Перечень типовых управленческих

Приказ Минкультуры России от 25.08.2010 N 558 (ред. от 16.02.2016) «Об утверждении «Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения» (Зарегистрировано в Минюсте России 08.09.2010 N 18380)

Документ утратил силу или отменен

  • Приказ
  • Приложение. Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения
    • I. Общие положения
    • II. Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения
      • 1. Организация системы управления
        • 1.1. Руководство
        • 1.2. Организационные основы управления
        • 1.3. Контроль
        • 1.4. Правовое обеспечение деятельности
        • 1.5. Документационное обеспечение управления и организация хранения документов
      • 2. Планирование деятельности
        • 2.1. Прогнозирование
        • 2.2. Текущее планирование
        • 2.3. Ценообразование
      • 3. Финансирование деятельности
        • 3.1. Финансирование, кредитование
      • 4. Учет и отчетность
        • 4.1. Бухгалтерский учет и отчетность
        • 4.2. Статистический учет и отчетность
      • 5. Экономические, научные, культурные и иные связи
        • 5.1. Организация связей
        • 5.2. Осуществление связей
      • 6. Информационное обслуживание
        • 6.1. Сбор (получение) информации, маркетинг
        • 6.2. Распространение информации, реклама
      • 7. Трудовые отношения
        • 7.1. Организация труда и служебной деятельности
        • 7.2. Нормирование труда, тарификация, оплата труда
        • 7.3. Охрана труда
      • 8. Кадровое обеспечение
        • 8.1. Прием, перемещение (перевод), увольнение работников
        • 8.2. Установление квалификации работников
        • 8.3. Повышение квалификации работников
        • 8.4. Награждение
      • 9. Материально-техническое обеспечение деятельности
        • 9.1. Снабжение деятельности
        • 9.2. Организация хранения материально-имущественных ценностей
      • 10. Административно-хозяйственные вопросы
        • 10.1. Соблюдение правил внутреннего распорядка деятельности
        • 10.2. Эксплуатация зданий, помещений
        • 10.3. Транспортное обслуживание, внутренняя связь
        • 10.4. Обеспечение безопасности организации
      • 11. Социально-бытовые вопросы
        • 11.1. Социальное страхование
        • 1.2. Жилищно-бытовые вопросы
        • 11.3. Организация досуга
      • 12. Деятельность первичных профсоюзных и иных общественных организаций (объединений)
        • 12.1. Организация деятельности
        • 12.2. Осуществление деятельности первичных профсоюзных и иных общественных организаций (объединений)
    • Список сокращений
    • Указатель видов документов
      • Автобиографии
      • Адреса поздравительные
      • Акты
      • Акты-справки
      • Альбомы
      • Анализы
      • Анкеты
      • Аттестаты
      • Аудиозаписи
      • Базы данных
      • Балансы
      • Бизнес-планы
      • Бланки
      • Брошюры
      • Буклеты
      • Бюллетени
      • Веб-страницы в Интернете
      • Ведомости
      • Видеодокументы
      • Выписки
      • Вырезки из газет
      • Гарантийные талоны
      • Грамоты
      • Гранты
      • Графики
      • Данные
      • Декларации
      • Дела
      • Диаграммы
      • Дипломы
      • Дневники
      • Доверенности
      • Договоры
      • Договоры-намерения
      • Договоры-поручения
      • Докладные записки
      • Доклады
      • Документы
      • Документация
      • Донесения
      • Дубликаты лицензий
      • Жалобы (претензии)
      • Журналы
      • Журналы-ордера
      • Завещания
      • Задания
      • Заказы
      • Заключения
      • Законы и иные нормативные правовые акты
      • Записи
      • Записки
      • Запросы
      • Заявки
      • Заявления
      • Извещения
      • Издания
      • Индикаторы нормативные
      • Инструкции
      • Интервью
      • Информации
      • Иски судебные
      • Калькуляции
      • Картотеки
      • Карточки
      • Карты
      • Каталоги
      • Квитанции
      • Классификаторы
      • Классификация бюджетная
      • Книги
      • Книжки трудовые
      • Кодексы профессиональной этики
      • Контракты
      • Концепции
      • Копии
      • Корешки документов
      • Критерии деятельности
      • Лимиты
      • Листки
      • Листы
      • Лицензии
      • Макеты
      • Мандаты
      • Материалы
      • Методики
      • Накладные
      • Направления на трудоустройство
      • Наряды
      • Номенклатуры
      • Нормативы
      • Нормы
      • Обзоры
      • Обоснования
      • Образцы
      • Обращения граждан
      • Объяснения
      • Объяснительные записки
      • Обязательства
      • Описания
      • Описи
      • Определения
      • Ордера
      • Отзывы
      • Отчетность
      • Отчеты
      • Паспорта
      • Переводы
      • Переписка
      • Перечни
      • Письма
      • Плакаты
      • Планы
      • Планы-графики
      • Планы-проспекты
      • Планы-схемы
      • Повестки
      • Подборки
      • Полисы
      • Положения
      • Поручения
      • Послания бюджетные
      • Пособия
      • Постановления
      • Правила
      • Прайс-листы
      • Предложения
      • Предписания
      • Представления
      • Прейскуранты
      • Пресс-релизы
      • Приглашения
      • Приложения
      • Приказы
      • Прогнозы
      • Программные продукты (комплексы)
      • Программы
      • Проекты
      • Проектно-изыскательские заключения
      • Пропуска
      • Проспекты
      • Протоколы
      • Путеводители
      • Путевые листы
      • Работы курсовые, контрольные
      • Разнарядки
      • Разрешения
      • Разряды оплаты труда
      • Разъяснения официальной позиции по вопросам деятельности организации
      • Рапорты
      • Расписания
      • Расписки
      • Распоряжения
      • Расстановки штатные
      • Расчеты
      • Регистры
      • Регламенты
      • Реестры
      • Резолюции
      • Резюме
      • Рекламации
      • Рекомендации
      • Решения
      • Росписи
      • Руководства
      • Сборники
      • Сведения
      • Свидетельства
      • Сводки
      • Сертификаты
      • Сетки
      • Служебные записки
      • Сметы
      • Соглашения
      • Сообщения
      • Спецификации
      • Списки
      • Справки
      • Справки-графики
      • Справочники
      • Ставки
      • Стандарты
      • Статьи
      • Стенограммы
      • Структуры управления
      • Схемы
      • Счета
      • Счета-фактуры
      • Сценарии
      • Табели
      • Таблицы
      • Табуляграммы
      • Тарифы
      • Тезисы
      • Тексты выступлений, лекций, телерадиопередач
      • Тесты
      • Тетради разработки планов
      • Технико-экономические обоснования
      • Технические паспорта зданий, помещений
      • Технические характеристики
      • Требования
      • Уведомления
      • Удостоверения
      • Указания
      • Указатели
      • Указы
      • Условия
      • Уставы
      • Фонды
      • Формуляры
      • Формы документов
      • Фотофонодокументы
      • Характеристики
      • Ходатайства
      • Ценники
      • Эскизы атрибутики, символики организации

Открыть полный текст документа

Как работать с перечнями документов с указанием сроков хранения?

Обязательная часть процесса составления номенклатуры дел – определение сроков хранения документов. В основном сроки устанавливаются по специальным перечням, которые обязательны для использования организациями всех форм собственности и видов деятельности. Когда эти объемные нормативные документы попадают в руки сотрудникам, которые будут заниматься номенклатурой своего подразделения, у службы ДОУ начинаются сложности. Увидев таблицу с тысячей строк, люди теряются и не знают, как с ней работать, воображая, что придется проштудировать каждую из статей. И здесь важно не упустить момент и грамотно объяснить коллегам, как работать с перечнями. Это будет залогом получения более или менее корректно установленных сроков хранения для дел подразделения. Как сориентироваться в перечнях документов со сроками хранения? Как объяснить коллегам, что не нужно читать каждый из них ­постатейно? Ответы на эти вопросы мы и дадим в статье.

Номенклатуру дел структурных подразделений должны разрабатывать в подразделениях под руководством службы ДОУ. Как бы ни было велико желание руководителей отделов переложить эту работу целиком на Ваши плечи, соглашаться на это нельзя. Главная причина: даже самый квалифицированный сотрудник службы ДОУ, проработавший в компании не один год, не сможет полностью перечислить все документы, образующиеся в деятельности подразделения, и самостоятельно определить их ценность для компании. В идеале, служба ДОУ должна:

  • обеспечить подразделения методикой выполнения этой работы и консультировать в особо сложных случаях,
  • проверить результаты составления номенклатуры дел подразделения.

Где установлены сроки хранения документов?

На сегодняшний день сроки хранения типовых документов1 определяются согласно:

  • Перечню типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков ­хранения (утв. приказом Минкультуры России от 25.08.2010 № 558)2;
  • Перечню типовых архивных документов, образующихся в научно-технической и производственной деятельности организаций, с указанием сроков хранения (утв. приказом Минкультуры РФ от 31.07.2007 № 1182)3.

Большинство коммерческих организаций пользуются этими типовыми перечнями, не подпадая под примерные4 и ведомственные5.

Акционерные общества пользуются еще Положением о порядке и сроках хранения документов акционерных обществ (утв. постановлением ФКЦБ РФ от 16.07.2003 № 03-33/пс). Но и это положение в отношении многих документов в конечном счете приводит пользователя к ПТУД, ­например, как в статье 2.1.5 «Внутренние документы общества»6.

Структура перечней и навигация

Самое главное, что стоит донести до коллег: перечни документов – это не одна сплошная таблица из тысячи строк. В каждом из них есть, во-первых, оглавление, во-вторых, тематические разделы, в-третьих, предметный указатель. Это существенно упрощает восприятие и сужает круг поиска нужного документа.

Рассмотрим ПТУД, с которым работает большинство организаций. Он начинается с раздела «Общие положения», который, конечно, многие пропустят, не читая. А зря, ведь здесь описываются:

  • тематические разделы документа (всего 12, прочитав их внимательно, сразу понимаешь в каких разделах в первую очередь искать документы конкретного подразделения, например, отделу кадров нужно начинать с раздела 8, который «содержит документы о работе с кадрами: приеме, перемещении, увольнении работников, повышении их квалификации, проведении аттестации, а также награждении»);
  • графы таблицы, прочитав их описание, человек понимает, что:
    • в графе 2 «Вид документа» на самом деле не обязательно указывается его конкретное наименование, здесь дается обобщенное обозначение категории документов (например, связанных с решением какого-то вопроса);
    • а срок в графе 3:
      • един для всех документов статьи независимо от формы представления (бумажной или электронной);
      • исчисляется не с даты издания / регистрации документа, а «с 1 января года, следующего за годом окончания их делопроизводством», т.е. когда с документом закончили работу и подшили его в дело;
      • если в скобках есть сноска, то она может корректировать срок так, как описано в ее расшифровке в графе 4 «Примечание».

Пример 1

Как понимать содержание граф основной таблицы ПТУД

СвернутьПоказатьПример 2

Фрагмент «Указателя видов документов» в ПТУД

СвернутьПоказать

Основная часть ПТУД представляет собой таблицу, в строках которой перечислены документы и сроки их хранения, зачастую с различными оговорками (они фигурируют в колонке «Примечание»). Завершает ПТУД «Указатель видов документов». Здесь не только в алфавитном порядке перечислены все виды включенных в печень документов, но и их разновидности со ссылками на статьи (см. пометку «2» в Примере 2). Бывает, что один вид документа присутствует в разных статьях и даже разных разделах (т.е. сферах применения), и только ознакомившись со всеми вариантами, можно ­выбрать самый подходящий для вашего случая (см. пометку «1» в Примере 2).

Теперь прокомментрируем, как понимать те сроки, которые указаны в графе 3, – они не так просты, как кажутся:

  • здесь указан не жесткий, а минимально необходимый срок хранения, т.е. организация по своему усмотрению может его увеличить;
  • а если здесь фигурирует постоянный срок хранения («Пост.»), то для организаций, не являющихся источниками комплектования государственных и муниципальных архивов, это означает на самом деле срок хранения «не менее 10 лет» – и эта ценнейшая оговорка запрятана в сноску <*> ниже основной таблицы. Еще более сократить срок может ­ликвидация организации, т.к. далее документы некому будет хранить;
  • если вы видите, например, «5 л. ЭПК», то минимум через 5 лет хранения необходимо будет проводить экспертизу ценности силами экспертно-проверочной комиссии (ЭПК), чтобы часть наиболее ценных для организации документов хранить и далее (вплоть до постоянного срока хранения), а часть можно было уничтожить. Аналогично стоит понимать «5 л. ЭК» и «5 л. ЦЭК» – просто комиссии могут быть разными;
  • срок «До минования надобности» не может быть менее 1 года.
  • Все это следует из текста сносок и списка сокращений ПТУД.

Перечень научно-технических документов (ПНТД) будет необходим организациям, занимающимся научной, научно-технической, производственно-технической, проектной и строительной деятельностью. Документ открывают подробные «Указания по применению перечня», в которых также объясняется его структура (содержит 13 разделов). Завершает перечень предметный указатель.

Его принципиальным отличием от ПТУД является установление для одной категории документов (в одной строке) разных сроков хранения в зависимости от «способа их использования» в организации:

  • если она их разрабатывает, то см. срок в графе 4,
  • если только согласует / утверждает – в графе 3,
  • если является заказчиком на их разработку – в графе 5,
  • если эксплуатирует объекты, в них описанные, но не является заказчиком – в графе 6.

Итак, использование перечней с указанием сроков хранения документов должно быть осознанным. В равной степени вредно и сплошь читать их сверху вниз, и бездумно пользоваться автоматическим поиском по тексту.

Два варианта работы с ПТУД

Алгоритм использования перечней документов с указанием сроков хранения разберем на примере ПТУД, с которым работает большинство наших читателей. Это можно делать двумя способами:

  • способ № 1 – сначала использовать предметный указатель, где виды документов перечислены по алфавиту (а внутри могут быть указаны их «подвиды» – см. отметку «2» в Примере 2). Проиллюстрируем ­применение этого способа в Примере 3;
  • способ № 2 – сначала найти в перечне раздел, соответствующий вашему структурному подразделению. Напомним: список разделов приведен в самом начале в «Общих положениях». Далее в основной таблице выбранного раздела (см. Пример 1) просматриваем строки графы 2, где перечислены категории документов от более к менее важным. Среди них нужно найти наиболее подходящую для вашего дела. См. Пример 4.

Пример 3

При определении срока хранения начинаем поиск с предметного указателя ПТУД (на примере протоколов оперативных совещаний у генерального директора)

СвернутьПоказать

Давайте определим срок хранения для протоколов оперативных совещаний, еженедельно проходящих у генерального директора.

Шаг 1. Найдем в «Указателе видов документов» «ПРОТОКОЛЫ» (этот фрагмент ПТУД см. в Примере 2).

Шаг 2. Среди представленных разновидностей протоколов нам более всего подходит вариант «заседаний, совещаний» (отметка «3» там же). Напротив «заседаний, совещаний» указан номер статьи, в которой содержится их срок хранения – 18. Перейдем в нее:

Шаг 3. В статье 18 мы видим пункт е) «совещание у руководителя организации (2)». Но мы видим здесь сноску «(2)» и смотрим ее расшифровку в графе «Примечание» – протоколы именно оперативных совещаний хранятся в течение 5 лет, после чего проходят экспертизу ценности и либо уничтожаются, либо хранятся еще некоторое время по решению экспертной комиссии (об этом говорит отметка «ЭПК»).

Таким образом, в номенклатуру дел для дела «Протоколы оперативных совещаний генерального директора» вписываем срок хранения «5 лет ЭПК, ст. 18 е)» по ПТУД.

Пример 4

При определении срока хранения документов / материалов, которых нет в «Указателе видов документов» ПТУД

СвернутьПоказать

Теперь наша задача – определить срок хранения для статей, написанных пресс-службой для размещения на сайте компании и утвержденных генеральным директором. Предметный указатель не ­содержит такого вида документа / материалов. Мы можем действовать следующим образом:

Шаг 1. Открываем «Общие положения» ПТУД и читаем, что раздел 6 включает в себя документы об информационном обслуживании деятельности организаций.

Шаг 2. Переходим в раздел 6 основной таблицы и изучаем виды документов, представленные в нем.

Шаг 3. Находим статью 553 «Документы (информации, сведения, сводки, отчеты, справки) об основной (профильной) деятельности организации, подготовленные для размещения на Интернет-сайте». Очевидно, что статьи нашей пресс-службы подходят под эту категорию. Тогда срок их хранения – «5 лет ЭПК», т.е. после 5 лет хранения в результате экспертизы ценности они могут быть уничтожены либо храниться далее.

Таким образом, срок хранения статей, подготовленных пресс-службой для размещения на сайте и утвержденных генеральным директором – 5 лет (ЭПК) по ст. 553 ПТУД.

Очевидно, что, практикуя оба описанных подхода, установить сроки хранения документов подразделения несложно. Но и на этом пути не обошлось без подводных камней. Проводя инструктаж коллег по ­пользованию перечнями, нужно проговорить два нюанса.

Нельзя бездумно пользоваться поиском. Перечень будет использоваться, скорее всего, в электронном виде, казалось бы: открываем поисковую строку, нажав «Ctrl+F», и вписываем в нее ключевой фрагмент названия документа или дела. Находим его, устанавливаем срок хранения и ­переносим в номенклатуру. Дело сделано?

Действительно, такой поиск по тексту перечней может быть быстрым. Но, используя его, обязательно нужно уточнять, к какому разделу принадлежит найденная строка таблицы. А лучше оценить все найденные компьютером строки, в которых содержится искомый фрагмент, т.е. не всегда можно останавливаться на первом попавшемся варианте.

Пример 5 СвернутьПоказать

Работнику диспетчерской службы энергоснабжающего предприятия нужно установить срок хранения оперативного журнала. Нет ничего проще: в ПТУД есть статья 843 «Журналы диспетчерские». Хранить их предписывается 3 года. Только вот относится она к разделу 10.3 «Транспортное обслуживание, внутренняя связь», потому к журналам диспетчера, принимающего информацию о локальных отключениях электричества, никакого отношения не имеет!

Здесь следует воспользоваться ПТУД, в статье 1107 которого в разделе 8.1 «Организация производства» устанавливается срок хранения для «Журналов диспетчерских оперативных записей, рапортов начальников смен, инженеров и мастеров», равный 1 году в эксплуатационных организациях.

В Примере 5 речь идет о неточности в сторону увеличения срока хранения, что не так чревато, как если бы по ошибке и невнимательности срок хранения документа был бы уменьшен.

Еще один аргумент в пользу того, что заниматься номенклатурой дел подразделения должны его сотрудники (и это обязательно нужно до них донести) – несоответствие наименований документов в перечнях и в каждой конкретной организации, поэтому нужно оценивать смысл (!)написанного в перечне и сопоставлять с имеющимися у вас документами.

Ведь перечни универсальны, и формулировки максимально обобщены, чтобы все организации смогли «узнать в них» свои документы. Далеко не все дела в производственной и управленческой деятельности предприятий называются так однозначно (скажем, вместо «Трудовые договоры» ­некоторые почему-то используют слова «контракты» и «соглашения»).

Пример 6 СвернутьПоказать

Приведем в качестве примера статью 753 ПТУД «Документы (сводные ведомости, таблицы, расчеты) о потребности в материалах (сырье), оборудовании, продукции». Если в компании нет документов с такими наименованиями, то это не означает, что нет документов с такой функцией, и в номенклатуре дел вполне может фигурировать позиция «Сводные годовые заявки на ТМЦ для обеспечения потребностей структурных подразделений». Очевидно, что работник отдела снабжения скорее узнает в обобщенно сформулированной статье перечня «свой документ», чем ­делопроизводитель.

Несмотря на то что работа с перечнями документов совсем не так сложна и кропотлива, какой кажется на первый взгляд, проверять за работниками отделов нужно. Настоятельно рекомендуется специалисту службы ДОУ, ответственному за составление сводной номенклатуры дел организации, пройтись по каждому делу и проверить указанный в графе 4 номер статьи перечня. Ошибки найдутся обязательно, и исправлять придется много – это неизбежность. Но уменьшить количество ошибок и взятых «с потолка» сроков и статей поможет внятное объяснение ­коллегам принципов работы с перечнями документов.

Читайте статью «Новые Правила работы архивов о номенклатуре дел» Читайте статью «Опросный лист для исследования документального фонда организации» См. ответы на вопросы «К какой категории относятся приказы об увеличении нагрузки тренера-преподавателя и о распределении дополнительной учебной нагрузки на нового сотрудника?», «Какие документы-основания для подготовки постановления / распоряжения должны передаваться в архив на постоянное хранение?» на нашем сайте Как разработать номенклатуру дел ИТ-подразделения? Как в холдинге ограничиться составлением номенклатур дел структурных подразделений без их слияния в сводную? Ответы читайте в статье «Разработка номенклатуры дел: трудные и особенные случаи» Чем и как пользоваться (на примерах) при определении сроков хранения научно-технических документов объяснила начальник отдела комплектования госархива в статье «Экспертиза ценности научно-технической документации»

Сноски

СвернутьПоказать

  1. Т.е. общих для большинства организаций. Вернуться назад

  2. Далее – ПТУД (как аббревиатура от «Перечень типовых управленческих документов»). Вернуться назад

  3. Далее – ПНТД (как аббревиатура от «Перечень научно-технических документов»). Вернуться назад

  4. Примерные перечни документов со сроками хранения разрабатывают обычно архивные органы субъектов РФ для своих подопечных. Этим могут заниматься и крупные корпорации. Вернуться назад

  5. Ведомственные перечни в основном разрабатывают федеральные органы исполнительной власти для себя и подведомственных организаций. Вернуться назад

  6. Но тут есть один нюанс. Положение о порядке и сроках хранения документов акционерных обществ ссылается на Перечень типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения (утв. Росархивом 06.10.2000). Этот перечень утратил свое действие в связи с изданием приказа Росархива от 26.08.2010 № 63. Приказом Минкультуры России от 25.08.2010 №558 вместо него был утвержден ПТУД.
    Новый вариант Положения для АО мы теперь уже ждем от Банка России, под крыло которого АО перешли от ФСФР РФ (а до этого – ФКЦБ РФ).Вернуться назад

Бесплатно 1 номер журнала

Источник публикации

«Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», N 38, 20.09.2010

Примечание к документу

В соответствии с пунктом 2 данный документ вступает в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования.

Название документа

Приказ Минкультуры РФ от 25.08.2010 N 558

«Об утверждении «Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранен

(Зарегистрировано в Минюсте РФ 08.09.2010 N 18380)

Зарегистрировано в Минюсте РФ 8 сентября 2010 г. N 18380

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 25 августа 2010 г. N 558

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ «ПЕРЕЧНЯ

ТИПОВЫХ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ АРХИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ, ОБРАЗУЮЩИХСЯ

В ПРОЦЕССЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ, ОРГАНОВ

МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИЙ, С УКАЗАНИЕМ

СРОКОВ ХРАНЕНИЯ»

1. Утвердить прилагаемый «Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения».

2. Настоящий Приказ вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.

3. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя Министра А.Е. Бусыгина.

Врио Министра

А.Е.БУСЫГИН

Информация предоставлена компанией «КонсультантПлюс»

Прикрепленный файл Размер
Приложение Приказ Минкультуры РФ от 25.08.2010 N 558 1.08 Мб

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *