Проблемы вступления России в ВТО

Идея создания международной организации, призванной регулировать международную торговлю возникла еще до окончания второй мировой войны. В основном усилиями США и Великобритании. В 1944 году на Конференции в Бреттон Вуде были основаны Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития. Третьей опорой нового экономического порядка наряду с упомянутыми организациями предполагалось создание Международной торговой организации (МТО). Для этого в 1946 году в Гаване была созвана международная конференция по торговле и занятости, которая и должна была выработать материально-правовые рамки международного соглашения о снижении тарифов, а также предложить заинтересованным странам Устав этой организации. Организация должна была взять на себя координирующую роль в вопросах упрощения внешней торговли и снижения таможенного бремени на пути товаров из страны в страну. Уже в октябре 1947 года было подписано Генеральное Соглашение о Тарифах и Торговле (ГАТТ).

СССР не был приглашен к участию в Гаванской Конференции, так как отказался быть участником МВФ и МБРР. Советское правительство опасалось того, что большое влияние, которое имели США в этих организациях и начало противостояния между идеологическими блоками (Холодная война) не позволит в должной степени учитывать интересы СССР в рамках этих организаций.

Спустя почти 50 лет после неудачных попыток создания международной организации и существования временной конструкции ГАТТ, регулирующей вопросы внешней торговли, с 1 января 1995 года ВТО приступило к работе.

Главные задачи ВТО – либерализация международной торговли, обеспечение ее справедливости и предсказуемости, способствование экономическому росту и повышению экономического благосостояния людей. Страны-члены ВТО, решают эти задачи путем контроля за выполнением многосторонних соглашений, проведения торговых переговоров, урегулирования торговых в соответствии с механизмом ВТО, а также оказания помощи развивающимся странам и проведения обзора национальной экономической политики государств.

Развитие системы международных экономических отношений сегодня происходит под воздействием ускоряющейся глобализации мирового хозяйства. Движущей силой этого процесса выступают наиболее мощные государства, а также транснациональные корпорации (ТНК). Государства, о которых идет речь, и ТНК в значительной мере определяют и политику, проводимую руководящими органами Всемирной торговой организации (ВТО).

Фактически сегодня на первый план выходят вопросы конкурентоспособности национальных экономик и роли национальных правительств в глобализационном процессе. Эти вопросы стоят и перед Россией, причем, учитывая структуру нашей промышленности и ее общее состояние, могут принять особо острый, драматический, характер.

Следует заметить, что если Россия не включится в то глобальное конкурентное пространство, которое уже охвачено в настоящее время ВТО, то реальной для нашей страны окажется перспектива превратиться в изолированную экономическую систему, обменивающую главным образом топливно-сырьевые товары по все ухудшающимся условиям на наукоемкие товары и интеллектуальные услуги, создаваемые в странах, где активно развивается современная «новая экономика».

Основные цели и задачи вступления России в ВТО:

  • Получение лучших в сравнении с существующими и недискриминационных условий для доступа российских товаров и услуг на зарубежные рынки;

  • Доступ к международному механизму разрешения торговых споров;

  • Создание более благоприятного климата для инвестиций в результате приведения законодательства в соответствие с нормами международного права;

  • Расширение возможностей для российских инвестиций в странах-участницах ВТО, в частности, за счет улучшения положения в банковской сфере;

  • Создание условий для повышения качества и конкурентоспособности российской продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на внутренний рынок;

  • Участие в разработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов;

  • Улучшение имиджа России в мире как надежного и полноправного участника международной торговли.

Однако, ход переговоров по присоединению России наглядно свидетельствовал о том, что участники Рабочей группы предъявляют нам весьма жесткие требования.

Присоединение к ВТО станет мощным фактором стабилизации российского внешнеторгового и общеэкономического законодательства, превращения «правил игры» в постоянные и предсказуемые, что будет способствовать развитию внешней торговли и конкурентной среды. Кроме того, будет радикально решена задача приведения законодательств субъектов Федерации в соответствие с федеральным законодательством.

Россия станет полноправным участником нового раунда переговоров и сможет самостоятельно или в коалиции с другими государствами отстаивать приемлемые для себя позиции. В противном случае (учитывая, что обсуждение и принятие новых соглашений в ВТО происходит постоянно) мы буем вынуждены непрерывно вести переговоры относительно приведения своего законодательства в соответствие с нормами перманентно обновляющейся организации, причем, не имея возможности влиять на принимаемые решения.

Жесткое временное ограничение переходного периода заставит отрасли промышленности и отдельные предприятия активнее заниматься развитием производства и повышением конкурентоспособности.

Перечень же вероятных негативных последствий присоединения России к ВТО на предлагаемых условиях с учетом вышеизложенного представляется таким.

Удовлетворение Россией требования отменить с момента присоединения и не применять впредь все федеральные и региональные субсидии, подпадающие под действие ССКМ, повлечет за собой полный пересмотр нынешних правил и порядка господдержки отечественных товаропроизводителей путем прямого и косвенного субсидирования из федерального бюджета и из бюджетов субъектов Федерации.

Принятие Россией обязательства, позволяющего подходить к ней как к стране с нерыночной экономикой (а оно навязывается нам ради прессингования в течение длительного переходного периода антидемпинговыми и компенсационными расследованиями), означает наше согласие на продолжение задействования против РФ односторонних санкций при невозможности использования для защиты российских интересов существующего в ВТО механизма разрешения торговых споров. Присоединение к ВТО не приведет к автоматической отмене уже действующих в отношении нашей страны торговых санкций, в том числе введенных с нарушением норм этой организации, что ставит под вопрос значительные выгоды, которые рассчитывают получить от членства в ней России производители ряда отраслей промышленности, в том числе черной металлургии, химической (в части производства минеральных удобрений) и текстильной индустрии.

Согласие РФ не применять меры в области защиты своего рынка до приведения соответствующих механизмов в полное соответствие с Антидемпинговым кодексом, ССКМ и с Соглашением по защитным мерам означает отказ от использования важных инструментов государственной поддержки промышленности.

Принятие российской стороной обязательства с момента присоединения к ВТО выполнять без изъятий и переходного периода все требования таких многосторонних соглашений, как Соглашение по процедурам импортного лицензирования, Соглашение по связанным с торговлей инвестиционным мерам, и др., тождественно отказу от применения существующих в настоящее время в России механизмов господдержки промышленности в виде процедур лицензирования и сертификации, стандартов, ограничений на иностранные инвестиции в отдельные отрасли, и т.п. Присоединение к СПЗ на практике будет означать ликвидацию еще одного механизма косвенной господдержки отечественной промышленности.

Присоединение к СТГА блокирует перспективу сохранения за Россией роли одной из ведущих авиационных держав.

Ослабление прямого государственного регулирования внутренних цен на энергоносители и на транспортные услуги, сближение их с уровнем мировых цен вызовет неизбежный рост затрат в материальном производстве, особенно в базовых отраслях, следствием чего станет снижение ценовой конкурентоспособности продукции обрабатывающей промышленности.

Серьезными угрозами чреваты отказ от взимания экспортных пошлин и пересмотр существующих соглашений о торгово-экономическом сотрудничестве, в том числе в рамках СНГ.

Круглый стол на тему: «Россия в ВТО: итоги 2012 г. и прогноз на 2013 г.». Президент России Владимир Путин полагает, что вступление нашей страны в ВТО требует нового качества экономической дипломатии. Глава государства выступает против списания долгов по кредитам сельхозпроизводителей и предлагает найти дополнительные меры для их поддержки. Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев на заседании Правительства рассмотрел программу поддержки отраслей народного хозяйства до 2020 г.

Самая очевидная выгода от присоединения к ВТО касается потребителей — это возможное снижение стоимости жизни за счет уменьшения торговых барьеров. В результате могут подешеветь не только готовые импортируемые товары и услуги, но и отечественная продукция, прежде всего та, в производстве которой используются импортные компоненты. Российская газета попыталась смоделировать ситуацию, основываясь на документе об обязательствах России по вступлению в ВТО и комментариях экспертов отраслевых союзов.

Интеграция России в международное торговое пространство предполагает значительное снижение розничных цен на товары сельского хозяйства. Ожидается, что уже в этом году должны постепенно начать дешеветь импортная молочная и мясная продукция.

Однако руководитель исполнительного комитета Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин считает, что цены на мясо птицы будут довольно стабильны ближайшие несколько лет, так как доля импорта птицы падет ниже 10%. И никакие ценовые колебания на внешнем рынке не будут оказывать заметного влияния на цены российских производителей. В 2011 году они увеличили производство своей продукции на 11% и рассчитывают, что в ближайшие годы эта динамика сохранится, несмотря на ВТО.

А из-за рубежа приходит в основном замороженное мясо, которое проигрывает нашему охлажденному по всем статьям. И птицеводы рассчитывают на то, что отечественная продукция удержит спрос. Более того, возможно расширение рынков сбыта за счет экспорта.

Что касается цен на говядину в российской рознице, прогнозирует Юшин, то они продолжат плавный рост. Инвестиции в это направление сегодня недостаточны из-за длительных сроков окупаемости (11-12 лет). Стоит отметить, что за последние два с небольшим года мировые цены на говядину выросли на 30-40%.

По свинине ситуацию спрогнозировать наиболее трудно, признает Юшин. С одной стороны, есть предпосылки для дальнейшего наращивания собственного производства, с другой — происходит резкое сокращение в личных подсобных хозяйствах, на которые приходится около 40% производства, из-за ухудшения ситуации с африканской чумой свиней. Серьезные риски, говорит эксперт, для будущих инвестиций в свиноводство представляет снижение пошлин на импорт свиней на убой с 40 до 5%, а также на ввоз свинины в рамках тарифных квот с 15 до 0%. Однако такое резкое сокращение пошлин совсем необязательно приведет к снижению цен на полке. Так как при недостаточном предложении (если новые мощности не будут покрывать выпадающие объемы производства) розница будет иметь возможность держать высокие цены.

РОССИЯ И ВТО

Цели и задачи участия России в ВТО

При всем своем масштабном потенциале современная российская экономика может эффективно развиваться лишь при активном взаимодействии с мировым рынком товаров и услуг. Того же требуют проводимые в стране рыночные преобразования. В свою очередь, правила игры на мировом рынке в условиях глобализации определяются ныне странами коллективно, при решающей роли в этом Всемирной торговой организации (ВТО), объединяющей около 150 государств и покрывающей свыше 95% оборота мировой торговли.

В стратегической перспективе Россия должна присоединиться к ВТО. Только таким может быть и конечный выбор российского бизнеса в целом. Однако нормы и правила ВТО создают для него принципиально новую организационно-правовую среду функционирования, а это вызывает в стране неоднозначную реакцию.

Целью вступления России в ВТО является стремление избежать фактической изоляции в мирохозяйственной системе. Получение лучших в сравнении с существующими и недискриминационных условий для доступа российской продукции на иностранные рынки;

Доступ к международному механизму разрешения торговых споров;

Создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО;

Расширение возможностей для российских инвесторов в странах-членах ВТО,в частности, в банковской сфере;

Создание условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок;

Участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов;

Улучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли.

Задача ведущихся переговоров о присоединении — добиться наилучших условий присоединения России к ВТО, то есть наиболее выгодного соотношения преимуществ от вступления и уступок в виде снижения тарифов и открытия внутренних рынков.

Как сказал в одном из интервью министр экономического развития и торговли Герман Греф, баланс прав и обязательств России при вступлении в ВТО должен способствовать экономическому росту, а не наоборот.

ВТО создает для российских предприятий равные и благоприятные условия для коммерческой деятельности в иностранных государствах в обмен на открытие отечественного рынка для иностранной конкуренции.

Для этого Россия должна взаимно зафиксировать со странами-участницами ВТО ставки импортных тарифов и условия поставки услуг, согласованные уровни государственной поддержки аграрного сектора, а также признавать правила ВТО при урегулировании торговых споров. Нормы и правила ВТО подлежат перенесению в ее национальное законодательство и имеют над ним приоритет.

Эти условия торговли не раз и навсегда данные. Они постепенно либерализуются в ходе регулярных «раундов» торговых переговоров в ВТО. Предусматриваются также и исключения или переходные периоды в их применении для отдельных стран, таможенных союзов или зон свободной торговли. Иными словами, условия торговли могут видоизменяться или варьироваться, в том числе при вступлении страны в ВТО.

Естественно, что экспортно-ориентированные отрасли российского бизнеса, особенно в реальном секторе экономики, заинтересованы в получении подобных преимуществ и льгот. Немаловажно и то, что через членство в ВТО в наше пока еще несовершенное деловое законодательство может быть перенесен масштабный блок современного хозяйственного права, что сделало бы его гораздо более единым, полным, систематизированным, предсказуемым и сопоставимым с мировым.

Как крупная мировая держава Россия обладает рядом очевидных конкурентных преимуществ. Это ее ресурсы, уникальное евроазиатское положение, все еще сохранившийся научно-производственный потенциал, высокая квалификация рабочей силы, развитая транспортная сеть. Имеются и впечатляющие примеры успешных прорывов отдельных предприятий на внешние рынки.

Вместе с тем, очевидно, что вступление в ВТО само по себе вряд ли приведет к какому-то взрывному росту отечественного экспорта или даже его заметному немедленному увеличению.

Во-первых, ВТО стимулирует в основном торговлю готовыми изделиями и наукоемкой продукцией, тогда как основу российского экспорта составляют пока сырье и топливо (которые и так допускаются на внешние рынки почти без ограничений).

Во-вторых, структура российского экспорта крайне инерционна и не может быть быстро изменена в сторону перерабатывающих отраслей ввиду чрезмерной изношенности производственных мощностей отечественной промышленности (и транспорта), ее недогрузки и заторможенности технического прогресса в стране. В-третьих, по мере преодоления кризиса, растущий спрос на отечественную продукцию предъявляет внутренний рынок, что уже привело к ряду ограничений на экспорт. Наконец, Россия уже сейчас имеет доступ к основному объему тарифных льгот, зафиксированных ВТО, через свои двусторонние торговые соглашения со странами-членами этой Организации.

По-иному прогнозируется перспектива импорта товаров и услуг. Их расширенный допуск на отечественный рынок способен существенно обострить конкуренцию по многим позициям, к чему российская промышленность пока не готова. Это, в особенности, относится к пищевой, фармацевтической, химической, авто- и авиастроительной, легкой и электронной промышленности, секторам страхования, финансовых услуг и розничной торговли, мелкому и среднему бизнесу и т.д.

Поэтому о своей готовности к работе по нормам и правилам ВТО заявляют ныне лишь 10% проанкетированных российских предприятий.

Конечно, обилие и дешевизна импортных товаров могли бы пойти на пользу отечественному потребителю. Но это возможно лишь в условиях эффективной внутренней конкуренции и обеспечения прав потребителя, что в стране пока отсутствует.

По словам главы Минфина РФ Алексея Кудрина, процесс вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО) приблизился к своему завершению.

Кудрин в очередной раз напомнил, что вступление в ВТО необходимо России для того, чтобы российская продукция стала конкурентоспособной на мировом рынке: «Без вступления в ВТО мы не будем иметь правил, которые будут обеспечивать доступ на международные рынки».

Кудрин отказался называть сроки вступления в организацию, но отметил, что в части завершения переговоров «есть позитивные движения».

Так, в начале апреля 2008 года глава Минфина отправится с визитом в Арабские Эмираты и Саудовскую Аравию. В ходе этого визита ожидается принятие окончательных решений по ряду важных вопросов вступления России в ВТО.

А во второй декаде апреля министр финансов и министр экономического развития и торговли РФ Эльвира Набиуллина вылетят в США, где планируют обсудить с Министерством торговли США ряд вопросов, связанных с вступлением России в ВТО.

Актуальные проблемы деятельности Всемирной Торговой Организации

Критики полагают, что небольшие страны имеют очень малое влияние на ВТО, и, несмотря на заявленную цель — помощь развивающимся странам, — развитые страны концентрируются, прежде всего, на своих коммерческих интересах. Также, по их утверждениям, вопросы здравоохранения, безопасности и защиты окружающей среды постоянно игнорируются в пользу дополнительных льгот для бизнеса.

Впервые проблемы ВТО были затронуты на 4 министерской конференции в Дохе, который был посвящен нуждам и интересам развивающихся стран. Развивающиеся страны, в свою очередь, подняли целый ряд проблем и вопросов, касающихся осуществления соглашений Уругвайского раунда. Некоторые из этих вопросов вынесены в отдельный протокол «Решение о вопросах осуществления», многие из которых имеют эффект немедленного действия как, например: сельское хозяйство, санитарные и фитосанитарные меры и технические ограничения в торговле, текстиль, анти-демпинг, субсидии и компенсационные меры.

Развивающиеся страны должны были получить некоторые «уступки» за согласие реализовать обязательства, принятые во время Уругвайского раунда. Но положения, имеющие эффект немедленного действия, хотя и не несущественны, но и не являются главными уступками.

В настоящее время участники многосторонних переговоров по линии ВТО считают наиболее актуальными проблемами, требующими своего решения, следующие:

1. Проведение кардинальных реформ в области сельского хозяйства

2. Эффективное содействие развитию. США и ЕС негативно оценивают концепцию предоставления широких льгот государствам с низкими доходами на душу населения, признавая в то же время необходимость помощи эти странам.

3. Совершенствование системы урегулирования споров.

4. Обеспечение доступа слаборазвитых стран к дешевым лекарствам

5. Либерализация в секторе услуг.

Всемирная Торговая Организация ставит перед собой цель увеличения объема международной торговли путем снижения тарифов и устранения торговых ограничений. ВТО служит в качестве платформы для торговых переговоров, а также разрешения торговых конфликтов между странами-участницами. ВТО имеет четкие принципы действий. Во-первых, мировая торговая система не должна поддерживать дискриминационную практику, т.е. различную торговую политику по отношению к разным странам. Во-вторых, торговая система должна быть максимально свободной и открытой, с минимальным присутствием как тарифных, так и нетарифных торговых ограничений. В-третьих, торговая система должна быть конкурентной. В-четвертых, система должна быть более гибкой для развивающихся стран с целью их приспособления к новому режиму. Развивающимся странам должны предоставляться более длинные периоды адаптации и больше льгот.

В ВТО, в отличие от абсолютно всех остальных международных организаций, которые принимают решения большинством голосов, решения принимаются на основе консенсуса. С одной стороны, это позволяет избегать ущемления чьих-либо интересов, с другой — приводит к тому, что переговоры проходят крайне долго и сложно. Это явная проблема, так как, вероятно страны с сильной экономикой не всегда согласны принять решения, выгодные странам со слабой экономикой.

Кризис организации порожден объективными переменами, охватившими мировые рынки. В период глобального экономического подъема всем кажется, что свобода торговли открывает новые возможности. На практике это далеко не всегда так, но, по крайней мере, у некоторых стран есть шанс выиграть от всеобщего расширения спроса. Однако в периоды мирового спада, когда спрос повсеместно сокращается, большинство стран неминуемо начинает защищать свои рынки, закрывать их для иностранцев, поддерживать собственное производство. Соглашения, достигнутые в рамках ВТО, становятся проблематичными не только для России, но и для большинства других стран.

Всемирная торговая организация проходит в настоящее время достаточно сложный этап достройки и развития. Переговоры 1995-2005 годов показали, что между участниками ВТО имеются серьезные растущие разногласия, меняется соотношение экономических и политических сил, определяющих основные параметры организации.

Критика целей. ВТО была призвана максимально либерализовать и упростить систему международной торговли. Главные задачи ВТО — устранение тарифных и сокращение нетарифных ограничений — зиждятся на постулатах классической политэкономии, а в частности на «теории сравнительных преимуществ», согласно которой свободная торговля является оптимальной системой для всех стран без исключения. Тем не менее, некоторые современные теории экономического развития подвергают сомнению эффективность принципа laisser faire (можно перевести, как принцип невмешательства, честной игры и т.п.) для стран со слабыми экономиками. Сторонники этих взглядов считают, что свободная торговля приносит пользу лишь богатым странам, обладающим сильной экономикой. Из этого вытекает, что ВТО не является независимым и непредвзятым органом, а де-факто защищает интересы развитых стран.

Кроме теоретико-философских противоречий, ВТО также сталкивается с критикой со стороны защитников окружающей среды. Они утверждают, что свободная торговля и дерегулирование отрицательно влияют на экологическую обстановку. Некоторые защитники окружающей среды считают, что само определение понятия «благо» в интерпретации ВТО состоит в увеличении валового внутреннего продукта, росте прибылей и пр., что автоматически приводит к пренебрежению экологией. Таким образом, задача повышения эффективности экономик кардинально противоречит охране окружающей среды.

Экономисты Майкл Вайнстайн и Стив Чарновиц, опубликовавшие исследование на эту тему (называется «Озеленение ВТО» утверждают, что эта структура пытается найти необходимый баланс между обеспечением необходимых торговых условий и охраной окружающей среды, поскольку любые изменения в политике ВТО должны получить одобрение со стороны всех стран-членов. Вместе с этим, многие развивающиеся страны выступают против внедрения дорогостоящих технологий и стандартов по охране окружающей среды, так как это может подорвать их конкурентоспособность.11

Критика структуры и деятельности ВТО. Противники ВТО часто обвиняют ее в недемократичности. Сторонники этой точки зрения уверены, что недемократичность ВТО позволяет индустриально развитым и «богатым» странам доминировать над «бедными» и развивающимися. Другим объектом критики является неэффективность деятельности ВТО. Критики утверждают, что основные требования по снижению торговых ограничений предъявляются лишь «бедным» странам, тогда как развитые страны продолжают использовать полный арсенал протекционистских мер.

Экономисты Сьюзан Эссерман и Роберт Хоус в своей статье «ВТО под судом» подвергают деятельность ВТО скрупулезному анализу. Так, по мнению авторов, еще ни в какой международной структуре споры и несогласия между странами не решались таким бесцеремонным и насильственным образом, как в ВТО. Авторы пытаются выяснить, каким образом ВТО использовала беспрецедентную, по своим масштабам, власть. Еще в 1995 году юридические нормы по решению и урегулированию международных торговых споров были предметом особой гордости основателей ВТО. Однако сегодня даже сами архитекторы международного торгового законодательства сознаются, что процесс стал неконтролируемым. Юридическая система ВТО все больше подвергается критике из-за своей неадекватности и несоответствии реальным нуждам стран-членов. Развивающиеся страны, в свою очередь, протестуют против нынешнего законодательства, так как, по мнению последних, не все страны-члены ВТО могут использовать положения законов ВТО с целью защиты своих интересов.

2.1. Правовая система ВТО.

В рамках ВТО действует большое количество норм и правил. В их числе нормы внутренних регламентов, определяющих порядок и другие вопросы функционирования органов ВТО; нормы решений/резолюций ВТО (и органов ВТО), принимаемых для обеспечения целей Организации в рамках ее правосубъектности; международные документы, составляющие «право ВТО». Они регламентируют широкую сферу отношений — международную торговлю товарами, услугами, операции с инвестициями и интеллектуальной собственностью и другие отношения, многие из которых выходят за рамки чисто экономических. Так, в сферу «права ВТО» подпадают международные процедурные вопросы (например, функционирование институтов ВТО), международные процессуальные вопросы (рассмотрение споров государств-участников в Органе ВТО), внутригосударственные действия административного характера (лицензирование, антидемпинговое расследование, фитосанитарные меры и т.д.) и другие. Таким образом, нормы и правила ВТО выходят за пределы международного экономического права.

Объем, характер и качество регулирования указанных отношений свидетельствуют о том, что в рамках международного права возникла особая юридическая формация — «правовая система Всемирной торговой организации».

В рамках ВТО идет острая борьба за корректировку того, что было достигнуто в итоге Уругвайского раунда, то есть так называемой «Правовой системы ВТО». В эту систему был собран довольно пестрый набор принципов и правил международной торговли. Многие из этих документов были созданы еще в 40-50 годы прошлого века (ГАТТ 1947). Другие появились в конце 70-х годов и получили свое развитие позже в правовых документах ВТО или родились уже в период деятельности организации.

Даже правовые положения 1995 года уже существенно отстали от реальной жизни, где резко проявилась несбалансированность этих документов между Севером (развитыми странами) и Югом (развивающимися странами). //По терминологии, установившейся в международных организациях//12

Баланс прав и обязательств соглашений ВТО основательно сдвинут в сторону интересов Севера. Развивающиеся страны не смогли включить в них в полном объеме так называемый дифференцированный и более благоприятный режим, то есть право их брать на себя такие обязательства, которые соизмеримы с их экономическими возможностями. Это не дало возможности многим развивающимся странам (по меньшей мере 60) реально включиться в правовую систему ВТО, реформировать свое законодательство. Во многих развивающихся странах отсутствовали квалифицированные кадры, финансовые и материальные ресурсы, необходимые для перевода национального административно-правового механизма на нормы ВТО.

2.2. Система разрешения торговых споров.

Еще одна проблема ВТО — система разрешения торговых споров. В целях обеспечения соблюдения обязательств государств-членов ВТО по многосторонним соглашениям была создана система разрешения международных споров, которая позволяет государству-члену ВТО, пострадавшему от нарушений обязательств по праву ВТО другим государством, инициировать квазисудебное разбирательство и восстановить status quo. Приложением к Соглашению об учреждении ВТО является «Договоренность («Understanding») о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров» 1994 года (далее – «ДРС»). В российской научной литературе наибольшее употребление нашел перевод этого документа как Договоренность, хотя, можно встретить и другие трактовки, например, меморандум и проч., однако в настоящей работе используется наиболее частый перевод – Договоренность. В статье 3 ДРС прямо указывается, что «система ВТО по разрешению споров есть центральный элемент обеспечения надежности и предсказуемости всей многосторонней торговой системы»13. Для рассмотрения споров существует особое подразделение — Совет по Разрешению Диспутов\Dispute Settlement Body — особое совещание, в котором принимают участие представители всех государств, входящих в ВТО. Однако механизм проведения в жизнь подобных решений весьма аморфен, а наказаний для стран, не выполняющих подобных резолюций, не предусмотрено.

Конечно, можно привести случаи и успешной работы Совета — Посредством этого органа ВТО может заставить национальные правительства отменить федеральные и региональные законы. Так ЕС запрещал одно время ввоз на свою территорию ГМО, после чего США (в интересах концернов США) подали на ЕС в суд ВТО. Суд ВТО присудил ЕС к крупным штрафам. Вскоре Евросоюз сдался, разрешив ввоз ГМО, но предписав их маркировку. Предусмотрено, что страны, нарушившие правила ВТО, будут выполнять решения Совета на добровольной основе. Сроки исправления ситуации также не предусмотрены. В результате, ВТО оказалось не в состоянии эффективно останавливать периодически вспыхивающие «торговые войны».

Интересные предложения по усовершенствованию этой системы были предложены Григорян С. А., среди них:

1. Развитие консультационных услуг в ВТО как для менее развитых стран, так и для стран – новичков

2. Строгий приоритет в применении системы для принципа «правонормативной ориентированности» преимущественно перед всякого рода экономически силовыми и т.п. факторами,

3. Обеспечение беспристрастности при вынесении решений.

Определенно, орган разрешения споров, по существу, является органом политического характера. Идеальным представлялось бы отделение строго юридической процедуры урегулирования споров, основывающейся на нормах права, от всяких политических и дипломатических факторов. Было бы, также оправданным, чтобы Орган разрешения споров мог бы отказывать в использовании процедуры урегулирования споров ВТО жалобщику-государству, которое не выполняет ранее принятых в его адрес решений в рамках этой процедуры. Можно также высказать пожелание использовать богатый опыт ВТО в рассматриваемой области в системе урегулирования споров в рамках экономического сотрудничества стран СНГ14.

2.3. Компетенция ВТО.

Главной проблемой является выбор новых направлений компетенции ВТО, расширения полномочий.

Развивающиеся страны стоят за то, чтобы круг ведения ВТО был ограничен вопросами торговли товарами и услугами в том виде, в котором они включены в деятельность ВТО. Развитые страны настаивают на включение в сферу интересов ВТО таких вопросов, как торговля и инвестиции, торговля и конкурентная среда, торговля и экология, торговля и трудовые стандарты и другие. Эти вопросы получили название «Сингапурские вопросы», по месту проведения Первой конференции министров стран-членов ВТО, где они и были подняты.

ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ В ВТО Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

УДК 339.5

ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ В ВТО

Сопина Наталья Владимировна

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, старший преподаватель кафедры международных экономических отношений, к.э.н., доцент, e-mail: nsopina@mail.ru

Близнюк Елизавета Игоревна

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, студент экономического факультета, e-mail: lizka000000@mail.ru

В статье рассмотрены основные преимущества и недостатки присоединения России к Всемирной торговой организации, даны им характеристики. Особое внимание уделено вопросу последствий, которые испытывает на себе агропромышленный комплекс России после вступления в ВТО. Делается вывод, что действующие санкции, введенные против России, оказали положительное влияние и предоставили возможности для благоприятного развития сельскохозяйственной отрасли страны

Ключевые слова: Всемирная торговая организация; ВТО; Россия; экономика; импорт; экспорт; преимущества; недостатки

THE ADVANTAGES AND DISADVANTAGES OF RUSSIA’S JOINING TO THE WTO

Sopina Natalia V.

Bliznuk Elizaveta I.

Keywords: world trade organization; WTO; Russia; economy; import; export; advantages; disadvantages

В настоящее время Российская Федерация является неотъемлемой частью международного торгового пространства, однако вступлению России в состав Всемирной торговой организации (ВТО) предшествовали длительные, на протяжении 18 лет, переговоры. Желание Российской Федерации войти в состав ВТО не раз подвергалось критике и способствовало развитию споров и дискуссий по данному вопросу. Перед тем, как стать полноправным членом ВТО Российская Федерация выработала поправки в законодательную базу в соответствии с требованиями этой организации.

Основными целями деятельности Всемирной торговой организации, как специализированного учреждения ООН, являются либерализация мировой торговли, создание справедливых условий для конкурентной борьбы предприятий на внутреннем и внешнем рынках, снижение торговых барьеров. ВТО решает вопросы в области разработки и внедрения новых соглашений в сфере мировой торговли, а также выполняет контролирующую функцию. На современном этапе Всемирная торговая организация, включающая в свой состав 164 страны, является единственным и безальтернативным регулятором мировой торговли.

Вступление Российской Федерации во Всемирную торговую организацию представляло собой довольно сложный и неоднозначный процесс. Однако на протяжении почти 7 лет Россия является членом этой влиятельной международной организации, что позволяет проанализировать результаты деятельности, выявить преимущества и недостатки ее членства, а также сформулировать выводы .

С юридической точки зрения, система международной торговли может предоставить следующие преимущества :

— для предприятий, которые выступают экспортерами товаров и услуг.

Существует гарантия доступа предприятиям-экспортерам на мировые рынки в результате наличия так называемых «замороженных» тарифов, которые не будут изменены в результате их внезапного роста или введения новых ограничений странами-импортерами. Также имеются обязательства между странами не ограничивать доступ на рынок поставщиков услуг, которые зафиксированы в национальном перечне обязательств.

В системе ВТО установлены единые правила, унифицировавшие требования, предъявляемые

к экспортерам на различных рынках и помогающие им в осуществляемой деятельности.

Эти обстоятельства предоставляют возможность российским экспортным отраслям разрабатывать инвестиционные и производственные проекты в условиях нестабильности и неопределенности.

— для предприятий, которые выступают импортерами сырья, товаров и услуг, необходимых для участия в производстве.

Для таких предприятий в системе международной торговли действует правило, в соответствии с которым необходимо выдавать разрешение на ввоз импорта без дальнейших ограничений после уплаты таможенных пошлин. А также действуют гарантии того, что правила, применяемые на границе, соответствуют единым правилам международных соглашений в рамках ВТО. Все эти меры облегчают процесс импорта товаров. Величина тарифов, определенная рамками соглашений, является показателем стабильности затрат импортеров в результате повышения таможенных пошлин.

Следует отметить, что как предприятия-экспортеры, так и предприятия-импортеры имеют права по защите своих интересов в случае возникновения конфликтных ситуаций. Если в 2012 г. в отношении российских экспортеров установлено 142 ограничительные меры, то в 2017 г. их было уже 98. Также растет число исков России против незаконных ограничительных мер торговых партнеров, например, Третий энергопакет, и энергокорректировки в ЕС и в Украине, холоднокатаная сталь в ЕС .

С экономической стороны вступление России в ВТО способствовало получению выгоды не только непосредственным участникам торговых отношений, но и самим странам. В настоящее время российскими учеными и экспертами, например, Полубечко А.А., Герасиной К.С. и другими, проведено большое количество исследований, связанных с анализом последствий присоединения России к ВТО . Анализируя эти работы, авторы пришли к выводу, что многие эксперты сходятся во мнении о положительном воздействии ВТО на рост экономики Российской Федерации. Меры, принятые государством для вхождения во Всемирную торговую организацию, содействуют развитию торговли, росту инвестиций в производственную сферу, усилению конкуренции на внутреннем рынке, созданию четких правовых рамок для ведения внутренней политики в сфере регулирования внешней торговли.

Основным преимуществом присоединения является фактор совершенствования имиджа страны. В результате вступления в ВТО Россия стала равноправным участником мировой торговли, что в свою очередь значительно снизило барьеры, стоящие на пути международной торговли и торгового рынка. Также Российская Федерация приобрела абсолютный доступ к различным международным схемам, благодаря которым можно разрешить все спорные вопросы, и получила право на обращение

к Комиссии по урегулированию споров, которая функционирует в рамках ВТО. В качестве очередного положительного аспекта можно выделить и рост конкуренции в финансовой области, в результате чего были уменьшены кредитные ставки для граждан, а также малого и среднего бизнеса. Продукция отечественных производителей стала выпускаться на мировой рынок в большем объеме, в связи с чем, возросло и качество предлагаемой продукции. Так как иначе данная продукция не будет обеспечивать достойную конкуренцию иностранным аналогам .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К преимуществам также можно отнести следующие положительные аспекты: повышение инвестиционного климата страны, отмена мер по протекционизму в отношении России (отмена поправки Джексона-Вэника в США, которая запрещала предоставлять России режим благоприятствования в сфере торговли), получение доступа к международным технологиям на равных правах с остальными государствами, что способствует усиленному экономическому росту .

Однако существуют и свои минусы вступления России в ВТО. Самым значительным недостатком вступления в ВТО послужил рост числа безработного населения, а именно, произошли сокращения рабочих мест на 40 % в следующих регионах: Пермская, Кемеровская, Свердловская, Курская, Кировская, Тюменская, Иркутская область, Алтайский, Краснодарский, Приморский край, Республика Татарстан и иные. Следует отметить, что вступление Российской Федерации в ВТО послужило закрытию около 40 тысяч предприятий и фирм, а также увеличению количества безработных до 30 млн человек .

Существенным минусом является потеря Россией суверенитета и запрет промышленной политики. В меморандуме ВТО от 19.03.2001 г. указано, что национальные законы и регулирование стран можно отменить, если ВТО сочтет их обременительными. Таким образом, Всемирная торговая организация в судебном порядке имеет возможность отменить федеральные и региональные законы и акты, которые касаются, в особенности, защиты окружающей среды и социальных стандартов. Также к числу недостатков можно отнести и рост уровня оттока капитала и отсутствие добавочных прямых инвестиций в Россию .

Следующим недостатком стало понижение импортных пошлин, что привело к появлению совокупности нерентабельных товаров аграрного сектора, автомобильной, легкой и пищевой промышленности, в результате своей неконкурентоспособности с иностранной продукцией. Так, около 90 % предприятий, в результате отсутствия опыта выхода на мировой рынок, а также неподготовленности и отсутствия инновационных внедрений не вынесли конкурентной борьбы .

В результате принятия санкций против России в 2014 г., в связи с присоединением Крыма

и возникновением конфликта на востоке Украины, основная часть преимуществ была упразднена. Данные санкции были введены с поправкой на статью ГАТТ, согласно которой страны имеют право внедрять ограничения для обеспечения национальной безопасности. В данном случае и санкции стран Евросоюза, и санкции России не были оспорены в ВТО. В результате введения санкций значительно сократились объемы инвестиций, России закрыт доступ к передовым технологиям и к недорогим финансовым кредитам, что являлось главным фактором при вступлении во Всемирную торговую организацию .

Существуют различные точки зрения по поводу того, что введенные против России санкции противоречат нормам ВТО, строящимся на принципе «свободной торговли». Авторы считают, это действительно сложный вопрос, который в большей степени носит юридический характер, нежели экономический. Так, в своих исследованиях Травина Л.А. и Катушенко С. А. делают выводы, что антироссийские санкции не противоречат нормам Всемирной торговой организации, поскольку имеют политическое основание, а решение споров по политическим мотивам не находится в ведении организации Обращение России в Орган по разрешению споров не заставит снять санкции США и ЕС, но может послужить отправной точкой для начала переговорного процесса. Также, как отмечают авторы этого исследования, в нормативных документах ВТО отсутствует такое понятие, как экономические санкции, что тоже в свою очередь затрудняет решение данного вопроса .

Недостаток высококвалифицированных специалистов в области юриспруденции и спешка в делах ратифицирования договора привела к тому, что после вступления в ВТО против России в некоторых странах организовано несколько расследований по поводу экспорта российских товаров по демпинговым ценам. Из-за уменьшения ввозных таможенных пошлин за 5 лет российский бюджет недополучил 800 млрд рублей .

Особое внимание хочется обратить на то, как вступление в ВТО отразилось на агропромышленном комплексе (АПК) России, поскольку он играет важную социальную роль в экономике страны.

Многие эксперты прогнозировали, что после вступления России в ВТО в зоне риска окажется такая отрасль АПК как свиноводство. Полное сокращение импортных пошлин с 15 % до 0 % в рамках квоты и снижение пошлин вне квоты с 75 % до 65 % привело к росту импорта дешевой свинины из Европы и снижению цены на эту продукцию до 30 %. Это негативно сказалось на отечественном производстве, многим успешным предприятиям пришлось пересмотреть тактику и методику организации бизнеса, бизнес-планы, так как они стали терять свое преимущество в конкурентной борьбе с иностранными поставщиками .

Однако ситуация изменилась в 2014 г. с введением Россией продовольственного эмбарго в отношении Евросоюза, США и других стран. Был запрещен ввоз в страну таких продуктов как рыба, говядина, свинина, мясо птицы, сыра, молока, фруктов, овощей. Продовольственное эмбарго стало ответом на санкции, введенные против России США и Евросоюзом. Влияние ответных санкций на агропромышленный комплекс можно рассматривать с положительной стороны, так это позволило аграриям нарастить производство. В 2013 г. объем поставок продуктов из-за рубежа составлял 43 млрд долл., а в 2016 г. только 25 млрд долл. Доля импорта в потреблении свинины с 2013 по 2016 гг. сократилась на 8 %, а потребления мяса птицы — на 5 %. Таким образом, получается, что введение санкций помогло развитию данной отрасли агропромышленного комплекса России . Однако европейские производители прибегли к инструментам ВТО и потребовали от России отменить запрет на ввоз продукции в страну.

Отрасль сельскохозяйственного машиностроения тоже переживает не лучшие времена. До вступления России во Всемирную торговую организацию в данной отрасли наблюдались проблемы, которые значительно усилились после вступления. В 2017 г. доля продукции предприятий сельскохозяйственного машиностроения составляла только 0,1 % от ВВП страны, что свидетельствует о его недостаточном развитии.

Сельскохозяйственная техника западных производителей является более привлекательной для российских аграриев. В силу этого, снижение импортных пошлин отрицательно сказалось на спросе на продукцию отечественного машиностроения. При этом следует учитывать и низкую конкурентоспособность самой продукции по сравнению с зарубежным производством. Необходима полная модернизация устаревшего оборудования, инфраструктуры и технологии производства, что возможно только при непосредственной поддержке государства через субсидирование, поскольку на частное инвестирование здесь надеяться не приходиться из-за низкой заинтересованности.

Начиная с 2013 г. государство стало активно субсидировать производство отечественной сельскохозяйственной техники, что благоприятно сказалось на торговом балансе: показатели экспорта и импорта продукции стали выравниваться. Другим положительным фактором, способствующим росту продаж сельскохозяйственной техники стала девальвация национальной валюты, что привело к повышению стоимости зарубежной техники и переориентации российских покупателей на отечественную продукцию. Однако главным фактором в выборе сельскохозяйственной техники пока еще остается именно ценовой фактор.

Согласно аналитическим данным, в 2016 г. объем экспортных поставок продукции сельскохозяйственного машиностроения увеличился на 20 %,

ведущим поставщиком техники является Петербургский тракторный завод, на его долю пришлось 17 % прироста. Основным покупателем сельскохозяйственных машин выступает Казахстан, на его долю приходится около 60 % экспорта .

Основываясь на вышесказанном, можно сделать вывод о том, вступление в ВТО для некоторых отраслей имело негативные последствия, однако введение санкций и реализация политики импор-тозамещения, позволило им выиграть время для повышения своей конкурентоспособности и наращивания производства.

В настоящее время в силу частых экономических и политических кризисов возникают мнения о необходимости выхода России из ВТО. В 2017 г. в Государственную Думу был внесен законопроект о выходе России из ВТО, который впоследствии отклонили. Авторы законопроекта ссылались на значительные отрицательные эффекты, которые получила экономика России от присоединения к ВТО (снижение занятости населения, производительности труда, макроэкономических показателей и др.). Однако, по мнению экспертов, нахождение страны в составе ВТО позволило проводить полноценную внешнеторговую политику, выстраивать международные альянсы . Выход России из ВТО приведет только к усилению влияния международных санкций и к невозможности отстоять торгово-экономические интересы страны на мировой арене, а также приведет к изолированности от международного рынка и технологий, что в свою очередь станет исходной точкой к замедлению роста научно-технологического прогресса в стране .

По мнению вице-председателя Комитета ООН по экономическим, социальным и культурным правам, председателя комиссии международного права Российской Ассоциации содействия ООН профессора РУДН Аслана Абашидзе, участие России в ВТО приносит не пользу, а вред . Всемирную торговую организацию уже не следует рассматривать как основной регулятор международной торговли. Странам следует заключать двусторонние договоры о совместной торговле и это будет более эффективным. Это касается, прежде всего, России и стран входящих в БРИКС.

В последнее время в средствах массовой информации много говорится о выходе США из Всемирной торговой организации. Так, по мнению президента Института национальной стратегии Михаила Ремизова, это связано с тем, что интересы ведущих членов организации расходятся . Причиной тому стала возрастающая роль Китая. Если раньше КНР рассматривалась как «единый сборочный цех», то сегодня это — многопрофильная промышленная держава, которая привлекает к себе инвестиции и технологии. Это приводит к тому, что США и Западной Европе сложнее конкурировать с КНР. Наблюдается противоречие в движении свободных потоков товаров и свободных потоков капитала, который направляется теперь в новые

индустриальные страны. И контролировать их для США и стран Западной Европы становится все сложнее. По словам директора Института глобализации и социальных движений Б. Кагарлицкого, можно говорить о кризисе ВТО . Да, действительно проблемы существуют, например, до сих пор не закончены переговоры по поводу сельскохозяйственных субсидий между развивающимися и развитыми странами, но это не значит, что если ВТО прекратит свое существование эти проблемы будут решены. Придется создавать новые институты, которые будут регулировать торговые отношения в мире и займет это достаточно времени. Как нам кажется, странам следует применять существующие инструменты для решения торговых противоречий, а не искать новые.

Из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод: сравнивать положительные и отрицательные последствия присоединения России к Всемирной торговой организации сейчас достаточно сложно. Авторы считают, во-первых, чтобы оценить результаты нужно, чтобы прошло хотя бы 10 лет с момента вступления в организацию. Во-вторых, цели и задачи, которые ставила Россия при вступлении в ВТО, претерпели изменения в силу геополитических факторов, таких как введение санкций и реализация политики импорто-замещения. Однако если обратится цифрам (см. рисунок), то можно заметить, что первые два года членства России в ВТО еще сохранялись положительные результаты, и только начиная с 2014 г., наблюдается резкое снижение показателей.

Показатели внешней торговли Российской Федерации*

По данным Всемирной торговой организации, в период 2012-2014 гг. торговый баланс России оставался положительным: экспорт превышал импорт. Начиная с 2014 г. показатели экспорта и импорта снижались и только в 2016 г. вновь наблюдается рост. Аналогичную тенденцию имел и внешнеторговый оборот России. На протяжении двух лет страна адаптировалась к новым условиям торговли в связи с введением санкций против России, и только в 2016 г. показатели внешней торговли показали положительную динамику.

Данные за 2018 год представлены за 10 месяцев.

При вступлении России во Всемирную торговую организацию преследовались цели по получению возможности свободной торговли на мировых рынках, свободного доступа к дешевым трудовым и финансовым ресурсам, что было достигнуто в первые годы членства. Однако помимо положительных результатов, возникли проблемы в национальной экономике, связанные с низкой конкурентоспособностью отдельных отраслей, что привело к закрытию ряда предприятий и высвобождению рабочей силы. Самой уязвленной отраслью экономики России оказалось сельское хозяйство, поскольку в результате снижения таможенных пошлин, предприятиям пришлось конкурировать с более сильными иностранными партнерами. Ситуация изменилась после введения Россией продовольственного эмбарго, как ответ на санкции США и ЕС. Российские компании в результате политики импортозамещения и помощи государства получили возможность наладить свое производство, ориентируя его больше на внутренний рынок, что положительно сказалось на состоянии отрасли.

Очевидно, что, находясь в составе Всемирной торговой организации, России получила как положительные, так и отрицательные эффекты для экономики. На наш взгляд, пока еще рано делать однозначные выводы в пользу выгод или издержек от ее членства в ВТО, так как мировые экономические процессы тесно взаимосвязаны с политическими, которые в свою очередь сказываются на деятельности международных организаций, в том числе и на ВТО.

Библиографический список:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Поправка Джексона-Вэника. URL: https://ria. ru/20141206/1036427607.html (дата обращения: 15.01.2019).

6. Татаркин А. Основные последствия вступления России в ВТО. М.: Эксперт. 2012. С. 29-38.

8. Травина Л.А., Катушенко С.А. Правомерность антироссийских санкций и ответных мер в рамках членства во Всемирной торговой организации // Актуальные проблемы экономики и права. 2016. Т.10. №4. С. 166-174.

9. Сельское хозяйство России и ВТО. URL: http:// agropraktik.ru/blog/VTO_Agricalture/11.html (дата обращения: 15.01.2019).

12. Нужно ли России покинуть ВТО? URL: https://lenta. ru/articles/2017/07/14/wtoexit/ (дата обращения: 06.02. 2019).

Присоединение России к ВТО: преступление, ошибка или мы что-то не понимаем

7 июня 2012 г. Правительством в Государственную Думу на ратификацию внесен законопроект о ратификации Протокола о присоединении России к ВТО. Согласно п. 7 Протокола, он должен быть ратифицирован Государственной Думой, одобрен Советом Федерации и подписан Президентом не позднее, чем через 220 дней с момента подписания (16 декабря 2011 г.), т.е. до 23 июля 2012 г. На 30-й день после ратификации Протокол вступит в силу, и Россия станет полноправным членом ВТО.

Более 23150 обязательств России перед странами ВТО (по подсчетам ЦИК РФ, который отказался проводить референдум по вопросу о вступлении в ВТО) на 1137 страницах (а в действительности их больше, поскольку на ратификацию представлены не все документы) должны быть приняты практически вслепую. У депутатов нет времени на детальное изучение документов.

Между тем, Протокол не соответствует интересам России и противоречит ее Конституции как по порядку его принятия, опубликования и введения в действие, так и по содержанию его положений.

В связи с обнаруженными в документе несоответствиями Конституции РФ 20 июня 2012 г. группа депутатов обратилась в Конституционный Суд (КС) с просьбой проверить Протокол с приложениями к нему на соответствие Конституции РФ и рекомендовать Государственной Думе приостановить ратификацию Протокола. Обращение подписали 131 депутат Государственной Думы (более 1⁄5 части депутатов ГД РФ). КС принял Обращение к рассмотрению и назначил дату проведения устного слушания по делу на 3 июля 2012 г…

Важно отметить, что на ратификацию выносится только Протокол о присоединении Российской Федерации к Соглашению об учреждении ВТО 1994 г. с приложениями к нему (перечнями обязательств России по товарам и по услугам). Само Соглашение с приложениями к нему фактически ратифицируются через ратификацию Протокола. Однако на русском языке Соглашение об учреждении ВТО с более чем двадцатью многосторонними торговыми соглашениями, которые являются приложениями к нему, в Государственную Думу РФ представлены не были . Юридически оформленные документы о присоединении к ВТО на русском языке, являющимся согласно Конституции рабочим языком наших государственных органов, сегодня не существуют. Но главные проблемы не в форме, а в сути.

Вступая в ВТО, Россия фактически отказывается от части своего суверенитета. Она берет обязательства, направленные на

— сокращение государственной поддержки секторов российской промышленности;

— увеличение тарифов на энергоресурсы внутри страны;

— обязательное выполнение Россией указаний ВТО;

— обязательное соблюдение обязательств и уступок по многосторонним торговым соглашениям;

— приведение законов, нормативных актов и административных процедур в соответствие с обязательствами и требованиями, вытекающими из Марракешского соглашения об учреждении Всемирной торговой организации и приложений к нему;

— передачу ВТО части полномочий Российской Федерации, направленных на обеспечение выполнения принятых ею на себя обязательств перед ВТО.

После появления в 2011 г. в Интернете на сайте Минэкономразвития полной информации о присоединении России к ВТО изучением проблем занялись российские эксперты. Многочисленные совещания, конференции, круглые столы, слушания в Государственной Думе показали, что, по многочисленным оценкам, вред от присоединения России к ВТО очевиден, а выгоды – призрачны; для вступления в ВТО нет никаких стимулов экономического характера. Россия и так пользуется режимом наибольшего благоприятствования (РНБ) в торговле практически со всеми основными партнерами, входящими в ряды ВТО. Более того, после вступления в силу Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Россией и Евросоюзом (СПС), РНБ распространяется автоматически на все страны-члены ЕС. Основные статьи российского экспорта – сырье, топливно-энергетические товары – не являются предметом непосредственного регулирования ВТО, на них не распространяются какие-либо ограничения со стороны ВТО.

Таким образом, для сырьевых отраслей ничего не изменится. Однако отрасли производства и услуг от вступления в ВТО пострадают. ВТО выгодно лишь транснациональным корпорациям. Ни одна страна не стала развитой благодаря ВТО.

Украина вступила в ВТО 16 мая 2008 г. Через год после открытия торговых границ ВВП Украины уменьшился на 15 %, а объем промышленного производства сократился более чем на 40 %. Для сравнения, экономика Европы за это же время сократилась на 3-4 %, а Белоруссии и Казахстана – практически не изменилась.

Опыт стран Балтии и Восточной Европы показал, что при слиянии национального и международного рынков происходит потеря национального контроля над целыми отраслями экономики.

Китай вступил в ВТО 10 лет назад и использует эту организацию ровно настолько, насколько ему это выгодно. Советник правительства Китая американец Лоуренс Брам рассказывает: «Когда президент США критикует Китай, Китай начинает покупать самолеты в Европе, а когда это делает Саркози, Китай покупает Боинги в США. Благодаря своей экономической мощи, Китай безнаказанно не подчиняется правилам ВТО. Около половины всех споров в ВТО происходят из-за Китая».

Интересен опыт Киргизии. Киргизы вступили в ВТО на кабальных условиях. Идея состояла в том, что экономики в Киргизии не осталось, значит, ничего от вступления в ВТО не погибнет. Но вскоре обнаружилось, что экономика все же была. И когда китайский экспорт начал ее просто смывать, когда стало ясно, что экономика уничтожается, А. Акаев обратился в ВТО с просьбой пересмотреть условия вступления. В противном случае он грозил выйти из ВТО. Ситуация была беспрецедентной, и ВТО решило ее разрядить, предоставив Киргизии большие объемы международной помощи. Но любая помощь когда-то заканчивается. Когда она кончилась, Киргизия погрузилась в хаос революций, и до сих пор в этом хаосе пребывает. По мнению М. Делягина, присоединение России к ВТО приведет ее на киргизский путь.

По расчетам экспертов, в 2020 г. потери экономики России, обусловленные вступлением в ВТО, составят 3 % ВВП и около 19 % годового производства в обрабатывающей промышленности и сельском хозяйстве.

После вступления в ВТО Россия окончательно закрепит за собой статус сырьевого придатка развитых и развивающихся стран. Нашу страну ждет массовая безработица.

Кто и почему так проталкивает идею вступления в ВТО?

Во-первых, некоторые чиновники, которые 18 лет «присоединяли» Россию к ВТО и не хотят отказываться от этой идеи, не смотря на коренные изменения ситуации в стране и в мире.

Во-вторых, по мнению М. Делягина, для крупных российских бизнесменов вступление в ВТО – это способ получить поддержку Запада против нашей бюрократии. Это способ выписать себе «охранную грамоту». Когда вы – бизнесмен, и поддерживаете ВТО, то для Запада вы являетесь своим. И когда на вас нападает российское государство, когда вы оказываетесь жертвой силового полукриминального рэкета, для Запада вы не олигарх, которого сажают за коррупцию, а честный цивилизованный бизнесмен, которому надо помогать. По-видимому, имеет значение и тот факт, что 90 % крупной российской собственности зарегистрировано за рубежом.

Наше Правительство признает возникновение многочисленных проблем после присоединения России к ВТО и обещает их решать.

Но не проще ли эти проблемы не создавать? Теперь надежда только на Конституционный Суд и на депутатов, которые могут не ратифицировать Протокол.

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *