503-ФЗ, от 29.07.2018 N 272-ФЗ, от 25.12.2018 N 483-ФЗ, от 26.07.2019 N 225-ФЗ, от 02.08.2019 N 272-ФЗ, от 27.12.2019 N 450-ФЗ, от 07.04.2020 N 117-ФЗ, с изм., внесенными Постановлением КС РФ от 19.07.2019 N 30-П) (см. Обзор изменений данного документа) Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья. (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)

  • Глава I. Общие положения
    • Статья 1. Основные понятия
    • Статья 2. Правовое регулирование в области обращения с отходами
    • Статья 3. Основные принципы и приоритетные направления государственной политики в области обращения с отходами
    • Статья 4. Отходы как объект права собственности
    • Статья 4.1. Классы опасности отходов
  • Глава II. Полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области обращения с отходами
    • Статья 5. Полномочия Российской Федерации в области обращения с отходами
    • Статья 5.1. Передача осуществления полномочий по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности
    • Статья 6. Полномочия субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами
    • Статья 7. Утратила силу
    • Статья 8. Полномочия органов местного самоуправления в области обращения с твердыми коммунальными отходами
    • Статья 8.1. Перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации
  • Глава III. Общие требования к обращению с отходами
    • Статья 9. Лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности
    • Статья 10. Требования в области обращения с отходами при архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, сооружений и иных объектов
    • Статья 11. Требования к эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами
    • Статья 12. Требования к объектам размещения отходов
    • Статья 13. Требования к обращению с отходами на территориях муниципальных образований
    • Статья 13.1. Требования к обращению с ломом и отходами цветных и (или) черных металлов и их отчуждению
    • Статья 13.2. Требования к разработке и реализации региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами
    • Статья 13.3. Требования к федеральной схеме обращения с твердыми коммунальными отходами и территориальным схемам обращения с отходами
    • Статья 13.4. Требования к местам (площадкам) накопления отходов
    • Статья 13.5. Государственная информационная система учета твердых коммунальных отходов
    • Статья 14. Требования к обращению с отходами I — V классов опасности
    • Статья 14.1. Федеральный оператор по обращению с отходами I и II классов опасности
    • Статья 14.2. Федеральная схема обращения с отходами I и II классов опасности
    • Статья 14.3. Государственная информационная система учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности
    • Статья 14.4. Особенности обращения с отходами I и II классов опасности
    • Статья 15. Требования к лицам, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности
    • Статья 16. Требования к транспортированию отходов
    • Статья 17. Трансграничное перемещение отходов
  • Глава IV. Нормирование, государственный учет и отчетность в области обращения с отходами
    • Статья 18. Нормирование в области обращения с отходами
    • Статья 19. Учет и отчетность в области обращения с отходами
    • Статья 20. Государственный кадастр отходов
  • Глава V. Экономическое регулирование в области обращения с отходами
    • Статья 21. Основные принципы экономического регулирования в области обращения с отходами
    • Статья 22. Утратила силу
    • Статья 23. Плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов
    • Статья 24. Экономическое стимулирование деятельности в области обращения с отходами
    • Статья 24.1. Утилизационный сбор
    • Статья 24.2. Регулирование в области обращения с отходами от использования товаров
    • Статья 24.3. Единая государственная информационная система учета отходов от использования товаров
    • Статья 24.4. Предоставление информации для включения в единую государственную информационную систему учета отходов от использования товаров
    • Статья 24.5. Экологический сбор
  • Глава V.1. Регулирование деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами
    • Статья 24.6. Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами
    • Статья 24.7. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами
    • Статья 24.8. Виды деятельности и тарифы в области обращения с твердыми коммунальными отходами, подлежащие регулированию
    • Статья 24.9. Порядок государственного регулирования тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами
    • Статья 24.10. Расчет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов
    • Статья 24.11. Право на получение информации в области обращения с твердыми коммунальными отходами
    • Статья 24.12. Организация государственного контроля (надзора) в области регулирования тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами
    • Статья 24.13. Инвестиционная программа в области обращения с твердыми коммунальными отходами
    • Статья 24.14. Российский экологический оператор
  • Глава VI. Государственный надзор в области обращения с отходами
    • Статья 25. Государственный надзор в области обращения с отходами
    • Статья 26. Производственный контроль в области обращения с отходами
    • Статья 27. Общественный контроль в области обращения с отходами
  • Глава VII. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами
    • Статья 28. Виды ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами
    • Статья 29. Исковые требования о прекращении деятельности лиц, осуществляемой с нарушением законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами
  • Глава VIII. Заключительные и переходные положения
    • Статья 29.1. Переходные положения
    • Статья 30. Вступление настоящего Федерального закона в силу
    • Статья 31. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

Открыть полный текст документа

Что означает OTX?

Акроним Определение
OTX Orthodenticle
OTX Обмен технологиями в Окленд
OTX Одина Телеком frameworX
OTX Оптической передачи
OTX Открытый обмен таргетинга
OTX Происхождение передатчик
OTX Тестирование онлайн обмен

Что означает OTX в тексте

В общем, OTX является аббревиатурой или аббревиатурой, которая определяется простым языком. Эта страница иллюстрирует, как OTX используется в обмена сообщениями и чат-форумах, в дополнение к социальным сетям, таким как VK, Instagram, Whatsapp и Snapchat. Из приведенной выше таблицы, вы можете просмотреть все значения OTX: некоторые из них образовательные термины, другие медицинские термины, и даже компьютерные термины. Если вы знаете другое определение OTX, пожалуйста, свяжитесь с нами. Мы включим его во время следующего обновления нашей базы данных. Пожалуйста, имейте в информации, что некоторые из наших сокращений и их определения создаются нашими посетителями. Поэтому ваше предложение о новых аббревиатур приветствуется! В качестве возврата мы перевели аббревиатуру OTX на испанский, французский, китайский, португальский, русский и т.д. Далее можно прокрутить вниз и щелкнуть в меню языка, чтобы найти значения OTX на других 42 языках.

Статья 1. Основные понятия

Информация об изменениях:

Статья 1 изменена с 14 июня 2020 г. — Федеральный закон от 16 декабря 2019 г. N 431-ФЗ

См. будущую редакцию

Статья 1 изменена с 1 января 2020 г. — Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 450-ФЗ

См. предыдущую редакцию

Статья 1. Основные понятия

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 1 настоящего Федерального закона

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

отходы производства и потребления (далее — отходы) — вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом;

абзац третий утратил силу;

См. текст абзаца третьего статьи 1

обращение с отходами — деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов;

размещение отходов — хранение и захоронение отходов;

хранение отходов — складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения;

захоронение отходов — изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;

утилизация отходов — использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация), а также использование твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов) после извлечения из них полезных компонентов на объектах обработки, соответствующих требованиям, предусмотренным пунктом 3 статьи 10 настоящего Федерального закона (энергетическая утилизация);

обезвреживание отходов — уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание, за исключением сжигания, связанного с использованием твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов), и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду;

объекты размещения отходов — специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов;

трансграничное перемещение отходов — перемещение отходов с территории, находящейся под юрисдикцией одного государства, на территорию (через территорию), находящуюся под юрисдикцией другого государства, или в район, не находящийся под юрисдикцией какого-либо государства, при условии, что такое перемещение отходов затрагивает интересы не менее чем двух государств;

лимит на размещение отходов — предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории;

норматив образования отходов — установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции;

паспорт отходов — документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе;

вид отходов — совокупность отходов, которые имеют общие признаки в соответствии с системой классификации отходов;

лом и отходы цветных и (или) черных металлов — пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства изделия из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, отходы, образовавшиеся в процессе производства изделий из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, а также неисправимый брак, возникший в процессе производства указанных изделий;

сбор отходов — прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение;

транспортирование отходов — перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах;

накопление отходов — складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения;

обработка отходов — предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку;

твердые коммунальные отходы — отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами;

норматив накопления твердых коммунальных отходов — среднее количество твердых коммунальных отходов, образующихся в единицу времени;

объекты захоронения отходов — предоставленные в пользование в установленном порядке участки недр, подземные сооружения для захоронения отходов I — V классов опасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах;

объекты хранения отходов — специально оборудованные сооружения, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначены для долгосрочного складирования отходов в целях их последующих утилизации, обезвреживания, захоронения;

объекты обезвреживания отходов — специально оборудованные сооружения, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначены для обезвреживания отходов;

оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами — индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов;

региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также — региональный оператор) — оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами — юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора;

группы однородных отходов — отходы, классифицированные по одному или нескольким признакам (происхождению, условиям образования, химическому и (или) компонентному составу, агрегатному состоянию и физической форме);

баланс количественных характеристик образования, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации — соотношение количества образовавшихся твердых коммунальных отходов и количественных характеристик их утилизации, обезвреживания, захоронения, передачи в другие субъекты Российской Федерации (поступления из других субъектов Российской Федерации) для последующих утилизации, обезвреживания, захоронения;

отходы от использования товаров — отходы, образовавшиеся после утраты товарами, упаковкой товаров полностью или частично своих потребительских свойств;

абзац утратил силу с 31 декабря 2017 г. — Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 503-ФЗ

См. предыдущую редакцию

федеральный оператор по обращению с отходами I и II классов опасности — юридическое лицо, уполномоченное в соответствии с настоящим Федеральным законом обеспечивать и осуществлять деятельность по обращению с отходами I и II классов опасности на территории Российской Федерации (далее также — федеральный оператор);

российский экологический оператор — публично-правовая компания, создаваемая в соответствии с указом Президента Российской Федерации в целях формирования комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами, обеспечения управления указанной системой, предотвращения вредного воздействия таких отходов на здоровье человека и окружающую среду, вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве сырья, материалов, изделий и превращения во вторичные ресурсы для изготовления новой продукции и (или) получения энергии, а также в целях ресурсосбережения;

оператор по обращению с отходами I и II классов опасности — индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, которые обладают правом в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществлять деятельность по обращению с отходами I и II классов опасности, полученными от иных индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, и имеют лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности в отношении соответствующих видов работ с отходами I и II классов опасности.

Закон РБ Об обращении с отходами

от 20.07.2007 № 271-З Действующая редакция

  • Статья 1. Основные термины и понятия, используемые в настоящем Законе, и их определения
  • Статья 2. Законодательство об обращении с отходами и сфера его применения
  • Статья 3. Право собственности на отходы и сделки с ними
  • Статья 4. Основные принципы в области обращения с отходами
  • Статья 5. Осуществление государственного регулирования и управления в области обращения с отходами
  • Статья 6. Компетенция Президента Республики Беларусь в области обращения с отходами
  • Статья 7. Компетенция Совета Министров Республики Беларусь в области обращения с отходами
  • Статья 8. Компетенция Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь в области обращения с отходами
  • Статья 9. Компетенция Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь в области обращения с коммунальными отходами
  • Статья 10. Компетенция Министерства здравоохранения Республики Беларусь в области обращения с отходами
  • Статья 11. Компетенция Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь в области обращения с отходами
  • Статья 12. Компетенция местных Советов депутатов, местных исполнительных и распорядительных органов в области обращения с отходами
  • Статья 13. Экономическое стимулирование в области обращения с отходами
  • Статья 14. Государственные и территориальные программы в области обращения с отходами
  • Статья 15. Классификация отходов
  • Статья 16. Установление степени опасности отходов и класса опасности опасных отходов
  • Статья 17. Обязанности юридических и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, осуществляющих обращение с отходами
  • Статья 18. Требования к обращению с отходами производства
  • Статья 19. Требования к обращению с коммунальными отходами на территориях населенных пунктов
  • Статья 20. Требования к обращению с отходами, образующимися после утраты потребительских свойств товаров
  • Статья 21. Требования к обращению с отходами, образующимися в гаражных кооперативах, садоводческих товариществах и иных потребительских кооперативах, а также на землях природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения
  • Статья 22. Требования к обращению с отходами при осуществлении строительной деятельности
  • Статья 23. Требования к обращению с отходами при разработке схем комплексной территориальной организации административно-территориальных единиц, генеральных планов городов и иных населенных пунктов, проектов благоустройства населенных пунктов или их частей
  • Статья 24. Сбор отходов и их разделение по видам
  • Статья 25. Хранение и захоронение отходов
  • Статья 26. Перевозка отходов
  • Статья 27. Ввоз и (или) вывоз отходов
  • Статья 28. Использование отходов в качестве вторичного сырья
  • Статья 29. Обезвреживание отходов
  • Статья 30. Размещение, проектирование и строительство объектов хранения, захоронения и обезвреживания отходов
  • Статья 31. Эксплуатация объектов хранения, захоронения и обезвреживания отходов
  • Статья 32. Вывод из эксплуатации, демонтаж, снос объектов хранения, обезвреживания и захоронения отходов
  • Статья 33. Нормативы образования отходов производства
  • Статья 34. Лимиты хранения и лимиты захоронения отходов производства
  • Статья 35. Государственные статистические наблюдения в области обращения с отходами
  • Статья 36. Контроль и государственный надзор в области обращения с отходами
  • Статья 37. Ответственность за нарушение законодательства об обращении с отходами
  • Статья 39. Признание утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Беларусь и их отдельных положений
  • Статья 40. Переходные положения
  • Статья 41. Приведение актов законодательства в соответствие с настоящим Законом и принятие иных мер, необходимых для реализации положений настоящего Закона
  • Статья 42. Вступление в силу настоящего Закона

Обращение с отходами – основные законы и правила

Практически любая производственная деятельность и процессы потребления сопровождаются появлением отходов – побочных продуктов, которые требуют соответствующего обращения. От обращения с отходами зависит экология страны и здоровье населения, поэтому все связанные с ними вопросы регулируются федеральными законами и нормами. Рассмотрим основные термины, нормативно-правовую базу, принципы классификации отходов и все, что входит в понятие обращения с ними.

Нормативное регулирование и новые изменения в законе

До 2019 г. регулирование этих вопросов осуществлялось ФЗ No89 «Об отходах», принятым в 1998 г. Однако применение этого закона по некоторым направлениям обращения с ТКО приводило к негативным результатам, в связи с чем в него неоднократно вносились поправки. Так, в 2011 г. была отменена система лицензирования, которая приводила к тому, что услуги мусорщиков, купивших лицензию, были неоправданно дорогими, и их нелегальные конкуренты задешево вывозили отходы в ближайший лес.

Однако отмена лицензирования обстановку не улучшила – мусор продолжал множиться, мусорные полигоны и незаконные свалки по-прежнему росли, нанося большой ущерб экологии, а заводы по переработке ТБО простаивали без сырья. В результате было решено внести в закон кардинальные поправки, которые стимулировали бы предпринимателей к переработке мусора. Основные положения «мусорной реформы»:

  • в каждом регионе на конкурсной основе выбирается единственный оператор, ответственный за обращение с отходами;
  • устанавливаются более высокие тарифы на утилизацию ТКО, единые для всего региона;
  • устанавливается единая схема перемещения мусора от места его появления до конечного пункта (мусорного полигона или перерабатывающего предприятия).

Эта схема предусматривает максимальное извлечение из мусора полезного вторсырья и его переработку. Для ее реализации важно организовать первичный раздельный сбор ТКО, сокращение образования отходов на производстве и снижение их класса опасности.

Первые итоги «мусорной реформы» показывают, что экономические рычаги, применяемые для стимулирования предприятий и населения к сознательному обращению с отходами, пока работают недостаточно эффективно.

Основные понятия и термины

В первой статье ФЗ No89 определены основные понятия и термины, используемые в законе:

  • Отходы – это побочные предметы или субстанции, вырабатывающиеся в результате всевозможных видов деятельности (производство, сфера услуг, потребление) и подлежащие удалению.
  • В понятие обращения с отходами входят все работы, связанные с избавлением от отходов – от сбора до утилизации или захоронения.
  • Утилизация – это различные виды рационального применения отходов – изготовление новых изделий, повторное использование с той же целью (рециклинг), извлечение полезных ингредиентов (рекуперация), возврат в производство после подготовки (регенерация), использование в виде энергетического источника, переработка в компост и т. п.
  • Обезвреживание – уменьшение негативного влияния отходов на экологию (обеззараживание, лишение вредных свойств, уменьшение объема и т. п.).
  • Захоронение отходов – это их изолирование с целью предотвращения утечки вредных веществ и нанесения вреда экологии.

В тексте закона даны около 30 определений, подавляющее большинство из них было отредактировано или введено заново в 2000-2019 годах.

Классы отходов

По степени ущерба, причиняемого экологии, отходы делят на такие классы:

  • I (чрезвычайно опасные) – вызывающие необратимые нарушения в экосистеме, восстановление которой невозможно. В эту группу входят радиоактивные отходы, бензапирен, диэтилртуть, соли свинца и т.п.
  • II (высокоопасные) – вызывающие сильные нарушения в экосистеме, восстановительный период после прекращения воздействия – не меньше 30 лет. К ним относятся фенол, хлороформ, формальдегид и пр.
  • III (умеренно опасные) – вызывающие нарушения, требующие восстановительного периода не меньше 10 лет. Это – фосфаты, трихлорэтилен, соединения никеля, марганца и др.
  • IV (малоопасные) – нарушения потребуют восстановительного периода не меньше 3 лет. К малоопасным относятся хлориды, аммиак, метан и т.д.
  • V (практически неопасные) – низкий уровень негативного влияния на экологию, восстановление практически не требуется.

Критерии причисления отходов к разным классам опасности устанавливаются Минприроды РФ. К этим критериям относятся предельно допустимая и смертельная концентрация вредных соединений в воздухе, смертельные дозы при попадании на кожу и в желудок.

Полномочия в области обращения с отходами

В пятой статье ФЗ No 89 закреплены полномочия РФ в сфере обращения с отходами. К ним относятся:

  • регулирование обращения с отходами на законодательном уровне;
  • осуществление надзора за обращением с отходами на различных объектах;
  • лицензирование предпринимательской деятельности в сфере обращения с различными видами отходов;
  • разработка и утверждение нормативных документов;
  • утверждение порядка профессионального обучения деятельности в сфере сбора, обработки, утилизации отходов;
  • установка порядка классификации отходов по классам опасности, их транспортировки и т. п.;
  • установка правил обращения с ТКО, ценообразования и регулирования тарифов, правил обустройства мест хранения ТКО;
  • разработка нормативов, регулирующих обращение с чрезвычайно опасными и высокоопасными отходами.

Эта статья закона многократно редактировалась с целью расширения полномочий РФ и органов самоуправления в вопросах обращения с отходами разных видов.

Лицензирование данной деятельности

Для предпринимательства в отрасли обращения с отходами всех классов опасности кроме практически неопасных, требуется наличие лицензии. Лицензия выдается бессрочно при условии выполнения ее соискателем определенных требований. Для получения лицензии соискателю нужно предоставить необходимый пакет документов, а также иметь на правах собственности или другом законном основании (с документальным подтверждением) необходимую недвижимость для осуществления всего комплекса необходимых работ.

Также необходимо иметь в собственности или на другом основании, не противоречащем закону, необходимое оборудование и транспорт для осуществления работ по сбору, обеззараживанию, утилизации, размещению и транспортировке мусора. Транспортные средства в обязательном порядке должны быть оснащены спутниковой навигацией. Для допуска к работе с опасными отходами соискатель лицензии должен пройти не меньше 112 академических часов профессионального обучения.

Требования к местам накопления мусора

В ФЗ не конкретизированы требования к местам накопления мусора, но их можно найти в действующих СанПиН. Требования к местам накопления предъявляются в зависимости от свойств и класса опасности отходов. Это могут быть как специальные открытые площадки, так и производственные помещения, стационарные и передвижные емкости, склады и временные складские сооружения.

Отходы 1-3 классов опасности должны храниться в герметичной таре – контейнерах из металла или пластика, полиэтиленовых мешках и т. д. Отходы 4-5 класса опасности допускается накапливать в открытой таре или насыпью, кроме веществ, выделяющих вредные летучие вещества.

К площадкам для хранения отходов без герметичной тары предъявляются следующие требования:

  • Они должны находиться с подветренной стороны и в отдалении не менее 20 м от жилой застройки, быть доступными для подъезда автотехники.
  • Отходы должны храниться на площадках под навесом, при его отсутствии – быть накрытыми полиэтиленовой пленкой, брезентом от солнца и дождя.
  • Площадка должна иметь твердое водонепроницаемое покрытие, устойчивое к действию агрессивных химических веществ.
  • Площадка должна иметь по периметру автономный ливнесток с очистными сооружениями без выхода в водоемы и городскую ливневую канализацию.

Если это площадки для сбора ТКО, то они должны иметь с трех сторон ограждение не менее метра в высоту.

Особенности обращения с отходами I-II классов

Для того, чтобы иметь право обращения с чрезвычайно опасными и высокоопасными отходами, оператору нужно иметь специальные объекты для их обезвреживания и размещения. Если предприниматель, на предприятии которого производятся опасные отходы, имеет все условия для их размещения и обезвреживания, то он может осуществлять обращение с ними самостоятельно. В противном случае он должен заключить договор с федеральным оператором, передавать ему эти отходы и оплачивать его услуги по тарифу.

При отсутствии всех необходимых условий для сбора и обезвреживания чрезвычайно опасных и высокоопасных отходов, предприниматель, на предприятии которого они образуются, не вправе уклоняться от заключения договора с федеральным оператором о предоставлении услуг.

Требования к транспортированию отходов

Чтобы транспортировка отходов была безопасной для экологии и не несла угрозы пожаров, к ней предъявляются требования, которые различаются в зависимости от класса опасности отходов. Обязательно наличие:

  • специального транспортного средства, маркированного предупредительными знаками особого образца;
  • оформленного по всем правилам паспорта отходов;
  • выполнения всех правил транспортировки и соблюдения техники безопасности;
  • сопроводительных документов с указанием всех необходимых данных для транспортировки и передачи транспортируемых отходов.

Экономическое регулирование данной области

Цель экономического регулирования в отрасли обращения с отходами – это побуждение производителей и населения к сортировке отходов, их повторному использованию и утилизации. Экономическое стимулирование, используемое в данной сфере предусматривает следующие меры:

  • Взимание платы за размещение отходов. Предполагается, что производственникам и бизнесменам будет гораздо выгоднее искать пути уменьшения производства побочных продуктов, пускать их в переработку и использовать повторно, чем платить за их размещение.
  • С целью улучшения экологической обстановки введена плата за ущерб экологии – утилизационный сбор с владельцев автотранспортных средств, как отечественного, так и иностранного производства.
  • Экологическому сбору подвергаются также производители и импортеры товаров в упаковке, оказывающей негативное влияние на экологию.
  • Установлены нормативы утилизации отходов, появляющихся при использовании товаров. Этинормативы обязательны к выполнению всеми производителями и импортерами этой продукции.
  • Введена Единая федеральная ИС по учету отходов, появляющихся в результате потребления товаров.

Внедрение этих мер уже приносит некоторые положительные изменения, но необходим дальнейший поиск экономических рычагов для наиболее эффективного решения насущных вопросов обращения с отходами и проблем с экологией.

Региональные операторы

Региональные операторы получают этот статус на конкурсной основе на период не больше 10 лет. За каждым региональным оператором закрепляется в соглашении определенный регион РФ, где он является единственным. Деятельность оператора подчиняется разработанным схемам обращения с ТКО, они обязаны принимать все ТКО, образующиеся в закрепленном за ними регионе, и не могут отказывать в заключении договоров тем, кто в этих услугах нуждается.

До 2019 г. регулирование этих вопросов осуществлялось ФЗ No89 «Об отходах», принятым в 1998 г. Однако применение этого закона по некоторым направлениям обращения с ТКО приводило к негативным результатам, в связи с чем в него неоднократно вносились поправки. Так, в 2011 г. была отменена система лицензирования, которая приводила к тому, что услуги мусорщиков, купивших лицензию, были неоправданно дорогими, и их нелегальные конкуренты задешево вывозили отходы в ближайший лес.

Однако отмена лицензирования обстановку не улучшила – мусор продолжал множиться, мусорные полигоны и незаконные свалки по-прежнему росли, нанося большой ущерб экологии, а заводы по переработке ТБО простаивали без сырья. В результате было решено внести в закон кардинальные поправки, которые стимулировали бы предпринимателей к переработке мусора. Основные положения «мусорной реформы»:

  • в каждом регионе на конкурсной основе выбирается единственный оператор, ответственный за обращение с отходами;
  • устанавливаются более высокие тарифы на утилизацию ТКО, единые для всего региона;
  • устанавливается единая схема перемещения мусора от места его появления до конечного пункта (мусорного полигона или перерабатывающего предприятия).

Эта схема предусматривает максимальное извлечение из мусора полезного вторсырья и его переработку. Для ее реализации важно организовать первичный раздельный сбор ТКО, сокращение образования отходов на производстве и снижение их класса опасности. Первые итоги «мусорной реформы» показывают, что экономические рычаги, применяемые для стимулирования предприятий и населения к сознательному обращению с отходами, пока работают недостаточно эффективно.

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *