Платные медицинские услуги

Раздел 2. Методика расчета себестоимости простых медицинских услуг

2.1. Расчет затрат на оплату труда и страховых взносов на государственное социальное страхование (таблица 1).

Затраты на оплату труда для бюджетных учреждений определяются на основании расчетов бюджетной сметы расходов, для кабинетов, отделений, учреждений, содержащихся на хозрасчете — на основании расчетов сметы доходов и расходов средств, полученных от предпринимательской деятельности.

В случае оказания платных услуг медицинскими работниками в рабочее время расходы на оплату труда определяются на основе тарификационных списков.

В графу 1 заносится наименование медицинской услуги.

В графу 2 заносятся должности медицинских работников, выполняющих данную услугу.

В графу 3 заносится время, затрачиваемое каждым работником на подготовку и выполнение данной услуги.

В графе 4 отражается средняя заработная плата по каждой категории медицинских работников, оказывающих данную услугу. Средняя заработная плата состоит из основной и дополнительной зарплаты. Основная зарплата рассчитывается по тарификационным спискам.

К дополнительной заработной плате относятся выплаты, предусмотренные законодательством о труде или коллективными договорами, за очередные, дополнительные и неиспользованные отпуска, за работу в ночное время и праздничные дни, премии, надбавка за напряженность и т.д. Дополнительная заработная плата включается в затраты через коэффициент Кдоп. Коэффициент дополнительной заработной платы может быть рассчитан для каждого подразделения, оказывающего платные услуги, или один на учреждение.

ЗПдоп. Кдоп. = —— ЗПосн.

В графе 5 указывается среднемесячный фонд рабочего времени.

В графе 6 рассчитываются расходы на оплату труда по каждой должности на оказание данной услуги по следующему алгоритму:

гр.4 гр.6 = —————- x гр.3 гр.5 x Кисп.вр.

Кисп.вр. — нормативный коэффициент использования рабочего времени медицинского персонала непосредственно на проведение лечебно-диагностической работы, исследований, процедур.

гр.5 — гр.5 x Увес Кисп.вр. = —————— гр.5

Увес — рекомендуемый удельный вес прочего времени в процентах для врачей в разрезе специальностей и уровней оказания амбулаторно-поликлинической помощи согласно нормативам Министерства здравоохранения Удмуртской Республики.

Для медицинских сестер, работающих с врачами, используется коэффициент, рассчитанный для врачей соответствующей специальности. Для врачей-лаборантов и лаборантов удельный вес прочего времени определяется в соответствии с приказами Минздрава РФ от 25 декабря 1997 г. N 380 «О состоянии и мерах по совершенствованию лабораторного обеспечения диагностики и лечения пациентов в учреждениях здравоохранения РФ», от 19 января 1995 г. N 8 «О развитии и совершенствовании клинической микробиологии (бактериологии) лечебно-профилактических учреждений».

В графе 7 рассчитываются расходы на оплату труда с учетом заработной платы общеучрежденческого персонала:

Гр.7 = гр.6 x (1 + Ку),

Ку — коэффициент заработной платы общеучрежденческого персонала, который определяется по формуле:

Фонд оплаты труда общеучрежденческого персонала Ку = ———————————————— Фонд оплаты труда основного персонала

В графе 8 отражаются страховые взносы на государственное социальное страхование граждан, начисляемые в установленных законом размерах с фонда оплаты труда.

В графе 9 отражается общая величина затрат на оплату труда и страховых взносов на государственное социальное страхование (гр.9 = гр.7 + гр.8). Общие затраты на оплату труда и социальное страхование на оказание данного вида медицинской услуги представляют собой сумму аналогичных затрат по каждому участвующему в услуге работнику (рассчитывается как сумма по столбцу графы 9).

Таблица 1

Расчет
затрат на оплату труда и социальное страхование

В случае оказания платных услуг за пределами рабочего времени расходы на оплату труда определяются на основе почасовой оплаты труда консультантов (постановление Минтруда РФ от 21 января 1993 г. N 7 «Об утверждении коэффициентов ставок почасовой оплаты труда работников, привлекаемых к проведению учебных занятий в учреждениях, организациях и на предприятиях, находящихся на бюджетном финансировании», строка 3). При этом стоимость одного часа среднего медицинского персонала составляет 0,58 стоимости часа лиц, не имеющих ученой степени; стоимость одного часа младшего медицинского персонала — 0,27 стоимости часа лиц, не имеющих ученой степени.

Статья. «Регулирование цен на платные медицинские услуги» (Ф.Н.Кадыров) («Менеджер здравоохранения», 2009, n 7)

«Менеджер здравоохранения», 2009, N 7
РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН НА ПЛАТНЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ УСЛУГИ
От редакции:
Как мы и обещали в прошлом номере, сегодня мы публикуем специальный материал, касающийся нормативно-правовой базы регулирования цен на платные медицинские услуги. Напомним, что во 2-м номере за 2009 г. мы уже касались этой проблемы.
Шеф-редактор Н.Г.Куракова
Порядок установления цен (тарифов) на платные медицинские услуги относится к одному из важнейших вопросов организации предоставления платных медицинских услуг бюджетными учреждениями здравоохранения. Этот вопрос является, пожалуй, наиболее спорным. Не случайно встречается большой разброс в подходах к этой проблеме:
— цены (тарифы) на платные услуги медицинские учреждения устанавливают самостоятельно;
— цены (тарифы) утверждают непосредственно органы власти различного уровня: федерального, субъектов Федерации (областного и приравненного к ним уровня) или местные органы власти;
— цены (тарифы) утверждают специальные органы различного уровня, призванные заниматься вопросами ценообразования (комитеты по ценам, отделы цен и т.д.);
— цены (тарифы) утверждают органы управления здравоохранением различного уровня (министерства, комитеты, департаменты и т.д.).
А каков же на самом деле должен быть порядок утверждения цен на платные услуги? Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим правовые основы ценообразования.
Оказывая платные медицинские услуги, учреждения здравоохранения тем самым вступают в договорные отношения либо с самими пациентами, либо с организациями или лицами, их представляющими.
В соответствии с действующим гражданским законодательством исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон (ст. 424 Гражданского кодекса РФ — ГК РФ). Однако имеется достаточно много ограничений, не позволяющих медицинским учреждениям полностью реализовывать это право. Так, в соответствии со статьей 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами. Поэтому, если в рамках предоставленных им полномочий государственными (муниципальными) органами установлен определенный уровень цен, то в договоре должны быть указаны именно эти цены.
Итак, кто имеет право регулировать цены (тарифы) на платные услуги, оказываемые бюджетными медицинскими учреждениями? Необходимо отметить, что в настоящее время имеется достаточная правовая основа, позволяющая четко решить проблему регулирования цен со стороны вышестоящих организаций. Рассмотрим сначала законодательные акты.
В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», принятым Государственной Думой 16 сентября 2003 года, право на регулирование цен предоставлено органам местного самоуправления. Статья 17 указанного закона определяет, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по установлению тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Это означает, что органы местного самоуправления на вполне законных основаниях могут претендовать на регулирование цен, оказываемых муниципальными учреждениями здравоохранения.
А каковы же права на регулирование цен на платные медицинские услуги федеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации? Как это ни покажется парадоксальным, эти органы подобных прав лишены. Отсутствуют законодательные акты, предоставляющие, каким бы то ни было, органам власти, кроме муниципального уровня, регулировать цены на платные медицинские услуги. Зато имеется постановление Правительства РФ, прямо запрещающее такое регулирование. Речь идет о Постановлении Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. N 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)».
В соответствии с этим постановлением предписывается не применять государственное регулирование цен (тарифов), надбавок для всех хозяйствующих субъектов независимо от их организационно-правовых форм и ведомственной принадлежности, осуществляемое путем установления фиксированных цен, предельных цен, надбавок, предельных коэффициентов изменения цен, предельного уровня рентабельности, декларирования повышения цен на все виды продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, кроме предусмотренных в этом постановлении. Среди видов продукции и услуг, имеющих отношение к здравоохранению, в этом постановлении указаны лишь протезно-ортопедические изделия, торговые надбавки к ценам на лекарственные средства и изделия медицинского назначения. Поскольку платные медицинские услуги не включены в перечни, приведенные в указанном постановлении, то государственное регулирование цен на медицинские услуги не допускается.
Это подтверждается и Письмом Минэкономики РФ от 3 марта 1999 г. N 7-225 «О ценах на платные медицинские услуги». В письме сказано: «На запрос сообщаем, что государственное регулирование цен (тарифов) не применяется на платные услуги, перечень которых не предусмотрен Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. N 239 и последующими законодательными актами. Цены (тарифы) на платные услуги, не подлежащие государственному регулированию, в число которых входят и платные медицинские услуги, формируются в порядке, предусмотренном Методическими рекомендациями по формированию и применению свободных цен и тарифов на продукцию, товары и услуги, утвержденными Минэкономики России 6 декабря 1995 г. N СИ-484/7-982. Уровень рентабельности при расчете свободных тарифов не регламентирован».
Поэтому вмешиваться в вопросы ценообразования на платные услуги не имеют права:
— ни министерства, ведомства, главки и т.д. в отношении подведомственных им федеральных и ведомственных медицинских учреждений;
— ни органы государственной власти (губернатор и т.д.), органы управления здравоохранением, органы ценообразования и т.д. в отношении государственных учреждений здравоохранения субъектов Федерации;
— ни какие другие органы, за исключением органов местного самоуправления, в отношении соответствующих муниципальных медицинских учреждений.
Таким образом, за исключением муниципальных учреждений здравоохранения, все остальные медицинские учреждения имеют полное право самостоятельно устанавливать цены на платные услуги без какого-либо согласования или утверждения со стороны вышестоящих органов.
Учитывая это, Комитет по здравоохранению Санкт-Петербурга в своем Распоряжении от 4 апреля 2005 г. N 112-р «О порядке предоставления платных медицинских услуг» включил в «Правила предоставления платных медицинских услуг» специальный раздел, который приведен ниже:
«7. Цены на медицинские услуги
7.1. Стоимость медицинских услуг определяется на основании калькуляции с учетом всех расходов, связанных с предоставлением этих услуг.
7.2. Государственное регулирование цен (тарифов) на медицинские услуги путем установления фиксированных цен, предельных цен, надбавок, предельных коэффициентов изменения цен, предельного уровня рентабельности и т.д. не применяется. Максимальные цены на медицинские услуги вышестоящими органами не устанавливаются.
7.3. Цены на медицинские услуги формируются в порядке, предусмотренном Методическими рекомендациями по формированию и применению свободных цен и тарифов на продукцию, товары и услуги, утвержденными Министерством экономики Российской Федерации от 06.12.1995 N СИ-484/7-982. Цены на медицинские услуги формируются исходя из себестоимости и необходимой прибыли с учетом конъюнктуры рынка (спроса и предложения); качества и потребительских свойств услуг; степени срочности исполнения заказа (оказания услуг), за исключением экстренной помощи.
7.4. Льготы по медицинским услугам, предоставляемым за плату, не предусмотрены. Вышестоящие органы управления здравоохранением и иные органы не вправе требовать предоставления льгот по платным медицинским услугам. Государственные учреждения здравоохранения вправе по своему усмотрению предоставлять льготы для отдельных категорий граждан в размере, не превышающем заложенную в цену прибыль (с уплатой налога на прибыль в установленном порядке).
7.5. Государственные учреждения здравоохранения не вправе продавать услуги по ценам ниже себестоимости, за исключением случаев, когда в соответствии с действующим законодательством цена медицинской услуги по решению суда должна быть уменьшена».
Рассмотрим подробнее, каков же механизм регулирования цен на платные медицинские услуги на муниципальном уровне (еще раз подчеркнем, на других уровнях цены на платные услуги не регулируются).
Необходимо отметить, что органы местного самоуправления вправе делегировать решение вопросов о регулировании цен (тарифов) своим структурным подразделениям: отделам (комитетам и т.д.) по ценообразованию или аналогичным органам, а также органам управления здравоохранения.
Тем не менее, следует отметить, что сам по себе статус муниципального органа управления здравоохранением (райздрав, комитет, отдел, департамент и т.д.) не дает ему автоматического права на регулирование цен (тарифов). Это право должно быть закреплено в Положении о Комитете (департаменте, отделе и т.д.) по здравоохранению или аналогичном документе. Поэтому порой достаточно заглянуть в Положение о соответствующем органе управления здравоохранением, чтобы убедиться в правомерности или неправомерности притязаний этого органа на регулирование цен (тарифов) на платные услуги.
Конечно, необходимость согласования цен способна значительно осложнить работу муниципального медицинского учреждения. Однако и в этом случае положение небезнадежное. Грамотный юридический подход зачастую позволяет достаточно легко обернуть ситуацию в свою пользу. Так, если в Уставе медицинского учреждения, учредителем которого является соответствующий орган местного самоуправления, закреплено право учреждения самостоятельно решать вопросы ценообразования на платные медицинские услуги, то это означает, что орган власти как учредитель делегировал медицинскому учреждению свои права в этой области. Естественно, что при разработке Устава медицинского учреждения необходимо учитывать этот момент.
Каковы основные проблемы, с которыми сталкиваются учреждения здравоохранения при регулировании (даже обоснованном) цен на платные медицинские услуги? В подавляющем большинстве случаев регулирование сводится к ограничению уровня цен. Укажем некоторые из методов подобного регулирования:
— ограничение абсолютного уровня цен;
— ограничение уровня рентабельности;
— ограничение коэффициентов изменения (индексации) цен;
— ограничения по уровню затрат по отдельным статьям, включаемым в цены (чаще всего это касается зарплаты);
— вмешательство в методику ценообразования и т.д.
Насколько обоснованы подобные ограничения?
Чтобы ответить на этот вопрос, зададимся другими вопросами:
— Какова цель сдерживания цен на платные медицинские услуги бюджетных учреждений?
— Каковы результаты подобного регулирования?
Теоретически целями регулирования цен на платные услуги могут быть следующие:
— защита интересов (экономическая поддержка и т.д.) медицинских учреждений;
— контроль за экономически правильным ценообразованием;
— защита интересов населения.
Посмотрим, насколько низкие цены на платные медицинские услуги обеспечивают достижение этих целей.
Безусловно, установление низких цен на платные услуги, оказываемые муниципальными учреждениями здравоохранения, никак не способствуют улучшению их финансового положения. В условиях недостаточного бюджетного финансирования здравоохранения со стороны самих органов местного самоуправления политику этих властей, направленную на уменьшение возможностей легального зарабатывания средств, иначе, как нелогичной, не назовешь.
Контроль за экономически правильным ценообразованием был бы оправдан в отношении оказания бесплатной медицинской помощи (как это имеет место в системе обязательного медицинского страхования). В условиях же рынка и ценообразование тоже должно быть рыночным, ориентированным на спрос и предложение. Именно в этом выражается экономически обоснованное ценообразование.
Наконец, что касается защиты интересов населения. Напомним, что речь идет об услугах, не входящих в территориальные программы обеспечения граждан бесплатной медицинской помощью, не входящих в стандарты медицинской помощи и т.д. То есть платные услуги (по какой бы цене они не предоставлялись) конституционных прав граждан на бесплатную медицинскую помощь за счет бюджета и средств ОМС не нарушают. Поэтому хотелось бы знать:
— Заинтересовано ли население в том, чтобы медицинские учреждения продолжали влачить жалкое существование, не имея возможности заработать за счет платных услуг для улучшения своей материально-технической базы?
— Заинтересовано ли население в том, чтобы лишить медицинские учреждения возможности за счет наиболее состоятельной части населения (которая чаще всего и обращается за платными медицинскими услугами) улучшить оказание бесплатной медицинской помощи наименее социально защищенному населению (пенсионерам, инвалидам и т.д.), которое практически не обращается за платной помощью?
— Заинтересовано ли население в том, чтобы врачи жили на одну заплату, установленную по Единой тарифной сетке, при этом требуя себе от пациентов (тех же пенсионеров и т.д.) оплаты в карман либо вообще уходя из медицинских учреждений. Хорошо известно, что именно муниципальные учреждения здравоохранения испытывают наибольшие проблемы с медицинскими кадрами.
Кто же, в конечном счете, выигрывает от низких цен на платные услуги?
Отметим в первую очередь, что сдерживание цен (относительно их рыночного уровня) означает субсидирование потребителей медицинских услуг. Причем эти субсидии достаются и потребителям тех видов медицинских услуг, на которые не распространяются гарантии бесплатной медицинской помощи (то есть на те услуги, которые в любых обстоятельствах должны оставаться чисто коммерческими), например, сервисные услуги, оказание медицинской помощи на анонимной основе, иностранцам и т.д. Реальными получателями выгод от предоставления субсидий (в форме цен, на уровне ниже рыночных) является не беднейшее население, а как раз наиболее обеспеченное, которое больше всего пользуется платными услугами. Причем чем более состоятельный человек, чем более дорогостоящими услугами он пользуется (сервисные, комфортные и т.д.), тем больший размер субсидий он получает.
Каков же результат искусственного сдерживания цен на платные услуги? Укажем некоторые из наиболее часто встречающихся последствий:
— расцвет теневой оплаты — основного финансового

Формирование цены услуги

Формирование цены услуги

Согласно пункту 9 правил оказания услуг цены на медицинские услуги, предоставляемые населению за плату, устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

По государственным (муниципальным) учреждениям прейскуранты цен могут доводиться соответствующими федеральными (местными) органами исполнительной власти.

Цену платной медицинской услуги, как правило, образуют:

а) действующие тарифы по территориальным программам обязательного медицинского страхования;

б) затраты учреждений, связанных с эксплуатацией и ремонтом зданий, сооружений, приобретением оборудования (определяются в процентах от установленного тарифа (пункт «а») раздельно за лечение в стационаре и за медицинские амбулаторно-поликлинические услуги);

в) затраты стационара, связанные с превышением нормативного срока пребывания пациента по медико-экономическому стандарту, определяемых по стоимости одного койко/дня нормативного срока лечения (пункт «а» + пункт «б») за каждый койко/день сверх нормативного пребывания;

г) надбавки, устанавливаемые в процентном отношении к сумме затрат, указанные в пунктах «а» – «б», за условия повышенной комфортности, предоставляемые по желанию пациента (например, одноместная палата – 25 процентов, двухместная палата – 15 процентов, телефон, телевизор — по 10 процентов и тому подобное);

д) прибыли с учетом норматива рентабельности в размере 25 процентов от суммы пунктов «а» – «г»;

е) дополнительные услуги за предоставляемый транспорт, привлечение специалистов-консультантов, индивидуальный пост, индивидуальное питание и тому подобное, оплачиваемые по факту предоставления услуги, исходя из дополнительных тарифов (расценок).

Отсюда видно, что цена услуг, оказанных в поликлинике (амбулаторно), будет складываться из тарифа по программам обязательного страхования и определенной части постоянных затрат учреждения.

При оказании услуг с выездом на дом, дополнительно подлежат оплате стоимость проезда (эксплуатации транспорта) и стоимость дополнительно оказываемых услуг.

По согласованию с органами здравоохранения государственными и муниципальными учреждениями может быть принят любой другой порядок ценообразования на оказываемые услуги (например, примерные затраты учреждения плюс оплачиваемый уровень рентабельности; по средним рыночным ценам, сложившимся в регионе, и тому подобное).

На новые виды услуг, не перечисленные в прейскурантах (ценниках), а также в тех случаях, когда использование цен заранее оказывается экономически не выгодным (не возмещаются понесенные расходы по бюджетной сфере), учреждения самостоятельно выходят с представлением экономических обоснований и расчетной документации.

В случае необходимости такие услуги могут быть оказаны по рыночным тарифам, сложившимся в местности, где расположено учреждение.

При предоставлении услуг, предусмотренных программами обязательного медицинского страхования, к уплате причитается разница между ценой услуги и страховой ценой.

Коммерческие учреждения самостоятельно определяют расценки (тарифы) на оказываемые услуги.

Во всех случаях потребители должны быть уведомлены о действующих в учреждении расценках до предоставления услуг.

Вопрос установления цены на медицинскую услугу достаточно важен, и от того, насколько оптимально выбрана цена той или иной услуги, зависит прибыль организации, ее конкурентоспособность на рынке медицинских услуг.

Цена, которую устанавливает медицинское учреждение на услугу, должна быть выше затрат на ее оказание.

Следовательно, перед тем как установить цену на услугу, медицинская организация должна определить все свои затраты на нее. Сделать это можно самостоятельно, а можно воспользоваться Инструкцией по расчету стоимости медицинских услуг (временная), которая утверждена Минздравом Российской Федерации №01-23/4-10, РАМН №01-02/41-10 от 10 ноября 1999 года, и не утратила свою силу до сих пор.

В соответствии с положениями данного документа все затраты, из которых складывается себестоимость услуги, можно разделить на следующие составляющие:

— основную заработную плату основного персонала.

— дополнительную заработную плату основного персонала;

— отчисления с заработной платы основного персонала во внебюджетные фонды;

— материалы (медикаменты и перевязочные материалы);

— амортизацию оборудования;

— прочие расходы.

В основную заработную плату основного персонала включаются суммы, которые медицинская организация выплачивает своим сотрудникам согласно штатному расписанию. К дополнительной заработной плате будут относиться различные компенсации, например:

— за работу в ночное время;

— женщинам, которые находятся в отпуске по уходу за ребенком;

— отпускникам.

Кроме того, в дополнительную заработную плату будут включаться суммы, выплачиваемые приглашаемым консультантам.

В составе прочих расходов медицинское учреждение учтет:

— оплату труда общеучрежденческого персонала. Общеучрежденческий персонал – это сотрудники вспомогательных подразделений, заведующие отделениями, старшие медицинские сестры, младший медицинский персонал и медицинские регистраторы;

— отчисления во внебюджетные фонды с данной заработной платы;

— затраты на командировки.

Определив состав затрат, из которых складывается себестоимость услуги, необходимо определить норматив расходов каждого вида затрат на услугу.

Норматив оплаты труда.

Для расчета норматива необходимо знать, сколько требуется времени на выполнение услуги. Инструкция по расчету стоимости медицинских услуг рекомендует измерять время в условных единицах, а за одну единицу брать 10 минут. Затем следует установить, сколько платить сотруднику за единицу времени. Таким образом, норматив оплаты труда равен времени, потраченному на оказание услуги, умноженному на стоимость единицы времени.

Данный показатель напрямую зависит от сложности предоставляемой услуги. Чем сложнее оказываемая услуга, тем дороже она стоит. Поэтому бухгалтеру медицинской организации можно разделить все оказываемые услуги на группы по степени сложности и для каждой группы определить свой норматив.

Если медицинскую услугу оказывают несколько медицинских работников, то бухгалтер должен сложить их нормативы.

Если сотрудники медицинской организации получают оклады, то норматив оплаты труда определяется следующим образом. Во-первых, необходимо сложить все оклады, а затем полученную сумму распределить по видам оказываемых услуг. Для этого можно использовать предполагаемую долю выручки от оказания каждой услуги и умножить ее на сумму всех окладов. Полученный результат нужно разделить на количество услуг, которое медицинская организация планирует оказать. Конечно, полученный результат будет относительным, так как изначально предположить долю выручки и количество услуг достаточно проблематично, поэтому, как правило, бухгалтерам приходится использовать данные за прошлый отчетный период.

Попробуем рассмотреть такой расчет на примере (цифры примера условные).

Пример.

ООО «Медик» делает эндоскопию желудка и колоноскопию. В организации работают четыре таких специалиста. Сумма их окладов — 24 000 рублей в месяц.

Предположим, в 2004 году от оказания услуг по эндоскопии желудка получено 180 000 рублей, а по колоноскопии – 150 000 рублей ООО «Медик» проводило за месяц в среднем 52 эндоскопии и 25 колоноскопий.

Определяя нормативы по оплате труда на 2005 год, бухгалтер использовал для расчета данные 2004 года. В результате получилось, что норматив оплаты труда для эндоскопии желудка составляет: 24 000 рублей х 180 000 рублей : (180 000 рублей + 150 000 рублей) : 52 услуги = 251,74 рубля, а для колоноскопии: 24 000 рублей х 150 000 рублей : (180 000 рублей + 150 000 рублей):25 услуг = 436,36 рубля.

Считая норматив по дополнительной заработной плате, бухгалтер также будет использовать данные за прошлый период. При этом в расчет берется обычная сумма дополнительной заработной платы сразу для всех сотрудников.

Обратите внимание!

Если в дополнительную заработную плату входит оплата услуг консультантов, то норматив по этому расходу лучше привязать непосредственно к той услуге, по которой была проведена консультация.

На основании данных за 2004 год бухгалтер ООО «Медик» определил, что сумма дополнительной заработной платы в январе 2004 года составит 2 500 рублей.

Тогда норматив дополнительной заработной платы на одну эндоскопию: 2 500 рублей х 180 000 рублей: (180 000 рублей + 150 000 рублей) : 52 услуги = 26,22 рубля, колоноскопию: 2 500 рублей х 150 000 рублей :(180 000 рублей + 150 000 рублей) :25 услуг = 45,45 рубля.

Норматив по отчислениям на единый социальный налог и страхование от несчастного случая:

Величина данного норматива зависит от величины основной и дополнительной заработной платы, а определяется аналогично нормативу оплаты труда.

Так как предполагаемая сумма основной и дополнительной заработной платы у ООО «Медик» в январе 2005 года — 26 500 рублей (24 000 рублей + 2500 рублей), отчисления на единый социальный налог и страхование от несчастного случая составят: 26 500 рублей х 26% + 26 500 рублей х 0,2% = 6 943 рубля.

Норматив по материалам

Определяется для каждого вида услуг отдельно.

Предположим, расход медикаментов и перевязочных материалов на одну эндоскопию – 5 рублей, а на одну колоноскопию – 3 рубля.

Норматив на амортизацию оборудования

Для определения данного норматива необходимо сумму амортизации по оборудованию разделить на количество услуг, планируемых оказать с помощью данного оборудования.

ООО «Медик» имеет специальное оборудование, с помощью которого оказываются услуги. Предположим, что ежемесячная норма амортизации по гастроскопу – 1 200 рублей, по колоноскопу – 1 700 рублей.

Тогда норматив амортизации на эндоскопию: 1 200 рублей: 52 услуги = 23,07 рубля, на колоноскопию: 1 700 рублей : 25 услуг = 68,00 рублей.

Норматив по прочим расходам

Чтобы определить данную величину берут общую сумму прочих расходов за прошлый период и распределяют по видам услуг.

Предположим, что в 2004 году прочие расходы у ООО «Медик» составили 12 000 рублей.

Таким образом, бухгалтер определил все необходимые нормативы, которые влияют на себестоимость медицинской услуги.

Исходя из полученных данных, норматив расходов ООО «Медик» на проведение:

одной эндоскопии: 251,74 рубля + 26,22 рубля + 72,83 рубля + 3 рубля + 23,07 рубля + 125,87 рубля = 502,73 рубля;

одной колоноскопии: 436,36 рубля + 45,45 рубля + 126,24 рубля +5 рублей + 68 рублей + 218,18 рубля = 899,23 рубля.

Итак, бухгалтер определил нормативную стоимость медицинской услуги. В течение месяца он использует нормативную стоимость медицинской услуги, а после оказания услуги сделает проводку:

Корреспонденция счетов

Квалификационные тесты по организации здравоохранения и общественному здоровью (стр. 10 )

кроме:

а) периодическое обучение на курсах усовершенствования в системе последипломного образования

б) участие в семинарах, симпозиумах, конференциях

в) обучение в ординатуре, аспирантуре

43. Специалист для проведения аттестации представляет в аттестационную комиссию

следующие документы, за исключением::

а) отчет о деятельности за 3 года

б) копии документов о повышении квалификации

в) направление-характеристику

г) копии опубликованных работ, докладов

д) заявление

044. Организация работы аттестационной комиссии включает:

1) рецензирование и оценку отчета специалиста о деятельности

2) рассмотрение представленных документов

3) собеседование для уточнения уровня знаний специалиста

4) беседу с руководителем учреждения о деятельности специалиста

5) компьютерную оценку знаний по квалификационным тестам

а) верно все перечисленное

б) верно 1), 2), 3) и 4)

в) верно 1), 2), 3) и 5)

045. Компьютерная программа работы с кадрами не включает:

а) полицевой учет специалистов

б) движение кадров

в) сведения об аттестации и переаттестации, повышения квалификации

г) семейное положение и его изменения

д) полицевой учет поощрений и наказаний

046. Структура органа управления здравоохранением не включает следующие подразделения:

а) функциональные

б) отраслевые

в) коллегиальные

г) вспомогательные.

047. Маркетинг-это

а) деятельность в сфере рынка сбыта

б) деятельность в сфере обмена

в) деятельность в сфере торговли

г) деятельность, включающая анализ, планирование, внедрение и контроль, а также сознательный обмен ценностями между субъектами рынка для достижения целей организации

048. Основными видами спроса являются все, кроме

а) отрицательного

б) скрытого

в) снижающего ( падающего)

г) нерегулярного

д) полноценного

е) недостаточного

ж) нерационального

049. К основным понятиям маркетинга не относят

а) нужды

б) потребности

в) запросы

г) услуги

д) обмен

е) обмен

ж) сделка

з) рынок

050. Менеджмент-это

а) интеллектуальная деятельность по организации бизнеса в конкретной ситуации

б) предпринимательская деятельность, связанная с направлением товаров и услуг от производителя к потребителю

в) совокупность принципов, методов и средств управления производством с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли

051. Влияет ли среда ( определенность, неопределенность, время ) на процесс принятия решения

а) да

б) нет

052. Влияют ли личностные оценки руководителя на процесс принятия решения?

а) нет

б) да

053. Какие действия включают в себя командно-административные методы управления

1) планирование

2) стимулирование

3) лидерство

4) учет

5) налоги

6) мотивация

7) контроль

8) увольнение, наказание

а) верно 1), 2), 4), и 7)

б) верно 1), 4), 7), и 8)

в) верно 2), 3), 5) и 6)

054. Дайте характеристику стиля руководства, если руководитель принимает решения, как правило, единолично:

а) либеральный

б) авторитарный

в) демократический

055. Охарактеризуйте стиль руководства, если руководитель обычно советуется с подчиненными, используя их компетентность по специальным вопросам; деятельность подчиненных контролируется не только руководителем, но и общественными организациями

а) либеральный

б) авторитарный

в) демократический

056. Расположите в должной последовательности этапы процесса контроля

1) сопоставление достигнутых результатов с установленными стандартами

2) принятие необходимых корректирующих действий

3) выработка стандартов и критериев

а) 1), 2), и 3)

б) 3), 1) и 2)

в) 2), 1) и 3)

057. Инструменты маркетинга — это

а) продукт – качество

б) ассортимент

в) цена

г) репутация

д) маркетинговая коммуникация

е) все средства, при помощи которых предприятие оказывает влияние на рынок

058. Все виды маркетинговой деятельности ориентированы прежде всего

а) на улучшение качества продукции

б) на получение прибыли

в) на потребителя

059. Укажите, какая фаза стратегического планирования является начальной

а) финансовое планирование

б) долгосрочное планирование

в) планирование с учетом внешних факторов

060. В процессе формулирования стратегии первым шагом является

а) изучение внешних факторов (внешний анализ)

б) критический самоанализ (внутренний анализ)

в) определение деятельности

061. Установите последовательность этапов маркетинга в здравоохранении

1) разработка оперативных и тактических планов действий

2) разработка стратегии действий

3) повышение эффективности и качества оказываемой медицинской помощи

4) непосредственное осуществление текущих и долговременных мероприятий

5) выявление основных тенденций изменения спроса

6) изучение и анализ потребностей

а) 6), 5), 2), 1), 4), 3)

б) 1), 2), 3), 4), 5), 6)

062. Рыночная методология маркетинга определяется

а) получением прибыли за счет увеличения объема продажи

б) получением прибыли за счет удовлетворения запросов потребителя

063. Сущность и особенности маркетинга в здравоохранении включают следующие положения:

а) изучение спроса на медицинские услуги

б) анализ потребности в здравоохранении

в) определение стоимости медицинских услуг

г) удовлетворение спроса

064. Маркетинг медицинской помощи — это

а) маркетинг лекарственных препаратов, инструментария, перевязочных материалов и т. д.

б) маркетинг медицинского и немедицинского персонала

в) маркетинг медицинских, фармацевтических и сервисных услуг

г) все вышеперечисленное

д) нет правильного ответа

065. С точки зрения управления маркетингу здравоохранения присущи такие функции, как

а) планирование, организация, координация, учет и контроль

б) наложение штрафных санкций, реорганизация руководства

в) все вышеперечисленное

066. К специфическим функциям маркетинга здравоохранения не относится

а) комплексное исследование рынков здравоохранения, включая анализ и прогноз конъюктуры

б) формирование комплекса медицинских услуг

в) формирование ценовой политики

г) формирование спроса и стимулирование сбыта

д) формирование условий и требований при заключении контрактов и договоров между субъектами рынков здравоохранения

067. Источниками финансирования здравоохранения в настоящее время являются

а) государственный бюджет

б) средства медицинского страхования

в) доходы от платных услуг населения

г) все вышеперечисленное

068. Недостаток системы нормативного финансирования здравоохранения заключается:

а) в усредненности нормативов и их недостаточной обусловленности

б) в невозможности перераспределения средств бюджета

в) в директивности нормативов

г) в невозможности переноса недостатков финансовых средств на последующий год

д) все вышеперечисленные

е) нет правильного ответа

069. Особенности рынка медицинских услуг

1) определяется монополией «продавца» на предоставление услуг

2) предоставляет услуги — желательные и нежелательные

3) не требует лицензированной деятельности «продавца»

4) учитывает экономические возможности «покупателя» в приобретении желаемых услуг

а) верно все перечисленное

б) верно 1), 2), 4)

в) верно 2), 3), 5)

070. Цена на медицинские услуги должна быть

а) равна стоимости

б) больше стоимости

в) больше или меньше стоимости в зависимости от спроса на услуги

г) равна сумме денег, за которую потребитель готов приобрести, а производитель продать услугу (товар)

071. К условно — переменным относят расходы учреждения на

1) заработную плату основного персонала

2) приобретение медикаментов и перевязочных материалов

3) приобретение оборудования

4) питание больных

а) верно 1), 2), 3) и 4)

б) верно 3)

в) верно 1), 2), 3)

072. В себестоимость медицинских услуг не включаются

а) затраты на оплату труда персонала

б) начисления на заработную плату

в) оплата дополнительных (сверх установленных законом) отпусков

073. Принципу формирования рыночных цен отвечают

а) расчетная стоимость (себестоимость) медицинских услуг

б) цены на платные медицинские услуги населению, оформленные прейскурантами

в) договорные цены на медицинские услуги с предприятиями и организациями

074. Под рентабельностью понимают

а) часть денежной выручки учреждения, остающаяся после возмещения материальных затрат

б) чистый денежный доход учреждения, остающийся после возмещения материальных затрат и средств на оплату труда

в) отношение прибыли, полученной от предоставления услуги, к ее полной себестоимости

г) размер затрат, включенных в себестоимость

075. Существуют следующие виды цен на медицинские услуги, кроме

а) тарифа на медицинские услуги

б) государственных цен на платные услуги

в) бюджетных расценок

г) договорных цен

д) страхового тарифа

076. Цена медицинской услуги складывается из

а) себестоимости и прибыли

б) себестоимости, прибыли и рентабельности

в) только из себестоимости

077. Тарифы на медицинские услуги — это

а) стоимость медицинских услуг

б) денежные суммы, возмещающие расходы государственных(муниципальных) медицинских учреждений при оказании медицинской помощи

в) денежные суммы, возмещающие расходы медицинской организации по выполнению территориальной программы ОМС

078. К «прямым» затратам, определяющим себестоимость медицинской услуги, не относят

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *