Понятие ТБО заменено на ТКО

Что такое ТКО и как с ними обращаться?

В последнее время экологическое сообщество буквально лихорадит от одновременного принятия нескольких серьезных нормативно-правовых актов, перестраивающих всю систему экологического контроля и надзора в России. Так, накануне Нового года мы получили неожиданный законодательный «подарок» — Федеральный закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 458-ФЗ). Этот документ кардинально меняет систему обращения с отходами, затрагивая фундаментальные понятия и принципы экологического права.

Мы не будем подробно останавливаться на всех изменениях, предусмотренных Федеральным законом № 458-ФЗ. Отметим только, что они коснулись практически всех аспектов обращения с отходами: были затронуты вопросы права собственности на отходы, порядка лицензирования деятельности по обращению с отходами, профессиональной подготовки лиц, допущенных к обращению с отходами, и многое другое. Кроме того, изменениям была подвергнута и терминология, применяемая в области обращения с отходами.

Нововведения коснулись и наиболее часто образуемых отходов — твердых бытовых. Так, в ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Федеральный закон № 89-ФЗ) появился новый термин для данной категории отходов:

Извлечение
из Федерального закона № 89-ФЗ Статья 1. Основные понятия

твердые коммунальные отходы — отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами;

Кроме того, в указанную статью были введены новые термины, касающиеся обращения с ТКО:

Извлечение
из Федерального закона № 89-ФЗ Статья 1. Основные понятия

норматив накопления твердых коммунальных отходов — среднее количество твердых коммунальных отходов, образующихся в единицу времени;

оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами — индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов;
региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами — оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами — юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места сбора которых находятся в зоне деятельности регионального оператора;

баланс количественных характеристик образования, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации — соотношение количества образовавшихся твердых коммунальных отходов и количественных характеристик их утилизации, обезвреживания, захоронения, передачи в другие субъекты Российской Федерации (поступления из других субъектов Российской Федерации) для последующих утилизации, обезвреживания, захоронения;

Таким образом, привычный для нас термин «твердые бытовые отходы (ТБО)» был заменен на «твердые коммунальные отходы (ТКО)». На наш взгляд, новый термин в большей степени отвечает сложившейся экологической практике. Кроме того, в сферу обращения с отходами были введены совершенно новые понятия оператора по обращению с ТКО и регионального оператора по обращению с ТКО, под которыми понимаются организации коммунального комплекса.

В соответствии с Федеральным законом № 458-ФЗ с 1 января 2016 г. Федеральный закон № 89-ФЗ будет дополнен ст. 13.2, которая содержит требования к разработке и реализации региональных программ в области обращения с отходами, в т.ч. с ТКО. Такая программа должна будет включать значения целевых показателей в области обращения с отходами (в т.ч. с ТКО), достижение которых обеспечивается в результате реализации программы, перечень мероприятий по обращению с отходами (в т.ч. с ТКО) с указанием ожидаемых результатов, а также информацию о финансировании данных мероприятий. Указанные мероприятия должны быть направлены на стимулирование строительства объектов обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения отходов (в т.ч. ТКО); софинансирование строительства объектов по сбору, транспортированию, обработке и утилизации отходов от использования товаров; стимулирование утилизации отходов, выявление мест несанкционированного размещения отходов и т.д. Перечень мероприятий будет учитываться при формировании мероприятий соответствующих государственных программ и подлежать согласованию с территориальными органами уполномоченного федерального органа исполнительной власти (т.е. с Росприронадзором). Региональная программа будет обязательна к опубликованию в сети Интернет.

С 1 января 2016 г. Федеральный закон № 89-ФЗ будет также дополнен ст. 13.3, согласно которой в целях организации и осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации будет утверждаться территориальная схема в области обращения с отходами, в т.ч. с ТКО. Данная схема должна будет разрабатываться в соответствии с документами территориального планирования и включать данные о нахождении источников образования отходов, о количестве образующихся отходов, о целевых показателях по обезвреживанию, утилизации и размещению отходов, о нахождении мест сбора и накопления отходов, о месте нахождения объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов (в т.ч. ТКО) на территории субъекта Российской Федерации и т.д. Схема также будет подлежать согласованию с Росприроднадзором и размещаться в открытом доступе в сети Интернет.

С 1 января 2016 г. Федеральный закон № 89-ФЗ будет дополнен целой главой — гл. V.1 «Регулирование деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами» (ст. 24.6–24.13).

В соответствии со ст. 24.6 сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации будут осуществляться региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами, при этом должны будут соблюдаться правила обращения с ТКО, утвержденные Правительством Российской Федерации. Обращение с ТКО, которые являются отходами от использования товаров, будет осуществляться с учетом особенностей, установленных в ст. 24.2 Федерального закона № 89-ФЗ. Статус регионального оператора будет присваиваться юридическому лицу на основании конкурсного отбора, проводимого уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на срок не менее 10 лет. Основания для лишения юридического лица статуса регионального оператора будут определены в правилах обращения с ТКО.

Согласно ст. 24.7 собственник ТКО будет заключать с региональным оператором публичный договор в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации (договор можно будет дополнить по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями). Региональный оператор будет не вправе отказать собственнику в заключении договора, если отходы собственника образуются и места их сбора находятся в зоне деятельности оператора (кстати, региональный оператор будет вправе осуществлять деятельность на территории иного субъекта Российской Федерации в соответствии с правилами обращения с ТКО и с учетом соглашения, заключенного между субъектами Российской Федерации). Это положение не может не радовать, ведь получается, что собственники объектов размещения ТКО — региональные операторы — будут иметь не только права, но и обязанности.

Например, автор статьи, работая одно время экологом на крупном предприятии, сбилась с ног в поисках компаний, готовых принять некоторые специфические виды отходов. Причем в лицензиях компаний эти отходы были указаны, однако по разным причинам (чаще всего это было отсутствие выгоды и желания «возиться» с такими отходами) нам отказывали.

На основании ст. 24.8 к регулируемым видам деятельности в области обращения с ТКО будут относиться:

•обработка ТКО;

•обезвреживание ТКО;

•захоронение ТКО;

•оказание услуги по обращению с ТКО региональным оператором.

Все перечисленные виды деятельности будут осуществляться по ценам, определенным соглашением сторон и не превышающим предельные тарифы, которые будут устанавливаться органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в области регулирования тарифов, для каждой организации, осуществляющей указанные виды деятельности, и для каждого из перечисленных видов деятельности. Регулированию будут подлежать единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО, а также тарифы на обработку, обезвреживание и захоронение ТКО.

К СВЕДЕНИЮ При установлении единого тарифа на услугу регионального оператора не будут учитываться его затраты на обработку, утилизацию ТКО.

Согласно ст. 24.9 регулирование тарифов будет производиться органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления. Единый тариф на услугу по обращению с ТКО будет устанавливаться в отношении региональных операторов, иные подлежащие регулированию тарифы — в отношении операторов по обращению с ТКО. Тарифы будут рассчитываться исходя из основ ценообразования, установленных Правительством Российской Федерации. Методы регулирования тарифов и критерии их применения будут определяться Правительством Российской Федерации. В случае изменения тарифов по инициативе государства (например, в связи с изменениями в законодательстве) будет предусмотрен порядок компенсации недополученной выгоды для операторов ТКО. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов в сфере обращения с ТКО, будет проводит мониторинг тарифов.

В соответствии со ст. 24.10 для расчета объема и (или) массы ТКО при заключении договоров с операторами ТКО необходимо будет руководствоваться правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными Правительством Российской Федерации. В случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) массы ТКО планируется определять исходя из нормативов накопления ТКО, установленных органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органами местного самоуправления. Порядок определения нормативов накопления ТКО будет установлен Правительством Российской Федерации.

Согласно ст. 24.11 вся информация, касающаяся регулируемых видов деятельности по обращению с ТКО (в т.ч. информация о тарифах и параметрах тарифного регулирования), будет общедоступной и должна будет публиковаться в сети Интернет.

На основании ст. 24.12 правомерность и обоснованность установления и изменения тарифов будут проверяться на федеральном и региональном уровнях, при этом предполагается проведение плановых и внеплановых проверок (например, по обращениям граждан).

Кроме того, согласно ст. 24.13 теперь для строительства, реконструкции и (или) модернизации объектов, используемых для обращения с ТКО, необходимо будет составлять на основании территориальной схемы в области обращения с отходами инвестиционную программу, которая должна будет содержать плановые и фактические значения показателей эффективности объектов обращения с ТКО, перечень мероприятий по строительству, реконструкции и (или) модернизации, объем финансовых потребностей, график реализации программы и предварительный расчет тарифов в области обращения с ТКО. Порядок разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ будет установлен Правительством Российской Федерации.

Таким образом, до конца 2015 г. Правительству Российской Федерации и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предстоит много «бумажной» работы, ведь они должны разработать и утвердить массу подзаконных актов в сфере обращения с ТКО до вступления в силу гл. V.1 Федерального закона № 89-ФЗ, т.е. до 1 января 2016 г.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ С 1 января 2016 г. ст. 23 Федерального закона № 89-ФЗ будет дополнена пп. 4 и 5, в соответствии с которыми внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС) при размещении отходов (за исключением ТКО) будет осуществляться индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы, в то время как плательщиками платы за НВОС при размещении ТКО будут являться операторы по обращению с ТКО, региональные операторы, осуществляющие деятельность по их размещению.
Кроме того, согласно п. 9, которым также будет дополнена с 1 января 2016 г. ст. 23 Федерального закона № 89-ФЗ, расходы на плату за НВОС при размещении ТКО будут учитываться при установлении тарифов для оператора по обращению с ТКО, регионального оператора в порядке, установленном основами ценообразования в сфере обращения с ТКО.

Отметим еще один важный момент: с 1 января 2019 г. ст. 23 Федерального закона № 89-ФЗ будет дополнена пп. 6 и 7, на основании которых при размещении отходов на объектах размещения отходов, не оказывающих НВОС, плата за НВОС взиматься не будет, однако следует учесть, что исключение НВОС (за счет осуществления природоохранных мероприятий, наличия технических решений и сооружений, обеспечивающих защиту окружающей среды) необходимо будет подтвердить результатами мониторинга состояния окружающей среды.

Как мы видим, изменения, предусмотренные Федеральным законом № 458-ФЗ, существенно ограничивают права органов местного самоуправления в области обращения с отходами. Если сейчас они могут сами организовывать сбор, вывоз, утилизацию, переработку отходов, то начиная с 1 января 2016 г. они смогут только принимать участие во всех операциях по обращению с отходами, причем поселковые органы самоуправления смогут участвовать только в сборе и транспортировке ТКО, районные — в обработке, утилизации, обезвреживании и захоронении ТКО, а городские — во всех перечисленных операциях в пределах городских округов.

На наш взгляд, все это только к лучшему. В ходе своей трудовой деятельности автор неоднократно работала с поселковыми администрациями по вопросу заключения договоров с лицензированными полигонами и может с уверенностью констатировать, что на местах царят хаос и полное непонимание системы экологического контроля и надзора в общем и безопасного обращения с отходами в частности.

Например, однажды разработчику проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, потребовавшему от сельской школы договор с полигоном, была предъявлена вместо него справка с печатью местной администрации о том, что данной школе разрешено вывозить ТБО в ближайший овраг за селом!

Значительное продвижение на пути к достижению безопасного обращения с отходами может произойти при соблюдении природопользователями следующей нормы Федерального закона № 89-ФЗ, которая вступит в силу с 1 января 2017 г.:

Извлечение
из Федерального закона № 89-ФЗ Статья 12. Требования к объектам размещения отходов
(в редакции, которая вступит в силу с 01.01.2017)

8. Захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, запрещается. Перечень видов отходов, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Нам остается лишь дождаться опубликования соответствующего перечня отходов. Отметим, что в настоящее время в разных регионах имеются свои (гласные или негласные) перечни отходов, которые запрещаются к захоронению.

Например, в своей практике автор столкнулась с ситуацией, когда в одном регионе было строго-настрого запрещено размещать на полигоне отработанные фильтры, а в другом это было разрешено.

Благодаря изменениям, предусмотренным Федеральным законом № 458-ФЗ, еще один пробел в законодательстве, о котором уже говорилось не раз, был закрыт. Так, с 1 января 2016 г. ст. 12 Федерального закона № 89-ФЗ будет дополнена п. 10 следующего содержания: «Запрещается применение твердых коммунальных отходов для рекультивации земель и карьеров». Данному вопросу была посвящена одна из статей автора, опубликованная ранее в «Справочнике эколога». Дело в том, что многие недобросовестные природопользователи в настоящее время пытаются «размещать» свои бытовые и строительные отходы, заполняя пустоты от выработки полезных ископаемых или траншеи, ямы, карьеры, выдавая этот процесс за рекультивацию земель. Причем имеют место случаи согласования (!) проектов подобной рекультивации. За последние пару лет было выпущено несколько разъяснительных писем Росприроднадзора, разъясняющих данную ситуацию. И вот теперь, к счастью, рассматриваемая норма будет закреплена законодательно, что исключит любые разночтения.

Мы кратко рассмотрели нововведения в области обращения с ТБО (теперь уже ТКО), которые ожидают нас в связи с принятием Федерального закона № 458-ФЗ. Советуем нашим читателям более подробно изучить данный документ, особенно сроки вступления в силу отдельных его положений. Как он будет работать на деле, покажет время. Будем надеяться, что принятие указанного нормативно-правового акта не станет причиной очередного витка бюрократизации системы экологического контроля, а приведет в действительному улучшению экологической обстановки в нашей стране.

Подробную информацию о данных изменениях см.:

Выделено автором. Далее — ТКО (прим. автора).

Здесь и далее выделено и подчеркнуто автором.

Ранее подобный документ носил название «программа комплексного развития в области обращения с отходами».

ТБО и ТКО в чем разница в 2019

В этой статье мы расскажем о ТБО и ТКО, в чем между ними разница в 2019 году. Для начала дадим определение ТБО.
ТБО( Твердые Бытовые Отходы ) — это отходы потребления, появляющиеся y населения после приготовления пищи, при уборке и ремонте жилых помещений, содержании придомовых территорий и мест общего пользования, содержании в жилых помещениях домашних животных и птиц, a также устаревшие, пришедшие в негодность предметы домашнего обихода.

Какие виды мусора входят в ТБО?

Основная часть мусора любого современного города – это и есть ТБО, то есть, тот мусор, который образуется ежедневно в любой квартире.
Такие отходы можно разделить на два вида:

Биологические (пищевые и растительные остатки, кости).

Небиологические (пластик, стекло, целлюлоза, металлы, текстиль и т.п.).

Какие отходы считаются «твердыми коммунальными»

Само понятие твердых коммунальных отходов впервые было установлено Федеральным законом от 29.12.2014 г. № 458-ФЗ. Исходя из этого документа, ТКО определяется, как мусор, формирующийся и накапливающийся в жилых помещениях в ходе деятельности человека, а также потребительские товары, потерявшие со временем свои полезные свойства.

Состав отходов, входящих сейчас в ТКО, приведен в Федеральном классификационном каталоге отходов, утверждённом приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242.

Согласно приказу ТКО, также как и ТБО делятся на 2 группы:

  • Биологические отходы. Сюда относятся остатки продуктов питания, кожаные изделия и прочие мусор, в основе которого лежат органические соединения;
  • Синтетические отходы. Это всевозможные разновидности полимеров: пластики, полиэтиленовые пакеты и другие компоненты, полученные методом химического синтеза.

Итак, к ним относится:

  • мусор, который образуется в квартирах и частных домах, собираемый как в общий контейнер, так и в разные для каждого вида отходов;
  • мусор с улицы;
  • отходы от уборки придомовых территорий.

В соответствии с определением, содержащимся в ст. 1 закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ, ТКО представляют собой:

  • отходы, которые создаются в процессе потребления (кожура от овощей и фруктов, упаковка предметов, продуктов и т. п.);
  • подобные отходы, образующиеся в процессе деятельности юр. лиц и предпринимателей;
  • вещи, вышедшие из строя.
  • выброшенные крупногабаритные вещи – это старая мебель и фурнитура. Также эта группа включает в себя мусор на основе целлюлозы: бумага, некоторые виды тканей и прочее;
  • продукты переработки нефти: синтетические жидкости, которые имеет в своем составе тот или иной процент углеводородов.

К тем же (коммунальным) отходам законодатели отнесли и отходы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, схожие по компонентному составу с обычным бытовым мусором.

Главным признаком, по которому отходы могут быть отнесены к коммунальным, можно назвать их формирование в ходе повседневной жизни человека или в результате деятельности организаций либо предприятий, чья работа не связана напрямую с производством товаров, выполнением работ и услуг.

ТКО не включает в свое понятие опасные виды отходов. Те, которые способны нанести значительный вред здоровью человека и экологической безопасности окружающей среды: радиационный мусор, отходы химически и биологически активных веществ.

«Так в чем же различия?» – Спросите вы.

ТБО или ТКО, как правильно

Эта путаница возникла не так давно, после принятых властями изменений в ФЗ № 89 «Об отходах производства и потребления», где впервые было четко прописано само понятие ТКО, а работы по их хранению и ликвидации вошли в список коммунальных услуг.

С момента принятия вышеуказанного закона в российском правовом поле существует лишь одно правильное наименование бытового мусора – твердые коммунальные отходы. А выражение «твердые бытовые отходы» перешло в статус разговорного, и отныне не употребляется в официальных документах и отчетах.

Изначально ТКО – это более широкое понятие, чем ТБО, поскольку включает в себя не только тот мусор, который ежедневно выносят из дома обычные граждане, но и подобные отходы организаций (например, офисный мусор).

С одной стороны, понятие «ТКО» просто пришло на смену понятию «ТБО», с другой между ними есть отличия.

Обратите внимание! До 29.12.2014 твердые отходы, которые образовывались у жителей городов и сел, назывались бытовыми, сейчас их именуют коммунальными.

Отличия ТБО и ТКО для организаций

ТБО и ТКО не полностью равнозначны. Лучше всего это проиллюстрирует таблица.

ТБО и ТКО в чем разница в 2019 году

Вывод! Поскольку услуга по обращению с ТКО теперь отдельный вид коммунальных услуг, она включена в квитанцию за квартиру отдельной строкой. Чем отличается ТБО от ТКО для организаций? Юр. лица не создавали в процессе деятельности ТБО, а вот ТКО создают и обязаны вывозить.

Обращение и вывоз ТКО: что еще меняется, чем отличаются

Отличие ТКО от ТБО заключается и в правилах обращения с отходами. Суть изменений этих правил в следующем:

  • За вывоз и утилизацию отходов отвечают региональные операторы, которые выбираются на конкурсной основе.
  • В каждом регионе России устанавливаются свои нормативы накопления мусора для различных категорий помещений (нормы для квартиры, офиса, магазина разные).
  • На площадке для накопления мусора проводится сортировка отходов, если такое правило установлено в регионе.
  • Договор на вывоз мусора должен заключить каждый собственник отходов.
  • Оформлять договора на вывоз мусора должны как физические лица, так и предприниматели и юр. лица.

Важно! Предприятие может отказаться от заключения договора, только если на его территории есть собственный зарегистрированный полигон для размещения отходов.

В течение 10 рабочих дней с момента утверждения тарифов региональный оператор извещает владельцев жилых и нежилых помещений о необходимости оформить договор. В том числе размещает предложение на своем сайте.

Важно! Если владелец помещения не отправил региональному оператору заявку на оформление договора, последний считается заключенным на 16-й рабочий день с того момента, как оператор опубликовал предложение об оформлении договора на сайте.

Договор является публичным, и региональный оператор не имеет права отказать собственникам отходов в его оформлении.

Обратите внимание! Городам федерального значения (Москве, Севастополю и Санкт-Петербургу) введена отсрочка по организации работы с ТКО в соответствие с новыми правилами до 01.01.2022. Регионам, в которых не выбраны региональные операторы, также дана отсрочка до 01.01.2020.

Основные тезисы.

Теперь вывоз ТБО понимается как обращение с ТКО. Обращение ТКО, иначе говоря, вывоз и утилизация ТКО, стало самостоятельной коммунальной услугой и поэтому выделяется в квитанциях отдельной строкой.

Функции по оказанию данной услуги возлагаются на региональных операторов, прошедших конкурсный отбор.

Новые правила пока могут не применяться в городах федерального значения и тех субъектах РФ, где региональный оператор не был определен.

Как мы видим, ТБО и ТКО – суть одно и то же, и рядовому гражданину не важны отличия между этими терминами. Это важно, скорее, для тех предприятий или организаций, которые занимаются сбором и ликвидацией бытового мусора, так как использование разговорного обозначения ТБО не возможно в официальных документах и отчетах.

Законодательное определение статуса ТКО обусловлено необходимостью установления более понятного обращения в сфере сбора и утилизации мусора. До появления Федерального закона № 458-ФЗ оплата за сбор и вывоз бытового мусора зависела от статуса помещения (нежилое или жилое), а также его площади. Сегодня тариф привязан к статусу потребителя (физическое лицо или юридическое лицо/индивидуальный предприниматель) и нормативам накопления ТКО. Эти нормы различаются для жителей многоквартирных/индивидуальных жилых домов и владельцев офисов и предприятий.
По сути, это связано с тем, что жители многоквартирного дома – обычные среднестатистические семьи, накапливают меньше мусора, чем, к примеру, большой офис с сотрудниками и посетителями. Соответственно, логично предположить, что оплата для жителей должна быть меньше.

Есть правда обстоятельство трактования законов не в пользу населения, а именно трактование установленного норматива Министерством экологии и природопользования допустимого воздействия на окружающую среду («нормативы, которые установлены в соответствии с показателями воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и при которых соблюдаются нормативы качества окружающей среды»). Региональные операторы взяли максимально установленный допустимый уровень образования ТКО за основу формирования тарифов на их вывоз. Для каждого региона он свой. Это, по сути, нормативы, больше которых мусор производить нельзя. В противном случае, жители нарушат экологическое равновесие и получат тучу неприятностей от самого справедливого судьи в мире – матушки природы.

К сведению, до 2019 года тариф во всех районах и поселениях ЛО был разный. Он формировался в течение многих лет на разных основаниях. Где-то управляющие компании назначали необоснованно завышенную стоимость тарифа за вывоз мусора, или администрации долгие годы сознательно не повышали тариф даже с поправкой на инфляцию. В результате разброс тарифа — от 2 до 9 рублей.

Относительно Ленинградской области.

Свое предложение глава региона Александр Дрозденко озвучил в ходе депутатских слушаний,- сообщает пресс-служба областного правительства. По его мнению, вместо платы 6,45 рублей с одного квадратного метра, с 1 января 2019 года следует установить тариф в 4,95 рублей, что будет являться повышением на 10% от среднего по области тарифа. В течение двух лет предлагается обеспечить его повышение до экономически обоснованных показателей. Аналогично предложено понизить оплату для домовладений с 382 до 295 рублей.

Итак, привычное для каждого человека понятие «твердые бытовые отходы» было законодательно изменено на «твердые коммунальные отходы». Надеемся, что это нововведение будет способствовать улучшению состояния экологии в России, во всяком случае, теперь твердые бытовые отходы выделены в особую группу, а правила обращения с ними строго регламентированы на уровне закона.

Однако нигде пока не слышно о возможности переработки для создания продукции из отходов, а значит, регулирования сортировки ТКО на уровне законодательства тоже в ближайшее время не планируется. Значит, скорее всего, это останется пока делом больше альтруистическим, чем законодательно принудительным.

Мы, со своей стороны, готовы предоставлять населению возможность сортировать, устанавливая сортировочно-приемные пункты в Санкт-Петербурге и Ленинградской области с гарантией переработки собранного вторичного сырья.

Для написания статьи были использованы следующие источники:

Чем отличается ТБО от ТКО

В чем разница между понятиями «твердые бытовые отходы» и «твердые коммунальные отходы», и как правильно их нужно называть? Эта путаница возникла не так давно — после принятых властями изменений в ФЗ № 89 «Об отходах производства и потребления», где впервые было четко прописано само понятие ТКО, а работы по их хранению и ликвидации вошли в список коммунальных услуг.

Данные изменения действуют с января 2016 года, но до сих пор далеко не все граждане успели понять разницу между твердыми бытовыми и твердыми коммунальными отходами. Поэтому стоит отдельно рассказать о том, чем же отличаются ТКО и ТБО.

Какие виды мусора входят в ТБО?

Основная часть мусора любого современного города – это и есть ТБО, то есть, тот мусор, который образуется ежедневно в любой квартире.

Такие отходы состоят из различных биологических (пищевые и растительные остатки, кости) и синтетических (пластик, стекло, целлюлоза, металлы, текстиль и т.п.) компонентов, непригодных для дальнейшего использования. Исходя из состава, их можно разделить на два вида:

  1. Биологические (которые еще именуют отбросами).
  2. Небиологические (обычный бытовой мусор).

Какие отходы считаются «твердыми коммунальными»

Само понятие твердых коммунальных отходов впервые было установлено Федеральным законом от 29.12.2014 г. № 458-ФЗ. Исходя из этого документа, ТКО – это собственно тот мусор, который формируется и накапливается в жилых помещениях в ходе деятельности человека, а также потребтовары, потерявшие со временем свои полезные свойства.

К тем же (коммунальным) отходам законодатели отнесли и отходы юрлиц и индивидуальных предпринимателей, схожие по компонентному составу с обычным бытовым мусором.

Получается, что главным признаком, по которому отходы могут быть отнесены к коммунальным, является их формирование в ходе повседневной жизни человека или в результате деятельности организаций либо предприятий, чья работа не связана напрямую с производством товаров, выполнением работ и услуг.

ТБО или ТКО: как правильно и в чем отличие

С момента принятия вышеуказанного закона в российском правовом поле существует лишь одно правильное наименование бытового мусора – твердые коммунальные отходы. А выражение «твердые бытовые отходы» перешло в статус разговорного, и отныне не употребляется в официальных документах и отчетах.

Изначально ТКО – это более широкое понятие, чем ТБО, поскольку включает в себя не только тот мусор, который ежедневно выносят из дома обычные граждане, но и подобные отходы организаций (например, офисный мусор).

Как мы видим, ТБО и ТКО – суть одно и то же, и рядовому гражданину не так уж и важно, какие между этими терминами существуют отличия. Конкретная разница важна скорее для тех предприятий или организаций, которые занимаются сбором и ликвидацией бытового мусора – так как использование разговорного обозначения совершенно исключено в официальных документах и отчетах.

На видео репортаж о насущных проблемах сбора и размещения твердых коммунальных отходов

Законодательное определение статуса ТКО обусловлено необходимостью установления более понятных для граждан отношений, касающихся сбора и утилизации мусора. Если до вступления в силу Федерального закона № 458-ФЗ оплата за сбор и вывоз бытового мусора зависела от статуса помещения (нежилое или жилое), а также его площади, то сейчас тариф будет привязан к статусу потребителя (физлицо или юридическое лицо/индивидуальный предприниматель) и установленным нормативам накопления ТКО. Эти нормы различаются для отдельных видов потребителей (жителей многоквартирных, индивидуальных жилых домов – и владельцев офисов и предприятий).

Представляется логичным, что жители многоквартирного дома – обычные среднестатистические семьи, будут накапливать меньше мусора, чем, скажем, большой офис с множеством сотрудников и посетителей. Соответственно, оплата для жителей также будет меньше.

Итак, привычное для каждого человека понятие «твердые бытовые отходы» было законодательно изменено на «твердые коммунальные отходы». Надеемся, что это нововведение будет способствовать улучшению состояния экологии в России — теперь твердые бытовые отходы выделены в особую группу, а правила обращения с ними строго регламентированы на уровне закона.

Обработка, обезвреживание, захоронение отходов (ТКО) — регулируемые виды деятельности с 01.01.2018 г. — разъяснение

Письмо Министерства энергетики и ЖКХ УР от 25.01.2017 г. №09-09/604 по вопросу регулирования деятельности и тарифов по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО):


Выдержка из текста:
С 1 января 2018 г. тарифы на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов,… при осуществлении деятельности по захоронению отходов не могут быть применены.
В соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 239-ФЗ к регулируемым видам деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами (долее также — ТКО) относятся:

  • обработка твердых коммунальных отходов (обработка отходов — предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку);
  • обезвреживание твердых коммунальных отходов;
  • захоронение твердых коммунальных отходов;
  • оказание услуг но обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором,

Регулируемые виды деятельности в области обращения с ТКО осуществляются по ценам, которые определены соглашением сторон, но не должны превышать предельные тарифы на осуществление регулируемых видов деятельности в области обращения с ТКО, установленные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в области регулирования тарифов.
Предельные тарифы на осуществление регулируемых видов деятельности в области обращения с ТКО устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, и в отношении каждого осуществляемого видов деятельности с учетом территориальной схемы обращении с отходами.
До 1 января 2018 года обработка ТКО к регулируемым видам деятельности не относится.
Поддержка сайта

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *