Проект ПДВ

Вопросы и ответы. Нужно ли санитарно-эпидемиологическое заключение на проект ПДВ в 2019 году?

Вопрос:

Здравствуйте! Прошу разъяснить, в связи со вступлением в силу с 01.01.2019 г. новых законодательных актов в области экологии, сохранилась ли необходимость проводить экспертизу проекта ПДВ в СЭС и получать положительное заключение в органах Роспотребнадзора, если проект ПДВ будет входить в комплексную Декларацию о воздействии на окружающую среду для объектов 2 категории?

Ответ:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Калужской области (далее — Управление) рассмотрев ваше обращение, направленное в Виртуальную приемную-Роспотребнадзор, информирует. Вступление в силу 2019 году новых законодательных актов в области экологии находится в компетенции Росприроднадзора. В 2019 году изменения в ст. 20 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» не вносились. Следовательно, схема проведения экспертизы проекта ПДВ в Центрах гигиены и эпидемиологии и получения положительного санитарно-эпидемиологического заключения на проект в органах Роспотребнадзора остается прежней.

Проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (проект ПДВ) разрабатывается на основании требований Федерального закона РФ «Об охране атмосферного воздуха» № 96-ФЗ, Постановления Правительства РФ «О нормативах выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух» № 183 от 2.03.2000. В расчетах используются Санитарные нормы проектирования промышленных предприятий СН-244, ГОСТ 17.2.3.02-78, «Методика расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий» ОНД-86 и другие нормативно-правовые и методические документы.

В соответствии с природоохранным законодательством РФ юридические лица, у которых имеются источники выбросов загрязняющие атмосферный воздух, обязаны осуществлять инвентаризацию источников выбросов вредных загрязняющих веществ и разрабатывать проект ПДВ. Столкнувшись с необходимостью сделать проект ПДВ и получить разрешение на выбросы, предприниматели и юридические лица, не дожидаясь шестизначных административных неприятностей, могут бесплатно проконсультироваться и получить рекомендации у нашего специалиста-эколога, как получить искомое качественно, быстро и в меру затратно.

Экологическая консультация бесплатно — (812) 243-15-77, 243-15-66

Инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ — от 15 000 руб

Стоимость разработки проекта ПДВ с согласованием — от 35 000 руб

Срок разработки проекта ПДВ – 15 дней

Целью разработки проекта ПДВ является оценка воздействия производственной деятельности предприятия на загрязнение окружающей природной среды, разработка и внедрение оптимальных мероприятий по защите атмосферы, обеспечивающих уменьшение приземных концентраций вредных химических элементов в жилой зоне до приемлемых величин, получение разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух сроком действия 5 лет, снижение рисков административной ответственности, которые оцениваются согласно

ст. 8.21. КоАП РФ от 180 000 до 250 000 на юридическое лицо, от 40 000 до 50 000 на должностное лицо.

Для разработки проекта ПДВ предоставляются общие исходные данные о предприятии, запрашиваются климатические и фоновые характеристики, картографические материалы, подробные сведения о технологических процессах, о газоочистных установках, а также дополнительная информация после выявления всех источников выбросов на предприятии. Также учитываются характеристики загрязняющих веществ от источников выбросов, запланированных в технологическом цикле предприятия.

Нормируемые источники выбросов:

  • стационарные с организованным выбросом в атмосферу через вытяжку, трубы, системы вентиляции (котельные, печи, станки, лаборатории и т.д.);
  • стационарные с неорганизованным выбросом в атмосферу (автостоянки, открытые хранилища сырья, технологические процессы без системы вентиляции и на открытом воздухе и т.д.);

Передвижные источники выбросов (транспортный парк предприятия) учитываются в инвентаризации с ноября 2019 года.

На первоначальном этапе проекта разработки ПДВ проводится детальная инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ с выездом на площадку специалиста эколога с лабораторным оборудованием для проведения инструментальных замеров количества и состава вредных веществ, попадающих в атмосферу от каждого источника. Аэродинамические характеристики и протоколы замеров концентраций по каждому источнику и веществу включаются в состав проекта нормативов ПДВ. Также используются расчетные методы инвентаризации выбросов от технологических процессов с известным составом вредных веществ. Расчеты представляются отдельно по каждому источнику выбросов и вредному веществу и сопровождаются обоснованиями принятых величин и коэффициентов.

Инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ нашего довольного заказчика в 2020г.

Следующим этапом рассчитываются нормативы предельно-допустимых выбросов (нормативы ПДВ) с использованием лицензированных компьютерных программ, заключающийся в определении концентраций выявленных вредных веществ в выбросах предприятия, проведении детального расчета рассеивания в приземном слое атмосферы на границе СЗЗ и границе жилой застройки. Определяется категория предприятия в зависимости от воздействия его выбросов на атмосферный воздух.

Составляется предложение по нормативам ПДВ по каждому источнику и веществу. Разрабатывается план график по контролю соблюдения нормативов выбросов предприятия и план мероприятий по регулированию (снижению) выбросов в периоды неблагоприятных метеорологических условий (НМУ).

Проект ПДВ утверждается руководителем предприятия.

Третий этап разработки проекта ПДВ и получения Разрешения на выброс состоит из затянутых бюрократических процедур.

Согласованный с руководством предприятия проект предельно-допустимых выбросов передается во ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» или ФБУН «СЗНЦ гигиены и общественного здоровья» на срок рассмотрения 30 дней для получения экспертного заключения на платной основе.

Далее, на основании полученного экспертного заключения, проект ПДВ проверяется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) на соответствие санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам. При отсутствии замечаний через 30 дней выдается Санитарно-эпидемиологическое заключение.

В итоге проект ПДВ с заключениями передается в Департамент Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу для рассмотрения в течение 30 рабочих дней, где заявленные нормативы ПДВ утверждаются и предприятиям, подлежащим федеральному государственному экологическому контролю, в течение следующих 30 рабочих дней выдается разрешение на выброс сроком действия 5 лет с обязанностью контроля за соблюдением нормативов выбросов.

А предприятия, не подлежащие федеральному государственному экологическому контролю, получают разрешение на выброс уже в Комитете по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности в течение 30 дней.

Учитывая 120 рабочих дней согласования в инстанциях, сделать проект ПДВ и получить разрешение на выбросы «по-быстрому» , как обещают недобросовестные подрядчики, вряд ли удастся.

Поэтому не стоит затягивать…

Срок разработки проекта нормативов предельно допустимых выбросов (проект ПДВ) может составлять от 15 дней и зависит от сложности производства, типа и расположения объекта и, разумеется, без учета сроков согласования, утверждения нормативов и получения разрешения на выбросы.

Бесплатная консультация специалиста-эколога по телефонам (812) 243-15-77, 243-15-66, отправить нам письмо по электронной почте — sbso@mail.ru или задать вопрос через форму обратной связи на нашем сайте sbso78.ru

Разработка экологических проектов и санитарно защитных зон

Кому нужно разрабатывать экологические проекты

Требования СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека. Источники воздействия на окружающую среду и здоровье человека – это объекты, для которых уровни создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки превышают уровень 0,1 ПДК или ПДУ (предельно допустимая концентрация или предельно допустимый уровень).При определении размеров санитарно-защитной зоны (СЗЗ) руководствуются классификацией предприятий по уровню опасности (согласно СанПиН 2.2.1./2.1.1.-2361-08).

Размеры санитарно-защитной зоны зависят от огромного количества факторов, в первую очередь – от класса опасности предприятия:

1 класс: химические производства (анилино-красочная промышленность, производство кислот, целлюлозы, хлора и т.д.), металлургические и машиностроительные производства и т.д – для них устанавливается СЗЗ не менее 2000 м;

2 класс: химическое производство газов, органических растворителей, самолётов и автомобилей, стальных конструкций – СЗЗ не менее 1000 м;

3 класс: производство химических реактивов, пластмассы, лаков, парфюмерии – СЗЗ не менее 500 м;

4 класс: производство бумаги, мыла, стекловолокна, медицинского стекла – СЗЗ не менее 300 м;

5 класс: производство готовых лекарств, химчистки, издательства – СЗЗ не менее 100 м.

Помимо промышленных предприятий организация санитарно-защитных зон СЗЗ необходима и для непроизводственных объектов. Например, согласно классификации, представленной в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03:

    • — санитарно-защитная зона склада в зависимости от вида и количества складской продукции может колебаться от 5000 до 50 метров;
    • — санитарно-защитная зона котельной должна составлять не менее 50 метров и может быть увеличена после проведения расчетов уровня шума;
    • — санитарно-защитная зона АЗС предусмотрена в размере 50-100 метров;
    • — санитарно-защитная зона газопровода называется санитарной зоной отчуждения и составляет от 300 до 1200 метров;
    • — санитарно-защитная зона скважины в зависимости от количества выбросов сероводорода и летучих углеводородов занимает территорию 300-1000 метров;
    • — санитарно-защитные зоны автодорог (санитарные разрывы) не требуют проектирования, и определяются для каждого конкретного случая на основании расчетов уровней загрязнения, шума, вибрации;
    • — санитарно-защитная зона очистных сооружений в зависимости от их типа и назначения может составлятьот 15 метров до 1 километра;
    • — санитарно-защитная зона кладбища площадью от 20 до 40 га установлена в размере 500 метров, площадью менее 20 га — 300 метров, для закрытых и сельских кладбищ — 50 метров.

Согласование проектов ПДВ: проблемные моменты

Согласно п. 1 ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (в ред. от 23.07.2013) проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее — проект ПДВ) должны разрабатывать предприятия, имеющие стационарные источники выбросов. Данный проект разрабатывается и согласовывается каждые 5 лет, и процесс этот небыстрый. Весь цикл работ — начиная с инвентаризации источников выбросов и заканчивая получением разрешения на выбросы — для более или менее крупных предприятий часто длится не один год.

Большинство предприятий в первую очередь занимаются разработкой раздела инвентаризации источников выбросов, а затем на его основе разрабатывают сам проект ПДВ. Раздел инвентаризации не требует согласования с контролирующими органами. На сегодняшний день все чаще разработка проекта ПДВ и разработка раздела инвентаризации совмещаются — так удобнее и разработчику документацию, и самому предприятию.

Проект ПДВ, в свою очередь, согласовывается в целой веренице организаций, в каждой из которых к проекту предъявляют ряд требований о соответствии санитарно-эпидемиологическим и экологическим нормам. Отметим, что эти требования часто могут противоречить друг другу и законодательству. Подробнее о подобных казусах мы расскажем в статье.

ПРОЦЕДУРА СОГЛАСОВАНИЯ ПРОЕКТА ПДВ В ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНАХ РОСПОТРЕБНАДЗОРА

В первую очередь на проект ПДВ должно быть получено в Роспотребнадзоре положительное санитарно-эпидемиологическое заключение, подтверждающее его соответствие требованиям СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест» (далее — СанПиН 2.1.6.1032-01):

Извлечение
из СанПиН 2.1.6.1032-01

4.2.1. Предельно допустимые выбросы для конкретного стационарного источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом) устанавливаются территориальными органами специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам и согласованного с органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы плана мероприятий по их достижению.

Однако прежде чем проект ПДВ будет подан на рассмотрение в территориальный орган Роспотребнадзора, предприятие сталкивается с обязательным прохождением экспертизы проекта на соответствие требованиям санитарных правил и норм (всевозможных ГН, СП, СанПиН). Экспертиза в настоящее время проводится практически повсеместно на платной основе и часто по стоимости сравнима с собственно разработкой проекта ПДВ в проектных организациях.

Согласно п. 4.2.4 СанПиН 2.1.6.1032-01 для проведения экспертизы по каждому объекту должны представляться следующие материалы:

  • инвентаризационный перечень стационарных источников выбросов с качественной и количественной характеристикой каждого из них;
  • предложения по нормативам ПДВ для каждого источника и загрязняющего вещества;
  • план мероприятий по достижению ПДВ;
  • способ учета фоновых концентраций;
  • результаты прогнозных расчетов (при необходимости — первичные материалы по расчетам) на каждый этап достижения ПДВ;
  • ситуационный план с изолиниями концентраций на каждый этап достижения ПДВ.

Исходя из данного перечня, можно примерно понять, что конкретно проверяется в ходе экспертизы проекта ПДВ и какие требования будут предъявлены к содержанию проекта.

Первое, на что обращает внимание санитарный врач, проводящий экспертизу проекта ПДВ, — это ситуационная карта-схема промышленной площадки и окружающей застройки, которая в обязательном порядке должна входить в состав проекта. На ней в масштабе наносятся:

  • промышленная площадка (площадки) предприятия;
  • ориентировочные / расчетные / окончательно установленные границы санитарно-защитной зоны (далее — СЗЗ);
  • ближайшие и иные расположенные вокруг предприятия жилые и селитебные зоны;
  • промышленные зоны;
  • зоны отдыха и иные зоны с повышенными экологическими требованиями;
  • посты наблюдения за качеством атмосферного воздуха.

Такие карты чаще всего создаются на основе копий генерального плана определенного района.

Замечания эксперта к карте обычно касаются недостоверности или устаревания сведений, содержащихся в ней, либо недостаточного охвата территории вокруг предприятия.

НА ЗАМЕТКУ

Опыт автора показывает, что больше всего эксперта устраивает карта-схема, на которой показаны близлежащие жилые и селитебные зоны с каждой из сторон света (если предприятие находится в черте города).

После проведения расчета рассеивания в УПРЗА вы получаете карту предприятия с изолиниями концентраций загрязняющих веществ. К этим картам предъявляются особые требования: помимо границ СЗЗ, источников выбросов, контрольных точек и ближайшей жилой (селитебной) зоны на карте должен быть показан расчетный прямоугольник с изолиниями концентраций, при этом охват территории должен быть таким, чтобы изолинии 0,05 ПДК выходили за границы карты.

Таким образом, карта-схема изолиний является для эксперта определяющим фактором в решении вопроса о соответствии деятельности, осуществляемой предприятием, санитарным и гигиеническим нормам.

Кроме карты-схемы, эксперты уделяют особое внимание табл. 3.3 «Перечень источников, дающих наибольшие вклады в уровень загрязнения атмосферы» (согласно Методическому пособию по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (СПб.: ОАО «НИИ Атмосфера», 2012); далее — Методическое пособие 2012). В данной таблице наглядно видно, есть ли на контрольных точках на границах СЗЗ или жилой зоны превышения ПДК. В связи с этим табл. 3.3 в проекте ПДВ должна быть «отшлифована» и выверена до идеального состояния. Заметим, что часто эксперты требуют данную таблицу переделать по своему желанию: добавить контрольные точки на охранных зонах (там, где нормы требуют соблюдения не 1 ПДК, а 0,8 ПДК), добавить какие-либо текстовые комментарии, вписать координаты контрольных точек — иными словами, фантазия санитарных врачей безгранична. Автор считает, что все эти требования (причем в каждом регионе — свои) обоснованы только желанием эксперта упростить себе составление экспертного заключения и отсутствием у него желания углубляться в изучение карт и отчета о расчете рассеивания.

Отдельный животрепещущий вопрос представляет собой довольно частое требование санитарных врачей о наличии у предприятия санитарно-эпидемиологического заключения на окончательно установленные границы СЗЗ (при условии, что установление СЗЗ необходимо для данного предприятия по санитарной классификации). Основной довод экспертов заключается в том, что согласно требованиям СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (далее — СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03) границы СЗЗ нужно устанавливать еще в период строительства предприятий, а уже в период эксплуатации проект СЗЗ с заключением должен быть у всех. Кроме того, подобное требование содержится в СанПиН 2.1.6.1032-01.

ПРИМЕР

В практике автора был случай, когда эксперт высказал требование о том, чтобы проект расчетной СЗЗ подавался на рассмотрение совместно с проектом ПДВ, чтобы инвентаризация источников выбросов совпадала в обоих проектах. Насколько подобное требование закономерно, не может прямо ответить ни один нормативный акт федерального уровня. Получается, что каждые 5 лет предприятию нужно не только разрабатывать и утверждать нормативы ПДВ, но и тратить деньги на разработку проекта СЗЗ с последующим дорогостоящим проведением лабораторных исследований для утверждения окончательных границ СЗЗ.

Отметим, что в приведенной ранее выдержке из СанПиН 2.1.6.1032-01 о составе материалов для экспертизы проекта ПДВ нет проекта СЗЗ или заключения на него. Таким образом, вам остается лишь выбрать — спорить с экспертом или согласиться с его доводами.

Очень внимательно относятся эксперты к предприятиям, находящимся по соседству с тем предприятием, чей проект ПДВ рассматривается, особенно если предприятия-«соседи» задействованы в той же отрасли. Это дает экспертам полное право (со ссылкой на требования СанПиН 2.1.6.1032-01) требовать учитывать в проекте ПДВ выбросы от соседних объектов со схожей деятельностью. При этом нередко речь идет не только о проведении сводного расчета рассеивания веществ от всех предприятий, но и об обосновании границ единой СЗЗ для таких групп предприятий и совместном проведении природоохранных мероприятий по снижению выбросов вредных веществ, если таковые потребуются.

Подобные замечания от экспертов вы также можете получить, если ваше предприятие непищевой промышленности попадает в границы СЗЗ предприятия пищевой или фармацевтической отрасли или, наоборот, вы являетесь «пищевиком», а рядом находится производственное предприятие иной отрасли. В данном случае эксперт сошлется на требования СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03:

Извлечение
из СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03

5.4. В санитарно-защитной зоне объектов пищевых отраслей промышленности, оптовых складов продовольственного сырья и пищевой продукции, производства лекарственных веществ, лекарственных средств и (или) лекарственных форм, складов сырья и полупродуктов для фармацевтических предприятий, допускается размещение новых профильных, однотипных объектов, при исключении взаимного негативного воздействия на продукцию, среду обитания и здоровье человека.

При этом четкие критерии этого взаимного негативного воздействия нигде не установлены, поэтому санитарные врачи просто запрещают размещать пищевые предприятия рядом с промышленными.

Например, в некоторых регионах принято считать таким критерием непревышение на границах ориентировочной или расчетной СЗЗ пищевого предприятия концентраций веществ в 0,1 ПДК.

Если ваше предприятие оказалось в подобной ситуации, остается только попытаться договориться с предприятием-«соседом» о создании таких границ СЗЗ, чтобы они не накладывались друг на друга (например, расчетным и инструментальным методом можно подтвердить сокращение СЗЗ у пищевого и непищевого предприятия ).

В списке материалов, представляемых эксперту для рассмотрения, значится способ учета фоновых концентраций. Учет фоновых концентраций проводится на основе данных о фоновом загрязнении атмосферного воздуха района расположения предприятия, предоставляемых Росгидрометом по запросу. Замечания экспертов, касающиеся данного пункта, чаще всего заключаются в следующем:

  • перечень веществ, информация о фоновых концентрациях которых представлена эксперту, неполный и/или не включает некоторые из веществ, выбрасываемых вашим предприятием, особенно если их приземные концентрации достаточно высокие или вещества специфичны для вашего производства;
  • в представленных Росгидрометом данных уже учтен выброс от вашего предприятия и по этой причине вам необходимо исключить вклад вашего предприятия в фоновые концентрации. Подобное замечание появляется очень редко вследствие полной незаинтересованности в этом экспертов. Скорее, об этом нужно помнить самому разработчику документации и экологической службе предприятия, чтобы не учесть выбросы от производства дважды и не получить в результате превышение норм ПДК;
  • срок действия представленной справки Росгидромета закончился. К данному вопросу нужно отнестись внимательно. Согласно РД 52.04.186-89 «Руководство по контролю загрязнения атмосферы» обязательная корректировка расчетных значений фоновых концентраций проводится раз в 5 лет. Отметим, что в регионе профессиональной деятельности автора все эксперты уверены, что фоновая справка действует не больше 3 лет. Более того, в последнее время Росгидромет выдает справки с пометкой о сроке действия в течение года или двух лет, что в соответствии с упомянутым РД означает, что через этот промежуток времени фон будет пересчитан. Также можно привести пример «экстремального» случая, когда предприятию в октябре была выдана справка со сроком действия до конца текущего года, т.е. на 3 месяца. Главным в этой ситуации было успеть согласовать проект ПДВ за такой небольшой срок.

Мы привели перечень некоторых возможных проблем, которые могут возникнуть в ходе проведения экспертизы проекта ПДВ. Похожие проблемы могут иметь место и при получении предприятием положительного санитарно-эпидемиологического заключения на проект ПДВ на основании экспертного заключения в Роспотребнадзоре. Уточним, что в разных регионах ситуация различается. Например, в регионе профессиональной деятельности автора экспертизу проводит ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии», а Роспотребнадзор на основе экспертизы без вопросов выдает положительное заключение, так сказать автоматически. Однако в других регионах Роспотребнадзор вполне может выдвинуть свои замечания и забраковать экспертное заключение.

ПРОЦЕДУРА СОГЛАСОВАНИЯ ПРОЕКТА ПДВ В ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНАХ РОСПРИРОДНАДЗОРА

Получив положительное санитарно-эпидемиологическое и экспертное заключения, вы должны направить проект ПДВ на согласование в местный орган Росприроднадзора , где инспектор будет рассматривать проект уже с несколько иных позиций. Сразу оговоримся, что конкретные пункты, по которым идет рассмотрение проекта, нигде официально не установлены, однако, исходя из практики, автор может предложить общие критерии:

  • правильность и обоснованность расчетов максимально разовых и валовых выбросов предприятий в соответствии с утвержденными методиками, нормативными актами и пособиями. Здесь тоже наблюдается целый ряд различий по разным регионам страны;

Например, в регионе профессиональной деятельности автора инспекторы считают правильными только расчеты, выполненные по методикам, входящим в перечень утвержденных ОАО «НИИ Атмосфера» на текущий год, тогда как в иных регионах вышеупомянутое учреждение подобной властью не обладает — критериями выбора правильной методики здесь являются только здравый смысл инспектора и его пожелания. Другой пример — использование в расчетах рекомендаций из Методического пособия 2012: если в одних регионах данное пособие является настольной книгой разработчика и инспектора, то в других рекомендации пособия считаются только рекомендациями и при желании могут быть оспорены.

  • правильность проведения инвентаризации источников выбросов . Несмотря на то что официально за инвентаризацию несет ответственность руководитель предприятия и раздел инвентаризации ни с кем больше не согласовывается, инспектор может предъявить целый ряд замечаний по поводу стилизации источников выбросов, соответствия проведенных натурных замеров установленным требованиям (при их наличии) и т.п.;
  • достоверность информации о газоочистных установках, наличие всей необходимой документации на данные установки, их соответствие экологическим нормам и требованиям . Одно из популярных замечаний — отсутствие у предприятия разработанного и утвержденного Росприроднадзором паспорта на газоочистное оборудование;
  • соответствие проекта ПДВ требованиям Рекомендаций по оформлению и содержанию проекта нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу (ПДВ) для предприятия, утвержденных Госкомгидрометом СССР 28.08.1987 (далее — Рекомендации-1987). Данные рекомендации являются на сегодняшний единственным документом, обладающим статусом нормативно-правового акта в части разработки и оформления проекта ПДВ. Хотя многие разработчики и эксперты опираются в этом вопросе на Методическое пособие 2012, данный документ не станет вашим аргументом в случае спорных вопросов в оформлении проекта ПДВ.

КСТАТИ

Автор уже сталкивалась с официальными замечаниями следующего содержания: «Проект ПДВ оформлен по устаревшим рекомендациям Методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (СПб.: ОАО «НИИ Атмосфера», 2005), тогда как уже издано Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (СПб.: ОАО «НИИ Атмосфера», 2012)». Таким образом, о Рекомендациях-1987 даже речи не идет.

ПРОЦЕДУРА ПОЛУЧЕНИЯ РАЗРЕШЕНИЯ НА ВЫБРОСЫ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ В АТМОСФЕРНЫЙ ВОЗДУХ

Разрешение на выбросы предприятие может получить в Росприроднадзоре, если оно входит в список объектов федерального экологического контроля , либо в местном органе исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Во втором случае сотрудники местного комитета или министерства могут выдвинуть свои замечания к проекту ПДВ, который подается им для получения организацией разрешения на выбросы. Основная проблема состоит в том, что регламенты работы таких организаций разрабатываются на местном уровне, поэтому при получении разрешения на выбросы вы можете получить неожиданные для вас замечания, иногда даже противоречащие требованиям законодательства. Если в ответ на замечания Роспотребнадзора и Росприроднадзора в судебном разбирательстве можно апеллировать к требованиям нормативных актов, то опровергнуть замечания местных экспертов, как правило, очень сложно.

Например, в регионе профессиональной деятельности автора местный комитет вообще не имеет регламента работы (не успели разработать и согласовать), что не мешает сотрудникам данной организации предъявлять к попадающим к ним в руки проектам ПДВ самые абсурдные требования.

Подчеркнем при этом, что ни в одном нормативном акте не прописано, что при выдаче разрешения на выбросы местные органы исполнительной власти в области охраны окружающей среды имеют право проводить какую-либо экспертизу представленной документации. Но если замечания выдвигаются, предприятия вынуждены эти требования исполнять, иначе последний шаг в разработке нормативов ПДВ — получение разрешения на выбросы — так и не будет сделан.

Об установлении СЗЗ см.: Бабина Ю.В. Установление и соблюдение режимов санитарно-защитных зон промышленных предприятий и других производственных объектов // Справочник эколога. 2013. № 3. С. 69–79.

О проведении расчета рассеивания в УПРЗА см.: Ламихова М. Расчет загрязнения атмосферного воздуха в специализированных программах // Справочник эколога. 2013. № 12. С. 85–98.

О процедуре сокращения СЗЗ см.: Леонов А. Сокращение санитарно-защитной зоны // Справочник эколога. 2013. № 9. С. 43–51.

О проблемах при согласовании проекта ПДВ см.:

– Черемохина Е. Отказ в согласовании проекта ПДВ // Справочник эколога. 2013. № 6. С. 53–54;

– Черемохина Е. Утверждение проекта ПДВ // Справочник эколога. 2013. № 8. С. 37–38.

Об эксплуатации газоочистных установок в соответствии с требованиями законодательства см.: Лаврухина О.Н. Эксплуатация установок очистки газа // Справочник эколога. 2013. № 8. С. 20–26.

Об объектах федерального экологического контроля см.: Черемохина Е. Объекты федерального государственного экологического контроля // Справочник эколога. 2013. № 6. С. 50–51.

Как происходит разработка проекта ПДВ инженером-экологом

Проект ПДВ разработать под силу как инженеру-экологу, так и ответственному за экологию сотруднику в компании. Достаточно хорошо разобраться в вопросе. Прежде чем приступить к работе, в расчетах и описании деятельности следует опираться на ряд входящей информации. Разработка проектов нормативов выбросов ПДВ начинается со сбора исходных данных. После перед экологом должны лежать следующие документы:

  1. Общая информация о предприятии.
  2. Отчет об инвентаризации выбросов предприятия.
  3. Протоколы результатов измерений выбросов загрязняющих веществ в атмосферу лабораторией.
  4. Справка о климатических характеристиках района из Центра гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
  5. Справка о координатах привязки предприятия из «ЦЛАТИ».
  6. Ситуационный план масштабом 1:2000, выданный Комитетом по градостроительству и архитектуре (на плане (карте-схеме) нанесено предприятие и расположенные рядом объекты).

Поэтапная разработка проекта ПДВ

Первый этап: Проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Второй этап: Систематизация общих сведений о предприятии. Третий этап: Определение перечня выбросов загрязняющих веществ, выбрасываемых источниками предприятия в атмосферу.
Разработка ПДВ начинается с выезда инженера-эколога на объект для проведения инвентаризации источников выбросов. На месте он забирает подготовленный ответственным за охрану ОС на предприятии пакет общих сведений об организации.
Далее ему следует воспользоваться рекомендацией по оформлению и содержанию проекта ПДВ, которая была утверждена Госкомгидрометом СССР еще в 1989 году.
Разработка проекта ПДВ происходит поэтапно, следуя описанной структуре содержания тома из «Рекомендаций по оформлению». Разделы «Сведения об организации-исполнителе», «Аннотация», «Основные термины», «Введение», «Общие сведения о предприятии» являются описательной частью проекта, в которой систематизируется предварительно собранный материал.

Рис. Содержание проекта ПДВ

Рассмотрим подробнее некоторые разделы.
Введение (раздел I)
Во введении еще раз перечисляются организации, с чьей помощью выполнен расчет ПДВ. Указывается весь перечень действующих руководящих экологических документов, на основании которых были выполнены расчеты.
Общие сведения о предприятии (раздел II)
Приводится полное и сокращенное название природопользователя; форма собственности недвижимости; основной вид деятельности; режим работы; перечисляются соседствующие с предприятием компании; расстояние до ближайшей жилой застройки; определяется согласно СанПиНу класс опасности предприятия и ориентировочный размер СЗЗ.
На этом же этапе эколог нумерует и наносит на ситуационный план источники выбросов загрязняющих веществ, которые приведены в отчете об инвентаризации вместе с границей ориентировочной санитарно-защитной зоны.

Рис.Ситуационный план с нанесением ориентировочной СЗЗ предприятия, источников выбросов и расчетных точек

Четвертый этап. Изучение деятельности предприятия с точки зрения выбросов в атмосферу

Характеристика предприятия как источника загрязнения атмосферы (раздел III)
Инженер берет материал из отчета об инвентаризации о перечне зданий и сооружений организации; перечисляет основные производственные процессы, при которых происходят выделения загрязняющих веществ.
В отдельном подразделе подробно описывается технологический процесс и перечисляются загрязняющие вещества. Наименования загрязняющих веществ из каждого источника выделения проектировщик берет либо из протокола лабораторного анализа либо из расчетов в специализированной программе.
Перечисляются все выявленные источники выбросов, для каждого источника называются способы определения объема выбросов загрязняющих веществ (инструментальный через лабораторию или расчетный с использованием программы).
В еще одном подразделе приводится описание установки очистки газа (при наличии ее на предприятии).
Далее инженер заполняет таблицу “Перечень загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу”. Для этого используются данные из документа “Перечень и коды веществ, загрязняющих атмосферный воздух (2008 год)”. Таблица состоит из семи столбцов, ее шаблон опять же берется из “Рекомендаций по оформлению…”.
Далее в еще одном подразделе раздела «Характеристика предприятия как источника загрязнения атмосферы» эколог рассказывает о перспективе развития предприятия на ближайшие 5,10,15, 20 лет. Для этого он интересуется планируемой реконструкцией и модернизацией производственного процесса у руководителя предприятия; расширении или наоборот сокращении производства. Указываются сроки наступления этих изменений.
Отдельно в разделе «Приложения» вкладывается копия документа, полученного от предприятия, где описываются планируемые изменения. Информация необходима, потому как наверняка нововведения повлекут за собой изменения, относящиеся к источникам выбросов, а значит, повлекут перемены в объеме выбросов загрязняющих веществ. Понадобится новая разработка нормативов ПДВ. Их нужно учесть в предложении нормативов, которые обычно приводятся на пять ближайших лет.
В подразделе “Характеристика аварийных и залповых выбросов” кратко описываются условия, при которых возможны такого рода выбросы. Если они возможны, создается и заполняется таблица “Перечень источников залповых выбросов” (шаблон приведен в “Рекомендациях по оформлению…”). Доказывается информация о наличии или отсутствии залповых выбросов документом “Общая информация о предприятии”, где помимо прочих сведений о предприятии приводится технологический процесс производства продукции. Документ должен быть подписан ответственным на предприятии лицом.
Теперь все данные о выбросах сводятся в единую таблицу.
Расчет ПДВ в программах основан на формулах, которые разработаны и представлены в методических указаниях. Чтобы любой расчет сотрудники проверяющих госорганов могли проверить, в отдельном подразделе обязательно описывается методика расчетов. Таблица заполняется на основании материала из отчета об инвентаризации, объемы выбросов — из программных расчетов и протоколов результатов измерений выбросов. Об этом говорится в подразделе «Обоснование полноты и достоверности исходных данных, принятых для расчета ПДВ».

Пятый этап: Произведение расчета рассеивания загрязняющих веществ в приземной слое атмосферы. Шестой этап: Проведения анализа расчета рассеивания и предоставление выводов на основании анализа

Проведение расчетов и определение предложений нормативов ПДВ (раздел IV)
Наступает время перейти к написанию четвертого раздела тома – «Проведение расчетов и определение предложений нормативов ПДВ». Расчет рассеивания загрязняющих веществ выполняется, чтобы:

  • определить наибольшие концентрации загрязняющих веществ в расчетных точках на границе промышленной площадки предприятия и на границе ориентировочной СЗЗ;
  • определить вклады каждого из источников в максимальную приземную концентрацию веществ, содержащихся в выбросах предприятия.

Расчетные точки наносятся на карты рассеивания, которые задаются перед непосредственным расчетом. Расчет производится на тот период времени года, когда происходит наибольший объем рассеивания загрязняющих веществ.
Для расчета рассеивания загрязняющих веществ в слое атмосферы эколог будет применять программу «УПРЗА-Эколог» (НПО «Интеграл»). Если в ходе инвентаризации выявлены источники выбросов, объемы которых можно рассчитать без лабораторных замеров, эколог применит специальную программу (например, «АТП-Эколог», «Котельные» и пр.).
В результате расчетов у эколога получается таблица и график рассеивания (см. рис.). В таблице для каждого загрязняющего вещества расписаны максимальные расчетные концентрации в долях ПДВ и в мг/м в кубе на границах производственной зоны и отдельно на границах ориентировочной санитарно-защитной зоны. Рядом для ориентира значения ПДВ, ОБУВ, ПДВ с/с, чтобы можно было сравнить фактические значения концентрации с нормативными. В этой же таблице расписаны источники выбросов, вносящий максимальный вклад в долю выбросов.

Рис. График рассеивания оксида железа от работы предприятия

На основании табличных данных проводится анализ результатов расчетов рассеивания с учетом фона. Положительным выводом должно быть то, что “уровень приземных концентраций на границе ориентировочной СЗЗ не превышает 0,1ПДК по всем ингредиентам”. Выводы описываются в подразделе “Анализ результатов расчетов рассеивания с учетом фона”.
Анализ дает право проектировщику написать в подразделе “Предложения по нормативам ПДВ” о том, что “на всех источниках по всем загрязняющим веществам предлагается установить норматив предельно допустимых выбросов (ПДВ) на уровне фактических выбросов с ”.

Седьмой этап. Оформление предложенных нормативов загрязняющих веществ в атмосферу

После оформляется таблица с ранее рассчитанными фактическими объемами выбросов предприятия на следующие пять лет (значения выбросов на все пять лет одинаковые для всех веществ, если в ближайшие пять лет не предусмотрена реорганизация производственной деятельности).

Рис. Таблица параметров выбросов ЗВ

Следующим шагом инженер-эколог проверят каждое загрязняющее вещество на “обязательность к нормированию”. Если какого-то вещества нет в “Перечне…”, то для него считается экологический норматив качества атмосферного воздуха (С) по существующей для этого формуле. В итоге таблица заполняется загрязняющими веществами, которые подлежат и не подлежат нормированию.
Мероприятия по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу
Когда на этапе расчета рассеивания загрязняющих веществ инженер-эколог обнаруживает превышение уровня опасных концентраций, ему необходимо предложить мероприятия по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.
В случае, когда превышения концентраций загрязняющих веществ не выявлено, то никаких мероприятий не требуется. Об этом следует написать в подразделе.
Мероприятия по регулированию выбросов в периоды НМУ (раздел V)
По степени воздействия выбросов на атмосферный воздух хозяйствующие субъекты подразделяются на I, II, III, IV категории в зависимости от вклада их выбросов в формируемые в уровни концентраций загрязняющих веществ.
К какой категории воздействия относится предприятие, инженер определяет в программе «УПРЗА-Эколог». Программный расчет основан на автоматическом определении параметров (k, g).
Определив категорию, в проекте описывается, какие нужно применить регулирующие мероприятия в периоды НМУ (неблагоприятных метеорологических условий), приводящих к возникновению высокого уровня загрязнения атмосферы. Мероприятия нужны, чтобы с учетом прогноза НМУ предотвратить рост концентраций примесей в воздухе.
В зависимости от состояния атмосферы создаются разные условия рассеивания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе города. Контролирующие органы рассылают предупреждения о грядущем наступлении одной из трех существующих степеней состояния атмосферы в период НМУ. Это означает для предприятий, что в момент наступления неблагоприятных условий, они должны перевести свой производственный процесс на один из трех режимов работы.

Это либо снижение производительности, либо сокращение работы установок и технологических линий, либо приостановка работы. Если предприятие относится к четвертой категории воздействия выбросов на окружающую среду, то подобных предупреждений оно не получает.

Восьмой этап. Разработка плана-графика контроля по соблюдению нормативов ПДВ

Контроль за соблюдением нормативов ПДВ на предприятии (раздел VI)
С целью рациональной организации работ по контролю соблюдения нормативов выбросов в этом разделе проекта рассчитываются категории выброса определенного вещества из конкретного источника. На основании “Рекомендаций по основным вопросам воздухоохранной деятельности” и результатов расчета рассеивания загрязняющих веществ, выполненной в программе “Эколог”, рассчитываются два параметра (Ф и Q) для каждого загрязняющего вещества, которые подлежит нормированию. По значениям и условиям рассчитанных параметров эколог определяет, к какой категории относятся вещества.
Значит, становится ясно, с какой периодичностью на предприятии необходимо будет замерять каждые из веществ. Полученные данные заносят в отдельную таблицу.
Результатом раздела является «План-график контроля нормативов выбросов на источниках выброса». Этот документ должен будет заверить директор организации и организовывать контроль нормативов выбросов с той периодичностью, которая указана для каждого источника.
В XVII разделе проекта инженер-эколог приводит все литературные источники, использованные в работе. Как правило, для разработки ПДВ в список войдет порядка 20 наименований литературы.
В последний XVIII раздел «Приложения» эколог прикладывает все исходные данные предприятия, которыми он пользовался в процессе разработки тома.

Рис. Разработка проектов нормативов ПДВ окончена. Время согласовывать

Оформив проект, инженер направляет его на утверждение директору предприятия. После документу предстоит пройти несколько стадий согласования. Результатом будут утвержденные Росприроднадзором и разработанные экологом нормативы выбросов для предприятия и разрешение на выброс ЗВ в атмосферный воздух на период до пяти лет включительно.
Наша компания оказывает услуги по разработке проектов ПДВ. Обращайтесь.

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *