Периодичность плановых проверок

Комплект документов по охране труда, которые должны быть на каждом предприятии (обязательный минимум).
Проверку проводит государственный инспектор по труду (Федеральная инспекция труда – Роструд)

Приказ о возложении обязанностей: назначение ответственного по охране труда за проведение инструктажей (ст.217 ТК (за электрохозяйство – п.1.2.3, 1.2.7 ПТЭЭП, по пожарной безопасности – ППБ 01-03 п.8, за Грузопод. мех., за леса)
Материалы аттестации рабочих мест + протоколы замеров ВПФ (шум, климат…) (ст.212 ТК РФ)
Обучение по охране трудадля руководителей и специалистов (удостоверения) (ст.225 ТК РФ)
Программа вводного инструктажа /текст-инструкция/ проведения (п.2.1.2. ГОСТ 12.0.004-90; ст.212; 225 ТК РФ)
Перечень инструкций по ОТ (все действующие инструкции, даты, номера) (п.5.9 Пост. Минтруда №80; ст.211, 212 ТК)
Инструкции по охране труда по профессиям и видам работ (подлинники) (ст.21 ТК РФ).
Инструкция проведения инструктажа персонала на 1 гр по электробезопасности (Текст п.1.4.4. ПТЭЭП)
Перечень законодательных и правовых актов по ОТ /литература/: Законы, ТК, Правила, стандарты.
Перечень производств и профессий, при работе в которых обязательно прохождение первичных /периодичных мед.осмотров /вредные условия труда (если есть) (Приказ Мин. здравоохранения №90 от 10.13.2003, ст.13 ТК РФ)
Перечень видов работ и профессий повышенной опасности (если есть)
Перечень бесплатно выдаваемой спец. одежды, обуви и СИЗ, которые должны быть (ст.131 ТК РФ)
Личная карточка учёта специальной одежды, обуви и СИЗ + их наличие
Журналрегистрации вводного инструктажа (ст.212 и 225 ТК РФ. Пункт 2.1.2 ГОСТ 12.0.004-90)
Журнал регистрации инструктажа на рабочем месте: первичного, повторного, внепланового, целевого (п.7.9 и 7.2.2. ГОСТ 12.0.004-90, ст.225 ТК РФ
Журнал регистрации несчастных случаев + материалы по НС: акт по НС (если были) и др.
Журнал учета мероприятий по улучшению условий и охране труда с суммами затрат (ст.226 ТК РФ)
Журнал учёта выдачи СИЗ (средств индивидуальной защиты), специальной одежды, обуви (бесплатно, согласно действующих норм /если они положены/) (Пост. Минтруда России от 18.12.1998г. №51; ст.131)
Журнал учёта выдачи инструкций по охране труда для работников /+приказы по ОТ/.
Журнал учёта и содержания защитных средств (если есть)
Журнал учёта присвоения групп по электробезопасности (п.1.4.4. ПТЭЭП)
Журнал регистрации наряд-допусков на работы с повышенной опасностью (если есть)
Журнал учёта проверяющих (проверок) с недостатками (если были)
Приказ о назначении ответственных лиц за производство работ повышенной опасности
Протоколы измерения величины сопротивлений. Журнал ведёт служба энергетика (если есть)

Список документов, которые инспектор по труду может проверить, может быть увеличен:

Кадровые документы:

Штатное расписание организации (по классификатору ОК-016-94) (Пост. Госкомстата №1 от 05.01.2004)
Правила внутреннего распорядка (ст. 91, 100, 108, 189, 190 ТК РФ)
Приказ о предоставлении отпусков и график отпусков (ст. 213 ТК РФ, Пост. Госкомстата №1 от 05.01.04)
Трудовые книжки (ст. 84-1 ТК РФ; Постановление Правительства РФ от 16.04.03 «О трудовых книжках»)
Трудовые контракты (договора) (ст.57 ТК РФ)
Должностные инструкции рабочих и служащих по штатному расписанию
Личные карточки работников. (Пост. Госкомстата №1 от 05.01.2004)
Выдача заработной платы 2 раза в месяц. Расчётные листки по зар.плате (ст.136 ТК РФ)

Документы по электробезопасности:

Журнал учёта проверки знаний норм и правил работы в электроустановках (п.1.4.3, 1.4.4. ПТЭЭП)
Перечень профессий, рабочих мест и должностей ИТР, которые должны иметь группу по электробезопасности (1-ую группу или выше для работ под напряжением) (п.1.4.4. ПТЭЭП)

Документы по пожарной безопасности:

Журнал регистрации противопожарного инструктажа (вводного) (ППБ 110-03)
Программа противопожарного инструктажа (вводного) текст (ППБ 110-03)
Инструкция по пожарной безопасности. Места обесточивания предприятия. Порядок закрытия помещения после окончания работы. Места для курения. Пожарно-техническая комиссия. Автоматическая система пожарной сигнализации. Два выхода (выходы не загромождать!). Решётки на первом д.б. раскрываемыми. (ППБ 110-03)
Обучение пожарно-техническому минимуму руководителей, специалистов (удостоверения)
План-схема эвакуации
Приказ о назначении лица, отвечающего за средства пожаротушения (огнетушители с номерами, дата проверки)

О проведении проверок

Федеральный закон от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» устанавливает порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, их права и обязанности органов, а также меры по защите прав и законных интересов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Положения данного закона не применяются к действиям государственных органов при проведении административного расследования, осуществлении государственного контроля в пунктах пропуска через границу Российской Федерации.

Организация и проведение плановой проверки

Предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем установленных требований, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.

Плановые проверки проводятся на основании сводных ежегодных планов, сформированных Генеральной прокуратурой Российской Федерации. Сводный план проведения плановых проверок размещается на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение 3 лет со дня:

1) государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;

2) окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;

3) начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в соответствии с представленным уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности.

Плановые проверки проводятся не чаще чем 1 раз в 3 года.

В отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере, плановые проверки могут проводиться 2 и более раза в 3 года.

О проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом контроля не позднее чем в течение 3 рабочих дней до начала ее проведения, направляя копию распоряжения или приказа руководителя (заместителя руководителя) органа контроля о начале проведения плановой проверки или иным способом.

Организация и проведение внеплановой проверки

Предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем установленных требований, выполнение предписаний органов контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.

О проведении внеплановой выездной проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом контроля не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом.

В случае если в результате деятельности предпринимателя причинен вред (или есть такая угроза) жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства, если возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, а также, если нарушаются права потребителя, предварительное уведомление юридических лиц, индивидуальных предпринимателей о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется.

Внеплановую проверку также требуется согласовать с прокуратурой, за исключением случаев причинения вреда жизни и здоровью граждан, в этом случае прокуратура уведомляется о проведенном мероприятии в течение суток.

Проверки могут проводиться в форме документарной проверки и (или) выездной проверки.

Документарная проверка

Предметом являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими установленных требований, исполнением предписаний и постановлений органов контроля.

В процессе проведения документарной проверки в первую очередь рассматриваются документы юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющиеся в распоряжении органа контроля, в том числе уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, акты предыдущих проверок, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы.

В случае если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении органа контроля, вызывает обоснованные сомнения, либо эти сведения не позволяют оценить исполнение предпринимателем установленных требований, органы контроля запрашивают у юридического лица, индивидуального предпринимателя иные необходимые документы.

При проведении документарной проверки орган контроля не вправе требовать у юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения и документы, не относящиеся к предмету проверки.

Выездная проверка

Предметом являются содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения, а также соответствие их работников, состояние используемых при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, производимые и реализуемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги) и принимаемые ими меры по исполнению установленных требований.

Выездная проверка проводится в случае, если при документарной проверке не представляется возможным:

а) удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов деятельности и иных имеющихся в распоряжении органа контроля документах юридического лица, индивидуального предпринимателя;

б) оценить соответствие деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя установленным требованиям.

Срок проведения проверки

Срок проведения проверок не может превышать 20 рабочих дней.

В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия в год.

В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и длительных исследований, специальных экспертиз и расследований, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен, но не более чем на 20 рабочих дней, а в отношении малых предприятий, микропредприятий — не более чем на 15 часов.

Нормативными правовыми актами, регулирующими проведение надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей являются:

  • Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
  • Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
  • Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»;
  • Федеральный закон от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»;
  • Федеральный закон от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»;
  • Федеральный закон от 09.01.1996 № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения»;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 № 554 «Об утверждении Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании».

Информация о порядке исполнения государственной функции по проведению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей

Административный регламент исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по проведению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров», утв. Приказом Роспотребнадзора от 16.07.2012 №764

Утвержденный трудовой инспекцией план проверок на 2018 год

План проверок на 2018 год трудовая инспекция каждого из регионов РФ традиционно утвердила в конце 2017 года. Рассмотрим особенности проверочных мероприятий, проводимых трудовой инспекцией, для 2018 года.

Регулирование в сфере труда: от Минтруда до трудинспекции

На каком основании и что контролирует Роструд?

Принципы установления периодичности проверок

Что нового в проверках инспекций труда в 2018 году?

Где найти план проверок Роструда на 2018 год?

Итоги

Регулирование в сфере труда: от Минтруда до трудинспекции

Законодательство о труде охватывает очень широкий спектр вопросов (оформление приема на работу и увольнения, установление времени отдыха, организация, охрана и дисциплина труда, труд в особых условиях или для особых категорий работников, ответственность сторон, особенности проведения расчетов и определения сроков). И это требует не только урегулирования отдельных моментов, возникающих в процессе его применения, но и обновления (если в этом возникает необходимость) действующих норм, а также систематического контроля за соблюдением установленных правил.

Органом, осуществляющим законодательные разработки в сфере труда, является Минтруд России (Министерство труда и социальной защиты РФ), и вопросы труда — не единственные, находящиеся в его ведении. В структуру Минтруда входит исполнительный орган, деятельность которого ориентирована исключительно на реализацию законодательства о труде и на связанные с ним темы (обеспечение занятости, социальную поддержку незащищенных слоев населения, вопросы трудовой миграции, решение коллективных трудовых споров). Это Федеральная служба по труду и занятости (Роструд).

В регионах Роструд действует через свои территориальные подразделения — трудовые инспекции, осуществляя не только общее руководство их деятельностью, но и обеспечивая для них взаимодействие с другими органами власти всех уровней и с общественными объединениями. Таким образом, непосредственную работу с работодателями в каждом из субъектов РФ ведут трудинспекции. И они же планируют свою работу, составляя в отношении главной своей задачи (контроля) планы работы на каждый очередной календарный год.

Говоря о таком плане, не совсем верно называть его, например, «планом проверок Минтруда на 2018 год», поскольку Минтруд сам такие проверки не проводит. Правильнее будет использовать определения «план проверок Роструда на 2018 год» или «план проверок трудовой инспекции на 2018 год».

На каком основании и что контролирует Роструд?

Базовые вопросы контроля за соблюдением трудового законодательства включены отдельной главой в ТК РФ (гл. 57). Именно здесь указано, что этот процесс осуществляется федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на это, и его территориальными подразделениями (ст. 354 ТК РФ).

Проверке подлежат вопросы, связанные:

  • с соблюдением трудовых прав работников;
  • созданием безопасных условий труда;
  • возникновением случаев производственного травматизма;
  • социальным обеспечением работников;
  • проведением аттестации рабочих мест.

Для этого госинспекторам предоставлены следующие права (ст. 357 ТК РФ):

  • беспрепятственного посещения территории работодателей в любое время суток;
  • запроса необходимых документов, пояснений и информации;
  • изъятия образцов для анализа с оформлением акта об этом;
  • самостоятельного проведения расследования несчастных случаев или участия в таких расследованиях;
  • выдачи обязательных для исполнения предписаний:
    • об устранении выявленных нарушений;
    • о привлечении виновных лиц к ответственности вплоть до отстранения их от работы;
    • приостановлении деятельности небезопасных производств вплоть до направления в суд требований об их ликвидации;
    • запрете применения не соответствующих требованиям средств индивидуальной защиты;
  • административного наказания виновных и передачи материалов по ним в правоохранительные органы и в суд.

О том, какой штраф получит работодатель при отсутствии штатного расписания, читайте в материале «А вы оформили штатное расписание на 2018 год?».

При этом проверяющие инспекторы должны неукоснительно соблюдать законодательство, не допускать ущемления прав работодателей и не разглашать ставшие им известными сведения, составляющие тайну любого из существующих уровней.

Принципы установления периодичности проверок

Процедура контроля, проводимого трудинспекцией, регулируется Положением о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства, утвержденным постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 № 875. Этот документ предписывает осуществлять плановые и внеплановые проверки, проводя их документарным и (или) выездным способом.

Необходимость во внеплановых проверках возникает в ситуациях:

  • истечения срока, отведенного предписанием на устранение выявленных нарушений;
  • поступления в инспекцию жалоб на допускаемые работодателем правонарушения;
  • возникновения распоряжения вышестоящего органа.

Плановые проверки проводятся с периодичностью 1 раз в несколько лет (от 2 до 6). Определяется эта периодичность категорией риска, которой оценивается каждый из работодателей. Периодичность в зависимости от категории риска такая:

  • 2 года — высокий риск;
  • 3 года — значительный риск;
  • 5 лет — средний риск;
  • 6 лет — умеренный риск.

На эту периодичность и ориентируются ежегодно составляемые планы проверочных мероприятий. В конце 2017 года трудинспекциями утверждены планы проверок на 2018 год.

Критерии отнесения работодателя к той или иной категории приведены в приложении к Положению о гоструднадзоре, утвержденному постановлением Правительства РФ № 875.

Перечни работодателей, относимых к категории высокого риска, можно найти на сайте Роструда в разбивке по регионам. Они составляются заблаговременно (не позднее чем за полгода до планового года проведения проверки) и позволяют работодателю принять меры к снижению категории риска. Но для того, чтобы это повлияло на уже присвоенную категорию, в Гострудинспекцию придется подать соответствующее заявление.

О некоторых ошибках, которые можно попробовать исправить, читайте в публикации «Ошибки, за которые штрафует трудинспекция — они могут быть у вас».

Что нового в проверках инспекций труда в 2018 году?

С 01.01.2018 текст Положения о гоструднадзоре, утвержденного постановлением Правительства № 875, обновлен постановлением Правительства РФ от 08.09.2017 № 1080.

В части процедуры проведения проверок изменения свелись к следующему: проводя плановые проверки, инспекторы обязаны использовать для сбора сведений о соблюдении законодательства о труде утвержденный перечень контрольных вопросов. Эти вопросы касаются наиболее значимых моментов, отражающих соблюдение норм трудового права. Кругом этих вопросов должен ограничиваться предмет плановой проверки.

В период с января по июнь 2018 года применение таких перечней обязательно при проведении проверок работодателей, отнесенных к категории умеренного риска, а с 01.07.2018 они применяются при проверках всех работодателей (п. 2 постановления Правительства № 1080).

Формы проверочных листов, отражающих перечень вопросов для каждого из предметов плановой проверки (общее их количество — 107), приведены в приложениях к приказу Роструда от 10.11.2017 № 655.

Где найти план проверок Роструда на 2018 год?

Где можно ознакомиться с планом проверок трудовой инспекции труда на 2018 год? Он доступен для просмотра на сайте Роструда.

С главной страницы, выбрав иконку «Инспекции труда», переходим к выбору нужного региона. Выбор осуществляется либо через отметку соответствующей территории на карте РФ, либо введением названия населенного пункта в строке поиска. А уже на странице выбранного субъекта РФ в меню предлагаемых для просмотра страниц ищем слова «План проверок». На посвященной им странице среди планов нужно найти относящийся к 2018 году.

План может быть единым для субъекта РФ либо разбитым по видам проверяемых работодателей или отдельным территориям региона. Но в любом случае он будет составлен по типовой форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 30.06.2010 № 489. Форма предполагает отражение в ней:

  • сведений о проверяемом лице (название, адрес, коды);
  • данных о проверке (цель, основание, сроки, форма проведения);
  • последствий проверки, проведенной в отношении субъекта малого предпринимательства (административное наказание, приостановление или аннулирование действия лицензии);
  • информации о присвоении категории риска.

Утвержденного плана проверок на 2018 год трудовая инспекция будет придерживаться, проводя контрольные мероприятия. Но план может корректироваться, и тогда сведения о внесенных в него изменениях тоже появятся на сайте Роструда на странице соответствующего региона, посвященной плану.

Итоги

Необходимость проверки соблюдения работодателем требований трудового законодательства заложена в текст основного документа о труде — ТК РФ. Проводятся такие мероприятия трудовыми инспекциями, представляющими собой территориальные подразделения Роструда. Проверки подразделяются на плановые и внеплановые. Периодичность проведения плановых проверок зависит от категории риска, присвоенной работодателю. С 01.01.2018 предмет проводимой плановой проверки ограничивается кругом утвержденного перечня вопросов, относящихся к определенной теме контрольного мероприятия.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Количество внеплановых проверок бизнеса предлагают ограничить

Минэкономразвития России разработало законопроект, предусматривающий установление предельного количества внеплановых проверок, которое не сможет превышать 30% от среднего за предшествующие три года числа плановых проверок по каждому виду контроля (надзора).

Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Закон № 294-ФЗ) определяет порядок проведения проверок компаний и предпринимателей органами государственной власти. Речь идет в том числе о проверках со стороны налоговой службы, внебюджетных фондов, полиции, противопожарной службы, инспекции труда, Ростехнадзора, Росздравнадзора, Роспотребнадзора и др.

Проверки подразделяются на плановые и внеплановые, документарные и выездные. Ежегодный Сводный план проверок составляется Генеральной прокуратурой и размещается на ее официальном сайте.

Внеплановые проверки проводятся только при наличии одного из оснований (ч. 2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ):

  • истечение срока исполнения компанией или ИП ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;

  • поступление в контрольный (надзорный) орган заявления от компании или ИП о предоставлении правового статуса, лицензии или разрешения, если проведение соответствующей внеплановой проверки предусмотрено правилами их предоставления;

  • поступление в контрольный (надзорный) орган информации об угрозе причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, объектам культурного наследия и др.; об угрозе чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; о нарушении прав потребителей;

  • выявление параметров деятельности компании или ИП, соответствие которым или отклонение от которых согласно утвержденным органом государственного контроля (надзора) индикаторам риска является основанием для проведения внеплановой проверки;

  • приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

О внеплановой проверке организацию должны уведомить не менее чем за 24 часа до ее начала любым доступным способом (телефон, телеграмма и др.). Уведомление не требуется только в одном случае: проверка назначена по сообщению о причинении вреда.

Не секрет, что различные придирки проверяющих ведомств являются сегодня одним из основных страхов малого бизнеса. Внеплановую проверку могут легко инициировать в том числе обиженный работник компании, клиент (покупатель), который остался недоволен услугами (товарами) компании. Более того, этот инструмент нередко служит орудием недобросовестной борьбы с конкурентами.

До сих пор процедура проведения внеплановых проверок остается недостаточно урегулированной, сохраняется возможность злоупотреблений со стороны государственных органов своими полномочиями. Прежде всего, речь идет о необоснованно частных проверках. В таком случае деятельность компании может быть фактически парализована.

В связи с этим Минэкономразвития России разработало проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон „О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля“» (опубликован на портале regulation.gov.ru под ID 02/04/11-17/00074705), целью которого является ограничение количества внеплановых проверок, проводимых каждым органом контроля (надзора) в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Прежде всего, проект предусматривает введение предельного количества внеплановых проверок. Данный показатель будет ежегодно устанавливаться руководителем каждого органа контроля (надзора) по осуществляемым им видам государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствии с требованиями, установленными Правительством РФ или Президентом РФ.

Указанными требованиями предполагается установить порядок расчета предельного количества внеплановых проверок. В качестве основного правила будет установлено, что предельное количество внеплановых проверок не может превышать 30% от среднего за предшествующие три года числа плановых проверок, проводимых органом контроля (надзора) по соответствующему виду контроля (надзора).

При этом в законопроекте предлагается закрепить, что предельное количество внеплановых проверок не применяется для видов контроля (надзора), которые осуществляются без проведения плановых проверок, а также для видов контроля (надзора) с небольшим числом плановых проверок, не превышающим установленные Правительством РФ показатели.

Законопроектом предлагается процедура подготовки предельного количества внеплановых проверок. В срок до 1 ноября года, предшествующего году применения предельного количества внеплановых проверок, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля должны направить проект приказа руководителя соответствующего органа об определении предельного количества внеплановых проверок в органы прокуратуры. Органы прокуратуры рассматривают данный проект на предмет соблюдения установленных требований, после чего, в срок до 1 декабря года, предшествующего году применения предельного количества внеплановых проверок, они вносят руководителю органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля предложения об устранении выявленных замечаний.

Законопроектом также устанавливается перечень внеплановых проверок, которые проводятся без учета предельного количества внеплановых проверок:

  • проверки, проводимые на основании фактов причинения вреда или угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) и др., а также возникновения или угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

  • проверки, основанием для проведения которых является приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ, предусматривающими проведение внеплановых проверок без учета предельного количества внеплановых проверок, или изданный на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;

  • проверки, основанием для проведения которых стало выявление параметров деятельности юридического лица или ИП, соответствующих или, наоборот, отклоняющихся от утвержденных соответствующим органом индикаторов риска.

В качестве дополнительной меры, направленной на снижение количества внеплановых проверок, законопроект вводит новые правила проведения проверок для контроля за исполнением ранее выданного предписания. Так, каждое предписание должно будет содержать в себе форму представления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем отчета о его исполнении. Внеплановая проверка может быть проведена только по итогам рассмотрения отчета об исполнении предписания или если отчет не поступил в срок для исполнения предписания. Рассмотрение отчета может проводиться с привлечением документов, которые находятся в распоряжении органа контроля (надзора), при необходимости могут быть проведены мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами и ИП. По итогам рассмотрения отчета орган контроля (надзора) направляет подконтрольному субъекту уведомление о принятии отчета или же о проведении внеплановой проверки.

Законопроект вводит ограничение по сроку проведения внеплановой проверки до десяти рабочих дней, а также устанавливает рабочие дни, периоды, которые не включаются в указанный срок, отдельно для выездной и документарной проверок.

Законопроект также предусмотрел ограничение предмета внеплановой проверки, проводимой в связи с поступлением обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из СМИ. Предметом такой внеплановой проверки может быть только соблюдение обязательных требований, связанных с фактами, указанными в таких обращениях, заявлениях и информации.

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *