Оформление мигрантов на работу

Прием на работу иностранцев в 2020 году: пошаговая инструкция, обязанности и ответственность работодателя 4.5 (90%) 26 votes

Прием на работу иностранных граждан требует от работодателя точного исполнения требований законодательства, поскольку ответственность за данное нарушение одна из самых значительных в сфере трудового права. Работодатель должен не только затребовать с работника все необходимые документы, но и самостоятельно выполнить ряд действий.

Статусы иностранных граждан на территории РФ

Порядок приема иностранных граждан будет во много зависеть от того, какой правовой статус они имеют на момент трудоустройства.Согласно ФЗ от 25.07. 2002 года за № 115-ФЗ можно выделить следующие категории и их признаки:

  1. Временно пребывающий. У такого человека отсутствует вид на жительство, на территории страны он находится либо на основании выданной визы, либо в безвизовом порядке. Это будет зависеть от того из какой страны он прибыл. У него в обязательном порядке должна быть миграционная карта, в противном случае он будет считаться лицом, нелегально пребывающим на территории страны.
  2. Временно проживающий, к этой группе относятся лица, которые получили разрешение на временное проживание. Как правило, оно дается на три года.
  3. Постоянно проживающий, этот статус можно получить только после нахождения на территории страны не менее 12 месяцев. В этом случае иностранцу выдается вид на жительство сроком 5 лет с возможностью продления.
  4. Беженцы – граждане любой страны, имеющие соответствующие документы о присвоении им этого статуса.
  5. Граждане стран-участниц Евразийского Экономического союза – в отношении них установлен упрощенный порядок трудоустройства, гражданство подтверждается паспортом.
  6. Высококвалифицированные специалисты – иностранцы, которые приезжают по приглашению работодателей.

Уточнить информацию о том, может ли гражданин въезжать без визы можно в Письме МИД РФ от 27.04.2012 года за № 19261/кд.

Действия работодателя до приема иностранцев

Если работодатель хочет трудоустроить временно пребывающего иностранного гражданина или высококвалифицированного специалиста он должен произвести следующие действия:

  1. Послать запрос в центр занятости, в случае если у него нет конкретного работника.
  2. Получить разрешение на привлечении иностранного специалиста по квоте.
  3. Оформить ему приглашение на въезд.
  4. Помочь оформить патент или разрешение на работу и заключить трудовой договор.
  5. Уведомить органы УФМС об их прибытии на территорию страны в течение 7 рабочих дней.

В данном случае неважно, заключен ли трудовой договор до получения патента или после – все равно работодатель допускает нового работника к выполнению обязанностей только после получения законного разрешения. То же самое касается и срока трудового договора – можно заключать бессрочный, поскольку срок окончания договора или патента является основанием для увольнения.

Документы при приеме на работу иностранца, в зависимости от статуса

Иностранец должен представить следующие документы при заключении трудового договора:

  • временно пребывающий: виза (при необходимости), миграционная карта, разрешение на работу (патент), разрешение на временное проживание, медицинский полис, диплом (при необходимости);
  • временно проживающий: разрешение на временное проживание и медицинский полис;
  • постоянно проживающий: вид на жительство и медицинский полис;
  • беженцы: удостоверение беженца и медицинский полис;
  • граждане ЕАЭС: паспорт своего государства и медицинский полис;
  • высококвалифицированный специалист: вид на жительство (если это установлено законом).

Помимо этих документов иностранец должен предоставить все документы, предусмотренные ТК РФ:

  1. Удостоверение личности (вид на жительство, иностранный паспорт и т. д.).
  2. СНИЛС (при отсутствии оформляет работодатель).
  3. Диплом (при необходимости).
  4. Справку об отсутствии судимости (при необходимости) и т. д.
  5. Трудовую книжку российского образца (при отсутствии ее заводит работодатель).

Медицинский полис иностранные граждане обязаны оформлять сами, но работодатель может заключить договор ДМС со страховой организацией, который будет включать и иностранцев.

Порядок оформления иностранцев

Как правильно осуществить прием иностранных граждан на работу в 2020 году? Пошаговая инструкция будет выглядеть следующим образом:

  1. Проверка всех необходимых документов. В том числе и разрешения или патента на работу. Нужно помнить, что в большинстве случаев иностранец может работать только в том субъекте федерации, где получил разрешительные документы и только по специальности, указанной в разрешении.
  2. Заключение трудового договора. В него, помимо условий предусмотренных ТК РФ, включаются сведения о документах, дающих право на проживание и работу.
  3. После заключения трудового договора работодатель обязан уведомить об УФМС в течение 3 рабочих дней. Уведомление оформляется на унифицированном бланке, который утвержден Приказом ФМС России № 640 от 08.12.2014 года.

На иностранного работника распространяются все положения, установленные локально-нормативными документами работодателя.

Государственные взносы

За всех трудоустроенных иностранцев работодатель обязан перечислять все установленные законодательством налоги.

Их перечень и величина будет зависеть от правового статуса иностранного гражданина:

  • за работников, имеющих статус постоянно или временно проживающих, работодатель платит такие же взносы, как и за работников-граждан страны: ФСС – 2,9%, ФФОМС – 5,1%, ПФР – 22%;
  • за работников, имеющих статус временно проживающих, работодатель должен платить следующие взносы: ПФР – 22%, ФСС – 1,8%;
  • за высококвалифицированных специалистов выплачиваются следующие взносы: ПФР – 22%, ФСС – 2,9%.

Также с иностранцев удерживается налог на доходы, порядок удержания прописан в статье 224 НК РФ.

В случае если иностранец приравнивается к нерезиденту, то он платит НДФЛ в размере 30%.

Статус резидента он получает после того, как общая продолжительность его пребывания на территории страны превысила 183 дня за последние 12 месяцев.
Из этого правила есть исключения, 13% от дохода платят сразу по прибытии:

  • высококвалифицированные работники;
  • иностранные граждане, имеющие патент;
  • иностранные граждане, имеющие статус беженца;
  • граждане ЕАЭС.

Данные ставки применяются только для доходов, получаемых по трудовому договору, все прочие доходы облагаются 30%.

Ответственность работодателей за нарушение законодательства

Если работодатель принял на работу иностранца, который не имеет права осуществлять трудовую деятельность на территории страны, то к нему могут быть применены следующие санкции:

  • штраф от 250 тыс. до 800 тыс;
  • приостановление деятельности организации;
  • штраф на должностное лицо от 25 тыс. до 50 тыс.

В случае не уведомления УФМС о заключении трудового договора с иностранцем:

  • штраф 400 тыс. до 800 тыс;
  • приостановление деятельности организации;
  • штраф на должностное лицо от 35 тыс. до 50 тыс.

На иностранного гражданина, осуществляющего трудовую деятельность без разрешения, также накладывается штраф.

Законодательная база

  • ФЗ от 25.07. 2002 года за № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» — основной документ, регулирующий трудовые отношения гражданами других стран.
  • Статья 327.1 ТК РФ «Общие положения» — определяет общие понятия и термины при принятии иностранных граждан.
  • Статья 327.2 ТК РФ «Особенности заключения трудового договора с работником, являющимся иностранным гражданином или лицом без гражданства» — оговаривает нюансы приема иностранцев, в зависимости от их статуса.
  • Статья 327.3 ТК РФ «Документы, предъявляемые иностранным гражданином или лицом без гражданства при приеме на работу» — указывает, какие документы должен предъявить иностранец при трудоустройстве.
  • Письмо МИД РФ от 27.04.2012 года за № 19261/кд – устанавливает перечень стран, гражданам которых необходимо получить визу для въезда на территорию страны.
  • Приказ ФМС России № 640 от 08.12.2014 г. «О внесении изменений в приказ ФМС России от 28 июня 2010 г. N 147 «О формах и порядке уведомления Федеральной миграционной службы об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности на территории российской Федерации» — порядок информирования миграционной службы об иностранных работниках.
  • Статья 224 НК РФ «Налоговые ставки» — определяет размер НДФЛ для иностранных работников.

Что представляет собой трудовая миграция в России

Понятие «трудовая миграция» следует понимать перемещение рабочей силы внутри страны или за пределы государства постоянного проживания в другие города и страны в целях последующего трудоустройства.

Причин этого процесса множество, однако среди них следует выделить стремление людей получить более высокооплачиваемую работу, комфортность и безопасность проживания.

Виды трудовой миграции

Трудовая миграция бывает нескольких видов. К примеру, в зависимости от правового статуса различается легальная и нелегальная миграция.

Легальная

Иностранец приезжает в другое государство и находится в нем в соответствии с требованиями местного миграционного законодательства. Он встает на учет в соответствующих государственных органах, получает разрешение на работу, платит налоги.

Нелегальная

Иностранный гражданин находится и трудится в стране, не имея для этого законных оснований. Он не состоит на учете в органах миграционного контроля. Как правило, нелегальные мигранты занимаются самым низкоквалифицированным и малооплачиваемым трудом.

Внимание! Нелегальная миграция становится одной из основных причин ухудшения криминогенной обстановки.

Временная

Иностранец находится на территории другого государства (региона) временно – лишь на период работы. Это относится как к низкоквалифицированным сезонным работникам, так и к специалистам с высокой квалификацией, работающим по контракту на период его действия.

Постоянная

Под постоянной миграцией следует понимать переезд в другие страны (города) в целях трудоустройства и постоянного места жительства.

Отдельно нужно выделить характерные признаки внешней и внутренней миграции.

Внутренняя

Внутренняя миграция предполагает перемещение рабочей силы в пределах одного государства. Это связано с тем, что распределение рабочих мест внутри страны является неравномерным, в связи с этим в отдельных местностях может наблюдаться дефицит рабочей силы, а в других, напротив, ее переизбыток. Кроме этого, уровень оплаты труда также может разниться от региона к региону. Естественно, более высокий уровень зарплат стимулирует процессы трудовой миграции.

Рассматриваемый процесс иногда соотносят с урбанизацией. Под последней нужно понимать увеличение роли городов в жизни общества и прирост их населения за счет оттока жителей из сельской местности. Урбанизация во многом является следствием именно трудовой миграции. Это связано с тем, что основные высокооплачиваемые рабочие места сконцентрированы именно в городах, поэтому сельские жители в поисках работы и большего заработка устремляются именно в эти точки притяжения.

Разновидностью внутренней является миграция маятниковая. Суть этого процесса заключается в том, что жители небольших городов и поселков совершают регулярные и краткосрочные поездки в целях работы или учебы в большой город и обратно. Маятниковые перемещения очень характерны для пригородной зоны.

Внешняя

Внешняя миграция предполагает перемещение рабочей силы за пределы страны. Как правило, трудовые мигранты перемещаются из государств с низким уровнем жизни в более богатые, с более высокими возможностями относительно поиска работы и уровня заработной платы.

Для России эта проблема стоит особо остро, так как наша страна сталкивается с таким явлением, как отток лучших квалифицированных кадров и, напротив, приток, в большинстве своем, работников с низкой квалификацией. Причин тому масса, но основными из них следует считать несоответствие зарплатных ожиданий самих россиян реальному положению дел в этой сфере. Для жителей стран ближнего зарубежья, где уровень зарплат намного ниже, чем в РФ, наша страна привлекательна в плане трудоустройства и заработка.

Кроме этого, для России свойственен значительный отток населения из периферийных регионов в центральные, крупные города, в первую очередь, Москву и Санкт-Петербург. Это также связано с тем, что уровень жизни и оплаты труда в столицах значительно выше, а вариантов для трудоустройства больше.

Справка! Отдельной категорией следует выделить вахтовый метод работы, широко распространенный в России для привлечения рабочей силы в районы со сложными климатическими условиями.

Маятниковая миграция в нашей стране имеет наибольшее распространение в столичном регионе, когда многие жители Подмосковья и даже близлежащих регионов ЦФО ежедневно совершают поездки в Москву, где находятся их рабочие места, возвращаясь по завершении рабочего дня (смены).

Службы и организации, регулирующие процесс

Трудовая миграция – явление глобальное, не ограничивающееся лишь странами бывшего СССР. Поэтому для недопущения ее стихийного характера на международном уровне принят целый ряд правил и документов, целью которых является упорядочивание миграционных процессов в целом и трудовой миграции в частности. Та

Международные

Основную роль в вопросах регулирования ресурсов трудовой миграции играет Международная организация труда (МОТ). Именно этой структурой был разработан основополагающий документ в данной области – Конвенция МОТ о трудящихся-мигрантах. Основные его положения сводятся к созданию благоприятных и равных условий для всех мигрантов вне зависимости от национального происхождения, пола и расы. В то же время этот документ осуждает нелегальную миграцию и предлагает ряд мер, направленных на ее пресечение.

Важно! Страны, являющиеся участниками МОТ, которые ратифицировали данную конвенцию, обязаны строить свое национальное законодательство в данной области с учетом ее положений.

Государственные

Россия является членом МОТ, поэтому решения, принимаемые этой организацией, служат основой для формирования соответствующей нормативной базы в области трудовой миграции в нашей стране.

Государственным органом, осуществляющим регистрацию и учет мигрантов в РФ, является МВД. Ранее подобные функции выполняла отдельная структура – Федеральная миграционная служба (ФМС), однако она была ликвидирована с передачей ее полномочий полиции. В составе МВД существует Главное управление по вопросам миграции, при региональных УВД также сформированные управления и департаменты, комитеты, занимающиеся вопросами учета мигрантов, а также пресечением нелегальной миграции. Также существует министерство занятости труда и миграции, которое занимается регулированием и совершенствованием текущих процессов.

Основные характеристики миграции современных трудовых ресурсов

Основными характеристиками рассматриваемого процесса на сегодняшний день следует считать:

  1. Сформированность миграционных потоков, которые влияют и регулируют международный рынок труда.
  2. Отток населения из стран с низким жизненным уровнем в страны с более высоким качеством жизни. Основными направлениями для миграции являются: страны Западной Европы, США. Для стран бывшего СССР таким центром притяжения является Россия, однако это касается лишь низкоквалифицированных работников.
  3. Увеличение доли высококвалифицированных специалистов в общем миграционном потоке.
  4. Увеличение доли нелегальной миграции, во многом связанной с нестабильной политической обстановкой на Ближнем Востоке и в странах Африки.

Статистика и показатели в настоящее время

МВД России располагает статистическими данными относительно показателей трудовой миграции в РФ. Так, за период с января по ноябрь 2018 года было оформлено 116 538 разрешений на работу. В то же время за этот же период было выдано 1 544 313 патентов на работу. Определить же, сколько граждан выехало из России именно в качестве трудовых мигрантов довольно сложно. Можно лишь руководствоваться сведениями о лицах, которые снялись с регистрационного учета по месту своего предыдущего проживания. Округленное значение за 2018 год составляет число в 300000 покинувших страну россиян.

Статистика международных перемещений рабочей силы не столь однозначна – разные источники называют разные цифры. Так, согласно данным ООН в мире в 2017 году насчитывалось 258 миллионов международных мигрантов.

Внимание! Вышеприведенная статистика учитывает лишь показатели легальной миграции. Количество нелегалов выше в разы.

Последствия трудовой миграции

Их можно разделить на отрицательные и положительные. К первым относятся такие факторы, как улучшение ситуации с безработицей, международный обмен знаниями и опытом, уменьшение затрат на медицину, образование, соц выплаты.

Отрицательная сторона заключается в снижении общего уровня заработной платы, т.к трудовые мигранты соглашаются на низкую оплату труда в некоторых сферах.

Полезное видео

Предлагаем посмотреть интересное видео по теме:

Трудовая миграция – естественное движение рабочей силы в поисках лучших условий для заработка и проживания. Неравномерность миграционных потоков, увеличение доли нелегальной миграции представляют на сегодняшний день одну из основных проблем, которая стоит перед мировым сообществом.

Оформление трудовых отношений с иностранными гражданами

Из статьи Вы узнаете:

1. Что такое статус иностранного гражданина и как он влияет на оформление трудовых отношений.

2. Какие категории иностранных граждан пользуются льготами при трудоустройстве в РФ.

3. Где найти и как заполнить документы, связанные с оформлением трудовых мигрантов.

Российские работодатели нанимают иностранных работников по самым разным причинам: от желания сэкономить на заработной плате до потребности в высококвалифицированных кадрах из-за рубежа. Однако физически пересечь границу и оказаться в другой стране гораздо проще, чем «документально», так как любое государство, в том числе и Россия, борется с нелегальными мигрантами, устанавливая определенные требования и ограничения в отношении иностранцев. Особенно контролю со стороны государства подвержены иностранные граждане, цель визита которых в РФ – осуществление трудовой деятельности, при этом соблюдать установленные законодательством требования должны не только сами граждане, но и их работодатели. Именно поэтому большинство бухгалтеров и кадровых работников, мягко говоря, не испытывают радости, узнав о предстоящем приеме на работу иностранцев: сразу возникают ассоциации с «бумажной волокитой» и «хождением по инстанциям». Как же разобраться в законодательных нюансах трудовых отношений с иностранными гражданами? Выясним в этой статье.

Прежде, чем принять на работу иностранца, нужно определить его правовой статус и основания нахождения на территории РФ – от этого зависит дальнейший порядок оформления трудовых отношений с таким работником. Основным документом, регулирующим вопросы нахождения иностранных граждан на территории нашей страны, является Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Согласно этому закону иностранцы в РФ могут иметь один из следующих статусов:

  • постоянно проживающий в РФ – иностранный гражданин, получивший вид на жительство;
  • временно проживающий в РФ — иностранный гражданин, получивший разрешение на временное проживание;
  • временно пребывающий в РФ — иностранный гражданин, прибывший в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получивший миграционную карту, но не имеющий вида на жительство или разрешения на временное проживание.

В зависимости от того, какой из перечисленных статусов имеет иностранный работник, работодатель определяет:

  • какие документы нужно запросить у иностранного гражданина при его трудоустройстве в подтверждение законности нахождения в РФ, законности привлечения его к труду по определенной специальности, в определенном субъекте РФ;
  • какие действия требуются от самого работодателя до приема иностранца (оформление приглашения на въезд в РФ, получение разрешений и т.д.) и в процессе трудовых отношений с ним (уведомление ФМС, службы занятости, налоговой и т.д.).

Предлагаю подробнее рассмотреть порядок оформления трудовых отношений в зависимости от статуса (категории) иностранного работника.

Статус иностранного работника — постоянно проживающий на территории РФ

Порядок оформления трудовых отношений с иностранцами, постоянно проживающими в РФ, фактически такой же, как и с российскими гражданами: никаких специальных разрешений не требуется ни работнику, ни работодателю. Кроме того, постоянно проживающие в России иностранцы свободны в выборе субъекта РФ для осуществления своей трудовой деятельности.

Основания нахождения на территории РФ Вид на жительство (срок действия 5 лет, может продлеваться неоднократно)
(п. 3 ст. 8 Закона № 115-ФЗ)
Разрешение для работодателя на привлечение и использование иностранной рабочей силы Не требуется
(п. 4 ст. 13 Закона № 115-ФЗ)
Разрешение для иностранного гражданина на работу в РФ Не требуется
(п. 4 ст. 13 Закона № 115-ФЗ)
Уведомление работодателем ФМС, службы занятости Не требуется
Уведомление работодателем налогового органа Не требуется
Ограничения для иностранного гражданина трудовой деятельности в РФ Нет

Статус иностранного работника — временно проживающий на территории РФ

Иностранцы, временно проживающие в РФ, также могут осуществлять трудовую деятельность без получения специальных разрешений, однако, в отличие от постоянно проживающих, работать они имею право только в том субъекте РФ, в котором им разрешено временное проживание.

Основания нахождения на территории РФ Разрешение на временное проживание (срок действия 3 года, не продлевается)
(п. 1 ст. 6 Закона № 115-ФЗ)
Разрешение для работодателя на привлечение и использование иностранной рабочей силы Не требуется
(п. 4 ст. 13 Закона № 115-ФЗ)
Разрешение для иностранного гражданина на работу в РФ Не требуется
(п. 4 ст. 13 Закона № 115-ФЗ)
Уведомление работодателем ФМС, службы занятости Не требуется
Уведомление работодателем налогового органа Не требуется
Ограничения для иностранного гражданина трудовой деятельности в РФ Только в том субъекте РФ, где разрешено временное проживание (п. 5 ст. 13 Закона № 115-ФЗ). Исключения установлены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 28.07.2010 № 564н)

Статус иностранного работника — временно пребывающий на территории РФ в соответствии с безвизовым режимом (например, граждане стран СНГ, за исключением Грузии и Туркменистана, граждане Израиля)

Иностранные граждане, пребывающие на территории РФ в порядке, не требующем получение визы, должны получать разрешение на работу в РФ (с 2015 года разрешение заменено на патент). Оформляться на работу временно пребывающие иностранцы вправе только в том субъекте РФ и по той профессии, которые указаны в разрешении. Работодателям же получать разрешение на привлечение «безвизовых» иностранцев не нужно, однако уведомить контролирующие органы все-таки придется.

Основания нахождения на территории РФ Миграционная карта (срок пребывания в РФ не должен превышать 90 дней суммарно в течение 180 суток, может быть продлен на общий срок не более 1 года)
(абз. 2 п. 1 ст. 5 Закона № 115-ФЗ)
Разрешение для работодателя на привлечение и использование иностранной рабочей силы Не требуется
(пп. 1 п. 4.5 ст. 13 Закона № 115-ФЗ)
Разрешение для иностранного гражданина на работу в РФ
(с 2015 года — патент)
Требуется
(п. 1 ст. 13.1 Закона № 115-ФЗ)
Уведомление работодателем ФМС, службы занятости Требуется
Уведомление работодателем налогового органа Требуется
Ограничения для иностранного гражданина трудовой деятельности в РФ Только в том субъекте РФ, в котором выдано разрешение на работу (исключения установлены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 28.07.2010 № 564н);
Только по профессии, указанной в разрешении.
(п. 4.2 ст. 13 Закона № 115-ФЗ)

Статус иностранного работника — временно пребывающий на территории РФ в соответствии с визовым режимом

Пожалуй, самым сложным является процесс оформления на работу иностранных граждан, временно пребывающих в РФ в порядке, требующем получения визы. Во-первых, работодателю необходимо подготовить приглашение на работу иностранного гражданина, на основании которого ему выдается рабочая виза. Кроме того, работодатель должен получить разрешение на работу для иностранного работника, а также получить разрешение на привлечение и использование иностранной рабочей силы. Разрешение на привлечение и использование иностранных работников выдается органами ФМС России при наличии заключения органа государственной службы занятости населения о целесообразности привлечения и использования иностранных работников (п. 3 ст. 18 Закона № 115-ФЗ). С этой целью работодатель ежемесячно предоставляет в центр занятости сведения о потребности в работниках и наличии вакантных должностей, а также подает заявку о потребности в привлечении иностранных работников для замещения вакантных и создаваемых рабочих мест либо выполнения работ (оказания услуг).

В ст. 13 Закона № 115-ФЗ установлены исключения, когда работодателю не нужно получать разрешение на привлечение и использование иностранной рабочей силы, например, при привлечении высококвалифицированных иностранных специалистов, иностранцев, обучающихся в РФ по очной форме обучения.

Основания нахождения на территории РФ Миграционная карта и рабочая виза (срок действия до 3 месяцев, возможно продление). Выдается по приглашению принимающей стороны (работодателя) (абз. 2 п. 1 ст. 5 Закона № 115-ФЗ)
Разрешение для работодателя на привлечение и использование иностранной рабочей силы Требуется
(п. 4 ст. 13 Закона № 115-ФЗ)
Разрешение для иностранного гражданина на работу в РФ Требуется
(п. 4 ст. 13 Закона № 115-ФЗ)
Уведомление работодателем ФМС, службы занятости Не требуется по законодательству, желательно уточнить в территориальных органах
Уведомление работодателем налогового органа Требуется
Ограничения для иностранного гражданина трудовой деятельности в РФ Только в том субъекте РФ, в котором выдано разрешение на работу (исключения установлены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 28.07.2010 № 564н);
Только по профессии, указанной в разрешении.
(п. 4.2 ст. 13 Закона № 115-ФЗ)

Независимо от правового статуса иностранного работника (проживающий или пребывающий в РФ) для некоторых категорий иностранцев действуют особые правила пребывания и трудоустройства в РФ. Так, «облегченные» правила приеме на работу установлены для граждан Белоруссии и Казахстана, а также для граждан, имеющих статус беженца или получивших временное убежище в РФ.

Граждане Республики Беларусь, Республики Казахстан

В отношении граждан указанных государств действует упрощенный порядок оформления трудовых отношений, установленный Соглашением «О правовом статусе трудящихся-мигрантов» от 19.11.2010, заключенным Россией, Белоруссией и Казахстаном. Кроме того, в отношении граждан Белоруссии и Казахстана действует более благоприятные правила миграционного учета: им разрешается встать на учет в течение 30 дней с момента въезда в РФ (для большинства иностранных граждан этот срок составляет 7 дней).

Основания нахождения на территории РФ Миграционная карта и (или) виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство
Разрешение для работодателя на привлечение и использование иностранной рабочей силы Не требуется
Разрешение для иностранного гражданина на работу в РФ Не требуется
Уведомление работодателем ФМС, службы занятости Не требуется
Уведомление работодателем налогового органа Не требуется
Ограничения для иностранного гражданина трудовой деятельности в РФ Нет

Беженцы и граждане, получившие временное убежище на территории РФ

Иностранные граждане, признанные беженцами или получившие временное убежище на территории РФ, также принимаются на работу в упрощенном порядке, практически аналогичном приему российских граждан. Обратите внимание, что для таких иностранцев документом, удостоверяющим личность, является удостоверение беженца либо свидетельство о предоставлении временного убежища на территории РФ. Главное, что должен проверить работодатель – подлинность и срок действия этих документов.

Основания нахождения на территории РФ Действующее удостоверение беженца, свидетельство о предоставлении временного убежища на территории РФ
Разрешение для работодателя на привлечение и использование иностранной рабочей силы Не требуется
(пп. 1 п. 4.5 ст. 13 Закона № 115-ФЗ)
Разрешение для иностранного гражданина на работу в РФ Не требуется
(пп. 11, 12 п. 4 ст. 13 Закона № 115-ФЗ)
Уведомление работодателем ФМС, службы занятости Законодательно вопрос не урегулирован, желательно уточнить в территориальных органах
Уведомление работодателем налогового органа Законодательно вопрос не урегулирован, желательно уточнить в территориальных органах
Ограничения для иностранного гражданина трудовой деятельности в РФ Нет

В связи с событиями, происходящими в 2014 году на Украине, граждан этой страны я выделила в отдельную категорию, хотя, с точки зрения оформления трудовых отношений с ними, оснований для этого нет.

Граждане Украины, временно пребывающие на территории РФ (не являющиеся беженцами или гражданами, получившими временное убежище на территории РФ)

Граждане Украины могут находиться в РФ в порядке, не требующем получения визы, и срок такого пребывания в РФ продлен для граждан этой страны до 270 суток. Однако никаких дополнительных преимуществ или послаблений при трудоустройстве на территории РФ для украинцев, не являющихся беженцами или получившими временное убежище, не предусмотрено: порядок такой же, как и для всех остальных временно пребывающих иностранцев.

Обратите внимание: при приеме на работу граждан Украины необходимо уточнить, являются они беженцами (или получившими временное убежище в РФ) или нет. От этого зависит порядок их оформления.

Основания нахождения на территории РФ Миграционная карта (срок пребывания в РФ украинских граждан не должен превышать 270 суток, может быть продлен на общий срок не более 1 года)
Разрешение для работодателя на привлечение и использование иностранной рабочей силы Не требуется
(пп. 1 п. 4.5 ст. 13 Закона № 115-ФЗ)
Разрешение для иностранного гражданина на работу в РФ (с 2015 года — патент) Требуется
(п. 1 ст. 13.1 Закона № 115-ФЗ)
Уведомление работодателем ФМС, службы занятости Требуется
Уведомление работодателем налогового органа Требуется
Ограничения для иностранного гражданина трудовой деятельности в РФ Только в том субъекте РФ, в котором выдано разрешение на работу (исключения установлены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 28.07.2010 № 564н);
Только по профессии, указанной в разрешении.
(п. 4.2 ст. 13 Закона № 115-ФЗ)

! Обратите внимание:

На официальном сайте Федеральной миграционной службы РФ Вы можете:

  • ознакомиться с подробным порядком подготовки документов для оформления трудовых отношений с временно пребывающими в РФ иностранными гражданами;
  • скачать бесплатную программу «Трудовая миграция Extended Lite», которая позволяет сформировать заявления, уведомления и другие документы, необходимые при привлечении иностранных работников, как в бумажном, так и в электронном виде;
  • проверить действительность разрешений на работу потенциальных работников из других стран.

Итак, мы рассмотрели особенности оформления трудовых отношений с гражданами других стран. О порядке заключения и расторжения трудового договора с иностранцами, а также о начислении НДФЛ и страховых взносов с заработной платы иностранных работников читайте в следующих статьях.

Считаете статью полезной и интересной – делитесь с коллегами в социальных сетях!

Есть комментарии и вопросы – пишите, будем обсуждать!

Законодательные и нормативные акты:

1. Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»

2. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 28.07.2010 № 564н «Об установлении случаев осуществления трудовой деятельности иностранным гражданином или лицом без гражданства, временно пребывающими (проживающими) в Российской Федерации, вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого им выдано разрешение на работу (разрешено временное проживание)»

С этими, а также многими другими полезными документами можно ознакомиться на официальном сайте Федеральной миграционной службы РФ: http://www.fms.gov.ru/

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *