Ответственность за нарушение санитарного законодательства

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИХ НОРМ

№11, 16.01.2018

Юридические науки

Ратахин Никита Витальевич

Ключевые слова: САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА И НОРМЫ; АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ; АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ; САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ НАСЕЛЕНИЯ; SANITARY RULES AND REGULATIONS; ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY; ADMINISTRATIVE OFFENCE; SANITARY-EPIDEMIOLOGICAL WELFARE OF THE POPULATION.

Аннотация: В статье раскрывается состав административного правонарушения, выражающегося в нарушении санитарных правил и норм, анализируются признаки административной ответственности и процедура привлечения к такой ответственности за нарушение требований ФЗ от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» на примере одной из общеобразовательных организаций Республики Хакасия.

Санитарные правила и нормы (сокращенно СанПиН) — это комплекс документов, действие которых направлено на осуществление санитарного контроля в Российской Федерации . При обнаружении нарушений санитарных правил и норм санитарно-эпидемиологическая служба выносит учреждению предупреждение об устранении нарушений, в случае же неисполнения предупреждения на организацию накладывается штраф или выдвигается требование о прекращении деятельности организации, то есть налагаются меры административной ответственности.

Административная ответственность — это вид юридической ответственности, выражающийся в назначении компетентным должностным лицом или исполнительным органом административного наказания физическому или юридическому лицу, совершившему правонарушение .

В качестве признаков административной ответственности традиционно выделяют следующие.

1. Деяние — осознанное поведения лица, которое может выражаться в формах действия и бездействия.
2. Виновность — выражается в умысле, когда лицо осознавало общественную опасность своих действий, и в неосторожности, когда лицо не имело возможности предвидеть общественную опасность своих действий (ст. 2.2 КоАП РФ).
3. Противоправность – признак, указывающий на то, что объект посягательства лица охраняется законом.
4. Антиобщественный характер — лицо посягает на интересы личности, общества, государства (перечень таких интересов указан в ст. 1.2 КоАП РФ).

Виды административной ответственности.

1. Предупреждение. Это выносимое официальное порицание управомоченным органом в письменной форме, установленной законодательством .
2. Административный штраф. Это денежное взыскание, размер которого определяется в статье, устанавливающей ответственность за конкретное правонарушение.
3. Административное приостановление деятельности .

Таким образом, административное правонарушение — это противоправное виновное действие или бездействие юридического или физического лица, за которое устанавливается административная ответственность.

Ст. 6.3 КоАП РФ «Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения» предусматривает административную ответственность за нарушение СанПиНов .

Объектом данного правонарушения являются общественные отношения в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Субъекты данного правонарушения – граждане, индивидуальные предприниматели, должностные лица, юридические лица, на которых лежит обязанность по соблюдению норм и правил, установленных санитарно-эпидемиологической службой. Объективная сторона данного правонарушения выражается форме действий (бездействия), которые повлекли за собой нарушения санитарно-гигиенических норм. Субъективная сторона рассматриваемого деяния выражается умышленной виной соответствующего субъекта.

На примере постановления, выданного санитарно-эпидемиологической службой г. Черногорска одной из образовательных организаций города, можно установить, что нарушение норм санитарно-эпидемиологической является административным правонарушением и, следовательно, на организацию накладываются меры административной ответственности.

В ходе плановой выездной проверки санитарно-эпидемиологической службой в сентябре 2017 года в одной из общеобразовательных организаций г. Черногорска были выявлены нарушения обязательных требований ст. 11, 28, 17 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

По результатам проверки было вынесено постановление о том, что общеобразовательная организация нарушила требования п. 4.27. СанПиН 2.4.2.2821-10, п.4.28. СанПиН 2.4.2.2821-10, п.3.6. СанПиН 2.4.5.2409-08. которые необходимо устранить в течение одного календарного месяца. Однако указанное предупреждение было проигнорировано, в связи с чем на общеобразовательную организацию был наложен административный штраф в размере 25 тысяч рублей.

Данное правонарушение влечет административную ответственность, поскольку в соответствии с п.4 ст. 55 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» административной ответственности подлежат лица, виновные в нарушениях санитарно-эпидемиологических требований к условиям обучения. Рассматриваемое нарушение является виновным деянием, так как общеобразовательная организация обязана каждый год приводить состояние учреждения в соответствие с СанПиНами, но из-за отсутствия средств и ненадлежащего контроля нормы не соблюдаются. Следовательно, должностное лицо осознавало противоправность своих действий и сознательно нарушало закон.

Таким образом, на примере привлечения общеобразовательного учреждения к административной ответственности можно убедиться, что нарушение СанПиНов является административным правонарушением, поскольку содержит все признаки такового, указанные выше; лица, виновные в совершении подобных деяний, подлежат административной ответственности.

Список литературы

Статья 6.3. КоАП РФ. Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения

1. Объектом правонарушения выступают общественные отношения в сфере охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Данная норма является общей и имеет широкую сферу применения, обеспечивая охрану здоровья населения и среды обитания человека во многих областях его жизнедеятельности, за исключением тех, в отношении которых ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований установлена в специальных нормах (см., например, комментарии к ст. ст. 6.4 — 6.7; 8.2; 8.21; 8.31 настоящего Кодекса).

3. Согласно ст. 1 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (с изм. и доп.) государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила) представляют собой нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.

Упомянутый Федеральный закон устанавливает, что санитарные правила разрабатываются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять санитарно-эпидемиологический надзор, и иными органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в связи с установленной необходимостью санитарно-эпидемиологического нормирования факторов среды обитания и условий жизнедеятельности человека. Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, находящаяся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития РФ и действующая на основании Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 322 (с изм. и доп.). Положение об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации утверждено Постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2005 г. N 569. Одновременно внесены изменения в Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 24 июля 2000 г. N 554. Среди других органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор и уполномоченных разрабатывать санитарные правила, можно указать соответствующие органы и учреждения на железнодорожном транспорте (см. Положение о порядке осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора на объектах железнодорожного транспорта // БНА ФОИВ. 2000. N 47). Действующие на территории РФ федеральные санитарные правила утверждены главным государственным санитарным врачом РФ, которым ныне является руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

4. Технические регламенты устанавливают обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования — продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям или к связанным с требованиями к продукции процессам проектирования, включая изыскания, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Технический регламент может быть принят международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или межправительственным соглашением, заключенным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации (ст. 2 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании» (с изм. и доп.)).

Технические регламенты являются составной частью законодательства Российской Федерации о техническом регулировании и принимаются в целях, сформулированных в ст. 6 названного Федерального закона, среди которых на первое место поставлена защита жизни и здоровья граждан. Требования к содержанию и применению технических регламентов, а также общий порядок их разработки, принятия, изменения и отмены установлены в ст. ст. 7 и 9 того же Федерального закона соответственно.

5. Санитарные правила весьма разнообразны по своему содержанию, что предопределяет разнообразие их нарушений. Эти нарушения могут быть совершены как путем активных действий, так и путем бездействия.

6. Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, невыполнение которых также входит в объективную сторону рассматриваемого правонарушения, — это организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на предотвращение распространения инфекционных заболеваний и предусматривающие особый режим хозяйственной и иной деятельности, ограничение передвижения населения, транспортных средств, грузов, товаров и животных (ст. 1 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

7. С субъективной стороны данное правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

8. Субъектами правонарушения могут выступать граждане, достигшие 16-летнего возраста, должностные лица, индивидуальные предприниматели, а также юридические лица.

9. Дела о правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются должностными лицами органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ст. 23.13). В том случае, если эти лица придут к выводу о необходимости применить к индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу санкцию в виде административного приостановления деятельности, дело об административном правонарушении подлежит передаче на рассмотрение федерального районного судьи в соответствии с ч. ч. 2 и 3 ст. 23.1.

При этом следует иметь в виду, что с 1 января 2011 г. в соответствии с Федеральным законом от 23 июля 2010 г. N 171-ФЗ может быть расширен перечень лиц, уполномоченных назначать административное наказание в виде административного приостановления деятельности.

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3).

Привлечение к ответственности по ст. 236 УК РФ может быть неожиданным финалом для лица, совершившего лишь дисциплинарный проступок. Важным доказательством виновности служат объяснения нарушителя, полученные в ходе служебной проверки.

Даже небольшое отступление от нормативов может повлечь крайне неблагоприятные последствия для здоровья и жизни граждан. Какие деяния органы предварительного следствия квалифицируют как преступление, а не правонарушение? В чём специфика законодательной формулировки? Каковы особенности состава?

Статья 236

Относительно лица, совершающего рассматриваемое преступление, учёные юристы расходятся во взглядах. Одни эксперты считают, что таковым является общий субъект (16-летний гражданин). Другие полагают, что он специальный, поскольку нарушать правила санитарии может человек, в обязанности которого включается их соблюдение или создание условий для выполнения. Однако Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предписывает исполнение правил санитарии и гигиены всем госорганам, некоммерческим организациям, юридическим и должностным лицам, обычным людям.

И если виновником масштабного распространения инфекции или токсических веществ стал субъект, занимающий определённую должность в уполномоченной организации или органе, отвечающим за обеспечение либо выполнение соблюдения норм санитарии, предполагается привлечение его к ответственности по двум составам. Одно из совершённых преступлений будет из разряда служебных.

Субъективная сторона выражается в отсутствии какого-либо умысла, деяние характеризуется неосторожностью. Из-за своей небрежности и попустительства лицо совершает действия, которые, по сути, являются нарушениями КоАП или трудовых обязанностей с прямым умыслом, а к результату своих действий, в том числе и смерти людей, относится легкомысленно. Виновник не стремится предотвратить последствия, расчёт делает на отсутствие печального исхода.

Совершается преступное деяние в форме действий и бездействия, оно выражается в нарушении предписанных нормативов. Помимо вышеуказанного закона, правила предусматриваются и другими законодательными актами, а также Положением о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании. Санитарно-эпидемиологические правила – это нормативные акты, включающие разъяснения компетентных исполнительных органов государства в сфере защиты и охраны условий мест нахождения людей от вредных проявлений. К ним же можно отнести и нормы об обеспечении благоприятных факторов жизни человека.

Преступление имеет материальный состав. Окончанием нужно считать момент наступления массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний, смерти от болезни или интоксикации.

Преступление можно считать совершенным при выполнении всех трёх условий:

  1. нарушение нормативов в сфере гигиены и санитарии;
  2. распространение заболевания среди людей, летальный исход;
  3. установленная и доказанная связь двух вышеописанных событий.

Преступное посягательство направлено против следующих объектов:

Общественные отношения, при нормальном состоянии которых сохраняется здоровье и благополучие населения основной
Здоровье индивида дополнительный
Человеческая жизнь факультативный

Наступление уголовной ответственности осуществляется, когда имелась причинно-следственная связь между действием (бездействием) обвиняемого и наступлением заболевания, отравления большого количества потерпевших, а также их смерти.

Комментарий к статье 236 УК РФ

Для понимания формулировки ст. 236 УК РФ комментарий юриста будет весьма полезен. Ведь особенность статьи – содержащаяся в ней норма, которая является отсылочной, то есть в самом УК не содержится указания на конкретные нарушения санитарных норм, влекущих применение наказания.

Поэтому для привлечения к ответственности необходимо выяснить, несоблюдение какой нормы, правила или норматива было допущено подследственным. Отсутствие санитарного норматива, равно как нарушение иных специальных актов (ветеринарных, медицинских, регулирующих землепользование) влечёт изменение квалификации.

Массовый характер заболевания (отравления) отвечает признакам:

  • поражения значительной части населения (можно говорить об эпидемии);
  • ограниченности территории распространения (учреждение, местность, организация) с опасностью разрастания масштабов;
  • превышение среднестатистических данных по конкретному виду болезни.

Вид заболевания на квалификацию влияния не оказывает. Как правило, это холера, корь, сальмонеллез, туберкулёз, оспа и прочие.

Отравление — это травма организма, появляющаяся после проникновения в него чужеродного химического вещества в дозе, способной нанести вред как лёгкий, так и тяжкий.

При проведении расследования дополнительно к судебно-медицинской экспертизе обязательно требуется участие специалистов, обладающих познаниями в таких сферах медицины, как эпидемиология, вирусология, бактериология и санитария.

Судебная практика

  1. Суд, постановляя обвинительный приговор обязательно должен в мотивировочной части сослаться на правило, предусматривающее порядок действий для сохранения благоприятной эпидемиологической обстановки.

Пример из практики: директору жилищно-коммунального хозяйства вынесен приговор по 236 УК РФ в связи с кишечной инфекцией в районном посёлке вследствие загрязнения водозабора сточными водами. Как должностное лицо, ответственное за подачу чистой питьевой воды, он не принял мер для отвода неочищенных канализационных стоков, а также не обеспечил проведение контроля качества воды. Бездействие выразилось в том, что пробы не были взяты, и своевременно не обнаружилось попадание кишечных вирусов, поразивших 110-местных жителей.

  1. К ответственности привлекаются не только должностные лица, но и сотрудники, выполнение трудовых обязанностей которых связано с неукоснительным соблюдением чистоты и порядка на рабочем месте.

Пример из практики: Повара пищеблока дома-интерната осуждены к ограничению свободы за нарушение технологии приготовления блюд. Допустив небрежность при переработке заражённого сальмонеллезом мяса, виновные своими действиями допустили попадание бактерий в пищу. Заболевшие – воспитанники интерната массово заболели после употребления приготовленных блюд.

Консультации и комментарии юристов

Нужно отграничивать данное преступление от других составов:

  1. По направленности умысла: если к результату своих действий (бездействия) виновный относится легкомысленно, то квалификация по 236 – верная, если же следователем будет доказано умышленное причинение вреда, то квалификация подлежит изменению на другой состав. В таком случае ответственность наступит за причинение вреда различной тяжести или смерти.
  2. По предмету: квалификация подлежит изменению, когда появление масштабных заболеваний было вызвано оборотом товаров и продукции, работ или услуг, не соответствующих санитарным нормативам. В этом случае действия образуют отдельный состав, регламентированный п. г ч. 2,3 ст. 238.

Нарушение санитарно-эпидемиологических правил характеризуется как преступное деяние небольшой тяжести, при наступлении летального исхода – средней тяжести.

Несмотря на страшные последствия, законодатель предусмотрел в санкции максимальное наказание только в виде 5 лет лишения свободы.

Другие статьи раздела

Глава 25 УК, в которой содержится комментируемая статья, включает совершенно разные преступные деяния. В предыдущей редакции УК такого обобщения не было, составы относились к главе, охватывающей преступления против общественного порядка, безопасности. Новый объект: общественное здоровье введён в уголовное право кодексом 1996 года.

Общая черта всех составов – неопределённое количество возможных жертв. Связующим звеном также является:

  • особенность охраняемого объекта: общественное здоровье и нравственность;
  • способы совершения;
  • характер используемых предметов и область применения.

Ещё одна общая черта – отсылочные нормы.

Объективная сторона деяния становится понятной только после обращения к иным нормативным актам. Для правильной квалификации требуется изучение специального законодательства, регулирующего соответствующую отрасль.

Ответственность за нарушение законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей

Ответственность за нарушение санитарного законодательства

В соответствии со ст. 55, 57 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» за нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Дисциплинарная ответственность представляет собой последствие неисполнения или ненадлежащего исполнения трудовых обязанностей работником, т.е. несоблюдения им трудовой дисциплины. К дисциплинарной ответственности за нарушение санитарного законодательства уполномочен привлекать работодатель. За нарушение санитарного законодательства работодатель имеет право применить дисциплинарные взыскания в виде замечания, выговора, увольнения.
Гражданско-правовая ответственность устанавливается за вред, причиненный личности, имуществу гражданина, а также имуществу юридического лица вследствие нарушения санитарного законодательства. Вред подлежит возмещению в полном объеме в соответствии с законодательством РФ.
Возмещение вреда здоровью граждан производится исходя из:
• затрат на лечение и восстановление здоровья граждан;
• расходов социального обеспечения и др.
Возможно возмещение и морального вреда. При определении размеров компенсации морального вреда учитывается степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства, а также степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Административная ответственность за нарушение санитарного законодательства установлена Кодексом об административных правовых нарушениях РФ.
В главе 6 КоАП РФ сформулировано несколько составов административных правонарушений. К ним относятся:
• нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий (ст. 6.3 КоАП РФ);
• нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта (ст. 6.4 КоАП РФ)
• нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению (ст. 6.5 КоАП РФ);
• нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения (ст. 6.6 КоАП РФ).
Административная ответственность за нарушение санитарного законодательства предусмотрена и в других статьях КоАП РФ (ст. 6.7, 7.2, 7.8, 8.2, 8.5, 8.6, 8.21, 8.31, 10.1, 10.8, 10.12, 10.14).
Административная ответственность за нарушение санитарного законодательства предусматривает вынесение предупреждения либо наложение административного штрафа в размере от 100 до 2000 рублей (для граждан), административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток или наложение штрафа в размере от 5000 до 100 тыс. рублей (для юридических лиц).
Уголовная ответственность за нарушение санитарного законодательства предусмотрена ст. 236 Уголовного кодекса РФ.
Так, за нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей, применяется один из следующих видов наказаний:
• штраф в размере до 80 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 мес;
• лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет;
• обязательные работы на срок 180 ч;
• исправительные работы на срок до 1 года;
• ограничение свободы на срок до 3 лет.
То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, наказывается обязательными работами на срок от 180 до 240 ч, либо исправительными работами на срок от 6 мес до 2 лет, либо ограничением свободы на срок до 5 лет, либо лишением свободы на тот же срок.
Также уголовная ответственность за нарушение санитарного законодательства предусмотрена в следующих статьях Уголовного кодекса РФ:
• ст. 238 «Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности» — в части сбыта товаров и продукции, выполнения работ или оказания услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей;
• ст. 246 «Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ» — в части нарушения санитарных правил при производстве строительных и других работ;
• ст. 247 «Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов» — в части нарушения правил обращения с бактериологическими (биологическими) веществами, токсичными промышленными и другими отходами;

• ст. 248 «Нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами» — в части нарушения правил по безопасности работе микроорганизмами и т.д.;
• ст. 254 «Порча земли» — в части нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами и др.
За данные виды преступлений, в зависимости от состава и отягчающих обстоятельств, предусмотрены следующие виды уголовной ответственности:
• штраф в размере до 500 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3 лет;
• лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет;
• ограничение свободы на срок до 3 лет;
• лишение свободы до 10 лет (возможно со штрафом или с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на соответствующий срок);
• обязательные работы на срок от 120 до 240 ч;
• исправительные работы на срок до 2 лет.

Ответственность за нарушение законодательства в сфере защиты прав потребителей

В соответствии со ст. 43 Закона РФ «О защите прав потребителей» за нарушение прав потребителей, установленных законами и иными нормативными правовыми актами РФ, продавец (исполнитель, изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность.
Общие положения о гражданско-правовой ответственности за нарушение прав потребителей установлены ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей».
Так, продавец (изготовитель, исполнитель) за допущенное нарушение прав потребителя несет следующую ответственность:
• уплату неустойки (пени);
• возмещение убытков потребителя в полном объеме;
• исполнение обязательства перед потребителем, даже после возмещения ему всех убытков.
Также возможно возмещение морального вреда, причиненного вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом) законодательства в сфере защиты прав потребителя.
Административная ответственность за нарушение прав потребителей установлена Кодексом об административных правонарушениях РФ.
Согласно ч. 1 ст. 14,4 КоАП РФ, продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям стандартов, техническим условиям или образцам по качеству, комплектности или упаковке, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере 1000-1500 рублей; на юридических лиц — 20—30 тыс. рублей.
В соответствии со ст. 14.7 КоАП РФ, обман потребителей влечет наложение административного штрафа на граждан и на должностных лиц в размере от 1000 до 2000 рублен; на юридических лиц — от 10 до 20 тыс. рублей.
Административная ответственность за нарушение санитарного законодательства предусмотрена и в других статьях КоАП РФ (статьи 14.1, 14.2, 14.5-14.7, 14.15, 14.16, 19.5. 19.14).
Уголовная ответственность за нарушение законодательства в сфере защиты прав потребителей предусмотрена ст. 238 УК РФ.
Так, производство, хранение или перевозка в целях сбыта либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, а также неправомерные выдача или использование официального документа, удостоверяющего соответствие указанных товаров, работ или услуг требованиям безопасности, наказываются:
• штрафом в размере до 500 тыс. рублей либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3 лет;
• ограничением свободы на срок до 3 лет:
• лишением свободы на срок до 10 лет (со штрафом в размере до 500 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3 лет либо без такового).
Также за нарушения законодательства в сфере защиты прав потребителей предусмотрена уголовная ответственность и в других статьях УК РФ (ст. 171.1; ч. 1 ст. 180).
Эффективность проведения комплекса мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия, а также защита прав потребителей на потребительском рынке во многом зависят от тесного взаимодействия Роспотребнадзора с органами управления здравоохранением субъектов РФ. Это взаимодействие достигается путём разработки и реализации региональных комплексных программ по охране здоровья населения, межведомственных планов мероприятий по профилактике инфекционных заболеваний, совместной подготовкой приказов и иных документов, обсуждения актуальных вопросов на совместных коллегиях, совещаниях, семинарах, конференциях и т.д.
О.П. Щепин, В.А. Медик

Опубликовал Константин Моканов

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *