Оценка риска для здоровья населения

Оценка риска для здоровья населения при разработке СЗЗ: проводить или нет? «Спор» СанПиН и Правил установления СЗЗ

Проекты санитарно-защитных зон (далее — СЗЗ) сегодня разрабатываются по новым требованиям, которые утверждены двумя основополагающими документами. Ранее, до выхода Правил, при установлении СЗЗ руководствовались только требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, и даже с одним этим документом возникало много спорных вопросов. На данный же момент разработчики имеют двойную порцию проблем, т.к. Правила и СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 противоречат друг другу во многих пунктах.

Что такое оценка риска для здоровья населения?

Законодательно использование методологии оценки риска было закреплено Постановлением Минздрава РФ № 25, Госкомэкологии РФ № 03-19/24-3483 от 10.11.1997 «Об использовании методологии оценки риска для управления качеством окружающей среды и здоровья населения в Российской Федерации», согласно которому методика оценки риска используется в системе социально-гигиенического мониторинга, при экологической и санитарно-эпидемиологической экспертизе, экологическом аудите, экологической и гигиенической паспортизации, определении зон экологического бедствия и чрезвычайной экологической ситуации, обосновании приоритетных мероприятий в планах действий по охране и гигиене окружающей среды и оценке их эффективности.

Работы, связанные с оценкой риска, подготовкой специалистов, аккредитацией учреждений, осуществляются за плату по методам, утвержденным главным государственным санитарным врачом РФ, специалистами с высшим медицинским образованием (гигиенист, токсиколог, эпидемиолог), прошедшими специальную подготовку и имеющими практический опыт применения методики оценки риска, с привлечением специалистов других ведомств.

Руководящим документом по проведению оценки риска является Р 2.1.10.1920-04 «Руководство по оценке риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду» (далее — Р 2.1.10.1920-04).

Словарь

Оценка риска для здоровья человека — количественная и (или) качественная характеристика вредных эффектов, способных развиться в результате воздействия факторов среды обитания человека на конкретную группу людей при специфических условиях экспозиции (п. 1.5 Р 2.1.10.1920-04).

Оценку риска должны проводить специальные организации (или отдельные эксперты), эти работы занимают довольно длительное время, особенно для крупных объектов с большим количеством источников выбросов и загрязняющих веществ (в основном такими объектами являются объекты I и II классов опасности по санитарной классификации), и стоят они недешево. Соответственно, необходимо заранее спланировать проведение оценки риска (на этапе заключения договора и составления технического задания), а также заложить стоимость работ в смету.

Нужна ли оценка риска?

Согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 проекты СЗЗ для объектов I и II классов опасности должны включать в себя материалы оценки риска для здоровья населения:

Извлечение
из СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03

3.12. Размеры санитарно-защитной зоны для проектируемых, реконструируемых и действующих промышленных объектов и производств устанавливаются на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.) по разработанным в установленном порядке методикам, с оценкой риска здоровью для промышленных объектов и производств I и II классов опасности (расчетная санитарно-защитная зона).

При этом есть исключения:

Извлечение
из СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03

4.2. Установление, изменение размеров установленных санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляется Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации на основании:
– предварительного заключения Управления Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации;
– действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;
– экспертизы проекта санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.), выполненной аккредитованными организациями;
– оценки риска здоровью населения. В случае, если расстояние от границы промышленного объекта, производства или иного объекта в 2 раза и более превышает нормативную (ориентировочную) санитарно-защитную зону до границы нормируемых территорий, выполнение работ по оценке риска для здоровья населения нецелесообразно.
Исключить выполнение работ по оценке риска для здоровья населения для животноводческих и птицеводческих предприятий.
Исключить выполнение работ по оценке риска для здоровья населения для кладбищ.

Как видим, если соблюдены дополнительные условия, приведенные в п. 4.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, о расстоянии от границы объекта до границы нормируемых территорий, проведение оценки риска даже для объектов высоких классов опасности не является необходимым. К нормируемым территориям относятся жилая застройка, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев, домов отдыха, стационарных лечебно-профилактических учреждений, садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных садово-огородных участков.

В чем противоречия СанПиН и Правил?

С принятием Правил единодушное мнение о необходимости проведения оценки риска у экспертов и инспекторов пошатнулось. Причина этому — неоднозначность требования п. 16 Правил:

Извлечение
из Правил

16. Проект санитарно-защитной зоны содержит:
а) сведения о размерах санитарно-защитной зоны;
б) сведения о границах санитарно-защитной зоны (наименования административно-территориальных единиц и графическое описание местоположения границ такой зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости, в том числе в электронном виде);
в) обоснование размеров и границ санитарно-защитной зоны в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе с учетом расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, физического воздействия на атмосферный воздух и оценки риска для здоровья человека;
г) перечень ограничений использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитной зоны, в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил;
д) обоснование возможности использования земельных участков для целей, указанных в подпункте «б» пункта 5 настоящих Правил, в том числе с учетом расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух и оценки риска для здоровья человека (в случае, если в проекте не предусмотрено установление таких ограничений использования земельных участков).

Как видно из данного пункта, проект СЗЗ должен содержать обоснование размеров и границ СЗЗ с учетом расчетов рассеивания и оценки риска для здоровья человека, т.е. никаких исключений и даже никаких ссылок на действующее законодательство.

Все это привело к тому, что в ряде случаев оценка риска считается необходимой к проведению не только для объектов I и II классов опасности, расположенных рядом с жилой застройкой, но в принципе для всех объектов любых классов опасности.

В связи с вышеизложенным возникает вопрос о приоритете применения одного из упомянутых нормативных правовых актов.

Проекты СЗЗ разрабатываются на основании:

• Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 № 222 (в ред. от 21.12.2018; далее — Правила);

Выделено автором.

Здесь и далее выделено автором.

Выделено автором.

Санитарно-защитная зона: кому необходима, а кому нет

Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания <…>, а также для объектов I-III классов опасности, разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны.

Источник: СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»
Не устанавливаются размеры и границы санитарно-защитных зон для действующих промышленных предприятий,

  • для которых уже была установлена СЗЗ на основании ранее действовавших нормативных документов;
  • если расстояния от границы территории промышленной площадки предприятий до нормируемых территорий составляет ориентировочный размер СЗЗ для указанного класса объекта (по классификации СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03) или превышает его. Для подтверждения соответствия ориентировочного размера СЗЗ предприятие должно иметь ситуационный план с границами промышленной площадки, нанесенными границами ориентировочной СЗЗ по периметру промплощадки. На территории ориентировочной СЗЗ не должно быть жилой застройки и других объектов с нормируемыми показателями качества среды обитания (школы, детские сады и др.).
  • которые в течение последних 5 лет работают стабильно, без увеличения мощности, количества источников выбросов в атмосферный воздух и объемов выбросов загрязняющих веществ атмосферный воздух, без изменения технологических процессов, при отсутствии обращений населения на загрязнение атмосферного воздуха физического воздействия на атмосферный воздух;
  • которые расположены на удалении от нормируемых территорий на 10 и более км, при условии, что в радиусе 1000 метров от границы территории объекта отсутствуют родовые угодья коренных малочисленных народов, другие нормируемые территории, перспективная жилая застройка не будет приближаться к границе ориентировочной санитарно-защитной зоны предприятия в соответствии с генеральным планом развития городского или сельского поселения.

При размещении объектов малого бизнеса, относящихся к V классу опасности, в условиях сложившейся градостроительной ситуации, при невозможности соблюдения размеров ориентировочной СЗЗ, необходимо обоснование размещения таких объектов ориентировочными расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха и акустическим расчетами. Проект обоснования санитарно-защитной зоны не разрабатывается, натурные исследования атмосферного воздуха и измерения уровней шума не проводятся.

Для действующих объектов малого бизнеса V класса опасности в качестве обоснования их размещения используются данные исследований атмосферного воздуха и измерений физического воздействия на атмосферный воздух, полученные в рамках проведения надзорных мероприятий. Проект организации санитарно-защитной зоны не разрабатывается.
Для размещения микропредприятий малого бизнеса с количеством работающих не более 15 человек, необходимо уведомление от юридического лица или индивидуального предпринимателя о соблюдении действующих санитарно-гигиенических требований и нормативов на границе жилой застройки. Подтверждением являются результаты натурных исследований атмосферного воздуха и измерений уровней физического воздействия на атмосферный воздух в рамках проведения надзорных мероприятий.
Для предприятий I, II и III классов опасности при установлении санитарно-защитных зон отменено проведение не менее чем годовых натурных исследований атмосферного воздуха и измерений уровней физического воздействия на атмосферный воздух на границе санитарно-защитных зон.
Подтверждением соблюдения гигиенических нормативов на границе санитарно-защитной зоны, жилой застройки и других нормируемых территорий являются результаты натурных исследований атмосферного воздуха и измерений уровней физического воздействия на атмосферный воздух в рамках проведения надзорных мероприятий, а также данные производственного контроля.
Принято решение об исключении выполнения работ по оценке риска здоровью населения для животноводческих и птицеводческих предприятий, а также для кладбищ, после сопоставления размеров и границ СЗЗ объектов и производств, полученных расчетным путем и результатами работ по оценке риска.
Исключено выполнение работ по оценке риска здоровью населения для промышленных объектов и производств, расстояние от границы территории которых в 2 и более раза превышает нормативную (ориентировочную) санитарно-защитную зону до границы нормируемых территорий.
Источник: Письмо Роспотребнадзора от 22.11.2010 n 01/16400-0-32 «О разъяснении изменений n 3 в СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03″

Видео: Замеры воздуха на границе санитарно-защитной зоны завода «Пларус» из-за жалоб населения

Остались вопросы по статье?

Задать вопрос, который не раскрыт в статье, или получить коммерческое предложение на подготовку проекта СЗЗ можно обратившись по почте office@ecolusspb.ru или по номеру 8-800-500-81-25.

Журнал «Анализ риска здоровью»

Вниманию подписчиков журнала!

В связи с прекращением деятельности «Межрегионального Агентства Подписки» (МАП), просим всех, оформивших подписку через подписные каталоги МАП, срочно связаться с редакцией журнала по электронной почте: journalfcrisk.ru Просим сообщить свои официальные почтовые адреса для отправки второго и последующего номеров журнала «Анализ риска здоровью» за 2019 год.

Уважаемые читатели!

Имею честь представить вам научно-практический журнал «Анализ риска здоровью», который задуман как средство системного и оперативного распространения информации о новых научных разработках в области оценки и управления рисками здоровью населения, положительном опыте решения практических задач обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации с использованием международно признанной методологии анализа риска.

Основными направлениями публикаций являются вопросы теории, методологии и практики оценки и управления внешнесредовыми, производственными, социальными и иными рисками для здоровья населения; современные методы социально-гигиенического мониторинга и оценки экспозиции химических, биологических, физических и иных факторов; проблемы и перспективы анализ факторов; проблемы и перспективы анализа риска в контрольно-надзорной деятельности, санитарно-эпидемиологическом нормировании, экспертизе.

Журнал публикует статьи по смежным вопросам: аналитическим методам идентификации факторов опасности различной природы, современным подходам к ранней диагностике нарушений здоровья под воздействием вредных факторов среды обитания, методам математического моделирования и прогнозирования явлений и процессов, программным разработкам и т.п.

Целевой аудиторией журнала являются специалисты научных организаций и практической службы системы Роспотребнадзора, ряда министерств и ведомств, научно-исследовательских организаций Российской академии медицинских наук, работники промышленных предприятий, коммунальной сферы, обеспечивающие соблюдение требований гигиены и эпидемиологии в народном хозяйстве, работники муниципального и государственного управления, студенты, аспиранты, представители гражданского общества.

Издание дополняет уже получившие признание журналы «Гигиена и санитария», «Здравоохранение России», «Здоровье населения и среда обитания» и другие.

Приглашаем всех заинтересованных лиц к сотрудничеству и надеемся, что научно-практический журнал «Анализ риска здоровью» будет интересен и полезен широкому кругу учёных и специалистов в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей в Российской Федерации.

Г.Г. Онищенко,
главный редактор журнала
«Анализ риска здоровью»
Академик Российской академии наук,
доктор медицинских наук, профессор.

Проведение оценки риска для здоровья населения для объекта

Материал прочитан 6337 раз и оценен5 17.08.2018

Вопрос: В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 222 (далее Постановление) от 03.03.2018 г. для площадки был разработан проект санитарно-защитной зоны.
Согласно п. 3.12. СанПиН 2.2.1/2.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»:»Размеры санитарно-защитной зоны для проектируемых, реконструируемых и действующих промышленных объектов и производств устанавливаются на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.) по разработанным в установленном порядке методикам, с оценкой риска здоровью для промышленных объектов и производств I и II классов опасности (расчетная санитарно-защитная зона).»
В границы нормативной санитарно-защитной зоны объекты с повышенными санитарно-гигиеническими требованиями к качеству атмосферного воздуха не попадают.
Было выдано экспертное заключение.
Управлением Роспотребнадзора по Ульяновской области было отказано в предоставлении государственной услуги по выдаче санитарно-эпидемиологического заключения на проект СЗЗ из-за отсутствия сведений об оценки риска для здоровья населения.
Просим Вас разъяснить необходимо ли для получения положительного санитарно-эпидемиологического заключения проведение оценки риска для здоровья населения для нашего объекта.
Отвечает эксперт журнала «Экология производства», ведущий юрист ООО «Центр правовой экологии», В.А.Алымова
Согласно п. 3 «Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон», утв. Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 г. № 222 (далее – Правила, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 г. № 222):
в случае если до дня вступления в силу данного постановления выданы разрешения на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, в отношении которых подлежат установлению или изменению санитарно-защитные зоны, застройщики до ввода объектов в эксплуатацию обязаны представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении (изменении) санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил, утвержденных данным постановлением, в срок не более одного года со дня вступления в силу данного постановления.
.
В соответствии с п. 6 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 г. № 222:
при планировании строительства или реконструкции объекта застройщик не позднее чем за 30 дней до дня направления в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации заявления о выдаче разрешения на строительство представляет в уполномоченный орган заявление об установлении или изменении санитарно-защитной зоны.
Состав материалов, представляемых совместно с заявлением об установлении или изменении СЗЗ, предусмотрен в п. 14 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 г. № 222, согласно которому:
к заявлению об установлении или изменении санитарно-защитной зоны прилагаются:
а) проект санитарно-защитной зоны;
б) экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарно-защитной зоны.
В свою очередь, в соответствии с п. 16 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 г. № 222:
проект санитарно-защитной зоны содержит :
— обоснование размеров и границ санитарно-защитной зоны в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе с учетом расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, физического воздействия на атмосферный воздух и оценки риска для здоровья человека;
— обоснование возможности использования земельных участков для целей, указанных в подпункте «б» пункта 5 данных Правил, в том числе с учетом расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух и оценки риска для здоровья человека (в случае, если в проекте не предусмотрено установление таких ограничений использования земельных участков).
Таким образом, обоснование размеров и границ санитарно-защитной зоны, которое должно содержаться в проекте СЗЗ и является его составной частью, осуществляется в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
При этом обоснование размеров и границ санитарно-защитной зоны осуществляется с учетом:
— расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, физического воздействия на атмосферный воздух;
— оценки риска для здоровья человека.
Однако Правила, утв. Постановления Правительства РФ от 03.03.2018 г. № 222, не указывают, при обосновании размеров санитарно-защитных зон каких объектов должна проводиться оценка риска для здоровья человека.
Вместе с тем, как указано выше, необходимо учитывать, что обоснование размеров и границ СЗЗ, включаемое в проект СЗЗ, осуществляется в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
При этом в соответствии с п. 3.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 :
размеры санитарно-защитной зоны для проектируемых, реконструируемых и действующих промышленных объектов и производств устанавливаются на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.) по разработанным в установленном порядке методикам, с оценкой риска здоровью для промышленных объектов и производств I и II классов опасности (расчетная санитарно-защитная зона).
Согласно абз. 6 п. 4.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03:
в случае, если расстояние от границы промышленного объекта, производства или иного объекта в 2 раза и более превышает нормативную (ориентировочную) санитарно-защитную зону до границы нормируемых территорий, выполнение работ по оценке риска для здоровья населения нецелесообразно.
Следует отметить, что положения СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03:
— предусматривают необходимость проведения оценка риска здоровью человека при обосновании размеров СЗЗ, проектируемой в отношении объектов I и II классов опасности;
— не предусматривают необходимость проведения оценка риска здоровью человека при обосновании размеров СЗЗ, проектируемой в отношении объектов III, IV и V классов опасности;
— указывают на нецелесообразность выполнения работ по оценке риска для здоровья населения в случае, если расстояние от границы промышленного объекта, производства или иного объекта в 2 раза и более превышает нормативную (ориентировочную) санитарно-защитную зону до границы нормируемых территорий.
Важно обратить внимание, что ни положениями Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 г. № 222, ни положениями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 не предусмотрена возможность непроведения оценки риска для здоровья человека в случае, если в границы нормативной санитарно-защитной зоны не попадают нормируемые территории (территории с нормируемыми показателями качества среды обитания человека).
Больше ответов на ваши вопросы на сайте ecovopros.ru
Чтобы добавить комментарий, надо зарегистрироваться

Источник новости: ecovopros.ru Для того, чтобы добавить новость, необходимо зарегистрироваться

Еще 5 новостей по теме «Экологический контроль»

Агрохимикаты предлагают хранить в морских портах Хранение агрохимикатов могут разрешить на территориях морских портов в непосредственной близости от береговой линии. Законопроект об этом Госдума планирует рассмотреть в первом чтении на одном из пле… Водоканалы будут реже признавать нарушителями экологииВодоканалы будут реже наказывать за вред природе. На это направлен законопроект, внесенный в Госдуму группой депутатов. Поправки вносятся в закон о водоснабжении и водоотведении и ряд других. Они п… Разъяснения Минприроды России по вопросу внесения квартальных авансовых платежейВ частности, запрос касался применения способов определения размера квартального авансового платежа для каждого вида негативного воздействия на окружающую среду, за которое взимается плата. Запро… О продлении действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)Указ Президента РФ от 28.04.2020 N 294 «О продлении действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Ф… Внесены изменения в организацию надзора в области рыболовстваНа официальном интернет-портале правовой информации опубликован Федеральный закон от 24.04.2020 N 146-ФЗ «О внесении изменения в статью 43_2 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биол…

Другие новости за 17.08.2018

Разработан проект постановления об утверждении требований к содержанию территорий населенных местРоспотребнадзором разработан проект, которым предлагается утвердить новые санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию… Переоформление лицензий при изменении наименования лицензируемого вида деятельности: необходимость корректировки должна определяться актом, вносящим измененияС 30 июля текущего года вступили в силу изменения в Федеральный закон от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон № 99-ФЗ). Теперь законо… Минфин России разъяснил, можно ли отнести к лому и отходам цветных металлов те, в которых есть драгоценные металлыЛом и отходы металлов, в которых содержится в качестве основного компонента медь и в незначительном количестве драгоценные металлы, могут быть отнесены к лому и отходам цветных металл… Куда разрешается сброс сточных вод при отсутствии водного объекта вблизи предприятия и как это будет нормироватьсяВопрос: В процессе производственного цикла образуется сточная вода от предприятия: производственная, хозяйственно — бытовая и ливневая, которые проходят процесс предварительной очистки. Куда раз… Разработан законопроект о стимулировании вовлечения в промышленное освоение «трудноизвлекаемой» нефтиМинприроды России разработало поправки в Закон «О недрах», предусматривающие возможность создания и эксплуатации полигонов разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлек…

АНО ДПО «Новгородский Учебно-деловой центр предпринимательства и малого бизнеса»

Какие организации проводят оценку профессионального риска здоровья работников
#вопросы_ответы@ohranatruda53
Подскажите, какие организации в России проводят оценку профессионального риска здоровья работников. Роспотребнадзор выдал предписание (по шуму) и ссылается на п. 3.2.6 СанПиН 2.2.4.3359–16.
Обязаны ли мы провести оценку риска здоровью работающих и подтвердить приемлемый риск? Документ обязателен для исполнения? Прокомментируйте.
Руководитель службы охраны труда на полиграфическом производстве, г. Москва
Проводить оценку профессионального риска здоровью работающих имеют право специалисты Роспотребнадзора, научно-исследовательских организаций и центров медицины труда.
В настоящее время нет нормативных требований, которые устанавливают порядок оценки уровня профессионального риска. Равно как нет нормативных документов, которые обязывают работодателя оплачивать услуги специалистов Роспотребнадзора, научно-исследовательских организаций и центров медицины труда по оценке профессионального риска здоровью работающих согласно методикам и руководствам, которые утверждены Главным государственным санитарным врачом РФ.
Поэтому данное предписание вы выполнять не обязаны.
Обоснование
85
дБА —
предельный уровень шума на рабочем месте
Работодатель обязан информировать работников:
об условиях и охране труда на их рабочих местах;
риске повреждения здоровья;
гарантиях и компенсациях;
средствах индивидуальной защиты (ст. 212 ТК РФ).
Для отдельных отраслей экономики допускается эквивалентный уровень шума на рабочих местах от 80 до 85 дБ.
В случае превышения уровня шума на рабочем месте выше 80 дБА, работодатель должен провести оценку риска здоровью работающих и подтвердить приемлемый риск. Работы в условиях воздействия эквивалентного уровня шума выше 85 дБА не допускаются (п. 3.2.6 СанПиН 2.2.4.3359‑16).
СанПиН — подзаконный нормативный акт. Два федеральных закона — Трудовой кодекс РФ и Закон «О специальной оценке условий труда» — имеют большую юридическую значимость, чем СанПиН, и устанавливают правомерность работы сотрудников на рабочих местах с вредными условиями труда. В частности, на рабочих местах с вредным классом по шуму, т. е. с уровнем шума, который превышает 85 дБА.
Таким образом, вы не нарушаете законодательство, если допускаете сотрудника к работе на рабочих местах с повышенным уровнем шума (выше 85 дБА), административным наказаниям, в т. ч. и со стороны Роспотребнадзора, за это не подлежите.
Контролирующие органы не имеют права накладывать административные наказания за несоблюдение требований СанПиН, которые противоречат требованиям федеральных законов. Спецоценка на данных рабочих местах и есть оценка риска здоровью работающих, как того требует СанПиН.
При вредных условиях труда есть риск повреждения здоровья и чем выше подкласс условий труда, тем больше риск. За наличие этого риска работнику предоставляют соответствующие гарантии и компенсации.
При определении классов условий труда в ходе проведения СОУТ анализируемые требования СанПиН не отражаются (ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).
Классы условий труда определяют по Методике проведения специальной оценки условий труда, утв. приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н. Предписание Роспотребнадзора вы выполнять не обязаны, поскольку:
законодатель не утвердил нормативные требования к порядку оценки уровня профессионального риска работодателем;
нет нормативных документов, которые обязывают работодателя оплачивать услуги специалистов Роспотребнадзора, научно-исследовательских организаций и центров медицины труда по оценке профессионального риска здоровью работающих.
Источник: Электронный журнал «Охрана труда в вопросах и ответах»

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *