Проект рекультивации земель

Рекультивация земель лесного фонда

Рекультивация земель лесного фонда

Когда речь идет о рекультивации земель лесного фонда, важно понимать, что существует несколько трактований этого понятия:

Виды рекультивации земель лесного фонда

  • Человеческое вмешательство в природу заходит очень далеко, и порой неконтролируемые действия несут крайне негативные для природы последствия.

К примеру, безответственная вырубка лесов и дальнейшее использование земель не по назначению может нанести природе серьезный ущерб. Поэтому существует понятие рекультивации земель, которые в дальнейшем будут использоваться в качестве почвы для выращивания леса.

К примеру, самая удачная схема вырубки леса для нужд человека – это высадка молодых саженцев на ту территорию, где деревья были вырублены. Таким образом, к моменту, когда к данному участку вернутся, на нем уже будет произрастать взрослые деревья

  • Восстановление земель, плодородный слой которых был нарушен вследствие действий человека. В данном случае речь идет о поддержании дикой природы и сохранение ее в первозданном виде.

Высадка растений

Высадка новых деревьев предполагает несколько этапов:

  • Подготовка почвы человеком, то есть внесение удобрений, рыхление с помощью техники.
  • Поскольку процесс роста леса медленный и занимает много лет, то специалисты советуют один год отдать на выращивание сидератов, которые станут отличным предшественником перед высадкой саженцев.
  • Регулярное внесение удобрений позволит здоровые насаждения.

К сожалению, на данный момент методы, которые используют специалисты, отличаются медленной отдачей. Результаты можно увидеть лишь через несколько лет. Поэтому усилия ученых направлены на то, чтобы улучшить способность человека восстанавливать земли.

Рекультивация – процедура, которая борется с последствиями негативного влияния, однако основные силы брошены на то, чтобы человек продумывал каждый свой шаг и не приводил своими действиями к пагубным последствиям.

Блог

Информация из ПСС «Техэксперт: Экология»

Вопрос

Согласно п.10 Правил рекультивации и консервации земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 г. N 800, «проект рекультивации земель подготавливается в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, если такие строительство, реконструкция приведут к деградации земель и (или) снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения, или в виде отдельного документа в иных случаях».

Правильно ли я понимаю, что проект рекультивации разрабатывается в составе ПД только в том случае, если категория земель сельскохозяйственного назначения. Если земли лесного фонда или населенного пункта и др., то проект рекультивации не требуется для прохождении госудраственой (негос.) экспертизы проектной документации?

Ответ

Да, проект рекультивации земель включается в состав проектной документации в том случае, если деятельность будет осуществляться на землях сельскохозяйственного назначения.

Для земель лесного фонда проект рекультивации необходим в случае осуществления деятельности по использованию недр. Проект рекультивации включается в состав проекта освоение лесов, подлежащего государственной или муниципальной экспертизе.

Обоснование

Раздел 8 «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» должен содержать перечень мероприятий по предотвращению и (или) снижению возможного негативного воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду и рациональному использованию природных ресурсов на период строительства и эксплуатации объекта капитального строительства, включающий мероприятия по охране и рациональному использованию земельных ресурсов и почвенного покрова, в том числе мероприятия по рекультивации нарушенных или загрязненных земельных участков и почвенного покрова (п.п «б» п.25 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного Постановление Правительства РФ от 16.02.2008 г. N 87).

Проект рекультивации земель подготавливается в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, если такие строительство, реконструкция приведут к деградации земель и (или) снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения, или в виде отдельного документа в иных случаях (п.10 Правил проведении рекультивации и консервации земель, утвержденных Постановление Правительства РФ от 10.07.2018 г. N 800).

Рассмотрим требования о наличии проекта рекультивации для земель лесного фонда.

Лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со ст.12 Лесного кодекса Российской Федерации (далее — ЛК РФ) (ст.88 ЛК РФ).

Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки утвержден Приказом Рослесхоза от 29 февраля 2012 года N 69.

Проект освоения лесов содержит в своем составе сведения о рекультивации нарушенных при выполнении работ по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых земель (к сведениям прикладывается проект рекультивации земель, разработанный в соответствии с лицензией на пользование недрами).

В силу статьи 89 Лесного кодекса Российской Федерации проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Таким образом, сведения о рекультивации лесных участков должны содержаться в проекте освоения лесов, при выполнении работ с недрами, подлежащему государственной или муниципальной экспертизе.

Можно сделать вывод, что проект рекультивации земель в составе проектной документации, необходим при осуществлении деятельности на землях сельскохозяйственного назначения.

Проект рекультивации (консервации) земель

Экологическое проектирование — это одно из приоритетных направлений компании «ГеоТехноген-Проект».

Последние работы по данному направлению:

Раздел рекультивации в технических проектах на разработку месторождений:

  1. Проектная документация «Проект опытно-промышленной разработки Шиловского месторождения рудного золота в Горноуральском городском округе Свердловской области. ООО «Среднеуральское поисковое бюро» 2018 г.
  2. Технический проект разработки Каурчак-Андобинского месторождения россыпного золота в Турочакском районе республики Алтай. ООО «НК Каурчак». 2018 г.
  3. Корректировка технического проекта Разработка Сурского месторождения цементного сырья, расположенного в Никольском районе Пензенской области, в части изменения порядка отработки поля карьера Павловского участка месторождения. ООО «Азия Цемент. 2018 г.
  4. Технический проект Разработка и рекультивация Шадринского месторождения трепелов в Шадринском районе Курганской области. ООО «Бентонит Кургана». 2018 г.
  5. Технический проект для разработки полезных ископаемых (плитняк) участка Каменная горка на территории Режевского городского округа Свердловской области. ООО «Горнодобывающая Компания», 2018 г.

  • Общие положения
  • Цель разработки проекта
  • Исходные данные, необходимые для разработки проекта
  • Согласование
  • Стоимость работ
  • Ответственность за отсутствие проекта

Общие положения

В результате процессов отработки месторождения ПИ, обустройства и строительства линейных объектов, хранения и размещения бытовых, промышленных и иных отходов происходят нарушение почвенного горизонта и деградация земельных угодий. Для восстановления нарушенной территории проводят ее рекультивацию и/или консервацию. Недропользователь может столкнуться с необходимостью проектирования и проведения рекультивации на любом из этапов пользования недрами: проектирования, эксплуатации или ликвидации предприятия. Тогда встают следующие вопросы:

1 – Как обеспечить проведение наименее экономически затратной рекультивации?

2 – Как уложиться в лицензионные сроки?

3 – Как согласовывать намечаемую рекультивацию?

С этими проблемами сталкиваются многие недропользователи. Компания ООО «ГеоТехноген-Проект» может помочь в разрешении этих вопросов, т.к. знает:

· Какое направление рекультивации будет наиболее эффективным в социальном, экологическом и экономическом плане для конкретно Ваших условий недропользования.

· Как снизить сроки и затраты на проведение рекультивационных работ.

· Что Вам необходимо учесть при предварительном проектировании (перед началом ведения работ на участке недр; в рамках технических проектов разработки меторождения и др.) и последующем проектировании (основном; в рамках самостоятельного проекта) рекультивации.

Как организовать проведение рекультивации и возврат нарушенных площадей в оборот земель.

Цель разработки проекта

Постановление Правительства РФ от 10.07.2018г. № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель определяет:

Рекультивация земель — мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почвы, восстановления плодородного слоя почвы и создания защитных лесных насаждений.

Консервация земель — мероприятия по уменьшению степени деградации земель, предотвращению их дальнейшей деградации и (или) негативного воздействия нарушенных земель на окружающую среду, осуществляемые при прекращении использования нарушенных земель;

Исходные данные, необходимые для разработки проекта

      1. Лицензия на недропользование.
      2. Протокол государственной экспертизы запасов полезных ископаемых (Протокол ГКЗ или ТКЗ).
      3. Топографический план лицензионного участка.
      4. Отчет о проведенных на участке геологоразведочных работах (с подсчетом запасов, графические приложения).
      5. Перечень оборудования.
      6. Договор аренды земельного участка.
      7. Результаты инженерных изысканий (при наличии).
      8. Справка (сведения) по климатологии.
      9. Письмо (справка) о наличии/отсутствии в зоне влияния объекта особо охраняемых природных территорий.
      10. Письмо (сведения) о характеристике фонового загрязнения атмосферы (справка о фоновых концентрациях загрязняющих веществ в атмосферном воздухе).
      11. Другая информация, предоставляемая в процессе проектных работ.
      12. Техническое задание (посмотреть Техническое задание формат PDF).

Скачать Перечень исходных данных для разработки технического проекта (формат pdf)

Содержание проекта

— Сбор Исходных данных:

· описание технологических процессов, в результате которых образуются нарушенные/деградированные земли;

· правоустанавливающий документ на земельный участок;

· кадастровый паспорт или выписка из Единого государственного реестра недвижимости;

· ТУ на рекультивацию; сведения о целевом использовании земель;

· сведения о территориях с особым условием использования;

· результаты инженерно-геологических изысканий с результатами обследования земель, включая почвенные и иные полевые обследования, лабораторные исследования, в том числе физические, химические и биологические показатели состояния почв.

— Разработка проекта Рекультивации/Консервации земель с учетом требований в области охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологических требований, требований технических регламентов, а также региональных природно-климатических условий и местоположения земельного участка.

3. Порядок согласования (срок не более чем 20 рабочих дней):

I. С собственником земельного участка, находящегося в частной собственности;

II. С арендатором земельного участка, землевладельцем, землепользователем;

III. С исполнительным органом государственной власти и органом местного самоуправления, уполномоченным на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков (при использовании земельных участков на условиях сервитута, публичного сервитута, а также при использовании земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов)

4. Порядок утверждения (срок не более чем 30 календарных дней):

I. В случаях, установленных федеральными законами (рекультивация объектов размещения отходов I-V классов опасности), проект рекультивации земель до его утверждения подлежит государственной экологической экспертизе;

II. Правообладатели земельных участков;

III. Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, уполномоченные на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков;

IV. Уведомление об утверждении с приложением утвержденного проекта в следующие органы исполнительной власти:

а) Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору — в случае проведения рекультивации, консервации в отношении земель сельскохозяйственного назначения;

б) Федеральная служба по надзору в сфере природопользования – в иных случаях.

V. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, в срок не позднее чем 10 календарных дней со дня утверждения проекта консервации в отношении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, принимают решение об их консервации.

5. Сроки действия

Срок проведения работ по рекультивации земель не должен составлять более 15 лет.

Срок проведения работ по консервации земель не должен составлять более 25 лет.

Стоимость работ

Стоимость разработки проектной документации рассчитывается для каждого предприятия индивидуально. Основным нормативным документом по расчету стоимости работ является Справочник базовых цен на проектные работы для строительства. Объекты горнорудной промышленности. 2004 г. Стоимость проектных работ по указанному справочнику для условий своего предприятия Вы можете посчитать сами. Стоимость работ, рассчитанная по данному справочнику, зачастую отличается от тех возможностей, которые есть у предприятий, поэтому наша компания учитывает финансовые возможности предприятий.

Пример расчета стоимости разработки технического проекта

Карьер по добыче нерудного сырья (экскаваторный способ добычи, без буровзрывных работ). Проектная производительность составляет 1000 тыс. т / год, средний коэффициент вскрыши 2 м3/т, остальные условия приняты стандартными, чтобы не вводить дополнительные коэффициенты.

Формула расчета

Ц=(А+В*(0,4*Хмакс + 0,6*Хзад))*Кв*Кст*Ктек

Ц=(1,57+0,00041*(0,4*2000 + 0,6*1000)*0,7*3,84 = 5,7 млн. руб.

Показатели для расчета цены:

«А» и «В» — Постоянные величины базовой цены разработки проектной документации, млн. руб. в зависимости от производительности предприятия. Кст= 0,7 – коэффициент для разработки проектной документации. Кв = 1 – коэффициент, учитывающий средний коэффициент вскрыши. Ктек = 3,84 – индекс изменения сметной стоимости проектных работ для строительства к справочникам базовых цен на проектные работы к уровню цен по состоянию на 01.01.2001 на 1 квартал 2018 г.

Расчет по справочнику базовых цен, конечно, выгоден для проектной организации, но мы, понимая сложнейшую экономическую обстановку в стране, производим расчет из тех реальных затрат, которые понесем, мы учитываем зарплату специалистов и АУП, командировочные расходы, если они необходимы, накладные расходы и пр. При данном подходе стоимость разработки проектной документации снижается на 90 %.

Для примера, приведенного выше, мы выполним работы всего за 570 000 рублей, а не за 5 700 000 рублей. Разница ощутима. Срок разработки от 2 (двух) месяцев.

Ориентировочная стоимость и сроки разработки технических проектов:

Карьеры по добыче песчано-гравийной смеси от 570 000 рублей и от 2 (двух) месяцев.

Карьеры по добыче торфа от 570 000 рублей и от 2 (двух) месяцев.

Карьеры по добыче скальных грунтов для производства щебня от 570 000 рублейи от 2 (двух) месяцев.

Карьеры по добыче рудных полезных ископаемых от 770 000 рублей и от 2 (двух) месяцев.

Стоимость и сроки работ могут изменяться в зависимости от уникальности объекта проектирования.

Ответственность за отсутствие проектной документации

Какая ответственность предусмотрена за невыполнение рекультивации?

За невыполнение рекультивации земель (ее выполнение не вовремя) предусмотрена административная ответственность в следующих случаях (ч. 1 ст. 8.7 КоАП РФ):

• при осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ (в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных целей);

• при разработке месторождений полезных ископаемых (включая общераспространенные);

• после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры.

Штраф за невыполнение рекультивации земель в этих случаях, а также за ее несвоевременное выполнение составляет для организаций от 400 000 до 700 000 руб. (ч. 1 ст. 8.7 КоАП РФ).

Остались вопросы? Сэкономьте свое время, просто свяжитесь с нами и получите ответы на свои вопросы от профессионалов в горном деле. Мы знаем, мы умеем, мы делаем!

С нами можно связаться:
— по телефону 8-902-409-49-90, 8 (343) 290-49-90
— по E-mail Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
— или оставить заявку на сайте и мы сами Вам перезвоним.

Согласование и утверждение проекта рекультивации

Довольно часто первым вопросом наших клиентов является вопрос о согласовании проекта. На этот вопрос есть вполне однозначный ответ: «Проект рекультивации нарушенных земель до его утверждения подлежит согласованию собственником земельного участка, арендатором земельного участка, землевладельцем, землепользователем». В случае если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, проект согласовывается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления соответственно. Данное требование содержится в п.15 Постановления Правительства РФ от 10.07.2018 № 800.
Из этого правила существуют исключения. Данный порядок не применяется к проектам рекультивации в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства и проектам рекультивации, подлежащим государственной экологической экспертизе.
Для определения порядка действий по разработке, согласованию и утверждению проекта рекультивации необходимо определить всех субъектов, имеющих отношение к данному земельному участку. В первую очередь мы выясняем какое отношение к участку имеет заказчик проекта. Тут возможны варианты. Это либо хозяйствующий субъект, нарушивший участок, либо арендатор, либо землепользователь, либо землевладелец. Соответственно данные статусы могут пересекаться. Ниже рассмотрим основные варианты.

1. Согласование проекта рекультивации с органом государственной власти или органом местного самоуправления
Это наиболее часто встречающийся вариант согласования. Если Вы заказываете проект рекультивации земельного участка, принадлежащего государству, необходимо его согласование с исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления.
Процедура позволяет подать проект не только в бумажном виде, но и в электронном посредством интернета. К проекту необходимо приложить заявление в произвольной форме. Эксперты проверяют достаточность и обоснованность предусмотренных проектом мероприятий для достижения требованиям. Однозначных критериев для оценки проектных решений в документе не приводится, поэтому мы рассмотрим этот вопрос в следующих статьях.
Срок рассмотрения проекта 20 рабочих дней. По истечении срока согласующий орган обязан направить заявителю уведомление о согласовании или отказе от согласования проекта.
В документе также приведён закрытый перечень причин для отказа в согласовании:
а) мероприятия, предусмотренные проектом рекультивации, не обеспечат соответствие качеств земель требованиям, предусмотренным пунктом 5 настоящих Правил;
б) мероприятия, предусмотренные проектом консервации земель, не обеспечат достижение целей уменьшения степени деградации земель, предотвращения их дальнейшей деградации и (или) негативного воздействия нарушенных земель на окружающую среду;
в) представлен проект консервации земель в отношении земель, обеспечение соответствия качества которых требованиям, предусмотренным пунктом 5 настоящих Правил, возможно путем рекультивации таких земель в течение 15 лет;
г) площадь рекультивируемых, консервируемых земель и земельных участков, предусмотренная проектом рекультивации земель, проектом консервации земель, не соответствует площади земель и земельных участков, в отношении которых требуется проведение рекультивации, консервации;
д) раздел «Пояснительная записка» проекта рекультивации земель, проекта консервации земель содержит недостоверные сведения о рекультивируемых, консервируемых землях и земельных участках;
е) несогласие с целевым назначением и разрешенным использованием земель после их рекультивации, если такие целевое назначение и разрешенное использование не соответствуют целевому назначению и разрешенному использованию, установленным до проведения рекультивации.

В случае отказа в согласовании в соответствующем уведомлении должны указываться все основания для отказа. После устранения причин отказа проект рекультивации земель, проект консервации земель представляются на повторное согласование в срок не позднее чем 3 месяца со дня поступления заявителю уведомления об отказе в согласовании.

2. Согласование проекта рекультивации собственником земельного участка
В случае, если земельный участок принадлежит частному лицу, но не заказчику, проект должен быть согласован с владельцем земельного участка. В этом случае предусмотрена аналогичная предыдущей процедура согласования.
Понятно, что в этом случае решение о согласовании или отклонении согласования принимается в частном порядке и зависит в первую очередь от взаимоотношений хозяйствующих субъектов. В нашей практике мы сталкивались с различными ситуациями. Если при согласовании в госорганах отказ в положительном решении преодолевался, как правило, административными методами, то в разногласиях между частными лицами на первый план выходит денежная компенсация ущерба.

3. Государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ) проектов рекультивации нарушенных земель
В этом случае мы руководствуемся Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе». В статьях 11 и 12 указаны объекты государственной экологической экспертизы. В данном перечне проекты рекультивации отсутствуют.
В то же время объектами государственной экологической экспертизы являются:
1. Проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий.
2. Проектная документация объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I — V классов опасности, в том числе проектная документация на строительство, реконструкцию объектов, используемых для обезвреживания и (или) размещения отходов I — V классов опасности, а также проекты вывода из эксплуатации указанных объектов, проекты рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов I — V классов опасности, и земель, используемых, но не предназначенных для размещения отходов I — V классов опасности.
3. Проект ликвидации горных выработок с использованием отходов производства черных металлов IV и V классов опасности.

Таким образом, если проект рекультивации разрабатывается для участков на которых размещаются или обезвреживаются отходы, а также если этот участок находится на территории ООПТ, в этом случает необходимо получать положительное заключение ГЭЭ.

4. Государственная экспертиза (ГЭ) проектов рекультивации нарушенных земель
Объектами ГЭ считаются проекты объектов, используемых для обезвреживания и (или) захоронения отходов I — V классов опасности. Данный пункт содержится в подпункте 5.1) пункта 1. Статьи 6 Градостроительного кодекса РФ. Полностью этот подпункт звучит так:
1. К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области градостроительной деятельности относятся:
5.1) организация и проведение государственной экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, посольств, консульств и представительств Российской Федерации за рубежом, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, объектов обороны и безопасности, иных объектов, сведения о которых составляют государственную тайну, автомобильных дорог федерального значения, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения (в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта), указанных в статье 48.1 настоящего Кодекса особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов, используемых для обезвреживания и (или) захоронения отходов I — V классов опасности, иных объектов, определенных Правительством Российской Федерации, а также результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации указанных в настоящем пункте объектов.
Таким образом, проекты рекультивации земельных участков отведенных для размещения или обезвреживания любых отходов подлежат государственной экспертизе.

5. Согласование проектов рекультивации земель в Росреестре
При проведении переговоров с некоторыми клиентами они задают вопрос о необходимости согласования проектов рекультивации в Росреестре. Сразу скажу, что в моей практике такой необходимости ни разу не возникало. Люди, задающие этот вопрос, ссылаются на письмо Министерства экономического развития РФ №Д23–4729 от 16 ноября 2011 года. Полностью это письмо приводить нецелесообразно, достаточно упомянуть что министерство ссылается на то, что в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 18 июня 2001 года № 78-ФЗ «О землеустройстве» установлено, что проекты рекультивации нарушенных земель относятся к одному из видов землеустроительной документации.
Затем автор письма ссылается на Положение о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 года N 457 (далее — Положение о Росреестре), Росреестр не наделен полномочиями по согласованию землеустроительной документации (в том числе проектов рекультивации нарушенных земель).
Несмотря на информацию из предыдущего абзаца, чиновники, видимо, решили подстраховаться и ниже делают вывод о необходимости согласования проектов рекультивации в Росреестре исходя из следующих факторов:
1. Вместе с тем пунктом 5.27 Положения о Росреестре установлено, что Росреестр осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности, если такие полномочия предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
2. В соответствии с пунктом 2 Положения о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 514, в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, землеустроительная документация в зависимости от вида подлежит согласованию с Федеральной службой земельного кадастра России (в настоящее время — Росреестр) и ее территориальными органами, органами санитарно-эпидемиологического надзора, органами охраны памятников культуры, органами, местного самоуправления.
3. При этом проект рекультивации нарушенных земель, согласованный с местными органами Минприроды России и Роскомземом (в настоящее время — Росреестр), включен и Перечень (рекомендуемый) материалов, представляемых при обращении за разрешением на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова, утвержденного приказом Минприроды России N 525, Роскомзема N 67 от 22 декабря 1995 года «Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы».

Опыт наших обращений в Росреестр по этому вопросу чаще всего оставался без ответа. Складывалось впечатление, что сотрудники данного ведомства впервые слышат о такой своей обязанности. В перечне госуслуг оказываемых Росреестром и размещенных на официальном сайте организации услуга по согласованию проектов рекультивации также отсутствует.
Тем не менее, несмотря на вышесказанное, всё не так просто. Росреестр наделён полномочиями организовывать государственную экспертизу землеустроительной документации. Как правило в составе пакета землеустроительных документов присутствует и проект рекультивации.
Данный вид экспертизу осуществляется по решению органов государственной власти, органов местного самоуправления или по инициативе заинтересованных лиц в целях обеспечения соответствия землеустроительной документации исходным данным, техническим условиям и требованиям проведения землеустройства.
Таким образом Росреестр не согласовывает проекты рекультивации, но наделён полномочиями проводить его экспертизу в рамках государственной экспертизы проектной документации.

6. Утверждение проекта рекультивации
Проект рекультивации утверждается лицом, обеспечивающим его разработку. Т.е. в общем случае проект рекультивации утверждается заказчиком такого проекта. Заказчик обязан утвердить проект в течение 30 календарных дней с даты поступления уведомления о согласовании проекта или положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Утверждённый проект рекультивации и уведомление о его утверждении необходимо направить в:
— Управление Россельхознадзора, в случае если проект разработан в отношении сельскохозяйственных земель.
— Управление Росприроднадзора, в случае если проект разработан в отношении остальных категорий земель.

ВЫВОД
Таким образом мы имеем следующие варианты согласования и утверждения проекта:
1. Проект рекультивации согласовывается владельцем земельного участка. Если земельный участок находится в государственной собственности, то обязанность по согласованию проекта рекультивации возложена на соответствующие государственные органы.
2. Если объект связан с размещением и обезвреживанием отходов, проект рекультивации подлежит государственной экологической и государственной экспертизе. То же самое касается участков, расположенных на территории особо охраняемой природной территории (ООПТ).
3. Проект рекультивации не согласовывается в Росреестре, но подлежит государственной экспертизе землеустроительной документации в составе такой документации по решению органов государственной власти, органов местного самоуправления или по инициативе заинтересованных лиц
4. Проект рекультивации утверждается лицом, обеспечивающим его разработку.
5. Несмотря на имеющиеся разъяснения, на практике встречаются ситуации, не укладывающиеся в предложенную схему. В этом случае специалисты ООО «РЕСОЙЛ» разрабатывают решение, устраивающее все заинтересованные стороны. Для определения объёмов работ и алгоритма решения проблемы обращайтесь по телефонам: +74951775436, +79220786114, по адресу: , либо оставляйте заявку на сайте: http://gostecprz.ru. Устная консультация бесплатно.

Об утверждении Требований к составу и к содержанию проектной документации лесного участка, порядка ее подготовки

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 3 февраля 2017 года N 54

Об утверждении Требований к составу и к содержанию проектной документации лесного участка, порядка ее подготовки

Министр
С.Е.Донской

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
22 июня 2017 года,
регистрационный N 47111

Требования к составу и к содержанию проектной документации лесного участка, порядок её подготовки

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом
Минприроды России
от 3 февраля 2017 года N 54

2. Подготовка проектной документации лесного участка должна осуществляться при проектировании лесных участков при предоставлении лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование.

3. Проектная документация лесного участка подготавливается в виде единого документа, состоящего из текстовой части и графической части — схемы расположения проектируемого лесного участка (рекомендуемый образец в приложении к настоящим Требованиям и порядку).

4. Текстовая часть проектной документации должна содержать следующие сведения:
наименование субъекта Российской Федерации и муниципального образования, на территории которого расположен проектируемый лесной участок;
категория земель, на которых расположен лесной участок;
наименование лесничества (лесопарка), участкового лесничества, урочища (при наличии);
целевое назначение лесов;
перечень лесных кварталов;
перечень лесотаксационных выделов, частей лесотаксационных выделов;
площадь проектируемого лесного участка;
количественные и качественные характеристики проектируемого лесного участка (распределение земель на проектируемом лесном участке, характеристика лесного участка в соответствии с таксационным описанием лесного участка, средние таксационные показатели насаждений проектируемого лесного участка, виды и объемы использования лесов на проектируемом лесном участке);
виды разрешенного использования лесов на проектируемом лесном участке;
проектируемый(-ые) вид(-ы) использования лесов лесного участка;
обременения проектируемого лесного участка;
ограничения использования лесов;
наличие зданий, сооружений, объектов, связанных с созданием лесной инфраструктуры и объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры на проектируемом лесном участке;
наличие на проектируемом лесном участке особо защитных участков лесов, особо охраняемых природных территорий, зон с особыми условиями использования территорий.

5. Характеристика проектируемого лесного участка должна составляться на основании данных государственного лесного реестра, а также натурного обследования проектируемого лесного участка (при необходимости).
В случае несоответствия натурного обследования проектируемого лесного участка данным государственного лесного реестра составляется акт несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию в соответствии с приказом Минприроды России от 11 ноября 2013 г. N 496 «Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение» (зарегистрировано в Минюсте России от 31 декабря 2013 г., регистрационный N 30979).

6. Схема расположения проектируемого лесного участка (далее — Схема) должна содержать сведения о местоположении и границах проектируемого лесного участка на территории лесничества (лесопарка).
Подготовка Схемы осуществляется с учетом данных государственного лесного реестра, картографических материалов лесоустройства и иных документов, на которых указываются местоположение и границы проектируемого лесного участка, границы лесничеств (лесопарков), участковых лесничеств, лесных кварталов, частей лесотаксационных выделов, ранее образованных лесных участков, номера лесных кварталов и лесотаксационных выделов (в зависимости от выбранного масштаба), используемый численный масштаб, а также геоданные и каталог координат характерных точек границ проектируемого лесного участка в системе координат, применяемой при ведении Единого государственного реестра недвижимости.

7. Лесные участки проектируются для осуществления на них видов использования лесов, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса и статьей 10.1 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» (Собрание законодательства, 2006, N 50, ст.5279; 2008, N 30, ст.3599; 2016, N 27, ст.4294).
Допускается проектирование одного и того же лесного участка для нескольких видов использования лесов.
Подготовка проектной документации лесного участка не требуется в случае размещения объектов в порядке, установленном главами V.3 и V.6 Земельного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства, 2001, N 44, ст.4147; 2014, N 26, ст.3377).
Вид (виды) разрешенного использования проектируемого лесного участка указываются в проектной документации лесного участка в соответствии со статьями 87 и 91 Лесного кодекса, с земельным законодательством Российской Федерации.

8. Проектирование лесных участков осуществляется в границах соответственно лесничеств и лесопарков в соответствии с лесохозяйственными регламентами лесничеств и лесопарков.
Границы проектируемых лесных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов.
________________
Пункт 3 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 44, ст.4147; 2014, N 26, ст.3377).
При проектировании лесных участков для использования в целях проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов, допускается пересечение границ лесничеств, лесопарков.
________________
Пункт 7 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 44, ст.4147; 2014, N 26, ст.3377).

9. Лесные участки проектируются из совокупности примыкающих друг к другу лесных кварталов или лесотаксационных выделов без создания вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы.

10. Минимальной территориальной единицей проектирования лесных участков являются:
лесной квартал — для заготовки древесины (за исключением случаев заготовки древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям в соответствии со статьями 43-45 Лесного кодекса), заготовки живицы;
лесотаксационный выдел — для заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов, заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений, для осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности, для создания лесных плантаций и их эксплуатации;
часть лесотаксационного выдела — для осуществления рекреационной деятельности, для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, для ведения сельского хозяйства, для выращивания лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений, для выращивания посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев), для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых, выполнения изыскательских работ, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, строительства и эксплуатации водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов, переработки древесины и иных лесных ресурсов, осуществления религиозной деятельности, для заготовки древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям в соответствии со статьями 43-45 Лесного кодекса.

11. Проектирование лесных участков осуществляется в соответствии с нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной документацией, документами лесного планирования, лесохозяйственными регламентами лесничеств, лесопарков, а также с учетом сведений о наличии особо защитных участков лесов, зон с особыми условиями использования территорий.

12. Выполнение работ по подготовке проектной документации лесного участка при предоставлении лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду (в случае заключения договора аренды лесного участка в соответствии с частью 3 статьи 73.1 Лесного кодекса), безвозмездное пользование должно быть обеспечено заинтересованным лицом.

13. Проектная документация изготавливается в количестве 3 экземпляров в бумажном виде и электронном виде (в виде файлов в одном из следующих форматов: XML, XLS, PDF).

15. Не допускается расхождение площади лесного участка, указанной в утвержденной проектной документации лесного участка, с площадью земельного участка, определенной с учетом установленных федеральным законом требований, более чем на десять процентов в соответствии с пунктом 42 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 29, ст.4344; 2016, N 26, ст.3890, N 27, ст.4237, ст.4248, ст.4294).

16. Органами государственной власти, органами местного самоуправления, осуществляющими в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса полномочия по предоставлению лесных участков, может быть принято решение об отказе в утверждении проектной документации лесных участков.
________________
Часть 9 статьи 70.1 Лесного кодекса.

17. Основаниями для отказа в утверждении проектной документации лесного участка являются:
несоответствие проектной документации лесного участка требованиям к составу и содержанию проектной документации лесного участка, указанных в пункте 3 настоящих Требований и порядка;
несоответствие проектной документации лесного участка утвержденному лесному плану субъекта Российской Федерации, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка.
________________
Часть 10 статьи 70.1 Лесного кодекса.

Приложение к Требованиям. Проектная документация лесного участка

Приложение
к Требованиям, утвержденным
приказом Минприроды России
от 3 февраля 2017 года N 54

Рекомендуемый образец

ПРОЕКТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ ЛЕСНОГО УЧАСТКА

1. Местоположение, границы и площадь проектируемого лесного участка

Субъект Российской Федерации

Муниципальное образование

Категория земель

Лесничество (лесопарк)

Участковое лесничество, урочище (при наличии)

Целевое назначение лесов,
категория защитных лесов

Квартал

Лесотаксационный выдел/
часть лесотаксационного выдела

Площадь проектируемого лесного участка, га

________________
Указывается проектная площадь проектируемого лесного участка, вычисленная с использованием технологических и программных средств. Значение площади земельного участка может быть уточнено при проведении кадастровых работ не более чем на десять процентов. Указывается четыре цифры после запятой (пример: 2,3500 га).
Местоположение и границы лесного участка указаны на схеме расположения проектируемого лесного участка.

2. Целевое назначение лесов

3. Количественные и качественные характеристики проектируемого лесного участка

Количественные и качественные характеристики проектируемого лесного участка составляются

на основании данных государственного лесного реестра

(наименование)

лесничества (лесопарка) и необходимости натурного обследования.

Таблица 1. Распределение земель

Общая

в том числе

площадь,

лесные земли

нелесные земли

га

занятые лесными насаж-
дениями — всего

в том числе покрытые лесными куль-
турами

лесные питом-
ники, план-
тации

не занятые лесными насаж-
дениями

итого

до-
роги

про-
секи

бо-
лота

дру-
гие

ито-
го

Таблица 2. Характеристика насаждений проектируемого лесного участка

Участ-
ковое лесни-
чество/

Номер квар-
тала

Номер выдела

Состав насаждения или характеристика

Площадь (га)/запас древесины при

в том числе по группам возраста древостоя (га/куб.м)

урочище (при наличии)

лесного участка при отсутствии насаждения

наличии (куб.м)

Молод-
няки

средне-
возрастные

Приспе-
вающие

спелые и перестойные

Таблица 3. Средние таксационные показатели насаждений проектируемого лесного участка

Целевое назна-
чение

Хо-
зяйство, преобла-

Состав насаж-
дений

Возраст

Бонитет

Полнота

Средний запас древесины (куб.м/га)

лесов

дающая порода

средне-
возрастные

приспе-
вающие

спелые и пере-
стойные

Таблица 4. Виды и объемы использования лесов на проектируемом лесном участке

Целевое назначение лесов

Хозяйство (хвойное, твердолиственное, мягколиственные)

Площадь, (га)

Единица измерения

Объемы использования лесов (изъятия лесных ресурсов)

Вид использования лесов —
Цель предоставления лесного участка —

4. Виды разрешенного использования лесов на проектируемом лесном участке

Лесохозяйственным регламентом

лесничества (лесопарка) в

(наименование)

квартале

урочища (при наличии),

(номер)

(наименование)

(наименование)

участкового лесничества и соответственно в проектируемом лесном участке установлены следующие виды разрешенного использования лесов:

5. Сведения об обременениях проектируемого лесного участка

По данным государственного лесного реестра квартал

выдел/часть

(номер)

выдела

урочища (при наличии)

(номер)

(наименование)

(наименование)

участкового лесничества

лесничества (лесопарка) имеет

(наименование)

обременения по

,

(наименование документа, реквизиты)

вид использования лесов:

, сроком до (на)

(наименование вида использования лесов)

6. Сведения об ограничениях использования лесов

С учетом целевого назначения и правового режима лесов, установленного лесным

законодательством Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом

(наименование)

лесничества (лесопарка)

предусмотрены следующие ограничения в использовании лесов:

7. Сведения о наличии зданий, сооружений, объектов, связанных с созданием лесной инфраструктуры и объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры на проектируемом лесном участке

Таблица 5.

Таблица 5

N
п/п

Участковое лесничество/урочище (при наличии)

Номер квартала

Номер выдела

Площадь объекта, (га)

Наименование объекта

8. Сведения о наличии на проектируемом лесном участке особо защитных участков лесов, особо охраняемых природных территорий, зон с особыми условиями использования территорий

Согласно данным государственного лесного реестра на проектируемом лесном участке существуют особо защитные участки лесов (ОЗУ), особо охраняемые природные территории (ООПТ), зоны с особыми условиями использования территорий.

Таблица 6.

Таблица 6

N
п/п

Наименование участкового лесничества/урочища (при наличии)

Номер квартала

Номер выдела

Виды ОЗУ, наименование ООПТ, виды зон с особыми условиями использования территорий

Общая площадь, га

9. Проектирование вида использования лесов лесного участка

Согласно лесохозяйственному регламенту

лесничества

(наименование)

(лесопарка), квартал

выдел

(номер)

(номер)

(наименование)

урочища (при наличии),

участкового лесничества, в границах

(наименование)

которого расположен проектируемый лесной участок, относится к зоне планируемого освоения лесов для

(наименование вида использования лесов)

Схема расположения проектируемого лесного участка

Субъект Российской Федерации

Муниципальное образование

Категория земель

Лесничество (лесопарк)

Участковое лесничество

Вид использования лесов

Цель предоставления лесного участка

Особые отметки:

Масштаб 1:

Геоданные:

Каталог координат
(используемая система координат)

Номера характерных точек

Направление румбы (азимуты) линий, °

Длина линий, метры

Номера характерных точек

Согласовано:

Лицо, ответственное за подготовку проектной документации лесного участка представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления, утверждающего проектную документацию лесного участка

(подпись)

Ф.И.О.

Заинтересованное лицо (представитель заинтересованного лица)

(подпись)

Ф.И.О.

________________
Для вычерчивания карты-схемы расположения лесного участка используются фрагменты картографических материалов лесоустройства: планшеты масштабом М 1:10000 или М 1:25000, планы лесных насаждений масштабом М 1:25000 или М 1:50000, карты-схемы лесничества или лесопарка масштабом М 1:100000.
Подпись ответственного лица проставляется после направления заинтересованным лицом (в случае оформления) проектной документации лесного участка в орган государственной власти, орган местного самоуправления.
При оформлении заинтересованным лицом в соответствии с частью 6 статьи 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации.
Электронный текст документа
подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:
Официальный интернет-портал
правовой информации
www.pravo.gov.ru, 23.06.2017,
N 0001201706230028

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *