Предупреждение значит вооружен

Поиск ответа

Всего найдено: 37

Вопрос № 265530

Добрый день! Возник спор по условиям игры. В задании дается- » выловить рыбу от 16 до 21 кг включительно». Максимальный вес рыбы должен быть не более 21999гр или 21000гр? С уважением.. Светлана

Ответ справочной службы русского языка

До 21 кг включительно – значит ‘включая вес 21 кг’. 21 кг – это 21 000 г, следовательно, это максимальный вес, допустимый по условиям игры.

Вопрос № 249045

Какие знаки препинания нужны в фразе: Предупрежден значит вооружен?

Ответ справочной службы русского языка

Возможные варианты: Предупрежден, значит вооружен (сходно по значению ‘и следовательно’) и Предупрежден – значит вооружен.

Вопрос № 246572

Как правильно расставить знаки препинания в выражении «Бьет — значит, любит»?
Заранее большое спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Корректно: Бьет – значит любит.

Вопрос № 245066

«Работать – значит работать» или Работать – значит, работать»? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Корректно: Работать — значит работать.

Вопрос № 244233

Раз не едет на допрос – значит(,) не преступник. Очень срочно. Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Корректно: Раз не едет на допрос, значит не преступник.

Вопрос № 243900

Здравствуйте!
К вопросу 243879.
Неможешь нормально сражаться, значит, боишься его.
Справочная служба рекомендует слово «значит» с двухсторон выделить запятыми.
А в вопросе 243800 – Строятся новые дома, школы, значит страна живет полноценной жизнью. Здесь вы рекомендуете запятую после «значит» не ставить.
Вопрос 243466 – Если будет дождь, значит будет и урожай. Здесь вы также рекомендуете запятую после «значит» не ставить.
Отвечая на вопрос 239242, выпишете: Если слово зафиксировано в словарях, значит, его употребление неявляется непривычным. И ставите запятую после слова «значит».
В Полном академическом справочнике (стр. 281) читаю: Тучи надвигаются, значит будет дождь. Рекомендуется запятую неставить.
Так как же все-таки правильно — нужна запятая псле слова «значит» в этихс лучаях или нет? Ведь всеэти предложения идентичны по структуре и слово «значит» в них является союзом?
Ответьте, пожалуйста потому что у нас в редакции спор на эту тему. Розенталь тоже рекомендует в таких случаях запятую ставить. А я не согласна.

Ответ справочной службы русского языка

Пунктуация при слове значит вызывает у пишущих многочисленные затруднения. Если попытаться суммировать рекомендации словарей и справочных пособий по правописанию, можно сделать следующие выводы.

Значит в предложении может выступать как связка, союз, вводное слово, а также употребляться в значении сказуемого. Если значит употребляется как связка (то же, что «это, есть») и присоединяет сказуемое к подлежащему, перед ним ставится тире: Понять человека – значит простить. Ждать официального разрешения – значит потерять время.

Союз значит (то же, что «и поэтому, следовательно») соединяет простые предложения в составе сложного. Запятая ставится перед союзом: Тучи собираются, значит будет дождь. Ты сердишься, значит ты не прав.

В качестве вводного слово значит указывает на связь мыслей, последовательность их изложения; вводное слово значит, выделяемое с двух сторон запятыми, можно заменить на «стало быть, выходит»: Село, значит, наше – Радово, // Дворов, почитай, два ста. // Тому, кто его оглядывал, // Приятственны наши места (С. Есенин, Анна Снегина). Собираешься, значит, уезжать? Ты, значит, думаешь иначе? Слово значит, расположенное в начале предложения, также рассматривается как вводное и выделяется запятой: Ты сердишься… Значит, ты не прав.

Наконец, слово значит, выступающее в значении сказуемого, не требует постановки знаков препинания: Что все это значит?

Таковы рекомендации справочников. Однако практика письма показывает, что слово значит обычно выделяется знаками препинания почти во всех своих синтаксических функциях (кроме функции сказуемого). Кроме того, во многих случаях возможны варианты пунктуации в одном и том же предложении. Ср. одинаково возможные: Ревнует, значит (=и следовательно) любит; Ревнует – значит (=это) любит. В спорных случаях окончательное решение о расстановке знаков препинания принимает автор текста.

Вопрос № 243863

Здравствуйте, уважаемая ГРАМОТА. Пожалуйста, скажите, верны ли в предложении знаки препинания (нужна ли запятая): «Понять — значит, победить»? Заранее благодарю за помощь.

Ответ справочной службы русского языка

Корректно без запятой: Понять – значит победить.

Вопрос № 243538

Добрый день!
Подскажите, пожалуйста, нужна ли запятая после слова «значит»?
Быть быстрее – значит(,) воспользоваться шансом, а не упустить его.
Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Запятая не нужна.

Вопрос № 243349

Здравствуйте! Очень срочно нужна помощь. Правильно ли оформлено с точки зрения орфографии и пунктуации предложение: V — значит «Победа»! Спасибо за оперативность. Галина.

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: V – значит победа.

Вопрос № 243270

Объясните, пожалуйста, что означает и каково происхождение фразеологизма «хоть кол на голове теши»?

Ответ справочной службы русского языка

Хоть кол на голове теши (прост. неодобр) – об упрямом, не поддающемся уговорам или равнодушном человеке. Тесать кол – значит заострять палку (кол) при помощи топора. Таким образом, фразеологизм выступает как образная и шутливая характеристика твердости, крепкости головы упрямого человека.

Вопрос № 242715

Здравствуйте. Пишу третий раз. Очень прошу ответить. Меня интересует наречие НАКОРОТКЕ в значении «на близком расстоянии» и «в короткий промежуток времени». Что значит БЫТЬ НАКОРОТКЕ все знают, употребляют это выражение часто, когда хотят сказать, что кто-то с кем-то в дружеских отношениях. А вот в двух других значениях это слово встречается очень редко. Как-то прочитала что-то вроде того, что «стреляли накоротке». Видела в стихотворном произведении выражение «Держите копья накоротке!»
Очень прошу привести примеры употребления этого слова в двух этих значениях, указанных, кстати, на вашем портале, но без примеров. Можно ли что-то делать или сделать накоротке — т.е. быстро или на близком расстоянии? Слово-то незатертое. Например, возможна такая фраза: «Бросил слово накоротке», т.е. быстро или при встрече? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Согласно МАСу накоротке – (разг.) 1. На близком расстоянии, с близкого расстояния. Какое счастье, что нет ветра и зверь может почуять человека лишь накоротке, когда поздно спасаться! (Арамилев, Теплые ключи.) – Ручными гранатами действуют. Значит… – Значит, накоротке… – Метров тридцать-сорок. (Вершигора, Люди с чистой совестью.) 2. На короткое время, ненадолго. Несколько дней сряду стояла переменная погода, солнце показывалось накоротке. (Салтыков-Щедрин, За рубежом.)

Вопрос № 240625

Уважаемые консультанты, помогите разобраться! Слитно или раздельно с частицей НЕ следует писать слова в предложении Встречаются (грибы) повсеместно, нечасто, неежегодно.
В соответствии с правилом НЕ пишется слитно с наречиями на -о (-е). а также с полными и краткими прилагательными, если сочетание их с не служит не для отрицания какого-либо понятия, а для выражения нового, противоположного понятия. В нашем случае нечасто – значит, редко. И обращение к окну «проверка слова» подтверждает слитное написание этого наречия, тогда как неежегодно рекомендуется на вашем сайте писать раздельно. Но ведь прилагательные и наречия пишутся с НЕ раздельно, если есть или подразумевается противопоставление, а здесь его как-будто нет.

Ответ справочной службы русского языка

Не ежегодно следует писать раздельно, руководствуясь рекомендацией словаря (т. е. здесь написание проверяется в словарном порядке). Нечасто – написание основывается на рекомендации справочника.

Вопрос № 240338

Здравствуйте. Правильно ли поставлены знаки: В конце концов, предупрежден, значит, вооружен.
Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Могут быть варианты: В конце концов, предупрежден – значит вооружен и В конце концов, предупрежден, значит вооружен.

Вопрос № 239049

Здравствуйте!Подскажите,пожалуйста,откуда произошло крылатое выражение «встать не с той ноги».Заранее благодарю!

Ответ справочной службы русского языка

Встать с левой (не с той) ноги – быть в плохом настроении, в раздраженном состоянии. У многих народов существует поверье, что встать с постели левой ногой – значит провести дурной день. Понятия о правом и левом издавна соединялись с понятием добра и зла.

Вопрос № 235987

Что значит «соблюдать» грамматические нормы языка? Привидите, пожалуйста, примеры их нарушения и правильные варианты?

Ответ справочной службы русского языка

Соблюдать грамматические нормы – значит говорить и писать, не допуская грамматических ошибок (неправильного образования и употребления форм слов, неверного построения словосочетаний и предложений). Примеры нарушения грамматических норм: _в магазине продаются разные крема_ (надо: _кре/мы_), _книга Михаила Веллер_ (надо: _Веллера_), _им двигает самолюбие_ (надо: _движет_), _действовал согласно плана_ (надо: _плану_). Страницы: первая 1 3 последняя

Чьё выражение «Предупреждён, значит вооружён»?

Предупреждён значит вооружён — латинская мудрость Praemonitus, praemunitus — предупреждённый — вооружён. Автор неизвестен. Означает возможность человека подготовиться ко всякого рода неожиданностям, если о них он извещён заранее. В России ещё говорят: «Знать бы где упадёшь, соломку бы подстелил»

Аналоги поговорки «Предупреждён, значит вооружён»

  • Где нет кошки, там мышь резвится
  • Берегись бед, пока их нет
  • Поостережешься и уберешься
  • Лучше поберечься, чем обжечься
  • Предупреждение — то же бережение
  • Иногда и умного надо предостеречь
  • Сначала под ноги посмотри, а потом шагай

Перевод

  • Предупреждён, значит вооружён по-английски forewarned is forearmed
  • Предупреждён, значит вооружён по-французски un homme averti en vaut deux
  • Предупреждён, значит вооружён по-немецки bist du gewarnt, bist du gewappnet
  • Предупреждён, значит вооружён по-итальянски uomo avvisato mezzo salvato
  • Предупреждён, значит вооружён по-испански peligro reconocido, peligro evitado

Применение выражения в литературе

    — «Ну, хорошо — как я уже говорил — praemonitus, praemunitus. Я боюсь, что Вы не ученый, епископ, или вы знаете, что это означает: предупрежденный, вооруженный» (Р. Сабатини «Одиссея капитана Блада)
    — «Очень жаль, что в наших школах не преподают латынь. Удивительный язык. Его краткость и точность поразительны, его образность изысканна и прекрасна. Например, Praemonitus praemunitus. Каково…» (Е. Малинин «Ученик»)
    — «А Шварц предусмотрел и такой изыск воспитания. Предупрежден — значит вооружен» (Владислав Быков, Ольга Деркач «Книга века»)

Москвичи явно избаловались: многих уже бесит благоустройство! В других городах люди жалуются президенту, что у них по полвека ямы заделать не могут. А в Москве их зарыли еще в прошлом веке, а теперь делают улицы еще краше и лучше. Понятно, что при таких темпах и масштабах ремонта случаются перегибы на местах. …

А при таком массовом привлечении рабочих с юга — проблемы с кадрами и с пониманием ими государственного языка, на котором пока еще говорят в Москве. Это приводит к конфликтам с местными жителями. Разумеется, кадры делают все, чтобы их избежать. Например, молча и без объявлений эвакуируют автомобили жителей с улиц, где нужно срочно сделать ремонт. Конечно, вдоволь набегавшись по району, свою машину можно иногда и найти. Но иногда нет. Подробности публиковал у себя в фейсбуке житель Москвы Борис Ситников. Так как не все на него подписаны, опубликую фрагменты здесь.

«Вчера ничего не предвещало… Сегодня утром жена пишет: ‘Борь, машину спер эвакуатор’. Оказывается, на нашей улице меняют зимние бордюрчики на летние, поэтому ночью прилетела эвакуаторная саранча и утащила все машины вдоль дороги. Ни объявлений, ни предупреждений — ничего, просто сперли, и все. Куда отвезли – никто не знает. Таджики-бордюроменятели, естественно, ни сном, ни духом, ни по-русски. ‘Автокод’, ‘мос.ру’, ‘эвак.ру’, горячая линии Мостранспорта тоже понятия не имеют, куда машины увезли, — у них на стоянках не зарегистрировано. Жена днем обошла два квартала. Я вечером обошел четыре. Машины нет. Завтра продолжим оздоровительные прогулки».

Ситниковы так и не нашли свой Duster. А на следующий день выяснилось, что его угнали.

Перед этим Борис оставил обращение на сайте управы, и через два часа ему позвонил какой-то начальник из ГБУ «Мосавтодор»: «Мы по этому адресу никаких ‘Дастеров’ не перемещали. ‘Дастеров’ там не было! Но мы его сейчас найдем, я перезвоню». Но еще вечером жена Бориса разговаривала с конкретным водителем, который их «Дастер» перевозил и даже вспомнил куда — к соседнему дому. Но там его уже почему-то не было.

Борис отправился в ОВД и написал заявление об угоне. Опер пробил машину и показал распечатку — в ночь с понедельника на вторник искомый автомобиль зафиксирован камерами на 43-м километре трассы М10 под Солнечногорском. За рулем — милый славянин средних лет в белой футболочке, и теперь вариантов вернуть машину не так уж и много. Но самая грустная новость: в ОВД Борису сказали, что чуть ли не половина угонов в Москве – с ремонтируемых улиц! Ведь пока хозяин ищет перемещенную машину по дворам, у угонщика есть почти сутки форы. Вот так и выходит, что пока одни стараются сделать улицы лучше, другие воруют у жителей автомобили. А обвиняют во всем, разумеется, тех, кто хотел как лучше.

Но это еще не конец истории, и снова слово Борису Ситникову:

«Стоило позвонить в пару автосалонов, как номер тут же слили понятно кому. Человек звонит в автосалон — значит есть деньги. Номера московские (495), представляются банками (Сбербанк или Росбанк). Нет, не пытаются вытянуть номера с двух сторон карты. Цель — получить внятно сказанное слово «да». Насколько я знаю, в крупных банках работает (или скоро заработает) голосовая аутентификация. То есть мое сказанное вслух (и записанное) «да» открывает массу возможностей помассировать мой счет. Мораль: по любым вопросам с деньгами звоните с симки, купленной у метро. Поставьте определитель номера. Но лучше кладите трубку сразу и молча».

Так что берегите себя, свой автомобиль и свой счет в банке. Машину лучше оборудовать хорошим механическим блокиратором и GPS-маячком. А также «дедушкиной кнопкой», которая размыкает какую-то цепь и спрятана в неожиданном месте. Прозванивать цепи и искать кнопку долго, поэтому угонщики, как правило, бросают автомобиль. Ну и страховка от угона тоже не помешает.

Предупреждён — не значит вооружён

Латинская поговорка гласит: «Предупреждён — значит вооружён» (Praemonitus praemunitus). Смысл этих слов предельно прост: бдительность никогда не бывает напрасной. Немецкие подводники уделяли бдительности особое внимание, руководствуясь правилом «Кто первый замечает, тот и побеждает», так как постоянное и внимательное наблюдение обеспечивает безопасность подводной лодки и её успех в бою. Тех, кто пренебрегал этим правилом, ждала печальная участь. Противник беспечности не прощал и жестоко наказывал за неё. Одним из таких примеров стал случай, произошедший 6 октября 1944 года в Яванском море, где сошлись две подводные лодки — немецкая и голландская.

Нидерландская «рыба-меч» из Великобритании

13 октября 1942 года на верфи «Джон Браун энд Компании» (John Brown & Company) в Клайдбанке (Шотландия) была заложена очередная британская субмарина T-класса, которая получила название «Талент» (HMS Talent). Однако ещё до её спуска на воду было принято решение передать её голландским союзникам, и 23 ноября 1943 года лодку у верфи принял голландский экипаж. Новый подводный корабль был назван «Звардвис» (нидерл. Zwaardvisch — «рыба-меч»), а его первым командиром стал лейтенант тер зее 1-го класса Хендрикус Абрахам Валдемар Госсенс (Hendrikus Abraham Waldemar Goossens). Он был опытным подводником и успел совершить на своей предыдущей лодке О 14 несколько походов в Норвежском море — правда, без каких-либо успехов.

Приём подлодки «Звардвис» голландским экипажем

Испытания новой лодки и тренировки её экипажа длились до конца февраля 1944 года. После этого «Звардвис» совершила два недолгих похода в Норвежское море для препятствования переходам немецких подлодок во Францию и линкора «Тирпиц» в Германию. После завершения этих походов субмарина прошла плановый ремонт и начала подготовку к переходу на Дальний Восток. 16 мая 1944 года «Звардвис» покинула базу подлодок в Холи-Лох (Шотландия) и после двух с половиной месяцев перехода 29 июля пришла на базу Тринкомале на острове Цейлон, предварительно побывав на Мальте, в Порт-Саиде, Адене и Коломбо.

В свой третий боевой поход «Звардвис» вышла из Тринкомале 6 августа 1944 года. Согласно полученному приказу, она должна была действовать против вражеского судоходства у Никобарских островов и у входа в Малаккский пролив, после чего идти на базу Фримантл, расположенную на западном побережье Австралии. За время похода Госсенсу удалось нанести несколько уколов каботажному судоходству в указанном районе, потопив из палубного орудия несколько джонок и небольших парусных лодок. 7 cентября «Звардвис» завершила этот поход во Фримантле, где встала в док для ремонта.

26 сентября Госсенс снова вывел свою лодку в море. На этот раз он получил приказ действовать в Яванском море. 4 октября «Звардвис» обстреляла и потопила небольшой японский танкер, который был оценён Госсенсом в 500–700 тонн. За всю свою карьеру командир «Звардвис» ещё не добивался успеха в применении торпед, даже когда командовал предыдущей лодкой. Впрочем, судьба уже готовила ему такой шанс.

Подводный крейсер U 168

Почти в то же время, когда в Шотландии начиналась постройка «Талента», а именно 10 сентября 1942 года, верфь концерна «Дешимаг» (нем. DeSchiMAG — Deutsche Schiff- und Maschinenbau Aktiengesellschaft) в Бремене сдала немецкому флоту ещё одну подлодку типа IXC/40. Командиром новой лодки, получившей при закладке номер U 168, был назначен капитан-лейтенант Гельмут Пих (Helmut Pich). Первые полгода службы лодки прошли на Балтике в испытаниях и боевой подготовке, которые были окончены в начале марта 1943 года. Подлодка и экипаж были признаны готовыми к первому боевому походу.

9 марта 1943 года U 168 вышла из Киля, чтобы совершить переход во Францию, но по пути была привлечена к охоте на конвои. За это время U 168 поочерёдно входила в состав пяти «волчьих стай», принимая участие в попытках атаковать семь союзнических конвоев, включая и ONS-5, битва с которым считается окончанием успешных действий немецких подлодок в северной Атлантике.

Рубка подводной лодки U 168, на которой видна её эмблема — щит с изображением стаканчика и трёх игральных костей

В ночь с 11 на 12 апреля, во время атаки конвоя HX-232, Пих выпустил шесть торпед и записал на свой счёт одно потопленное судно в 5000 брт. По мнению британского исследователя Кеннета Уинна, он может претендовать на повреждение британского судна «Фресно Сити» (Fresno City), которое было позже добито другой лодкой. Немецкий историк Юрген Ровер выдвинул на эту победу другого кандидата — U 563 капитан-лейтенанта Гётца фон Хартманна (Götz von Hartmann), которая атаковала конвой чуть позже, чем U 168.

Пих завершил свой поход 18 мая, приведя свою повреждённую глубинными бомбами субмарину в Лориан. U 168, пробывшая в море 71 сутки, нуждалась в ремонте и была поставлена в док. Пока она там находилась, произошло событие, которое повлияло на её дальнейшую судьбу.

После кризиса подводной войны в Северной Атлантике, наступившего в мае 1943 года, адмирал Дёниц решил согласиться на неоднократные предложения японцев предоставить для немецких подлодок базы в Малайзии. Это решение соответствовало его стратегии нанесения ударов по слабозащищённым районам судоходства противника. К тому времени Индийский океан оставался единственной областью, где судоходство ещё находилось в состоянии, близком к мирному времени, и система конвоев не была введена повсеместно.

Фото торжественного обеда, данного японцами в честь экипажа немецкой подлодки U 511, которая была переведена немцами из Европы в Японию и передана в дар японскому флоту. На фото за столами под флагами императорской Японии и ВМС Третьего рейха сидят немецкие и японские моряки. Снимок сделан летом 1943 года на военно-морской базе в Пинанге, куда U 511 заходила по пути из Франции в Японию

Была проведена необходимая подготовка для того, чтобы усилить немецкие подводные крейсера, всё ещё действовавшие по обе стороны мыса Доброй Надежды, и послать новую группу подлодок IX серии для нападения на судоходство в Аравийском море. Операцию планировалось провести до конца сентября 1943 года после окончания периода летнего муссона, поэтому данная группа «девяток» получила название «Муссон». Лодки группы должны были выйти из Франции не позднее июля и после завершения операции прийти в Пинанг, где они базировались с согласия японцев.

U 168 вышла в море 3 июля, став одной из 11 подлодок группы «Муссон». Согласно плану, группа должна была заправиться в море с одной «дойной коровы» к югу от Азорских островов, но подводный танкер U 487 в точку рандеву не пришёл. 13 июля он был потоплен американской авиацией — впрочем, как и пять лодок из группы, которые также были потоплены по дороге к месту встречи.

Чтобы выйти из сложившейся ситуации, штаб подводных сил приказал одной из лодок передать топливо двум другим, а самой вернуться во Францию. Три оставшиеся лодки, включая и U 168, получили приказ заправиться с U 155, которая в группу не входила. Таким образом, группа «Муссон» сократилась до пяти лодок, но все они прошли мыс Доброй Надежды и вошли в Индийский океан, где обеспечить их топливом должны были находившиеся там немецкие танкеры.

Взрыв глубинной бомбы (слева) — и по поверхности океана расползается жирное пятно соляра (справа). С гибелью 13 июля «дойной коровы» U 487 шансы на успех группы лодок «Муссон» сильно упали. Фото сделано с борта американского «Эвенджера»

Добравшись до места, лодки группы «Муссон» начали индивидуальные действия. U 168 заняла позицию в районе Бомбея, где 2 октября Пих отправил на дно британское судно «Хайчинг» (Haiching) и потопила артиллерией шесть небольших рыбацких парусников. 11 ноября U 168 пришла в Пинанг, завершив свой второй поход, который длился 132 дня.

База в Пинанге из-за ограниченных возможностей местной верфи могла принять не более пяти субмарин. Лодки группы «Муссон» также нуждались в торпедах, которых на базе не было. Поэтому было принято решение загрузить субмарины стратегическими материалами (вольфрам, опиум, хинин и т. п.) и отправить их на «охоту» в районы судоходства в Индийском океане, после чего они должны были уйти во Францию. Однако из оставшихся четырёх подлодок (пятая погибла ещё осенью 1943 года) это удалось сделать только одной — капитан-лейтенанта U 188 Зигфрида Люддена (Siegfried Lüdden).

Людден успел заправиться с танкера «Браке» (Brake), прежде чем последний был потоплен 12 марта кораблями союзников, знавшими о его местонахождении благодаря знанию кодов «Энигмы». Пришедшие на дозаправку U 532 и U 168 не успели этого сделать и были вынуждены принять на борт экипаж потопленного танкера. В итоге U 532, U 183 и U 168 пришлось остаться в Малайзии, так как для перехода в Европу у них не было достаточно топлива. Стоит отметить, что в этом походе Пих сумел отличиться, потопив спасательное судно британского флота, греческое торговое судно и торпедировав норвежский танкер, который не смог добить из-за полного расхода боезапаса. 24 марта он привёл свою лодку в Батавию (ныне Джакарта, столица Индонезии).

Греческий пароход Epaminondas C. Embiricos (4385 брт) стал самой крупной добычей на счету как U 168, так и её командира

После этих событий U 168 не выходила в море шесть месяцев, пока решались проблемы по обеспечению немецких подлодок торпедами и топливом. За это время из Европы в Малайзию пришли ещё 13 субмарин. В сентябре 1944 года лодки группы «Муссон» вошли в новую 33-я подводную флотилию, созданную специально для дальневосточных субмарин.

5 октября Пих покинул Батавию, чтобы совершить переход в Сурабаю. Согласно полученному заданию, затем он должен был идти к западному побережью Австралии для действий против вражеского судоходства в тех районах. Однако, как оказалось, судьба готовила U 168 иную участь.

Атака «Меч-рыбы»

Рано утром 6 октября «Звардвис» находилась на позиции в Яванском море между островами Каримунджава и островом Бавена. О том, что произошло далее, известно из отчёта командира голландской подлодки о проведённой атаке:

«06:41 — замечена субмарина, пеленг 304°, дистанция 5900 ярдов. Субмарина опознана как вражеская, держит курс 115°, скорость 13–15 узлов. Начали предзалповое маневрирование, скорость цели определена в 14 узлов.

06:52 — Выпущено 6 торпед с 900 ярдов. Спустя 42 секунды после пуска первой торпеды услышан взрыв и визуально замечено, что субмарина начала садиться носом в воду. Корма поднялась над водой, и субмарина затонула с дифферентом в 40°. Она полностью исчезла с поверхности к 06:54.

Приблизились в подводном положении к месту потопления. На поверхности замечено 6 европейцев. Командир решил пленить всех, но выждал 10 минут, чтобы убедиться в отсутствии вражеской авиации.

07:03 — Всплыли и приблизились снова. На этот раз на воде замечено не 6, а более 20 человек. В итоге на борт принято 27. Держать их всех на лодке до конца похода невозможно. Оставили трёх офицеров как военнопленных, остальных передали на оказавшееся неподалёку рыбачье судно».

Стоит отметить, что в итоге «Звардвис» забрала ещё двух немцев: раненого немецкого матроса и лодочного доктора для ухода за ним. Поэтому общее количество немцев на её борту было пять, а 22 остались у рыбаков.

Подводная лодка «Звардвис», послевоенное фото

Тем временем между Берлином и Токио происходил активный обмен сообщениями. Штаб подводных сил был обеспокоен невыходом U 168 на связь, но вскоре пришли подробности её исчезновения, которые были зафиксированы записью в журнале боевых действий командующего подводными силами от 11 октября:

«Были получены следующие дополнительные детали гибели U 168:

В 08:00 6 октября (токийское время) торпедирована голландской субмариной «Звардвис» в 10 милях к востоку от Манделика. Торпедное попадание в район жилого отсека старшин. Быстро затонула. Подлодка легла на дно на 45-метровой глубине. Все выжившие были сначала взяты на борт вражеской субмариной. После этого 10 старшин и 12 человек рядовых были высажены на рыбацкую лодку.

Взяты в плен: командир, первый вахтофицер, доктор, инженер-механик и старшина, который был серьёзно ранен».

Подробности гибели U 168 с немецкой стороны сохранились благодаря рапорту допроса четырёх немецких подводников, включая и командира лодки Гельмута Пиха, которые были доставлены «Звардвис» в Фримантл. Этот интересный документ раскрывает причины потери Пихом своей лодки (перевод. Е. Скибинского):

«U 168 следовала из Батавии в Сурабаю, предположительно, для действий у западного побережья Австралии. Несмотря на то, что голландская субмарина выполняла предзалповое маневрирование в течение 11 минут, командир U 168 признал, что он не принимал никаких мер предосторожности. Невозможно установить, была ли причиной неисправность немецкого шумопеленгатора (по показаниям инженер-механика, прибор не действовал на скоростях свыше 12 узлов), или же причиной была халатность и невнимание. Командир голландской субмарины сообщил им, что он произвёл 6-торпедный залп. Одна торпеда попала в носовой торпедный отсек и взорвалась, вторая пробила прочный корпус в районе центрального поста (далее ЦП — прим. автора), но не взорвалась. Находившийся в это время на палубе матрос заявил позже, что он слышал чей-то предупредительный крик за несколько секунд до попадания торпед. Старший механик пил кофе в ЦП. U 168 погружалась носом из-за затопления носовых отсеков, поэтому инженер-механик тотчас же отдал приказ задраить водонепроницаемые двери.

U 168 медленно погружалась и коснулась дна на глубине около 120 футов. На этой глубине давление воздуха в ЦП поднялось достаточно для открытия рубочного люка. Старший механик открыл люк и вместе с командиром, доктором и несколькими матросами всплыл на поверхность в воздушном пузыре. Ещё один офицер и матрос в момент взрыва были наверху и тоже спаслись. Голландская субмарина вскоре всплыла и приняла на борт 27 офицеров и матросов. Через час 22 нижних чина были пересажены на местный парусник, который, вероятно, высадил их где-то на занятой японцами территории. Большинство погибших матросов находилось в носовом торпедном отсеке, на палубе или по пути на палубу через рубочный люк».

Исходя из этого можно сделать вывод, что вина за гибель лодки и половины её экипажа лежит на Гельмуте Пихе, который позабыл о бдительности. Причиной такого отношения к мерам безопасности может являться не лучшее состояние командира U 168.

Ещё одно послевоенное фото «Звардвис». Лодка была выведена из состава флота Нидерландов в 1962 году и пошла на слом

Как известно, Пих и командир U 183 корветтен-капитан Генрих Шефер (Heinrich Schäfer) находились в не самой лучшей моральной и физической форме после длительного перехода из Франции в Малайзию. В результате Шефер был снят с U 183 и был переведён на транспортную субмарину UIТ 23. Спустя месяц после этого назначения Шефер попал в госпиталь с сыпным тифом, где у него случился приступ аппендицита. После операции офицер скончался, так как его ослабленный организм не вынес такого испытания. Можно предположить, что и Пих так и не смог набрать форму за полгода, проведённого в Малайзии перед последним походом, и его не стоило выпускать в море.

К 1944 году Яванское море и Малаккский пролив утратили для немцев свою относительную безопасность из-за возросшей активности субмарин союзников. Поэтому обстоятельства потери U 168 изрядно взволновали штаб подводных сил, который уже знал о гибели при подобных обстоятельствах лодки U 859. 23 сентября 1944 года этот подводный крейсер был потоплен английской субмариной «Тренчант» (HMS Trenchant) на походе к Пинангу. Уцелевшая часть экипажа смогла подняться с 50-метровой глубины, после чего 12 подводников были взяты в плен англичанами, а ещё восьмерых подобрала японская подлодка. Поэтому 13 октября штаб приказал группе «Муссон» чётко следовать следующей инструкции по безопасности (перевод Е. Скибинского):

«Кому: Пинанг, а также всем лодкам на Дальнем Востоке:

Необходимо делать всё возможное, чтобы обезопасить переходы лодок между базами. Это включает в себя:

1) Перед каждым выходом узнавать от японцев наиболее точные детали касательно позиций неприятельских субмарин, их обычных действий и методов атаки. Информировать об этом лодки на подходе к базе по радио, особенно те, которые находятся в этом районе впервые.

2) Избегать прибрежных и судоходных районов, держаться подальше в море, идти в порт кратчайшим путём. Не использовать фиксированных точек рандеву с эскортом.

3) Районы, опасные для немецких подлодок, нужно проходить в подводном положении. Договориться об этом с японцами.

4) Если лодке необходимо идти в надводном положении, всемерно использовать полные и переменные хода, а также зигзаг. Всегда держать включённой станцию радиотехнической разведки, а при плохой видимости и сам радар.

5) Выяснить, является ли переход с японским эскортом более опасным, чем без оного. Действовать соответственно результатам.

6) Добиваться выполнения японцами необходимых нам действий».

Стоит отметить, что приказ об усилении бдительности был своевременным, но не принёс желаемого результата. Вскоре 33-я флотилия лишилась в Яванском море ещё двух лодок: U 532 в ноябре 1944 года и U 183 в апреле 1945 года. Обе стали мишенями торпед американских субмарин. В итоге за свою историю группа «Муссон» потеряла от действий субмарин союзников четыре подлодки (без учёта транспортной лодки UIT 23, потопленной британской субмариной в феврале 1944 года). Принцип «предупреждён — значит, вооружён» не помог немецким подводникам на Дальнем Востоке избежать этой опасности…

Автор выражает глубокую признательность Евгению Скибинскому за помощь в работе над статьёй.

Источники и литература:

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *