Профессиональный водитель

Обеспечение профессиональной надежности водительского состава.

Надежность водителя ‒ это его способность безошибочно управлять ТС. К основным факторам, определяющим надежность водителя, относятся: пригодность его к управлению ТС;- подготовленность;- работоспособность.-

Пригодность определяется: 1) медицинским освидетельствованием состояния здоровья и функционированием органов чувств; 2) психофизиологическим (ПФ) обследованием восприятия, внимания, реакции, эмоциональной устойчивости. Пригодность в настоящее время устанавливается медицинской комиссией путем медицинского освидетельствования лиц, претендующих на получение водительского удостоверения, и периодическим освидетельствованием водителей в последующем (не реже одного раза в три года) или психофизиологический отбор.

Подготовленность определяется: 1) формированием знаний, умений, навыков по управлению ТС; 2) формированием высоких моральных качеств, ответственности за жизнь и здоровье людей, сохранение окружающей среды.

Работоспособность водителя — состояние, при котором он может выполнять заданные функции (безошибочно управлять автомобилем зависит от состояния водителя (болезненное, утомление,), алкогольное опьянение, заторможенное состояние, стресс). Работоспособное состояние обеспечивается: 1) нормированием режима труда и отдыха водителей; 2) проведением предрейсового, а в некоторых случаях и послерейсового медицинского контроля водителей

Мотивация выражается в заинтересованности человека в процессе работы, результатах труда, удовлетворенности работой в целом. Мотивация обеспечивается и поддерживается режимом труда, оплатой труда, условиями работы, состоянием рабочего места, отношениями с коллективом предприятия и другими факторами. Поощряя желательные и наказывая нежелательные формы поведения водителя можно достичь необходимого эффекта

Стажировка водителей. Поддержание и контроль состояния здоровья водителей в процессе их трудовой деятельности. Поддержание необходимого уровня информированности, повышение профессионального мастерства и дисциплинированности водителей

32. При каких неисправностях запрещается дальнейшее движение транспортных средств.

· При неисправности рабочей тормозной системы.

· При неисправности рулевого управления.

· При неисправности сцепного устройства (запрещается движение с прицепом).

· При негорящих (отсутствующих) фарах и задних габаритных огнях в темное время суток или в условиях недостаточной видимости.


· При недействующем со стороны водителя стеклоочистителе во время дождя или снегопада.

Понятие о конструктивной безопасности автомобиля. Требования активной, пассивной, послеаварийной и экологической безопасности автомобиля.

Конструктивная безопасность автомобиля — это свойство предотвращать ДТП, снижать тяжесть их последствий, не причиняя вреда людям и окружающей среде. Конструктивная безопасность подразделяется на: активную, пассивную, послеаварийную, экологическую.

Активная безопасность — это свойство транспортного средства предотвращать дорожно-транспортное происшествие (снижать вероятность его возникновения). Активная безопасность проявляется в период, соответствующий начальной фазе дорожно-транспортного происшествия, когда водитель еще в состоянии изменить характер движения транспортного средства (ТС). Активная безопасность транспортного средства зависит от его конструкции: габаритных и весовых параметров, тяговой и тормозной динамичности, устойчивости и управляемости, отсутствие внезапных отказов конструктивных систем автомобиля (отказная безопасность). Для активной безопасности большое значение имеет его информативность ТС, под которой понимается свойство ТС обеспечивать водителя и других участников дорожного движения необходимой информацией. Водитель в зависимости от конструкции ТС получает информацию об окружающей обстановке, характере его движения, режиме работы его агрегатов и систем.

Под пассивной безопасностью подразумевается комплекс эксплуатационных свойств транспортного средства, обеспечивающих снижение тяжести последствий ДТП. Пассивная безопасность вступает в действие, если водителю не удалось избежать аварии, и обеспечивает уменьшение инерционных нагрузок на водителя и пассажиров, ограничение перемещения их в кабине, защиту от травм, увечий при ударе, устранение возможности выбрасывания из кабины в момент столкновения. Ремни и подушки безопасности, демпфирующие свойства передней части авто и задней, бампер, энергопоглащающая рулевая колонка


Послеаварийная безопасность — это свойства транспортного средства снижать тяжесть последствий ДТП. К элементам послеаварийной безопасности относятся конструктивные свойства автомобиля, предотвращающие возникновение опасных явлений (пожар, заклинивание дверей), возникающих в результате ДТП, также средства аварийной сигнализации и связи, средства оказания медицинской помощи пострадавшим в результате ДТП. Требования: раздельное размещение топливного бака и двигателя в задней части ТС и обеспечение их пожаробезопасности; автоматическое отключение бортовых источников энергии; наличие устройств аварийной эвакуации (люки в крыше, инструменты в салоне для разбивки стекол); обеспечение бортовыми средствами тушения.Экологическая безопасность — это свойство автомобиля, позволяющее уменьшать вред, наносимый участникам движения и окружающей. Снижение токсичности отработавших газов и уровня шума.

РД 200-РСФСР-12-0071-86-10 Требования по проверке обеспечения соответствия водителей условиям и видам перевозок

МИНИСТЕРСТВО АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА РСФСР

Управление Главного ревизора по безопасности движения

СБОРНИК
РУКОВОДЯЩИХ ДОКУМЕНТОВ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ

РД.200.РСФСР-12-0071-86

Часть 1

Москва 1986

Управление Главного ревизора по безопасности движения Минавтотранса РСФСР.

Государственный научно-исследовательский институт автомобильного транспорта

А.И. Корнеев (01, 02, 06, 07, 08, 11)

Н.Г. Пиковская (01, 02, 06, 08, 11)

Н.А. Коровушкина (03)

А.А. Пинт (04, 05, 12)

А.Е. Чебышев (07, 09)

М.Л. Платыч (10)

…………………..

Ф. Щербинина.

Министерство автомобильного транспорта РСФСР

Техническое управление

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель Министра автомобильного транспорта РСФСР

А.С. Пантелеев

20 января 1986 г.

РУКОВОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТ

ТРЕБОВАНИЯ ПО ПРОВЕРКЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СООТВЕТСТВИЯ
ВОДИТЕЛЕЙ УСЛОВИЯМ И ВИДАМ ПЕРЕВОЗОК

Введен впервые

РД-200-РСФСР-12-0071-86-10

СОГЛАСОВАНО

Начальник Управления Главного
ревизора по безопасности
движения

Начальник Технического
управления, к.т.н.

A.М. Пешков

И.И. Талицкий

27 декабря 1985 г.

14 января 1986 г.

Директор НИИАТ, к.т.н.

Г.И. Кузнецов

19 декабря 1985 г.

РАЗРАБОТАН: Государственным научно-исследовательским институтом автомобильного транспорта (НИИАТ)

ИСПОЛНИТЕЛИ: Корнеев А.И. (руководитель темы), Платыч М.Н.

Разработан на основе Приложения № 2 к приказу Министра здравоохранения СССР от 3.08.74 № 733 Инструкции о проведении предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспорта; постановления Коллегии Минавтотранса РСФСР и Президиума ЦК профсоюза рабочих автомобильного транспорта и шоссейных дорог № 33-сп от 17.02.83 «О неудовлетворительном положении с безопасностью движения на автомобильном транспорте Минавтотранса РСФСР и дополнительных мерах по предупреждению дорожно-транспортных происшествий»; Инструкции по предупреждению дорожно-транспортных происшествий, приложение к приказу Министра автомобильного транспорта РСФСР от 5.08.75 № 13.

Предназначен для всех автотранспортных предприятий и организаций Минавтотранса РСФСР и определяет основные принципы проверки и обеспечение соответствия водителей условиям и видам перевозок.

Работа выполнена в соответствии с Комплексным планом важнейших научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ на 1985 г., утвержденным протоколом заседания Коллегии Минавтотранса РСФСР от 20.12.84, а также Планом работ по стандартизации и метрологии Минавтотранса РСФСР на 1985 г.

1. Общие положения

1.1. Настоящий руководящий документ устанавливает единые для всех предприятий Минавтотранса РСФСР требования по обеспечению и проверке соответствия водителей условиям и видам перевозок.

1.2. Обеспечение соответствия водителей условиям и видам перевозок достигается путем:

— прохождения водителями соответствующего курса обучения, переподготовки, повышения квалификации, профессионального мастерства;

— информирования водителей об особенностях работы в предприятии, на данном маршруте, на различных видах перевозок;

— подбора водителей для работы на линии в зависимости от условий и видов перевозок;

— контроля режимов труда и отдыха водителей, уровня организации перевозок;

— контроля состояния здоровья водителей;

— контроля уровня профессионального мастерства водителей и получения ими оперативной информации.

2. Проверка соответствия водителей медицинским и квалификационным требованиям
при приеме на работу и после перерывов в работе

2.1. Водитель может быть принят на работу при условии:

— прохождения соответствующего курса обучения в учебно-курсовых комбинатах и получения водительского удостоверения на право управления транспортным средством соответствующей категории;

— прохождения медицинского освидетельствования в порядке, установленном Минздравом СССР по согласованию с МВД СССР;

— прохождения собеседования в отделе кадров предприятия и в службе безопасности движения, предполагающего выяснение трудовой биографии, мотивов поступления на работу, отношения к будущим обязанностям и ознакомление водителя с особенностями работы, режимом и характером работы предприятия.

2.2. При оформлении водителя на работу отдел кадров делает запрос на прежнее место работы для получения анкетных данных и данных о случаях дорожно-транспортных происшествий из личной карточки водителя.

2.3. При перерыве в работе более 6 месяцев допускаются к управлению автомобилем водители, прошедшие медицинское освидетельствование, стажировку и сдачу экзамена по управлению автомобилем.

2.4. При перерыве в работе более одного года к управлению транспортными средствами допускаются водители, сдавшие в Госавтоинспекции теоретический экзамен по Правилам дорожного движения и практический экзамен по вождению автомобиля.

2.5. При перерыве в работе более трех лет, кроме сдачи теоретического и практического экзаменов в ГАИ, водители должны пройти медицинское переосвидетельствование.

3. Обеспечение уровня профессионального мастерства водителей

3.1. Обеспечение уровня профессионального мастерства достигается организацией специальной подготовки и стажировки, повышением уровня профессионального мастерства, проведением установленного комплекса инструктажей.

Организация мероприятий по повышению квалификации, технической учебе, работе квалификационной комиссии возлагается на отдел кадров совместно с производственно-технической службой.

3.2. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации водителей осуществляется очным обучением с отрывом и без отрыва от производства учебно-курсовыми комбинатами, как в учебных заведениях, так и на курсах, организуемых последними на предприятиях по единым учебным планам и программам, утвержденным Государственным комитетом СССР по профессионально-техническому образованию и согласованным с Главным управлением ГАИ МВД СССР.

3.3. На категории В и С готовят водителей не моложе 18 лет, легковых такси — не моложе 20 лет, на категорию Д — не моложе 21 года. Образование для всех — не менее 8 классов.

3.4. Присвоение квалификации и допуск к управлению транспортными средствами осуществляется Госавтоинспекцией на основании Положения о присвоении квалификации водителя.

3.5. Переподготовка (повышение квалификации) водителей на получение права управления транспортными средствами категорий В, С, Д, Е осуществляется в срок до 3 месяцев; изучение новой автомобильной техники, технологии перевозок, передовых методов труда и Правил дорожного движения, совершенствование мастерства вождения осуществляется в срок до 1 месяца.

Переподготовка (повышение квалификации) на получение права управления транспортными средствами категории В осуществляется из числа водителей автотранспортных средств категорий С и Д и индивидуального автомобильного транспорта категории В;

— категории С осуществляется из числа водителей автотранспортных средств категорий В, Д и индивидуального автомобильного транспорта категории В;

— категории Д осуществляется из числа водителей, имеющих непрерывный годичный стаж работы на автотранспортных средствах категорий В или С и возраст к концу обучения — 21 год;

— категории Е осуществляется из числа водителей, имеющих непрерывный годичный стаж работы на соответствующих автотранспортных средствах категорий В, С или Д;

— категорий Д и Е осуществляется с учетом квалификационных требований, предъявляемых к водителям II или I класса.

3.6. Водители, имеющие право на управление какой-либо категорией транспортных средств и желающие получить право на управление низшей категорией транспортных средств, должны сдать в ГАИ только практические экзамены. Обязательное обучение в этом случае не требуется.

3.7. Водители автомобилей допускаются к управлению лишь теми категориями транспортных средств, на которые имеется отметка в водительском удостоверении.

Водители транспортных средств могут управлять:

— категорией В — (с правом найма) автомобилями, разрешенный максимальный вес которых не превышает 3500 кг и число мест (помимо водителя) не более 8 (такси);

— С — автомобилями для перевозки грузов, разрешенный максимальный вес которых превышает 3500 кг (грузовой автомобиль);

— Д — автомобилями, предназначенными для перевозки пассажиров и имеющими более 8 мест для сидения (автобус);

— Е — составами транспортных средств с тягачами, относящимися к категории транспортных средств В, С или Д, при наличии в удостоверении отметки о разрешении управлять указанными категориями или одной из них (прицепами весом до 750 кг имеют право управлять водители категорий В, С и Д — без соответствующей отметки; более 750 кг необходимо иметь в водительском удостоверении разрешающую отметку в категории Е).

3.8. Единое водительское удостоверение на право управления любыми категориями транспортных средств действительно в течение 10 лет со дня выдачи, после чего подлежит замене.

3.9. Присвоение и снижение водителям классности осуществляется квалификационными комиссиями автопредприятия, в состав которых кроме лиц, определяемых в соответствии с Общими положениями единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий, включаются также работники службы безопасности движения.

3.10. Повышение квалификации осуществляется в следующие сроки:

III на II класс — 2 месяца;

II класс (В, С, Е) на I-й — 2 месяца;

II класс (Д) на I-й — 2 месяца.

Повышение квалификации водителей на II и I классы осуществляется очным и заочным обучением в учебных комбинатах, автошколах Минавтотранса, в учебных заведениях профтехобразования, автошколах ДОСААФ.

3.11. Водителям, окончившим курсы повышения квалификации на I и II класс, при наличии у них на протяжении последнего года нарушений Правил дорожного движения и трудовой дисциплины соответствующая квалификация не присваивается.

3.12. Водителям I — II класса, не выполняющим требования, предусмотренные соответствующей квалификационной характеристикой или систематически нарушающим Правила дорожного движения и Правила технической эксплуатации подвижного состава, по представлению администрации предприятия, согласованному с профсоюзным комитетом, квалификационная комиссия может понизить класс квалификации.

3.13. Водителям, которым понижен класс квалификации, или которые были лишены права на управление автомобилем сроком от одного года и выше, класс квалификации может быть присвоен на общих основаниях.

3.14. Для повышения уровня профессионального мастерства водителей в процессе их трудовой деятельности по методикам НИИАТ проводятся занятия с отрывом от производства:

для водителей автобусов — один раз в три года;

для водителей легковых и грузовых автомобилей — один раз в пять лет.

В первую очередь к занятиям привлекаются вновь принятые водители; водители, совершившие ДТП, привлекаются к обучению дополнительно.

3.15. В промежутке между занятиями по программе совершенствования профессионального мастерства с водителями ежегодно проводятся занятия без отрыва от производства по программе ежегодных занятий с водителями.

3.16. Уровень оперативной информации водителей поддерживается путем проведения инструктажей в соответствии с РД «Положение о проведении инструктажей по БД с водительским составом».

3.17. Водители, совершившие ДТП в течение года, решением Комиссии общественного контроля за безопасностью движения направляются на экспертизу Правил дорожного движения, дополнительную стажировку или на повторное обучение по программе НИИАТ.

3.18. Продолжительность рабочего дня водителей категории Д и водителей III класса в течение первого года работы не должна превышать 8 часов в сутки.

3.19. Запрещено привлекать к работе в ночное время водителей указанных категорий.

3.20. Привлечение водителей III класса в течение первого года работы к сверхурочной работе категорически запрещается.

3.21. Водителям грузовых, легковых автомобилей и автобусов вместимостью менее 8 человек, в первый календарный месяц рекомендуется назначать производственное задание на 15 % ниже по сравнению с уровнем, установленным для данного предприятия. Каждый последующий месяц задание увеличивается на 5 %, постепенно доводится до установленного на данном предприятии.

4. Контроль профессионального уровня и состояния здоровья водителей в процессе трудовой деятельности

4.1. Водители-выпускники учебно-курсовых комбинатов допускаются к самостоятельной работе при условии успешного прохождения стажировки, сдачи контрольного зачета по вождению, зачета по безопасности движения и правилам эксплуатации автомобилей и получения заключения за подписью главного инженера предприятия о допуске к самостоятельной работе.

4.2. При переводе водителей на работу из другого города или на другую марку автомобилей, а также при перерыве в работе более 6 месяцев водители проходят специальную стажировку в соответствии с РД «Положение о повышении профессионального мастерства и стажировки водителей».

4.3. Заключение в карточке стажирования служит основанием для рассмотрения квалификационной комиссией предприятия вопроса о присвоении квалификации молодому водителю: категории Д — квалификации II класса, категории В, С — квалификации водителя III класса.

4.4. К работе на автобусах с дизельными двигателями допускаются водители III класса после прохождения ими дополнительной подготовки по специальной программе.

4.5. Ежедневные медицинские осмотры перед выездом водителей на линию проводятся медицинским персоналом здравпунктов предприятия и передвижными медпунктами.

При отсутствии медицинских противопоказаний на путевой лист ставится штамп «Допущен к рейсу» и подпись медработника. Без такой отметки водитель к работе не допускается.

4.6. Основанием для отстранения водителя от работы служит выявление признаков временной утраты трудоспособности:

а) наличие жалоб на плохое самочувствие;

б) недостаточный отдых перед выходом на работу (сон менее 7-ми часов);

в) выраженная гиперемия, бледность или синюшность кожных покровов лица и слизистых губ, желтушность склер, отечность лица;

г) учащение или урежение пульса более чем на 20 уд/мин от уровня постоянного для водителя, аритмия;

д) повышение или понижение артериального давления более чем на 20 мм рт. ст. по отношению к установившейся у данного водителя его величине;

е) повышение температуры тела;

ж) положительная проба на алкоголь в выдыхаемом воздухе (Мохов-Шинкаренко, Раппопорта) или другие симптомы алкогольного опьянения или похмелья.

4.7. Водители пассажирского автотранспорта проходят обязательный послерейсовый медицинский контроль, водители грузового автотранспорта проходят частичный послерейсовый осмотр.

4.8. Контроль за соблюдением режима труда и отдыха, графиков движения за работой водителей на линии осуществляется службой эксплуатации с привлечением необходимых должностных лиц.

4.9. Периодическое медицинское переосвидетельствование водителей осуществляется специальной комиссией в порядке, регламентированном приказом Минздрава СССР № 3 в установленные Минздравом сроки:

водители автотранспорта (кроме водителей автобусов вместимостью более 8 человек) — через каждые 5 лет;

водители автобусов вместимостью более 8 человек и водители легковых такси — через каждые 3 года;

стажированные*) водители автомобилей (инвалиды) — через 12 месяцев;

*) Стажированными считаются водители, имеющие право управления транспортными средствами не менее 3 лет.

водители, достигшие 60-летнего возраста (женщины — 55) — через каждые 2 года.

В случае прохождения медицинского освидетельствования водителю выдается справка установленного образца.

4.10. Сроки медицинского освидетельствования могут быть сокращены врачами медицинских комиссий при наличии медицинских показаний, но не более чем на год; работниками Государственной автоинспекции или руководителями предприятия в случае сомнения в состоянии здоровья водителя.

4.11. Контроль за соблюдением сроков прохождения периодических медицинских переосвидетельствований и ответственность за своевременную и организованную явку водителей на них возлагается на отдел кадров и отдел эксплуатации предприятия. Сроки прохождения переосвидетельствования контролируются ежемесячно службой безопасности движения и в период ежегодных технических осмотров администрацией автопредприятия и Госавтоинспекцией.

4.12. Каждые три года квалификационная комиссия в каждом пассажирском предприятии осуществляет оценку деловых и моральных качеств водителей автобусов с решением вопроса о возможности продолжения их работы на автобусе.

4.13. Контроль профессионального мастерства водителей осуществляется периодически:

для водителей автобусов — один раз в три года;

для водителей грузовых автомобилей — один раз в пять лет, — при сдаче зачета после проведения занятий с отрывом от производства по Методике НИИАТ.

5. Обеспечение соответствия водителей условиям и видам перевозок

5.1. Соответствие водителей условиям и видам перевозок определяется состоянием здоровья, квалификацией и опытом работы водителей.

5.2. С водителями, впервые принятыми для работы на пассажирском и грузовом автотранспорте, при поступлении в предприятие новых марок автомобилей, при переводе водителей на новые для них марки и модели автомобилей проводится специальная подготовка на базе учебно-курсовых комбинатов или непосредственно на предприятиях с привлечением наиболее квалифицированных преподавателей автокомбинатов или инженерно-технических работников автопредприятия.

Продолжительность специальной подготовки определяется в зависимости от категории транспортных средств и видов перевозок, на которые направляются водители.

5.3. Женщины допускаются к управлению грузовыми автомобилями, не превышающими 2,5 т и автобусами с числом мест не свыше четырнадцати.

5.4. К управлению транспортными средствами всех категорий, оборудованными специальными звуковыми и световыми сигналами, автобусами, обслуживающими междугородные и международные линии, осуществляющие туристско-экскурсионные перевозки, поездки по разовым заявкам, перевозки детей, а также транспортными средствами, занятыми на перевозке опасных грузов, допускаются только водители с непрерывным трехлетним стажем работы в качестве водителя соответствующей категории транспортных средств.

Для работы в сложных в дорожном отношении и напряженных по условиям движения маршрутах допускаются наиболее опытные водители, прошедшие в установленном порядке стажирование и ознакомление с маршрутами.

5.5. К перевозке опасных грузов допускаются водители, имеющие стаж непрерывной работы в качестве водителя не менее трех лет, удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории и прошедшие специальную подготовку или инструктаж на АТП и медицинский контроль.

Водители, временно привлекаемые к перевозкам опасных грузов, проходят медицинский осмотр и специальную подготовку или инструктаж при назначении его на данный вид перевозок.

5.6. К работе на горных автобусных маршрутах допускаются водители I и II класса, прошедшие стажировку, имеющие стаж работы на автобусах не менее двух лет и не допускавшие нарушений трудовой и производственной дисциплины.

5.7. К работе по выполнению междугородных грузовых и пассажирских перевозок допускаются водители, не имеющие дорожно-транспортных происшествий, нарушений Правил дорожного движения и правил перевозки грузов, транспортной дисциплины, не моложе 25-ти и не старше 55 лет. Случаи отступления от этой рекомендации должны быть согласованы с профсоюзным комитетом и оформлены приказом.

5.8. На автобусы междугородного сообщения вместимостью более 40 мест подбираются водители I класса со стажем работы на автобусах не менее пяти лет.

5.9. Для перевозки детей и учащихся допускаются наиболее опытные и дисциплинированные водители, имеющие непрерывный стаж работы на автобусе не менее трех лет, не допускавшие за последние три года нарушений ПДД, отмеченных просечками в талоне предупреждений, а также нарушений трудовой и производственной дисциплины. Этим водителям должен выдаваться специальный талон — допуск на право перевозки детей.

5.10. Продолжительность работы водителей пассажирского автотранспорта устанавливается не более 10 часов в смену.

Увеличение рабочей смены водителей свыше 10, но не более 12 часов допускается:

— на международных маршрутах, где продолжительность одного оборотного рейса превышает 10 часов;

— при невозможности участковой организации движения на междугородных межобластных маршрутах протяженностью свыше 300 км;

— на междугородных межреспубликанских маршрутах при невозможности участковой организации движения.

Работа свыше 12 часов категорически запрещается.

5.11. В случае, когда при междугородных перевозках водитель вынужден управлять автомобилем более 12 часов, в рейс направляются два водителя.

Автокурсы Харьков

По аналогии с определением надежности техническим систем надежности водителя есть его способность в течение определенного промежутка времени работать без отказов, т.е. без дорожно-транспортных происшествий. Можно выделить четыре основные составляющие надежности водителя:

  • медицинская – отсутствие заболеваний, симптомы (проявления) которых могут привести к потере контроля над автомобилем в процессе движения;
  • психофизиологическая – комплекс личностных качеств водителя (свойства нервной системы, память, время реакции, качества внимания и т.п.), недостатки которых могут вызвать потерю времени в условиях его дефицита, например в опасной ситуации, или привести к ошибкам в принятии решений либо к их исполнению;
  • профессиональная – наличие опыта, совокупность навыков управления автомобилем, позволяющих реализовать наиболее рациональные приемы обеспечения безопасности в любых условиях движения, в том числе опасные и критические ситуации;
  • социально-психологическая – совокупность личностных качеств человека (уровень общей культуры, качество ответственности, дисциплинированности и т.п.), определяющих характер поведения на дороге, представляющей собой своеобразную социальную среду.

Причины, влияющие на снижение надежности водителей, так или иначе, связаны с ее составляющими. Например, неумение водителя безопасно управлять автомобилем чаще всего обусловливается его низкими психофизиологическими качествами, болезнью, чрезмерным утомлением, стрессовым состоянием и т.п. Причинами нежелания водителя безопасно управлять автомобилем является низкий уровень культуры и правосознания, агрессивность, безответственность, склонность к употреблению алкоголя и пр.

Незнание водителем правил безопасного управления автомобилем, связано, скорее всего, с тем, что у него имеются проблемы в знаниях Правил дорожного движения, устройства автомобиля, основ безопасности движения. Наконец, причиной неумения безопасно управлять автомобилем является недостаточное профессиональное мастерство водителя, в частности, неправильно сформированные навыки или потеря таковых.

Водитель должен постоянно контролировать себя. Если он замечает, что регулярно становится виновником опасных ситуаций, ему следует, либо пересмотреть свое поведение на дороге, либо отказаться от управления транспортным средством. Склонность к риску как один из показателей социально-психологической устойчивости в сочетании с мотивами деятельности оказывает решающее влияние на степень риска, принимаемую водителем. Часто бывает, что «приемлемый» для водителя уровень риска в дорожном движении может оказаться неадекватным его техническому мастерству и дорожно-транспортной ситуации.

Как определить насколько опасна ситуация возникшая на дороге из за рискованного поведения водителя? Это можно сделать по своим субъектным ощущениям. Водителям известно «чувство пережитой опасности», связанное с резким повышением количества адреналина в крови. При этом возникают учащенное сердцебиение, прилив крови к конечностям, ощущение жара, а нередко и сложный спектр эмоций. При нормальной реакции организма на стресс это состояние через которое время сменяется мобилизацией всех возможностей человека для безопасного управления автомобилем.

Однако встречаются водители, которых пережитая ими на дороге опасная ситуация приводит в состояние дистресса – чрезмерного волнения, неспособности к выполнению даже простых действий. Эти виды реакций на риск (нормальная и дистресс) характерны для водителей, в целом не склонных к риску. Для водителей, склонных к риску, типично стремление сознательно идти на обострение во взаимодействии с другими участниками движения. Такой водитель постепенно повышает уровень риска. Со временем он начинает воспринимать опасность как нечто обычное и даже должное. Исследования неоднократное показывали, что рискованный стиль вождения закономерно ведет к ДТП, возникающим чаще всего в условиях взаимодействия участников движения: при обгонах, объездах, маневрировании, на перекрестках и др.

Недооценка опасности наряду со склонностью к риску является одной из устойчивых поведенческих характеристик водителя, приведших к ДТП. Оценивая дорожную обстановку, водитель в силу накопленного опыта и имеющихся знаний прогнозирует развитие ДТС. Каждой типично ДТС соответствует некоторый объективный уровень опасности, измеряемый частотой перерастания ДТС и ДТП. Рассогласование объективной опасности и ее субъективной оценки водителем приводит его к неадекватным действиям.

Водитель, недооценивший опасность, всегда неосознанно (в отличие от водителя, склонного к риску) совершает рискованные маневры либо не предпринимает необходимых предупредительных действий в условиях вероятности опасного развития ДТС. Чересчур осторожный водитель делает много лишних торможений, «шарахается от каждого столба», что также создает рискованные ситуации на дороге.

Неустойчивость к монотонии. Монотонией называют состояние водителя, возникающее при езде по относительно свободной ровной дороге или на привычном, хорошо известном маршруте, где в течение продолжительного времени водителю приходится выполнять однообразные, многократно повторяющиеся действия. Монотония вызывает сонливость, замедление реакции, снижение остроты восприятия дорожной обстановки: возникает так называемый «дорожный гипноз».

Водитель должен знать и уметь пользоваться приемами, помогающими бороться с монотонией. К таким приемам относятся дыхательные и мимические упражнения. При появлении усталости от монотонии водитель должен дать себе «встряску», повысив самоконтроль. Психологи рекомендуют водителям при появлении описываемого состояния думать о чем-либо постороннем, приятном (намеренно обращать внимание на окружающие раздражители, отвлекающие от однообразной картины местности. Хорошие результаты дают «само задания», например, вести автомобиль в экономичном или предельно плавном режиме.

Если преодолеть состояние «дорожного гипноза» не удается, следует сделать кратковременную остановку для выполнения нескольких физических упражнений (разминка), отдыха или приема пищи. Но лучшим «лекарством», конечно, послужит 15-20 минутный сон. В дальней дороге подобные остановки рекомендуется делать не реже чем через каждые три часа движения, даже если состояние монотонии не наступило. Пренебрежение состоянием «дорожного гипноза» наиболее часто ведет к съезду с дороги, опрокидыванию автомобиля, наезду на препятствие.

Читать статьи

  • Водитель — женщина
  • Сколько нужно времени на обучения вождению?
  • Автошкола сегодня
  • Новичок в автошколе
  • Вождение автомобиля по городу.
    Движение в потоке машин
  • Мокрая и ледяная дорога
  • Вождение автомобиля летом и зимой
  • Учебная езда на автомобиле
  • Посадка водителя
  • Как научиться водить автомобиль?
  • Вождение автомобиля при проезде пешеходных переходов
    и мест остановок маршрутных транспортных средств

Автотранспорт — правила, нормы, положения

Допуск водителей к работе.

Работодатель осуществляет допуск водителей к работе, если:

а) у водителя имеется водительское удостоверение с соответствующими категориями;

б) водитель прошел стажировку;

в) водитель имеет действующий паспорт здоровья работника;

г) водитель прошел предрейсовый медосмотр;

д) водителю проведены инструктажи по охране труда и безопасности движения;

е) для водителя соблюдается режим труда и отдыха.

Далее более подробно рассмотрим вопрос о стажировке водителя.

Целью стажировки является адаптация водителя к условиям работы на конкретном предприятии (маршруте), а также закрепление и совершенствование комплекса их знаний, умений и навыков, обеспечивающих безопасное управление транспортным средством при перевозке грузов и обслуживании пассажиров.

Проведение стажировки водителей регламентировано следующими нормативными документами:

1. Трудовым Кодексом РФ, статья 212 которого гласит, что работодатель обязан обеспечить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда и недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;

2. ГОСТом 12.0.004-90 «ССБТ. Организация обучения безопасности труда. Общие положения». Пункт 7.2.4. раздела 7 данного ГОСТа предусматривает, что все рабочие, в том числе выпускники профтехучилищ, учебно-производственных (курсовых) комбинатов, после первичного инструктажа на рабочем месте должны в течение первых 2 — 14 смен (в зависимости от характера работы, квалификации работника) пройти стажировку под руководством лиц, назначенных приказом (распоряжением, решением) по цеху (участку, кооперативу и т.п.).

3. Приказом Минтранса РФ №15 от 30 марта 1994 года «Требования по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемые при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте». Применяется при перевозках пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек.

Согласно данного приказа, владельцы лицензий обеспечивают надежность водительского состава (в том числе) за счет организации стажировки водителей, вновь принятых на работу в предприятие или переводимых на новый тип или категорию транспортного средства, новый маршрут регулярных перевозок;

4. Руководящим документом РД-200-РСФСР-12-0071-86-12 «Положение о повышении профессионального мастерства и стажировке водителей», утвержденного Министерством автомобильного транспорта РСФСР 20 января 1986 года.

В соответствии с этим документом:

— осуществляется стажировка водителей таксомоторов, водителей грузовых автомобилей и водителей автобусов (каждого по своей программе);

— допуск водителя к работе на транспортном средстве любой модели без предварительной стажировки запрещен;

— стажировка должна осуществляться на автомобилях того типа и марки, на тех маршрутах, на которых водители будут в дальнейшем самостоятельно работать;

— стажировка должна осуществляться в предприятии под руководством опытных водителей-наставников. Водитель закрепляется за водителем-наставником, как правило, на весь срок стажировки.

Водитель-наставник подбирается из числа наиболее опытных и дисциплинированных водителей, имеющих стаж работы на автобусах не менее 5 лет, такси и грузового автомобиля — не менее 3 лет, не допускавшие за последние три года нарушений Правил дорожного движения, отмеченных просечками в талоне предупреждений, не совершившие за указанный период ДТП по своей вине, прошедших предварительную подготовку в учебном комбинате и имеющих свидетельство на право стажировки водителей автобусов. Водители-наставники назначаются приказом по предприятию.

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *