Плата за выбросы

К стационарным источникам загрязнения окружающей среды относятся любые устройства, предметы и территории, которые служат причиной выброса вредных веществ в атмосферу, и не подлежат перемещению. Данные объекты присутствуют во всех сферах жизнедеятельности человека – промышленности, сельском хозяйстве, быту. Так как стационарные источники загрязнений невозможно устранить, уровень выбросов контролируется природоохранными органами.

Классификация стационарных источников

Очаги загрязнений окружающей среды,, которые нельзя переместить, подразделяются на организованные и неорганизованные. К первым относятся приспособления, имеющие выделенные каналы для попадания в воздух. Перечень стационарных источников в этом случае включает в себя трубы тепловых котельных, вентиляционные шахты, воздуховоды. Эти элементы можно оборудовать очистительными установками и уменьшить урон, наносимый окружающей среде.

В число неорганизованных источников входят трудно контролируемые очаги загрязнения атмосферного воздуха, которые не подвергаются фильтрации. Это насыпные площадки, карьеры, свалки бытовых отходов, территории открытого хранения топлива, участки с проведением взрывных работ.

К прочим стационарным очагам загрязнений относят:

  1. Мойки автомобилей. При мытье машин, с них смывается множество вредных элементов. Те, в свою очередь, сливаясь в канализацию, участвуют в образовании ила. Ил редко подвергается обезвреживанию из-за недостатка финансов. Он выбрасывается необработанным, загрязняя не только воздух при испарении, но и водоемы.
  2. Отдельные составляющие нефте- и газоперерабатывающих заводов. На них не только происходят выбросы во время производства, но также остаются вредоносные отходы. Последние в некоторых случаях бывают опаснее самих выбросов.

В зависимости от степени контроля со стороны надзорных органов, стационарные источники подразделяются на:

  • Регулируемые. Находятся под постоянным наблюдением экологических инстанций.
  • Нерегулируемые. В эту группу входят вредные производства,, которые невозможно контролировать (резкие выбросы веществ при авариях и прочих ЧС).

По способу поступления вредных веществ в атмосферу выделяют следующие виды источников:

  • Линейные. К ним относятся проемы окон, эстакадные проливы.
  • Площадные. Это поверхности, с которых испаряются вредоносные вещества (площади хранения материалов).
  • Точечные. Выбрасывают загрязнения в атмосферу из установленного отверстия: дымовых труб, вентиляционных шахт.

Линейные и точечные источники встречаются как в числе стационарных, так и среди передвижных очагов загрязнения.

Количество и внешний вид стационарных источников зависит от территории. Например, в сельской местности вредные выбросы происходят из-за особенностей работы ферм. Продукты жизнедеятельности скота выделяют в окружающую среду такие газы, как аммиак и сероводород. Мясоперерабатывающие заводы и пестициды – всё это также наносит удар по состоянию атмосферного воздуха.

Нестационарные очаги загрязнений

Передвижные источники вредных элементов не имеют привязки определённой территории. К ним относятся такие виды транспорта, как:

  • автомобильный;
  • железнодорожный;
  • морской;
  • авиационный.

Автомобили выделяют наибольшее количество выбросов. Самым безвредным признан железнодорожный транспорт, так как он незначительно влияет на уровень загрязнения. Если на долю автомобилей приходится 75% вредных выхлопов, то ЖД транспорт выделяет лишь 3% выбросов.

В категорию передвижных источников загрязнений также входит строительная, сельскохозяйственная и промышленная техника.

Контроль выбросов

На предприятиях регулярно проводится инвентаризация вредоносных источников и осуществляется подсчет выбросов. Он определяется на основании следующих показателей:

  • масса выбрасываемых веществ (грамм в секунду);
  • масса их накоплений (количество тонн в год).

Территория распространения выбросов не может находиться вблизи жилых районов. Для проверки специалисты-экологи берут пробы воздуха на экспертизу, проверяют изменение технических характеристик пылеулавливающих устройств (скорость потока воздуха, эффективность улавливания вредных элементов). Но основе этих данных оценивают плодотворность фильтрации и уровень загрязнения.

Вредное производство подлежит налогообложению. Если выбросы превышают допустимые нормы, налог увеличивается до 15 раз или предприятие закрывается.

Экологические сборы уплачиваются за негативное воздействие на окружающую среду, так как согласно ст.16 Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», такое воздействие является платным.

Сбор должны уплачивать природопользователи:

  • предприятия,
  • учреждения,
  • организации,
  • иностранные юридические и физические лица,

осуществляющие любые виды деятельности на территории РФ, связанные с природопользованием.

Обратите внимание:Уплата экологического сбора не освобождает природопользователей от осуществления мероприятий по охране окружающей среды, а так же — по возмещению причиненного вреда.

Не смотря на то, что экологический сбор не предусмотрен положениями Налогового кодекса, он является обязательным.

При этом, не имеет значения, какую систему налогообложения применяет природопользователь. То есть, ИП и организации, применяющие особые налоговые режимы (например – УСНО) должны уплачивать экологический сбор наравне с организациями, применяющими общую систему налогообложения.

📌 Реклама Отключить

В соответствии с положениями ст.8.41 КоАП РФ, невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц в размере от 3 000 до 6 000 рублей;
  • на юридических лиц — от 50 000 до 100 000 рублей.

Кроме своевременной уплаты экологического сбора, необходимо так же отчитаться в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзору), иначе и за это могут оштрафовать.

На основании ст.8.5 КоАП РФ, сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации:

  • о состоянии окружающей среды и природных ресурсов,
  • об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы,
  • о радиационной обстановке,
  • о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды

лицами, обязанными сообщать такую информацию, влечет наложение административного штрафа: 📌 Реклама Отключить

  • на граждан в размере от 500 до 1 000 рублей;
  • на должностных лиц — от 1 000 до 2 000 рублей;
  • на юридических лиц — от 10 000 до 20 000 рублей.

При этом, срок исковой давности составляет 1 год со дня совершения нарушения и отсчитывается со следующего дня, следующего за днем, когда нужно было сдать Расчет и заплатить сбор.

Регистрироваться в Росприроднадзоре плательщикам сбора не нужно – такого требования в действующем законодательстве нет.

Природопользователи рассчитывают сумму сбора и составляют Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду по итогам каждого истекшего квартала.

Расчет представляется плательщиками не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом. В этот же срок нужно перечислить данный сбор в бюджет. Соответственно, с 21 числа начинает течь срок исковой давности.

📌 Реклама Отключить

Из нашей статьи вы узнаете порядок расчета суммы экологического сбора для владельцев и арендаторов транспортных средств, а так же порядок предоставления отчетности в Росприроднадзор.

В каких случаях организация должна рассчитывать и уплачивать экологический сбор

Взимание платы осуществляется за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду:

  • Выброс в атмосферу загрязняющих и иных веществ от стационарных и передвижных источников.

Приказом Ростехнадзора от 24.11.2005г. №867 утвержден Порядок ведения территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Согласно п.2 этого Порядка, объект негативного воздействия — это территориально обособленный источник негативного воздействия на окружающую среду (совокупность источников в пределах одной промышленной площадки).

📌 Реклама Отключить

Объекты негативного воздействия подразделяются на стационарные и передвижные.

Стационарным считается объект:

  • от которого осуществляется выброс (сброс) в окружающую среду загрязняющих веществ и который прочно связанный с землей (то есть — перемещение которого без несоразмерного ущерба его назначению невозможно),
  • размещения отходов производства и потребления, а также взрыв.

Местом нахождения стационарного объекта считается:

  • территория соответствующего административно-территориального образования, на котором фактически находится стационарный объект.

Такими объектами признаются, например – котельные, заводские цеха и т.п.

Передвижными объектами считаются:

  • транспортные средства,
  • воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания,

оборудованные двигателями, работающими на бензине, дизельном топливе, керосине, сжиженном (сжатом) нефтяном или природном газе. 📌 Реклама Отключить

Местом регистрации передвижных объектов считается место (порт) приписки или место государственной регистрации передвижного объекта, а при отсутствии такового — место регистрации на территории РФ владельца передвижного объекта.

Соответственно, к таким объектам относятся автомашины, строительная и сельскохозяйственная техника, дизельные генераторы и т.п.

Необходимо отметить, что плату за негативное воздействие платит та организация, которая использует вышеперечисленную технику и при этом не важно, принадлежит ли она компании или берется в аренду.

  • Сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади.

В соответствии с положениями Водного кодекса РФ, к поверхностным водным объектам относятся: Обратите внимание:Поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии (п.3 ст.5 Водного кодекса). 📌 Реклама Отключить

Соответственно, сбор необходимо уплачивать при осуществлении сбросов в вышеуказанные водные объекты.

Согласно п.11 ст.23 Закон РФ от 21.02.1992г. №2395-1 «О недрах», не допускается размещение отходов производства и потребления на водосборных площадях подземных водных объектов и в местах залегания подземных вод, которые используются для целей:

  • питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения,
  • или промышленного водоснабжения,
  • либо резервирование которых осуществлено в качестве источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
  • Размещение отходов производства и потребления.

Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходами производства и потребления признаются:

  • остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления,
  • а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

К таким отходам относятся бытовой мусор, вышедшая из строя оргтехника и ее отходы, старые шины и аккумуляторы, люминесцентные лампы и другие ОС и МПЗ. 📌 Реклама Отключить

  • Другие виды вредного воздействия:
  • шум,
  • тепло,
  • вибрация,
  • электромагнитные, ионизирующие и другие виды физических воздействий,
  • радиационные воздействия,
  • и т.п.

Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение

Согласно п.3 ст.18 закона №89-ФЗ, ИП и организации, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства):

  • должны разработать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение утвержден Приказом Минприроды РФ от 25.02.2010г. №50.

Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются сроком на 5 лет* в виде технического отчета, разрабатываемого в соответствии с методическими указаниями, указанными в п.4 Порядка, и представляемого в уведомительном порядке в территориальные органы Росприроднадзора, утвердившие нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

📌 Реклама Отключить

*При условии ежегодного подтверждения ИП и юридическими лицами неизменности производственного процесса и используемого сырья.

Технический отчет должен быть представлен в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора в течение десяти рабочих дней с момента истечения очередного года с даты утверждения Лимитов (Письмо Росприроднадзора от 17.05.2011г. №КТ-08-03-36/6068).

Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в Росприроднадзор отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.

Соответственно, ИП и организации — субъекты малого и среднего предпринимательства не нужно разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а необходимо лишь представить отчет в соответствии с Приказом Минприроды РФ от 16.02.2010г. №30.

📌 Реклама Отключить

Утвержденный этим Приказом Порядок представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности), предназначен:

  • для юридических лиц и ИП в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы и которые в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства,
  • и для территориальных органов Росприроднадзора.

При этом, согласно Письму Ростехнадзора от 22.06.2010г. №00-07-12/3116

«Об отчетности субъектов малого и среднего предпринимательства»:

«…плата за размещение отходов в пределах показателей, представленных в отчетности, будет исчисляться как за размещение отходов в пределах лимитов.»

📌 Реклама Отключить

Соответственно, для ИП и организаций субъектов малого и среднего предпринимательства, лимитами на размещение отходов будет являться:

  • количество отходов, фактически направленных на размещение в соответствии с отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов.

Такую отчетность нужно представлять до 15 января (т.е. 14 января – последний день предоставления) года, следующего за отчетным периодом*.

*Отчетный период составляет один календарный год.

Отчетность составляется на бумажном носителе в двух экземплярах, один из которых хранится у отчитывающегося субъекта малого и среднего предпринимательства, а второй, вместе с электронной версией Отчетности на магнитном носителе, представляется в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора.

📌 Реклама Отключить

Отчетность составляется на основе данных первичного учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, полученных от других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей или физических лиц, а также размещенных отходов.

Отчетность включает:

1) общие сведения об отчитывающемся субъекте малого и среднего предпринимательства;

2) баланс масс образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, полученных от других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей или физических лиц, размещенных отходов за отчетный период;

3) сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, которым в отчетном периоде были переданы отходы;

4) приложения.

Общие сведения включают:

📌 Реклама Отключить

а) для юридических лиц:

  • полное и сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование,
  • организационно-правовая форма юридического лица,
  • место его нахождения,
  • государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в ЕГРЮЛ;
  • телефон, факс, электронная почта;
  • код места нахождения по Общероссийскому классификатору объектов административно-территориального деления (ОКАТО);

б) для ИП:

  • фамилия, имя и отчество (последнее — при наличии),
  • место жительства,
  • данные документа, удостоверяющего личность, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения записи об индивидуальном предпринимателе в ЕГРИП;
  • телефон, факс, электронная почта;
  • код места жительства по Общероссийскому классификатору объектов административно-территориального деления (ОКАТО).

Отчетность можно представить лично, а можно направить в по адресу Росприроднадзора почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении. 📌 Реклама Отключить

Датой представления Отчетности считается отметка территориального органа Росприроднадзора о ее получении с указанием даты или дата почтового отправления.

Расчет экологического сбора

Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992г. №632 утвержден Порядок определения платы (и ее предельных размеров) за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия.

Согласно п.2 вышеуказанного Порядка устанавливается два вида базовых нормативов платы:

  • За выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов.

Сумма платежа за загрязнения в размерах, не превышающих установленные природопользователю предельно допустимые нормативы, рассчитывается следующим образом:

  • Сначала определяется сумма сбора по каждому виду загрязнений, как произведение установленных нормативов платы за соответствующие загрязнения и их величины.
  • Затем полученные результаты суммируются по всем видам загрязнения.
  • За выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).

Плата за загрязнение в пределах установленных лимитов определяется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми загрязнениями. 📌 Реклама Отключить

Полученные результаты суммируются по всем видам загрязнения.

Базовые нормативы платы устанавливаются по каждому ингредиенту загрязняющего вещества (отхода), виду вредного воздействия с учетом степени опасности их для окружающей природной среды и здоровья населения.

Для отдельных регионов и бассейнов рек устанавливаются коэффициенты к базовым нормативам платы, учитывающие экологические факторы — природно-климатические особенности территорий, значимость природных и социально-культурных объектов.

Дифференцированные ставки платы определяются умножением базовых нормативов платы на коэффициенты, учитывающие экологические факторы.

Плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды рассчитывается, как пятикратный размер ставок в пределах установленных лимитов.

📌 Реклама Отключить

Нормативы платы:

  • за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками,
  • сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты,
  • размещение отходов производства и потребления,

утверждены Постановление Правительства РФ от 12.06.2003г. №344.

Таблица 1.

Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ передвижными источниками (для различных видов топлива).

Вид топлива

Единица измерения

Нормативы платы за 1 единицу измерения (руб.)

Бензин неэтилированный

тонна

1,3

Дизельное топливо

тонна

2,5

Керосин

тонна

2,5

Сжатый природный газ

тысяча куб.метров

0,7

Сжиженный газ

тонна

0,9

Как видно из вышеприведенной таблицы, нормативы для расчета экологического сбора по бензину и дизелю приведены в тоннах, а в бухгалтерском учете и первичных документах топливо измеряется в литрах. 📌 Реклама Отключить

Таким образом, для того, чтобы рассчитать сумму сбора необходимо перевести литры топлива – в тонны.

Чтобы осуществить такой пересчет необходимо знать показатель плотности топлива. Если в документах на его приобретение данная величина не указана, можно воспользоваться средними показателями плотности, опираясь на рекомендации ФНС РФ, данные в Письме от 24.03.2005г. №03-3-09/0412/23@:

«В связи с указанными колебаниями плотности в случае если ее значение не определено и документально не зафиксировано в момент получения (оприходования) нефтепродуктов, то в целях пересчета количества нефтепродуктов из литров в тонны может использоваться среднее значение указанного показателя.

📌 Реклама Отключить

Чтобы корректно рассчитать сумму экологического сбора, необходимо определить количество и виды использованного за квартал топлива.

Эту информацию можно получить из регистров бухгалтерского учета информация в которые, в свою очередь, вносится на основании путевых листов и/или актов списания ГСМ.

Уровень платы за негативное воздействие на окружающую среду индексируется посредством применения двух обязательных индексирующих (поправочных) коэффициентов (Коэффициенты устанавливаются ежегодно).

Так же, в особых случаях, применяются и другие коэффициенты*.

Таблица 2

Коэффициенты индексации платы за негативное воздействие на окружающую среду, учитывающие инфляцию.

Год, на который установлены коэффициенты

Коэффициенты индексации к нормативам платы, установленные Правительством РФ

Дата и номер Федерального закона

Для бензина неэтилированного, дизельного топлива, керосина

Для сжатого природного газа и сжиженного газа

2,2

1,79

от 03.12.2012 №216-ФЗ

2,05

1,67

от 30.11.2011 №371-ФЗ

1,93

1,58

от 13.12.2010 №357-ФЗ

1,79

1,46

от 02.12.2009 №308-ФЗ

Таблица 3 📌 Реклама Отключить

Коэффициенты, учитывающие экологические факторы

*Применяется с дополнительным коэффициентом 1,2 при выбросе загрязняющих веществ в атмосферный воздух городов. 📌 Реклама Отключить

**Применяется при определении платы за размещение отходов производства и потребления.

Чтобы рассчитать сумму экологического сбора, необходимо определить коэффициенты, действующие в каждой конкретной ситуации. Определившись с коэффициентами на них нужно умножить произведение нормы платы и количества использованного топлива.

Порядок предоставления Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду в Росприроднадзор

Расчет представляется плательщиками в 1 экземпляре в территориальные органы Росприроднадзора по местонахождению:

  • каждой производственной территории,
  • передвижного объекта негативного воздействия,
  • объекта размещения отходов,
  • или по своему местонахождению в случае, если разрешительная документация выдана в целом на хозяйствующий субъект.

Если у плательщика на территории субъекта РФ имеется: 📌 Реклама Отключить

  • более одной производственной территории,
  • более одного передвижного объекта негативного воздействия или объекта размещения отходов,

то расчеты платы по ним включаются в единый Расчет.

Как уже упоминалось вначале статьи, предоставить Расчет необходимо не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом.

До утверждения иного порядка расчеты также представляются в электронном виде на магнитном носителе или по телекоммуникационным каналам связи.

Обратите внимание:Если в отчетном периоде сумма платежа составляет менее 50 000 рублей, представления расчета платы в электронном виде не требуется (п.11 прил.2 к Приказу Ростехнадзора от 05.04.2007г. №204).

С порядком приема отчетности от природопользователей в электронном виде можно ознакомиться на сайте Росприроднадзора: http://rpn.gov.ru/node/5523.

📌 Реклама Отключить

Коды и реквизиты платежей представлены на сайте Росприроднадзора по адресу:

Реквизиты для платежей по г.Москве:

ОКАТО 45296571000 (с 2014 года указывается ОКТМО 45918000)

Банк получателя: Отделение 1 Московского ГТУ Банка России, г.Москва

БИК 044583001

ИНН 7724559170

КПП 772401001

СЧЕТ 40101810800000010041

Получатель: УФК по г.Москве (Департамент Росприроднадзора по Центральному федеральному округу) л/с 04731819180

Источники выбросов: какие выбросы относятся к организованным и неорганизованным источникам

Промышленное предприятие или любой другой объект, от которого выбросы попадают в окружающую среду, является источником загрязнения. Источниками выбросов являются и дымовые трубы заводов и котельных, и технологические установки и дефлекторы, тепловозы и самолеты, и даже улицы, по которым движется транспортный поток.
Все загрязняющие воздух источники изначально делятся на две группы: источники выбросов (такие как: клапаны резервуаров, вентиляционные шахты, различные трубы) и источники выделения опасных веществ. К последним можно отнести очистные сооружения, технологические установки, градирни и тому подобные.
Выбросы объектов, являющихся источниками загрязнения окружающей среды, подразделяются на организованные и неорганизованные. К первой группе относятся выбросы, осуществляемые через построенные газоотходы и трубы. А неорганизованными выбросами считаются промышленные отходы, попадающие в атмосферу в виде направленных газовых потоков по причине поломки или разгерметизации оборудования или недостаточному отсосу газа.
Само по себе деление выбросов на организованные и неорганизованные создано с целью определения подхода к источнику выбросов и установления контроля за ними. Например, регулярный контроль выбросов первого типа способствует установлению уровня предельно допустимого выброса того или иного вещества.
Выбросы второго типа распознать сложнее – и контролировать их удается только когда на определенной территории тот или иной ингредиент достигает предельно допустимой концентрации в воздухе. Опасно это прежде всего тем, что неорганизованные выбросы, как правило, скапливаются на нижних слоях атмосферы, что создает мощную угрозу для жизни человека.

Какие выбросы относятся к стационарным, а какие к нестационарным?

Каждое предприятие имеет различные источники выбросов, которые в законодательстве нашей страны имеют несколько градаций и подразделений. Прежде всего, все выбросы делятся на стационарные и нестационарные (передвижные). Что это значит? К первой группе относятся различные организованные источники выбросов, такие как трубы котельных и выхлопные трубы машин, системы вентиляции и тому подобные. Неорганизованные стационарные источники выбросов представляют собой всевозможные стоянки для временного и постоянно присутствующего на территории организации автомобильного транспорта, территории, выделенные под хранение сыпучих грузов. По-другому такие выбросы называют линейными или площадными.

Вторая группа, имеющая название нестационарных или передвижных источников загрязнения, состоит из выбросов, которые выделяют различные виды технического оборудования, а также машины, имеющие электродвигатель и находящиеся на балансе у данного предприятия или временно работающие на его территории.
Стоит отметить, что выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, происходят не только в непосредственный момент работы того или иного оборудования, но и, например, после покрытия лаком (который имеет определенную степень токсичности) какого-либо участка.
В отдельную группу принято выделять так называемые мобильные источники выбросов. А именно, различные транспортные средства, работа которых сопровождается большим количеством выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и негативно сказывается на экологии. В связи с этим, в соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды», любая организация, имеющая источники выбросов в атмосферу, должна иметь соответствующее разрешение на выброс от стационарных источников. Данный документ выдается предприятию после согласования проекта с указанием допустимых норм выбросов.

Нестационарные источники выбросов

Согласно существующей на данный момент классификации источников выбросов, источники делятся на стационарные и нестационарные. По стационарными источниками понимают источники выбросов, которые расположены в пределах территории, принадлежащей физическому или юридическому лицу, занимают фиксированное недвижимое положение.
Стационарные источники могут быть организованными, то есть иметь техническое устройство или устье, регулирующее выбросы, и неорганизованными, то есть иметь некую площадь, неограниченную устройствами. Примерами первых являются заводские трубы или дефлекторы, в качестве примера вторых можно привести хранилища пылящих материалов. Владельцы стационарных источников несут ответственность за каждый источник, обязаны составлять и согласовывать проект предельно допустимых выбросов для этих источников, получать разрешение на выбросы, строго контролировать соблюдение установленных нормативов.
Нестационарными, то есть передвижными источниками, являются прочие источники загрязняющих выбросов, основным примером может служить транспорт, которым владеет предприятие, неважно -судоходный, автотранспорт или иные технические средства, которые в силу своей специфики передвигаются и используют для этого какой-либо вид топлива.
Основные виды:

  • автотранспортные средства (за исключением тех, что передвигаются при помощи электродвигателей);
  • воздушные и морские суда;
  • железнодорожные составы (за исключением тех, что передвигаются при помощи электродвигателей);
  • самоходные машины.

Для нестационарных источников выбросов проект предельно допустимых выбросов не разрабатывается, а нормативы рассчитываются, исходя из технического оснащения средства, заводских характеристик, вида топлива и его расхода. Плата за негативное воздействие на окружающую среду за нестационарные источники не вносится с января 2016 года. На данный момент существуют разногласия и четкого списка нестационарных источников не существует. По мнению некоторых специалистов, транспортные средства относятся к отдельному типу источников выбросов — мобильные\передвижные. Тем не менее, определение не сформулировано, и список именно нестационарных источников выбросов пока не представлен.

Нужен ли проект ПДВ, если есть только передвижные источники выбросов?

В соответствии с ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» руководители предприятий, имеющих на балансе СТАЦИОНАРНЫЕ источники выбросов, обязаны проводить их инвентаризацию и разрабатывать проект ПДВ.
К передвижным источникам выбросов загрязняющих веществ относятся транспортные средства, воздушные, морские и речные суда, которые оборудованы двигателями, работающими на бензине, дизтопливе, керосине или газовом топливе. В случае эксплуатации автомобилей и других передвижных транспортных средств, оказывающих негативное влияние на окружающую среду, их владельцы обязаны:

  1. Обеспечить соблюдение нормативов допустимых выбросов.
  2. Проводить мероприятия, направленные на обезвреживание загрязнителей.
  3. Эксплуатировать их только при наличии сертификатов (деклараций) соответствия, которые подтверждают соблюдение технического норматива выбросов.
  4. Обеспечить регулярное проведение проверки передвижных загрязнителей на соответствие их выбросов техническим нормативам.

Из перечисленных выше обязанностей владельцев предприятий вопрос вызывает следующее: можно ли обеспечить соблюдение нормативов допустимых выбросов, не разрабатывая проект ПДВ? В законодательной базе обозначено, что при эксплуатации передвижных источников выбросов выдвигается требование о соблюдении технологических нормативов, устанавливаемых из расчета на единицу продукции, мощности, пробега транспортных или других передвижных средств. Это значит, что для организаций, на балансе которых имеются только передвижные источники, проект ПДВ не разрабатывается.

Стационарные и нестационарные источники выбросов на предприятии

Законодательством Российской Федерации установлено, что владельцы источников выбросов загрязняющих веществ должны вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду и следить за соблюдением нормативов ПДВ. Источники, за которые несет ответственность юридическое или физическое лицо, делят на стационарные источники выбросов и нестационарные источники выбросов.
Если вкратце, то стационарный источник выбросов прочно связан с поверхностью, его перемещение без прекращения функционирования или разборки невозможно. Такой источник расположен на территории предприятия, его местом расположения считается муниципальное образование, в котором он расположен. Примерами могут послужить котельные, мебельные, металлургические производства и так далее.
При этом владелец стационарного источника выбросов обязан обеспечивать проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ, а также подсчет значений предельно допустимых выбросов и установление предельно допустимых нормативов. За несоблюдение действующего законодательства предусмотрена административная и иная ответственность.
Стационарные источники делят также по геометрическим характеристикам. По своей геометрии они могут быть точечными (выброс происходит из фиксированного отверстия), линейными (выбросы по установленной линии, например, оконным проемам), площадными (выброс с определенной площади, например, резервуар). Нестационарный источник выбросов или передвижной, как его часто называют, представляет собой транспортное средство в том или ином виде. Это, к примеру, автомобили, воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания – любое средство, оборудованное двигателем, работающим на бензине, газе, керосине, другом топливе.
Местом расположения и регистрации подобного транспорта считается место регистрации его владельца, который с 2016 года не обязан вносить плату за принадлежащие ему нестационарные источники выбросов. Кстати, по существующим статистическим данным, основная доля общего количества выбросов загрязняющих веществ – вклад передвижных источников загрязнения.

Остались вопросы по статье?

Задать вопрос, который не раскрыт в статье, или получить коммерческое предложение на услугу можно обратившись по почте office@ecolusspb.ru или по номеру 8-800-500-81-25.

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *