План перевозок

Планирование перевозок грузов

Планирование грузовых перевозок подразделяется на перспективное, текущее и оперативное планирование.

Перспективное (стратегическое) планированиевключает в себя разработку основных направлений и показателей деятельности на длительный период от 5 до 15 лет. В его рамках все расчеты выполняются на основании прогнозов развития экономических и социальных процессов в регионе и анализа рыночной конъюнктуры.

Текущее планированиепроводится на год. В этом случае возможный объем работы и необходимые для его выполнения ресурсы рассчитываются на основании имеющихся и подготовленных к заключению договоров.

При расчете ресурсов, необходимых для освоения объемов работ по договорам, используют коэффициент запаса, который должен учитывать выработку ресурса ПС и возможность выполнения разовых заказов.

При составлении годового плана работы АТО по перевозкам грузов рассчитываются следующие показатели по типам ПС: коэффициент выпуска и использования парка АТС; автомобиледни в работе; возможные объемы перевозок; годовой пробег, в том числе с грузом; требуемые ресурсы для поддержания АТС в работоспособном состоянии, расход топлива и ГСМ; себестоимость перевозок.

Оперативное планирование— это конкретизация плановых заданий по времени выполнения, в пространстве (по местам выполнения производственных заданий), по специфике технологии и организации производства управляемого объекта (структура ПС, ПРМ, выбор технологии и т.д.). Оперативное планирование включает в себя разработку планов работы в целом АТО и конкретных АТС и водителей на месяц, неделю и смену. В процессе оперативного планирования решаются следующие задачи:

− расчет провозных возможностей АТО;

− расчет оптимальных маршрутов движения ПС;

− составление почасовых графиков работы ПС;

− составление плана работ по клиентуре;

− расчет предполагаемых затрат и необходимых ресурсов для выполнения перевозок;

− составление сменно-суточного плана работы АТО, графика выпуска ПС на линию и оформление путевой документации.

Основным документом оперативного планирования является сменно-суточный план.

Особенности задач оптимизации на транспорте.Широкое использование методов оптимизации на AT неразрывно связано с развитием средств вычислительной техники, которая позволяет находить оптимальные решения в оперативном режиме, с учетом быстро меняющейся обстановки. Объективная предпосылка использования методов оптимального планирования перевозок заключается в том, что все задачи перевозочного процесса — задачи с экстремумом, причем определение наилучших решений вызывается условиями дефицитности, ограниченности заданных ресурсов.

Таким образом, выбор оптимального варианта — очередной, закономерный этап более высокой организации планирования и управления AT.

Основные методы оптимального планирования грузовых автомобильных перевозок.Взависимости от решаемой задачи в практике планирования перевозок для получения оптимальных решений применяют различные математические методы. В связи с тем, что в качестве критерия оптимальности, как правило, используют экономические показатели, часто такие методы носят название экономико-математических. Классификация основных методов, применяемых при оптимизационном планировании перевозок, представлена на рис. 8.1.

Линейное программирование — это математическая дисциплина, с помощью которой выполняется анализ и решение экстремальных задач с линейными связями и ограничениями. Здесь термин «программирование» является синонимом термина «планирование», т.е. подразумевается составление плана оптимального решения задачи.

Таким образом, экономическое содержание задач линейного программирования — отыскание

Рис.3. Методы планирования перевозок

наилучших способов использования наличных ресурсов, когда условия задачи выражаются системой линейных уравнений (равенств или неравенств), содержащих неизвестные только первой степени. Многие задачи планирования грузовых автоперевозок имеют именно такое содержание. Например, закрепление грузополучателей (ГПП) за грузоотправителями (ГОП), распределение автомобилей по объектам и маршрутам и т.д.

Для любых задач линейного программирования характерны следующие три условия:

− наличие системы взаимосвязанных факторов;

− строгое определение критерия оптимальности;

− точная формулировка условий, ограничивающих использование наличных ресурсов.

В линейном программировании имеются различные методы решения соответствующих планово-экономических задач. Если имеются всего две переменные, может быть использован графический метод решения. Однако на практике для решения подавляющего большинства задач используются специальные эвристические алгоритмы, основные из которых будут рассмотрены ниже.

К математическому программированию относятся также и методы нелинейного программирования. Соответствующие задачи в этом случае описываются нелинейными уравнениями.

Свойство нелинейности состоит в том, что результат взаимодействия двух факторов не равен простой алгебраической сумме их действий. Функция принимает экстремальные значения в точках, в которых значение ее первой производной равно нулю, т.е. необходимое условие минимума или максимума функции (х) = 0.

Часто в работе у нас возникает потребность перевернуть данные — из строчного представления сделать данные столбцом, из столбца перевернуть данные в строку. Поворот данных из столбцов в строки или наоборот называется транспонированием.

Транспонировать данные в Excel можно с помощью:

  • «Специальной» вставки с галочкой «Транспонировать»;
  • Функции Excel =трансп();
  • и с помощью сводной таблицы.

Рассмотрим данные способы транспонирования на примерах.

У нас есть таблица с данными, и мы хотим из табличного представления данных сделать строчное — для этого транспонируем данные.

1-ый способ транспонирования — специальная вставка

Транспонируем данные с помощью специальной вставки с галочкой «транспонировать».
Для этого выделяем необходимые данные и копируем их с помощью кнопки «копировать» или с помощью сочетания клавиш ctrl+c.

Затем переходим на новый лист, устанавливаем курсор, куда хотим вставить данные, и заходим в «специальную вставку»: нажимаем кнопку в меню «Специальная вставка» или нажимаем правой кнопкой мыши и выбираем пункт «Специальная вставка».

После нажатия откроется диалоговое окно, в котором ставим галочку «транспонировать» и нажимаем ОК

Данные переворачиваются, и мы получаем нужное нам строчное представление:

Обратите внимание, что при таком способе транспонирования данных связь между исходными данными и перевернутыми отсутствует. Т.е. если мы меняем исходные данные, данные в транспонированной таблице не меняются. Как транспонировать данные с сохранением связи с исходником?

2-ой способ транспонирования функция Excel =ТРАНСП()

Рассмотрим второй способ транспонирования, который, в отличие от первого, позволяет сохранить связь с исходными данными, — с помощью функции Excel «=ТРАНСП()»

Итак, как с помощью формулы =ТРАНСП перевернуть данные?

1. Вводим формулу (как в картинке выше) и передаем в неё ссылку на весь диапазон, который хотим перевернуть:

2. Выделяем диапазон в листе с формулой =ТРАНСП, равный массиву исходных данных (т.е равное количество строк и столбцов в перевернутом виде).
Чтобы легче было выделить массив нужного размера, рекомендую перевести стиль ссылок в вид R1C1, чтобы столбцы и строки стали номерами. Это делается в параметрах Excel -> в разделе «Формулы» -> поставить галочку «Стиль ссылок R1C1».

Например, у нас в исходных данных значения расположены со 2й по 47 строку и 3 столбца, в источнике данных мы выделим 3 строки и 46 столбцов начиная с 1-го. После того, как диапазон выделен, нажимаем на клавиатуре клавишу F2, а затем одновременно Ctrl+Shift+Enter, таким образом мы вводим формулу массива и получаем перевернутые данные с сохраненными ссылками на первоначальный диапазон.

Скачать пример транспонирования в Excel

Теперь дату преобразуем в формат «Дата», а продажи в «руб». В итоге получаем диапазон, аналогичный исходным данным, только с перевернутыми значениями и, что важно, связанный с исходными данными. Если мы будем изменять исходные данные, то автоматически они будут меняться на листе с транспонированными данными.

Аналогичным образом диапазон переворачивается и в обратную сторону.

3-ий способ транспонирования — сводная таблица

Третий способ транспонирования данных в Excel — с помощью сводной таблицы. Этот способ транспонирования работает только в одном направлении — из столбцов переворачивает данные в строки. Но его преимущество, по сравнению с предыдущими, — это возможность фильтровать данные и использовать всю мощь сводных таблиц.

Сначала необходимо сделать сводную таблицу. Выделяем исходные данные:

Заходим в меню «Вставка» и выбираем пункт «Сводная таблица», и в диалоговом окне сводной нажимаем «ОК»:

В новом листе создается сводная таблица:

В названия столбцов перетаскиваем поля «дата» и «товар», в значения перетаскиваем «объем продаж».

В меню «Конструктор» отключаем общие и промежуточные итоги. Меню «Конструктор» появляется в Excel при постановке курсора на сводную таблицу.

И получаем перевернутые данные:

Для удобства поле «Товары» мы можем перенести в область строк, и получить более рабочий вид кросс таблицы:

Мы рассмотрели 3 способа транспонирования данных.

Для того, чтобы сделать расчет с помощью программы Forecast4AC PRO, данные временного ряда необходимо представить в виде строки. Вы можете воспользоваться любым предложенным способом — программа будет работать и со сводной, и с формулами или ссылками и с обычными значениями, представленными в виде кросс таблицы!

Точных Вам прогнозов и хорошего настроения!

Скачать пример транспонирования в Excel

Присоединяйтесь к нам!

Скачивайте бесплатные приложения для прогнозирования и бизнес-анализа:

  • Novo Forecast Lite — автоматический расчет прогноза в Excel.
  • 4analytics — ABC-XYZ-анализ и анализ выбросов в Excel.
  • Qlik Sense Desktop и QlikView Personal Edition — BI-системы для анализа и визуализации данных.

Тестируйте возможности платных решений:

  • Novo Forecast PRO — прогнозирование в Excel для больших массивов данных.

Получите 10 рекомендаций по повышению точности прогнозов до 90% и выше.

// Потребность в грузоперевозках

Потребность в грузоперевозках будет всегда считаться самой оптимальной темой не только для клиентов, но и для самих транспортных компаний. Так как без транспортных перевозок невозможно представить развитие промышленности и рост отраслей экономики. На самом деле потребность в грузоперевозках появилась ещё давно, а точней тысячи лет назад, когда древние люди для осуществления успешной торговли перевозили свои товары с одного места на другое, хотя в те времена транспорт имел небольшую грузоподъемность, и преимущественно использовалось мореходство.

Потребность в грузоперевозках всегда будет затрагивать нашу жизнь, так как если бы грузоперевозки исчезли, то все люди просто остались бы не только без еды и одежды, но и практически без всего необходимо для жизни. Именно этими нюансами и можно объяснить то большое количество транспортных компаний на рынке грузоперевозок, которые предоставляют данные услуги. При этом следует заметить, что транспортировка грузов как и любой бизнес, на прямую, зависит от многих факторов, самым главным из которых считается сезонность. Только правильно изучая и учитывая все изменения в подобных потребностях, можно грамотно и равномерно распределить нагрузку грузоперевозок на работников транспортной компании. Также аналогично вышеперечисленному, каждая организация без особых усилий и дополнительных затрат сможет на высшем уровне поддерживать работоспособность своего автопарка. Поэтому в грузоперевозках очень важно принимать во внимание сезонность транспортировки груза, только таким образом можно эффективно спланировать и провести целый комплекс работ, направленный на улучшение клиентской базы, благодаря этому транспортная компания гарантировано обеспечит себя большими объёмами заказов.

При этом следует заметить, что большая часть грузоперевозок в основном приходиться на осенний период, когда начинается активный сбор урожая, основными клиентами транспортных компаний в это время являются крупные сельхозпроизводители, для которых важным моментов в выполнении заявок на перевозку является качество и быстрота. Так как на качество грузоперевозок могут существенно влиять и погодные условия, то немаловажным критерием в этом есть правильно подобранный маршрут следования груза, благодаря которому получится экономия не только во времени доставки товара, но ещё получится значительно сэкономить денежные средства на оплату транспортных услуг.

Планирование перевозок

Планирование перевозок грузов – одна из важнейших функций в системе распределения продукции. В общем виде планирование – это процесс принятия решений, который предшествует будущему действию.

Планирование позволяет

  • предвидеть перспективу развития системы перевозок грузов при распределении продукции на будущее;
  • более рационально распределять и использовать ресурсы предприятия при осуществлении поставок конечным потребителям; • повышать качество транспортных услуг в соответствии с конъюнктурой рынка;
  • обеспечивать устойчивость бизнеса и избегать риска банкротства;
  • эффективно проводить инновационную политику на предприятии;
  • повышать эффективность использования автотранспорта и улучшать финансовое состояние предприятия;
  • обеспечивать координацию действий поставщика и потребителя при осуществлении перевозок;
  • совершенствовать контроль за ходом транспортировки грузов.

Объектом планирования перевозки грузов в системе распределения служит взаимосвязанная система планово-экономических показателей, характеризующих процесс транспортировки товаров и ресурсов.

Этапы планирования грузоперевозок

Планирование перевозок грузов в системе распределения как процесс практической деятельности включает три основных этапа:

1) составление планов транспортировки грузов, принятие решений о будущих целях перевозок распределяемых товаров и продукции и способах их достижения;

2) организация выполнения плановых решений по доставке товаров и продукции потребителям , оценка реальных показателей деятельности по транспортировке товара потребителям;

3) контроль и анализ конечных результатов перевозок, корректировка фактических показателей и совершенствование деятельности системы перевозок товара в системе распределения.

Стратегическое планирование

Стратегическое планирование перевозок грузов в системе распределения — учитывает взаимоотношения не только внутри предприятия, но и с ее внешними деловыми партнерами и всем окружением, с которым оно непосредственно взаимодействует. При стратегическом планировании перевозок в системе распределения необходимо учитывать следующие факторы:

Внутренние

  • какой автотранспорт будет использоваться при доставке продукции потребителям: свой или наемный?
  • при положительном решении об использовании своего автотранспорта — определение характера управления собственным автопарком;
  • при положительном решении об использовании наемного автотранспорта — оценка конкурентной ситуации транспортного процесса на рынке транспортных услуг; • планирование затрат на доставку грузов и своевременность (при необходимости скорость) транспортировки;
  • качество доставки грузов в системе распределения;
  • возможность привлечения дополнительных финансовых ресурсов; • способности сотрудников отделов распределения и доставки, руководства предприятия;
  • учет принятой в компании стратегии распределении (например, снижение затрат в сети распределения, повышение уровня обслуживания клиентов, сокращение полного цикла заказа, переход на аутсортинг и т.д.);
  • принятая в компании система экономических показателей работы транспорта.

Внешние

  • соотношение тарифных показателей транспортных услуг конкурентов, по какой системе работают конкуренты: свой или наемный автотранспорт?
  • преимущества и недостатки технических характеристик автотранспорта для доставки товара, используемого конкурентами;
  • преимущества и недостатки маркетинговой политики конкурентов в области организации перевозок в системе распределения;
  • удаленность клиентов от места расположения поставщика;
  • транспортная инфраструктура региона сбыта, возможность использования подъездных путей при погрузке и разгрузке продукции;
  • конкурентные преимущества использования других видов транспорта при распределении, отличных от автомобильного (авиа-; железнодорожного, речного, морского); • структура сбыта конкурентов;
  • стабильность спроса на продукцию поставщика;
  • требования клиентов к уровню транспортного обслуживания при получении продукции;
  • возможное изменение товарной специализации покупателей;
  • возможные изменения политики ценообразования на рынке транспортных услуг;
  • изменение границ рынка за счет увеличения радиуса обслуживания с одного склада;
  • возможное изменение грузовой единицы доставки;
  • равномерность при осуществлении перевозок в системе распределения продукция;
  • возможность индивидуального выбора товароносителей и транспортных средств;
  • высокая социально — экономическая значимость автомобильного транспорта в период сезонных увеличений спроса;
  • возможности страхования грузов и ответственности перевозчиков;
  • время нахождения товара в пути.

Результат после применения стратегического планирования перевозок

Таким образом, стратегическое планирование перевозок в системе распределения продукции осуществляется исходя из выбранной в компании стратегии распределения:

  • снижение затрат в сети распределения (укрупнение партии поставки товара, достижение коэффициента полезного использования грузоподъемности и объема автотранспортного средства на максимальном уровне;
  • перевозки товаров по сниженным тарифам, включение стоимости за доставку в цену товара, организация перевозок однородных грузов отдельными транспортными единицами);
  • повышение уровня обслуживания клиентов (организация доставки товара без учета партии отгрузки, осуществление транспортировки без учета затрат на содержание или привлечение автотранспорта;
  • повышение уровня транзакционных издержек при организации перевозок;
  • организация маршрутизации процесса доставки товаров с учетом приоритетных клиентов;
  • сокращение времени доставки товара потребителям; обеспечение максимальной надежности и безопасности перевозок грузов; перевозки товаров любого уровня комплектации и т.д.);
  • сокращение полного цикла заказов (сокращение времени нахождения товара в пути, равномерность отгрузок товара на доставку; минимизация партии поставки; минимизация количества перегрузок товара в пути);
  • переход на аутсортинг (полная передача функций транспортировки товара потребителям логистическим посредникам).

Стратегическое планирование перевозок грузов в системе распределения осуществляется в рамках общей стратегии распределения компании, которая является составной частью общей стратегии предприятия на рынке и осуществляется в формах:

  • сценария (разработка сценария будущего периода);
  • концепции с разбивкой по ключевым направлениям;
  • стратегических целей, с четким формулированием конечного результата;
  • моделей поведения (разработка стратегии «шаг за шагом»).

Как правило, проектируется и направляется высшим руководством фирмы.

Тактическое планирование грузоперевозок

Тактическое планирование перевозок в системе распределения – разработка планов перевозок грузов в системе распределения продукции предприятия в процессе реализации стратегических целей или стратегии предприятия . Охватывает взаимосвязи, сложившиеся внутри системы распределения, а также между подразделениями доставки товара, транспортным отделом, отделом распределения и предприятием в целом. Особенностями тактического планирования Особенностями тактического планирования в распределении являются:

  • осуществляется в целях уточнения, коррекции, дополнения, одним словом, конкретизацию стратегии;
  • выражает наиболее эффективные способы достижения стратегических целей;
  • определенные шаги, ступени по направлению к вершине — общей цели, предусмотренной стратегией;
  • в отличии от стратегического планирования, где определяются общие направления, тактическое планирование это детальное планирование;
  • в основном носит краткосрочный или среднесрочный характер;
  • решения принимаются специалистами (руководителями) среднего звена компании — начальниками отделов логистики, отделов управления товарными запасами, менеджерами по доставке;
  • решаются однородные проблемы;
  • принят фиксированный график действий;
  • минимум альтернативных решений;

Результат после применения тактического планирования перевозок

Исходя из вышеизложенного, тактическое планирование перевозок грузов автомобильным транспортом в системе распределения, в зависимости от принятого решения об использовании собственного или наемного автотранспорта включает:

  • план перевозок, который включает следующие разделы: объем перевозок в тоннах или тонно-километрах, количество и тип автомобилей используемых для транспортировки груза (с учетом особенностей имеющихся ресурсов для проведения погрузо-разгрузочных работ), пункты отправления (местоположение поставщика) и назначения (место дислокации потребителей), основные технико-эксплуатационные показатели работы автомобилей;
  • план технического обслуживания (ТО) и ремонта подвижного состава (в случае использования собственного автопарка предприятия);
  • планирование потребности в запасных частях и материалах для ТО и технического ремонта (в случае использования собственного автопарка предприятия);
  • планирование трудовых ресурсов (руководители и специалисты отделов доставки: менеджер по доставке, механик, экспедиторы);

Планирование затрат на осуществление доставки товара потребителям

  • затраты включаемые в плановую себестоимость продукции;
  • планирование снижения себестоимости перевозок в системе распределения;
  • планирование спроса на услуги логистических посредников (в случае принятия решения об аутсортинге);
  • бюджетное планирование перевозок в системе распределения;
  • планирование использования при перевозке грузов современных средств связи, коммуникации и программных продуктов.

Оперативное планирование перевозок

Оперативное планирование перевозок грузов в системе распределения — это то, чем ежедневно занимается менеджер по доставке совместно с менеджером по распределению товарных запасов в компании. К нему относится планирование перевозок грузов на небольшой промежуток времени внутри структурных подразделений, участвующих в распределении. Это может быть как день, так и месяц, квартал, полугодие и даже год. Направлено на решение промежуточных тактических задач и нацелено на выполнение тактических планов по транспортировке грузов потребителям. «Оперативные планы разрабатываются в форме план — графиков или сетевых планов, представляющие собой привязанные к календарю последовательно выполняемые действия и операции» .

Виды оперативного планирования

Оперативное планирование может осуществляться в следующих формах:

  • месячный план — график перевозок продукции потребителям с разбивкой по неделям и календарным дням, по видам сообщений;
  • план — график постановки транспорта под погрузку;
  • план — график времени подачи автомобилей под погрузку на складе поставщика разгрузку на складе конечного потребителя;
  • нормативы времени погрузки различных типов автомобилей;
  • нормативы сроков доставки грузов;
  • ежедневный распорядок работы менеджера по доставке грузов;
  • нормативы полного цикла документооборота при организации перевозок продукции;
  • мониторинг информации о процессе перевозки продукции;
  • ежедневного взаимодействия с представителя логистических посредников или транспортным отделом предприятия;
  • нормативы использования грузоподъемности и объема транспортных средств в зависимости от характера и номенклатуры груза, используемой транспортной единицы;
  • план — график формирования поставок;
  • схемы размещения грузов внутри автотранспортных средств;
  • нормативы по соотношению долей различных грузов при осуществлений перевозки в единой поставке и т.д.

Вклад участников

Сурмач С.В.

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *