Общественные инспекторы

Общественный экологический контроль – как его сделать действенным инструментом реализации государственной экологической политики?
Сложность экологической обстановки, особенно в промышленных регионах, дает повод некоторым экологическим сообществам, которые в основном финансируются и управляются неконструктивными силами, к проведению митингов, акций протеста. Это в свою очередь дополнительно «подливает масло в огонь» и напрямую оказывает влияние на социальную стабильность и устойчивое развитие страны. И получается, что вместо разъяснения экологических проблем, они ухудшают отношение общества ко всем уровням власти. Проблемы объективного информационного обеспечения населения достоверной информацией в области экологии, охраны окружающей среды и природопользования, а также повышение экологической грамотности россиян, участвующих в обсуждении и решении экологических проблем совместно с органами государственной и муниципальной власти, до сих пор остаются нерешенными.
В настоящее время для формирования системы общественного контроля в сфере обеспечения экологической безопасности, необходимы условия, позволяющие обеспечить эффективное взаимодействие общественных организаций и активных граждан с органами государственной власти.
Одним из важных факторов общественного контроля является организация деятельности общественных инспекторов по охране окружающей среды.
Кто такой ОБЩЕСТВЕННЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСПЕКТОР? КТО МОЖЕТ ИМ СТАТЬ?
Главная функция общественного экологического инспектора – оказание содействия органам государственного надзора в природоохранной деятельности на добровольной и безвозмездной основе.
Порядок осуществления общественного экологического контроля установлен в ст. 68 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Общественные инспекторы при осуществлении указанной деятельности взаимодействуют с общественными советами органов государственного лесного и экологического надзора.
Общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) осуществляется в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.
Результаты общественного экологического контроля, представленные в органы государственной власти, органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению.
ПРАВА ОБЩЕСТВЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ИНСПЕКТОРА.
1) фиксировать, в том числе с помощью фото- и видеосъемки, правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования и направлять соответствующие материалы, содержащие данные, указывающие на наличие признаков административного правонарушения, в органы государственного надзора;
2) принимать меры по обеспечению сохранности вещественных доказательств на местах совершения правонарушений;
3) сообщать в устной форме физическим лицам информацию, касающуюся совершения физическим лицом правонарушения в области охраны окружающей среды;
4) содействовать в реализации государственных программ по охране объектов животного мира и среды их обитания;
5) обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, к должностным лицам, в организации о предоставлении своевременной, полной, достоверной, необходимой для осуществления общественного контроля в области охраны окружающей среды (общественного экологического контроля) информации о состоянии окружающей среды, принимаемых мерах по ее охране, об обстоятельствах и фактах осуществления хозяйственной и иной деятельности, которые негативно воздействуют на окружающую среду, создают угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан;
6) участвовать в работе по экологическому просвещению населения.
УДОСТОВЕРЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ИНСПЕКТОРА.
В соответствии с приказом Минприроды России «Об утверждении порядка организации деятельности общественных инспекторов по охране окружающей среды», территориальные органы Росприроднадзора, а также территориальные органы Рослесхоза и региональные органы государственного экологического надзора, наделены полномочиями по проведению оценки знаний граждан, претендующих на присвоение статуса общественного инспектора по охране окружающей среды и по выдаче удостоверений общественных инспекторов.
Для присвоения статуса общественного инспектора гражданин подает заявление в территориальный орган Росприроднадзора.
В целях организации деятельности общественных инспекторов в территориальных органах создаются комиссии по организации деятельности общественных инспекторов по охране окружающей среды. Комиссии рассматривают документы в течение 30 дней с даты их поступления. В случае соответствия документов установленным требованиям, проводится заседание комиссии с целью оценки знаний гражданина, необходимых для осуществления функций общественного инспектора.
В заседаниях комиссии могут принимать участие члены Общественного совета при Росприроднадзоре, при котором создана Комиссия по координации деятельности общественных инспекторов по охране окружающей среды.
Комиссия принимает решения о присвоении либо отказе в присвоении гражданину статуса общественного инспектора, продлении срока действия удостоверения общественного инспектора.
Присвоение гражданину статуса общественного инспектора осуществляется после оценки его знаний, необходимых для выполнения функций общественного инспектора, которая проводится на заседании Комиссии.
После успешного прохождения тестирования, Комиссия принимает решение о присвоении ему статуса общественного инспектора, ему выдается удостоверение сроком на 1 год по форме, утвержденной Приказом. Срок действия удостоверения может быть продлен путем подачи общественным инспектором в орган государственного надзора заявления о продлении срока действия удостоверения.
Удостоверения, выданные территориальными органами Росприроднадзора, действуют на всей территории Российской Федерации.
К заявлению о продлении срока действия удостоверения прилагается, в том числе отчет о результатах осуществления общественным инспектором общественного экологического контроля, в том числе о содействии органам государственного надзора в природоохранной деятельности. В случае успешного осуществления прав общественного инспектора срок действия может быть продлен на 1 год.
ПРАВА ОБЩЕСТВЕННЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ИНСПЕКТОРОВ.
Общественные инспекторы могут осуществлять общественный экологический контроль, как в составе объединений общественных инспекторов по охране окружающей среды, так и самостоятельно.
При создании инспекций из числа общественных инспекторов выбирается руководитель инспекции, который направляет уведомление о создании инспекции в Общественные советы, организует работу инспекции и осуществляет взаимодействие с Общественными советами, в том числе представляет инспекцию на заседаниях Общественного совета.
Общественные инспекторы по охране окружающей среды и инспекции имеют право направлять в Общественные советы отчеты о результатах осуществления общественного экологического контроля, а также отзывы, предложения и замечания по вопросам, отнесенным к компетенции Общественных советов, включая предложения по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности Росприроднадзора.
НП «Национальный Центр Эколого-Эпидемиологической Безопасности» в рамках реализации проекта «Организация и обеспечение деятельности общественных инспекторов по охране окружающей среды» совместно с экспертами Общественной палаты Российской Федерации и Общественного совета при Росприроднадзоре разработал программу обучения общественных инспекторов. На сайте проекта http://publicmonitoring.ru после обязательной регистрации все желающие могут получить знания природоохранного законодательства.
Между НП «Национальный центр эколого-эпидемиологической безопасности» и Общественным советом при Росприроднадзоре подписано официальное соглашение о взаимодействии в части подготовки и координации деятельности общественных инспекторов по охране окружающей среды.
Реализация проекта по обучению и подготовке общественных инспекторов стало возможным благодаря финансовой поддержке Фонда президентских грантов на развитие гражданского общества.

Органы, осуществляющие экологический мониторинг

Государственный общий экологический контроль проводится Президентом РФ, Федеральным собранием РФ, представительными органами субъектов РФ, Правительством РФ, правительствами субъектов РФ, администрацией субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Государственный специальный (подведомственный) экологический контроль проводится преимущественно органами надведомственной компетенции. Данный вид контроля характеризуется, во-первых, тем, что эти органы в пределах своей компетенции контролируют деятельность органов исполнительной власти, предприятий, а также граждан по вопросам природопользования и охраны окружающей среды. Во-вторых, тем, что между субъектами и объектами этого контроля отсутствует организационная подчиненность.

В систему органов, осуществляющих экологический мониторинг, входят специально уполмоченные государственные органы в области охраны окружающей среды, использования и охраны отдельных природных ресурсов:

  • • Министерство природных ресурсов и экологии РФ (Минприроды России);
  • • Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор);
  • • Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы);
  • • Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз);
  • • Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра).

Специально уполномоченные органы проводят государственный экологический контроль в форме предупредительного и текущего. При этом предупредительный контроль осуществляется применительно к различным видам экологически значимой деятельности и разнообразными способами. Основными из них являются согласования с природоохранительными органами, выдача ими заключений на проекты решений. Так, в соответствии со ст. 65 Лесного кодекса РФ от 29.01.1997 №22-ФЗ места строительства объектов, влияющих на состояние и воспроизводство лесов, согласовываются с органом государственной власти субъекта Федерации и соответствующим территориальным органом федерального органа управления лесным хозяйством с обязательным проведением государственной экологической экспертизы. К специфическим способам осуществления предупредительного экологического контроля относится также проведение государственной экспертизы предпроектной и проектной документации на строительство и реконструкцию хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов. Экспертиза представляет собой проверку соответствия документации исходным данным, техническим условиям и требованиям нормативов по проектированию и строительству (ст. 80 Водного кодекса РФ).

Текущий государственный экологический контроль осуществляется специально уполномоченными органами на стадии эксплуатации предприятий и иных экологически значимых объектов, в процессе природопользования. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы призваны осуществлять государственный контроль не только за охраной окружающей среды, но и за рациональным использованием природных ресурсов и охраной отдельных природных ресурсов.

Важнейшим условием решения задач, возложенных на органы государственного экологического контроля, служит наличие достаточного объема правомочий государственных инспекторов по охране природы. Наиболее важные их правомочия предусмотрены Федеральным законом от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Помимо специально уполномоченных органов в области природопользования и охраны окружающей среды, специальными функциями по осуществлению экологического контроля и надзора наделены функциональные министерства и ведомства. Так, например, Министерство сельского хозяйства РФ через свои департаменты по управлению охотничьими ресурсами и рыболовству проводит государственный контроль за использованием и охраной охотничьих животных и ведением охотничьего хозяйства; осуществляет надзор за соблюдением правил охоты, выдачу удостоверений на право охоты и разрешений (лицензий) на добычу охотничьих животных в Российской Федерации. Минсельхоз России осуществляет также государственный контроль за охраной и использованием водных биологических ресурсов; контролирует целевое использование рыбохозяйственными предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности выделяемых им государственных средств, работу рыбопропускных и рыбозащитных сооружений; выполнение обязательств по межправительственным соглашениям, конвенциям и другим договоренностям в области регулирования рыболовства, охраны и воспроизводства водных биологических ресурсов.

Осуществление экологического мониторинга в Российской Федерации входит в обязанности различных государственных служб. При этом распределение функций между центральными органами исполнительной федеральной власти осуществляются следующим образом.

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) – координация деятельности министерств и ведомств, предприятий и организаций в области мониторинга окружающей природной среды (ОПС); организация мониторинга источников антропогенного воздействия на окружающую среду и зон их прямого воздействия; организация мониторинга животного и растительного мира, мониторинг наземной фауны и флоры (кроме лесов); обеспечение создания и функционирования экологических информационных систем; ведение с заинтересованными министерствами и ведомствами банков данных об окружающей природной среде, природных ресурсах и их использовании.

Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) – организация мониторинга состояния атмосферы, поверхностных вод суши, морской среды, почв, околоземного космического пространства, в том числе комплексного фонового и космического мониторинга состояния окружающей природной среды; координация развития и функционирования ведомственных подсистем фонового мониторинга загрязнения ОПС; ведение государственного фонда данных о загрязнении окружающей природной среды.

Министерство природных ресурсов и экологии РФ (Минприроды) – мониторинг недр, включая мониторинг подземных вод и опасных геологических процессов; мониторинг водной среды водохозяйственных систем и сооружений в местах водосбора и сброса сточных вод. Росрыболовство – мониторинг рыб, других животных и растений.

Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) – мониторинг лесов.

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) – мониторинг земель, осуществление топографо-геодезического и картографического обеспечения ЕГСЭМ, включая создание цифровых, электронных карт и геоинформационных систем.

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) – координация развития и функционирования подсистем мониторинга геологической среды, связанных с использованием ресурсов недр на предприятиях добывающих отраслей промышленности; мониторинг обеспечения промышленной безопасности (за исключением объектов Минобороны России и Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»).

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) – мониторинг воздействия факторов среды обитания на состояние здоровья населения.

Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России) – мониторинг ОПС и источников воздействия на нее на военных объектах; обеспечение ЕГСЭМ средствами и системами военной техники двойного применения.

Министерство экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России) – участие в развитии и функционировании ЕГСЭМ в районах Арктики и Крайнего Севера.

На региональном уровне экологический мониторинг и (или) контроль обычно вменяется в обязанность:

  • • Ростехнадзору (наблюдения и контроль за выбросами и сбросами действующих предприятий);
  • • комитету по гидрометеорологии и мониторингу (импактный, региональный и отчасти фоновый мониторинг);
  • • санитарно-эпидемиологической службе Минздрава РФ (состояние рабочих, селитебных и рекреационных зон, качество питьевой воды и продуктов питания);
  • • Министерству природных ресурсов (прежде всего, геологические и гидрогеологические наблюдения);
  • • предприятиям, осуществляющим выбросы и сбросы в окружающую среду (наблюдение и контроль за собственными выбросами и сбросами);
  • • различным ведомственным структурам (подразделениям Министерства сельского хозяйства, предприятиям водно-канализационного хозяйства и пр.). Для того чтобы эффективно использовать сведения, уже полученные государственными службами, важно точно знать функции каждого из них в области экологического мониторинга.

Решения указанных органов обязательны для исполнения. Они могут быть обжалованы в суде или в арбитражном суде.

Права общественного инспектора по охране окружающей среды

Томская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет, что в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды статья 68 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривает осуществление общественного экологического контроля. Такой контроль осуществляется общественными объединениями и иными некоммерческими организациями, а также гражданами.

При этом гражданам, изъявившим желание оказывать органам государственного надзора содействие в природоохранной деятельности на добровольной и безвозмездной основе, предоставлено право осуществлять общественный экологический контроль в качестве общественных инспекторов по охране окружающей среды.

Права общественных инспекторов закреплены в части 6 статьи 68 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и включают следующее:

1) фиксировать, в том числе с помощью фото- и видеосъемки, правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования и направлять соответствующие материалы, содержащие данные, указывающие на наличие признаков административного правонарушения, в органы государственного надзора;

2) принимать меры по обеспечению сохранности вещественных доказательств на местах совершения правонарушений;

3) сообщать в устной форме физическим лицам информацию, касающуюся совершения физическим лицом правонарушения в области охраны окружающей среды;

4) содействовать в реализации государственных программ по охране объектов животного мира и среды их обитания;

5) обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, к должностным лицам, в организации о предоставлении своевременной, полной, достоверной, необходимой для осуществления общественного экологического контроля информации о состоянии окружающей среды, принимаемых мерах по ее охране, об обстоятельствах и фактах осуществления хозяйственной и иной деятельности, которые негативно воздействуют на окружающую среду, создают угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан;

6) участвовать в работе по экологическому просвещению населения.

Порядок организации деятельности общественных инспекторов по охране окружающей среды определён приказом Минприроды России от 12.07.2017 № 403 (вступившим в силу 05.03.2018).

В соответствии с ним, общественные инспекторы по охране окружающей среды оказывают содействие Федеральной службе по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзору), Федеральному агентству лесного хозяйства (Рослесхозу), их территориальным органам, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим в соответствии с установленной компетенцией государственный экологический надзор и федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану).

Для того, чтобы стать общественным инспектором, гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, намеренный оказывать на добровольной и безвозмездной основе содействие в природоохранной деятельности, подает в государственный орган заявление в произвольной форме о присвоении статуса общественного инспектора по охране окружающей среды. К заявлению приобщаются копии документа, удостоверяющего личность, документа об образовании и (или) квалификации и две фотографии.

Поступившее заявление в течение 3 рабочих дней со дня поступления передается на рассмотрение в комиссию по организации деятельности общественных инспекторов по охране окружающей среды, которая в течение 30 календарных дней со дня поступления заявления рассматривает его и принимает решение о проведении заседания с участием гражданина с целью оценки его знаний содержания нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере деятельности общественных инспекторов по охране окружающей среды. В случае, если гражданином даны ответы на все заданные вопросы, комиссия принимает решение о присвоении ему статуса общественного инспектора по охране окружающей среды.

Общественному инспектору выдаётся удостоверение, срок действия которого составляет один год (может быть продлён по заявлению гражданина). Форма удостоверения приведена в приложении к приказу Минприроды России от 12.07.2017 № 403.

Общественные инспекторы по охране окружающей среды могут осуществлять общественный экологический контроль как в составе объединений общественных инспекторов, так и самостоятельно.

Общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) осуществляется в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.

Граждане, изъявившие желание оказывать органам государственного надзора содействие в природоохранной деятельности на добровольной и безвозмездной основе, могут осуществлять общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) в качестве общественных инспекторов по охране окружающей среды.

Общественные инспекторы по охране окружающей среды оказывают содействие Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, Федеральному агентству лесного хозяйства, их территориальным органам, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим в соответствии с установленной компетенцией государственный экологический надзор и федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану).

Общественные инспекторы по охране окружающей среды имеют право:

1) фиксировать, в том числе с помощью фото- и видеосъемки, правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования и направлять соответствующие материалы, содержащие данные, указывающие на наличие признаков административного правонарушения, в органы государственного надзора;

2) принимать меры по обеспечению сохранности вещественных доказательств на местах совершения правонарушений;

3) сообщать в устной форме физическим лицам информацию, касающуюся совершения физическим лицом правонарушения в области охраны окружающей среды;

4) содействовать в реализации государственных программ по охране объектов животного мира и среды их обитания;

5) обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, к должностным лицам, в организации о предоставлении своевременной, полной, достоверной, необходимой для осуществления общественного контроля в области охраны окружающей среды (общественного экологического контроля) информации о состоянии окружающей среды, принимаемых мерах по ее охране, об обстоятельствах и фактах осуществления хозяйственной и иной деятельности, которые негативно воздействуют на окружающую среду, создают угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан;

6) участвовать в работе по экологическому просвещению населения.

Результаты общественного контроля в области охраны окружающей среды (общественного экологического контроля), представленные в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению в порядке, установленном законодательством.

Нормативная база

Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ. Статья 68. Общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль)

Приказ Минприроды России от 12.07.2017 № 403 «Об утверждении порядка организации деятельности общественных инспекторов по охране окружающей среды»

Как стать общественном инспектором

Порядок присвоения статуса общественного инспектора установлен Приказ Минприроды России от 12.07.2017 № 403.

Для получения удостоверения общественного инспектора по охране окружающей среды необходимо обратиться в территориальный орган Росприроднадзора по месту жительства.

Адреса территориальных органов Росприроднадзора приведены во вкладке «Выбрать регион / Контакты».

Новости Росприроднадзора по данной теме

26 июля, 2019. Росприроднадзор подвел итоги работы общественных инспекторов за 2018 год и первое полугодие 2019 года

9 июля, 2019. Марианна Климова выступила с докладом на Общественном совете Минприроды

11 июня, 2019. Росприроднадзор и ОНФ подписали соглашение о сотрудничестве

25 апреля, 2019. В Общественной палате РФ прошло заседание Общественного совета при Росприроднадзоре

Порядок организации деятельности общественных инспекторов в области обращения с животными вынесли на обсуждение

Недавно принятым законом «Об ответственном обращении с животными» предусмотрено введение общественного контроля в области обращения с животными. Граждане, желающие на безвозмездной основе осуществлять такой контроль, могут стать общественными инспекторами в установленном специальными нормативными актами порядке. 6 марта Минприроды России представила проект такого порядка. С текстом проекта можно познакомиться далее.

Напомним, что статья 20 закона «Об ответственном обращении с животными» наделяет общественных инспекторов правами фиксировать, в том числе с помощью фото- и видеоcъемки, правонарушения в области обращения с животными и направлять соответствующие материалы в органы государственного надзора. При этом им должен быть обеспечен доступ в приюты для животных.

Разработанный Минприроды Порядок организации деятельности общественных инспекторов в области обращения с животными (далее — Порядок) предусматривает, что любой совершеннолетний россиянин, желающий стать общественным инспектором, может подать заявление и документы в подразделение Росприроднадзора или в органы власти по экологическому надзору. Чтобы получить статус общественного инспектора, ему придется сдать небольшой экзамен специальной комиссии. На экзамене ему могут задать до 5 вопросов – о правах и обязанностях инспектора, видах и признаках правонарушений в сфере защиты животных. Комиссия может поинтересоваться, знает ли кандидат требования к содержанию и использованию животных, а также как регулируется деятельность по обращению с бездомными животными.

Если экзаменуемый ответит на все вопросы, ему присваивается статус общественного инспектора сроком на 1 год. Статус инспектора подтверждается специальным удостоверением, которое вручают инспектору. Через год общественный инспектор может продлить свой статус, написав соотвествующее заявление и приложив к нему отчет о результатах своей деятельности.

Полный текст Порядка размещен ниже. Приглашаем обсудить его в комментариях к публикации.

ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ИНСПЕКТОРОВ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ЖИВОТНЫМИ, В ТОМ ЧИСЛЕ ФОРМЫ УДОСТОВЕРЕНИЯ, ПОРЯДОК ЕГО ВЫДАЧИ, ПОРЯДОК ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТАКИХ ИНСПЕКТОРОВ С ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ЖИВОТНЫМИ
(проект)

I. Общие положения

1. Настоящий порядок организации деятельности общественных инспекторов в области обращения с животными, в том числе формы удостоверения, порядок его выдачи, порядок взаимодействия таких инспекторов с органами государственного надзора в области обращения с животными (далее – Порядок) устанавливает правила организации деятельности общественных инспекторов в области обращения с животными по осуществлению общественного контроля в области обращения с животными, взаимодействия общественных инспекторов с органами государственного надзора в области обращения с животными, форму удостоверения общественных инспекторов в области обращения с животными, и порядок его выдачи.

2. Общественные инспекторы в области обращения с животными оказывают содействие Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, ее территориальным органам и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственный экологический надзор.

II. Порядок организации деятельности общественных инспекторов в области обращения с животными

3. Гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, намеренный оказывать органам и (или) учреждениям, указанным в пункте 2 настоящего Порядка (далее – органы государственного надзора), содействие в области обращения с животными на добровольной и безвозмездной основе в качестве общественного инспектора в области обращения с животными
‎(далее – гражданин), подает в любой орган государственного надзора заявление в произвольной форме о присвоении статуса общественного инспектора в области обращения с животными (далее – заявление).

4. В заявлении гражданина, изъявившего желание оказывать органам государственного надзора содействие в области обращения с животными на добровольной и безвозмездной основе, указываются:

фамилия, имя и отчество (при наличии);

адрес места жительства;

сведения о документе, удостоверяющем личность (номер, дата выдачи, орган, выдавший документ, код подразделения);

номер телефона и адрес электронной почты (при наличии);

согласие на обработку персональных данных.

5. К заявлению прилагаются:

копия документа, удостоверяющего личность;

две цветные фотографии размером 3 x 4 сантиметра;

копия документа об образовании и (или) квалификации.

6. Поступившее в орган государственного надзора заявление в течение 3 рабочих дней со дня поступления передается на рассмотрение в комиссию по организации деятельности общественных в области обращения с животными (далее – Комиссия).

7. Комиссии создаются в органах государственного надзора в целях организации деятельности общественных инспекторов в области обращения с животными.

8. Комиссия принимает решения о присвоении либо отказе в присвоении гражданину статуса общественного инспектора в области обращения с животными, продлении срока действия удостоверения общественного инспектора в области обращения с животными.

Решение о присвоении гражданину статуса общественного инспектора в области обращения с животными принимается Комиссией в случае соблюдения требований, установленных пунктами 3–5, 18 настоящего Порядка.

Решение о прекращении статуса общественного инспектора в области обращения с животными принимается Комиссией в порядке и случаях, предусмотренных пунктами 32–36 настоящего Порядка.

9. Комиссия формируется в составе председателя Комиссии и ее членов. Количество членов Комиссии определяется органом государственного надзора.

Председателем Комиссии является руководитель или заместитель руководителя органа государственного надзора.

10. Решения Комиссии оформляются протоколами. Протокол заседания комиссии подписывается председателем Комиссии.

11. В заседаниях комиссии могут принимать участие члены общественных и (или) научно-технических советов, образованных при органах, указанных в пункте 2 настоящего Порядка (далее – советы).

12. Комиссия в течение 30 календарных дней со дня поступления заявления в орган государственного надзора рассматривает данное заявление и прилагаемые к нему документы и принимает одно из следующих решений:

а) о проведении заседания Комиссии с участием гражданина с целью оценки его знаний, необходимых для выполнения функций общественного инспектора в области обращения с животными;

б) об отказе в присвоении статуса общественного инспектора в области обращения с животными в случае несоответствия гражданина требованиям, указанным в пункте 3 настоящего Порядка, либо представления неполного состава сведений и (или) документов, предусмотренных пунктами 4 и 5 настоящего Порядка.

13. В случае принятия Комиссией решения, предусмотренного подпунктом «б» пункта 12 настоящего Порядка, гражданину в течение 3 рабочих дней со дня принятия Комиссией данного решения органом государственного надзора направляется письмо с указанием причин отказа в присвоении статуса общественного инспектора в области обращения с животными с возвратом документов, указанных в пункте 5 настоящего Порядка.

14. После устранения причин, послуживших основанием для отказа в присвоении статуса общественного инспектора в области обращения с животными, гражданин вправе повторно обратиться в орган государственного надзора с заявлением о присвоении статуса общественного инспектора в области обращения с животными.

15. В случае принятия Комиссией решения, предусмотренного подпунктом «а» пункта 12 настоящего Порядка, гражданин в течение 3 рабочих дней со дня принятия Комиссией данного решения письмом органа государственного надзора информируется о дате и месте проведения заседания Комиссии.

16. В ходе заседания Комиссии члены Комиссии задают гражданину вопросы, направленные на оценку знаний содержания нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере деятельности общественных инспекторов в области обращения с животными. Всего Комиссией может быть задано не более 5 вопросов. К указанным вопросам относятся вопросы:

о правах и обязанностях общественных инспекторов в области обращения с животными;

о видах и признаках административных правонарушений в сфере обращения с животными;

о требованиях к содержанию и использованию животных;

о требованиях к осуществлению деятельности по обращению с животными без владельца;

о задачах государственного надзора в области обращения с животными.

17. В ходе заседания Комиссии ведется протокол, в котором указывается информация:

о членах Комиссии;

о кандидатах на присвоение статуса общественного инспектора в области обращения с животными;

о заданных гражданину членами Комиссии вопросах;

об оценке знаний содержания нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере деятельности общественных инспекторов в области обращения с животными;

о принятых Комиссией решениях.

18. В случае если гражданином даны ответы на все заданные вопросы, Комиссия принимает решение о присвоении ему статуса общественного инспектора в области обращения с животными.

19. О принятом Комиссией решении гражданин информируется письмом органа государственного надзора в течение 3 рабочих дней со дня заседания Комиссии. В случае принятия Комиссией решения о присвоении гражданину статуса общественного инспектора в области обращения с животными в письме указывается дата и место получения удостоверения общественного инспектора в области обращения с животными (далее – удостоверение).

20. Срок действия удостоверения составляет 1 год.

21. Срок действия удостоверения может быть продлен путем подачи общественным инспектором в области обращения с животными в орган государственного надзора заявления о продлении срока действия удостоверения (далее — заявление о продлении срока).

К заявлению о продлении срока прилагаются следующие документы:

удостоверение;

отчет о результатах осуществления общественным инспектором в области обращения с животными общественного контроля в области обращения с животными, в том числе о содействии органам государственного надзора в их деятельности (далее – отчет);

документы, подтверждающие содержание отчета.

Заявление о продлении срока и отчет оформляются в произвольной форме.

22. В отчете указываются:

количество направленных общественным инспектором в области обращения с животными в органы государственного надзора итоговых документов по результатам осуществления общественного контроля в области обращения с животными, а также иных материалов, содержащих данные, указывающие на наличие признаков правонарушений в области обращения с животными;

информация о зафиксированных общественным инспектором в области ответственного обращения с животными с помощью фото- и видеосъемки материалов правонарушений в области обращения с животными;

информация об участии общественного инспектора в области обращения с животными в работе по просвещению населения в области обращения с животными;

иная информация, которую общественный инспектор в области обращения с отходами считает необходимым сообщить.

23. Комиссия в течение 5 рабочих дней со дня представления общественным инспектором в области обращения с отходами заявления о продлении срока рассматривает данное заявление и прилагающиеся к нему документы и принимает одно из следующих решений:

о продлении срока действия удостоверения;

об отказе в продлении срока действия удостоверения.

24. Решение о продлении срока действия удостоверения принимается Комиссией по итогам рассмотрения отчета, содержащего информацию, предусмотренную абзацами вторым–пятым пункта 22 настоящего Порядка, и подтверждающую оказание общественным инспектором в области обращения с животными содействия органам государственного надзора.

25. Решение об отказе в продлении срока действия удостоверения принимается Комиссией при отсутствии в отчете информации, указанной в абзацах втором–пятом пункта 22 настоящего Порядка.

26. Орган государственного надзора информирует общественного инспектора по в области обращения с животными по почте письмом о принятом Комиссией решении в течение 3 рабочих дней после его принятия.

27. Срок действия удостоверения продлевается на 1 год.

28. Общественный инспектор в области обращения с животными должен обеспечивать сохранность удостоверения.

29. Общественные инспекторы в области обращения с животными могут осуществлять общественный контроль в области обращения с животными как в составе объединений общественных инспекторов в области обращения с животными (далее – инспекция), так и самостоятельно.

30. При создании инспекций из числа общественных инспекторов в области обращения с животными выбирается руководитель инспекции, который направляет уведомление о создании инспекции в советы, организует работу инспекции и осуществляет взаимодействие с советами, в том числе представляет инспекцию на заседаниях совета.

31. Общественные инспекторы в области обращения с животными и инспекции имеют право направлять в советы отчеты, а также отзывы, предложения и замечания по вопросам, отнесенным к компетенции советов, включая предложения по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности органов, указанных в пункте 2 настоящего Порядка.

32. Статус общественного инспектора в области обращения с животными прекращается в случае представления общественным инспектором в области обращения с животными заявления о прекращении статуса общественного инспектора в области обращения с животными.

33. В течение 3 рабочих дней со дня поступления в орган государственного надзора информации, указанной в пункте 32 настоящего Порядка, данная информация передается на рассмотрение в Комиссию.

34. В течение 5 рабочих дней Комиссия принимает решение о прекращении действия статуса общественного инспектора в области обращения с животными.

35. В течение 3 рабочих дней со дня принятия решения Комиссией о прекращении статуса общественного инспектора орган государственного надзора письмом с уведомлением о вручении с указанием причин прекращения статуса общественного инспектора уведомляет гражданина о прекращении статуса общественного инспектора и сообщает ему о необходимости сдачи удостоверения (далее – уведомление о прекращении статуса общественного инспектора).

36. Удостоверение подлежит сдаче в случае прекращения статуса общественного инспектора в течение 30 рабочих дней со дня получения гражданином уведомления о прекращении статуса общественного инспектора.

III. Порядок выдачи удостоверения общественного инспектора в области обращения с животными

37. Удостоверение подтверждает, что гражданин является общественным инспектором в области обращения с животными и вправе осуществлять полномочия общественного инспектора в области обращения с животными, предусмотренные пунктом 5 статьи 20 Федерального закона от 27.12.2018
‎№ 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в границах территории осуществления полномочий органа государственного надзора, присвоившего гражданину статус общественного инспектора в области обращения с животными.

38. Удостоверение оформляется по форме согласно Приложению к настоящему Порядку.

39. Номер удостоверения имеет следующую структуру:

АААА/БББ-ВВ, где:

а) «АААА» – порядковый номер удостоверения;

б) «БББ» – номер субъекта Российской Федерации, на территории которого выдано удостоверение (в соответствии с Общероссийским классифиатором территорий муниципальных образований);

в) «ВВ» принимает одно из следующих буквенных обозначений:

РПН – территориальный орган Росприроднадзора;

РСХН – территориальный орган Россельхознадзора;

ООПТ ФЗ – федеральное государственное бюджетное учреждение, осуществляющее управление особо охраняемыми природными территориями федерального значения;

ООПТ РЗ – орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения;

ОИВСРФ – орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий региональный государственный ветеринарный надзор.

40. Удостоверение оформляется не позднее 5 рабочих дней со дня заседания Комиссии, на котором было принято решение о присвоении статуса общественного инспектора в области обращения с животными, подписывается руководителем (заместителем руководителя) органа государственного надзора и вручается гражданину лично.

41. В течение 5 рабочих дней после принятия Комиссией решения о продлении срока действия удостоверения в удостоверении ставится об этом отметка, которая скрепляется печатью и подписью руководителя (заместителя руководителя) органа государственного надзора, выдающего удостоверение.

Срок действия удостоверения может быть продлен не более 3 раз.

42. В случае порчи (утраты) удостоверения общественный инспектор в области обращения с животными вправе обратиться в орган государственного надзора с заявлением о выдаче дубликата удостоверения. При порче удостоверения к заявлению прилагается испорченное удостоверение.

43. Дубликат удостоверения выдается общественному инспектору в области обращения с животными в течение 7 рабочих дней после подачи заявления о выдаче дубликата удостоверения.

44. Дубликат оформляется в соответствии с пунктом 38 настоящего Порядка с пометкой «Дубликат».

45. Удостоверения подлежат регистрации, которая осуществляется органами государственного надзора путем ведения реестра удостоверений, в котором должны содержаться сведения о фамилии, имени, отчестве (при наличии) общественного инспектора в области обращения с животными, номере и дате выдачи удостоверения, о выдаче дубликата удостоверения с указанием оснований для его выдачи, о продлении срока действия удостоверения.

46. При получении удостоверения и (или) дубликата удостоверения общественный инспектор в области обращения с животными расписывается в реестре удостоверений.

47. Информация о прекращении статуса общественного инспектора и о сдаче удостоверения вносится органом государственного надзора в реестр удостоверений.

IV. Порядок взаимодействия общественных инспекторов в области обращения с животными с органами государственного надзора в области обращения с животными

48. Взаимодействие общественных инспекторов в области обращения с животными с органами государственного надзора осуществляется в формах и порядке, установленными законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

49. При взаимодействии общественных инспекторов в области обращения с животными с органами государственного надзора не допускается подмена полномочий органов государственного надзора деятельностью общественных инспекторов в области обращения с животными.

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *