Расчет численности персонала

«Кадровик. Кадровый менеджмент», 2007, N 10

К проблемам функционирования организационных структур управления предприятием 51,3% руководителей из 200 опрошенных относят нерациональную численность административно-управленческого персонала. С этой целью представляется необходимым определение оптимальной численности административно-управленческих работников и рациональное распределение их по структурным подразделениям.

Реструктуризация предприятия представляет собой сложный процесс, при котором для достижения поставленных целей требуется изменение организационного строения предприятия. В качестве объекта организационной реструктуризации предприятия выступает организационная структура управления предприятием, представляющая один из элементов внутренней среды функционирования строительного предприятия и являющаяся тем механизмом, с помощью которого достигается согласованная и скоординированная деятельность всех сотрудников и структурных подразделений в направлении достижения поставленных целей и реализации выбранной стратегии. Организационная структура оказывает существенное влияние на возможности проведения изменений в ключевых для строительного предприятия сферах деятельности, выступая фактором, стимулирующим либо сдерживающим достижение намеченных целей.

В связи с этим в условиях перехода к рыночной экономике роль реструктуризации как важного резерва улучшения основных показателей строительного производства возрастает.

Для выявления проблем функционирования предприятий строительного комплекса Пензенского региона и развития организационных структур управления был проведен анкетный опрос 200 респондентов строительных организаций — в основном это высшие руководители и руководители среднего звена, занимающие должности директора, заместителя директора, начальника отдела, главного инженера, главного бухгалтера, начальника участка, мастера, специалиста и другие. По мере возможности анкетный опрос дополнялся интервьюированием, что позволило получить более полные ответы на вопросы анкеты и повысить достоверность их оценки. Первый блок разработанной анкеты включал в себя вопросы, посвященные статусу, типу предприятия и организационной структуре управления. Второй содержал вопросы о положении респондента в структуре организации и его взаимодействии с подчиненными. Следующий блок отражал вопросы оценки трудоемкости руководства и использования рабочего времени руководителей. Завершающий блок — личные сведения респондентов.

Распределение организаций, участвовавших в опросе, по статусу и типу выглядит следующим образом (табл. 1).

Таблица 1

Распределение организаций, участвовавших в опросе,

по статусу и типу

Предприятие
по статусу

В % от общего числа
участвовавших

Предприятия
по типу

В % от общего числа
участвовавших

Генподрядчик

31,3

Крупная

17,5

Субподрядчик

Средняя

56,3

Заказчик

28,7

Малая

26,2

Распределение опрашиваемых респондентов по руководящим должностям представлено в таблице 2.

Таблица 2

Распределение опрашиваемых руководящих работников

по должностям

Должность
опрашиваемого

Количество человек

В % от общего числа
опрашиваемых

Руководитель
предприятия,
его заместитель

Главный инженер

Начальники отделов
(их заместители)

Начальники участков

Мастер

12,5

Специалист

17,5

Другие

Итого

В результате анкетного опроса выявлен позитивный факт, что 56,3% опрошенных руководящих работников ясно представляют себе общую организационную структуру управления своей организацией, информацию о которой они получают из документов, распространяемых в организации. По мнению 45% опрошенных, основным документом, регламентирующим построение организационной структуры управления, является устав, хотя в идеале это не совсем так.

При оценке сложившейся на предприятиях организационной структуры 37,5% респондентов обнаружили, что их структуру нельзя назвать оптимальной, так как она недостаточно эффективна в реально существующих рыночных условиях. Респонденты отмечают, что возможности для ее перестройки на данный момент вполне реальны и оправданны (55% опрошенных). Следует отметить, что в 60 случаях из ста за время функционирования предприятий изменения в организационной структуре проводились в сторону ее усложнения. 37% респондентов отметили, что данные изменения не привели к повышению результатов работы предприятия и недостаточно эффективны, так как проводились собственными силами, т.е. внешние консультанты по управлению не привлекались.

К основной проблеме неэффективного функционирования организационной структуры 51,3% руководителей относят нерациональную численность административно-управленческого персонала вследствие отсутствия кадров нужной квалификации и нехватки специалистов необходимого профиля, обладающих достаточным уровнем знаний. Большинство респондентов сошлось во мнении, что вместе с увеличением численности административно-управленческого персонала растут затраты на его содержание, ухудшается качество выполняемых работ, сокращается производительность труда. Неоправданное увеличение штата управленцев при недостаточном количестве рабочих свидетельствует о довольно нестабильном управленческом кадровом составе, текучести кадров, что является следствием недостаточно высокого уровня трудовой мотивации, служит причиной нерациональной организации труда, приводит к неправильному распределению и централизации управленческих функций, повышает звенность и многоступенчатость структуры управления.

Словарь управления персоналом. Административно-управленческий персонал — работники аппарата управления, служащие, входящие в администрацию фирмы, предприятия, организации, конторские работники, дирекция предприятий и учреждений.

Необходимым условием создания экономичного аппарата управления является установление оптимальной численности административно-управленческих работников и рациональное распределение их по структурным подразделениям, осуществляющим определенные функции управления на основе нормирования административно-управленческого труда, которое позволит избежать как необоснованного увеличения, так и произвольного сокращения аппарата управления, улучшить использование рабочего времени и сократить управленческие расходы.

Наиболее разработанным методом нормирования административно-управленческого труда является метод укрупненных нормативов, устанавливающих зависимость затрат труда не от прямых факторов (объема перерабатываемой информации, уровня организации и механизации труда), а от косвенных факторов, которые находятся в корреляционной зависимости с прямыми, но являются более стабильными и легче поддаются учету. В качестве таких факторов принимаются, как правило, технико-экономические показатели деятельности организации.

Для определения факторов, влияющих на численность административно-управленческого персонала, был применен метод экспертных оценок.

В качестве экспертов были привлечены 18 руководителей. Среди них: директора, руководители отделов и служб предприятий строительного профиля, главные бухгалтера и другие управленческие работники. На рассмотрение экспертам было представлено 13 факторов, приведенных в таблице 3, влияющих на численность АУП по 10 наименованиям подсистем управления.

Таблица 3

Перечень факторов, определяющих численность

административно-управленческого персонала по подсистемам

управления

Фактор

Обозначение

Годовой объем работ, выполняемых собственными
силами

К1

Годовой объем работ, выполняемых субподрядными
организациями

К2

Годовое число строящихся объектов

К3

Численность работающих в строительстве

К4

Численность рабочих в строительстве

К5

Число заказчиков

К6

Стоимость активной части основных
производственных фондов

К7

Количество функциональных и производственных
подразделений

К8

Количество уровней управления

К9

Среднесписочная численность персонала

К10

Количество рабочих мест в основном производстве

К11

Среднесписочная численность управленческого
персонала

К12

Прибыль

К13

При определении факторов исходили из следующих основных положений: целесообразно использовать факторы, числовая величина которых формализуется; рекомендуется использовать факторы, отражающие специфику подсистемы управления; при выборе факторов целесообразно в качестве основных принимать те из них, числовую величину которых можно точно определить из учетной документации.

На основании данных о фактической численности работников по функциям управления H и численных значений факторов в базовых организациях методом регрессионного анализа были получены приведенные ниже зависимости численности управленческого персонала по подсистемам управления от влияющих факторов:

1. Общее (административное) руководство:

H = 6,023 + 0,011x — 0,0012x ,

Адм 1 2

где x — годовой объем работ, выполняемых собственными силами;

x — годовой объем работ, выполняемых субподрядными

организациями.

2. Планирование производственно-хозяйственной деятельности:

H = 1,45 + 0,0004x + 0,065x ,

План 1 2

где x — годовой объем работ, выполняемых собственными силами;

x — годовое число строящихся объектов.

3. Организация труда и заработной платы:

H = 3,147 + 0,059x + 0,00001x ,

ОТиЗП 1 2

где x — годовое число строящихся объектов;

x — среднесписочная численность персонала.

4. Техническая подготовка строительного производства:

H = 2,668 + 0,022x — 0,005x ,

Тех 1 2

где x — годовой объем работ, выполненных собственными силами;

x — годовое число строящихся объектов.

5. Охрана труда и техника безопасности:

H = — 3,415 + 0,279x + 0,045x ,

ОТиТБ 1 2

где x — численность работающих в строительстве;

x — среднесписочная численность персонала.

6. Комплектование и подготовка кадров:

H = — 0,747 + 0,166x + 0,246x ,

КиПК 1 2

где x — количество функциональных и производственных

подразделений;

x — количество уровней управления.

7. Управление материально-техническим снабжением:

H = 2,85 + 0,015x + 0,014x ,

УМТС 1 2

где x — годовой объем работ, выполняемых собственными силами;

x — годовое число строящихся объектов.

8. Механизация строительно-монтажных работ и руководство энергетическим обслуживанием:

H = 8,169 — 0,047x + 0,042x ,

МЕХиЭО 1 2

где x — число заказчиков;

x — стоимость активной части основных производственных

фондов.

9. Хозяйственное обслуживание и общее делопроизводство:

H = — 10,239 + 0,654x + 2,97x ,

ХОиОД 1 2

где x — количество функциональных и производственных

подразделений;

x — количество уровней управления.

10. Бухгалтерский учет и финансовая деятельность:

H = — 0,104 + 0,21x + 0,016x ,

БУиФД 1 2

где x — количество функциональных и производственных

подразделений;

x — среднесписочная численность персонала.

Общая численность административно-управленческого персонала может быть получена как сумма численностей работников по подсистемам управления:

H = H + H + H + H + H + H + H +

общ Адм План ОТиЗП Тех ОТиТБ КиПК УМТС

+ H + H + H .

МЕХиЭО ХОиОД БУиФД

Сравнение нормативной и фактической численности управленческого персонала по подсистемам управления по целому ряду предприятий (табл. 4) позволило выявить значительные отклонения в этих величинах. Мы расцениваем этот факт как доказательство необходимости проведения комплекса мер по реструктуризации этих предприятий.

Таблица 4

Итоги расчета рациональной численности работников

по подсистемам управления

Очевидно, что этот процесс не тождественен механическому увеличению или уменьшению штатов организаций, а подразумевает мероприятия по совершенствованию систем управления в целом путем разработки и последующего внедрения организационных проектов.

Приведенные уравнения могут быть использованы не только для определения потребной численности административно-управленческого персонала. Анализ параметров уравнений дает возможность вскрыть влияние различных причин на формирование аппарата управления и изменение его численности, может быть использован для проведения экономического анализа организационных структур.

Это обеспечит рациональную организацию труда управленческого аппарата, способствующую выработке оптимальных управленческих решений с точки зрения надежности, а также будет способствовать эффективному распределению рабочего времени. Повышение производительности труда за счет улучшения коммуникационных процессов и обмена информацией, повышения квалификации, а также улучшения общей результативности работы структуры управления предприятием позволит выполнять существующие объемы работ силами меньшего количества работников, что позволит сократить затраты на трудовые ресурсы предприятий и себестоимость строительной продукции и услуг.

Литература

3. Томилов В.В., Резник С.Д. Рационализация структуры аппарата управления в строительных организациях. — Пенза: Приволжский Дом научно-технической пропаганды, 1989.

4. Руководство по разработке нормативов численности и типовых структур аппарата управления строительных организаций / Всесоюзный научно-исследовательский и проектный институт труда в строительстве Госстроя СССР. — М.: Стройиздат, 1980.

С.Левина

К. э. н.,

В связи с необходимостью разработки нормативно-правовых актов, утверждающих перечни должностей и профессий работников, относимых к основному персоналу по видам экономической деятельности, направляем Методические рекомендации по утверждению перечней должностей и профессий работников государственных учреждений культуры субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений культуры, относимых к основному персоналу по видам экономической деятельности.

Также направляем для ознакомления приказ Министерства культуры Российской Федерации от 05.05.2014 № 763 «Об утверждении перечней должностей и профессий работников федеральных государственных учреждений, подведомственных Министерству культуры Российской Федерации, относимых к основному персоналу по видам экономической деятельности» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24.06.2014 за № 32841).

Прошу обеспечить разработку и утверждение перечней должностей и профессий работников государственных учреждений культуры и муниципальных учреждений культуры Вашего региона, относимых к основному персоналу по видам экономической деятельности, и направить соответствующий нормативный документ в Департамент экономики и финансов Министерства культуры Российской Федерации в срок до 31.10.2014.

Обращаем внимание, что во исполнение подпункта «е» пункта 1 Перечня поручений Президента Российской Федерации от 03.07.2014, М* Пр-1558 по итогам совещания по вопросу определения основных подходов к формированию бюджетной и налоговой политики на 2015-2017 годы 23 июня 2014 г., в ходе выполнения Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» необходимо обеспечить повышение оплаты труда работников организаций культуры (без умета вспомогательного и административно-хозяйственного персонала).

Приложения: на 33 л. в 1 экз.

В.В. Аристархов

1. Необходимость утверждения перечней должностей и профессий работников государственных учреждений культуры и муниципальных учреждений культуры субъекта Российской Федерации, относимых к основному персоналу по видам экономической деятельности, определяется следующими соображениями.

Статьёй 135 Трудового кодекса Российской Федерации установлено:

«Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Российская трёхсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений ежегодно до внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной год разрабатывает единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов. Указанные рекомендации учитываются Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при определении объёмов финансирования учреждений здравоохранения, образования, науки, культуры и других учреждений бюджетной сферы.»

Так, решением Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25.12.2013 (протокол № 11) утверждены Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2014 год.

Согласно пункту 7 данных Единых рекомендаций, установление и изменение систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений осуществляется с учётом реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» в части оплаты труда работников бюджетной сферы и положений «Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы», утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.1.2012 № 2190-р.

Согласно пункту 33 данных Единых рекомендаций, при разработке нормативных правовых актов по вопросам оплаты труда работников учреждений органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендуется использовать порядок формирования систем оплаты труда, предусмотренный разделом V названных Единых рекомендаций для федеральных государственных учреждений.

В свою очередь, согласно пункту 9 данных Единых рекомендаций, системы оплаты труда работников федеральных государственных учреждений устанавливаются и изменяются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, включая «Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных и казённых учреждений», утверждённое постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2008 № 583.

При этом в «Программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы», утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации № 2190-р от 26.11.2012, в разделе IV установлено:

«В «дорожных картах» предусматриваются следующие мероприятия по совершенствованию систем оплаты труда и достижению целевых показателей уровня средней заработной платы отдельных категорий работников в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 и от 1 июня 2012 г. № 161:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер Указа от 1 июня 2012 г. следует читать как «761»

обеспечение дифференциации оплаты труда основного и прочего персонала, оптимизация расходов на административно-управленческий и вспомогательный персонал с учетом предельной доли расходов на оплату их труда в фонде оплаты труда учреждения — не более 40 процентов…»

Та же формулировка вошла в п. 11 раздела V «Плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры»», утверждённого распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012№ 2606-р.

Во исполнение данных документов Министерство культуры Российской Федерации выпустило письмо от 31.01.2013 № 644-01-54/04-НМ, которым в федеральные органы исполнительной власти и главным распорядителям средств федерального бюджета были направлены «Методические рекомендации для разработки плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения, направленные на повышение эффективности сферы культуры» главными распорядителями средств федерального бюджета, планов мероприятий по повышению эффективности деятельности учреждений в части оказания государственных услуг (выполнения работ) федеральными государственными учреждениями культуры». В пункте (4) подраздела «Развитие кадрового потенциала работников учреждений культуры» раздела V данного документа говорится:

«4). Раздел предусматривает обеспечение дифференциации оплаты труда основного и прочего персонала, оптимизацию расходов на административно-управленческий и вспомогательный персонал учреждений культуры, с учетом предельной доли расходов на оплату их труда в фонде оплаты труда учреждения — не более 40 процентов.

К 2018 г. рекомендуется обеспечить соотношение средней заработной платы основного и вспомогательного персонала учреждений культуры до 1:0,7-1:0,5 (с учетом типа учреждения культуры). Если указанное соотношение обеспечивается в более ранние сроки, то рекомендуется его поддерживать.

Предельную долю оплаты труда работников административно-управленческого персонала в фонде оплаты труда учреждений культуры рекомендуется определить не более 40%.

К основному персоналу учреждения относятся работники, непосредственно обеспечивающие выполнение основных функций, для реализации которых создано учреждение (постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583).

Основной персонал учреждений культуры — работники учреждений культуры, непосредственно оказывающие услуги населению в сфере культуры соответствующими учреждениями, а также их прямые руководители (т.е. руководители структурных подразделений по основной деятельности и его заместители):

— перечень (наименование) должностей работников культуры установлен приказом Минздравсоцразвития России от 30 марта 2011 г. № 251н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих. Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии»;

— перечень рабочих профессий учреждений установлен приказом Минздравсоцразвития России от 14 марта 2008 № 121н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп профессий рабочих культуры, искусства и кинематографии».

Вспомогательный персонал учреждений культуры — работники учреждений культуры, создающие условия для оказания учреждением услуги населению в сфере культуры, включая обслуживание зданий и оборудования, не связанных с выполнением непосредственно работ по основной деятельности.

К вспомогательному персоналу относятся работники инженерно-технических служб, младший обслуживающий персонал (дворники, уборщики помещений, вахтеры, гардеробщики и т.п.), работники экспедиторской службы (включая водителей) и т.п.

Административно-управленческий персонал учреждений культуры -работники учреждений культуры, занятые управлением (организацией) оказания услуг населению данными учреждениями культуры, а также выполняющие административные функции, необходимые для обеспечения деятельности учреждения.»

Документом Пр-3411 от 22.12.2012 «Перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам совещания по вопросам бюджетов субъектов Российской Федерации 4 декабря 2012 г.» в п. 1 «б» также установлено:

«поручить соответствующим федеральным органам исполнительной власти обеспечить методическое сопровождение субъектов Российской Федерации при разработке ими региональных «дорожных карт» в установленных сферах, включая целевые показатели и индикаторы, в том числе отражающие соотношение средней заработной платы основного и вспомогательного персонала медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций культуры. Срок — январь 2013 г.»

Во исполнение данного документа вышло поручение председателя Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 № ДМ-П16-7975.

Во исполнение данного поручения Министерство культуры Российской Федерации выпустило письмо от 30.01.2013 № 557-01-56/04-НМ, которым в субъекты Российской Федерации были направлены «Методические рекомендации по разработке планов мероприятий («дорожных карт») «Изменения, направленные на повышение эффективности сферы культуры» органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации». В пункте (4) подраздела «Развитие кадрового потенциала работников учреждений культуры» раздела V данного документа приведён тот же текст, что и в аналогичном письме от 31.01.2013 № 644-01-54/04-НМ (см. выше).

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер письма от 30.01.2013 следует читать как «657-01-56/04-НМ»

Министерством культуры Российской Федерации издан приказ от 05.05.2014 № 763 «Об утверждении перечней должностей и профессий работников федеральных государственных учреждений, подведомственных Министерству культуры Российской Федерации, относимых к основному персоналу по видам экономической деятельности».

Исходя из вышеизложенного, существует необходимость издания нормативно-правовых актов на уровне субъектов Российской Федерации, утверждающих перечни должностей и профессий работников государственных учреждений культуры субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений культуры, относимых к основному персоналу по видам экономической деятельности.

2. Пунктом 7 «Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений» (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации № 583 от 05.08.2008) установлено:

«Перечни должностей и профессий работников учреждений, которые относятся к основному персоналу по видам экономической деятельности, устанавливаются федеральными государственными органами и учреждениями — главными распорядителями средств федерального бюджета по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.»

Перечни видов экономической деятельности установлены ОКВЭД (Общероссийский классификатор видов экономической деятельности). Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 05.05.2014 № 763 разработан в соответствии с ОКВЭД, который до 31.01.2014 существовал в 2 версиях:

— ОКВЭД, утверждённый приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22.11.2007 № 329-ст (срок действия данного классификатора (ОК 029-2007, или КДЕС ред. 1.1) неоднократно продлевался, в настоящее время до 01.01.2015);

— ОКВЭД, утверждённый постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 06.11.2001 № 454-ст (ОК 029-2001, или КДЕС ред. 1, официально не отменён).

Виды экономической деятельности, относящиеся к отрасли культуры, перечислены в разделе ОКВЭД «92. Деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта». Текст данного раздела в обоих версиях ОКВЭД идентичен:

92 Деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта

92.1 Деятельность, связанная с производством, прокатом и показом фильмов

92.11 Производство фильмов

92.12 Прокат фильмов8

92.13 Показ фильмов

92.3 Прочая зрелищно — развлекательная деятельность

92.31 Деятельность в области искусства

92.31.1 Деятельность в области создания произведений искусства

92.31.2 Деятельность в области художественного, литературного и исполнительского творчества

92.31.21 Деятельность по организации и постановке театральных и оперных представлений, концертов и прочих сценических выступлений

92.31.22 Деятельность актеров, режиссеров, композиторов, художников, скульпторов и прочих представителей творческих профессий, выступающих на индивидуальной основе

92.32 Деятельность концертных и театральных залов

92.33 Деятельность ярмарок и парков с аттракционами

92.34 Прочая зрелищно — развлекательная деятельность

92.34.1 Деятельность цирков

92.34.2 Деятельность танцплощадок, дискотек, школ танцев

92.5 Прочая деятельность в области культуры

92.51 Деятельность библиотек, архивов, учреждений клубного типа

92.52 Деятельность музеев и охрана исторических мест и зданий

92.53 Деятельность ботанических садов, зоопарков и заповедников

Из «Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений» (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации № 583 от 05.08.2008) следует, что государственные органы вправе утверждать перечни должностей и профессий работников учреждений, которые относятся к основному персоналу, для подведомственных им учреждений и по тем видам экономической деятельности, которые осуществляются подведомственными им учреждениями.

Так, приказом Министерства культуры Российской Федерации от 05.05.2014 № 763 «Об утверждении перечней должностей и профессий работников федеральных государственных учреждений, подведомственных Министерству культуры Российской Федерации, относимых к основному персоналу по видам экономической деятельности», данные перечни утверждены по следующим видам экономической деятельности:

— «Деятельность по организации и постановке театральных и оперных представлений, концертов и прочих сценических выступлений»;

— «Деятельность концертных и театральных залов»;

— «Деятельность цирков»;

— «Деятельность музеев»;

— «Деятельность библиотек»;

— «Деятельность по операциям с недвижимым имуществом и арендой»

— «Деятельность в области исследований и разработок»;

— «Деятельность в области образования».

Перечни должностей и профессий не утверждались по тем видам экономической деятельности, которые не осуществляются учреждениями культуры, подведомственными Министерству культуры Российской Федерации. Так, например, по виду «92.51. Деятельность библиотек, архивов, учреждений клубного типа» утверждён только перечень «Деятельность библиотек», так как в прямом ведении Министерства культуры Российской Федерации отсутствуют архивы и учреждения клубного типа.

Таким образом, при разработке соответствующих нормативно-правовых актов об утверждении перечней должностей и профессий работников государственных учреждений регионального и муниципального подчинения, относимых к основному персоналу по видам экономической деятельности, органам управления культуры субъектов Российской Федерации следует утверждать такие перечни только по тем видам экономической деятельности, которые осуществляются учреждениями культуры данного региона.

В штатное расписание учреждения культуры могут быть включены должности и профессии, относящиеся к нескольким видам деятельности, если эти виды деятельности осуществляются данным учреждением.

31.01.2014 Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии издан приказ № 14-ст «О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) и Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008)» с датой введения в действие названных классификаторов 01.02.2014, с правом досрочного применения в правоотношениях, возникших с 01.01.2014, с установлением переходного периода до 01.01.2015 и последующей отменой Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД) ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1) и Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД) ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1).

Министерством культуры Российской Федерации ведётся работа по актуализации положений приказа Министерства культуры Российской Федерации от 05.05.2014 № 763 «Об утверждении перечней должностей и профессий работников федеральных государственных учреждений, подведомственных Министерству культуры Российской Федерации, относимых к основному персоналу по видам экономической деятельности» в соответствии с новым Общероссийским классификатором видов экономической деятельности. Как следует из текста названного классификатора, изменения будут внесены только в наименования перечней видов экономической деятельности. Наименования должностей и профессий, относимых к основному персоналу по видам экономической деятельности, останутся прежними.

Таким образом, актуализация приказа Министерства культуры Российской Федерации от 05.05.2014 № 763 в соответствии с новым Общероссийским классификатором видов экономической деятельности не потребует внесения изменений в штатные расписания учреждений культуры.

Однако при разработке соответствующих нормативно-правовых актов об утверждении перечней должностей и профессий работников государственных учреждений регионального и муниципального подчинения, относимых к основному персоналу по видам экономической деятельности, органам управления культуры субъектов Российской Федерации следует руководствоваться приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31.01.2014 № 14-ст «О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) и Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008)», а не более ранними версиями Общероссийского классификатора видов экономической деятельности.

3. Перечни должностей и профессий работников учреждений культуры, относимых к основному персоналу по видам экономической деятельности, включённые в приказ Министерства культуры Российской Федерации от 05.05.2014 № 763 «Об утверждении перечней должностей и профессий работников федеральных государственных учреждений, подведомственных Министерству культуры Российской Федерации, относимых к основному персоналу по видам экономической деятельности», составлены на основе приказа Минздравсоцразвития России от 30.03.2011 № 251н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих. Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии»».

При составлении перечней учтены предложения учреждений культуры и органов управления культурой субъектов Российской Федерации, поступившие в Министерство культуры Российской Федерации в ходе общественного обсуждения проекта названного приказа.

4. Административно-управленческий персонал не относится к основному персоналу учреждения.

Пунктом 10(2) «Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений» (утверждено постановлением правительства Российской Федерации № 583 от 05.08.2008) установлено:

«Федеральные государственные органы — главные распорядители средств федерального бюджета, в ведении которых находятся учреждения, вправе устанавливать предельную долю оплаты труда работников административно-управленческого персонала в фонде оплаты труда указанных учреждений, а также примерный перечень должностей, относимых к административно-управленческому персоналу.»

В соответствии с приказом Министерства культуры Российской Федерации от 08.04.2013 № 325 «Об утверждении примерного перечня должностей, отнесённых к категории административно-управленческого персонала учреждения, находящегося в ведении Министерства культуры Российской Федерации», к административно-управленческому персоналу относятся следующие должности:

1) руководитель учреждения;

2) заместитель руководителя учреждения;

3) директор (исполнительный директор);

4) директор филиала;

5) главный бухгалтер;

6) главный инженер;

7) руководитель планово-финансовой (экономической) службы;

8) руководитель кадровой службы;

9) руководитель юридической службы.

Определение понятия «административно-управленческий персонал» дано в приказе Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 18.01.2013 «О методических рекомендациях по разработке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации планов мероприятий (региональных «дорожных карт») «Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013 — 2018 годы)»». Пунктом 20 названных методических рекомендаций установлено:

«Административно-управленческий персонал учреждений социального обслуживания населения — работники учреждений социального обслуживания населения, занятые управлением (организацией) оказания социальных услуг населению, а также выполняющие административные функции, необходимые для обеспечения деятельности учреждения.»

5. Нормативного акта, который содержал бы исчерпывающий перечень рабочих профессий, относящихся к отрасли культуры, не существует.

При включении профессий рабочих в перечни, утверждённые приказом Министерства культуры Российской Федерации от 05.05.2014 № 763 «Об утверждении перечней должностей и профессий работников федеральных государственных учреждений, подведомственных Министерству культуры Российской Федерации, относимых к основному персоналу по видам экономической деятельности», были приняты во внимание следующие документы:

— приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.03.2008 № 121н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп профессий рабочих культуры, искусства и кинематографии»;

— постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 16.07.2003 № 54 «Об утверждении Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, выпуск 58, разделы: «Общие профессии»; «Киностудии и предприятия, организации телевидения и радиовещания»; «Киносеть и кинопрокат»; «Театрально-зрелищные предприятия»»;

— постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 05.03.2004 № 40 «Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, выпуск 61, разделы: «Общие профессии производства художественных изделий»; «Ювелирно-филигранное производство»; «Производство художественных изделий из металла»; «Производство художественных изделий из дерева, капокорня и бересты»; «Гранильное производство»; «Производство художественных изделий из камня»; «Производство художественных изделий из папье-маше с миниатюрной живописью»; «Производство художественных изделий из кости и рога»; «Производство художественных изделий из янтаря»; «Скульптурное производство»; «Производство художественных изделий из кожи и меха»; «Производство изделий народных художественных промыслов»»;

— приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 21.03.2008 № 135 «Об утверждении Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, выпуск 57, разделы: «Рекламно-оформительские и макетные работы», «Реставрационные работы»»;

постановление Правительства Российской Федерации от 28.04.2007 № 252 «Об утверждении перечня профессий и должностей творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъёмочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, особенности трудовой деятельности которых установлены Трудовым кодексом Российской Федерации».

Кроме того, в указанные перечни включались профессии рабочих, относящиеся к отрасли культуры, перечисленные в Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (утверждён постановлением Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации от 26.12.1994 № 367).

Перечни профессий рабочих отрасли культуры, содержащиеся в перечисленных документах, не являются исчерпывающими.

6. Термины «руководитель», «начальник», «директор», «заведующий», применяемые в приказе Министерства культуры Российской Федерации от 05.05.2014 № 763 «Об утверждении перечней должностей и профессий работников федеральных государственных учреждений, подведомственных Министерству культуры Российской Федерации, относимых к основному персоналу по видам экономической деятельности», являются взаимозаменяемыми. (Соответствующие разъяснения получены от Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации письмом от 01.04.2014 № 14-3/10/3-1717.)

Так, например, в перечне должностей в приложении № 1 к названному приказу присутствует должность «начальник отдела продаж». Однако при составлении штатных расписаний допускается использование не только данного наименования дословно («начальник отдела продаж»), но также аналогичных ему наименований, несущих тот же смысл — а именно «директор отдела продаж», «заведующий отделом продаж», «руководитель отдела продаж».

7. К должностям, включённым в перечни, утверждённые приказом Министерства культуры Российской Федерации от 05.05.2014 № 763 «Об утверждении перечней должностей и профессий работников федеральных государственных учреждений, подведомственных Министерству культуры Российской Федерации, относимых к основному персоналу по видам экономической деятельности», могут добавляться дополнительные должностные наименования, такие как: «старший», «младший», «ведущий» и т.п.

Как следует из разъяснений, содержащихся в письме Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 01.04.2014 № 14-3/10/В-1717, указание в наименовании должности «старший», «ведущий» и т.п. характеризует не функциональную направленность той или иной должности, а уровень служебной нагрузки (например, наличие дополнительных или специфических обязанностей).

Так, применение должностного наименования «старший» возможно при условии, если работник наряду с выполнением обязанностей, предусмотренных по занимаемой должности, осуществляет руководство подчинёнными ему исполнителями. Должностные обязанности «ведущих» устанавливаются на основе характеристик соответствующих должностей специалистов. Кроме того, на них возлагаются функции руководителя и ответственного исполнителя работ по одному из направлений деятельности учреждения или его структурного подразделения, либо обязанности по координации и методическому руководству группами исполнителей, создаваемыми в отделах с учётом рационального разделения труда в конкретных организационно-технических условиях.

Штатная численность: как рассчитать и применять правильно

Для чего нужен такой показатель

Закон не дает четкое определение, что такое штатная численность работников. Этим термином принято называть число трудящихся, которые входят в штат организации, утвержденное штатным расписанием. Сюда входят только сотрудники, которые работают на основном месте работы, совместители не учитываются. Получается, вот, кто входит в штатную численность работников — все сотрудники, включенные в «штатку» предприятия.

Штатная и фактическая численность работников — это два понятия, которые отличаются тем, что фактическая подразумевает количество сотрудников на определенную дату. Например, штатная численность сотрудников в организации — 200 человек, а фактическая составляет 120 человек, поскольку 50 человек находятся в отпусках, 15 — на больничных, 5 — в командировках, а 10 — вакантные места.

Еще существует такое понятие, как предельная штатная численность работников — это норматив, на основании которого определяется оптимальное количество кадрового состава, нужная для определения и обоснованности числа работников в штате.

Условия работы сегодня требуют от работодателя оптимизации количества сотрудников организации, поскольку это дает возможность при оптимальной нагрузке использовать рационально рабочее время, и не допустить перерасхода фонда заработной платы. Произвести оптимальный расчет штатной численности работников помогут проверенные методы статистики.

Как рассчитать

Инструкция, как рассчитать штатную численность работников сводится к простой формуле:

Ш = Н × Кн,

где:

  • Ш — оптимальное число сотрудников в штате (без учета технического персонала);
  • Н — нормативное количество сотрудников;
  • Кн — плановый коэффициент невыходов на работу.

Рекомендации по определению штатной численности работников бюджетных организаций разработаны Управлением нормативов по труду ФГУП «НИИ ТСС» Росздрава.

Типовые нормы численности персонала

Норма численности — число сотрудников, имеющих определенную профессиональную квалификацию для выполнения определенных управленческих или производственных функций или в заданных организационно-технических условиях.

Для расчета этих норм учитывается состав или объем работ, наиболее типовые для данной категории персонала. Поэтому показатель не очень точный: при любом отклонении фактических показателей от типовых уменьшается точность результата. Чаще всего нормы представляются в виде расчетных зависимостей или составленных на их основе нормативных таблиц. Так, в Приказе Департамента образования Тверской области № 409 от 31.05.2005 нормативы штатной численности работников образовательных организаций рассчитываются не из фактического, а из расчетного количества классов и групп продленного дня в зависимости от нормы наполняемости 25 человек в классе.

Что такое среднесписочная численность и как ее рассчитать

Среднесписочная численность работников по штату — это число сотрудников в штате на определенный день месяца.

Чтобы рассчитать среднесписочную численность штатных работников используют формулу:

СЧР = (КР1 + КР2 + КР3 +…+ КРn) / КД,

где:

  • СЧР — среднесписочное число работников;
  • КР1, КР2, КР3, КРn — количество работающих за 1, 2, 3 и прочие дни (в зависимости от числа дней в периоде, за который производится расчет);
  • КД — количество дней в налоговом периоде.

При использовании этой формулы учитывайте, что по каждому месяцу необходимо производить расчет, поэтому КР и КД будут равны числу дней в месяце, на который производится расчет.

Данный показатель относится к числу основных показателей деятельности компании. Расчет производится или бухгалтером, или сотрудником отдела кадров. Он необходим для составления отчетов в Пенсионный Фонд, Налоговую инспекцию, Росстат и прочие инстанции. Отчет все хозяйствующие субъекты, то есть не только юридические лица, но и индивидуальные предприниматели, у которых имеются подчиненные, должны сдавать в начале каждого года.

Что такое штатное расписание и как его составить

Это локальный нормативный акт работодателя, определяющий структуру организации (количество, состав и пр.). Росстат утвердил ее как форму Т-3. В расписании указываются следующие реквизиты: название отделов с указанием кода, наименования должностей, специальностей, профессий, класса, разряда и проч., количество подчиненных с указанием оклада (тарифа), надбавок.

В 2020 году образец штатной численности работников по форме Т-3 состоит из 10 разделов, заполняемых в соответствии с организационной структурой предприятия.

Вначале указываем название организации в соответствии с уставными документами, код ОКПО, порядковый номер документа по Журналу регистрации документов, дату и номер.

Переходим к заполнению разделов документа.

В 1 разделе («Наименование структурного подразделения») указываем подразделения, представительства, филиалы. Сначала прописываем руководящий состав, затем — по отделам всех остальных. Например, финансовый отдел, бухгалтерия, кадры, данные о производстве (цехи, участки и т. д.).

Заполняем раздел 2 («Код структурного подразделения»), пользуясь отраслевыми классификаторами. Каждому подразделению присваиваем определенный код для облегчения ведения документооборота.

Раздел 3 («Должность (специальность, профессия), разряд, класс (категория) квалификации работника») заполняем на основе Классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.

Следующий раздел («Количество штатных единиц») содержит сведения о числе сотрудников штата в соответствии с потребностями, целесообразностью и особенностями конкретного предприятия.

В 5 разделе («Тарифная ставка (оклад) и пр.») указывается установленный оклад или тариф подчиненного в рублях в соответствии с условиями трудового договора.

В разделе «Надбавки и доплаты» содержатся данные о стимулирующих выплатах и компенсациях.

9 раздел ( «Итого») — сумма граф 5–8. Сведения о фонде оплаты труда по всем сотрудникам.

В 10 раздел («Примечание») указываются имеющиеся изменения или уточнения.

Образец штатного расписания

Скачать

Планирование численности персонала на основе норм по труду позволяет достигнуть того уровня производительности, который реально соответствует организационно-техническим условиям.

Расчет на основе норм численности

Норма численности — установленная численность работников определенного профессионально-квалификационного состава, необходимых для выполнения конкретных производственных, управленческих функций или объема работ в заданных организационно-технических условиях.

При очевидной простоте применения эти нормы имеют и некоторые недостатки, одним из которых является их относительно невысокая точность. Объясняется это тем, что при расчете норм численности учитываются наиболее типовые для данной категории персонала состав и объем работ. При отклонении реального состава работ от типового снижается точность получаемого результата. Чаще всего нормы численности представляются в виде расчетных зависимостей или составленных на их основе нормативных таблиц. Так, в Межотраслевых нормативах численности работников бухгалтерского учета, утвержденных приказом Министерства труда и социальной политики Украины от 26 сентября 2003 г. № 269, приведены нормативные таблицы и расчетные зависимости для определения численности бухгалтеров на предприятиях с числом структурных подразделений от 3 до 120 и численностью работников от 10 до 20 000 чел. Указанные нормы численности учитывают подготовительно-заключительное время и время на отдых и личные нужды работников.

На предприятиях с численностью работников от 5100 до 10 000 чел. и числом структурных подразделений от 25 до 80 нормативная численность бухгалтеров определяется так:

где Чраб — численность работников предприятия (тыс. чел.);

Nподр — число структурных подразделений;

Кк.п.з — коэффициент, учитывающий удельный вес работ по бухгалтерскому учету, которые выполняются с использованием ЭВМ. Определяется по таблице.

Для каждого диапазона измерения указанных параметров используются разные расчетные зависимости.

Если в состав предприятия входят 47 структурных подразделений, в которых работают 5350 чел., а 75% работ в бухгалтерии выполняются с применением ЭВМ, то нормативная численность работников бухгалтерского учета составляет:

В данном случае нормативная численность рассчитана с учетом типовых видов работ по бухгалтерскому учету. Если виды таких работ на предприятии будут отличаться от типовых, точность результата снизится. Поэтому в Межотраслевых нормативах численности работников бухгалтерского учета приведены также нормы времени для работ по бухгалтерскому учету, которые в полной мере позволяют учесть специфику каждого конкретного предприятия.

Расчет на основе норм времени

Норма времени — количество затрат рабочего времени, установленное для выполнения одной единицы работы работником или группой работников (бригадой) соответствующей квалификации в заданных организационно-технических условиях. При достаточном охвате нормированием выполняемых работ использование норм времени дает точный и объективный результат по расчету численности персонала. Увеличение доли работ, не охваченных нормированием, вносит растущую погрешность, поскольку учет таких работ обычно производится экспертным (оценочным) путем.

На основе норм времени нормативная численность персонала рассчитывается так:

где То — общие трудозатраты на объем работ планируемого периода (смены, месяца, года и т. д.), чел./ч;

Фр.в — фонд рабочего времени на планируемый период, ч;

Кв.н — плановый коэффициент выполнения норм.

Общие трудозатраты на объем работ планируемого периода:

где Тp i — затраты времени на каждый отдельный ( i -й) вид работ, чел./ч (если используемые нормы времени не включают в себя затраты времени на отдых и личные нужды работников, то Tp i = T i (1 + Колн / 100), где Колн — процент потерь рабочего времени, от 1 до 15% в зависимости от категории работников, на отдых и личные нужды);

К — коэффициент, учитывающий трудоемкость работ, не охваченных нормированием или носящих разовый характер. К = 1 + % ненорм. работ / 100;

Нв n — норма времени на данный вид работ, чел./ч;

O n — объем данного вида работ.

Рассмотрим пример расчета численности бухгалтеров, занимающихся учетом заработной платы. Виды и объем таких работ приведены в табл. 1 . Плановый коэффициент выполнения норм Кв.н = 100, коэффициент работ, не охваченных нормированием, К = 1,03, фонд рабочего времени на 2004 год — 2012 ч. Более 90% работ выполняются на ЭВМ (Кк.п.з = 1,0).

Таблица 1. Виды и объем работ по учету заработной платы

п/п

Виды работ

Единица

измерения

Норма

времени, чел./ч

Объем работ

за год

Трудоемкость,

чел./ч

Начисление заработной платы работникам за выполненные работы 1 позиция в ведомости 0,15 350 х 12 = 4200

630,0

Удержание подоходного налога

0,15

350 х 12 = 4200

420,0

Удержания в пенсионный фонд

0,15

350 х 12 = 4200

630,0

Удержания в фонд социального страхования на случай временной утраты трудоспособности

0,15

350 х 12 = 4200

630,0

Удержания в фонд социального страхования на случай безработицы

0,15

350 х 12 = 4200

630,0

Удержания по исполнительным листам

0,15

53 х 12 = 636

94,5

Удержание профсоюзных взносов

0,15

315 х 12 = 3780

567,0

Итого

3601,5

Таким образом, нормативная численность работников бухгалтерии предприятия, определенная на основе плановых объемов работ и норм времени, — 1,84 чел. Штатная численность данной категории работников при коэффициенте невыходов Кн = 1,10 составляет:

Расчет на основе норм выработки

Норма выработки — установленный объем работ (количество единиц продукции), который работник или группа работников (бригада) соответствующей квалификации обязаны выполнять (изготовить, перевезти и т. д.) в единицу рабочего времени в заданных организационно-технических условиях. Норма выработки является величиной, обратной норме времени.

Расчет численности персонала на основе норм выработки дает достаточно объективный и точный результат. При этом используется формула:

где V — плановый объем работ в принятых единицах измерения;

Фр.в — фонд рабочего времени на планируемый период, ч.;

Нвыр — норма выработки в принятых единицах измерения;

Кв.н — плановый коэффициент выполнения норм.

Предположим, рабочая программа предприятия предусматривает вырезание 108 000 заготовок в год. Местная норма выработки на одного рабочего — 8 заготовок в час. Плановый коэффициент выполнения норм — 1,1. Фонд рабочего времени на 2004 год — 2012 ч. Нормативная численность рабочих, производящих данный вид заготовок, составляет:

Расчет на основе норм обслуживания

Норма обслуживания — количество производственных объектов (единиц оборудования, рабочих мест, голов скота и т. д.), которые работник или группа работников (бригада) соответствующей квалификации обязаны обслужить в единицу времени в заданных организационно-технологических условиях.

По своей сути норма обслуживания эквивалентна норме выработки для функции обслуживания. Поэтому достаточно часто разрабатываются нормы времени обслуживания. Например, для уборщиков (функция обслуживания) может устанавливаться как площадь убираемого помещения (норма обслуживания), так и время на уборку 1 м2 (норма времени обслуживания).

Нормативная численность работников на основе норм обслуживания рассчитывается по формуле:

где O i — объем выполняемых работ i -го вида;

Ho i — нормы обслуживания для i -го вида работ;

К — коэффициент, учитывающий время на выполнение вспомогательных функций, а также отдых и личные нужды работников.

где a1 — время на выполнение вспомогательных функций, %;

a2 — время на отдых и личные нужды работников, %.

При использовании норм времени обслуживания нормативная численность работников определяется так:

где T н.о — норма времени обслуживания для всего комплекса выполняемых работ за планируемый период (год, месяц, смену и т. д.);

Ф — фонд рабочего времени планируемого периода.

где T н i — норма времени обслуживания для отдельных видов работ;

К — коэффициент, учитывающий время для выполнения вспомогательных функций, а также отдыха и личных нужд работников.

где ti — норма времени обслуживания на единицу работ;

Vi — объем выполняемых работ по каждому виду;

qi — средняя повторяемость работ по каждому виду.

Рассмотрим пример расчета нормативной численности уборщиков, осуществляющих уборку вестибюля, коридоров и туалетов. Нормы обслуживания и времени обслуживания для данных видов работ приведены в табл. 2 и определены на основе Норм времени на уборку служебных и культурно-бытовых помещений (2001).

Таблица 2. Нормы обслуживания и времени обслуживания для отдельных видов работ, выполняемых уборщиками служебных помещений

п/п

Виды работ

Нормы

обслуживания,

м2 в смену

Нормы времени обслуживания,

чел./мин на 1 м2

Подметание фойе и коридоров

0,191

Мытье полов в фойе и коридорах

0,484

Подметание лестниц и лестничных клеток

0,510

Мытье полов на лестницах и лестничных клетках

1,028

Мытье полов в туалете

1,146

Предположим, что уборщики ежедневно при односменной работе осуществляют подметание и мытье 1300 м2 полов в фойе и коридорах офисного здания, 250 м2 полов на лестницах и лестничных клетках, а также мытье дважды в смену 60 м2 полов в туалетах. При этом норма времени на выполнение вспомогательных функций составляет 3%, норма времени на отдых и личные нужды работников — 2%.

При расчете нормативной численности персонала на основе норм обслуживания

При расчете нормативной численности персонала на основе норм времени обслуживания

Таким образом, нормативная численность уборщиков, выполняющих указанные работы, должна составлять 3,06 чел.

При расчете как нормативной, так и штатной численности часто получают результаты, выраженные дробными числами, которые необходимо округлить. В практике принято оперировать штатными единицами не менее 0,25 ставки. Результаты расчетов служат основанием для принятия конкретных управленческих решений по формированию кадрового состава предприятия и его штатного расписания.

Лучанинов Сергей

Источник: Журнал «Справочник экономиста»

численность персонала

нормативы численности работников

Норма управляемости

Субтитры

Ведущий: Добрый день, Евгений. Евгений: Добрый день. Ведущий: Приветствую вас на «Босскампе», на Свияжских холмах, и наша беседа будет о том, как вы строите свой бизнес по системе франчайзинга. Скажите, как вы работаете с партнером? Как вы выбираете франчайзи, каковы основные требования к ним, как вы их находите, как вы их обучаете? Вопрос такой длинный. Но начнем с того, как вы находите, подбираете себе франчайзи? Как вы их выбираете? Евгений: Ну мы идем по двум путям, на самом деле марка «Орматек» достаточно известная на Российском рынке. Поэтом входящих запросов достаточно много. Помимо этого есть еще менеджер, который находится в своих регионах, и так же встречается с предпринимателями, и, соответственно, тем самым выбираем более походящего. У нас есть ряд портретов франчайзи нашего, которого около пяти, семи видов. По ним мы, собственно, подбираем тех, кто подходит нам. Потому что зачастую у каждой франшизы есть свой портрет. К примеру, если это детский клуб, то скорей всего это женщины, 35 лет. И недавно родили, скорей всего, сидят дома, это интересно, подцепило, и тем самым открывают франшизу. Если это какие то квесты, то это уже более молодая аудитория, тем самым что у нас мебель и товары для сна. Это свой портрет, своя франчайзи и… Ведущий: Каков он? Каков? Это у нас и мужчины и женщины больше 30 лет, большая часть из них выходцы из мебельного бизнеса, с опытом. Но так же есть и параллельные бизнесы, это могут быть и двери и оптика. Автомобильный бизнес, в свое время, в 14-м году он потерпел не сильно хорошие времена, были сокращения салонов, тем самым многие администраторы и технические директора стали нашими партнерами. Ведущий: Что для вас является решающим фактором в выборе франчайзи? Его бизнес опыт или что то другое, какие-то личные качества? Евгений: Безусловно и опыт, и личные качества, около трех или четырех вариантов, потому что проходит беседа, дискуссия. Если соответственно… Может быть опыт, и может быть инвестиция, но нет заинтересованности, тогда не получится, то есть рано или поздно мы все равно с ним расстанемся, в данном случае мы ищем альтернативный вариант, и просим определить лицо, которое будет непосредственно заниматься нашим проектом, с которым мы будем развивать проект, даже может быть и так. Так да, три — четыре вида, портрета франчайзи. Ведущий: Как вы строите работу по поиску своих партнеров? Через какие-то ресурсы? Евгений: Во-первых, я ещё раз скажу что компанию «Орматек» знают, есть сайт куда можно обратится, оставить отзыв, соответственно, в течение суток попадает к соответствующему менеджеру. У нас вся территория России закреплена за конкретными менеджерами, которые ее обслуживают и ведут всю информацию. Чтобы не было такого, чтобы пообещать сразу две франшизы, двум разным людям. Поэтому он и владеет, и выбирает, соответственно, более подходящего партнера для совместного развития. Вы работаете с порталом «Бибосс» достаточно давно и успешно. Что вы можете сказать об опыте работы? Какой у вас отзыв об опыте работы с порталом «Бибосс»? Евгений: Положительный опыт, так же мы получали, безусловно, заявки и с портала «Бибосс». Соответственно, большой каталог, я им пользую даже сам лично не только в рамках какого-то поиска, но и хотя бы мониторинга, что происходит на рынке, какие есть предложения, куда движется рынок. Поэтому портал очень важный в России, очень нужный, можно собирать большую аналитическую группу, плюс, опять же, можно найти все, наверное, от, по-моему, я читал, металлолома, франшиз металлолома, и до крупных проектов. Ведущий: Ассортимент большой. Евгений: Можно посмотреть, что на рынке происходит, портал очень хороший. Ведущий: У вас предполагается, наверное, какое-то обучение для партнеров? Как вы его проводите? Евгений: Да, у нас есть обучение, есть несколько видов обучения, это базовый — там продукты и технологии продаж. Кроме этого, мы обучаем наши франчайзи базовым управленческим навыкам. Потому что зачастую достаточно слабое звено у всех это управленчиские навыки. Это опять же смартировать, лидировать и планировать. Сейчас мы это проводим, это происходит от полугода до года, этот курс. Но результата, существенно, не прибавляет, уменьшается текучка персоналов, увеличиваются результаты и увеличивается, так скажем, показатели по сети. Потому что большинство из них держат, два, три магазина и выше. Ведущий: Поделитесь, пожалуйста, опытом, как управлять такой большой сетью партнеров? Она у вас ведь достаточно обширная по России. Евгений: Да, достаточно большая, обширная. У нас… два бренда: «Орматек» и «Райтон». Соответственно, у «Орматек» уже порядка двухсот, чуть меньше, магазинов франшизных. И второй бренд, «Райтон», сейчас был существенный апгрейд в ноябре прошлого года, как раз выставлялись на выставке, показывали. За это время получил большую популярность, этот бренд. Открыли 60 магазинов, в следующем и до конца года, откроем 100 магазинов всего. И в следующем году так же 78 магазинов, будем планировать, открывать. Для этого есть соответствующие подразделение, департамент по работе с франшизой. Туда входит директор по франшизе и дальше по структурам несколько руководителей. И, по-моему, сейчас уже около 30 менеджеров. Ведущий: Кураторы? Евгений: Да кураторы. У каждого есть норма управляемости. Это от четырёх — минимально, когда мы берём менеджера, нового, — салонов и заканчивая двенадцатью, это максимальная нагрузка, которой менеджер может управлять качественно. И, соответственно, сейчас у нас около шести вакансий в поиске, именно на расширение. Кроме этого, сейчас открываем за рубежом. Ближний зарубеж, как СНГ, у нас уже давно закрыто. И сейчас была отгрузка на Индию и Камбоджу. В ближайшее время еще открываем сейчас Францию и ведем переговоры по Греции, Венгрии и Румынии. Ведущий: Это здорово. Модель франчайзинга, бизнес по модели франчайзинга, какие у него преимущества и недостатки? Евгений: Преимущество в том что, зачастую, все грабли пройдены за тебя. Тебе необходимо взять технологию и на этом зарабатывать деньги. В целом, минусы франчайзинга… Когда человек чувствует какие-то результаты и думает, что это все заработано им самим, а не в рамках его работы совместно в системе, то зачастую начинается отсутствие. Падает контроль, начинается рассеивание внимания, возможно, на другие направления. И франшиза, соответственно, погасает. Мы боремся с тем, что бы направленность франчизера было именно на работу. Большой плюс, потому что все пройдено за тебя, бизнес есть, у нас есть 300 своих собственных магазинов, которым мы тоже все отыгрываем, как только мы проверили модель, мы дальше внедряем франчайзера. Все пройдено за него. Ведущий: Многие франчайзеры подчеркивают, что основным качеством франчайзи, чтобы добиться успеха, является полная вовлеченность в этот бизнес. Именно личное участие, а не перепоручение управляющим каким-то. Вложил деньги, отдал наемнику и, условно говоря, почивай на лаврах. Во-первых, согласны ли вы с этим? А во-вторых, какие еще качества должны быть у франчайзи, чтобы вы начали с ними работать? Евгений: Да, я с вами согласен. Увлеченность может быть не на 100%, но, как минимум, 90% это должно быть. Потому что меньше 90 это уже рассеянное внимание. Кроме этого, франшиза должна разделять его ценности. Иначе будет неинтересно работать. Соответственно, если есть ценности, к примеру, спортивного характера, как у «I Love Running», то он этим будет заниматься, это его. Если есть интерес к детям, там, «Baby club», то он тоже будет этим заниматься. Если есть интерес к дизайну, оформлению, к домашней атрибутике, то это как-раз наш рынок «Товары для сна и товары для дома». Он должен это разделять, тем чем занимается. Ведущий: Спасибо Евгений, достаточно полно и подробно ответили. Удачи вам в эти дни, здесь на «БоссКампе». Евгений: Спасибо. Ведущий: Спасибо большое.

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *