Проект обращения с отходами

Содержание

Документы по экологии на предприятии: перечень требуемых документов

Документы по экологии на предприятии: перечень требуемых документов

При проведении мероприятий по государственному экологическому контролю государственные инспектора в области охраны окружающей среды проверяют следующие документы, которые должны быть на предприятии:

  • Документы, подтверждающие внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду:
  • ежеквартальные расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду;
  • копии платежных поручений о перечислении платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Формы государственной статистической отчетности

  • № 18-кс «Сведения об инвестициях в основной капитал, направленных на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов»;
  • № 2-ос “Сведения о выполнении водоохранных работ на водных объектах”;
  • № 4-ос «Сведения о текущих затратах на охрану природы, экологических и природоресурсных платежах»;
  • № 2-тп (воздух) «Сведения об охране атмосферного воздуха»;
  • № 2-тп (водхоз) «Сведения об использовании воды»;
  • № 2-тп (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления».

Документы по обращению с отходами производства и потребления

  • приказ о назначении лиц, допущенных к работе с опасными отходами;
  • приказ о направлении лиц, допущенных к работе с опасными отходами на обучение или переподготовку;
  • свидетельства (сертификаты) на право работы с опасными отходами для лиц, допущенных к деятельности по обращению с опасными отходами;
  • договора на передачу и размещение отходов, на прием отходов от других организаций;
  • перечень отходов, образующихся на предприятии (учет отходов ведется с использованием Федерального классификационного каталога отходов);
  • паспорта опасных отходов, с указанием кода отхода согласно Федеральному классификационному каталогу отходов (ФККО).
  • годовая отчетность субъектов малого и среднего предпринимательства об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов;
  • ПНООЛР – проект норматив образования отходов и лимит на их размещение, установленный сроком на 5 лет (обязателен для субъектов крупного бизнеса, государственных и муниципальных предприятий);
  • ежегодные технические отчеты о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об образующихся отходах (подтверждающие проект ПНООЛР).
  • лицензия на деятельность по обращению с опасными отходами (для индивидуальных предпринимателей или юридических лиц, осуществляющих деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов);
  • свидетельство о регистрации объекта размещения отходов в государственном реестре объектов размещения отходов (для индивидуальных предпринимателей или юридических лиц, имеющих на своем балансе или осуществляющих эксплуатацию объектов захоронения или длительного хранения отходов (полигоны, шламохранилища, хвостохранилища, иловые карты, золоотвалы и т.д.);
  • план проводимых (планируемых) мероприятий по снижению влияния образующихся отходов на состояние окружающей среды.

Документы по охране атмосферного воздуха

Инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и проект предельно-допустимых выбросов (ПДВ) в атмосферу (если на предприятии есть стационарные и передвижные источники выбросов вредных веществ в атмосферу);

Первичная учетная документация по охране атмосферного воздуха

1). ПОД-1 “Журнал учета стационарных источников загрязнения и их характеристик”;

2). ПОД-2 “Журнал учета выполнения мероприятий по охране атмосферного воздуха”;

3). ПОД-3 “Журнал учета работы газоочистных и пылеулавливающих установок”.

  • норматив допустимых выбросов, установленный органами в области охраны окружающей среды сроком на 5 лет;
  • план-график контроля на предприятии за соблюдением нормативов ПДВ на источниках выбросов и на контрольных точках (постах);
  • план мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу с целью достижения нормативов ПДВ;
  • ежегодное разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу;
  • ежегодная пояснительная записка о неизменности количества источников выбросов загрязняющих веществ, качественного и количественного состава выбрасываемых веществ, неизменности технологического процесса, расхода и номенклатуры используемого сырья и материалов, сохранения объемов выпускаемой продукции, определенных на год разработки и установления нормативов допустимых выбросов;
  • технический отчет по контролю за соблюдением установленных нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух согласно плану-графику контроля.
  • документация по реализации мероприятий по временному сокращению выбросов загрязняющих веществ объекта в периоды неблагоприятных метеорологических условий (НМУ) включает в себя:

а. приказ руководителя предприятия о порядке перехода в периоды неблагоприятных метеорологических условий (НМУ) на заданные режимы с указанием ответственных лиц за проведение мероприятий по предприятию, производствам, цехам, участкам и иным объектам, а также лиц ответственных за организацию приема оповещения и введения мероприятий по снижению выбросов;

  1. журнал регистрации приема предупреждений о НМУ от органа Росгидромета на предприятии;

с. план мероприятий по предупреждению аварийных выбросов загрязняющих атмосферу. – Документация по охране атмосферного воздуха при эксплуатации автотранспортных средств включает в себя:

а. журнал ежедневного учета использования автотранспортных средств;

  1. журнал ежедневного расхода горючего;

с. журнал пройденного километража;

  1. журнал записи результатов проверок автомобилей с бензиновыми двигателями на соответствие экологическим требованиям;

е. журнал учета измерений дымности при проверке автомобилей с дизельными двигателями.

  • приказ по предприятию о назначении лица, ответственного за эксплуатацию и обслуживание установок очистки газа и о его функциях;
  • должностные инструкции для персонала, обслуживающего установки очистки газа;
  • паспорта на каждую установку очистки газов (Установки очистки газа должны подвергаться осмотру для оценки их технического состояния не реже одного раза в полугодие комиссией, назначаемой руководством предприятия. По результатам осмотра составляется прилагаемый к паспорту установки акт. Кроме того, установки очистки газов должны подвергаться проверке на соответствие фактических параметров работы проектным параметрам не реже одного раза в год, а при изменении режима технологического оборудования, ремонта и реконструкции установки в течение трех месяцев. Результаты проверок также оформляются актом и заносятся в паспорт);
  • план работ по проверке эффективности газоочистного оборудования;
  • инструкции по эксплуатации и обслуживанию установок очистки газа;
  • приказ о порядке ведения журналов учета работы установок очистки газов;
  • график планово-предупредительного (текущего) ремонта установок очистки газа.

Документы по охране поверхностных вод от загрязнения

  • приказ по предприятия о назначении лица, ответственного за эксплуатацию и обслуживание сетей водных коммуникаций и очистных сооружений, и о его функциях;
  • должностные инструкции для персонала, обслуживающего водные коммуникации и очистные сооружения;
  • должностные инструкции для персонала, обслуживающего контрольно-измерительную аппаратуру, по определению качества забираемой и сбрасываемой в водный объект воды;
  • порядок проведения государственной аттестации контрольно-измерительную аппаратуру по определению качества забираемой и сбрасываемой в водный объект воды;
  • балансовая схема прямоточного и оборотного водоснабжения и водоотведения с указанием и нумерацией мест измерения забора (приема) и сброса воды, а также точек передачи ее другим потребителям;
  • паспорта на очистные сооружения;
  • планы работ по проверке эффективности работы очистных сооружений;
  • инструкции по эксплуатации и обслуживанию очистных сооружений;
  • журналы учета работы очистных сооружений;
  • производственные инструкции завода-изготовителя по эксплуатации оборудования очистных сооружений;
  • график планово-предупредительного (текущего) ремонта водных коммуникаций и очистных сооружений.

Первичную учетную документацию по использованию воды

  • № ПОД-11 «Журнал учета водопотребления (водоотведения) водоизмерительными приборами и устройствами»;
  • № ПОД-12 «Журнал учета водопотребления (водоотведения) косвенными методами»;
  • № ПОД-13 «Журнал учета качества сбрасываемых сточных вод»;
  • Документацию, подтверждающую право предприятия на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду:

а. норматив на предельно допустимый сброс веществ (ПДС) или на временно согласованный сброс веществ (ВСС), поступающих в водный объект со сточными водами по выпускам;

  1. схема-график аналитического контроля за работой очистных сооружений, соблюдением нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду со сточными водами и влиянием их на водные объекты;
  2. план мероприятий по достижению нормативов допустимого сброса загрязняющих веществ в окружающую среду со сточными водами;

ежегодное разрешение на сброс загрязняющих веществ;

  1. ежегодная пояснительная записка, содержащая в себе информацию о неизменности технологических процессов, расхода и номенклатуры используемого сырья и материалов и сохранения объемов выпускаемой продукции, определенной на год разработки и установления нормативов допустимых сбросов;
  2. ежегодный технический отчет по контролю за соблюдением установленных нормативов сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду со сточными водами, в соответствии со схемой-графиком контроля; д. ежегодный отчет о выполнении Плана мероприятий по достижению нормативов допустимого сброса загрязняющих веществ в окружающую среду со сточными водами, с указанием освоенных средств.

документация по реализации мероприятий на случай экстремального загрязнения водного объекта включает в себя:

а. План ликвидации аварий на случай загрязнения водного объекта;

б. План мероприятий на случай загрязнения водного объекта другими предприятиями или судами, в случае забора поверхностных вод этого водного объекта.

ГОСТ Р 51769-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Документирование и регулирование деятельности по обращению с отходами производства и потребления. Основные положения (с Изменением N 1)

ГОСТ Р 51769-2001
Группа Т00, Т51

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ресурсосбережение. Обращение с отходами
ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ И РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ОБРАЩЕНИЮ С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ
Основные положения
Resources saving. Waste treatment.
Documentation and regulation of dealing with production and
consumption waste treating. Basic principles

ОКС 13.030
ОКСТУ 0017

Дата введения 2002-01-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Техническим комитетом по стандартизации ТК N 349 «Вторичные материальные ресурсы»
Российским межотраслевым научным советом по ресурсосбережению и переработке отходов НИИ экологии человека и окружающей среды им. А.Н.Сысина Российской академии медицинских наук
ВНЕСЕН Всероссийским научно-исследовательским центром стандартизации, информации и сертификации сырья, материалов и веществ (ВНИЦ СМВ) Госстандарта России

2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 28 июня 2001 г. N 251-ст
В настоящем стандарте реализованы нормы и требования:
Закона Российской Федерации «О техническом регулировании»;
Закона Российской Федерации «Об экологической экспертизе»;
Закона Российской Федерации «Об отходах производства и потребления»;
Закона Российской Федерации «О ратификации Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением»;
Резолюции ОЭСР о трансграничных перемещениях опасных отходов, предназначенных для операций по регенерации (окончательная) (принята Советом 30 марта 1992 г.)
(Измененная редакция, Изм. N 1).

3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
(Измененная редакция, Изм. N 1).
ВНЕСЕНО Изменение N 1, утвержденное и введенное в действие Приказом Росстандарта от 30.11.2010 N 755-ст c 01.01.2012
Изменение N 1 внесено изготовителем базы данных по тексту ИУС N 11, 2011 год

Введение

Введение

В настоящее время в России накоплено свыше 80 млрд. тонн отходов, ежегодно их образуется еще до 5 млрд. тонн, т.е. количество отходов заметно превышает объемы получаемого (добываемого) первичного сырья и материалов. Любое промышленное производство создает отходы: отходы актуальные, которые образуются в процессах производства, и отходы потенциальные, когда изделия и продукция производства по истечении сроков годности и эксплуатации или из-за брака переходят в отходы. Это говорит о возрастающем значении проблем, связанных с отходами, и указывает на необходимость скорейшего решения задач, возникающих на этапах сбора, хранения, транспортирования, комплексной переработки, с захоронением или уничтожением не утилизируемой части опасных и других отходов.
Проблемы, порождаемые существованием отходов, можно разделить на две части: снижение вредного воздействия отходов на человека и окружающую среду и повторное использование отходов в качестве альтернативного источника энергии и сырья.
Оба эти направления обращения с отходами до последнего времени развивались независимо. Нивелирование отрицательного воздействия отходов на человека и окружающую среду решалось с помощью нормативно-правового государственного регулирования. Повторное использование отходов считалось саморегулирующимся в рыночных отношениях. Эффективность приведенных подходов крайне низкая.
На данном этапе развития экономики только одновременное и комплексное применение таких механизмов, как рыночное и государственное нормативное (техническое) законодательство и правовое регулирование, способны эффективно решать поставленные выше задачи максимального вовлечения отходов в промышленное производство для получения товарных продуктов и энергии, и как следствие — снижать негативное воздействие отходов на человека и окружающую среду.
Настоящий стандарт направлен на решение проблем нормативного, правового и рыночного регулирования обращения с отходами на внутрироссийском и региональных уровнях.

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает общие принципы и основные положения документирования и регулирования процессов обращения с отходами производства и потребления с учетом степени и характеристик различных видов опасности, их ресурсной ценности и контроля достоверности получаемых при этом результатов.
Настоящий стандарт распространяется на любые выявленные и вывозимые за пределы предприятия-производителя отходы, а также на продукцию с истекшими сроками годности, бракованную и устаревшую, техногенные отходы, ранее накопленные на территории России, образовавшиеся в результате долговременной деятельности предприятий и пригодные или непригодные для использования в виде вторичного сырья сразу или после соответствующей подготовки с учетом обеспечения при этом требований безопасности людей, промзон и окружающей среды.
Настоящий стандарт не распространяется на радиоактивные отходы и на ликвидируемые объекты вооружения и военной техники.
Положения настоящего стандарта применяют расположенные на территории России предприятия, организации, региональные и другие объединения (далее — предприятия) любых форм собственности и подчинения, а также органы управления в части их деятельности по обращению с отходами производства и потребления.
Положения, установленные в настоящем стандарте, применяют в научно-технической, учебной и справочной литературе, а также в других документах, устанавливающих порядок организации выполнения работ, являющихся объектами стандартизации при обращении с отходами производства и потребления.
(Измененная редакция, Изм. N 1).

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты и классификаторы:
ГОСТ Р 14.01-2005 Экологический менеджмент. Общие положения и объекты регулирования
ГОСТ Р 17.0.0.06-2000 Охрана природы. Экологический паспорт природопользователя. Основные положения. Типовые формы
ГОСТ Р ИСО 14050-2009 Менеджмент окружающей среды. Словарь
ГОСТ Р 51768-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Методика определения ртути в ртутьсодержащих отходах. Общие требования
ГОСТ Р 52104-2003 Ресурсосбережение. Термины и определения
ГОСТ Р 52105-2003 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Классификация и методы переработки ртутьсодержащих отходов. Основные положения
ГОСТ Р 53691-2009 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Паспорт отхода I-IV класса опасности. Основные требования
ГОСТ Р 53692-2009 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Этапы технологического цикла отходов
ГОСТ Р 53791-2010 Ресурсосбережение. Стадии жизненного цикла изделий производственно-технического назначения. Общие положения
ГОСТ Р 54097-2010 Ресурсосбережение. Наилучшие доступные технологии. Методология идентификации
ГОСТ Р 54098-2010 Ресурсосбережение. Вторичные материальные ресурсы. Термины и определения
ГОСТ Р 54099-2010* Ресурсосбережение. Вторичные материальные ресурсы. Основная номенклатура вторичного сырья
________________
* В настоящее время в официальных источниках информация о принятии данного документа отсутствует. — Примечание изготовителя базы данных.

ОК 004-93 Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП)
ОК 005-93 Общероссийский классификатор продукции (ОКП)
ОК 007-93* Общероссийский классификатор предприятий и организаций (ОКПО)
_______________
* Документ в информационных продуктах не содержится. За информацией о документе Вы можете обратиться в Службу поддержки пользователей. — Примечание изготовителя базы данных.
ОК 019-95 Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления (ОКАТО).
Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
(Измененная редакция, Изм. N 1).

3 Общие положения

3.1. Нормативно-правовое регулирование деятельности по обращению с отходами базируется на нормативных и методических документах, направленных на информационное обеспечение следующих аспектов деятельности:
— классификация отходов по ОК 005, , ;
— учет образования по ГОСТ Р 53791, движения (регионального, внутрироссийского и межгосударственного) образовавшихся и ввозимых на территорию России партий отходов, способов их ликвидации с утилизацией, согласно ГОСТ Р 53691, , инертных и удалением отходов I-IV класса опасности, согласно ГОСТ Р 53692, в результате которых они прекращают свое существование (переработка в товарную продукцию, захоронение, уничтожение и т.п.);
— качественное и количественное определение видов и классов опасности документируемых отходов по ГОСТ Р 51768, , , , , , -;
— определение ресурсных характеристик документируемых отходов по ГОСТ Р 17.0.0.06, , , , ;
— экспертиза и лицензирование предприятий в части их деятельности, связанной с обращением с отходами по , , ;
— контроль правильности терминологии (ГОСТ Р 14.01, ГОСТ Р ИСО 14050, ГОСТ Р 52104, ГОСТ Р 54098 и достоверности информации в сфере обращения с отходами.

3.2. По совокупности сведений, полученных в результате документирования деятельности по обращению с отходами, разрабатывают единый документ, называемый паспортом отхода I-IV класса опасности согласно ГОСТ Р 53691, который в машиноориентированной форме содержит информацию об отходах по каждой из позиций, перечисленных в 3.1.

3.3 Паспорт отхода I-IV класса опасности заполняют с момента регистрации конкретного отхода на основании поступления исходной информации о его количестве, месте расположения, собственнике и/или владельце, а закрывают после прекращения существования паспортизуемых отходов в результате их переработки, захоронения или уничтожения. Паспорт отхода I-IV класса опасности открывают, закрывают и вносят изменения и дополнения в соответствии с процедурой, приведенной в нормативной и методической документации.

3.1-3.3 (Измененная редакция, Изм. N 1).

3.4 Нормативные и методические документы по проблемам деятельности в сфере обращения с отходами разрабатывают заинтересованные федеральные, региональные и отраслевые органы.

3.5 Нормативные и методические документы не должны противоречить положениям законодательных актов и федеральных программ.

3.6 Каждый этап технологического цикла отходов (ЭТЦО) в соответствии с ГОСТ Р 53692 должен быть документирован в установленном порядке. На основе настоящего стандарта рекомендуется разрабатывать стандарты организаций с установлением конкретного содержания выполняемых работ на ЭТЦО.

3.6, 3.7 (Введены дополнительно, Изм. N 1).

4 Документирование деятельности по обращению с отходами

4.1 Целью документирования отходов в аспекте их классификации и соответствующего кодирования является создание единого языка общения в рассматриваемой области между различными субъектами как на межотраслевом, межрегиональном, так и на межгосударственном и международном уровнях. В сферу документирования входит номенклатурная часть идентификации отходов, место образования, месторасположение, агрегатное состояние, проявляемые виды опасности, содержание опасных, особо опасных, ресурсных и ценных компонентов и т.п. При этом классификация может содержать элементы статистического учета (количество классифицируемых отходов, полные данные о собственнике/владельце, реализованный способ обращения с ними и т.п.). Для достижения межгосударственного взаимодействия при разработке различных аспектов классификации рекомендуется в наиболее полной форме использовать соответствующие документы Европейского Экономического Сообщества (ЕЭС), Организации Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) и других международных организаций. Для облегчения общения на внутрироссийском и постсоюзном пространстве рекомендуется, в свою очередь, использовать классификаторы ОКП, ОКПО, ОКАТО, ГОСТ Р 52105, , .

4.2 Результаты образования (ГОСТ Р 53791), движения (ГОСТ Р 53692) и ликвидации отходов с утилизацией инертных их частей и удалением отходов I-IV класса опасности, захоронение которых проводят на основе требований , учитывают по формам статистической отчетности в этой области, а также другим формам, действующим в смежных областях.
Учитывая то, что в последнее время в ряде национальных, межгосударственных и международных документов появились формы кодирования таких характеристик отходов, как класс токсичности, перечни опасных компонентов отходов, перечни свойств отходов, определяющих его опасность, рекомендуется последовательно расширять формы отчетности за счет включения в них перечисленных позиций и вводить в действие такие формы на местном, региональном и федеральном уровнях.
Разработка любой формы учета должна сопровождаться соответствующим программным обеспечением, позволяющим обрабатывать получаемую информацию по правилам, существующим в области обработки статистических данных.

4.3 Документирование отходов I-IV класса опасности , в т.ч. их токсичных характеристик, заключается в оценке соответствующих классов опасности, определяемых расчетными или экспериментальными методами. При расчетном определении класса токсичности документируют все характеристики отхода, на основании которых был вычислен класс токсичности, и приводят литературные источники, которые были использованы для его расчета. В этом случае не требуется экспериментально определять не только класс токсичности отходов, но и их состав. Состав отходов определяют на основании состава первичного сырья, из которого образовались отходы, и воздействий, которым это сырье подвергалось, причем концентрацию компонентов определяют по принципу «не более».
Кроме этого, документируют данные о других видах опасности отходов, таких как пожаро- и взрывоопасность, химическая реакционная способность, коррозионная активность, горючесть и др.

4.1-4.3 (Измененная редакция, Изм. N 1).

4.4 Сведения о мерах предосторожности при обращении с отходами (необходимость применения специальной защитной одежды, противогазов или респираторов, избежание контактов с водой и т.п.) и особенности транспортирования отходов (перечисление возможных или, напротив, запрещенных транспортных средств, особенности упаковки и погрузки при транспортировании и т.п.) должны быть приведены в виде отдельных разделов. В одном из этих разделов должен быть приведен перечень первоочередных мер, принимаемых при возникновении аварийной ситуации (см. также ГОСТ Р 12.1.052*).
______________

* На территории Российской Федерации документ отменен без замены. — Примечание изготовителя базы данных.

Наличие или отсутствие у отходов перечисленных видов опасности определяют экспериментально в соответствии с действующими нормативами либо делают заключение на основании известных характеристик компонентов данных отходов с указанием соответствующих источников, приводящих к этим выводам.

4.5 При документировании ресурсных характеристик отходов указывают три группы сведений:
— сведения о составе и физико-химических, технологических и других свойствах отходов;
— сведения о сырье и материалах, из которых образовались отходы, и характер основных воздействий, которым подверглись эти материалы, что позволяет специалисту прогнозировать любые технологически значимые характеристики отходов;
— сведения обо всех внедренных, разработанных (лабораторные, пилотные установки, опытное производство) или только предложенных (патенты, научные работы) отечественных и/или зарубежных технологиях переработки отходов данного вида.

4.6 Лицензии выдают на осуществление такого вида деятельности по обращению с отходами, в результате которого юридическое или физическое лицо, ее осуществляющее, получает прибыль (транспортирование, переработка, складирование, захоронение, уничтожение отходов и т.п.). Для принятия решения о выдаче или отказе в выдаче лицензии проводят экспертизу соответствующего предприятия. Контролю подлежат наличие организационно-технических возможностей и материально-технического оснащения для выполнения заявленных видов деятельности, компетентность персонала в проведении заявленных действий, а также в случае возникновения нештатной (аварийной) ситуации.

4.7 Процедуры контроля выполнения требований нормативных документов в сфере обеспечения безопасного обращения с отходами производства и потребления осуществляют уполномоченные органы государственного контроля в области обращения с отходами.
(Измененная редакция, Изм. N 1).

4.7.1 Минприроды России осуществляет государственную политику , нормативно-правовое регулирование в сфере обращения с отходами, а также проводит приостановление или отмену неправомерных решений служб и агентств.

4.7.2 Уполномоченные органы государственного контроля в области обращения с отходами осуществляет в регионах: выдачу разрешений на выбросы и сбросы; оформление лимитов размещения отходов; выдачу лицензий на обращение с отходами I-IV класса опасности; проведение государственной экологической экспертизы.

4.7.3 Уполномоченные органы государственного контроля в области обращения с отходами осуществляют в регионах государственный экологический контроль.

4.7.1-4.7.3 (Введены дополнительно, Изм. N 1).

4.8 (Исключен, Изм. N 1).

5 Региональная система регулирования работ с отходами на основе их паспортизации и сертификации

5.1 Сертификация отходов по опасным признакам является обязательной и вводится в регионах на основе соответствующих постановлений органов местного управления. Сертификация по техногенным характеристикам отходов, содержащих ресурсные и ценные компоненты, является добровольной или обязательной также по решению органов местного управления.
При отсутствии необходимых нормативно-методических документов для целей сертификации опасных и/или ресурсных свойств отходов может быть использован паспорт опасного отхода.

5.2 Возможности регионального регулирования работами с отходами на основе их паспортизации и сертификации приведены на схеме (рисунок 1). Она может быть скорректирована, исходя из региональной целесообразности, направленной на эффективное и комплексное решение проблем безопасного обращения с отходами, ресурсосбережение и улучшение экологической обстановки.

Рисунок 1 — Схема регионального регулирования обращением с отходами на основе их паспортизации и сертификации

Рисунок 1 — Схема регионального регулирования обращением с отходами на основе их паспортизации и сертификации

5.1, 5.2 (Измененная редакция, Изм. N 1).

ПРИЛОЖЕНИЕ А (справочное). Библиография

ПРИЛОЖЕНИЕ А
(справочное)

А.1 Отечественные нормативно-правовые и нормативно-методические документы по обращению с отходами

Федеральный закон «О ратификации Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением» от 25 ноября 1994 г. N 49 ФЗ

Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ

Постановление Правительства Российской Федерации от 26 октября 2000 г. N 818 «О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов»

Постановление Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. N 554 «Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании»

Постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2002 г. N 340 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по обращению с опасными отходами» (с изменениями от 3 октября 2002 г.)*

________________
* На территории Российской Федерации документ не действует. Действует «Положение о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности», утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2006 года N 524. — Примечание изготовителя базы данных.

Постановление Правительства Российской Федерации от 1 июля 1996 г. N 766 «О государственном регулировании и контроле трансграничных перевозок опасных отходов»*

_______________
* На территории Российской Федерации документ не действует. Действуют Правила трансграничного перемещения отходов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2003 года N 442. — Примечание изготовителя базы данных.

Постановление Правительства Российской Федерации от 26 августа 2006 г. N 524 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов»

Приказ Минприроды России от 15.06.2002 N 511 «Об утверждении критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды»*

______________
* Вероятно ошибка оригинала. Следует читать: Приказ Минприроды России от 15.06.2001 N 511 «Об утверждении критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды». — Примечание изготовителя базы данных.

Приказ Минприроды России от 18 июля 2002 г. N 451 «О лицензировании деятельности по обращению с опасными отходами» (с изменениями от 29 ноября 2002 г.)

Распоряжение МПР России от 2 декабря 2002 г. N 483-р «Об утверждении «Методических рекомендаций по организации лицензирования деятельности по обращению с опасными отходами на территории Российской Федерации»

Приказ Минприроды России от 02.12.2002 N 785 «Об утверждении паспорта опасных отходов»

Приказ Минприроды России от 02.12.2002 N 786 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов»*

_______________
* На территории Российской Федерации документ не действует. Действует «Порядок ведения государственного кадастра отходов», утвержденный приказом Минприроды России (Министерства природных ресурсов и экологии РФ) от 30.09.2011 N 792. — Примечание изготовителя базы данных.

Приказ Минприроды России от 30.07.2003 N 663 «О внесении дополнений в Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом МПР России от 02.12.2002 N 786 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов»*

_______________
* На территории Российской Федерации документ не действует. Действует «Порядок ведения государственного кадастра отходов», утвержденный приказом Минприроды России (Министерства природных ресурсов и экологии РФ) от 30.09.2011 N 792. — Примечание изготовителя базы данных.

СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест»

СанПиН 2.1.7-95 «Правила очистки населенных мест, бытовые и промышленные отходы, санитарная охрана почв. Порядок хранения, транспортировки, захоронения и утилизации (токсичных) промышленных отходов»

СанПиН 2.1.7.728-99* «Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений»

_______________
* На территории Российской Федерации документ не действует. Действуют СанПиН 2.1.7.2790-10. — Примечание изготовителя базы данных.

СП 2.1.7.1386-03 «Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления»

Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.12.2000 N 169-ФЗ)

Федеральный закон «О внесении изменения в статью 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 8 ноября 2008 г. N 196-ФЗ

Постановление Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. N 404 «О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации»

Модельный закон «Об экологической безопасности», принят на 22-м пленарном заседании МПА СНГ (постановление N 22-18 от 15 ноября 2003 г.)

Модельный закон «Об отходах производства и потребления», принят на 29-м пленарном заседании МПА СНГ (постановление N 29-15 от 31 октября 2007 г.)

А.2 Перечень международных и региональных документов*) по обращению с отходами

Директива Совета 75 /442/ЕЭС* от 15 июля 1975 г. «Об отходах», измененная в соответствии с Директивой 91/156/ЕЭС, Директивой 96/350/ЕЭС, а также решение Комиссии от 24 мая 1996 г.

________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. — Примечание изготовителя базы данных.

Директива Совета Европейского Союза 76/464/ЕЕС от 4 мая 1976 г. «О загрязнении некоторыми опасными веществами, сбрасываемыми в водную среду Сообщества»

Директива Совета Европейского Союза 85/337/ЕЭС от 27 июня 1985 г. относительно оценки влияния некоторых государственных и частных проектов на окружающую среду

Директива Совета Европейского Союза 91/689/ЕЕС от 12 декабря 1991 г. «Об опасных отходах» с последними поправками, внесенными Директивой 94/31/ЕС

Резолюция Организации Экономического Содействия развитию (ОЭСР) о трансграничных перемещениях опасных отходов, предназначенных для операций по регенерации С (92)39 (окончательная) (Принята Советом ОЭСР 30 марта 1992 г.)

Директива Совета Европейского Союза 96/61/ЕС от 24 сентября 1996 г. «О комплексном предотвращении и контроле загрязнений»

Директива Совета Европейского Союза 96/82/ЕС от 9 декабря 1996 г. «О контроле за предоставляющими собой серьезность авариями на объектах, имеющих дело с опасными веществами»

Директива Совета Европейского Союза 1999/13/ЕС от 11 марта 1999 г. «Об ограничении выбросов летучих органических соединений, образующихся в результате использования органических растворителей в определенных видах производственной деятельности и на определенных объектах»

Директива Совета Европейского Союза 1999/31/ЕС от 26 апреля 1999 г. о полигонах захоронения отходов

Директива Совета Европейского Союза 2000/60/ЕС от 23 октября 2000 г. об основах деятельности Сообщества в области водной политики

Директива Совета Европейского Союза 2001/80/ЕС от 23 октября 2001 г. «Об ограничении выбросов некоторых загрязняющих веществ в атмосферу из крупных сжигательных установок»

Гармонизация правового и нормативного обеспечения в сфере обращения с упаковкой и упаковочными отходами. Опыт ЕС и России//Сборник подготовлен в рамках проекта ТАСИС «Сближение технических правил и стандартов». Российская Федерация (Europe Aid/113648/D/SV/RU) — M.: Ростехрегулирование, 2006

Улицкий В.А., Васильвицкий А.Е., Плущевский М.Б. Промышленные отходы и ресурсосбережение/Под редакцией А.Д.Козлова и Т.В.Боравской. — М.: Изд. «САШКО», 2006)

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
ЗАО «Кодекс»

Разработка проекта по отходам.

Общие сведения об экологическом проекте по отходам.

В настоящее время все предприятия, не относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства, и имеющие отходы, образующиеся в результате производственной деятельности, обязаны разрабатывать проект по отходам, он же ПНООЛР. Данное требование определяется Законом «Об отходах производства и потребления» №89-ФЗ.

Проект ПНООЛР входит в состав основной экологической документации предприятия и включает в себя:

  • описание всех видов образующихся на предприятии отходов,
  • их наименования, характеристику, определение класса опасности,
  • определение качественного и количественного состава,
  • а главное –разработку способов обращения с ними.

Как правило, под обращением подразумевается передача отходов сторонним организациям на размещение и утилизацию.

Основной целью разработки данного вида документации является получение лимитов на размещение отходов, чем и определяется название данного проекта.

Сведения о разработке проекта, ее сроках и стоимости.

Разрабатываться проект может силами самого предприятия, что не запрещено законодательно (Закон «О лицензировании отдельных видов детальности» №99-ФЗ). Предпочтительнее поручить разработку проекта специализированным организациями. Как правило, это проектные организации, занимающиеся разработкой экологической документации.

Во втором случае разработка и формирование проекта происходит на договорной основе. Стоимость ее составляет от 29900 рублей. Сроки разработки начинаются от одного месяца и определяются быстротой и полнотой предоставляемых заказчиком данных.

На стоимость и сроки также могут повлиять такие факторы, как:

  • масштабность производственной деятельности исследуемого объекта,
  • количестве отходов, определенных в ходе проведения инвентаризации источников их образования,
  • количество подразделений, и непосредственно нынешняя стоимость услуги по написанию данного проекта на рынке,
  • наличие заключенных договоров на вывоз и утилизацию отходов.

Состав исходной документации для формирования проекта.

В состав документов, предоставляемых заказчиком для формирования проекта, войдут:

  • реквизиты предприятия, уставные документы, сведения о руководителе, контактная информация;
  • описание технологии производства, которое требуется для выявления мест образования отходов в ходе технологического процесса;
  • в обязательном порядке в состав проекта входят и графические материалы, которых представляют собой карту промплощадки предприятия, на которой отображаются места хранения отходов и размеры территории;
  • важным моментом является предоставление правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором ведется производственная деятельность – это может быть свидетельство собственности, договор аренды или любые документы, подтверждающие права предприятия на использование земельного участка;
  • для проведения расчетов, подтверждения сведений, изложенных в проекте, а также для анализа технологии производства, потребуются справки о расходных материалах, участвующих в производственных процессах. Это могут быть справки о расходе топлива, расходе сырья и вспомогательных средств, количестве использованных люминесцентных ламп (с указанием марки);
  • описание транспортного парка предприятия (с указанием моделей автомобилей, года производства и вида используемого топлива);
  • копии договоров, заключенных со сторонними организациями, специализирующимися на проведении процессов по управлению отходами;
  • сократить сроки разработки проекта поможет наличие на предприятии предшествующей версии проекта, которую также желательно предоставить исполнителю;

Большая часть требуемой для разработки проекта по отходам информации расположена непосредственно на самом предприятии. Собрать ее можно, обратившись к таким специалистам предприятия, как юрист, эколог, бухгалтер, главный инженер, либо технолог.

При подготовке всех материалов проекта стоит обратить внимание на то, что все предоставляемые данные желательно заверить печатью предприятия, предоставлять копии реквизитов, а не просто их описание, и главное – за всю собранную информацию ответственность несет только руководство исследуемой организации.

Этапы разработки проекта.

Когда сбор исходных данных проведен успешно, и все они собраны в полном объеме, можно считать, что первый этап разработки проекта подошел к концу.

Следующий, не менее важный этап – инвентаризация источников образования отходов. Обычно она проводится специалистом, непосредственно разрабатывающим проект, и входит в состав договора на выполнение ПНООЛР. Соответственно, не требует дополнительных финансовых вложений. Инвентаризация может быть проведена и штатным экологом при наличии у него необходимого опыта и квалификации, с учетом всей ответственности. По завершении инвентаризации будут четко определены все наименования образующихся отходов и можно будет переходить к следующему этапу разработки.

Далее происходит расчет количества образующихся отходов. На этом же этапе происходит и разработка паспортов для каждого вида отходов, в которых содержится информация о полной характеристике каждого наименования отходов предприятия, включающей их компонентный и химический состав, описание агрегатного состояния, класса опасности и способа обращения.

Далее формируются в полном объеме все разделы проекта, а также приложения к ним. От качества сформированного проекта и полноты приложений будет в дальнейшем зависеть итог согласования, которое выступает следующим этапом разработки ПНООЛР.

Согласование проекта происходит в Росприроднадзора или в Минприроды и обычно длится не более 30 рабочих дней. Там же в дальнейшем выдаются и лимиты на размещение отходов. После прохождения данного этапа, проект и полученные лимиты действуют на предприятии в течение 5 лет.

Состав проекта по отходам.

Что касается состава сформированного проекта, то он насчитывает несколько разделов, таких, как:

  1. Характеристика и общие сведения о предприятии. Сюда войдет вся ранее предоставленная информация о реквизитах, контактных данных, краткая характеристика технологии производства.
  2. В следующем разделе дается уже полное описание технологии и технологических процессов, как источников образования отходов на предприятии.
  3. Для характеристики образующихся отходов предоставляются паспорта на каждое наименование отходов, а также протоколы, выданные аккредитованной лабораторией и подтверждающие проведение определения химического состава отходов, в некоторых случаях биотестирования и морфологии. Также в проекте дается описание и компонентному составу образующихся отходов.
  4. Основной раздел ПНООЛР – расчет количества отходов, установление и обоснование нормативов для них.
  5. Схема или блок-схема движения отходов на исследуемом объекте.
  6. Немаловажным разделом также является и описание мест временного хранения отходов на территории предприятия.
  7. Кроме того, в составе проекта разрабатываются мероприятия на случай возникновения внештатных аварийных ситуаций.
  8. Также дается описание мероприятиям, целью которых выступает снижение воздействия отходов на окружающую природную среду.
  9. В конечном итоге разрабатываются предложения по лимитам на размещение отходов.
  10. Последним разделом проекта происходит формирование приложений.

Ответственность за отсутствие проекта на предприятии.

Руководителям предприятий также не стоит забывать и об ответственности, которая возникает в случае отсутствия на предприятии согласованного проекта ПНООЛР. Данное нарушение может быть выявлено в ходе внешних проверок контролирующих организаций и обойтись административным штрафом или даже приостановлением деятельности предприятия сроком до трех месяцев, что регламентировано «Кодексом об административных правонарушениях» РФ.

При выявлении вышеописанного нарушения впервые, предприятие получает предупреждение и штраф от 100 тысяч рублей. Последующее нарушение экологического законодательства обойдется в гораздо большую сумму (до 100 тысяч рублей по статье 8.1, до 250 тысяч по статье 8.2 и до 80 тысяч рублей по статье 8.5).

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *