По охране труда 2018

Содержание

Обзор для специалиста по охране труда за период с 01.01.2020 г. по 17.01.2020 г.

Изменения в законодательстве

Минздрав изменил порядок проведения медосмотров

Документ: Приказ Минздрава России от 13.12.2019 № 1032н «О внесении изменений в приложения № 1, 2 и 3 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда»

Вступил в силу: 7 января 2020г.

Минздрав обновил правила проведения обязательных медосмотров сотрудников, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда.

Теперь работодатели будут получать больше информации о результатах предварительного или периодического медосмотра. Из заключения можно узнать:

— сведения о том, были ли выявлены противопоказания к работе;

— вредные факторы или виды работ, в отношении которых выявлены противопоказания;

— группу здоровья сотрудника.

Больше не потребуется запрашивать у работника результаты обследования. Медорганизации сами направят работодателям отдельный экземпляр медзаключения. Срок — пять рабочих дней после предварительного или периодического медосмотра.

Уточнено, когда нужно направлять «вредника» на медосмотр в центр профпатологии. Впервые сотрудник должен будет пройти обследование при стаже работы пять лет во вредных или опасных условиях труда, в последующем — раз в пять лет.

Работники, которые имеют стойкие последствия несчастных случаев на производстве, также должны будут проходить осмотр в центре профпатологии раз в пять лет.

С 2020 года результаты спецоценки нужно использовать по новым правилам

Документ: Федеральный закон от 27.12.2019 N 451-ФЗ

«О внесении изменений в Федеральный закон «О специальной оценке условий труда»

Вступил в силу: 1 января 2020 года

Работодатели не смогут применять результаты СОУТ, пока сведения о них не появятся в информационной системе учета. Передавать данные в систему должна организация-оценщик. Об этом она будет сообщать работодателю в течение трех рабочих дней.

Декларация соответствия условий труда также начнет действовать только после внесения информации в систему. Пока декларация действительна со дня утверждения отчета о спецоценке.

Появится еще один повод для проведения внеплановой СОУТ. Работодатель будет принимать решение о ее необходимости, если от сотрудника поступят замечания и возражения по поводу результатов спецоценки на рабочем месте.

Для водителей автобусов и грузовиков установили нормы времени нахождения в пути и отдыха

Документ: Постановление Правительства РФ от 20.12.2019 N 1733

«О внесении изменений в Правила дорожного движения Российской Федерации»

Вступил в силу: 1 января 2020 года

С 1 января изменились нормы времени вождения и отдыха для тех, кто эксплуатирует автобусы или грузовики с максимально разрешенной массой более 3,5 т. Соблюдение норм будут отслеживать по тахографу.

Время вождения

Водители смогут находиться в пути непрерывно не более 4 часов 30 минут.В сутки за рулем разрешено проводить не более 9 часов. Можно увеличивать это время до 10 часов, но не чаще двух раз в неделю.Чтобы добраться до ближайшей стоянки для отдыха, водители могут превысить нормы. Для поиска места разрешено продлить время непрерывного вождения максимум на час. В сутки затратить на это можно будет не более двух часов.Суммарно период вождения не должен превышать 56 часов в неделю и 90 часов в две недели. Получается, если одну неделю водитель работает по максимуму, то следующую — не более 34 часов.

Время отдыха

Не позднее 4 часов 30 минут после начала движения водителям будет положен перерыв не менее 45 минут. Его разрешено делить на части. Первая должна быть минимум 15 минут, а последняя — минимум 30 минут.

Ежедневно водители должны будут отдыхать не менее 11 часов. В определенных случаях это время можно сократить до 9 часов.

Выходной должен длиться не менее 45 часов. Его можно будет сокращать до 24 часов один раз в две недели, компенсировав неиспользованное время в течение следующих трех недель.

О расследовании Рострудом групповых несчастных случаев с числом погибших 2 человека

Документ: Приказ Роструда от 13 декабря 2019 года № 353 «Об организации работы при групповом несчастном случае с числом погибших 2 человека и более».

Документ определяет алгоритм действий территориальных подразделений госинспекций труда при осуществлении контрольных мероприятий за соблюдением процедуры расследования случаев травматизма на производстве с количеством погибших два и более человека.

Приказ регламентирует, что руководитель региональной инспекции труда в случае получения сведений от руководителей предприятий и организаций, территориальных подразделений МЧС РФ, СМИ, правоохранительных структур и других источников о факте несчастного случая обязан:

  • сразу сообщить по телефону о случившемся главе Роструда, а также начальнику Управления государственного надзора в сфере труда этого ведомства;
  • лично отправиться на место происшествия либо направить туда специалиста госинспекции труда;
  • организовать сбор оперативной информации;
  • инициировать выполнение внеплановых проверочных мероприятий на основе положений действующего законодательства;
  • организовать и контролировать расследование происшествия и осуществление внеплановой проверки.

Если будет установлено сокрытие несчастного случая либо игнорирование наймодателем необходимости создания комиссии по расследованию несчастного случая глава регионального подразделения госинспекции труда обеспечивает организацию дополнительного расследования факта травмирования на производстве с учетом норм трудового законодательства.

На Управление госнадзора в сфере труда – Роструда возлагаются функции координации деятельности региональных госинспекций труда, контроля за учетом, систематизацией и анализом сведений о ходе расследования несчастного случая/проведении внеплановой инспекции в связи с травматизмом на производстве, а также осуществлении страховых выплат и других компенсаций.

Законопроекты

Грядет бессрочное действие декларации соответствия условий труда

Минтруд подготовил законопроект «О внесении изменений в ФЗ «О специальной оценке условий труда (в части систематизации обязательных требований в сфере специальной оценки условий труда)». Документ предполагает установление БЕССРОЧНОГО действия декларации соответствия условий труда существующим нормативным требованиям ОТ.

Сейчас в соответствии с ч.4 ст.11 №426-ФЗ декларация действительна в течение 5 лет. Срок исчисляется с момента внесения данных о результатах проведения спецоценки труда в государственную систему учета результатов проведения СОУТ.

В ч.5 ст. 11 №426-ФЗ указаны ситуации, при которых декларация прекращает свое действия. К ним относится выявление профзаболевания у сотрудника, вызванного влиянием вредных/опасных производственных факторов, возникновение несчастного случая в условиях производства, обнаружение контрольно-надзорными органами нарушений нормативных требований ОТ. После выявления таких случает должна быть организована внеплановая СОУТ.

Если срок действия декларации закончился, а указанных случаев не произошло срок действия документа автоматически продлевается на 5 лет без проведения новой процедуры СОУТ.

Авторы документа поясняют, что спецоценка условий труда осуществляется работодателем и компанией-оценщиком, которая соответствует требованиям, изложенным в ст.19 №426-ФЗ. При этом между ними заключается гражданско-правовой договор. Однако существующая правовая конструкция делает необходимым проведение СОУТ после завершения пятилетнего срока действия декларации даже при условии не наступления обстоятельств, указанных в ч.5 №426-ФЗ. Это влечет за собой явные риски появления избыточных и дублирующих нормативных требований.

Проект закона призван устранить обозначенный правовой пробел и позволит работодателям сократить финансовые расходы при отсутствии необходимости организации новой процедуры СОУТ, когда обстоятельства, указанные в ч.5 №426-ФЗ не наступили. Это особенно актуально для предприятий малого и среднего предпринимательства.

Нововведение позволит избежать необходимости для работодателя по истечении срока действия декларации в случаях, когда условия труда на декларируемых рабочих местах не изменились, проводить специальную оценку условий труда.

Авторы документа уверены, что реализация положений законопроекта никак не отразится на объективности и качестве процедуры СОУТ и обеспечит действенную защиту прав работников на труд в безопасных условиях. Принятие законодательных изменений не касается отношений, вытекающих из договора о Евразийском экономическом союзе и других международных соглашений РФ.

Законодательные поправки распространяются на действующие декларации СОУТ, которые внесены в госреестр деклараций.

Разъяснения официальных ведомств

Минтруд России разъяснил вопрос о возможности введения в штатное расписание должности специалиста по охране труда на 0,5 ставки

Источник: Письмо Минтруда от 26.10.19г. № 15-2/В-2363 «О создании службы охраны труда»

Минтруд России разъяснил вопрос о возможности введения должности специалиста по охране труда на 0,5 ставки в штатное расписание организации с численностью работников более 300 человек.

В письме Минтруда России от 26.09.2019 N 15-2/В-2363 указано, что работодатель, численность работников которого превышает 50 человек (что предусмотрено штатным расписанием в организации), обязан создать службу охраны труда или ввести в штатное расписание должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области, на которых возлагаются функции по организации работы по охране труда в организации. Структуру и численность работников службы руководитель организации должен определять в зависимости от численности работающих, характера условий труда, степени опасности производств и других факторов.

Кроме того, в письме отмечено, что работодатель в целях эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом самостоятельно, под свою ответственность должен принимать необходимые кадровые решения (штатное расписание, конкретное содержание должностных инструкций, наименования должностей и трудовых функций руководителей, специалистов, служащих и рабочих, подбор и расстановку кадров).

Текст письма:

Департамент условий и охраны труда рассмотрел в пределах компетенции письмо от 27 августа 2019 г. и сообщает следующее.

В соответствии со статьей 217 Трудового кодекса Российской Федерации в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

В этой связи поясняем, что работодатель, численность работников которого превышает 50 человек (что предусмотрено штатным расписанием в организации), обязан создать службу охраны труда или ввести в штатное расписание должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области, на которых возлагаются функции по организации работы по охране труда в организации.

Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Постановлением Минтруда России от 8 февраля 2000 г. N 14 утверждены Рекомендации по организации работы Службы охраны труда в организации (далее — Рекомендации).

Согласно пункту 14 Рекомендаций структуру Службы и численность работников Службы определяет руководитель организации в зависимости от численности работающих, характера условий труда, степени опасности производств и других факторов с учетом Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях.

Одновременно сообщаем, что в соответствии с частью 1 статьи 22 Кодекса и абзацем 2 пункта 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» работодатель, в целях эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом самостоятельно, под свою ответственность принимает необходимые кадровые решения (штатное расписание, конкретное содержание должностных инструкций, наименования должностей и трудовых функций руководителей, специалистов, служащих и рабочих, подбор и расстановку кадров).

Вопрос-ответ

Допускается ли изменение установленного срока использования специальной одежды или обуви в случае ее нечастого применения и пребывания в отличном состоянии по завершению периода носки?

Действующее законодательство не наделяет работодателя правом самостоятельно продлевать сроки использования средств индивидуальной защиты.

При этом работодатель может применять спецодежду по прямому назначению после стирки, чистки, дезактивации, обеспыливания, дегазации и иных действий, связанных с уходом при условии пригодности вещей для последующей эксплуатации. Об этом говорится в п.22 правил выдачи работникам СИЗ, которые утверждены приказом Минздравсоцразвития РФ от 1 июня 2009 года №290н.

Степень пригодности к использованию СИЗ, процент износа, а также необходимость выполнения и перечень мероприятий по уходу за ними определяет должностное лицо, уполномоченное работодателем, либо членами комиссии по ОТ (в случае если она создана на предприятии). Соответствующие данные вносятся в личную карточку учета выдачи СИЗ.

Еще один вопрос, ставший предметом разъяснения, касается возможности включения в трудовой договор пункта, который обязывает сотрудника покупать у работодателя спецодежду с не истекшим сроком использования. Теоретически это сделать можно, однако практической пользы условие не принесет, вместо этого можно получить штраф. Как подчеркнули эксперты Роструда, российское законодательство не содержит указания на обязанность работника покупать ранее выданные средства индивидуальной защиты в случае расторжения трудового соглашения.

Согласно п.4 ст.5.27.1 КоАП РФ в случае несоблюдения регламентированного законом порядка обеспечения сотрудников организации средствами индивидуальной защиты должностные лица выплатят штраф от 20 до 30 тысяч рублей, а юридические лица от 130 до 150 тысяч рублей. При повторном нарушении должностные лица заплатят 30-40 тысяч, а юрлица будут оштрафованы на сумму 100-200 тыс. рублей или их деятельность будет приостановлена в административном порядке на период до 90 дней.

Если сотрудник организации, который не работает водителем, использует свой личный транспорт в интересах и по поручению работодателя (например, доставка инструмента), то это означает, что он во время выполнения данного поручения выполняет трудовую функцию водителя. Водители, а также иные работники, которые не перевозят людей или опасные грузы, но управляют автомобилем для выполнения своих должностных обязанностей по поручению работодателя, предрейсовый медосмотр проходить должны, послерейсовый — нет.

Обоснование

Предрейсовые и послерейсовые медосмотры. Согласно части 3 статьи 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»: «Обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб.

Обязательные послерейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, если такая работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов».

Аналогичное требование содержится в приказе Минздрава от 15.12.2014 № 835н «Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров»:

«6. Обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб.

Обязательные послерейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, если такая работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов».

Предварительные и периодические медосмотры. Предварительный и периодический медосмотры по фактору «Управление транспортным средством» для сотрудников, не числящихся водителями, но управляющих транспортом по заданию работодателя, обязателен (п. 27 приложения № 2 к приказу Минздравсоцразвития от 12.04.2011 № 302н; далее — приказ № 302н).

Важно то, что данные работники при выполнении своих трудовых обязанностей управляют наземными транспортными средствами.

Ведь в приказе № 302н не сказано «водители», а сказано «управление наземными транспортными средствами». То есть не только водители, а любые лица, фактически управляющие транспортными средствами в ходе своей производственной деятельности у конкретного работодателя, должны быть направлены данным работодателем на медосмотр (п. 27 приложения № 2 к приказу № 302н).

Путевой лист. Путевой лист необходим, если на данном автотранспорте перевозят пассажиров или грузы. В вашем случае перевозится инструмент — груз.

Вы обязаны выполнить требования статьи 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», то есть осуществлять перевозки пассажиров и грузов легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями с оформлением путевого листа на соответствующее транспортное средство. А также выполнить требования пунктов 2 и 9 приказа Минтранса от 18.09.2008 № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов»:

«2. Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов применяют юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи.

9. Путевой лист оформляется на каждое транспортное средство, используемое юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем для осуществления перевозок грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщениях».

ГСМ. Чтобы работник мог официально получать положенные компенсации, в том числе за ГСМ, за использование личного автомобиля в интересах работодателя, заключите письменное соглашение (договор), как это установлено в статье 188 ТК. Есть различные варианты договоров об использовании автомобиля в служебных целях. Например, безвозмездного пользования или аренды автомобиля.

Только в том случае, если работник использует свой личный транспорт (например, доставка инструмента) по своему усмотрению и желанию (без всякого участия работодателя, в том числе — возмещения ГСМ), ничего из перечисленного выше не требуется.

Да, если инспектор ГИТ это выявит, то он имеет полное право считать это нарушением.

В настоящее время установлено нормативное требование к обязательному осуществлению управлением профессиональными рисками (ст. 209 и 212 ТК).

Работодатель обязан обеспечить создание и функционирование системы управления охраной труда. А составным элементом СУОТ должно быть управление профессиональными рисками.

То есть когда внедрили СУОТ, тогда же должны проводить и управление рисками.

Услуги Правовой защиты

С 1997 года мы помогаем нашим клиентам в сфере охраны труда и кадрового делопроизводства. Оказываем услуги по всей России. Удаленно, в короткие сроки, наши специалисты помогут решить любой вопрос.

Ниже вы можете выбрать интересующую вас услугу.

Нормативные документы специалиста по охране труда

Нормативные документы по охране труда

В этой статье мы разберемся, какие государственные нормативные требования охраны труда должен знать каждый специалист по ОТ и ТБ, какие нормативные документы по охране труда нужно использовать для решения конкретных производственных задач, что может входить в перечень нормативных документов по охране труда на конкретном предприятии. В конце статьи обязательно посмотрите видеоролик на эту тему.

Чтобы правильно понимать суть своей работы и обеспечивать качественное функционирование СУОТ, профильные специалисты должны четко знать требования действующих нормативных документов по охране труда. Основные наиболее часто используемые документы должны быть всегда под рукой. Какие же нормативные документы по охране труда в 2019 году специалисты чаще всего помещали на свой письменный стол?

Базовый перечень нормативных документов по охране труда

Нормативно правовые акты по охране труда разделены на государственный и локальный уровни. В перечень документов каждого из уровней входят нормы, правила, положения, стандарты, инструкции и другие нормативные акты, содержащие обязательные либо рекомендованные для выполнения требования и нормативы. Не допускается противоречия положений разработанной в организации локальной документации государственным нормативным требованиям охраны труда.

Базовые нормативные акты, определяющие взаимоотношения работодателей и трудящихся в сфере ОТ:

1. Трудовой кодекс РФ. В разделе 10 Кодекса прописаны обязательные для выполнения любыми организациями требования относительно:

√ задач госнадзора за состоянием ОТ;
√ обеспечения трудящихся молоком, лечебно-профилактическим питанием;
√ организации обучения вопросам ОТ;
√ организации общественного контроля со стороны трудящихся и профсоюзов, обязанностей и прав каждого из участников системы контроля;
√ ответственности всех участников трудового процесса за нарушение требований ОТ;
√ прав трудящихся на безопасную профессиональную деятельность;
√ подбора и передачи трудящимся СИЗ;
√ организации медосмотров;
√ организации госэкспертизы условий труда;
√ функционирования комиссий по ОТ;
√ расследования и постановки на учет НС, ПЗ;
√ санитарно-бытового обслуживания.

2. Прочие нормативные документы. В повседневной деятельности специалистам по ОТ понадобятся такие нормативные документы по охране труда (2019 год):

125-ФЗ «Об обязательном соцстраховании от НС и ПЗ», в котором прописаны основы соцстрахования и порядок возмещения причиненного травмой или заболеванием вреда;

123-ФЗ «Техрегламент о требованиях ПБ», который устанавливает базовые требования к различным объектам общественного, производственного и бытового назначения;

Правила по охране труда при эксплуатации электроустановок, утвержденные приказами Минэнерго и Минтруда;

Постановление от 13.01.2003 №1/29, в котором Минтруда и Минобразования РФ утверждают порядок проведения учебного процесса в сфере ОТ (в том числе проверки знаний требований охраны труда и выдачи удостоверений по охране труда);

Приказ Минздравсоцразвития от 12.04.2011 №302н и Приказ от 15.02.2014 №835н, утверждающие основания и порядки проведения предварительных, периодических, предсменных, послесменных, предрейсовых и послерейсовых медосмотров;

Профессиональный стандарт специалист по охране труда, перечисляющий его функции и раскрывающий содержание каждой из них.

Также специалисту понадобятся правила и нормы охраны труда, предназначенные для отрасли, в которой ведет хозяйственную деятельность его компания. Например, в автотранспортных организациях в базовый перечень нормативных документов по охране труда в 2019 году входит постановление Минтруда и соцразвития РФ от 12.05.2003, которое вводит в действие ПОТ РМ-027-2003, а на предприятиях строительной отрасти в перечень наиболее часто используемых нормативно правовых актов по охране труда включены многочисленные СНиПы.

Краткий перечень нормативных документов по охране труда, который поможет выполнить конкретные задачи

Правильно:

< организовать обеспечение трудящихся молоком, спецпитанием или компенсировать их отсутствие помогут постановление Правительства РФ от 13.03.2008 №168, приказы Минздравсоцразвития РФ от 16.02.2009 №45н и №46н;

< организовать спецоценку условий на рабочих местах помогут постановления Правительства от 14.04.2014 №290 и от 03.07.2014 №614, приказы Минтруда от 25.12.2012 №625н и Роструда от 30.10.2014 №384;

< организовать работу трудящихся младше 18 лет, женщин и инвалидов помогут постановления Правительства РФ от 25.02.2000 №162 и №163, от 06.02.1993 №105, постановление Минтруда РФ от 07.04.1999 №7 и его же приказ от 19.11.2013 №685н, а также СП 2.2.9.2510-09;

< организовать работу кабинета, уголков ОТ поможет постановление Минтруда от 17.01.2001 №7. В нем освещены основные задачи, для решения которых они оборудуются, перечень необходимого оснащения (оборудование, наглядная агитация, документы, макеты, образцы СИЗ и др.) и рекомендации по организации их работы;

< организовать работу уполномоченного трудового коллектива по ОТ поможет постановление Минтруда РФ от 08.04.1994 №30;

< разработать и внедрить СУОТ помогут приказ Минтруда РФ от 19.08.2016 №438н, ГОСТ 12.0.230.1-2015, а оценить качество ее построения и эффективность работы – ГОСТ 12.0.230.2-2015;

< разработать инструкции по ОТ специалисты смогут после изучения требований РД 11 12.0035-94 «ССБТ. Инструкция по ОТ. Требования к разработке, оформлению, изложению и обращению»;

< создать комиссию по ОТ поможет приказ Минтруда России от 24.06.2014 №412н;

< укомплектовать службу ОТ персоналом помогут постановления Минтруда от 22.01.2001 №10 и 08.02.2000 №14;

< укомплектовать аптечки поможет приказ Минздрава и соцразвития РФ от 05.03.2011 № 169н, в котором прописаны названия необходимых изделий и медикаментов, нужное их количество и параметры (форма выпуска, размеры).

Нормативные документы по охране труда рекомендательного характера

Больше всего полезной для специалиста по ОТ информации содержится в нормативно-правовых актах по охране труда, образующих ССБТ. Часть включенных в ее состав госстандартов, правил и норм охраны труда носит рекомендательный характер, т. е. организациям дано право самостоятельно решать, пользоваться конкретным ГОСТом или нет. Например, качественно организовать обучение трудящихся ОТ в дополнение к обязательному для выполнения постановлению 1/29 поможет ГОСТ 12.0.004-2015. В ССБТ многочисленные правила и нормы охраны труда систематизированы и разбиты на подсистемы (в настоящее время их 6 – с 0 по 5 включительно), поэтому выбрать нужные нормативные документы по охране труда отсюда не составит труда.

Рекомендательный характер носят и Типовые инструкции, утверждаемые, как правило, на федеральном уровне. В ходе разработки собственных инструкций текст типовых инструкций можно изменять и дополнять либо не использовать их вовсе и работать «с чистого листа», соблюдая требования РД 11 12.0035-94.

Видеоролик Анатолия Терентьева «Нормативные требования охраны труда» (Нормативно-правовые акты по охране труда)

Текст видео:

Нормативно-правовые акты по охране труда содержат в себе обязательные государственные требования как по охране труда, так и по пожарной безопасности.

В каких случаях Вам пригодятся нормативные документы?

√ Вам надо разрабатывать мероприятия по реализации любых видов работ;
√ Вам нужно разработать инструкцию по охране труда;
√ У Вас случился (не дай Бог) несчастный случай на предприятии, и Вам этот случай надо расследовать.
√ Вам надо обосновано доказать инспектору по труду, что нарушений у Вас не было.

Давайте поговорим о том, какие есть государственные нормативные документы, которые в Вашей работе могут пригодиться?

1. Конституция Российской Федерации — прописывается во всех документах, но на практике практически не применяется.

2. Трудовой Кодекс Российской Федерации – это основной документ, который регулирует отношение между работодателем и работником. Трудовой Кодекс специалисту по охране труда условно можно разбить на две части:

1 часть ТК – трудовое право. Если, например, Вас интересует содержание трудового договора, порядок предоставления отпуска, предоставление гарантий и компенсаций.

2 часть ТК— охрана труда, раздел 10. В этом разделе есть:

√ права и обязанности работодателя (указывается что он должен делать, а вот ка делать – не указывается);
√ права и обязанности работника;
√ порядок расследования и учета несчастных случаев на предприятии.

В Трудовом Кодексе также есть важные разделы, касающиеся государственного контроля надзора в Российской Федерации за соблюдением трудового законодательства, а также контроль и надзор со стороны общественных организаций (профсоюзов)

3. Иные нормативно-правовые акты Российской федерации (субъектов РФ).

√ системы стандартов безопасности труда. Это ГОСТы и технические регламенты;

√ правила по охране труда на каждый вид работ;

√ строительные нормы и правила (СНиПы). Довольно часто в организации проводят совмещенные работы, когда на предприятие приходит строительно-монтажная организация для проведения строительных работ. Возникает вопрос, как правильно допустить эту бригаду, как правильно организовать совместную работу двух организаций? В СНиПах вы найдете ответ на эти вопросы;

√ санитарные нормы и правила (СанПиНы). За выполнение санитарных норм и правил следит Роспотребнадзор. Одним из самых важных СанПиНов называется «Производственный контроль за соблюдением санитарных правил».

√ нормативно-правовые акты по пожарной безопасности. Самым важным документом является «Правила противопожарного режима в Российской Федерации.

√ требования по опасным производственным объектам (Федеральный закон 116 ФЗ). Применяется исключительно для работников, работающих на опасных производственных объектах.

И не забываем: Согласно статье 212 ТК РФ, комплект нормативно-правовых актов должен быть у нас на предприятии (либо в уголке по охране труда, либо в кабинете по охране труда).

Итак, мы разобрались, в каких документах изложены основные государственные нормативные требования охраны труда, какие нормативные документы по охране труда в 2019 году помогали специалистам по ОТ и ТБ справляться со своими должностными обязанностями, что можно включать в перечень нормативных документов по охране труда на конкретных предприятиях.

Оцените пожалуйста сайт или материал!

Новости

  • Новости
    • Все новости
    • Законотворчество
    • Государственный надзор и контроль
    • Управление ОТ на региональном и местном уровне
    • События, интервью, факты
    • Передовой опыт
    • Происшествия, аварии, пожары, несчастные случаи
    • Консультации и разъяснения
    • Обо всем
  • Библиотека
    • Законодательство по ОТ, пожарной и промышленной безопасности
    • Инструкции по ОТ
      • Что такое инструкция по ОТ?
      • Все инструкции
      • Типовые инструкции по охране труда для работников по должностям, отдельным профессиям.
      • Типовые инструкции по охране труда для работников организации на отдельные виды работ.
      • Инструкции по охране труда для работников организации по должностям, отдельным профессиям.
      • Инструкции по охране труда для работников организации на отдельные виды работ.
    • ГОСТы Российской федерации
    • Технические нормативы
  • Soft по ОТ и ПБ
    • «ОХРАНА ТРУДА» для 1С:Предприятия 8
      • О программе
      • Возможности программы
      • Купить программу
    • АРМ ОТ
      • О программе
      • Экзаменационные вопросы
      • Бесплатная регистрация
    • Наглядная безопасность и охрана труда
      • О программах
      • Перечень всех программ и их содержание
      • Стоимость программ
      • Купить программы (оформление заявки)
  • Консультации по ОТ
    • Все консультации
    • Консультации органов исполнительной власти
    • Организация ОТ на предприятии, СУОТ, трудовые споры
    • Требования безопасности к производственным процессам
    • Несчастные случаи на производстве
    • Обучение по ОТ и ПБ
    • Медосмотры, профзаболевания, МСЭ.
    • СОУТ, экспертиза УТ, производственный контроль, льготы и компенсации
    • СИЗ и СКЗ
    • Промышленная безопасность
    • Пожарная безопасность
    • ГО и ЧС
    • Экология
  • Дистанционное обучение
  • Форум
    • Форум
    • Правила форума
  • Золотой фонд
    • Файлообменник
      • Все файлы
      • Статистика и анализ, отчеты гос.органов
      • Управление охраной труда
      • Деятельность службы охраны труда
      • Безопасность производ процессов
      • Пожарная безопасность
      • Промышленная безопасность
      • Нормативно-правовые акты
      • Рефераты, курсовые, дипломы, диссертации, книги
      • Программы и мультимедиа по ОТ
      • Стихи, песни, приколы, пр. для отдыха
      • Бланки и формы журналов по охране труда
      • Разное
    • Видеогалерея
      • Все видео
      • Безопасность на производстве (охрана труда, промышленная и пожарная безопасность, экология)
      • Выставки, конференции, совещания, интервью
      • Учебный и агитационный материал
      • Товары, продукция и услуги по охране туда
      • Происшествия, аварии, н/сл, ДТП, пожары и т.п.
      • Мир, государство, общество, экономика, политика (новости)
      • Хобби, личное, разное
    • Доска объявлений
      • Все объявления
      • Биржа труда — ВАКАНСИИ
      • Биржа труда — РЕЗЮМЕ
      • Конкурсы, аукционы, запросы котировок
      • Услуги по аттестации рабочих мест, лаб.исследованиям, сертификации
      • Услуги по обучению по ОТ, курсы повышения квалификации
      • Медицинские услуги
      • Другие услуги в области ОТ (разработка документов, аудит, функции служб ОТ и др.)
      • Продукция по охране труда
      • Услуги и продукция в области промышленной безопасности
      • Услуги и продукция в области пожарной безопасности
      • Прочие объявления
  • Соцсеть специалистов (ССОТ)
    • О сообществе
    • Обновления в сообществе
    • Люди сообщества

ТОП-7: важнейшие изменения в охране туда в 2020 году

Расскажем, какие изменения в охране труда ожидают нас в ближайшее время. Подскажем, как учесть их в повседневной работе специалиста по охране труда.

Новый порядок спецоценки

В настоящее время на рассмотрении в Госдуме находится законопроект № 769142-7

о внесении изменений в Федеральный закон «О специальной оценке условий труда». По мнению экспертов, его примут уже в ближайшее время. Что нужно знать об изменениях?

Спецоценку в 2020 году будут считать завершенной только после выгрузки данных во ФГИС, а не после утверждения отчета председателем комиссии, как сейчас. Изменения в законе «О специальной оценке условий труда» обязует работодателя требовать от экспертной организации подтвердить размещение сведений о проведенной спецоценке во ФГИС.

Таким образом Роструд делегирует свои функции по контролю загрузки данных о спецоценке на работодателя, оставляя за собой контроль за исполнением работодателем и экспертной организации обязанности по загрузке отчета о спецоценке в информационную систему.

Для этой цели введут обязанность экспертной организации информировать работодателя о том, что отчет загружен, ему присвоен уникальный номер, и написать об этом письмо с подтверждением.

Организация, проводящая специальную оценку условий труда, обязана будет в течение трех рабочих дней с даты передачи в информационную систему учета указанных сведений, уведомить работодателя о такой передаче в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью, либо на бумажном носителе в виде почтового отправления с уведомлением о вручении.

Таким образом, в 2020 году СОУТ будут проводить по-новому. Если отчет о ее проведении не будет выгружен во ФГИС, ее не будут считать проведенной вообще. Это означает, что работодателю нужно осуществлять строгий отбор экспертной организации, и внести в договор оказания услуг указание, что оплата за проведенную спецоценку будет произведена только после получения отчета о загрузке данных во ФГИС, и не ранее.

Какие условия труда окажутся под запретом

Еще одно изменение может коснуться предприятий с опасными условиями труда. Если по результатам спецоценки на рабочем месте установят IV класс, то деятельность работодателя приостановят. Именно так указано в проекте Х раздела ТК РФ (ID проекта на портале regulation.gov.ru 00/03-22750/01-15/28-13-4).

Чтобы возобновить работу предприятия, работодателю нужно будет утвердить план по улучшению условий и охраны труда, а также провести внеплановую СОУТ.

На время приостановки сотрудников, занятым на таких рабочих местах придется перевестись на другое рабочее место. Необходимо сохранить за ними среднюю заработную плату.

Новые требования к специалисту по охране труда

Как только вступит в силу обновленный Х раздел Трудового кодекса РФ, должность специалиста по охране труда станет обязательной, если на предприятии численность работников составляет более 100 человек. Если в компании меньше 100 сотрудников и нет специалиста по охране труда, то функции по охране труда сможет выполнять:

  • руководитель организации или предприниматель;
  • уполномоченный работодателем сотрудник предприятия;
  • предприниматель или организация по гражданско-правовому договору.

Напомним, что в настоящее время должность специалиста по ОТ нужно вводить, если в компании 50 и более работающих.

Введение новшеств в Х раздел ТК РФ не означает, что специалиста по охране труда необходимо уволить, если организация маленькая. Работы у специалиста по охране труда только прибавится.

Обратите внимание! Заключить договор на оказание услуг по охране труда можно будет только с аккредитованной компанией, которая включена в спецреестр Минтруда.

Как изменится порядок расследования несчастных случаев

Вступление в силу новой редакции Трудового кодекса РФ (ID проекта на портале regulation.gov.ru 00/03-22750/01-15/28-13-4) ориентировочно во второй половине 2020 года повлечет за собой изменения в порядке расследования несчастных случаев на производстве.

Помимо несчастных случаев и профзаболеваний, появится такое понятие как микроповреждения (микротравмы). Работодатель будет обязан учитывать их, проводить расследование, анализировать обстоятельства их возникновения и причины, по которым такие повреждения стали возможными.

Микротравмы в большинстве случаев возникают по причине нарушения требований охраны труда, требований к организации рабочих мест и трудового процесса. Они часто становятся предвестниками более серьезных повреждений здоровья работников (несчастных случаев или профессиональных заболеваний).

Узнайте, что делать, если НС произошел в конце рабочего дня, или в выходные дни из нашей статьи

В законопроекте предложено ввести учет и рассмотрение таких случаев. Действующее законодательство не устанавливает обязанность работодателя принимать какие-либо меры в случае получения работниками микроповреждений. Расследуют только те повреждения, которые привели к утрате трудоспособности.

Как только законопроект примут, от работодателя потребуется провести оценку всех профрисков, проверить, как в инструкции по охране труда прописаны меры безопасности работника при выполнении ими любых манипуляций, которые чреваты опасностью микротравм.

Например, в медицинской организации персонал получает микротравмы чаще всего из-за собственных нарушений санитарного режима, поспешности действий. Каждый случай микротравмы работодателю необходимо будет не только зарегистрировать, но и расследовать. Как конкретно проводить такое расследование микротравм, будет известно ближе ко второй половине 2020 года, когда Минтруд утвердит и зарегистрирует соответствующий нормативный правовой акт.

Как будет изменен порядок медосмотра

Минздравосцразвития разработал законопроект об изменении Приказа Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования)». На данный момент законопроект находится на сайте проектов нормативных правовых актов.

Какие изменения ждут компании, если проект официально вступит в силу? В частности, ведомство планирует отменить паспорт здоровья. Кроме этого, будет разработан механизм передачи медицинских заключений работодателю. В настоящее время он не прописан — в действующем Приказе № 302н указано, что заключение выдается на руки работнику, что подразумевает хранение его у самого работника, и не обязывает передавать результаты медосмотра своему работодателю. Но в этом случае нарушается обязанность работодателя не допускать к труду лиц, имеющих медицинские противопоказания.

При этом в медицинском заключении не будут указаны сведения, которые относятся к врачебной тайне. Работодателю будет доступна информация только о том, имеет ли работник ограничения к труду.

Очень важное изменение касается и возможности направлять работников на внеочередной медосмотр после длительного больничного у работника. Раньше такой возможности у работодателя не было, и некоторые сотрудники злоупотребляли этим. Так что все грядущие изменения в приказ являются для работодателей позитивными.

Еще одно изменение — передача одного экземпляра заключительного акта в ФСС, в том случае, если планируется возмещение затрат на предупредительные меры за счет страховых взносов, уплаченных на страхование от производственного травматизма.

Оценка рисков станет обязательной на этапе ввода производства

214 статья новой редакции раздела Х ТК РФ (ID проекта на портале regulation.gov.ru 00/03-22750/01-15/28-13-4) вводит новый термин — комплексная оценка технического и организационного уровня рабочего места, а также оценка факторов производственной среды и трудового процесса, которые могут вызвать повреждения здоровья работников.

Эта оценка будет включать в себя определение профессиональных рисков перед вводом в эксплуатацию производственных объектов, специальную оценку условий труда, и постоянную оценку и анализ производственных рисков на всех этапах производства товаров, работ и услуг.

В настоящее время оценка рисков предприятия является обязательной процедурой, поскольку упоминается в 212 статье ТК РФ, но ее юридический и методический механизмы до сих пор не прописаны в нормативно-правовом акте. Будем надеяться, что и этот пробел будет заполнен к началу действия обновленной редакции Трудового Кодекса РФ.

Станет обязательным ведение реестра НПА, которые содержат требования охраны труда

С вступлением в силу Х раздела Трудового кодекса РФ (ID проекта на портале regulation.gov.ru 00/03-22750/01-15/28-13-4) становится обязательным ведение работодателем реестра (перечня) нормативных правовых актов. Для доступа работников предприятия к этим нормативным актам, руководитель компании может использовать не только бумажные версии, но и электронные базы данных.

В нынешней редакции ТК РФ требуется иметь в наличии комплект нормативно-правовых актов. Таким образом становится очевидным, что иметь бумажный комплект НПА в будущем станет не обязательно, как сейчас, если работникам будет

обеспечен доступ к электронной базе данных.

Поэтому, когда Х раздел Трудового кодекса вступит в силу, работодатель должен выбрать — размещать эти нормативные правовые акты на своем корпоративном портале или установить компьютер с электронной базой данной документов по охране труда для ознакомления каждого работника.

Что включить в перечень нормативных правовых актов:

  • Трудовой Кодекс РФ,
  • правила по охране труда, касающиеся деятельности предприятия,
  • нормы выдачи средств индивидуальной защиты,
  • нормы выдачи смывающих и обезвреживающих средств,
  • порядок проведения обязательного психиатрического освидетельствования, предварительного и периодического медосмотров
  • санитарные нормы и правила
  • порядок проведения спецоценки
  • технические регламенты таможенного союза и другие документы, на которых будете ссылаться в своих локальных нормативных актах и т. п.

Таблица с грядущими изменениями в охране труда в 2020 году

Изменения по охране труда в 2020 году Когда планируют принять
Новый порядок СОУТ В течение 2020 года
Запрет 4 класса условий труда С вступлением в силу Х раздела ТК РФ
Новые требования к специалисту по ОТ С вступлением в силу Х раздела ТК РФ
Расследование микротравм С вступлением в силу Х раздела ТК РФ
Медосмотр по-новому С вступлением в силу Х раздела ТК РФ
Оценка профрисков при вводе в эксплуатацию нового оборудования С вступлением в силу Х раздела ТК РФ
Реестр НПА в электронном виде С вступлением в силу Х раздела ТК РФ

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *