Операционный бюджет

Главная

Вопросы и ответы

Карта сайта

О нас

Содержание и структура генерального бюджета

Светлана

Дата: 2018-04-18

Переход на главную

Вопрос 3. Содержание и структура генерального бюджета

Бюджет, который охватывает основную деятельность организации называют генеральным бюджетом. Его цель — объединить и суммировать бюджеты структурных подразделений организации, для которых составляются частные бюджеты. К частным бюджетам относятся: бюджет продаж, бюджет производства, бюджет доходов и т.д.

Структурирование генерального бюджета осуществляется с целью закрепления статей за бюджетами и полномочий по их составлению и (или) мониторингу деятельности ответственных менеджеров.
Генеральный бюджет организации состоит из oперативного и финансового бюджетов. Соответственно процесс бюджетирования может быть условно разбит на две основные части, каждая из которых является законченным этапом планирования: подготовку операционных бюджетов и подготовку финансовых бюджетов.
Операционный бюджет (текущий, периодический) – включает план прибылей и убытков, который детализируется через вспомогательные (частные) сметы, отражающие статьи доходов и расходов организации.
Среди операционных бюджетов обычно принято выделять следующие:

  • бюджет продаж;
  • производственный бюджет;
  • бюджет запасов готовой продукции;
  • бюджет прямых материальных затрат;
  • бюджет прямых затрат труда;
  • бюджет прямых производственных (операционных) затрат.

Все затраты в бюджете представлены в виде планов-графиков и имеют четкую привязку к срокам их осуществления, к отдельным подпериодам внутри всего бюджетного периода, т. е. разбивку по неделям, декадам, месяцам и т. п.
Финансовый бюджет прогнозирует денежные потоки организации. Обычно он оформляется в виде прогноза движения денежных средств на планируемый период времени. Финансовый бюджет составляется на основании операционного бюджета. В финансовые бюджеты входят:

    • бюджет доходов и расходов;
    • бюджет движения денежных средств;
    • прогнозный баланс (расчетный баланс).

1.1.3. Виды бюджетов, их классификация

Составными частями внутрифирменного бюджетирования являются:

а) технология (управленческая);

б) организация системы бюджетирования;

в) автоматизация.

В данном пособии рассматривается технология процесса бюджетирования, в которую входят инструментарий финансового планирования (виды и форматы бюджетов, система целевых показателей и нормативов), порядок консолидации бюджетов различных уровней управления и функционального назначения и т. п.

При постановке внутрифирменного бюджетирования необходимо следовать основным его принципам:

? использование методологии бюджетирования, базирующуюся на западных принципах финансового менеджмента, адаптированную к российским условиям;

? создание корпоративных баз данных, основанных на сборе и обработке первичной документации, включая всю информацию бухгалтерской отчетности (и помимо нее) в более оперативном режиме, чем сроки отчетности;

? строгое следование принципам конфиденциальности.

Инструментом процесса бюджетирования являются бюджеты (планы, сметы). Их можно разделить на четыре основные группы:

? основные бюджеты (бюджет доходов и расходов, бюджет движения денежных средств, расчетный баланс);

? операционные бюджеты (бюджет продаж, бюджет производства, бюджет прямых материальных затрат, прямых трудовых затрат и др.);

? вспомогательные бюджеты (план капитальных вложений, кредитный план, бюджеты налогов);

? дополнительные (специальные) бюджеты (бюджет распределения прибыли, планы отдельных проектов и программ).

Все эти виды бюджетов необходимы для составления прогноза финансового состояния предприятия и для проведения план-фактного анализа.

Бюджетирование, как правило, начинается с разработки операционных бюджетов, среди которых обычно принято выделять следующее:

1. Бюджет продаж.

2. Производственный бюджет (производственная программа);

3. Бюджет запасов готовой продукции.

4. Бюджет прямых материальных затрат.

5. Бюджет прямых затрат труда.

6. Бюджет (смета) общепроизводственных расходов.

7. Бюджет (смета) управленческих расходов.

8. Бюджет (смета) коммерческих расходов.

Бюджеты 1—6 разрабатываются на продукт (бизнес, цех, участок производства) и формируют в конечном итоге производственную себестоимость изготовленной продукции. Общие организационные расходы (7, 8) дополняют производственные затраты, формируют полную себестоимость объема продаж и представляют информационную базу для составления основных бюджетов: бюджета доходов и расходов, бюджета движения денежных средств, расчетного баланса (см. рис. 2).

Специальные бюджеты:

1. Бюджет балансовой прибыли.

2. Бюджет чистой прибыли.

3. Бюджет научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ.

4. Налоговый бюджет.

Рис.2 Типовая классификация бюджетов организации

Каждый бюджет (смета) не только занимают определенное место в процессе бюджетирования, но и выполняют конкретную задачу, что подтверждается их характеристикой.

Бюджет продаж показывает объем продаж помесячный и поквартальный по видам продукции и по организации в целом в натуральных и стоимостных показателях. В нем представлен прогноз совокупного дохода, на основе которого будут оцениваться наличные поступления от потребителей. Объем продаж является основой других бюджетов (смет).

Бюджет производства формируется помесячно и поквартально только в количественных показателях и входит в сферу ответственности руководителя производства. Его задача – обеспечение объема производства достаточного для удовлетворения покупательского спроса и создания экономически целесообразного уровня запасов.

Бюджет прямых материальных затрат формирует информацию о расходах для заготовления и приобретения товарно-материальных ценностей, необходимых для изготовления продукции, в расчете на единицу продукции и в целом по организации в натуральных и стоимостных показателях. Содержит также информацию о запасах основных материалов в стоимостных показателях на начало и конец бюджетного периода.

Бюджет прямых затрат труда отражает затраты на оплату труда в расчете на единицу готовой продукции по видам продукции и в целом по организации в натуральных (человеко-часы) и в стоимостных (с учетом тарифных ставок) показателях.

Бюджет накладных (общепроизводственных) расходов показывает расходы на оплату труда административно-управленческого, инженерно-технического и вспомогательного персонала непосредственно занятого в конкретном структурном подразделении (цехе, производстве), арендные платежи, коммунальные и командировочные расходы, затраты на текущий ремонт, стоимость спецоснастки и спецодежды и другие затраты на протяжении бюджетного периода.

Бюджет управленческих расходов содержит информацию о расходах на оплату труда административно-управленческого, инженерно-технического и вспомогательного персонала в аппарате управления организации, арендные платежи, коммунальные и командировочные расходы, затраты на текущий ремонт, стоимость инвентаря, спецодежды, спецоснастки общеорганизационного характера и другие расходы на протяжении бюджетного периода.

Бюджет коммерческих расходов отражает расходы на рекламу, комиссионные сбытовым посредникам, транспортные услуги и прочие расходы по сбыту продукции организации.

Бюджет производственных затрат (производственной себестоимости) является завершающим операционным бюджетом. С его помощью исчисляется (калькулируется) производственная себестоимость изготовленной продукции, включающая обычно следующие статьи затрат:

? основные материалы;

? оплату труда производственного персонала;

? общепроизводственные накладные расходы.

Определение набора операционных бюджетов – внутреннее дело организации, занимающейся бюджетированием, однако следует учитывать, что операционные бюджеты подготавливают исходные данные для составления основных финансовых бюджетов, с их помощью планируемые в натуральных единицах измерения показатели переводятся в стоимостные.

Основные бюджеты – бюджет движения денежных средств (БДДС), бюджет доходов и расходов (БДиР) и расчетный (прогнозный) баланс предназначены для управления финансами организации, оценки финансового состояния бизнеса, для выполнения управленческих задач по оптимизации деятельности организации.

Бюджет движения денежных средств является главным документом в системе внутрифирменного бюджетирования. Он призван обеспечить безусловную сбалансированность поступлений и использования денежных средств организации на предстоящий период. Практически БДДС это план движения расчетных счетов и наличных денежных средств в кассе организации, отражающий все прогнозируемые поступления и списания денежных средств в результате финансово– хозяйственной деятельности.

Бюджет доходов и расходов (бюджет прибылей и убытков) или план финансовых результатов деятельности организации показывает соотношение доходов организации, запланированных на определенный (бюджетный период) с расходами, которые организация должна понести за этот же период. Основное назначение бюджета показать руководителям организации эффективность ее будущей деятельности.

Расчетный баланс – прогноз соотношения активов и обязательств организации на определенный период, обычно на тот же, что и БДДС и БДиР. Это последний этап в процессе бюджетирования, показывающий или фиксирующий расхождения между БДДС и БДиР, поставляющий важную информацию для расчета всевозможных финансовых показателей оценки финансовой эффективности бизнеса.

Основные бюджеты взаимосвязаны между собой, чтобы подчеркнуть эту взаимосвязь, они объединяются такими названиями: «основные» или «основной» бюджет, «генеральный бюджет», «мастер– бюджет». Взаимосвязь между бюджетами показана на рисунке 3 » Блок – схема процесса бюджетирования».

Взаимосвязи бюджетов, показанные на рисунке достаточно сложны, вместе с тем, на практике они еще более усложняются. Поэтому необходима четкая и отлаженная координация всей системы бюджетирования. Хотя представленный бюджетный цикл может варьироваться от одной организации к другой, общий подход к бюджетированию применим ко всем хозяйствующим субъектам: отправным пунктом в этом процессе выступает оценка общего объема деловой активности организации, в частности установления объема продаж, с которого начинается изложение методики составления бюджетов.

Классификация бюджетов кроме основных и операционных бюджетов предлагает вспомогательные бюджеты и специальные бюджеты.

Вспомогательные бюджеты: бюджет капитальных (первоначальных) затрат и кредитный план иногда объединяются одним названием – инвестиционный бюджет. И это оправданно, так как он (инвестиционный бюджет) показывает соотношение стартовых расходов бизнеса и внешних источников их финансирования.

Капитальные (первоначальные) затраты определяются для осуществления нового бизнеса (создание нового производства) или на цели технического развития действующей организации (модернизация действующего производства).

Бюджет капитальных затрат разрабатывается до бюджета доходов и расходов иди одновременно с ним, набор статей бюджета капитальных затрат определяется индивидуально не только для организации в целом, но и для каждого отдельного проекта, исходя из его специфики.

Бюджет капитальных затрат, как правило, не корректируется, поскольку закладываемые в бюджет расходы отдельно утверждаются руководством организации.

Кредитный план в первоначальном варианте составляется после разработки плана капитальных (первоначальных) затрат. В плане определяется размер кредита, вероятная процентная ставка за кредит (исходя из состояния финансового рынка в стране), условия возврата или погашения.

Окончательный вариант кредитного плана составляется после разработки бюджета движения денежных средств, когда будут ясны все потребности во внешнем финансировании не только для капитальных расходов, но и на пополнение оборотных средств.

Специальные бюджеты: бюджет балансовой прибыли, бюджет чистой прибыли, бюджет НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ), налоговый бюджет, не имеют между собой единой целевой взаимосвязи, они показывают смету расходов или распределение отдельных статей основных бюджетов ( например, налоговый бюджет, бюджет распределения прибыли). Набор этих бюджетов определяется руководством организации в зависимости от специфики хозяйственной деятельности.

Рис.3 Блок-схема процесса бюджетирования

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Оперативный бюджет

Бюджетирование – это процесс оперативного планирования будущей деятельности предприятия. Под оперативным бюджетированием обычно понимают составление оперативного бюджета. Оперативный (операционный) бюджет составляется в следующей последовательности: бюджет продаж, бюджет производственных затрат (материалы, трудовые и накладные расходы) или бюджет закупки товаров, бюджет расходов на продажу, а также общие и административные расходы.

Бюджет продаж

Оперативный бюджет организации обычно начинается с составления бюджета продаж. Бюджет продаж включает в себя два показателя: количество продаваемых единиц и продажную цену за единицу. Согласование бюджета продаж важно делать именно в самом начале бюджетного процесса, поскольку многие другие бюджеты основаны на этих данных. Хотя эти два компонента, необходимые для подготовки бюджета, достаточно просты (продаваемые единицы и продажные цены за единицу), но, тем не менее, согласование управленческой командой количества и цен часто бывает сложным и трудоемким.

Например, производственная компания, которая производит всего 1 вид продукции, только что завершила процесс составления бюджета на следующий год. Ожидаемый объем продаж — 100 000 единиц по цене 15 тыс. руб. каждый. Бюджет продаж был подготовлен в разрезе кварталов следующим образом:

Бюджет продаж

Период (квартал) 1 2 3 4 Всего
Запланированные продажи (ед.) 15 000 17 000 28 000 40 000 100 000
Цена за единицу, тыс. руб. 15 15 15 15
Запланированные продажи, тыс. руб. 225 000 255 000 420 000 600 000 1 500 000

В дополнение к годовым и квартальным бюджетам, бюджет продаж часто формируется ежемесячно, так как продажи необходимо отслеживать чаще, чем один раз в три месяца.

Затраты на производство

Перед подготовкой бюджетов по прямым материальным, прямым трудовым и производственным накладным расходам, должен быть сформирован производственный бюджет.

Бюджет производства

Бюджет производства показывает количество единиц, которые должны быть произведены. Для формирования годового бюджета производства должны быть известны три показателя: количество продаваемых единиц, требуемый уровень запасов в конце года и количество единиц, если таковые имеются, в начале года по итогам инвентаризации. Если требуются ежеквартальные бюджеты, эта же информация необходима в ежеквартальном разрезе.

Используя ежеквартальный бюджет продаж компании, и учитывая, что до начала квартала должен быть запас в размере 15% от объема продаж следующего квартала, можно подготовить производственный бюджет за квартал. Кроме того предполагаем, увеличение продаж на 10% в первом квартале следующего года по сравнению с продажами квартала в текущем году и 2250 единиц в запасах в начале года:

Бюджет производства готовой продукции

Бюджет прямых материальных расходов

Бюджет прямых материалов определяет количество единиц сырья, подлежащего закупке. Он использует количество единиц готовой продукции, которые должны быть произведены, из производственного бюджета, требуемый уровень конечного запаса для сырья и количество единиц в начальном запасе. Как только количество единиц, подлежащих покупке, известно, оно умножается на стоимость единицы, чтобы определить бюджетную сумму для закупок сырья.

В нашем примере, компании требуется, чтобы в запасе находилось 10% сырья, требующегося для производства в следующем квартале.

Бюджет прямых материальных затрат

Наименование Бюджетный период Итого
1 2 3 4
1. План выпуска продукции (ед.) 15 300 18 650 29 800 36 475 100 225
2. Потребность на единицу (кг) 5 5 5 5
3. Потребность в основных материалах для производства (кг) 76 500 93 250 149 000 182 375 501 125
4. Запас материалов на конец 9 325 14 900 8 414 8 415 8 415
5. Всего требуется материалов 85 825 108 150 157 414 190 790 509 540
6. Запас материалов на начало (7 650) (9 325) (14 900) (18 238) (7 650)
6. Всего требуется купить (кг.) 78 175 98 825 142 514 172 553 501 890
7. Стоимость единицы материала (тыс. руб.) 0,15 0,15 0,15 0,15
8. Стоимость закупок материала 11 726 14 824 21 377 25 883 73 810

Этот процесс повторяется для всех других компонентов сырья, используемых в производстве.

Бюджет прямых затрат на оплату труда

Бюджет прямых затрат на оплату труда показывает количество прямых рабочих часов и стоимость рабочей силы для определения общей стоимости прямого труда. Предположим, требуется полчаса труда, чтобы собрать одно изделие, а каждый рабочий час стоит 14 тыс. руб. Разбивка по кварталам показана в следующей таблице:

Бюджет затрат на прямой труд

Наименование Бюджетный период Итого
1 2 3 4
1. План выпуска продукции (ед.) 15 300 18 650 29 800 36 475 100 225
2. Прямые затраты труда на изделие в часах./ед. 0,5 0,5 0,5 0,5
3. Прямые затраты труда всего в часах 7 650,0 9 325,0 14 900,0 18 237,5 50 112,5
4. Почасовая тарифная ставка 14 14 14 14
5. Прямые затраты труда 107 100 130 550 208 600 255 325 701 575

Производственные накладные расходы

Накладные расходы на производство состоят из ожидаемых переменных и постоянных накладных расходов за год (или другой период), который был предусмотрен в бюджете. Разделение между постоянными и переменными расходами важно, потому что компании используют заранее определенную ставку накладных расходов для применения накладных расходов к производимым единицам.

Видеозаписи прошедших вебинаров по теме «Бюджетирование»

В примере при подготовке своего бюджета компания определила следующие переменные и постоянные издержки: накладные материалы — 0,50 тыс. руб. за единицу, накладные трудовые расходы — 1,00 тыс. руб. за единицу, техобслуживание в размере 0,75 тыс. руб. за единицу, годовая амортизация — 12 000 тыс. руб., надбавка к заработной плате — 24 000 тыс. руб., налоги на имущество и страхование — 21 000 тыс. руб.

Бюджет накладных расходов

Наименование Бюджетный период Итого
1 2 3 4
1. Переменные накладные 34 425 41 963 67 050 82 069 225 507
1.1. Накладные материальные 7 650 9 325 14 900 18 238 50 113
1.2. Накладные трудовые 15 300 18 650 29 800 36 475 100 225
1.3.Техобслуживание 11 475 13 988 22 350 27 356 75 169
2. Постоянные накладные 14 250 14 250 14 250 16 950 59 700
2.1. Надбавки к зарплате 3 000 3 000 3 000 5 700 14 700
2.2.Налоги и страховые взносы 6 000 6 000 6 000 6 000 24 000
2.3. Амортизация 5 250 5 250 5 250 5 250 21 000
3. Итого накладных расходов 48 675 56 213 81 300 99 019 285 207
4. Запланированные прямые затраты труда в часах 7 650 9 325 14 900 18 238 50 113
5. Ставка переменных накладных расходов 5,7

Бюджет расходов на продажу

Бюджет расходов на продажу включает переменные и постоянные коммерческие расходы. Предположим, что переменные расходы компании составляют комиссионные продажи и расходы на доставку. Комиссионные продажи составляют 4% от продаж, а расходы на доставку составляют 0,10 тыс. руб. за единицу проданного товара. Компания также имеет постоянную зарплату в размере 50 000 тыс. руб. Расчеты по комиссионным вознаграждениям и расходам на доставку, а также бюджет расходов на продажу показаны в следующих таблицах.

Бюджет коммерческих расходов

Показатель Бюджетный период Итого
1 2 3 4
Переменные коммерческие расходы
1. Запланированные продажи (руб.) 225 000 255 000 420 000 600 000 1 500 000
2. Ставка комиссионных 4% 4% 4% 4%
3. Комиссии по продажам 9 000 10 200 16 800 24 000 60 000
4. Расходы по доставке
4.1. Продажи (ед.) 15 000 17 000 28 000 40 000 100 000
4.2. Расходы на ед. 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1
4.3. Расходы на доставку 1 500 1 700 2 800 4 000 10 000
5. Переменные коммерческие расходы всего 10 500 11 900 19 600 28 000 70 000
6. Постоянные коммерческие расходы 12 500 12 500 12 500 12 500 50 000
6.1. Расходы на зарплату 12 500 12 500 12 500 12 500 50 000
7. Всего коммерческие расходы 23 000 24 400 32 100 40 500 120 000

Последний этап оперативного бюджета – это бюджет административных (управленческих) расходов. Общие и административные (управленческие) расходы детализируются на переменные и постоянные операционные расходы. Компания из примера не имеет переменных административных расходов. Ее постоянные расходы включают в себя оклады в размере 60 000 тыс. руб., арендные расходы в размере 15 000 тыс. руб. и офисные расходы в размере 6 000 тыс. руб.

Бюджет административных расходов

Показатели Бюджетный период Итого
1 2 3 4
1. Переменные расходы
2. Постоянные расходы 20 250 20 250 20 250 20 250 81 000
2.1. Зарплата управленцев 15 000 15 000 15 000 15 000 60 000
2.2. Аренда 3 750 3 750 3 750 3 750 15 000
2.3. Офисные расходы 1 500 1 500 1 500 1 500 6 000
3. Всего административных 20 250 20 250 20 250 20 250 81 000

Удобным инструментом для бюджетирования и оперативного бизнес планирования, а также оперативного бюджетного контроля является «WA: Финансист. Бюджетирование». В программном продукте «WA: Финансист» в данной подсистеме есть возможность вести любые оперативные бюджеты, используя 7 стандартных аналитик, 4 дополнительных (пользовательских) и 3 дополнительных аналитики по каждой статье бюджетов.

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *