Ответственность за нарушение технических регламентов

Содержание

Ответственность должностных лиц при предоставлении государственных услуг

Ответственность должностных лиц при предоставлении государственных услуг

Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления) регулируются Федеральным законом -ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

Органы, предоставляющие государственные и муниципальные услуги, обязаны оказывать их в строгом соответствии с административными регламентами и установленным действующим законодательством порядком.

Статья 11.1 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (введена Федеральным законом от 01.01.2001 N 383-ФЗ) вводит процедуру досудебного (внесудебного) обжалования заявителем решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, или органа, предоставляющего муниципальную услугу, либо государственного или муниципального служащего.

Заявитель может обратиться с жалобой в том числе в следующих случаях:

1) нарушение срока регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной или муниципальной услуги;

2) нарушение срока предоставления государственной или муниципальной услуги;

3) требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами для предоставления государственной или муниципальной услуги;

4) отказ в приеме документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами для предоставления государственной или муниципальной услуги, у заявителя;

5) отказ в предоставлении государственной или муниципальной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами;

6) затребование с заявителя при предоставлении государственной или муниципальной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами;

7) отказ органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, или органа, предоставляющего муниципальную услугу, в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной или муниципальной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.

Жалоба подается в письменной форме на бумажном носителе, в электронной форме в орган, предоставляющий государственную услугу.

В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалоб незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение законодательства об организации предоставления государственных и муниципальных услуг установлена административная ответственность должностных лиц.

Полномочия по возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.63 КоАП РФ входят в исключительную компетенцию прокурора.

Приведу выдержки из статьи 5.63 КоАП РФ

П 1.1. (часть 1.1 введена Федеральным законом от 01.01.2001 N 430-ФЗ)

предусматривает: Нарушение должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, осуществляющего исполнительно-распорядительные полномочия, порядка предоставления государственной услуги в случае, если нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением данной государственной услуги, осуществляется нормативными правовыми актами Российской Федерации, повлекшее непредоставление государственной услуги заявителю либо предоставление государственной услуги заявителю с нарушением установленных сроков, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, —

влечет наложение административного штрафа на указанных должностных лиц органов в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

2. Требование вышеуказанными лицами для предоставления государственных услуг документов и (или) платы, не предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей;

3. Нарушение должностным лицом, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб на нарушение порядка предоставления государственной или муниципальной услуги, порядка или сроков рассмотрения жалобы либо незаконный отказ или уклонение указанного должностного лица от принятия ее к рассмотрению —

влечет наложение административного штрафа в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

4. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1, 1.1 или 2 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, —

влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от трех до шести месяцев.

5. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 указанной статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, —

влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.

Кроме того, при рассмотрении жалобы, в случае, когда установлены основания для её удовлетворения, то есть установлены нарушения в действиях государственных гражданских служащих, руководитель органа вправе привлечь государственного гражданского служащего к дисциплинарной ответственности в соответствии со ст. 57 Федерального закона -ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», что собственно и происходит в настоящее время. Виды дисциплинарных взысканий вам известны:

1) замечание;

2) выговор;

3) предупреждение о неполном должностном соответствии;

4) увольнение с гражданской службы.

Ответственность за отсутствие сертификатов

Любая продукция, которая производится для широкого потребления и реализуется в России, должна быть качественной и безопасной.

Государство в лице контрольно-надзорных органов следит, чтобы производители, импортеры и продавцы соблюдали законодательно предусмотренный порядок обращения продукции на рынке, включая условие о наличии обязательных сертификатов.

Сертификат/декларация – это документ, который выдается по итогам процедуры проверки соответствия продукции законодательно установленным нормативам: отечественным «ГОСТ» или международным техническим регламентам (ТР ТС), действующим в странах Таможенного Союза (России, Армении, Казахстане, Киргизии, Белоруссии).

Отсутствие декларации соответствия и других обязательных сертификатов наказывается административными штрафами. Товар могут конфисковать, а предпринимателю выписать запрет на ведение деятельность на срок до 3 месяцев. За фальсификацию документов предусмотрена уголовная ответственность.

Подробно об актуальных санкциях читайте далее.

Требования и основные нормативы

Термин «сертификация» является общим и может подразумевать как непосредственно сертификацию, так и декларирование соответствия. Это схожие процедуры, которые отличаются субъектом ответственности и тем, как выглядит итоговый разрешительный документ.

Декларирование и сертификация, в свою очередь, могут проходить в двух разных системах оценки соответствия: системе ГОСТ Р и системе ТР ТС. Следовательно, типов обязательных документов всего 4: декларация ГОСТ Р, декларация ТР ТС, сертификат ГОСТ Р, сертификат ТР ТС. Есть нюанс: декларация всегда обязательна, сертификат может быть как обязательным, так и добровольным.

О том, какие конкретно товары подлежат обязательной оценке соответствия, говорится в нормативных документах. Соответствующие списки продукции содержатся в перечнях ТР ТС и в Постановлении № 982.

Вот основные нормативы, касающиеся порядка сертификации и ответственности за отсутствие разрешений:

  • ФЗ «О техническом регулировании» № 184-ФЗ.
  • Закон РФ «О защите прав потребителей».
  • КоАП РФ (№ 195-ФЗ).
  • Профильные регламенты ТР ТС.

Какие санкции предусмотрены?

За нарушение правил сертификации, обязательных требований предусмотрены наказания в виде штрафов. В том случае, если нарушение допущено повторно, в результате производства, распространения продукции ненадлежащего качества пострадали потребители, нанесен вред окружающей среде, в отношении нарушителя могут быть применены санкции в виде «удвоенных» штрафов, конфискации товара, компенсации морального вреда, уголовной ответственности.

За что и в каком размере предусмотрены административные штрафы?

Ответственность за торговлю с нарушениями

Санкции за реализацию товаров ненадлежащего качества или с нарушением установленных законом требований (ст. 14.4 КоАП):

Гражданин:

  • За однократное правонарушение (1000-2000 рублей)
  • За повторное правонарушение (2000-5000 рублей)

Должностное лицо:

  • За однократное правонарушение (3000-10000 рублей)
  • За повторное правонарушение (7000-15000 рублей)

Индивидуальный предприниматель:

  • За однократное правонарушение (10000-20000 рублей)
  • За повторное правонарушение (15000-30000 рублей (+возможна конфискация товара))

Компания (юр. лицо)

  • За однократное правонарушение ( 20000-30000 рублей)
  • За повторное правонарушение ( 30000-50000 рублей (+возможна конфискация товара))

Ответственность за нарушение техрегламентов

Санкции за нарушение требований технических регламентов (ст. 14.43 КоАП):

Гражданин:

  • За однократное правонарушение (1000-2000 рублей)
  • Если нанесен вред здоровью, жизни потребителя 2000-4000 рублей (+возможна конфискация)
  • За повторное правонарушение, если нанесен вред здоровью, жизни потребителя 4000-5000 рублей (+конфискация)

Должностное лицо:

  • За однократное правонарушение (10000-20000 рублей)
  • Если нанесен вред здоровью, жизни потребителя 20000-30000 рублей
  • За повторное правонарушение, если нанесен вред здоровью, жизни потребителя 30000-40000 рублей

Индивидуальный предприниматель:

  • За однократное правонарушение (20000-30000 рублей)
  • Если нанесен вред здоровью, жизни потребителя 30000-40000 рублей (+возможна конфискация товара)
  • За повторное правонарушение, если нанесен вред здоровью, жизни потребителя 40000-50000 рублей либо приостановление деятельности до 90 суток (с обязательной конфискацией)

Компания (юр. лицо):

  • За однократное правонарушение (100 000-300 000 рублей)
  • Если нанесен вред здоровью, жизни потребителя 300 000-600 000 рублей (+возможна конфискация товара)
  • За повторное правонарушение, если нанесен вред здоровью, жизни потребителя 700000-1000000 рублей либо приостановление деятельности до 90 суток (с обязательной конфискацией)

Ответственность за недостоверное декларирование

Санкции за недостоверное декларирование соответствия (ст. 14.44 КоАП):

Должностное лицо:

  • За однократное правонарушение ( 15000-25000 рублей)
  • За недостоверное декларирование впервые выпускаемой продукции 25000-35000 рублей
  • Если нанесен вред жизни или здоровью граждан, вред имуществу, окружающей среде 35000-50000 рублей

Компания (юр. лицо):

  • За однократное правонарушение ( 100000-300000 рублей)
  • За недостоверное декларирование впервые выпускаемой продукции 300 000-500 000 рублей
  • Если нанесен вред жизни или здоровью граждан, вред имуществу, окружающей среде 700000-1000000 рублей

Ответственность за нарушение порядка реализации

Санкции за нарушение порядка реализации товаров, подлежащих обязательной сертификации или декларированию (ст. 14.45 КоАП):

Должностное лицо:

  • Суммы штрафов за неуказание в сопроводительной документации данных о сертификате или декларации (20000-40000 рублей)

Компания (юр. лицо):

  • Суммы штрафов за неуказание в сопроводительной документации данных о сертификате или декларации (100 000-300 000 рублей)

Ответственность за нарушение правил маркировки

Санкции за нарушение правил маркировки товаров, подлежащих обязательной оценке соответствия (ст. 14.46 КоАП):

Должностное лицо:

  • За маркировку знаками обращения и соответствия товаров, не прошедших обязательную сертификацию( 15000-25000 рублей)
  • Если нанесен вред жизни или здоровью граждан, вред имуществу, окружающей среде (30000-50000 рублей)

Компания (юр. лицо):

  • За маркировку знаками обращения и соответствия товаров, не прошедших обязательную сертификацию (100 000-300 000 рублей)
  • Если нанесен вред жизни или здоровью граждан, вред имуществу, окружающей среде (700 000-1000 000 рублей)

Ввоз продукции в Россию без сертификатов

Товар без надлежаще оформленных разрешительных документов, если они обязательны для данной продукции, не пройдет таможенный контроль. В любых спорных ситуациях будут значительные по времени простои груза, и предприниматель понесет материальные потери.

Допускается лишь ввоз образцов для проведения лабораторных исследований и последующего оформления разрешительных документов. При этом предприниматель обязан иметь на руках договор с органом по сертификации или испытательной лабораторией, в котором должно быть указано необходимое количество ввозимой продукции (в штуках, единицах массы или объема).

Уголовная ответственность за подделку документов

Фальсификация – это уголовно наказуемое преступление. Максимально возможное наказание по статье 327 УК РФ – два года лишения свободы.

Какие действия могут подпадать под уголовную статью? Занесение в бланк сертификата реквизитов продукции, не прошедшей испытания, подделка печатей органа по сертификации; внесение в подлинник информации о несертифицированном товаре путем дописок, подчисток, исправлений и т. д.

Куда обратиться, чтобы избежать штрафных санкций?

Оперативно заказать нужные сертификаты вы можете прямо сейчас в нашем центре сертификации:

  1. Вы подаете заявку в сертификационный центр «МосТест».

Далее наши специалисты:

  1. Проверят представленные документы на полноту комплектности и актуальность;
  2. Порекомендуют оптимальную схему оценки;
  3. Организуют лабораторные испытания, анализ производства (если необходимо);
  4. Заполнят разрешение по образцу или согласованному шаблону;
  5. Пройдут регистрацию в реестре Росаккредитации;
  6. Отдадут вам в срок готовые разрешения.

Какие документы потребуются:

  • устав, ОГРН, ИНН;
  • сведения о комплектующих;
  • протокол лабораторных испытаний (если исследования уже проводились);
  • ГОСТы, ТУ, регламенты (для резидентов ЕАЭС);
  • договор с производителем (для поставщика) и т. д.

Какие документы необходимы в вашем случае, узнайте у специалистов «МосТест». Даже в случае, если каких-то бумаг не хватает, вы сможете начать процедуру сертификации, а наши эксперты соберут недостающие документы самостоятельно.

Получите бесплатную консультацию уже сейчас!

Об ответственности за нарушения законодательства о техническом регулировании

Общие правовые положения, касающиеся ответственности за несоблюдение требований технических регламентов Таможенного союза, определены в статье 9 Соглашения о единых принципах и правилах технического регулирования от 18 ноября 2010 года, в том числе:

1. Ответственность за несоблюдение требований технических регламентов Таможенного союза, а также за нарушение процедур проведения оценки (подтверждения) соответствия продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза устанавливается законодательством каждой Стороны.

2. При обнаружении продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов Таможенного союза или подлежащей оценке (подтверждению) соответствия установленным к ней обязательным требованиям и поступающей или находящейся в обращении без документа об оценке (подтверждении) соответствия и (или) без маркировки единым знаком обращения продукции на рынке государств — членов Таможенного союза, уполномоченные органы каждой Стороны принимают меры по недопущению выпуска данной продукции в обращение, по изъятию ее из обращения в соответствии с законодательством Стороны, а также по информированию об этом других Сторон.

3. Стороны гармонизируют законодательство каждой Стороны в области установления ответственности за нарушение требований технических регламентов Таможенного союза, а также при проведении процедур оценки (подтверждения) соответствия продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза.

В системе действующего законодательства Российской Федерации в области технического регулирования общие подходы к установлению ответственности за несоответствие продукции и связанных с ней процессов требованиям технических регламентов, к порядку информирования о несоответствии продукции требованиям технических регламентов, к обязанностям изготовителя (продавца, лица, выполняющего функции иностранного изготовителя), а также связанные с правами органов государственного контроля (надзора) в случае получения информации о несоответствии продукции требованиям техническим регламентам определены в Федеральном законе от 27 декабря 2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (с изменениями) (статьи 36 — 42 ФЗ), в том числе:

Статья 36. Ответственность за несоответствие продукции или связанных с требованиями к ней процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации требованиям технических регламентов

Статья 37. Информация о несоответствии продукции требованиям технических регламентов

Статья 38. Обязанности изготовителя (продавца, лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) в случае получения информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов

Статья 39. Права органов государственного контроля (надзора) в случае получения информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов

Статья 40. Принудительный отзыв продукции

Статья 41. Ответственность за нарушение правил выполнения работ по сертификации

Статья 42. Ответственность аккредитованной испытательной лаборатории (центра)

Ответственность за несоответствие продукции или связанных с требованиями к ней процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации требованиям технических регламентов установлена в статье 36 Федерального закона № 184-ФЗ:

1. За нарушение требований технических регламентов изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. В случае неисполнения предписаний и решений органа государственного контроля (надзора) изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. В случае, если в результате несоответствия продукции требованиям технических регламентов, нарушений требований технических регламентов при осуществлении связанных с требованиями к продукции процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации причинен вред жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений или возникла угроза причинения такого вреда, изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) обязан возместить причиненный вред и принять меры в целях недопущения причинения вреда другим лицам, их имуществу, окружающей среде в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Административная ответственность за нарушение обязательных требований в сфере технического регулирования предусмотрена в соответствии с КоАП Российской Федерации:

Статья 14.43. (части 1, 2 и 3). Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов.

Статья 14.44. Недостоверное декларирование соответствие.

Статья 14.45. (части 1, 2 и 3) Нарушение порядка реализации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия.

Статья 14.46. Нарушение порядка маркировки продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия.

Советы экспертов«Ответственность при регистрации декларации о соответствии»

Павел Приходько

В связи со вступлением 01.07.2018 в силу Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 20.03.2018 № 41 «О Порядке регистрации, приостановления, возобновления и прекращения действия деклараций о соответствии продукции требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза», а так же запуска электронного сервиса регистрации деклараций о соответствии Росаккредитации, хотелось бы напомнить об ответственности, которую несет Заявитель, за предоставление данных при оформлении деклараций о соответствии.

Решение №41 Коллегии ЕЭК утвердил новый порядок регистрации, приостановления, возобновления и прекращения действия деклараций о соответствии продукции требованиям ТР ЕАЭС, а также законодательно закрепил электронный сервис по регистрации деклараций. Теперь Заявитель и Изготовитель, имеющий зарегистрированный личный кабинет на портале Госуслуги, может самостоятельно зарегистрировать декларацию о соответствии в рамках ТР ЕАЭС, ГОСТ Р и пожарной безопасности.

Идея запуска данного сервиса действительно хороша, данный сервис может сэкономить бюджет и время на подтверждение соответствия, по крайней мере, так кажется с первого взгляда. Действительно, если Заявитель будет строго следовать порядку регистрации документов, то проблем не будет. Но я желаю напомнить о том, какие данные необходимо предоставлять Заявителю для регистрации декларации о соответствии. Полный перечень представлен в Решении Коллегии ЕЭК № 41 п.5, а п.6 уточняет этот перечень при использовании электронного сервиса.

Решение Коллегии ЕЭК №41:

5. К декларации о соответствии прилагаются следующие документы и сведения:

а) заявление о регистрации декларации о соответствии, оформленное в порядке, установленном законодательством государства-члена, подписанное заявителем и содержащее следующие сведения:

полное наименование заявителя, его место нахождения (адрес юридического лица) и адрес (адреса) места осуществления деятельности (в случае если адреса различаются) – для юридического лица или фамилия, имя и отчество (при наличии), место жительства и адрес (адреса) места осуществления деятельности (в случае если адреса различаются) – для физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, а также регистрационный или учетный (индивидуальный, идентификационный) номер заявителя, присваиваемый при государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством государств-членов, номер телефона и адрес электронной почты;

полное наименование изготовителя продукции, его место нахождения (адрес юридического лица) и адрес (адреса) места осуществления деятельности по изготовлению продукции (в случае если адреса различаются) – для юридического лица и его филиалов, которые изготавливают продукцию, или фамилия, имя и отчество (при наличии), место жительства и адрес (адреса) места осуществления деятельности по изготовлению продукции (в случае если адреса различаются) – для физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя;

наименование и обозначение продукции (в случаях, предусмотренных техническим регламентом) и (или) иное условное обозначение, присвоенное изготовителем продукции (при наличии);

название продукции (в случаях, предусмотренных техническим регламентом) (при наличии);

иные сведения о продукции, обеспечивающие ее идентификацию (при наличии);

обозначение и наименование документа (документов), в соответствии с которым изготовлена продукция (стандарт, стандарт организации, технические условия или иной документ) (при наличии);

код (коды) продукции в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее – ТН ВЭД ЕАЭС);

наименование объекта декларирования (серийный выпуск, партия или единичное изделие). Для продукции серийного выпуска производится запись «серийный выпуск». Для партии продукции указывается размер партии, для единичного изделия – заводской номер изделия. Для партии продукции и единичного изделия указываются реквизиты товаросопроводительной документации, идентифицирующей партию продукции (в том числе ее размер) или единичное изделие;

наименование технического регламента (технических регламентов), требованиям которого соответствует продукция;

б) сведения, подтверждающие государственную регистрацию юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством государства-члена;

в) копия договора с изготовителем (в том числе с иностранным изготовителем), предусматривающего обеспечение соответствия поставляемой на таможенную территорию Союза продукции требованиям технического регламента (технических регламентов) и ответственность за несоответствие такой продукции указанным требованиям (для уполномоченного изготовителем лица), заверенная печатью (если иное не установлено законодательством государства-члена) и подписью заявителя;

г) копии доказательственных материалов, представление которых для регистрации декларации о соответствии предусмотрено техническим регламентом (техническими регламентами), в том числе результаты исследований (испытаний) и измерений продукции, подтверждающие соблюдение требований технического регламента (технических регламентов), действие которого на нее распространяется (в случае если техническим регламентом предусмотрено проведение исследований (испытаний) и измерений декларируемой продукции), заверенные печатью (если иное не установлено законодательством государства-члена) и подписью заявителя.

6. В случае представления декларации о соответствии для регистрации в виде электронного документа декларация о соответствии и заявление, указанное в подпункте «а» пункта 5 настоящего Порядка, подписываются с применением электронной цифровой подписи (электронной подписи), полученной заявителем в соответствии с законодательством государства-члена (далее – электронная цифровая подпись), а документы, указанные в подпунктах «б» – «г» пункта 5 настоящего Порядка, представляются в электронном виде.

Как мы с Вами можем наблюдать, что те документы и доказательные материалы, которые Заявитель обязан предоставить для регистрации документа в рамках технических регламентов ЕАЭС, остались без изменений, за исключением того, что при использовании электронного сервиса, заявление о регистрации декларации подписывается ЭЦП Заявителя, сразу в электронном сервисе. Ранее Заявитель подписывал печатную форму заявления о регистрации декларации и подавал ее в уполномоченный орган по сертификации.

Ошибки и нарушения при регистрации декларации

Сотрудниками нашего центра был проведен анализ деклараций о соответствии, которые Заявители регистрировали самостоятельно. Эта информация в свободном доступе опубликована в реестре Росаккредитации. Мы увидели большое количество ошибок, которые допущены по незнанию или намеренно. Вот например:

Доказательные материалы. Декларация о соответствии регистрируется на основании доказательных материалов, таких как протоколы испытаний, исследование типа, другие документы, которые устанавливают технические регламенты. На данный момент в реестре множество деклараций, которые регистрировались без обязательного проведения испытаний, что на первый взгляд может ввести в заблуждение.

Схемы декларирования и виды подтверждения соответствия. Техническими регламентами ЕАЭС установлены требования по виду подтверждения соответствия в виде сертификации или декларирования, а так же какие схемы применяются для определенных видов продукции.

В данном случае предполагаю, что Заявитель не знал, что аппараты для распределения электрической энергии подлежат подтверждению соответствия в виде сертификации в рамках ТР ТС 004/2011 и ТР ТС 020/2011, поэтому Заявитель зарегистрировал декларацию о соответствии. Это является прямым нарушением технического регламента и даже если Заявитель не знал, что продукцию необходимо сертифицировать в уполномоченном органе, а не декларировать через электронный сервис, это не освободит его от ответственности.

Заявитель обязан знать требования технических регламентов ЕАЭС. Неверно оформленная декларация о соответствии приравнивается к неоформленной декларации. То есть зарегистрировав декларацию о соответствии с ошибками, с неверно указанными техническими регламентами, сроками действия, схемами, Заявитель, реализующий свою продукцию, будет отвечать абсолютно также, как и в случае, если реализация продукции проходит без документов об обязательном подтверждении соответствия.

Штрафы и наказания за неверно зарегистрированную декларацию

Запуская электронный сервис по регистрации декларации о соответствии, Росаккредитация предупреждает Заявителей в своем обращении:

«Федеральная служба по аккредитации напоминает о прямой ответственности заявителей за достоверность сведений, указываемых в декларации о соответствии и подлинность прилагаемых к декларации документов, независимо от того, воспользовался ли заявитель услугами посредников, органа по сертификации или зарегистрировал декларацию о соответствии самостоятельно через сервис регистрации деклараций о соответствии Росаккредитации. Именно заявитель отвечает за безопасность продукции и обязан удостовериться, что предлагаемая им потребителю продукция соответствует установленным нормам. Федеральная служба по аккредитации продолжит направлять в органы государственного контроля (надзора) (Роспотребнадзор, Россельхознадзор, Росстандарт, Ростехнадзор) выявленные сведения о признаках недостоверного декларирования продукции в целях привлечения заявителей к административной ответственности.»

Обнаружив неверно оформленный документ, Федеральная служба по аккредитации сообщает в уполномоченный надзорный орган (Роспотребнадзор, Россельхознадзор, Ростехназор и др.), что конкретный Заявитель (Изготовитель), реализует свою продукцию с нарушениями. Это может повлечь внеплановую проверку, если вина Заявителя (Изготовителя) будет доказана, то в судебном порядке Заявитель будет привлечен к административной ответственности и к выплате штрафа, согласно законодательства государства-члена ЕАЭС. Для российских Заявителей (Изготовителей), ответственность за недостоверное декларирование соответствия продукции регламентируется статьей 14.44 КоАП РФ:

«Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ. Раздел II. Глава 14. Статья 14.44. Недостоверное декларирование соответствия продукции:

  1. Недостоверное декларирование соответствия продукции — влечет наложение административного штрафа:
    • на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей;
    • на юридических лиц — от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
  2. Недостоверное декларирование соответствия впервые выпускаемой в обращение продукции, относящейся к виду, типу продукции, в отношении которой предусмотрена обязательная сертификация, либо недостоверное декларирование такой продукции на основании собственных доказательств в случае, если отсутствуют или не могут быть применены документы по стандартизации, в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований технических регламентов, — влечет наложение административного штрафа
    • на должностных лиц в размере от двадцати пяти тысяч до тридцати пяти тысяч рублей;
    • на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
  3. Действия, предусмотренные частями 1 и 2 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, — влекут наложение административного штрафа
    • на должностных лиц в размере от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей;
    • на юридических лиц — от семисот тысяч до одного миллиона рублей.

Как избежать привлечения к ответственности за недостоверное декларирование?

Подтверждение соответствия продукции требованиям технических регламентов ЕАЭС – это обязательная и ответственная процедура, требующая знаний действующих нормативных документов. Чтобы избежать ошибок, которые могут повлечь к серьезным последствиям для репутационного и финансового состояния Вашей компании, я рекомендую 3 действенных варианта:

  1. При частой актуальности в регистрации декларации однородного вида продукции — иметь в штате менеджера по качеству с соответствующем образованием;
  2. При частой актуальности в регистрации декларации разнородного вида продукции — пользоваться аутсорсинговыми услугами, это экономически выгоднее, чем содержать несколько штатных единиц (ответственных лиц или менеджеров по качеству), оплачивать обучение и семинары;
  3. При редкой актуальности в регистрации декларации – пользоваться аутсорсинговыми услугами.

Напоминаем, что наша компания:

  • Проводит обучение, семинары и вэбинары для должностных лиц;
  • Заключает договора на услуги по сопровождению при оформлении декларации в ФГИС;
  • Оказывает бесплатную помощь в самостоятельной регистрации декларации, для зарегистрированных Заявителей.

Статья 14.43 КоАП РФ. Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов

1. Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

2. Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, —

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой; на должностных лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой; на юридических лиц — от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.

3. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения; на должностных лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией предметов административного правонарушения; на юридических лиц — от семисот тысяч до одного миллиона рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией предметов административного правонарушения.

Примечание. Под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в настоящей статье, статьях 14.46.2 и 14.47 настоящего Кодекса понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, действующими в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1 — 2 и 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ «О техническом регулировании».

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *