Работа для аспирантов

Содержание

Совмещение работы и учебы студента-очника

7 из 10 аспирантов очников российских вузов – представители сильной половины 27–40 лет. Это объясняется законом о воинской службе, от которой очная форма аспирантуры дает законную отсрочку на де-факто серьезные сроки (4+ года).

Учитывая возраст аспирантов + тот факт, что мужчина – традиционный кормилец семьи, – легко понять, почему вопросы совмещения работы с очной учебой стоит остро. Отчасти они связаны с реформой образования 2002 г., когда:

  • сроки обучения перестали формировать трудовой стаж (работа аспиранту нужна, чтобы не терять время);
  • вузы перестали заводить трудовые книжки (касается всех – очников, заочников, учащихся вечерней школы);
  • аспирантура официально названа формой обучения (не является трудоустройством).

Могут ли работать ученики на третьей ступени образования? Существуют для них ограничения по выбору графика занятости (полный, неполный день, совместительство)? Куда устроиться для уверенности, что учеба в аспирантуре входит в трудовой стаж?

Аспиранты очной формы и работа на полной ставке

Сама рабочая ставка в контексте третьей ступени образования значения не имеет. Полный рабочий день, свободный график, полставки – аспирант вправе работать на любом основании. Исключение – совместительство.

Согласно ТК РФ, такой формат занятости доступен на условиях наличия основного места занятости, с которой совмещается дополнительная. Аспирантура работой не является. То есть совместительства (не путать с совмещением) здесь нет.

Студент вправе устроиться на полный рабочий день при соблюдении двух условий.

  • Он везде успевает.
  • Работодатель готов/согласен/заинтересован в заключении договора с аспирантом-очником.

Трудоустройство аспиранта-очника с точки зрения закона

Законодательных препон для совмещения очной аспирантуры и работы нет. Подтверждение – ряд актов:

  • ТК РФ. Статья 59 кодекса определяет возможность заключения срочных договоров со студентами, обучающими на очной форме. Статья 66 отменяет право кафедры удерживать трудовую книжку аспиранта. Исключение – случав, когда вуз является работодателем студента (обучение является основанием предпочтения кандидата).
  • Закон об образовании (273-ФЗ) определяет право студента (магистранта, аспиранта, будущих бакалавров, специалистов, колледжистов – всех, кому исполнилось 14 лет) совмещать учебу с трудоустройством.
  • Закон социального страхования регламентирует право воспользоваться учебным отпуском (студента очника – для поступления).

Дополнительно вопросы совмещения учебы с занятостью регламентированы подзаконными актами – Правилами, Инструкциями заполнения трудовых книжек, статьями ТК, определяющими условия заключения договоров.

Возвращаясь к вопросу о стаже, надо заметить, что аспирантура в него не входит, поскольку вузы не отчисляют за студентов взносы в страховой фонд (нет страхового стажа). Но работа параллельно с учебой отменяет пропуск страхового стажа, – взносы за студента отчисляются работодателем.

Аспиранты и работа в вузе

Учебное заведение, которое готовит научного сотрудника, наравне с любым НИИ, коммерческим предприятием, иным местом занятости может выступать в роли нанимателя. Условия оформления аналогичны во всех случаях:

  • аспирант оформляется с ведением книжки;
  • со студентом заключается договор – срочный/стандартный.

Педагогический стаж и трудовая книжка

Хотя на размер страхового стажа учеба влияния не оказывает, помимо отсрочки от армии и доступа к научным экспериментам она несет еще один плюс. В педагогический стаж ее годы учитываются. С позиции рабочих отношений данный факт ничего не меняет, но научно-педагогический стаж имеет значение для работодателя (в том числе, вуза, НИИ).

Предоставление отпуска аспирантам-очникам

Хотя учеба на третьей ступени образования предполагает преимущественно самостоятельную работу (минимум лекций, занятий, семинаров), ТК РФ сохраняет право студента на социальные гарантии, включая учебный отпуск. Очники могут претендовать на оплачиваемый отпуск до 3 месяцев для подготовки диссертационного труда (статья 173.1).

Адрес поступления:

Ленинградский пр-т, д. 80, корпуса Е, Ж, Г.

Станция метро «Сокол», выход в центре зала на ул. Балтийская, далее пешком или на троллейбусе (№ 6, 43) до остановки «Институт Гидропроект» (1 остановка), у троллейбусного депо повернуть направо.

Контакты приемной комиссии:
Телефон: +7 (495) 800 10 01

Доходы молодых российских магистров и кандидатов наук в возрасте практически не отличаются. А потому в аспирантуру идут люди, мотивированные далеко не материальными интересами. Об этом свидетельствуют данные исследования доцента кафедры социологии НИУ «Высшая школа экономики» Яны Рощиной (документ есть в распоряжении Лайфа). Как показал многолетний анализ, учёная степень привлекает тех, кто хочет заниматься педагогической деятельностью, энтузиастов (они верят в то, что защита кандидатской позволит получить более высокую должность), а также тех, кто уверен: наличие учёной степени максимально сократит риски безработицы. Ведь у тех, кто всё-таки получил звание «кандидат наук», всегда есть возможность начать академическую карьеру. Эксперты, в свою очередь, добавили, что для мужчин учёная степень — причина не идти в армию. Другими словами, аспирантура становится своеобразной инвестицией в будущее.

И дело не только в том, что с кандидатской можно легко попасть на работу в вуз, в «голодные годы» — стать частным репетитором и не выходя из дома зарабатывать 100 тысяч рублей в месяц. Это вопрос трудолюбия и того, как работает сарафанное радио.

Тем не менее, согласно исследованию, в России доходы магистров и «владельцев» учёных степеней почти идентичны. В компании «Ассоциация репетиторов» (их база насчитывает около 65 тыс. педагогов) заявили, что цена на услугу частных специалистов не зависит от того, защитил ли человек диссертацию или нет.

— Репетиторы сами заявляют свою стоимость. Есть студенты, которые просят за час занятия столько же, сколько кандидаты наук, — сказали Лайфу в организации.

Как отмечается в исследовании, из-за того что особых финансовых преимуществ учёная степень не даёт, на первый план выходит нематериальная мотивация будущих соискателей.

— Только 60% всех тех, кто поступает в аспирантуру, её заканчивают, и только 20% удаётся диссертацию защитить, — говорится в документе.

Стараться слишком сильно. Степень того не стоит

Исследования проводились на основе мониторинга экономики образования ВШЭ в 2006—2015 годах: ежегодно в проекте принимало участие более 2,5 тыс. российских студентов очных отделений, большинство из них обучалось по программам бакалавриата (65%), другие — специалитета (29%) и магистратуры (6%).

Будущие кандидаты наук, или (на западный манер) доктора философии, чаще всего выходят из гимназий или школ с углублённым изучением предметов.

Среди аспирантов больше мужчин, при этом огромное влияние имеет тот факт, участвовал ли он ранее в университетских исследованиях и насколько успешно учился.

Большинство опрошенных (64%) согласились с тем, что быть кандидатом наук перспективно: можно получить более высокую должность, однако были и те, кто связывал выгоду с увеличением дохода (41% всех опрошенных) и кто считает, что учёная степень, кроме того, поможет скорее найти работу (29%).

Как отмечает автор проекта, наиболее привлекательной аспирантуру считают учащиеся магистратуры.

— Однако, чтобы получить степень, нужно приложить много усилий, а потому лишь небольшой процент выпускников вузов решается на продолжение обучения.

C конца 2000 года, согласно документу, количество тех, кто хотел получать степень кандидата (особенно среди московских студентов), резко сократилось. Если в 2008—2009 годах потенциальных аспирантов в столице было около 30%, то в 2014—2015 годах это число упало почти в два раза (до 16,4%).

Более половины опрошенных заявили, что не хотели бы, будучи кандидатами наук, строить карьеру в научном сообществе.

Директор Института развития образования департамента образовательных программ ВШЭ Ирина Абанкина говорит, что этого следовало ожидать, так как в академической сфере не так много вакансий.

— Сейчас жёсткие нормативы по численности преподавательского состава, а также количеству научных работников. Кроме того, есть большие требования к таким сотрудникам: нужен большой объём научных статей, которые будут напечатаны не только в российских научных журналах, но и в зарубежных, — говорит Абанкина. — Как показывают наши данные, с 2012 года количество молодых сотрудников (до 35 лет) не увеличивается, а сокращается. В основном работают заслуженные педагоги, которые уже начали и в электронных научных журналах публиковаться, — такие приспособились к новым вызовам и не уходят на пенсию.

Кроме того, по словам Абанкиной, после аспирантуры многим неинтересно продолжать академическую карьеру из-за низких зарплат.

— Раньше преподавание в вузе всё-таки оставалось привлекательным, так как был более гибкий график у сотрудников, можно было ещё чем-то заниматься. Сейчас, опять-таки из-за требований к публикациям, такого нет, — рассказывает эксперт. — В педагогической научной сфере есть надбавки за степень: для кандидатов наук она составляет 3 тысячи рублей, для докторов наук — 7 тысяч рублей. Однако они входят в базовую зарплату, надбавка совсем не чувствуется. И она уже давно не растёт. В СССР было иначе: каждые пять лет выплаты за степень увеличивались, кроме того, их добавляли к основному окладу.

Однако сейчас, с развитием технологий, у кандидатов наук появилась альтернатива.

— В крупные компании (типа «Яндекса») требуются серьёзные специалисты, которые будут писать отчёты для их аналитических центров. В менее крупных организациях нередко также есть свои информационные центры, где нужны работники, которые будут заниматься проектированием, — сказала Абанкина. — По опыту моих аспирантов могу сказать, что действительно наличие степени на карьеру не влияет — важен лишь опыт и личные успехи.

Когда некогда грызть гранит

Самая большая проблема, которая останавливает специалистов, магистров и даже самых амбициозных заставляет отказываться от заветной учёной степени, — новая система аспирантского образования. Нужно выбирать: хотите вы заниматься карьерой и зарабатывать, или в свои 25 лет учиться, но не иметь средств к существованию.

По словам Ирины Абанкиной, на сегодняшний день стипендия (без особых надбавок вуза) составляет около 10 тыс. рублей для аспирантов. В некоторых учебных заведениях бывает так, что, например, плата за общежитие выше…

— С 2013 года многое изменилось. Раньше была идея аспирантуру вписать в закон о науке, но тогда были бы риски, что бюджетных мест не станет. Поэтому аспирантуру сделали полноценной «третьей ступенью образования» — оно гарантируется бесплатным. Места сохранились, но пришлось разрабатывать новые стандарты для аспирантуры: появились полноценные пары по специальности, по философии, иностранному. Совмещать с работой очень сложно учёбу, а ведь нужно ещё преподавать — это обязательное условие.

Другими словами, теперь защита диссертации и прохождение программы аспирантуры относятся к разным законам — «О науке» и «Об образовании».

— В аспирантуре сдаются экзамены, в конце обучения выдаётся диплом. А потом уже самостоятельно соискатель учёной степени идёт на предзащиту и далее.

Тем не менее специалист ВШЭ рассказала, что, несмотря на все «но», некоторых молодых людей мотивирует обучаться в аспирантуре тот факт, что кандидаты наук не идут в армию.

Студентка второго курса столичного вуза Марина рассказала Лайфу, что решила пойти в аспирантуру, потому что таким образом она для матери всё ещё оставалась студенткой.

— Мама сказала, что если я буду учиться, то могу пока не работать. А там, я надеюсь, уже выйду замуж. Ходить на пары мне нравится, но работать — нет, не хочу, — говорит Марина. — А мой одногруппник поступил в магистратуру ради того, чтобы откосить от армии. Но он умный парень, закончил на отлично.

Что такое аспирантура

Возможность поступить в аспирантуру для многих является серьезным шагом, на который нужно решиться. Человек, идущий на это, должен четко понимать, чего он хочет достичь. Следует понимать, что обучение в аспирантуре является не просто следующей ступенью образования после окончания вуза. Поступление в нее выводит вас на качественно новый уровень. Аспирантура служит не просто местом для получения знаний. Она дает возможность человеку получить ученое звание.

Ознакомьтесь с подразделами…

Обучение

Все о процессе поступления и будущей учебы.

Вузы

Учеба в высших учебных заведениях страны.

Специальности

Список всех направлений обучения.

Диссертация и автореферат

Все про то, как успешно закончить обучение.

Кандидат наук

Кто это такой и как им стать. То, что вам пригодится при поступлении и в ходе обучения.

… и дочитайте этот материал

Для того, чтобы учиться в аспирантуре, человек должен иметь способности к аналитической, творческой и исследовательской работе, а также у вас должен быть талант. Людей, обладающих такими способностями, среди выпускников вызов, очень мало. Из-за этого перед тем, как принять решение, вы должны разобрать в себе и понять, есть ли у вас способности для обучения и научной работы. Без способностей и таланта вы просто зря проведете время, и от этого не будет пользы. Лучше найти себя в чем-то другом, где вы можете принести пользу.

Что представляет собой данное обучение

Аспирантура представляет собой форму профессионального послевузовского обучения. Она является главным этапом подготовки научных и научно-педагогических кадров. На сегодняшний день она служит самостоятельной формой для получения образования. Основной целью ее является приобретение навыков для занятия научными работами самостоятельно. Образование в основном ведеться при научно-исследовательских институтах и высших учебных заведениях.

Специалист, который закончил обучение, должен обладать всем необходимым, чтобы эффективно решать задачи в научной среде и качественно выполнять научно-исследовательские работы. Аспирантура, по сути, является формой повышения квалификации для желающих получить ученую степень кандидата наук. В ходе обучения человек получает опыт, который ему будет нужен, чтобы в дальнейшем выбрать актуальное научное направление. Он учится обосновывать те, темы исследований, которыми занимается. Аспирант также получает требуемый опыт для правильной организации и проведения эксперимента. Приобретает навыки умелой работы с литературой, способность грамотно получать и обрабатывать данные исследования, выполнять их сравнительный анализ. Учится правильно обобщать данные своих исследований в форме выводов. Завершающим этапом обучения является написание кандидатской диссертации. Написанную диссертацию аспирант должен будет предварительно защитить на заседании кафедры, а также на заседании научного отдела, который обязательно должен соответствовать его профилю.

Кто такой аспирант

Аспирантом является человек, у которого есть высшее профессиональное образование. Его целью является подготовка к защите диссертации для получения ученой степени кандидата наук. Для осуществления этой цели он должен пройти обучение в аспирантуре, которая находится при научно-исследовательских учреждениях и вузах. Им стать может человек, который имеет квалификацию магистра или специалиста и при этом является гражданином своей страны. Для зачисления в аспирантуру необходимо будет сдать вступительные экзамены на конкурсной основе. Кандидату необходимо будет подготовить научную публикацию, реферат и заявление на поступление. Очень помогают участия в научных конференциях, на основе которых дается рекомендация к поступлению.

Каждому аспиранту назначается научный руководитель, под наблюдением которого он пишет диссертацию. Кроме подготовки к написанию диссертации аспирант занимается индивидуальным планом работы. Этот план предусматривает сроки, по которым сдаются экзамены на кандидатский минимум. Также там указываются даты, по которым сдаются отдельные части диссертации. В обязанности аспиранта также входит посещение дополнительных занятий. Эти занятия проводятся на первом курсе обучения. Участие в работе кафедры, к которой он непосредственно закреплен, тоже входит в его обязанности. Если он не выполняет свой календарный план, его могут отчислить.

Для аспирантов очной формы предусмотрена выплата стипендий. У обучающихся на заочной форме обучения стипендии нет, но им можно каждый год брать дополнительный отпуск в размере тридцати дней. Этот отпуск они должны брать по месту своей работы. Аспирантам заочной формы обучения также может быть предоставлен один день в неделю, для проведения занятий, который оплачивается в размере 50%. Человек, поступающий в аспирантуру, имеет право выбрать направление, по которой будет проходить обучение. Поэтому не обязательно поступать в аспирантуру по специальности вашего диплома. В этом случае не стоит забывать, что необходимо будет освоить больше информации.

Что дает

Аспирантура предоставляет возможность человеку заниматься научной деятельностью. Также вам открывается возможность выступления на разнообразных конференциях и возможность участия в разных конкурсах. Она позволяет человеку самосовершенствоваться. Это происходит благодаря получению знаний по одному направлению, которое вы выбрали. Благодаря аспирантуре, вы можете заниматься преподавательской деятельностью. Итогом обучения является написание и защита кандидатской диссертации.

Зачем нужна

В первую очередь аспирантура нужна тем, кто планирует заниматься научной деятельностью или же преподавать в вузе. Некоторые люди идут учиться для того, чтобы повысить свою квалификацию или поменять область своей деятельности. Некоторые люди поступают продолжают обучение потому, что у них большое желание учиться и этот процесс им нравится.

Как учиться в аспирантуре заочно? Все об заочной аспирантуре

Заочная форма аспирантуры подойдет для тех соискателей ученой степени, у которых нет времени на ежедневное посещение лекций. Форма обучения (платная/бесплатная) зависит от образовательного учреждения и выбранной специальности.

Есть ли заочная аспирантура и что это?

Поступившим официально-трудоустроенным соискателям на заочную форму обучения в аспирантуре предоставляются отпуска до тридцати календарных дней с полным сохранением заработной платы. Кроме этого, предоставляется возможность взять дополнительные выходные (не более 2 в неделю) с сохранностью половины средней стоимости дневной ставки (условие актуально до 4 курса обучения в аспирантуре). На время сдачи сессии, учащимся предоставляются места в общежитии.

Примечание. При бюджетном обучении на заочном отделении аспирантуры, соискателям ученой степени выдается небольшое финансовое пособие (ежегодные выплаты до 20 000р ) на приобретение необходимой научной литературы.

Основные особенности обучения в заочной аспирантуре:

  1. Отсутствие отсрочки от службы в армии и стипендии (при платной форме обучения)
  2. Нет необходимости обязательного проведения преподавательской практики
  3. Не предусмотрены скидки и льготы для учащихся

, как поступить в аспирантуру и все нюансы обучения там.

Цены в заочной аспирантуре

Стоимость обучения зависит от общего количества бюджетных мест выбранного общеобразовательного учреждения. Материальные возможности будущего аспиранта зависят от месторасположения учебного заведения – обучение в Москве гораздо выше, чем в региональных центрах (ориентировочная стоимость – 70 – 100 тыс.руб ежегодно). Подробная статья о стоимости обучения в аспирантуре.

Список ориентировочных капиталовложений при обучении в заочной аспирантуре (может частично видоизменяться):

  • при наличии платной формы – ее оплата;
  • распечатка промежуточных вариантов диссертационных исследований (покупка бумаги, расходных материалов и т.д.)
  • публикация научных материалов в платных издательствах/стоимости почтовых расходов по доставке (зависит от специфики темы работы)
  • проезд и проживание в общежитии (для иногородних аспирантов)
  • распечатка и оформление диссертации, автореферата в необходимом количестве экземпляров (куратор проекта, официальные оппоненты, расходы на отправку и т.д.)
  • оплата транспортных расходов, подарки членам Диссертационного совета и т.д.

Срок обучения в заочной аспирантуре и особенности поступления

В отличие от дневной формы обучения (3 года), срок обучения на заочном отделении составляет 4 года.

Список документов, необходимых соискателю ученой степени для поступления на заочную аспирантуру.

  1. Реферат по специальности исследования (может заменяться опубликованными научными трудами по теме)
  2. Выписка/рекомендация от представителей Ученого совета
  3. Копия диплома о получении высшего образования
  4. Личный лист, оформленный и заверенный отделом кадров и характеристика (при официальном трудоустройстве соискателя ученой степени)
  5. Фотографии: 3х4 (3 шт.), 4х5 (1 шт.)
  6. Медицинская справка, подтверждающая прохождение профосмотра (зависит от требований вуза).

Чтобы зачислиться в аспирантуру, требуется сдать «кандидатский минимум» – философия предмета, история, иностранный язык и специалитет. Список детальных требований указан на сайте выбранного учебного заведения.

Для того, чтобы получить звание кандидата наук, не обязательно поступать в аспирантуру.

Особенности заочной медицинской аспирантуры (интернатура, ординатура)

Обычная заочная аспирантура существенно отличается от заочной медицинской аспирантуры – это поставленные цели, продолжительность обучения и его направленность.

Цель

После окончания ординатуры, аспиранты получают возможность ведения самостоятельной врачебной практики. Выпускники других специальностей претендуют на получение кандидатской ученой степени и дальнейшее осваивание научных методов по предмету исследования.

Продолжительность

Срок обучения в обычной заочной аспирантуре составляет 4 года. Для ординатуры этот показатель равен 2 года (интернатура – 1 год).

Обучение и кураторство для ординаторов и интернов

Средняя продолжительность аудиторных занятий в интернатуре – до 120 часов в год. Ординаторы занимаются в строгом соответствии с расписанием обучающей кафедры.

Ординаторы ведут приемы пациентов самостоятельно, как и интерны. Надзор над заполнением необходимых сопутствующих документов ведется только над учащимися интернатуры.

Армия и заочная аспирантура

При обучении на заочной форме аспирантуре, отсрочка от армии не предоставляется. Такие привилегии доступны только на очном отделении.

Компания «Диссертация» оказывает услуги по написанию сложных технических статей, курсовых проектов и научных работ. Каждый заказ проходит многоуровневую проверку на соответствие основным правилам русского языка и требованиям ВАК и ГОСТ. Мы гарантируем конфиденциальность всем нашим клиентам и заключаем с ними два вида договоров – оферты и официальный. Будем рады сотрудничеству с вами!

Вопрос: Приравниваются ли в правах аспиранты очной формы к студентам очной формы? В частности, посещение музеев, различные скидки и т.д.
Ответ: Нет, не приравниваются. Глава III Федерального закона от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (далее – ФЗ «О высшем образовании») определяет субъектов учебной и научной деятельности в системе высшего и послевузовского профессионального образования, их права и обязанности. Такими субъектами являются, в том числе, студенты вузов, то есть лица, зачисленные в вуз для обучения, и аспиранты — лица, имеющие высшее профессиональное образование и обучающиеся в аспирантуре и подготавливающие диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук.
В отношении каждой из указанных категорий установлен самостоятельный комплекс прав и обязанностей (ст. 16 и 19 ФЗ «О высшем образовании», соответственно, в отношении студентов и аспирантов). Нормы о том, что аспиранты пользуются теми же правами, что и студенты, закон не содержит.
Так, студентам вузов предоставляется право на бесплатное посещение государственных и муниципальных музеев (п. 3 ст. 16 ФЗ «О высшем образовании»). Вместе с тем, такое право не предоставлено аспирантам. Аналогично аспиранты имеют ряд прав, которыми не обладают студенты, к примеру, право на ежегодное пособие в размере двух месячных стипендий для приобретения научной литературы (п. 11 ст. 19 ФЗ «О высшем образовании»). Законодательством могут быть предусмотрены и иные права или льготы для студентов и аспирантов, не перечисленные в ФЗ «О высшем образовании». Однако следует учитывать, что студент и аспирант — это два самостоятельных и не зависимых друг от друга правовых статуса.
Вместе с тем и студент, и аспирант являются обучающимися в смысле Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании». Поэтому студенты и аспиранты пользуются правами, гарантиями и льготами, закрепленными в соответствии с законом за такой категорией, как обучающиеся (глава V Закона РФ «Об образовании» «Социальные гарантии реализации прав граждан на образование»). Однако и здесь следует отметить, что права обучающихся зачастую носят рамочный характер (обеспечение государственными стипендиями, местами в общежитиях, пользование библиотеками и др.). Свое детальное регулирование соответствующие права и гарантии находят применительно уже к конкретным категориям обучающихся (студентам, аспирантам, докторантам и др.).
Таким образом, нет оснований полагать, что правовой статус аспиранта приравнен к статусу студента. Для того чтобы выяснить, обладает ли аспирант тем же правом, что и студент в конкретной ситуации, необходимо определить, на основании чего это право предоставлено последнему. Соответствующий нормативный акт должен содержать прямое указание также и на аспиранта как лицо, которому предоставлено право (как это сделано, к примеру, в Законе Санкт-Петербурга «О дополнительных мерах социальной поддержки детей и молодежи в Санкт-Петербурге» от 30.05.2005 № 222-26, который предоставляет право покупки льготного проездного билета как студентам, так и аспирантам).

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *