Проверка финансов

Проверка финансово хозяйственной деятельности

Проверка финансовой деятельности организации проводится с целью получения исчерпывающей информации о состоянии компании и ее рыночного положения. Анализу подвергаются все аспекты деятельности учреждения, в том числе:

  • правоустанавливающие документы,
  • бухгалтерские отчеты,
  • материальные активы,
  • имеющиеся задолженности,
  • совершенные и текущие финансовые операции с акциями, ценными бумагами и т.д.

Инициатором проверки финансово экономической деятельности организации выступает заинтересованное лицо (инвестор) или контролирующий орган.

Какие задачи решает проверка финансовой деятельности организации?

Проведение проверки позволяет оценить:

  • достоверность сведений о деятельности организации,
  • соответствие документации законодательным актам,
  • точность сведений, зафиксированных в инвестиционных документах,
  • доходность, конкурентоспособность организации,
  • реализуемость и целесообразность стратегии развития компании,
  • риск в связи с приобретением или инвестированием организации.

Каждый из этих факторов имеет большое значение для определения рентабельности инвестирования.

Порядок проведения проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятия

Как правило, заинтересованное лицо использует услуги аудиторских компаний, привлекая для проверки сотрудников специализированной сторонней организации. Консультанты, бухгалтеры, аналитики, аудиторы и юристы составляют рабочую группу, осуществляющую сбор и тщательное изучение всех отраслей деятельности компании. По результатам анализа каждого направления составляется промежуточный отчет. По желанию заказчика эти данные сводятся в итоговую отчетность, содержащую максимально полные сведения о всех аспектах функционирования организации.

В рамках проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятия проводятся следующие работы:

  • рассматривается текущая система внутрихозяйственного учета, экономического анализа и контроля,
  • устанавливается законность проведенных финансовых операций,
  • проверяется действительность выдачи или получения денежных средств, выполнения работ, передачи материальных ценностей, совершения сделок,
  • сравниваются данные первичного бухгалтерского учета со сведениями, представленными в отчетности, смете, балансе доходов и расходов,
  • сопоставляются данные одних операций с данными других, связанных с ними хозяйственных процедур,
  • сравниваются имеющиеся у организации записи о выплатах банка, валютных и других счетах с подлинными записями, представленными банком и т.д.

Проверка финансово экономической деятельности организации в России

Проверку финансово хозяйственной деятельности российских предприятий осуществляют особым образом. Связано это с неустойчивой экономической ситуацией в нашей стране, что предполагает определенный риск для инвестирования. Существует ряд аспектов, на которые специалисты обращают особое внимание в ходе анализа хозяйственной деятельности предприятия.

Статус приватизированных компаний. В связи с разногласиями, возникшими по поводу законности совершения актов приватизации в отношении многих фирм, этот фактор стал объектом тщательного изучения.

Права собственников предприятия и их статус. Необходимо для определения конечного контрагента и подтверждения законности его прав на владение акциями и вкладами.

Статус материальных активов. Изучается, чтобы убедиться в законности проведенных сделок.

Обязательства организации. Анализируются для выявления скрытых обязательств, не отраженных в отчетности (например, по выплате премиальных пособий сотрудникам, опционным договорам).

Оптимизация системы налогообложения. С ее помощью оценивается риск влияния налоговых органов на деятельность организации.

Специфика российских реалий такова, что значительные риски, реальные и потенциальные проблемы финансово-хозяйственной деятельности компании смогут обнаружиться только при проведении тщательной проверки. Поэтому комплексно и всесторонне оценить эффективность, конкурентоспособность и рентабельность предприятия крайне важно для предотвращения серьезных финансовых потерь. Тщательная финансовая проверка позволит выявить риски, а также разработать способы управления возможными кризисными ситуациями.

Предварительный заказ услуги
Все услуги

Заказ услуги

Получить консультацию и заказать услуги Вы можете по телефону:
+7 (495) 778-02-68

Можно также оформить предварительный заказ с сайта:
Для оформления предварительного заказа Вам нужно заполнить приведённую ниже форму (обязательно заполнение всех пунктов). Опишите необходимые услуги и в кратчайшие сроки с Вами свяжутся наши специалисты для уточнения заказа и согласования деталей.

Бухучет — одна из важнейших составляющих системы управления компанией. Чтобы владельцы и менеджеры организации могли быть уверены в том, что в этой области все в порядке, бухгалтеров необходимо контролировать. Для этого часто используется ревизия состояния бухгалтерского учета. Рассмотрим, как она проводится и какие задачи решает.

Понятие ревизии и ее задачи

Ревизия вообще — это проверка соответствия того или иного процесса установленным нормам. Таким образом, бухгалтерская ревизия представляет собой контроль за соблюдением законодательства о бухучете.

В широком смысле ревизией в бухгалтерии можно назвать и налоговую проверку. Близка к ней также бухгалтерская экспертиза, которую проводят правоохранительные органы при расследовании экономических преступлений.

Но в обоих этих случаях инициатором ревизии являются внешние структуры, а цели, мягко говоря, не совпадают с задачами бизнеса. Поэтому далее будем говорить только о ситуации, когда решение о проверке принимают владельцы компании или топ-менеджеры.

В этом случае бухгалтерская ревизия организации может решать следующие основные задачи:

  1. Объективная оценка финансового состояния бизнеса и стоимости активов. Это может понадобиться, например, при реорганизации компании или при изменении состава учредителей.
  2. Проверка профессионального уровня бухгалтерской службы. Руководители компании далеко не всегда являются специалистами в финансовой сфере, поэтому им трудно самостоятельно оценить квалификацию бухгалтеров. Следовательно, если возникают сомнения, то лучший способ разрешить их — провести детальную проверку учета.
  3. Выявление фактов недобросовестности сотрудников: халатность, нецелевое использование ресурсов, хищение и т.п. Например, иногда специалисты отдела снабжения производят закупки по завышенным ценам, получая вознаграждение от контрагентов. Найти таких нарушителей можно с помощью анализа расчетов и сопоставления цен на приобретаемые материалы с рыночным уровнем.
  4. Подготовка к внешним проверкам: налоговым, аудиторским, участию в тендерах. В двух последних случаях особое внимание обращают на ревизию бухгалтерской отчетности. Ведь классическая аудиторская проверка заключается именно в подтверждении достоверности отчетов. Также баланс с необходимыми приложениями в обязательном порядке входит и в комплект документов, предоставляемых на тендер.

Иногда ревизия бухгалтерских документов назначается и по форс-мажорным обстоятельствам: если по итогам уже прошедшей налоговой или аудиторской проверки были выявлены серьезные нарушения. Но лучше, конечно, не дожидаться подобного результата, а заранее продумать, кому можно доверить ведение бухгалтерского и налогового учета.

О преимуществах аутсорсинга

При передаче учета на аутсорсинг обязательной частью процедуры является ревизия текущего состояния дел. От ее результатов во многом зависит, как в дальнейшем будет происходить взаимодействие между заказчиком и бухгалтерской фирмой. Зачастую, до приема организации «в работу», ее учет необходимо существенно скорректировать, а в сложных случаях — даже полностью восстановить.

Порядок проведения ревизии бухучета

В крупных компаниях ревизия, как правило, проводится собственными силами. Для этого предназначены специальные подразделения — службы внутреннего аудита.

Компании, относящиеся к среднему и малому бизнесу, обычно поручают проверку бухслужбы сторонним организациям: аудиторским или консалтинговым фирмам.

Как выбрать аудиторскую компанию и почему рейтинг крупнейших не единственный критерий?

Важно!

Независимо от исполнителей и цели проверки, она включает в себя следующие этапы:

  1. Документирование решения.
    Руководитель компании издает соответствующий приказ. В нем отражаются состав ревизионной комиссии, сроки проверки ревизии и ее объект. Это может быть как весь бухучет, так и его отдельные разделы, например, касса, расчеты с контрагентами или начисление зарплаты. Если проверка поручается внешней организации, то это также отражается в приказе. Компании, имеющие штатную службу внутреннего аудита, обычно разрабатывают подробное положение, регламентирующее проведение проверок, а в приказе просто ссылаются на него. Сторонние же проверяющие работают по собственным регламентам, согласовав применяемые методики с заказчиком.
  2. Подготовка.
    На этом этапе проверяющие составляют план ревизии, исходя из установленного срока, и запрашивают у ответственных лиц необходимые документы.
  3. Проведение проверки.
    Методы, применяемые на этом этапе, зависят от того, какие разделы подлежат ревизии. Например, если речь идет об учете денежных средств или иных ценностей, то, кроме анализа документов, необходимо провести инвентаризацию. А при проверке расчетов может потребоваться сверка с контрагентами.
  4. Оформление результатов.
    Документально бухгалтерская ревизия оформляется в виде акта. Он включает в себя все выявленные нарушения и рекомендации проверяющих по устранению недостатков.

Использование результатов ревизии

По итогам проверки владельцы и руководство компании могут принять решение об изменении системы организации учета. Глубина реорганизации зависит от серьезности выявленных нарушений:

  1. Внесение изменений в учетную политику и регламент документооборота.
  2. Реорганизация бухгалтерской службы, полная или частичная смена кадрового состава.
  3. Передача бухгалтерского учета на аутсорсинг.

Ведение бухгалтерского учета сторонней организацией

Все перечисленные меры могут применяться как по отдельности, так и совместно.

Оставшаяся же часть финансовой службы проходит реорганизацию, осваивает новые регламенты и т.д.

Наш опыт

Штатные бухгалтеры чаще всего допускают ошибки при расчете зарплаты. В ходе проведения аудита мы выявляли недочеты в 85% случаев. А ведь нарушения, связанные с оплатой труда, являются самыми тяжелыми с точки зрения возможных последствий. Предприятием, допустившим их, могут заинтересоваться не только налоговики, но и трудовая инспекция, а также правоохранительные органы. Подробнее о ревизии начисления зарплаты мы рассказали .

Вывод

  • Если у владельцев бизнеса возникли сомнения в достоверности учетных данных — подтвердить или развеять их поможет ревизия бухучета.
  • Проводить такую проверку можно как собственными силами, так и с привлечением внешних консультантов.
  • Итоги ревизии могут стать причиной серьезных оргвыводов, вплоть до полного изменения подходов к организации учета.

Заказать услугу

Как провести правильную ревизию собственного предприятия?

Все владельцы малого/индивидуального бизнеса вынуждены проводить ревизии с целью проверки и наведения порядка в компании. И если ревизия производится только раз в году, то в остальное время персонал может относиться к своим обязанностям спустя рукава, что будет порождать весьма серьезные проблемы. В этой статье мы подробно рассмотрим, как правильно проводить ревизии на предприятии.

Что такое ревизия?

Ревизия – это своего рода точка контроля, выявление правильности учета остатков, выявление хищений, недостач и т.п.

Основные задачи

1) Выявление разницы между учетом и реальным наличием;

2) Определение причин возникновения данной разницы;

3) Устранение причин с целью улучшения работы предприятия;

4) Возврат или списание недостачи, использование излишков;

5) Утверждение результатов проверки подписью уполномоченного лица.

В выполнении этих задач и заключается подлинный смысл ревизии. Если отказаться от поиска причин несоответствия, то ревизия становится бессмысленной, а недостачи будут продолжаться.

Причины появления недостач/излишков в процессе работы предприятия:

— низкое качество работы сотрудников с документами, в итоге на предприятии нет адекватной картины движения материальных средств;

— просчеты в процессе составления документов, касающихся взаимодействия с клиентами;

— невозврат материальных средств при записи возврата в документах;

— неправильный учет продукции, ошибки в написании наименований;

— неправильно проведенная предыдущая ревизия;

— передача материальных средств без надлежащих накладных;

— неправильная работа кассовых аппаратов;

— воровство.

В целом можно с уверенностью говорить, что большая часть причин появления излишков или недостач связана с человеческим фактором.

Особенности ревизии на предприятии

В процессе проведения ревизии нужно уделять достаточное внимание погрешностям, в чем хорошо помогает анализ в специальных компьютерных программах. Чаще всего торговые компании используют программу 1С. Проводить ревизию лучше в нерабочий день, причем неожиданно. При выявлении ошибок в том или ином отделе, необходимо провести там ряд дополнительных проверок. Проводить повторные расчеты нужно до тех пор, пока результаты и их причины не будут совершенно ясны и определены. Идеально, если ревизия проводится раз в месяц. Чем чаще будут проверки, тем меньше будет несоответствий.

Есть и еще один немаловажный момент – чем больше несоответствий, тем чаще нужно проводить инвентаризацию. В особо запущенных случаях это следует делать каждый день. Максимальный интервал между ревизиями не должен превышать более 6 месяцев.

Отчет и выводы

После проведения ревизии важно составить грамотный отчет. Там должно быть полно и понятно указана следующая информация: продукция, ее цена, наличие, учет, причины несоответствия, дата предшествующей инвентаризации и ее итоги. В заключительной графе должны быть указаны итоговые суммы, а также недостатки/излишки.

В целом ревизия – это сложный и ответственный процесс, даже если используется качественное программное обеспечение. Но она необходима для того, чтобы в компании не возникало несоответствия между реальным и учетным состоянием.

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *