Охрана труда 10

Содержание

Лицо, ответственное за охрану труда на предприятии: законодательные требования

Согласно нормативным и законодательным документам на предприятиях организуется служба охраны труда, но лишь один из работников назначается ответственным за это направление.

Каковы требования правил

Кто может быть ответственным за охрану труда на предприятии

На предприятии главное — это обеспечение безопасности работников, обязательно при этом недопущение производственного травматизма и профессиональных заболеваний, что негативно может сказываться на функционировании объекта. Главная цель организационной структуры — это выпуск востребованной продукции, соответствующей показателям качества.

Но, так или иначе, работник связан с опасностями и вредными факторами на производстве, в связи с этим необходимо контролировать содержание рабочего места, а также использование сотрудником всех положенных СИЗ.

Чтобы на предприятии был порядок в области охраны труда и техники безопасности, в организации требуется назначить одно лицо, на которое возлагается ответственность за это направление. Это требования законодательных актов. В организационной структуре, как правило, множество направлений производственной деятельности, соответственно и безопасность необходимо обеспечивать на всех участках одновременно.

Несмотря на то что издается организационный приказ, где распределяется ответственность по ОТ на руководителей участков, имеется необходимость отвечать за объект одному лицу. Таковым лицом назначается один из заместителей руководителя или сам руководитель, но это встречается редко.

Стоит отметить, что ответственным по ОТ на предприятии не может назначаться инженер по ОТ.

Функции ответственного за охрану труда

Согласно распорядительному документу, изданному на предприятии, осуществляется назначение ответственного за ОТ. У него тоже имеются свои функции и они определяются локальными актами, а именно:

  1. Обеспечение контроля по всем направлениям, указанным в приказе о назначении. По сути своей, этим должен заниматься инженер по ОТ, а при выявлении замечаний, несоответствий или при необходимости выдачи предписаний этот работник обязан поставить в известность ответственного по ОТ.
  2. Ведение журнала 2 ступени контроля (необходимо еженедельно, как минимум два раза в неделю в этом документе оставляют отметки о проверках). Но контролировать исполнение тоже нужно.
  3. Участие в комиссиях по проверке знаний рабочего персонала в разных областях по технике безопасности, в зависимости от того, чем занимается работник.
  4. Принимать участие во всех проверках, которые будут работать на предприятиях. Без присутствия уполномоченного представителя от руководителя такие проверки не положены.
  5. Участвовать в проведении расследований несчастных случаев и профессиональных заболеваний.
  6. Планировать мероприятия на грядущий период по ОТ и ТБ.
  7. Выполнение иных функций, которые направлены на обеспечение безопасности.

Требования к ответственному лицу

Требования к ответственному за охрану труда

Чтобы назначить ответственное лицо за ОТ на предприятии, предъявляются следующие требования:

  • необходимо пройти обучение в области ОТ (возможно на предприятии, если имеется учебный центр, а также в сторонней организации, обладающей правом проводить такие обучения);
  • необходимо по результатам пройденного обучения иметь удостоверения, причем срок действия, указанный в документе, не должен пройти;
  • если подходит к окончанию срок действия удостоверения, то необходимо организовать периодическую аттестацию по ОТ;
  • если лицо, ответственное за охрану труда на предприятии участвует в проверке знаний по электробезопасности, то и группа по электробезопасности должна быть присвоена как минимум такая же, как и у работников, сдающих экзамены.

На практике часто встречаются и с такими случаями, когда ответственный за ОТ и ТБ находится на больничном или в профсоюзном отпуске, а также в командировке. Что делать в этом случае? Здесь важно предусмотреть, кого назначить исполняющим обязанности на этот период.

Поэтому рекомендуется в организационном документе о назначении определить либо лицо, которое выполняет обязанности за временно отсутствующего работника, либо прописать фразу: «В период отсутствия назначить лицо, выполняющее функции по приказу руководителя объекта». Главное, чтобы все требования, предъявляемые к заместителю, были теми же, что и к основному работнику.

Какими документами необходимо руководствоваться

Законодательство и нормативы, регулирующие деятельность по охране труда на предприятии

По охране труда существует множество нормативных, правовых и локальных документов, ими необходимо руководствоваться в процессе трудовой деятельности, чтобы обеспечить безопасность на вверенном участке.

К таковым относятся:

  1. Главный документ — это трудовое законодательство, оно трактует основные направления ОТ.
  2. Правила межотраслевые и отраслевые, то есть одни могут использоваться лишь в одной промышленной сфере, а иные во всех производствах.
  3. Государственные стандарты. Это регламентирующие безопасное производство работ документы, в них подробно изложено, каким образом осуществляется безопасность.
  4. Нормативные акты, изданные внутри предприятий. Они созданы на основании вышеперечисленных. Причем, при их разработке следует учитывать, что правила могут ужесточаться, а снижение требований, напротив, недопустимо.

В процессе трудовой деятельности могут также применяться и иные документы, то есть постановления Правительства и региональных властей.

К локальным актам предприятия по ОТ и ТБ относятся:

  • стандарты или положения, трактующие правила прохождения медицинских осмотров, проведение спецоценки условий труда, правила работы на высоте, расследования несчастных случаев и профессиональных заболеваний;
  • инструкции по охране труда, пожарной безопасности, в том числе по оказанию первой помощи пострадавшим;
  • приказы и распоряжения руководителя и главного инженера;
  • чтобы владеть всей информацией по ОТ, рекомендуется пользоваться системой Консультант плюс.

Об обязательных требованиях по охране труда смотрите в этом видео:

Форма для приема вопроса, напишите свой

Кто на законных основаниях освобождается от первичного инструктажа по охране труда — перечень категорий работников

Первичный инструктаж подразумевает изначальное обучение технике безопасности в области охраны труда на рабочем месте труда.

Эту процедуру проходят все сотрудники организации.

Однако законом предусмотрены некоторые исключения, для которых возможно освобождение от этой обязанности.

Категории работников, освобожденных от обучения на рабочем месте

По ТК РФ и Порядку обучения охраны труда, утвержденному постановлением №1/29 от прохождения первичного инструктажа может освобождаться персонал, не связанный с эксплуатацией, испытанием, наладкой и ремонтом оборудования, использованием электрифицированного и другого инструмента, сохранностью сырья и материалов.

Автоматически обозначенные категории работников от первичного инструктажа не освобождается.

Для освобождения на предприятии издается специальное распоряжение.

Освобождая персонал от инструктажей на рабочем месте, работодатель должен понимать, что практически каждый сотрудник использует для работы офисную технику и другие электроприборы, поэтому всегда есть угроза, что человек получит удар током либо другую травму.

Виза о прохождении инструктажа снизит ответственность самой компании и ее руководства при несчастном случае.

Поэтому прежде, чем принимать решение об освобождении работников от первичного обучения, следует тщательно оценить возможные риски для организации.

Перечень должностей и профессий

По ст. 11 ТК РФ не требуется проводить инструктажи с лицами, трудящимися в компании по гражданско-правовому договору.

Руководитель фирмы самостоятельно принимает решение об освобождении персонала от обучения.

С этой целью на предприятии утверждается специальный перечень профессий и должностей работников, освобождаемых от первичного инструктажа на рабочем месте.

Когда на предприятии есть лица, не связанные с производственным оборудованием и материалами, их можно освободить от обучения на основании приказа руководителя.

В первую очередь, сюда относят офисных работников: директора и их замы, бухгалтера, юристы, маркетологи, журналисты и т. п.

Работа сотрудников таких должностей и профессий в основном связана с компьютером.

Трудящиеся вне офисов при включении в список для освобождения рекомендуется согласовывать с отделом труда и профсоюзным комитетом. Это поможет избежать лишних вопросов.

На основании чего освобождение?

Чтобы освободить человека от обязательства проходить инструктаж и снять с себя обязательство обучения его охране труда, директор фирмы или его уполномоченное лицо издает специальный перечень должностей, который необходимо утвердить приказом или распоряжением по предприятию.

При издании такого локального документа обязательства установленные законом о труде снимаются с обеих сторон. Люди ограничиваются вводными инструктажами.

Приказ, утверждающий перечень должностей и профессий, освобождаемых от инструктажей, должен содержать обязательную информацию:

  • полное название компании;
  • наименование документа, его номер;
  • дата составления;
  • кратко, о чем документ и в связи с чем издан;
  • суть приказа: утвердить перечень категорий работников, согласно приложению, возложить ответственность за ознакомление с приказом;
  • подпись и расшифровка руководителя предприятия.

К приказу прикладывается перечень должностей, с обозначением структурных подразделений, освобождаемых от прохождения инструктажа на рабочем месте.

Важно! Освобождая персонал от прохождения первичного обучения, фирма берет на себя всю ответственность при несчастном случае.

Образец приказа

Скачать образец приказа об освобождении персонала и перечня освобожденных лиц – word.

Для кого прохождение является обязательным?

По ст. 212 ТК РФ руководитель компании обязан обеспечить безопасность и провести первичный инструктаж для всего персонала.

По ст. 225 ТК РФ все трудящиеся лица несут обязательство проходить обучение в области охраны труда.

Однако если на предприятии утвержден перечень должностей, освобожденных от обучения, работники могут его не проходить.

Нельзя включить в такой перечень профессии и должности работников, непосредственно связанных с производством, оборудованием и материалами (ст. 212 ТК РФ).

Например, ткачих, формовщиков, пекарей и т.п. Подобные должности всегда связаны с опасностью.

С ними требуется проводить не только первичный инструктаж на рабочем месте, но также повторные инструктажи и внеплановые.

Выводы

По обозначенной теме можно выделить ряд моментов:

  • Первичное инструктирование проходит на месте труда человека непосредственным начальником.
  • Такой вид обучения обязателен для всех сотрудников. Исключение составляют должности, включенные в перечень предприятия специальным распоряжением и освобождаемые от обучения.
  • Ст. 11 ТК РФ освобождает руководство фирм от обязанности проведения инструктирования с работниками, трудящимися по гражданско-правовым договорам (подряда).
  • Не рекомендуется освобождать персонал, так как при несчастном случае вся ответственность ляжет на работодателя.

Государственные нормативные требования охраны труда, обязательность их исполнения

Одной из важнейших функций государственных нормативных требований охраны труда является их использование для регулирования социально-трудовых отношений.

Техническое регулирование характеристик и параметров безопасности продукции и производственных процессов, в соответствии с За­коном о техническом регулировании, осуществляется техническими регламентами. Названный закон не регулирует отношения, связанные с разработкой, принятием, применением и исполнением требований в области охраны труда, но регулирует отношения, связанные с разработкой, принятием, применением и исполнением требований к продукции или к продукции и связанным с требованием к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации,

С момента вступления в силу Закона о техническом регулировании решается проблема гармонизации российских норм с международными нормами и нормами Европейского союза. В настоящее время из 400 запланированных к разработке технических регламентов введены в действие несколько десятков, в том числе:

  • «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» принят Федеральным законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регу­лирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
  • «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» принят Федеральным законом от 30.12.2009 N 384-ФЗ в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение, приобретателей, обеспечения энергетической эффективности зданий и сооружений.
  • «Технический регламент Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» (ТР ТС 019/2011)» принят решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 878 с целью установления на единой таможенной территории Таможенного союза обязательных для применения и исполнения требований к средствам индивидуальной защиты, обеспечения свободного перемещения средств индивидуальной защиты, выпускаемых в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза, а также в целях обеспечения на территории Таможенного союза защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей.
  • «Технический регламент о безопасности сетей газораспределения и газопотребления» принят постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 N 870 в целях защиты жизни и (или) здоровья граждан, имущества, физических и (или) юридических лиц, государственного и (или) муниципального имущества, окружающей среды, жизни и (или) здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей, а также для обеспечения энергетической эффективности.

Кроме указанных выше принят и ряд других технических регламентов.

Минтруд и Роструд Разъяснили Порядок Обучения По Охране Труда!

Приветствую, уважаемые друзья! Здесь опубликованы три письма от Минтруда и Роструда, в которых данные ведомства разъяснили некоторые нормы Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утверждённого, как известно, постановлением Минтруда РФ, Минобразования РФ от 13.01.2003 г. № 1/29 (скачать постановление 1/29 в актуальной редакции).

По содержанию письма не большие, поэтому приведу их текст целиком. Скачать письма Минтруда и Роструда в формате MS Word можно будет в конце этой заметки.

Итак…

Минтруд про вводный инструктаж по охране труда

Заместитель директора Департамента условий и охраны труда П.С. Сергеев в письме от 5 мая 2017 года № 15-2/ООГ-1277 сообщил следующее:

В соответствии со статьёй 225 Трудового кодекса Российской Федерации для всех поступающих на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель или уполномоченное им лицо обязаны проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и приёмам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим.

В настоящее время нормативным правовым актом, регулирующим вопросы порядка обучения по охране труда, является постановление Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» (далее — Порядок).

Согласно пункту 2.1.2 Порядка все принимаемые на работу лица, а также командированные в организацию работники и работники сторонних организаций, выполняющие работы на выделенном участке, обучающиеся образовательных учреждений соответствующих уровней, проходящие в организации производственную практику, и другие лица, участвующие в производственной деятельности организации, проходят в установленном порядке вводный инструктаж, который проводит специалист по охране труда или работник, на которого приказом работодателя (или уполномоченного им лица) возложены эти обязанности.

В соответствии с пунктом 2.1.3 Порядка проведение всех видов инструктажей регистрируется в соответствующих журналах проведения инструктажей (в установленных случаях — в наряде-допуске на производство работ) с указанием подписи инструктируемого и подписи инструктирующего, а также даты проведения инструктажа.

Поясняем, что в соответствии с действующим законодательством вводный инструктаж с работником проводится в день его фактического приёма на работу с внесением соответствующих записей в журнал регистрации инструктажей.

При этом претендент на работу не является работником, и, соответственно, инструктаж по охране труда с ним не проводится.

Роструд про вводный инструктаж по охране труда

Заместитель начальника Управления государственного надзора в сфере труда Л.В. Коваль в письме от 27 апреля 2017 года № ПГ/08346-03-3 сообщил следующее:

Согласно пункту 2.1.2 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утверждённого постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13.01.2003 г. № 1/29 (далее — Порядок), все принимаемые на работу лица, а также командированные в организацию работники и работники сторонних организаций, выполняющие работы на выделенном участке, обучающиеся образовательных учреждений соответствующих уровней, проходящие в организации производственную практику, и другие лица, участвующие в производственной деятельности организации, проходят в установленном порядке вводный инструктаж, который проводит специалист по охране труда или работник, на которого приказом работодателя (или уполномоченного им лица) возложены эти обязанности.

В этой связи поясняем, что вне зависимости от того, есть в организации специалист по охране труда или нет, работодатель вправе возложить обязанности, связанные с проведением вводного инструктажа по охране труда, на другого работника. В вашем случае это будет директор, если с ним заключён трудовой договор, который и будет проводить вводный инструктаж себе. В соответствии с мнением Верховного Суда Российской Федерации, выраженным в Определении от 28.02.2014 г. № 41-КГ13-37, на руководителя — единственного участника общества распространяются нормы трудового законодательства, если с ним оформлен трудовой договор.

При этом необходимо учитывать, что вышеуказанные обязанности можно возложить только на работника, который прошёл обучение и проверку знаний требований охраны труда в обучающих организациях, аккредитованных в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 01.04.2010 г. № 205н «Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда».

Минтруд про обучение работников оказанию первой помощи пострадавшим на производстве

Заместитель директора Департамента условий и охраны труда Т.М. Жигастова в письме от 6 апреля 2017 года № 15-2/ООГ-963 сообщила следующее:

В соответствии со статьёй 212 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) работодатель обязан обеспечить, в частности, обучение безопасным методам и приёмам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда.

В соответствии со статьёй 225 Кодекса все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели — индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учётом мнения Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

В соответствии с пунктом 2.2.4 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утверждённого постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. № 1/29 (далее — Порядок), работодатель (или уполномоченное им лицо) организует проведение периодического, не реже одного раза в год, обучения работников рабочих профессий оказанию первой помощи пострадавшим. Вновь принимаемые на работу проходят обучение по оказанию первой помощи пострадавшим в сроки, установленные работодателем (или уполномоченным им лицом), но не позднее одного месяца после приёма на работу.

Учитывая вышеизложенное поясняем, что работодатель обязан обеспечить обучение оказанию первой помощи пострадавшим на производстве всех работников организации. В этой связи обучение по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве проводится в соответствии с пунктом 2.2.4 Порядка 1 раз в год для работников рабочих профессий, а в соответствии с пунктом 2.3.1 Порядка — 1 раз в три года для руководителей и специалистов организаций в рамках специального обучения по охране труда.

Также сообщаем, что правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности установлены Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 273-ФЗ), которым также определяется правовое положение участников отношений в сфере образования.

В соответствии с частью 5 статьи 12 Федерального закона № 273-ФЗ образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если данным Федеральным законом не установлено иное.

При этом необходимо отметить, что согласно статье 31 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 323-ФЗ) перечень состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечень мероприятий по оказанию первой помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Примерные программы учебного курса, предмета и дисциплины по оказанию первой помощи разрабатываются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и утверждаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В целях реализации статьи 31 Федерального закона № 323-ФЗ приказом Минздравсоцразвития России от 04.05.2012 г. № 477н были утверждены перечень состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечень мероприятий по оказанию первой помощи.

Учитывая вышеизложенное поясняем, что обучение работников оказанию первой помощи является обязанностью работодателя.

Порядок, форма и оформление результатов обучения по оказанию первой помощи пострадавшим определяется работодателем.

При этом, по мнению Департамента, обучение работников оказанию первой помощи пострадавшим должно проводиться лицами, прошедшими специальную подготовку, позволяющую проводить данное обучение.

СКАЧАТЬ ПИСЬМА

Письмо Роструда от 27.04.2017 г. № ПГ/08346-03-3 «О проведении обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организации»

На этом всё. Если информация пригодилась, чуть ниже незабываем ставить рейтинговые звёздочки 😉 Спасибо за поддержку!

Продолжение следует …

Сохранить ссылку в:

Ты хочешь получать информацию,
но ты делаешь это без уважения

Будь моим подписчиком!

Налоговый и бухгалтерский учет расходов на охрану труда

бухгалтерский учет труд

Расходы в сфере охраны труда подразделяются следующим образом: расходы на мероприятия по охране труда; расходы компенсационного характера, обусловленные работой в неблагоприятных условиях труда; выплаты по возмещению вреда пострадавшим в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями.

Охрана труда — система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально — экономические, организационно — технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. При рассмотрении налогового и бухгалтерского учета охраны труда мы оценим ситуацию с двух точек зрения: если организация нанимает для охраны труда стороннего исполнителя и если занимается этим процессом сама.

Функция охраны труда для организации связана с расходами.

Налоговый учет затрат в области охраны труда — система обобщения информации по затратам в области охраны труда для определения налоговой базы по налогу на прибыль на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным положениями гл. 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ.

Затраты в области охраны труда учитываются по элементам:

— материальные расходы;

— расходы на оплату труда;

— суммы начисленной амортизации и др. расходы.

К материальным относятся расходы на приобретение спецодежды, спецобуви и др. средств индивидуальной защиты. В состав расходов на оплату труда входят: начисления к тарифным ставкам, должностным окладам, сдельным расценкам компенсирующего характера, связанные с условиями труда, в т.ч. за работу в тяжелых, вредных, особо вредных условий труда, расходы на оплату дополнительного отпуска и сокращенного рабочего дня.

Другие расходы:

— на обеспечение нормальных условий труда и техники безопасности, предусмотренных законодательством РФ;

— лечение профессиональных заболеваний работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда;

— сертификацию продукции и услуг (сертификация работ по охране труда, аттестация рабочих мест по условиям труда);

— оплату консультационных и иных аналогичных услуг (в части проблем охраны труда);

— оплату услуг по управлению организацией (в части, касающейся управления охраны труда);

— подготовку и переподготовку по охране труда;

— оплату учреждениям здравоохранения услуг, оказываемых работникам, в т.ч. проведение предварительных и периодических медицинских осмотров;

— содержание помещений и инвентаря здравпунктов, находящихся непосредственно на территории организации;

— лечебно-профилактическое питание, молоко и др. равноценные продукты;

— выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В п. п. 4 и 5 ст. 38 Налогового кодекса РФ дано определение понятий «работы» и «услуги»: «Работой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц.

Услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности».

Реализацией услуг признается их возмездное оказание одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК РФ, — оказание услуг одним лицом другому лицу на безвозмездной основе (п. 1 ст. 39).

При исчислении налога на прибыль организация учитывает выручку от оказания услуг в составе доходов от реализации. Указанные доходы признаются на дату оказания услуг, т.е. на дату подписания заказчиком соответствующего акта. Вместе с актом должен выдать организации-заказчику счет-фактуру.

В соответствии со ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признается, в частности, реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в т.ч. реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.

Следовательно, при оказании услуг у организации возникает объект обложения НДС.

Заказчик вправе принять предъявленный ему НДС к вычету (при выполнении условий, предусмотренных п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ).

Бухгалтерский учет спецодежды, спецобуви и иных средств индивидуальной защиты по решению организации, закрепленному в учетной политике для целей бухгалтерского учета, организуется в составе объектов основных средств или материальных запасов.

Если спецодежда учитывается как объект основных средств, то организация обязана руководствоваться положениями ПБУ 6/01 и учитывать все предметы со сроком носки свыше одного года в составе объектов основных средств, с заведением соответствующих форм первичной учетной документации (инвентарных карточек и т.п.), начислением амортизации и выполнением иных предусмотренных действий.

При этом предметы стоимостью не более 20 000 руб. за единицу (в части спецодежды — комплекта, в части спецобуви — пары) в соответствии с п. 18 ПБУ 6/01 списываются на затраты производства (расходы на продажу) по мере отпуска их в производство или эксплуатацию.

Если организация ведет учет средств индивидуальной защиты по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды, к балансовому счету 10 «Материалы» открывается два дополнительных субсчета — «Специальная оснастка и специальная одежда на складе» и «Специальная оснастка, и специальная одежда в эксплуатации». При передаче в эксплуатацию предметов, срок носки которых составляет не более 12 месяцев, их стоимость единовременно относится на затраты производства (расходы на продажу) в момент передачи (отпуска) сотрудникам. Если срок носки предметов спецодежды, спецобуви или иных средств индивидуальной защиты превышает 12 месяцев, ее стоимость относится на затраты производства (расходы на продажу) линейным способом исходя из сроков носки.

Специальная служба может следить за соблюдением охраны труда. Структуру и число сотрудников этой службы устанавливает руководитель предприятия. На специалиста по охране труда, возложены функции по контролю, за охраной труда, поэтому назначать на эту должность нужно человека, который имеет соответствующую подготовку или опыт работы (ст. 217 ТК РФ). Создавать специальную службу или вводить штатную должность специалиста по охране труда обязаны те предприятия, на которых работает более 100 человек (ст. 217 ТК РФ).

Расходы по охране труда являются накладными, поэтому в бухгалтерском учете их нужно отражать на счете 26 «Общехозяйственные расходы».

В общем виде бухгалтерский учет будет выглядеть следующим образом:

Отражена сумма выручки, подлежащая получению от заказчика за оказанные для него услуги:

Дебет: 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

Кредит: 90 «Продажи», субсчет «Выручка».

Первичный документ: Акт приема-сдачи оказанных услуг.

2. Начислен НДС:

Дебет: 90, субсчет с суммы выручки.

Кредит: 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по НДС».

Первичный документ: Счет-фактура.

3. Списана фактическая себестоимость услуг, оказанных заказчику:

Дебет: 90, субсчет «Себестоимость продаж».

Кредит: 20 «Основное производство».

Первичный документ: Бухгалтерская справка.

Соответственно, бухгалтерский учет организации-заказчика будет выглядеть следующим образом:

Бухгалтерский учет организации-заказчика:

1. Приняты к учету оказанные аутсорсером услуги:

Дебет: 26 оказанных услуг.

Кредит: 60 счет-фактура.

Первичный документ: Акт приема-сдачи.

2. Учтен НДС, предъявленный к оплате компанией-аутсорсером:

Дебет: 19.

Кредит: 60.

Первичный документ: Счет-фактура.

3. Принят к вычету НДС со стоимости приобретенных услуг:

Дебет: 68.

Кредит: 19.

Первичный документ: Счет-фактура.

4. Перечислены денежные средства аутсорсеру за оказанные услуги:

Дебет: 60.

Кредит: 51.

Первичный документ: Выписка банка по расчетному счету

У аутсорсера выручка от оказания услуг включается в состав доходов от обычных видов деятельности (п. 5 ПБУ 9/99 «Доходы организации», утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н). Выручка признается на дату подписания акта приема-сдачи оказанных услуг (п. 12 ПБУ 9/99).

В бухгалтерском учете организации-заказчика расходы на оплату аутсорсинговых услуг (без НДС) признаются в составе расходов по обычным видам деятельности на дату подписания акта приема-сдачи оказанных услуг (п. п. 5, 16, 18 ПБУ 10/99 «Расходы организации», утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н).

Осуществление организацией функции охраны труда — самостоятельно.

Согласно ст. 226 Трудового кодекса РФ финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,2% суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).

Таким образом, законодатель подчеркивает, что затраты на улучшение условий и охрану труда напрямую связаны с расходами на производство.

Все траты, которые можно отнести к охране труда работников (забота о здоровье, улучшение условий труда, создание предпосылок для более высокой работоспособности и т.д.), можно рассматривать как прочие расходы организации в соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ: «Расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, расходы на гражданскую оборону в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также расходы на лечение профессиональных заболеваний работников, занятых на работах с вредными или тяжелыми условиями труда, расходы, связанные с содержанием помещений и инвентаря здравпунктов, находящихся непосредственно на территории организации».

Следовательно, все расходы, которые налогоплательщик может связать с охраной труда (созданием нормальных условий труда и мерами по технике безопасности), а также подтвердить документально, можно смело исключать из налогооблагаемой прибыли.

Перечень расходов, напрямую связанных с охраной труда.

Расходы по охране труда работников с вредными и опасными условиями труда. Относятся расходы на создание нормальных условий труда работников, чей труд связан с вредными или опасными условиями труда:

— на проведение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров;

— на обеспечение работников средствами индивидуальной защиты (спецодеждой, обеззараживающими средствами и т.д.);

— на выдачу молока и лечебно-профилактическое питание;

— на санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание.

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *