Охрана труда инвалидов по трудовому кодексу РФ

Правила по охране труда работающих инвалидов

Люди-инвалиды имеют право на получение работы. Однако работодатель должен иметь в виду особые правила охраны труда для лиц с ограниченными возможностями. Их нарушение грозит санкциями. Охрана труда – это комплекс мероприятий, направленных на обеспечение безопасности сотрудника. Нормы ОТ изложены в соответствующих нормативных актах. Охрана труда лиц с ограниченными возможностями предполагает ужесточенные требования.

Нормативные акты

Правила по охране труда лиц с ограниченными возможностями устанавливаются целым рядом нормативных актов:

  • Конституцией РФ.
  • ТК РФ.
  • ФЗ №181 от 24 ноября 1995 года.
  • Гигиеническими требованиями к условиям работы лиц с ограниченными возможностями от 18 мая 2009 года.

В Конституции указаны самые общие права людей-инвалидов. ФЗ разъясняет правила подробнее.

Правила по обустройству рабочего пространства

Работодатель обязан создать особые условия на рабочем месте. Это обязательно в том случае, если на работу принимается человек с ограниченными возможностями.

Требования к помещению

Помещения, в которых трудятся люди-инвалиды, должны соответствовать гигиеническим нормам. В частности, лицу должна быть гарантирована полная безопасность. Условия не должны противоречить рекомендациям, прописанным в реабилитационной программе. Рабочее место лица не должно размещаться на цокольном этаже или в подвале. Этажность здания не должна превышать 2 этажей. Помещение, где трудится лицо, должно быть просторным. Площадь его должна быть достаточной. Следует предупредить риск скольжения по полу во избежание травм.

Режим работы

В статье 92 ТК РФ указано, что рабочая неделя для сотрудников с 1 и 2 группой инвалидности не должна превышать 35 часов. Если в реабилитационной программе продолжительность рабочей недели меньше, то работодатель также должен сократить рабочее время. Запрещается:

  • сверхурочный труд;
  • работа в ночные часы;
  • работа в выходные дни.

Привлечение к труду в эти периоды возможно только в том случае, если имеется письменное согласие человека-инвалида.

Санитарно-гигиенические нормы

Санитарно-гигиенические нормы прописаны в пятом разделе соответствующих требований. Рассмотрим их подробнее:

  • Площадь комнаты для отдыха не должна быть меньше 12 кв. м. 0,3 кв. м из этой площади положены каждому человеку.
  • Мебель должна быть мягкой, удобной. Она должна максимально располагать к отдыху.
  • Регулярная организация влажной уборки в помещениях, где работают люди-инвалиды.

Как правило, для работодателя выполнение этих условий не доставляет особых сложностей. В некоторых случаях необходимо провести небольшое переоборудование помещения.

Противопоказания для работы

Труд инвалида предполагает определенные ограничения. Неправильные условия работы могут спровоцировать ухудшения состояние, что недопустимо. Рассмотрим перечень противопоказаний:

  • Физические. Это сильный шум, повышенная или пониженная температура, ветер, наличие электромагнитного поля, недостаточное освещение.
  • Химические. Это пыль, повышенная загазованность.
  • Биологические. Вредоносные микроорганизмы, наличие вирусов в воздухе.
  • Нагрузки динамического и статического характера. Это подъем объектов с большим весом, ходьба с наличием повышенных нагрузок (к примеру, быстрая или продолжительная ходьба), бег, дискомфорт сотрудника при исполнении работы.
  • Нервные нагрузки. Нежелателен монотонный труд, вероятность стрессов, эмоциональных срывов, работа ночью.

Из этого можно сделать вывод, что лицам с инвалидностью противопоказаны некоторые профессии.

Охрана труда для некоторых категорий инвалидов

Особенности охраны труда зависят от конкретной категории инвалидности.

Инвалидность по зрению

При слепоте или при плохом зрении запрещена работа с усиленной вибрацией, шумом. Если работник плохо видит, принципиально организовать в помещении качественное освещение. Сотрудники должны работать в очках для предупреждения ухудшения зрения.

Заболевания на нервной почве

Если у человека есть установленные врачом нервные заболевания, работодатель должен предоставить ему возможность пройти обучение. Также обязательно лечение в психоневрологическом центре. Работодатель обязан создать следующие условия на рабочем месте:

  • Минимальное число перегородок.
  • Установка стекол, которые не бьются.
  • На лестничных клетках нужно монтировать дополнительные перегородки.
  • Комфортный температурный режим.
  • Отсутствие химического загрязнения.

Сотрудник должен работать в максимально комфортных и безопасных условиях.

Наличие туберкулеза

Человек, больной туберкулезом, нуждается в особых условиях. При организации рабочего пространства важно соблюдать ряд требований:

  • Отсутствие в воздухе вредных металлов, канцерогенов, элементов, которые могут вызвать аллергию. В обратном случае легким человека может быть нанесен урон.
  • Комфортный температурный режим. Отсутствие перепадов температур.
  • Работа на солнечной стороне, так как это обеспечивает небольшой уровень сырости.
  • Оборудованная отдельная столовая, а также отдельные тарелки и столовые приборы.
  • Посуда регулярно дезинфицируется.

Прием на работу человека с туберкулезом требует особых предосторожностей. Работодатель должен неукоснительно соблюдать указанные рекомендации.

Наличие глухоты

Если на работу принимаются глухие или глухонемые сотрудники, важно иметь в виду следующие запреты:

  • Отсутствие высокого уровня шума.
  • Работа в помещениях, где имеются легковоспламеняющиеся или токсичные элементы.

В данном случае количество ограничений минимально.

Заболевания сердечно-сосудистой системы

Инвалидность может быть установлена на основании болезней сердца. В данном случае нужно соблюдать следующие рекомендации:

  • Низкий показатель вибрации.
  • Качественная шумоизоляция.
  • Не допускается повышенная температура в рабочем помещении.
  • Оргтехника и мебель должны быть расположены таким образом, чтобы исключить наклоны и сгибания тела в процессе выполнения работы.
  • Комфортный температурный режим.

Состояние человека при данных условиях не ухудшится.

Особенности труда людей с разными группами инвалидности

Группа инвалидности определяется тяжестью поражений. Соответственно, разные группы инвалидности требуют различных условий труда.

Вторая группа

Человек при приеме на работу предоставляет работодателю свою реабилитационную программу. В ней указаны все рекомендации по поводу охраны труда. В частности, в документе фиксируется:

  • на какой работе можно трудиться человеку;
  • на каких предприятиях возможен труд;
  • рекомендуемые условия труда.

Лицу с ограниченными возможностями могут выдаваться направления для устройства на определенное производство.

Третья группа

Третья группа инвалидности называется «рабочей». То есть особых рекомендаций она не предполагает. Однако если человек предоставил программу реабилитации, работодатель обязан соблюдать требования, указанные в ней. Как правило, условия труда для человека с третьей группой довольно просто организовать. Для этого не требуется больших финансовых вложений.

Можно ли работать с 3 группой инвалидности

В Конституции РФ прописано, что гражданин имеет право на труд. Поэтому для инвалида 3 степени, получившего статус с детства или во взрослом возрасте, предусматривается трудоустройство. Это связано не только с заработком, но и со способностью гражданина к социальной жизни.

Однако для 3 группы инвалидности есть ограничения по работе. Работодатель способен отказать гражданину в работе, но только на законном основании. В ином случае действуют льготы. При трудоустройстве у человека появляются новые права, как и у работодателя.

Относится ли 3 группа к трудоспособной категории?

При получении инвалидности люди теряются. Поэтому стоит знать, обязан ли инвалид 3 группы работать? Для начала степень присуждают гражданам с заболеваниями хронического и онкологического характера. Нарушение функции организма возникает вследствие травм или врождённых патологий. Заболевания провоцируют у человека ограничения работоспособности. Поэтому требуется социальная защита для инвалидов.

Так рабочая 3 группа или нет? Инвалидность данной степени относится к рабочей категории. Ограничения в жизнедеятельности не влияют на образ жизни. Поэтому гражданин способен выполнять трудовые обязанности, но с небольшими ограничениями. Инвалиду могут отказать в трудоустройстве в случае, если работа или должность противопоказаны по состоянию здоровья. Гражданин способен осуществлять трудовую деятельность, но и вправе не устраиваться на работу. Однако у инвалида может быть категория – подработка, с неполным рабочим днём или сменой.

Какие профессии доступны?

Для инвалида рабочей группы отводится ряд профессий, которые соответствуют состоянию здоровья. При этом выделяется широкий спектр в рабочей сфере для устройства на работу:

Чтобы работать водителем, от инвалида потребуется решение медкомиссии о возможности вождения транспорта. При трудоустройстве человека с 3 группой стоит знать, что управление автомобилем относится к видам работы с вредными условиями, из-за чего состояние здоровья может ухудшиться. В большинстве случаев трудовая деятельность на транспорте противопоказана.

В соответствии с Трудовым Кодексом РФ для инвалида 3 категории рабочее время достигает 40 часов за 7 дней.

Работодателю нельзя привлекать работника к сверхурочным работам. Поэтому продолжительность трудового дня у инвалида 3 степени отличается от здоровых граждан. Сокращение рабочего дня для инвалида законодательство не предусматривает. Однако по Трудовому Кодексу работодатель способен нанять гражданина на неполный рабочий день. Это указывается в статье 93, и количество рабочих часов согласовывается с начальством.

В среднем инвалиду можно пребывать не более 6 часов на рабочем месте. Всё остальное будет считаться сверхнормой

Перечень ограничений

Когда оформляется инвалидность 3 группы, то требуется специальное медицинское заключение социальной комиссии. В предоставленном документе указываются условия труда для работающего. Инвалиду требуется соблюдать предоставляемые рекомендации, к которым относят следующее:

  • Если в заключении социальная комиссия прописала снижение рабочих часов, то работодатель предоставляет укороченную трудовую неделю.
  • Работа в выходные или превышение рабочей нормы по часам прописывается в трудовом контракте инвалида.
  • Рабочая трудовая неделя не должна превышать 40 часов.
  • Работающему инвалиду предоставляется отпуск на 30 дней.
  • Приём на работу для инвалида 3 группы производится без назначения испытательного срока.

Работающий инвалид имеет право воспользоваться отпуском, превышающим 30 дней. Однако все дни отдыха свыше положенного месяца оплачиваться не будут. Это прописано в законодательстве ТК РФ. Инвалиду разрешено проводить мероприятия по восстановлению здоровья в рабочее время. Это прописывается в медицинском заключении. Когда работнику присвоена 3 степень инвалидности, то ему требуется сообщить об этом в отдел кадров.

Это фиксируется в письменном виде, чтобы работодатель знал о новых правах сотрудника и об ограничениях в работе. Затем с работником подписывается дополнительное соглашение. Его переводят на новую должность или оставляют на прежнем месте, если условия для здоровья соблюдены. Отказ по инициативе работодателя не предусматривается законодательством. Инвалид может уволиться только по собственному желанию.

Как проходит трудоустройство инвалида

Когда гражданин трудоустраивается, то может не предоставлять удостоверение об инвалидности. При этом ему потребуется работать полный рабочий день, как здоровому сотруднику. Гражданину стоит знать, что права инвалида не будут распространяться на него по социальным льготам. Если работодатель требует предоставление медицинского заключения об инвалидности, в перечень документов входит и индивидуальная программа реабилитации.

Здесь прописываются условия для работы инвалида. Исходя из показаний и данных, работодатель принимает решение, чтобы принять сотрудника на необходимую должность. Кроме этого, требуется определение подходящих условий для работы. Кроме медицинского заключения, инвалиду требуется предоставить трудовую книжку и паспорт гражданина РФ. Мужчин необходимо предоставить военный билет и само заявление о трудоустройстве. Когда все документы предоставлены, работодатель подписывает указ о приёме инвалида на работу.

Начисление зарплаты происходит в рамках трудового договора, подписанного при приёме. Выплаты для инвалида с ограничениями в труде производятся в соответствии с уровнем прожиточного минимума или по договору. Зарплата начисляется по отработанным часам.

Когда сотрудник не изменяет социальный статус по уважительной причине, то получать льготы и отчисления можно после повторного прохождения медико-социальной экспертизы (МСЭ). Если сотрудник не зафиксировал инвалидность повторно, то его статус меняется. При этом наёмщик заключает дополнительное соглашение, в котором прописываются изменения условий трудовой деятельности.

Справка об инвалидности должна быть предоставлена работодателю

Вторичное прохождение МСЭ способно показать наличие 2 или 1 группы. При этом условии наёмщик предоставляет комфортные рабочие условия, исходя из медицинского заключения.

Социальные выплаты

Инвалиды всех групп получают социальную помощь в виде пенсионных пособий. Неработающий гражданин будет получать столько же, сколько человек со стажем работы. На выплаты не влияют факторы, повлекшие инвалидность. При любых обстоятельствах граждане могут получать денежные пособия от государства. Выплата производится в должном порядке. При отсутствии страхового стажа получают пособие по инвалидности.

Пенсию также выплачивают гражданам, умышленно причинившим своему здоровью вред. В 2019 году, как и ранее, отчисление пособий проводится в зависимости от группы инвалидности. Поэтому установлена минимальная выплата для 3 группы. Гражданам стоит знать, какая причина влияет на начисление будущего пенсионного пособия.

Для 3 группы существует фиксированная сумма в размере 4 215 рублей. Это является основной выплатой, если у инвалида нет нетрудоспособных родственников. Для вынесения окончательного решения о сумме пенсионного пособия рассматриваются дополнительные факторы, позволяющие увеличить размер выплат.

После выдачи медицинского заключения МСЭ, инвалиду требуется обратиться в Пенсионный фонд, чтобы оформить трудовое пособие. Выплаты начисляются пенсионерам с момента назначения группы инвалидности. Когда заявление на трудовое пособие подано, его рассматривают в течение 7 или 10 дней. Иногда срок одобрения увеличивается из-за предоставления в Пенсионный фонд дополнительной документации.

При оформлении инвалидности комиссия предупреждает гражданина о возможных ограничениях и указывает, где работать можно. Если человек изначально работал, то ему требуется обратиться в отдел кадров, чтоб задокументировать свой новый статус. В ином случае права для него останутся, как у здорового сотрудника и продолжится полный рабочий график. Трудоспособный инвалид способен устроиться на неполный рабочий день, заниматься подработкой или выполнять работу на дому. Каждому гражданину с 3 группой, даже если он не работает, проводят пенсионные выплаты.

Права инвалида на работе и обязанности работодателя

Для людей с ограниченными возможностями здоровья должны быть организованы особые условия труда. Права инвалида на работе – тема сегодняшнего разговора на портале Invaworld.ru.

Что должен делать работодатель, если работнику установлена инвалидность

Работодатель обязан обеспечить своему сотруднику условия работы, отвечающие условиям индивидуальной программы реабилитации инвалида. Первое, на что стоит обратить внимание – на степень ограничений к труду. При ограничении 3 степени с невозможностью трудовой деятельности трудовой договор с таким сотрудником подлежит расторжению согласно ТК РФ (ст.83, ч.1, пункт 5).

Если указана 3-я степень, но при этом стоит отметка, что человек может выполнять элементарную работу с помощью третьих лиц, работодатель должен выполнять рекомендации программы реабилитации инвалида. То же касается и в случае наличия 1 и 2 степени ограничений.

Для обеспечения соответствующих рекомендациям ИПРА условий труда инвалиду работодатель должен сделать следующее:

  • приспособить помещение и оборудование для работы инвалида;
  • предоставить работнику всю необходимую информацию по работе в доступной для него форме;
  • составить удобный для инвалида график рабочего времени;
  • при необходимости предоставить наставника для обучения.

К сведению! Работник, по своему желанию, может предоставить или не предоставить документы, подтверждающие его статус как инвалида. Это его право. Работодателю рекомендуется официально зарегистрировать момент предоставления таких сведений, чтобы объяснить при необходимости, почему ранее не были созданы соответствующие условия для этого сотрудника.

Работник может отказаться от полного или частичного выполнения рекомендаций ИПРА. Сделать это лучше официально, с предоставлением работодателю соответствующего заявления.

Обязанности работодателей по квотированию рабочих мест для инвалидов

Государство на законодательном уровне обязало работодателей выделять рабочие места для инвалидов. Делается это в рамках квот. Если на предприятии работает более 100 человек – то 2-4 процента от количества рабочих мест должны быть выделены для людей с ограниченными возможностями здоровья. Для небольших организаций с количеством рабочих месте менее 100 – 3%. Региональные власти вправе устанавливать собственные квоты на территории, но не меньше положенных по федеральному законодательству.

Имея подобную квоту, работодатель обязан создать соответствующие рабочие места, обеспечить условия труда и предоставить в центр занятости информацию о вакансиях.

Как инвалиду встать на учет в центре занятости, мы уже писали.

За соблюдение этих требований отвечает центр занятости населения, он обязан контролировать предприятия и организации на подшефной территории. Если работодатели нарушают условия квотирования, они могут быть оштрафованы. Если рабочие места не выделены – штраф на руководителя составляет от 5 до 10 тысяч рублей, если инвалиду отказано в приеме на работу на подобное вакантное место – 5-10 тысяч рублей, если сведения о вакансиях не предоставлены в ЦЗН – 3-5 тысяч рублей.

Рабочий день для инвалида и оплата труда

Рабочая неделя инвалида первой или второй группы по закону не должна быть больше 35 часов, при этом оплата труда должна быть полноценной, как для остальных работников. Подобные права инвалида на работе в обязательном порядке оговариваются в трудовом договоре. Если трудовое соглашение было заключено до получения инвалидности или документы были предоставлены работником позднее, в существующих договор вносятся изменения. Если после очередной комиссии группа инвалидности будет снята, работнику снова устанавливается нормальная продолжительность рабочего времени.

Сверхурочная работа для инвалидов

Привлечь работника с группой инвалидности к труду в выходной, праздничный день или сверх установленной нормы можно только после получения его письменного согласия и при условии, что это не нанесет вреда его здоровью. Работодатель обязан предоставить сотруднику документ, в котором он информируется о возможности отказаться от подобного вида работ. Ознакомиться с этим документов нужно под роспись.

Важно! Сверхурочная работа для инвалида должна составлять не более 120 часов в году и 4 часов за два дня подряд.

Оплата сверхурочного труда производится в обычном порядке в соответствии с трудовым кодексом.

О программа по трудоустройству инвалидов вы можете прочитать .

Отпуска для инвалидов

Минимальный отпуск для работника с группой инвалидности – 30 дней календарных. Это обстоятельство отдельно обговаривается с трудовом договоре с сотрудником. Если группа после переосвидетельствования снимается, отпуск может быть сокращен до минимальных 28 дней.

При необходимости инвалид имеет право получить отпуск без сохранения оплаты труда на 60 дней. Для этого нужно обратиться с письменным заявлением в отдел кадров организации. Инвалиды-чернобыльцы могут рассчитывать на оплату дополнительных 14 дней отпуска за счет органов социальной защиты населения. Чтобы получить эти деньги. Нужно предоставить в соцзащиту справку с места работы о среднем заработке и расчет положенной за 14 дней суммы.

Оборудование рабочего места инвалидов

Если есть необходимость в дополнительном оборудовании рабочего места инвалида, делать это надо в соответствии с рекомендациями индивидуальной программы реабилитации.

К примеру, для лиц со слабым зрением нужно установить дополнительное освещение и специальные лупы. Для колясочников должен быть оборудован регулируемый по высоте стол, предоставлено место за заезда и разворота коляски.

Увольнение и перевод инвалида на другую работу

Если по состоянию здоровья работник с инвалидностью не в состоянии больше выполнять свои трудовые обязанности с надлежащим качеством, работодатель обязан перевести его на другую работу, соответствующую рекомендациям ИПРА. Если новая работа имеет более низкую оплату, первый месяц работодатель должен сохранить прежнюю оплату труда сотрудника. Если ухудшение состояния здоровья связано с производственной травмой или заболеванием, прежний заработок сохраняется до выздоровления работника или установления стойкой утраты трудоспособности.

При переводе на другую работу обязательно заключение дополнительного соглашения к основному договору и приказ по организации.

Если в организации нет возможности предоставить инвалиду более легкую работу, трудовой договор расторгается с выплатой выходного пособия (заработок за 2 недели). При этом если ранее авансом был предоставлен отпуск, выплаты за него не удерживаются.

К сведению! Если на предприятии идет сокращение численности рабочих мест, сотрудники, получившие на данном производстве травму или профзаболевание, имеют преимущественное право сохранить свои места.

Особенности трудоустройства отдельных категорий граждан

Законодатель установил дополнительные гарантии занятости для отдельных категорий населения (ст. 13 Закона РФ о занятости). В частности, государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, особо нуждающимся в получении работы, путем разработки и реализации рассмотренных выше целевых программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая организации для труда инвалидов) и др.

К гражданам, особо нуждающимся в трудоустройстве, относятся:

  • — молодежь, в том числе выпускники учебных заведений;
  • — одинокие и многодетные матери, воспитывающие несовершеннолетних детей;
  • — инвалиды труда и войны;
  • — женщины, воспитывающие детей дошкольного возраста, детей-инвалидов;
  • — лица предпенсионного возраста;
  • — лица, освобожденные из мест лишения свободы;
  • — беженцы;
  • — вынужденные переселенцы и некоторые другие категории незанятого населения.

Рассмотрим в качестве примера правовые основания трудоустройства некоторых лиц из указанных категорий рассматриваемых групп населения. Так, конституционное право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду относится и к тем гражданам, которые по каким-либо причинам частично утратили трудоспособность и признаны компетентными органами ограниченно трудоспособными, то есть инвалидами. Как уже отмечалось, трудовое устройство инвалидов возложено на органы службы занятости. Специфика их трудоустройства состоит в следующем:

  • а) предоставляемая инвалидам работа и условия труда должны соответствовать рекомендациям службы медико-социальной экспертизы — ранее ВТЭК’;
  • б) предприятия обязаны создавать им облегченные условия труда;
  • в) предприятия обязаны предоставлять им дополнительные льготы и др.

Правовым основанием для трудоустройства инвалидов является рассмотренный выше Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации», а также Федеральный закон РФ от 24 ноября 1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В статье 20 последнего предоставляются гарантии занятости инвалидов путем проведения различных специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда. Среди них:

  • 1) осуществление льготной финансово-кредитной политики в отношении специализированных предприятий, применяющих труд инвалидов;
  • 2) установление в организациях, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, квоты для приема на работу инвалидов и соответствующего количества рабочих мест;
  • 3) резервирование специальных рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов;
  • 4) создание условий для предпринимательской деятельности инвалидов;
  • 5) организация обучения инвалидов новым профессиям и др.

Рассмотрим некоторые вышеперечисленные законоположения более подробно.

Так, указанным выше организациям, численность работников в которых составляет более 30 человек, может быть установлена квота приема на работу инвалидов в процентах к среднемесячной численности работников, но не менее трех процентов. Общественные объединения инвалидов и находящиеся в их собственности предприятия, хозяйственные товарищества и общества, уставный капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, освобождаются от обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов. Органы исполнительной власти субъектов России вправе устанавливать более высокую квоту для приема на работу инвалидов. Эти же органы утверждают порядок определения квоты.

В случае невыполнения или невозможности выполнения квоты для инвалидов работодатели вносят обязательную плату в установленном размере за каждого нетрудоспособного инвалида в пределах установленной квоты в Государственный фонд занятости населения РФ. Полученные средства предназначены для расходования целевым назначением на создание рабочих мест для инвалидов.

Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов — это такие рабочие места, которые требуют дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов. Минимальное количество рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов РФ для каждого предприятия в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.

Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов создаются за счет средств федерального бюджета субъектов РФ, за исключением рабочих мест для инвалидов, получивших трудовое увечье или профессиональное заболевание. Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов, получивших заболевание или увечье при исполнении обязанностей воинской службы, в результате стихийных бедствий или межнациональных конфликтов, создаются за счет средств федерального бюджета.

Инвалидам должны быть созданы необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Не допускается установление в коллективных или индивидуальных трудовых договорах условий труда инвалидам (оплата труда, режим рабочего времени и времени отдыха, продолжительность отпусков и др.), ухудшающих положение инвалидов по сравнению с другими работниками. Для инвалидов I и II групп устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени, не более 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда. Привлечение инвалидов к сверхурочным работам, работе в выходные дни и ночное время допускается только с их согласия и при условии, если такие работы не запрещены им по состоянию здоровья.

Права, обязанности и ответственность работодателей в обеспечении занятости инвалидов определяются главой V Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации», статьёй 24 Закона РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Указом Президента РФ «О мерах по обеспечению государственной поддержки инвалидов «, а также названным выше «Примерным положением об учреждениях государственной службы медико-социальной экспертизы» и соответствующими Положениями субъектов Российской Федерации.

Свои особенности имеются и в трудоустройстве лиц, освобожденных от уголовного наказания или из мест лишения свободы. Такая обязанность по действующему законодательству возлагается на местную администрацию городов и районов, а по существу, на местные органы службы занятости. Данной категории граждан должно быть оказано содействие в трудоустройстве с учетом их профессионального опыта и личных пожеланий. В частности, это правило относится к лицам, освобожденным от уголовного наказания по амнистии 1. Законодательством предусмотрено, чтобы трудовое и социально-бытовое устройство было завершено не позднее 15-дневного срока со дня прибытия к месту жительства. Такой же порядок распространяется и на подростков, условно осужденных или досрочно освобожденных, а также отбывающих наказание в воспитательно-трудовых колониях для несовершеннолетних.

Следует отметить, что органы по вопросам занятости в ряде случаев занимаются также трудоустройством лиц, мера уголовного наказания которых не связана с лишением свободы. Так, статья 49 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривает уголовное наказание в виде обязательных работ. Они заключаются в выполнении в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественных полезных работ, вид которых определяется органами местного самоуправления. Как это усматривается из уголовного кодекса, такие работы устанавливаются от шестидесяти до двухсот сорока часов и не свыше четырех часов в день. Кстати, обязательные работы не должны назначаться лицам, признанным инвалидами I или II групп; беременным женщинам; женщинам, имеющим детей до восьми лет; женщинам, достигшим пятидесятилетнего возраста, а мужчинам — шестидесятилетнего возраста (п. 4 ст. 49 У К РФ).

Статья 50 УК РФ предусматривает уголовное наказание в виде исправительных работ, которые устанавливаются на срок

от двух месяцев до двух лет и отбываются по месту работы осужденного. Разумеется, на практике получается, что далеко не все осужденные к указанным видам наказания имели к моменту вынесения приговора место работы. Тогда возникает несколько другая ситуация.

Уголовное наказание в отношении рассматриваемого контингента граждан осуществляют уголовно-исполнительные инспекции. Их статус определен Положением об уголовно-исполнительных инспекциях, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 1997 года 1. В частности, в соответствии с пунктами «в» и «г» статьи 7 этого Положения к основным обязанностям уголовно-исполнительных инспекций, кроме иных, относятся следующие:

— направление при необходимости осужденных к исправительным работам в распоряжение органов по вопросам занятости населения для трудоустройства.

В то же время, если лицо, осужденное к обязательным или исправительным работам, обращается в органы службы занятости по направлению органов внутренних дел или по своей инициативе, оно не может быть признано безработным и не регистрируется в качестве ищущего работу. Основанием для такого решения служит статья 6 Федерального закона РФ «О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации», в соответствии с которой исполнение этого вида наказания за совершенное преступление возложено на службы МВД РФ.

В условиях перехода к новым экономическим отношениям, нестабильности экономики и конъюнктуры рынка и реорганизации предприятий определенное число работников становится лишним и «высвобождается» с этих предприятий. Согласно статье 40.1 КЗоТ РФ, этим работникам гарантируется: предоставление другой работы на том же предприятии (в организации, учреждении); предоставление работы на другом предприятии (в учреждении, организации) по прежней профессии, квалификации, специальности, а при ее отсутствии — другой работы с учетом индивидуальных пожеланий и общественных потребностей; предоставление возможности обучения новым профессиям (специальностям) с предоставлением соответствующей работы. Одной из существенных особенностей при «высвобождении» является то, что функции органа по трудоустройству возлагаются в первую очередь на самого работодателя.

Определенные гарантии трудоустройства предусмотрены для граждан, уволенных из рядов Вооруженных Сил РФ. Администрация предприятий (организаций, учреждений), с которых они были призваны на военную службу, а также местные органы власти обязаны в течение месяца предложить им работу с учетом профессии (специальности) и приобретенного в армии опыта. Кроме того, за гражданами, уволенными из рядов Вооруженных сил РФ по состоянию здоровья и возвращающимся на «свои» предприятия (организации, учреждения), в течение трех месяцев сохраняется место работы (должность).

В соответствии со статьёй 13 п.4 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с воинской службы, при прочих равных условиях имеют преимущественное право поступления на работу на государственные и муниципальные унитарные предприятия.

За последние годы по-новому решен вопрос о приеме на работу лиц, окончивших образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования. Чтобы помочь будущим специалистам получить работу, учебные заведения высшего (среднего) профессионального образования стали заключать на основании постановления Правительства РФ от 19 сентября 1995 г. «О целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием» договоры со студентами. Заключаются также контракты со студентами и работодателями.

В соответствии с изменениями, внесенными в статью 182 КЗоТ Законом РФ от 24 ноября 1995г., указанные лица обеспечиваются работой в соответствии с полученной специальностью и квалификацией на основании договоров (контрактов), заключаемых ими с работодателями, или на основании договоров о подготовке специалистов, заключаемых образовательными учреждениями и работодателями.

Образцы таких контрактов утверждены постановлением Министерства труда РФ и Госкомитета РФ по высшему образованию. В типовом контракте предусматриваются взаимные обязательства сторон — в частности, между студентом и учебным заведением. Согласно ему, учебное заведение обязуется: обеспечить условия для освоения студентом основной образовательной программы по избранной специальности или направлению в соответствии с государственными образовательными стандартами; создать условия для изучения дополнительных дисциплин сверх государственного образовательного стандарта (с оплатой за счет средств учебного заведения или работодателя с согласия последнего); выплачивать студенту, обучающемуся в рамках целевой контрактной подготовки специалистов, государственную стипендию в размерах, определяемых законодательством России. Кроме того, учебное заведение обязуется на основе изучения потребностей рынка труда в квалифицированных специалистах осуществлять работу по подбору организаций (работодателей) для реализации целевой контрактной подготовки и последующего трудоустройства студента и др.

В свою очередь, студент обязан освоить образовательную профессиональную программу и заключить по предложению ректора (директора) учебного заведения контракт с конкретным работодателем на срок до трёх лет после окончания учебного заведения при условии предоставления работы, соответствующей уровню и профилю профессиональной подготовки, а также материального и, при необходимости, жилищного обеспечения.

При невыполнении или ненадлежащем выполнении своих обязательств молодой специалист — бывший студент возмещает учебному заведению затраты, связанные с его обучением: выплаченную государственную стипендию, другие социальные пособия (доплаты) с момента заключения контракта до получения диплома. Однако в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения учебным заведением условий контракта специалист (бывший студент) освобождается от выполнения своих обязательств по нему.

В типовом контракте между учебным заведением и студентом, утвержденном указанным выше постановлением Министерства труда РФ, указаны следующие случаи освобождения от заключения и исполнения контракта с работодателем:

  • — при наличии медицинских противопоказаний к работе в конкретных организациях (на конкретных должностях) или территориях;
  • — при наличии одного из родителей или супруга (супруги) инвалида I или II группы, если работа предоставляется не по месту постоянного жительства родителей или супруга (супруги);
  • — жена (муж) военнослужащего офицерского или начальствующего состава, прапорщика, мичмана и других военнослужащих, работающих по контракту в Вооруженных Силах России, органах Министерства внутренних дел РФ и других федеральных служб, если работа предоставляется не по месту службы мужа (жены);
  • — беременная женщина или имеющая(ий) ребенка в возрасте до 1,5 лет на момент окончания учебного заведения, если работа предоставляется вне места постоянного жительства мужа (жены) или родителей.

Типовой контракт между студентом и работодателем, заключаемый в рамках целевой контрактной подготовки специалистов предусматривает, что работодатель обязан выплачивать студенту надбавку к стипендии в размере, определяемом соглашением сторон, оплачивать по договору с учебным заведением проживание в общежитии, коммунальные и бытовые услуги, а на период прохождения производственной практики по месту будущей работы — выплачивать заработную плату по фактически отработанному на рабочем месте времени. Работодатель обязан по контракту принять на работу выпускника после завершения его обучения на должность, соответствующую уровню и профилю его профессионального образования и заключить с ним трудовой договор.

Студент обязан по заключенному контракту: освоить основную образовательную программу по избранной специальности или направлению в соответствии с государственным стандартом, дополнительные дисциплины сверх государственного образовательного стандарта по согласованным предложениям студента и работодателя, а также прибыть в организацию для выполнения должностных обязанностей.

Часть 2 статьи 182 КЗоТ РФ гласит, что органы исполнительной власти, в ведении которых находятся учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования и органы государственной службы занятости должны оказывать содействие в трудоустройстве выпускников указанных учебных заведений с учетом их профессиональной подготовки и квалификации. При наличии желания выпускников содействие в трудоустройстве им может оказываться негосударственными службами занятости. В случае отказа работодателя в приеме на работу рассматриваемой категории выпускников учебных заведений последние могут такой отказ обжаловать в судебном порядке (ч. З ст.182 КЗоТ).

Имеется определенная специфика трудоустройства российских граждан за границей, что обусловлено особенностями их правового положения за пределами России. Надо сказать, что регулирование, в частности, трудовых отношений лиц, оказавшихся за границей, во многом зависит от их гражданства.

Находясь за границей, граждане Российской Федерации обязаны подчиняться законам государства, на территории которого они находятся. В то же время не прерывается их правовая связь со своим Отечеством: они должны учитывать действие и российских законов.

Таким образом, получается, что граждане России за границей находятся как бы под «двойной юрисдикцией». Профессиональной деятельностью заниматься в период пребывания за границей граждане России имеют право, как правило, в соответствии с международными соглашениями.

Однако право иностранцев, в том числе российских граждан за рубежом, на трудоустройство, разумеется, определяется законодательством каждой страны. Только трудоустройство в рамках международно-правовых договоренностей дает соответствующие гарантии правовой защиты в трудовых отношениях работника-иностранца с работодателем страны пребывания. При этом надо иметь в виду, что в большинстве экономически развитых странах мира законодательство предусматривает меры защиты своего рынка труда от мигрантов.

Основной целью государственной миграционной политики России является регулирование миграционных потоков, преодоление негативных последствий стихийно развивающихся миграционных процессов, создание условий для беспрепятственной реализации прав мигрантов, а также обеспечение гуманного отношения к лицам, ищущим убежища на территории российского государства.

Один из разделов Программы касается внешней трудовой миграции. Это находит свое объяснение в том, что новые формы привлечения в Россию иностранной рабочей силы и открывшаяся возможность трудоустройства российских граждан за рубежом вызывают необходимость целенаправленного государственного регулирования этих процессов.

Из содержания Программы усматривается, что государственная политика в области привлечения и использования в России иностранной рабочей силы должна быть направлена на:

  • — удовлетворение потребностей российского рынка труда в необходимой рабочей силе, формирование рациональной и сбалансирование структуры этого рынка;
  • — обеспечение на национальном рынке труда приоритетного права граждан Российского государства на трудоустройство;
  • — предотвращение нелегальной трудовой миграции.

Что же касается государственной политики в области трудовой миграции граждан России за границу, то по смыслу Программы, она должна быть направлена, в частности, на обеспечение и защиту их прав и законных интересов на всех стадиях трудовой миграции (пребывание и трудовая деятельность на территории принимающего государства, возвращение в Россию).

В Программе речь идет также, к примеру, о внутренних миграционных потоках, подлежащих приоритетному государственному регулированию. К ним, в первую очередь, относятся переселенцы из районов природного и экологического неблагополучия, бывшие военнослужащие и члены их семей, переселяющиеся в связи с проведением военной реформы, представители репрессированных народов, возвращающихся к местам прежнего проживания.

Существенное значение в решении проблемы вынужденной миграции имеет содействие занятости (трудоустройства) вынужденных мигрантов, которое в соответствии с Программой включает в себя:

  • — содействие в профессиональной подготовке и переквалификации;
  • — содействие в организации самозанятости и создании рабочих мест;
  • — содействие в получении документов, необходимых для сохранения и восстановления трудового стажа;
  • — содействие в решении других вопросов обеспечения занятости в соответствии с российским законодательством.

Для обеспечения занятости вынужденных мигрантов государство взяло на себя, в частности, обязательство по выделению субсидий для создания новых рабочих мест и организации производств (использование средств федерального бюджета, выделенных на Программу, кредитов Центробанка РФ; средств, выделяемых Международной организацией по миграции. Управлением Верховного Комиссара ООН по делам беженцев и другими международными организациями).

Новые социально-экономические отношения требуют кардинальных изменений законодательства, регулирующего проблемы миграции населения.

Законы РФ «О беженцах», «О вынужденных переселенцах» не охватывают все существующие виды миграционных потоков.

Дальнейшее развитие законодательства, касающегося правового обеспечения Программы, должно быть направлено, прежде всего, на оптимизацию величины и направленности миграционных потоков и защиту прав и законных интересов граждан Российской Федерации вне зависимости от места (государства) проживания либо пребывания.

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *