Ответственность за контрагента

ФНС: за действия контрагентов второго, третьего и дальнейших звеньев не накажут

На своем сайте ФНС напомнила, что вступил в силу федеральный закон от 18.07.2017 № 163-ФЗ (так называемый закон о необоснованной налоговой выгоде).

Внесенные в НК поправки ограничивают число случаев, когда действия налогоплательщиков расцениваются как недобросовестные. Это основная тема письма ФНС, о котором недавно сообщалось, и в котором налоговым органам поручено исключить формальный подход при выявлении обстоятельств уклонения от уплаты налогов.

В письме отмечается, что в соответствии с новыми нормами НК налогоплательщик, в действиях которого установлен умысел на неуплату налогов или получение необоснованного права на их возмещение, не имеет права на налоговые преференции.

Таким образом, налоговые органы должны доказать, что налогоплательщик умышленно создал условия для неуплаты налогов. Об умышленных действиях налогоплательщика могут свидетельствовать факты подконтрольности контрагентов, согласованности действий участников хозяйственной деятельности и тому подобное.

Кроме того, в НК предусмотрено, что для налогообложения могут быть учтены только сделки, отвечающие следующим критериям: основной целью их совершения не может быть неуплата налога, а сама сделка должна быть выполнена заявленным контрагентом. При несоблюдении хотя бы одного из двух этих обстоятельств налогоплательщику должно быть отказано в праве учитывать расходы и на вычет по НДС в полном объеме.

Также ФНС обращает внимание, что исключена возможность негативных последствий для налогоплательщика за неправомерные действия контрагентов второго, третьего и дальнейших звеньев.

Формальные претензии к контрагентам (нарушение контрагентом налогового законодательства, подписание документов неустановленным лицом и т.п.) сами по себе теперь не являются основаниями для отказа в учете доходов и в вычетах по сделкам. Налоговыми органами должны быть установлены факты, опровергающие реальность сделок.

В письме также даны рекомендации по доказыванию налоговым органом фактов умышленного искажения налогоплательщиками сведений о финансово – хозяйственной деятельности для минимизации налоговых обязательств, напомнила ФНС.

А что, ФНС — молодец! Это надо так хитро придумать — за каких-то несколько лет создать такую систему налогового контроля – где все следят за всеми.

Встроены в систему контроля банки и финансовые компании. Аудиторы и нотариусы получили методику по выявлению неблагополучных клиентов. Юридические и бухгалтерские фирмы тоже обязаны участвовать. Проявлять бдительность — выявлять подозрительных, пресекать незаконные действия и сообщать куда следует. За бездействие — прилетит ответственность.

Но самый гениальный ход – это проверка бизнеса самим же бизнесом!

Речь о проверке потенциальных контрагентов, которая — по новым правилам — стала обязанностью. Причем с суровой платой за неисполнение – 1) обвинение в соучастии и 2) отказ в уменьшении налоговой базы при расчете налогов.

В соответствии с новыми правилами проверки — привычная тактичная должная осмотрительность трансформировалась в жесткий контроль.

Вопрос важный. И статья получилась большая. Разделила ее на две части.

Итак, часть первая.

Проверка контрагента по новым правилам

С 2017 года в налоговом праве действуют антиуклонительные нормы, введенные поправками в Налоговый кодекс общеизвестной статьей 54.1.

Из логики статьи 54.1 Налогового кодекса следуют три основных правила налоговой безопасности:

Первое. Не допускать искажений отчетности. (доказательство отсутствия умысла).

Второе. Подтверждать деловую цель сделки и просчитывать ее экономическую суть. Неуплата налогов не должна быть основной целью действий налогоплательщика.

Третье. Сделка должна быть реальна и исполнена лицом, с которым заключен договор. Или иным лицом, которому было передано обязательство по договору или закону.

Первые два правила по сути это отказ от агрессивных схем минимизации. Налоговая оптимизация – как цель вне закона!

А третье правило направлено на то, чтобы пресечь взаимодействие бизнеса с фирмами- однодневками и «техническими» посредниками.

Поэтому вопрос коммерческой осмотрительности в выборе контрагентов актуален и важен. И до заключения договора, и в ходе его исполнения — нужно четко понимать с кем компания имеет дело и как это отразится на ее налоговой судьбе. И, конечно, запасаться неопровержимыми доказательствами предпринимаемой осмотрительности и осторожности. И простым сбором досье уже не обойтись.

Знаю, что некоторые компании не заморачиваются и поразительно спокойны в этом плане: запрашивают у потенциального контрагента (или готовят сами) пакет из учредительных и регистрационных документов, в лучшем случае поручают бухгалтеру заполнить небольшую анкету контрагента – и хранят так называемое досье на случай проверки.

Создание видимости проверки в современных реалиях потеряло всякий смысл. ФНС неоднократно комментировала это: истребование у контрагента регистрационных документов носит справочный характер и не указывает на принятие мер разумной осмотрительности. Одно из писем ФНС — от 18 мая 2918 г. № ЕД-4-2/9521@.

Цель проверки контрагента по новым правилам: проверить и понять, что перед вами – добросовестный бизнес. Обеспокоиться не только тем, уплачивает ли контрагент налоги, но и по ряду критериев убедиться в том, что сотрудничество с ним не влечет для вашей компании глубоких разочарований и рисков в виде негативных налоговых последствий.

Проверка контрагентов по новым правилам превратилась в беспокойную аналитическую работу. В которой выделяются этапы, цель которых — «обеспечить-проверить-подтвердить»:

Этап 1. Проверить деловую репутацию и благонадежность.

Этап 2. Убедиться в достаточности ресурсной базы и оценить риск неисполнения обязательств по договору.

Этап 3. Дать оценку коммерческого преимущества контрагента.

Этап 4. Составить грамотный договор. С гарантиями и условием возмещения убытков.

Этап 5. Обеспечить исполнение договора, отслеживать ход процесса и подтвердить результат.

Этап 6. Собрать документы.

Этап 1. Изучаем контрагента

Как правило, выбирая контрагента — исполнителя, компания с большой долей вероятности понимает, что за поставщик перед ней и стоит ли идти на риск.

Есть разные категории контрагентов, к ним разный подход и разный объем доказательств их благонадежности.

Есть мелкие неопасные компании — поставщики – за воду, канцтовары. Вряд ли кто оспорит сделку с ними. Есть крепкие госкомпании – монополисты с безупречной репутацией. На них тоже не стоит тратить время. Их проверка на добросовестность по сути формальна.

Есть и крепкие партнеры, с которыми вы работаете не один десяток лет. Здесь стоит подстраховаться. Мало ли что.

И, конечно, особое внимание требуется при выборе новых настойчивых незнакомцев – потенциальных контрагентов, «темных лошадок».

Для начала стоит пробежаться по признакам компаний-однодневок. Симптомы «однодневок» — давно не новость. О них в приказе ФНС от 30 мая 2007 г. № ММ-3-6/333 и письме ФНС от 10 июля 2018 г. № ЕД-4-15/13247. Письмо ФНС утратило силу в части указания аннулирования налоговых деклараций, но перечень порочных признаков – актуален и сейчас.

Под ряд подозрительных критериев могут попасть совершенно обычные компании. Важно взвешенно оценить данные о контрагенте и – главное — свои риски.

Даже при реальной сделке — недобросовестность контрагента может повлечь негативный результат проверки. Поэтому собираем доказательства, что контрагент добропорядочен, договороспособен и ему можно доверять.

Сведения из официальных источников

Советую необходимые для проверки контрагента документы не запрашивать, а получать самостоятельно из официальных источников в Интернете.

Какие сведения добываем в первую очередь:

  • электронную выписку из ЕГРЮЛ/ЕГРИП. На сайте ФНС масса других полезных сервисов – о налоговой задолженности, о дисквалифицированных лицах, о массовости адресов, учредителей и руководителей. Чем компания старше – тем больше вероятность, что она добросовестна;
  • наличие непогашенных задолженностей по исполнительным листам в банке данных исполнительных производств http://fssprus.ru/iss/ip/;
  • судебные споры контрагента в картотеке арбитражных дел http://kad.arbitr.ru/;
  • актуальность нотариальной доверенности представителя (в случае подписания договора доверенным лицом) на сайте Федеральной нотариальной палаты (http://reestr-dover.ru/;
  • лицензии — на сайтах соответствующих лицензирующих органов (например, Росалкогольрегулирования — http://www.fsrar.ru/licens/reestr);
  • для проверки российского паспорта лица, подписывающего договор – на сайте ГУ по вопросам миграции МВД России (http://сервисы.гувм.мвд.рф/info-service.htm?sid=2000,
  • база заключенных госконтрактов – если контрагент в ней есть – это хороший знак.

Еще один полезный сайт – сайт Генеральной прокуратуры . Там можно поизучать план проверок, получить сведения о фактическом месторасположении компаний, о выявленных нарушениях, о проведенных проверках и другую информацию.

Еще мне нравятся удобные проверочные сервисы: Контур, Сервис моментальной проверки , Мое дело, Такском-Досье.

Запрос документов у потенциального контрагента

Кроме сведений из открытых источников запросите у контрагента документы, которые самостоятельно получить не можете:

  • копию устава, чтобы убедиться в полномочиях руководителя или их ограничениях.
  • приказ о назначении директора. Обратите внимание на срок полномочий директора и актуальность сведений в выписке из ЕГРЮЛ
  • доверенность на представление интересов компании (если договор подписывается по доверенности);
  • копию паспорта директора,
  • справку о постановке на налоговый учет, справку из Росстата.
  • решение об одобрении крупной сделки или письмо о том, что сделка не является крупной;
  • копии лицензий, выписку из реестра СРО ( если вид деятельности попадает под соответствующие требования законодательства);
  • сведения о банковских реквизитах. Чем выше рейтинг банка, в котором его счет- тем вам спокойнее. Банки тоже проверяют своих клиентов.
  • бухгалтерскую, налоговую, статистическую отчетность. Лучше за 2-3 года.

Объем доказательств проявления осмотрительности и осторожности ничем не ограничен. Быть может только принципом разумной достаточности.)) Без фанатизма.))

Чем больше соберете документов – тем вернее примете решение. И тем меньше ваш риск.

Состав доказательств может зависеть от вида сделок и особенностей бизнеса. К примеру, при покупке дорогостоящей недвижимости целесообразно отследить все предыдущие с ней сделки по данным Росреестра.

Интернет-поиск

Проверьте деловую репутацию потенциального контрагента в сети Интернет:

  1. Забейте название компании, ФИО ее директора в поисковик и посмотрите, в каком контексте они упоминаются. Прошерстите на предмет любой информации: упоминания в СМИ, участие в тендерах, судебных разбирательствах… Распечатайте – и сохраните.
  2. Внимательно изучите сайт контрагента. Сделайте экранные копии Интернет-страниц – главную, страничку контактов, отзывы клиентов, копии лицензий, прайсы (фрагменты), ответы-вопросы, реклама… Проставьте дату.

Не полагайтесь, что сможете распечатать в любой момент при проверке. К моменту проверки можете не успеть — контрагент может исчезнуть, не заплатить за хостинг, провайдер может продать его сайт.

Неработающая страница, устаревшая информация, отсутствие рекламы – тревожные признаки.

Если сайта у контрагента нет – это плохой знак. В наше время? Нет сайта? И лендинга нет? Бизнес-страничка в соцсетях может? Или реклама?

Предвижу резонный вопрос проверяющих: как вы его нашли? Из каких публичных источников о нем узнали? Он – о вас? Или вы – о нем? – Соберите такие данные. Как познакомились (физически)? Встречались или нет?

Если сведения личные и не хочется их раскрывать — продумайте вариант знакомства на специализированной выставке, не предусматривающей регистрацию участников. Но эта выставка должна реально состояться (тема, город, дата) — эти данные проверяемы. Ответы вашего контрагента на подобные вопросы должны совпадать с вашими ответами.

И немаловажно: зафиксируйте контактные данные для связи с должностными лицами — их телефоны, адрес электронной почты. Сохраните деловую переписку.

И еще. Все полученные данные и сведения советую фиксировать на бумаге или дополнительно хранить в электронном виде. С проставленной датой. Чтобы не забыть по прошествии времени и не потерять. Меняются персонажи, забываются многие темы — поэтому все документы должны быть здесь! и сейчас!

И еще одна новость! 9 ноября 2018 г. ФНС порадовала еще одним полезным сервисом для проверки контрагента. Да еще в онлайн режиме! В сервис по ссылке https://service.nalog.ru/regmon вводится свой адрес электронной почты и оформляется запрос на получение информации обо всех регистрационных действиях интересующего вас контрагента ( по ИНН) . И на указанный e-mail будут приходить уведомления. Причем достаточно быстро — не позднее следующего рабочего дня. Удобно отслеживать все изменения — смену адреса, директора и другие — по всем своим партнерам.

Этап 2. Оценка потенциала контрагента и риска неисполнения им обязательств по договору

Цель : понять — каким образом и за счет каких ресурсов контрагент сможет исполнить договор.

Для анализа наличия и достаточности ресурсной базы контрагента:

1. Запрашиваем бухгалтерскую и налоговую отчетность. Оцениваем финансовую состоятельность контрагента- какие активы на балансе, что с обязательствами. Бизнес растет или стагнирует? Уточняем – что в собственности, что в аренде, лизинг – на какой срок. Интересует все — производственные мощности, служебные помещения –складские, офисные, торговые — технологическое оборудование, оборудование, транспорт.

2. Выясняем особенности работы и технологического процесса – откуда поставки, есть ли импорт, кто основные поставщики, кто покупатели, есть ли экспорт. Транспортное обеспечение – за чей счет.

3. Привлекаются ли соисполнители. По какой причине — например, недостаток производственных мощностей, ограниченный автопарк, отсутствие квалифицированного персонала. Прочность и долгосрочность деловых связей с ними. Как вы проверяете их деловую репутацию.

4. Есть ли штатные сотрудники, квалифицированный персонал. Какие данные в справке о среднесписочной численности.

5. Информация о наличии опыта исполнения договоров подобного рода. Есть ли отзывы и рекомендации от прежних партнеров, как исполнены договоры и какие результаты достигнуты. Были ли претензии и споры.

Для оценки фактической дееспособности контрагента и достаточности ресурсной базы налоговики советуют посетить офис потенциального контрагента, а также его торговые площадки, производственные и складские помещения. С осмотрами подобного рода я не встречалась. Как правило — данных насторожиться и отклонить контрагента по подозрительным признакам – хватает и без этого. Но отрицать не буду – видимо да, это действенно. Фотофиксацию в этом случае – если пойдете на осмотр — сохраните.

Само по себе отсутствие склада, транспорта не означает нереальности сделок – например, перепродажей товаров можно заниматься и без них. Но логика любого бизнеса должна присутствовать, внятно разъяснена и вам понятна.

Прокомментирую еще один спорный совет консультантов – может вы очень скрупулезно относитесь к проверке контрагентов ? – пробежаться по 12 критериям назначения выездных налоговых проверок. Яростно спорить не буду, но на практике не встречала, что компания отказалась от сделки из-за того, что у контрагента зарплата ниже средней по отрасти, невысокая налоговая нагрузка или превышена доля вычетов по НДС. Насторожить да, должно. Это индикаторы проверки. Но много ли найдется компаний, у которых по всем 12 критериям отбора на проверку – полный порядок?

Если вы не видите показателей отчетности компании и не можете оценить ее потенциал, если контрагент не хочет представлять документы и уклоняется от пояснений — с таким контрагентом лучше не работать!

Как видим, на бизнес возложена полноценная ревизионная функция. Подозрительный контрагент – вне закона. Договор с ним заключать опасно. Сама бизнес — среда отправит его в коммерческий бан.

Этап 3. Оценка коммерческого преимущества

В крупных компаниях работает система закупок или тендеров. Именно система. В средних и мелких – как правило – все гораздо проще. Контрагента выбирают по приемлемым ценовым показателям и по удобным условиям работы.

Но налоговую будут интересовать вопросы, к которым надо быть готовым. Проведен ли мониторинг рынка аналогичных товаров (работ, услуг), анализ других вариантов: в чем преимущества выбранного контрагента? По каким критериям он выбран? Как происходила процедура выбора? Конкурс, тендер?

Еще такие на такие вопросы готовьте ответы: Кто подбирает контрагентов? Участвует ли учредитель в процессе выбора? Как происходит общение? Где заключен договор «физически» ( вы к ним, или они к вам)? Знакомы ли лично руководители? Как он выглядел? Блондин он?

Каков порядок корпоративного одобрения сделок? Как организована в компании работа по проверке и выбору контрагента? Кто ответственный за сбор документов, что с процедурой согласования и утверждения внутри компании.

Об этом два письма ФНС от 23 марта 2017 г. № ЕД-5-9/547@ и от 12 мая 2017 г. № АС-4-2/8872. Первое письмо- указание ФНС налоговикам – какие документы у компаний запрашивать и какие вопросы задавать. Второе – как компаниям провести самооценку рисков при выборе контрагентов.

Зачастую на практике – как правило, в малых и средних компаниях- выбором контрагента и заключением договора с ним, занимаются специалисты – ответственные за закупку, а оформление документации полностью — или в большей ее части – это зона ответственности бухгалтера.

Нередко бывает, что документы оформляются постфактум, когда вопрос о выборе контрагента уже решен. И бухгалтер расценивает эту обязанность как дополнительную нагрузку, формально «для галочки», по сути ничего не решая, а «маскируя» сделку документами. Если в вашей компании дела обстоят именно так — вы сильно рискуете.

Как переломить эту практику? Как перезагрузить сознание директора?

К сожалению, не все руководители принимают меры. Несмотря на факты полного разорения компаний после выездных проверок и суровые судебные решения о субсидиарной ответственности должностных лиц.

Систематизировать эту работу поможет Регламент проверки контрагентов и выбора исполнителя договора. Этот локальный нормативный акт регулирует порядок проведения проверок по категориям контрагентов. Определяет алгоритм действий ответственных лиц, движения документов, процедуры их анализа, согласования, выбора контрагента. По результатам проверки формируется отчет и подшивается в досье контрагента.

Будьте уверены, что, если работа по проверке контрагента проведена грамотно и основательно – ее результат не оставит налоговой шансов усомниться в достаточности мер и разумности ваших действий. И обезопасит ваш бизнес от случайных партнеров, рисков и потерь.

И да, на проверку контрагента и оценку рисков придется потратить и время, и силы сотрудников. Это большая планомерная работа. Но есть огромный плюс — вы будете понимать, что этот риск минимален.

А продолжение следует…

Подписывайтесь, обещаю в скором времени залить вторую часть статьи.

Обсудим этапы 4, 5 и 6 : какие налоговые оговорки следует включить в договор с контрагентом, чтобы снизить свои риски. Как отследить и зафиксировать фактическое исполнение договора. Как действовать в случае проведения проверки контрагента. И по арбитражной практике пробежимся по теме.

А пока вам удачи! Надежных партнеров! И до скорой встречи!

«Должная осмотрительность» при выборе контрагента. Что изменилось с появлением в НК РФ в 2017 году ст. 54.1?

Инна Тимошенко

Ведущий юрист ООО «Сибирская Юридическая Компания»

специально для ГАРАНТ.РУ

Понятие «должной осмотрительности» введено в налоговую практику Постановлением Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» (далее – Постановление № 53). Несмотря на то, что четкого понятия «должной осмотрительности» не содержит ни указанное постановление, ни какой-либо другой источник права, «должная осмотрительность» активно использовалась налоговыми органами и судами в случаях, когда речь шла об обоснованности вычета по НДС и включении расходов в состав затрат при расчете налога на прибыль.

В Постановлении № 53 проявление «должной осмотрительности» рассматривается как один из критериев отсутствия получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.

На практике под проявлением «должной осмотрительности и осторожности» понимается использование налогоплательщиком всех доступных ему возможностей для получения и проверки информации о контрагенте.

Быстро оценить благонадежность контрагента, проанализировать перспективы сотрудничества и свести к минимуму финансовые, налоговые и репутационные риски поможет «Экспресс проверка» в составе информационно-правового обеспечения ГАРАНТ.

Оставить заявку

В августе 2017 года была введена в действие ст. 54.1 Налогового кодекса, в определенной степени изменившая подход к методам проверки и оценки добросовестности налогоплательщика.

При этом в рекомендациях ФНС России по применению ст. 54.1 НК РФ было указано, что новая статья не кодифицирует правила, сформулированные правоприменительной практикой, в частности, содержащиеся в Постановлении № 53, а представляет собой новый подход к проблеме злоупотребления налогоплательщиком своими правами с учетом основных аспектов сформированной до этого судебной практики (письмо ФНС России от 31 октября 2017 г. № ЕД-4-9/22123@).

ФНС России рядом писем по разъяснению применения ст. 54.1 НК РФ указала налоговым органам и налогоплательщикам на то, что:

  • в ст. 54.1 НК РФ перечислены конкретные действия налогоплательщика, которые признаются злоупотреблением и определены условия, которые должны быть им соблюдены для возможности учесть расходы и заявить налоговые вычеты по имевшим место сделкам;
  • формальные претензии к контрагентам при отсутствии фактов, опровергающих реальность совершения контрагентом сделок, не являются самостоятельным основанием для отказа в учете расходов и в налоговых вычетах по сделкам;
  • ст. 54.1 НК РФ не содержит понятие «непроявление должной осмотрительности»;
  • ст. 54.1 НК РФ не предусматривает для налогоплательщика негативные последствия за неправомерные действия контрагентов второго, третьего и последующих звеньев;
  • при проведении налоговых проверок после введения ст. 54.1 НК РФ не должны применяться понятия, отраженные в Постановлении № 53, включая понятие «должной осмотрительности», «недобросовестности налогоплательщика»;
  • при проведении налоговых проверок после введения ст. 54.1 НК РФ налоговые органы должны правильно квалифицировать выявленные обстоятельства, ссылаясь на конкретный пункт указанной статьи (письмо ФНС России от 16 августа 2017 г. № СА-4-7/16152@, письмо ФНС России от 31 октября 2017 г. № ЕД-4-9/22123@). После появления таких разъяснений у отдельных налогоплательщиков закономерно возник вопрос: «А стоит ли теперь так тщательно проверять и оценивать контрагента в целях исключения рисков негативных налоговых последствий при изменившемся подходе, касающемся оценки добросовестности налогоплательщика?»

Отметим, что судебная практика за истекший календарный год со дня введения в действие ст. 54.1 НК РФ практически не дает ответа на этот вопрос, поскольку основной массив налоговых споров по проанализированной практике касается налоговых проверок, проводимых (камеральных) или назначенных (выездных) до августа 2017 года. По таким спорам суды продолжают руководствоваться положениями и понятиями, содержащимися в Постановлении № 53.

Однако ответ на указанный вопрос можно усмотреть из разъяснений ФНС России по отдельным обращениям налогоплательщиков (письмо ФНС России от 28 декабря 2017 г. № ЕД-4-2/26807, письмо ФНС России от 18 мая 2018 г. № ЕД-4-2/9521@). Так, при ответе на вопросы об оценке добросовестности налогоплательщика при проведении налоговых проверок, налоговая служба кроме очередных разъяснений о том, что ранее введенные в практику понятия «должной осмотрительности» и «недобросовестности налогоплательщика» при проведении после вступления в силу ст. 54.1 НК РФ налоговых проверок не применяются, все же со ссылкой на ст. 102 НК РФ указала на размещение с 1 июня 2018 года на официальном сайте ФНС России сведений о деятельности налогоплательщиков в форме открытых данных – о среднесписочной численности работников, об уплаченных организацией суммах налогов и сборов, о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности. Это, по мнению налоговиков, предоставит налогоплательщикам дополнительную возможность оценки рисков при проверке контрагента.

Указанные разъяснения подтверждают, что проверка контрагента и проявление необходимой осмотрительности перед заключением сделки не потеряли своей актуальности, только немного поменяли цель и последствия проверки.

Налогоплательщику стоит, как и ранее, проявлять осмотрительность при выборе контрагента, но не с целью доказать впоследствии налоговому органу или суду сам факт его проверки, а для того, чтобы убедиться, что контрагент является добросовестным лицом, ведет реальную деятельность и с ним можно заключить договор без риска негативных налоговых последствий.

Руководствуясь ст. 54.1 НК РФ, налоговые органы должны будут проверять реальность выполнения сделки контрагентом, поэтому налогоплательщику стоит перед сделкой самостоятельно убедиться, что контрагент располагает необходимыми возможностями и ресурсами для выполнения принятых на себя обязательств по сделке.

Указанная проверка будет полезна и с точки зрения исключения гражданско-правовых рисков по исполнению потенциальным контрагентом договора.

Организовать проверку контрагентов можно путем использования специальных профессиональных программ и сервисов.

Кроме указанных действий, минимизирующих или исключающих и налоговые, и гражданско-правовые риски, рекомендую не пренебрегать и иными, дополнительными способами своей финансовой защиты, а именно, использовать в договорных правоотношениях инструменты гарантий (заверений об обстоятельствах (ст. 431.2 Гражданского кодекса) или возмещения потерь (ст. 406.1 ГК РФ), позволяющие компенсировать понесенные в будущем убытки и (или) потери, связанные с отказом в вычетах по НДС или непринятии в состав расходов соответствующих затрат в связи с недобросовестностью контрагента.

В настоящее время формируется положительная судебная практика по применению таких гражданско-правовых способов защиты от проблемных контрагентов в сфере налоговых правоотношений.

Многие бизнесмены с оптимизмом встретили статью 54.1 НК РФ, когда она вступила в силу. Казалось, она ставит налоговый орган в неудобное положение при доказывании необоснованной налоговой выгоды. Например, в статье чётко оговорены факты, которые сами по себе не могут служить причиной отказа в вычете НДС.

Но судебная практика разрушила надежды на послабление. ФНС и суды легко отказывают в вычетах по НДС со ссылкой на ст. 54.1. Сегодня одна из множества подобных историй.

Налоговая провела выездную проверку «Частной пивоварни «Афанасий». Инспекторы решили, что несколько контрагентов компании — технички и:

  • доначислили НДС — 237 тыс руб;
  • начислили пени — 39,8 тыс руб;
  • уменьшили на 440 тыс руб убыток по налогу на прибыль;
  • увеличили на 1,7 млн руб налоговую базу по налогу на прибыль;
  • уменьшили на 2,1 млн руб остаток неперенесенного убытка по налогу на прибыль.

Компания пошла в суды и проиграла их все. С налоговым органом было трудно спорить. Вот, например, контрагент ООО «Силен», который по документам оказывал пивоварне транспортные услуги, имеет множество изъянов:

  • нет транспорта и персонала, и доказательств того, что Силен арендовала транспортные средства у третьей компании, в материалах дела тоже нет;
  • на запрос документов по взаимоотношениям с пивоварней Силен «отмолчался»;
  • директор — номинал, который руководит ещё 183 организациями;
  • на допрос должностные лица Силен не явились;
  • документы, в том числе счета-фактуры, подписывались людьми, которые не являются руководителями этой компании;
  • налоговую отчётность компания не предоставляет;
  • путевые листы оформлялись небрежно, с разными печатями и т.д.

Первичную документацию, составленную от имени Силен, признали несоответствующей требованиям налогового законодательства, а транспортные услуги — нереальными. Отсюда и доначисление НДС.

Компания заявила о том, что в деле необходимо применить статью 54.1 НК

Компания указала, что подписание первичных документов не директором, а иным лицом не может служить основанием к отказу в вычетах по НДС. Но суд высказался по-своему.

В судебном акте есть следующие слова:

Согласно положениям названной статьи право на вычет НДС может быть реализовано при условии четкой идентификации реального поставщика товара (работы, услуги).

Иными словами, в вычете НДС будет отказано, если компания не докажет, что услуги или работы выполнил именно тот контрагент, который указан в первичных документах.

Это отличает НДС от расходов по налогу на прибыль. Бывает, что инспекция по одной и той же сделке признаёт расходы, но отказывает в вычете НДС. Почему?

Потому, что до вступления в силу ст. 54.1 НК РФ действовал принцип «налоговой реконструкции» в соответствии с которым расходы по налогу на прибыль можно зачесть по реальной сделке, но для вычета НДС одной реальности сделки мало; нужно, чтобы услуги оказал тот контрагент, который указан в первичных документах.

Например, чтобы зачесть расходы по налогу на прибыль, достаточно доказать, что договор транспортировки исполнялся — транспорт реально доставлял товары. Но чтобы по той же самой сделке принять к вычету НДС, нужно доказать, что транспортные услуги выполнял именно тот контрагент, который указан в первичных документах. Без этого доказательства инспекция признает расходы (ведь транспорт действительно доставлял товары, значит, компания потратилась на соответствующие услуги), но в вычете НДС откажет.

Однако с принятием ст.54.1 НК РФ принцип налоговой реконструкции не применяется. Даже при реальности сделки налогоплательщик должен доказать что работы или услуги были выполнены спорным контрагентом или указанным им в договоре третьим лицом.Если не доказать этого, в расходах по налогу на прибыль и в вычетах по НДС будет отказано в полном объёме.

Так как получить вычет по НДС с учётом статьи 54.1 НК?

Нужно запастись доказательствами, что контрагент может исполнить договор.

Например, если выполняются работы на территории компании, то правильным будет попросить у контрагента список сотрудников, которые будут выполнять работы или услуги (пусть не забудет взять у сотрудников согласие на обработку и передачу их персональных данных).

Если заключается договор перевозки, то пусть контрагент предоставит заверенные копии свидетельств о регистрации транспорта, договоры аренды или лизинга.

Не стоит забывать проверять контрагента по открытым источникам, на том же сайте налоговой, например.

Выводы

Судебная практика по статье 54.1 НК РФ позволяет инспекции учесть расходы и применить вычеты по НДС, даже если документы подписаны неустановленным лицом. Однако инспекции и суду надо доказать, что:

  1. Сделка реальна;
  2. Спорные работы (услуги) выполнило именно то лицо, которое указано в договоре.

Если не доказать этого, в праве на вычет по НДС и в расходах по налогу на прибыль будет отказано.

Также, с момента принятия ст. 54.1 НК РФ, по мнению инспекции, не применяется принцип налоговой реконструкции, при котором для того, чтобы учесть затраты по налогу на прибыль, было достаточно доказать что сделка реальная. Для подтверждения реальности сделки и своей добросовестности не забывайте проявлять меры должной осмотрительности.

Проверяем контрагентов на благонадежность: быстро и бесплатно

Михаил Бегунов

Адвокат (Адвокатская палата г. Москвы), управляющий партнер юридической фирмы TAX COMPLIANCE

специально для ГАРАНТ.РУ

Сомнительные контрагенты могут стать основанием для предъявления претензий со стороны налоговых органов. Практика проведения выездных налоговых проверок в рамках ст. 54.1 Налогового кодекса демонстрирует доначисление НДС и налога на прибыль в полном объеме в случае недоказанности реальности выполненной услуги (поставки товаров) и наличия умысла в действиях по формированию сделки исключительно для получения налоговой экономии. Чтобы избежать подобных последствий, стоит при проверке контрагентов использовать критерии, по которым ФНС России оценивает налоговые риски.

Данные о регистрации и полномочиях должностных лиц

Во-первых, необходимо проверить данные о регистрации юридического лица. Сделать это можно по выписке из ЕГРЮЛ, которую можно получить онлайн и бесплатно, зная реквизиты или наименование организации (https://egrul.nalog.ru/index.html). Отсутствие сведений о контрагенте в реестре влечет ничтожность всех заключенных с ним сделок. С налоговой точки зрения это означает признание всех соответствующих расходов необоснованными. Посмотрите, где фактически находится контрагент, не является ли данный адрес массовым – для этого есть реестр адресов массовой регистрации (https://service.nalog.ru/addrfind.do).

Также стоит удостовериться в полномочиях должностных лиц, которые подписывают первичные документы. Здесь важно оценить должностных лиц по критерию массовости, который косвенно может свидетельствовать о номинальности контрагента. Отдельно стоит проверить действительность документов, удостоверяющих личность, у представителей контрагента. Сделать это бесплатно можно по базе недействительных паспортов (сервисы.гумв.мвд.рф/info-service.htm?sid=2000). Проблемы с документами – это не только риск негативных налоговых последствий, но и маркер потенциального мошенничества.

Наличие разрешений и лицензий

Если контрагент занимается деятельностью, для осуществления которой необходимо специальное разрешение (ст. 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»), обязательно проверьте его наличие и действительность. Как правило, проверить наличие лицензии у конкретной организации можно бесплатно на сайте лицензирующих органов (например, в государственном сводном реестре лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, http://fsrar.ru/licens/reestr; на сайте Ространснадзора по каждому вида транспорта можно проверить лицензию с помощью поиска по определенным параметрам, https://rostransnadzor.ru/deyatel-nost/litsenzii).

Речь не только о лицензиях, но и, например, о свидетельствах из саморегулируемых организаций о возможности выполнения строительных работ. Напомню, реестры СРО опубликованы на сайтах ведомств, регулирующих их деятельность. Также обратите внимание на наличие профильного (квалифицированного) персонала для выполнения услуги в заявленных объемах и сроках. Причем у вас должно быть документальное подтверждение этих сведений – запросите соответствующую информацию у контрагента. Отсутствие лицензии или разрешения также может привести к негативным налоговым последствиям – расходы по сделкам с этим контрагентом будут признаны необоснованными.

Деловая репутация

Проверить деловую репутацию контрагента можно на основании информационных ресурсов (сайт компании, СМИ). Так, стоит обратить внимание, есть ли у компании сайт, насколько он актуальный. Поищите отзывы и сообщения в СМИ о контрагенте. Смотрите, в каком контексте упоминается компания, что это за сведения. Так, много информации о судебных спорах и претензиях со стороны контролирующих органов (претензии ФАС России, ФНС России, Роспотребнадзора и т.д.) – повод провести дополнительную проверку контрагента.

Еще один момент – компании, с которыми сотрудничает контрагент, реальные ли это юридические лица, если да – есть ли у них к нему претензии. Также проверьте, есть ли информация о контрагенте на сайтах отраслевых ассоциаций и союзов, членом которых он является. Отсутствие какой-либо информации о компании в общедоступных источниках повышает риск отсутствия у нее реальной деятельности.

Налоговая отчетность

Обязательно стоит проверить исполнение обязательств по уплате налогов и сдаче налоговой отчетности на основании общедоступных информационных ресурсов. Так, есть реестры организаций, которые вероятно не платят налоги, например, ФНС России составляет реестр организаций с номинальными участниками (https://service.nalog.ru/mru.do). Воспользоваться этим сервисом можно бесплатно.

Нахождение в этих реестрах с большой долей вероятности говорит о нарушении налогового законодательства и отсутствии реальной деятельности. Также стоит убедиться в отсутствии сведений о частичной приостановке налоговым органом операций по банковским счетам контрагента.

ФССП России

Обязательный этап проверки контрагента – мониторинг сведений о нем в базе ФССП России. Наличие информации в соответствующем сервисе говорит о том, что компания ведет реальную деятельность. Нужно посмотреть, сколько у контрагента невыполненных обязательств, что это за обязательства. Само по себе наличие долга в базе ФССП России еще не говорит о недобросовестности контрагента, но если таких долгов много, то велика вероятность, что это сомнительная компания.

Судебные споры

Наличие судебных споров с контрагентом, с одной стороны, свидетельствует о правоспособности юридического лица, которая проверяется при рассмотрении дела. С другой стороны, множество судебных исков против компании говорит о неисполненных обязательствах, то есть это повышает риск ее недобросовестности при сотрудничестве. Конечно, стоит проверять как в качестве кого участвует компания в деле (истец, ответчик или третье лицо), так и саму суть спора. Множество исков к компании как к ответчику может говорить о постоянном нарушении обязательств перед контрагентами. Информацию об арбитражных спорах можно найти бесплатно на сайте https://kad.arbitr.ru/.

Бухгалтерская отчетность

Бухгалтерскую отчетность организации можно проверить по соответствующей системе предоставления данных Росстата. Сначала посмотрите, есть ли у контрагента обязанность предоставлять отчетность Росстату в силу закона. Если такая обязанность есть, но компания ее не исполняет, это говорит о нарушении требований законодательства, с большой долей вероятности – о неуплате налогов и сборов и об отсутствии реальной деятельности. К тому же финансовый анализ отчетности позволит проанализировать размер активов контрагента и его деятельность.

Деловая репутация отдельных категорий контрагентов на примере транспортных компаний

В случае заключения договора поставки товаров необходимо проанализировать деловую репутацию транспортной компании (перевозчика) товаров. Стоит проверить сведения о доставке товаров транспортом контрагента с использованием ресурсов «Поток» и «Платон» на федеральных транспортных магистралях.

Заранее согласуйте необходимость предоставления копий товарно-транспортных документов от перевозчика для подтверждения реальности исполнения услуги по поставке товаров в адрес налогоплательщика (покупателя товаров).

Даже если контрагент реальный, и претензии со стороны ФНС России не грозят, информация о деловой репутации транспортной компании может предотвратить заключение договора с ненадежным поставщиком.

Вакансии компании

Помочь в проверке контрагента могут также специализированные сайты для поиска трудовых ресурсов. Можно посмотреть, есть ли информация о компании как соискателе трудовых ресурсов на таких сайтах, как hh.ru, superjob.ru и аналогичных.

Конечно, информацию только на таких сайтах нельзя считать достаточной для оценки благонадежности компании. Тем не менее, регистрация на таких ресурсах зачастую говорит о реальности компании, в том числе можно обратить внимание на наличие активных вакансий, которые свидетельствуют о ведении хозяйственной деятельности.

***

Согласно судебной практике, доначисление недоимки по налогам, а также привлечение к налоговой ответственности является следствием необоснованного уменьшения налоговых обязательств путем перенесения налогового бремени на организации, не осуществляющие реальной финансово-хозяйственной деятельности. Ответственность за это возлагается на проверяемое лицо, поскольку оно не предприняло надлежащие меры по проверке контрагента (Определение Верховного Суда РФ от 15 января 2020 г. № 309-ЭС19-24828 по делу № А76-16015/2018).

Согласно постановлению Арбитражного суда Московского округа от 13 декабря 2019 г. № Ф05-21415/2019, налоговый орган по итогам выездной налоговой проверки начисляет недоимку по налогу на прибыль в размере 32 367 238 руб., НДС – 59 750 151 руб., пени – 22 483 145,75 руб., штраф – 36 662 880 руб., указав, что возникновение неблагоприятных последствий недостаточной осмотрительности в предпринимательской деятельности ложатся на лицо, заключившее такие сделки.

Оценка контрагента по указанным критериям позволит снизить риск заключения сделки с недобросовестными компаниями. Конечно, стоит понимать, что оценивать контрагентов надо на основании совокупности этих данных, причем лучше не пренебрегать какими-то отдельными пунктами. Результаты такой проверки надо сохранить, лучше всего даже сделать отдельные досье по контрагентам и периодически их обновлять. Это будет доказательством проявления должной осмотрительности при возникновении претензий со стороны налоговых органов.

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *