Распределение расходов

В редакцию журнала обратилось государственное автономное учреждение (спортивный комплекс) с вопросом о распределении общих расходов между видами деятельности (видами финансового обеспечения) и видами оказываемых услуг. Основной деятельностью учреждения является выполнение работы физкультурно-спортивной направленности в интересах общества, в частности проведение учебно-тренировочных и спортивных мероприятий, включенных в единый календарный план (сборы, соревнования). Кроме того, учреждение оказывает платные услуги гражданам и организациям (предоставление в пользование спортивных сооружений, организация корпоративных физкультурно-спортивных мероприятий), а также осуществляет иную приносящую доход деятельность, не противоречащую уставной деятельности (предоставление имущества в аренду, прокат спортивного инвентаря, гостиничные и прочие сопутствующие услуги).

📌 Реклама Отключить

В статье на примерах рассмотрены способы распределения общих затрат учреждения (накладных и общехозяйственных расходов) в соответствии с Инструкцией № 157н1.

Все затраты автономного учреждения, образующиеся в его деятельности, делятся на прямые и накладные (п. 134 Инструкции № 157н). Прямые расходы непосредственно связаны с производством продукции, выполнением работ, оказанием услуг, они сразу относятся на себестоимость этой продукции, работ, услуг.

Себестоимость продукции, работ, услуг представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе ее оказания материальных, трудовых и иных ресурсов. Под планированием себестоимости понимается система технико-экономических расчетов, отражающих величину затрат, включаемых в ее состав.

Определение накладным расходам в Инструкции № 157н не дано. По общепринятым правилам под такими расходами понимаются производственные затраты учреждения, которые нельзя прямо отнести к конкретному виду продукции, работ, услуг. Это затраты на содержание и эксплуатацию основных средств, на управление, организацию, обслуживание производства, на командировки, обучение работников и т. п. Накладные расходы учреждения подлежат распределению между видами деятельности (видами финансового обеспечения), между видами оказываемых услуг, в налоговом учете. Распределять такие расходы необходимо еще при их планировании (то есть на стадии составления плана финансовой деятельности учреждения), в частности при расчете нормативных затрат на выполнение государственного задания, на содержание имущества, при калькулировании себестоимости платных услуг. В пункте 134 Инструкции № 157н указано, что распределение накладных расходов осуществляется пропорционально показателям, характеризующим результаты деятельности учреждения (прямым затратам по оплате труда, материальным затратам, объему выручки и т. п.).

📌 Реклама Отключить

Согласно п. 138 Инструкции № 157 в состав затрат учреждения помимо прямых и накладных затрат также входят общехозяйственные расходы и издержки обращения. Для того чтобы разобраться, какие расходы из них подлежат распределению, построим детальную схему (приведена далее).

В приведенной схеме прямые и накладные расходы производства объединены в группу, которая условно названа «производственные расходы». В свою очередь накладные расходы, включенные в эту группу, подлежат распределению на себестоимость изготавливаемой продукции, работ, услуг (по видам).

Согласно п. 135 Инструкции № 157н общехозяйственные расходы учреждения, произведенные за отчетный период (месяц), согласно утвержденной учреждением учетной политике также распределяются на себестоимость продукции, работ, услуг, а в части нераспределяемых расходов – на увеличение расходов текущего финансового года. К ним относятся расходы непроизводственного характера.

📌 Реклама Отключить

В соответствии с п. 136 Инструкции № 157н сумма затрат, произведенных учреждением в результате реализации товаров, работ, услуг, в том числе в процессе их продвижения, является издержками обращения, которые также относятся на увеличение расходов текущего финансового года.

Таким образом, распределению подлежат накладные расходы, связанные с производством продукции, оказанием услуг, выполнением работ, и общехозяйственные распределяемые расходы. В соответствии с п. 134 Инструкции № 157н порядок распределения таких расходов разрабатывается в учреждении с учетом отраслевой специфики самостоятельно (по согласованию с учредителем) либо учредителем и является элементом учетной политики. Об этом поговорим далее.

Распределение общих расходов между видами деятельности (финансового обеспечения)

При распределении накладных и общехозяйственных расходов между видами деятельности не стоит забывать о том, что основная деятельность автономного учреждения осуществляется в рамках государственного (муниципального) задания, которое доводится до учреждения его учредителем. Финансовое обеспечение такой деятельности осуществляется в виде субсидий, которые выделяются с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением учредителем или приобретенных за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества (за исключением имущества, сданного в аренду с согласия учредителя), а также расходов на уплату налогов, объектом налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки2 (п. 3, 4 ст. 4 Федерального закона № 174-ФЗ2).

📌 Реклама Отключить

Размер субсидий определяет учредитель исходя из расчета нормативных затрат на выполнение работ (оказание услуг) и нормативных затрат на содержание соответствующего недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, а также на уплату налогов. Порядок расчета указанных нормативных затрат для подведомственных автономных учреждений устанавливает учредитель. (Например, в соответствии с Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 13.12.2010 № 379 такой порядок утвержден Приказом Минфина Удмуртской Республики, Мин-экономики Удмуртской Республики от 15.02.2011 № 22/29.)

При расчете нормативных затрат учитываются отраслевые особенности учреждения. Так, в отношении проведения физкультурных и спортивных мероприятий, включенных в единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, утверждены нормы расходования средств на проведение этих мероприятий в соответствии с Приказом Минспорттуризма РФ от 16.04.2010 № 365. Таким образом, учредитель утверждает для подведомственного ему автономного учреждения государственное (муниципальное) задание и объем средств (субсидий), необходимый для его выполнения, исходя из расчета нормативных затрат (с учетом затрат, непосредственно связанных с выполнением работ (оказанием услуг) и расходов на содержание имущества). Учреждение на основании представленной учредителем информации об объеме финансирования составляет план финансово-хозяйственной деятельности на очередной финансовый год (планирует расходы по тем или иным статьям). Всему этому предшествует проведение анализа и соответствующих расчетов по затратам учреждения на выполнение задания учредителя. Если расчеты нормативных затрат производились учредителем при взаимодействии с учреждением, направления расходования субсидий в учреждении будут определены. Однако на практике в большинстве учреждений объемы финансового обеспечения государственного (муниципального) задания учредитель рассчитывает самостоятельно, согласно установленным методикам расчета нормативных затрат, и доводит до учреждений по факту. В этом случае учреждение должно самостоятельно спланировать (распределить) средства по видам расходов.

📌 Реклама Отключить

Заметим, в соответствии с Типовой формой соглашения о порядке и условиях предоставления субсидий на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным заданием государственных услуг (выполнением работ4) учреждение вправе расходовать субсидии самостоятельно в целях оказания государственных (муниципальных) услуг, выполнения работ в соответствии с требованиями к их качеству и (или) объему (содержанию), определенными в государственном (муниципальном) задании. При этом учреждение не вправе покрывать часть нормативных затрат за счет субсидий, если оно осуществляет деятельность, связанную с оказанием услуг (выполнением работ) за плату.

Рассмотрим на примере распределение общих расходов между видами деятельности на стадии планирования.

Автономному учреждению при составлении плана финансово-хозяйственной деятельности на очередной финансовый год необходимо распределить планируемые общехозяйственные расходы по видам деятельности. Доходы по субсидиям на выполнение государственного задания планируются на основании данных, полученных от учредителя, об объеме выделенных ему субсидий. Кроме того, планируются доходы от оказания платных услуг (по видам услуг), а также предоставления имущества в аренду. Обобщенные плановые показатели по поступлениям средств представлены в таблице.

📌 Реклама Отключить

Доходы (по видам деятельности)

Сумма, руб.

Субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, всего

31 300 000

в том числе на уплату налогов на имущество и землю в качестве объекта налогообложения, по которым признается недвижимое и особо ценное движимое имущество, закрепленное за учреждением

1 300 000

Приносящая доход деятельность, всего

50 000 000

Итого

81 300 000

подлежащие распределению: 📌 Реклама Отключить

Вид расходов

Код КОСГУ

Всего общих расходов, руб.

Услуги связи

221

30 000

Коммунальные услуги, всего

223

500 000

в том числе:

– на электроэнергию

223

100 000

– на тепловую энергию

223

300 000

– на водопотребление и водоотведение

223

100 000

Транспортный налог

290

29 000

Согласно установленной в учреждении методике распределения общих расходов при планировании финансово-хозяйственной деятельности общие расходы распределяются пропорционально доходам по видам деятельности (в общей сумме доходов и без учета суммы субсидии, выделенной на уплату налогов на имущество и землю, в качестве объекта налогообложения по которым признается недвижимое и особо ценное движимое имущество, закрепленное за учреждением), следующим образом: 📌 Реклама Отключить

1) общая сумма поступлений субсидий на выполнение государственного задания (без учета средств на уплату указанных налогов) равна 30 000 000 руб. (31 300 000 — 1 300 000);

2) общая сумма поступлений по всем видам деятельности (без учета средств на уплату указанных налогов) равна 80 000 000 руб. (81 300 000 — 1 300 000);

3) доля доходов по субсидиям равна 37,5% ((30 000 000 руб. / 80 000 000 руб.) х 100%);

4) доля доходов от приносящей доход деятельности равна 62,5%

((50 000 000 / 80 000 000 руб.) х 100%).

Распределение расходов представлено в таблице:

Вид расходов

Код КОСГУ

Субсидии на выполнение государственного задания (37,5% от общей суммы расходов), руб.

Средства от приносящей доход деятельности (62,5% от общей суммы расходов), руб.

Услуги связи

221

11 250

18 750

Коммунальные услуги, всего

223

187 500

312 500

в том числе:

– на электроэнергию

223

37 500

62 500

– на теплоэнергию

223

112 500

187 500

–на водопотребление и водоотведение

223

37 500

62 500

Транспортный налог

290

10 875

18 125

В дальнейшем фактически произведенные общие расходы распределяются между видами деятельности исходя из утвержденных показателей плана финансово-хозяйственной деятельности. Для равномерного распределения данных расходов по видам деятельности можно разработать дополнительные (вспомогательные) таблицы к плану финансово-хозяйственной деятельности с разбивкой плановых показателей по доходам и расходам поквартально (помесячно). 📌 Реклама Отключить

Распределение общих расходов между видами платных услуг

Учреждение организует учет затрат по экономическим элементам и по статьям калькуляции в зависимости от отраслевых особенностей. Отраслевые нормативные акты о порядке калькулирования себестоимости услуг физкультурно-спортивной направленности в настоящее время в информационно-правовой базе не содержатся. В таких учреждениях, как спортивный комплекс, доля накладных и общехозяйственных расходов, как правило, велика и составляет не менее 60% от общей суммы затрат.

Согласно п. 134 Инструкции № 157н выбор способа калькулирования себестоимости единицы продукции (объема работы, услуги) и базы распределения накладных расходов между объектами калькулирования осуществляется учреждением самостоятельно или учредителем таким образом, чтобы оптимизировать степень полезности учетных данных для целей управления при допустимом уровне трудоемкости учетных процедур. Эти способы закреп-ляются либо в учетной политике учреждения, либо отдельным нормативным актом.

📌 Реклама Отключить

Рассмотрим на примере порядок распределения накладных и общехозяйственных расходов на себестоимость отдельных видов услуг. При этом заметим, что база распределения таких расходов в учреждении может быть выбрана пропорционально иному показателю помимо приведенного в примере (фонд оплаты труда основного персонала).

В автономном учреждении оказываются следующие платные услуги:

– предоставление в пользование спортивных сооружений (услуга 1);

– прокат спортивного инвентаря (услуга 2);

– услуги гостиницы (услуга 3);

– услуги банного комплекса (услуга 4).

Согласно учетной политике учреждения накладные и общехозяйственные (распределяемые) расходы, произведенные за отчетный период (месяц), распределяются на себестоимость оказанных услуг пропорционально фонду оплаты труда основного персонала, непосредственно участвующего в оказании услуг.

📌 Реклама Отключить

С целью раскрытия информации о затратах на оказание услуг (в том числе в разрезе видов услуг) в составе рабочего плана счетов учреждения применяются следующие счета5:

2 109 61 000

Себестоимость услуги 1

2 109 62 000

Себестоимость услуги 2

2 109 63 000

Себестоимость услуги 3

2 109 64 000

Себестоимость услуги 4

2 109 70 000

Накладные расходы

2 109 81 000

Общехозяйственные расходы (распределяемые)

2 109 82 000

Общехозяйственные расходы (нераспределяемые)

2 109 90 000

Издержки обращения

В декабре 2011 г. в рамках приносящей доход деятельности были произведены следующие общие расходы: 📌 Реклама Отключить

Вид расходов

Сумма, руб.

Накладные расходы

Услуги связи

5 000

Тепловая энергия

58 000

Водоснабжение

25 000

Амортизация оборудования

13 000

Общехозяйственные расходы

Заработная плата управленческого персонала

180 000

Страховые взносы

61 200

Определение доли затрат на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда основного персонала по услугам 1 – 4 в общей сумме затрат на оплату труда и начислений по оплате труда основного персонала произведено следующим образом (цифры условные в целях упрощения примера): 📌 Реклама Отключить

Наименование показателя

Сумма, руб.

Доля затрат, %

ФОТ основного персонала, непосредственно участвующего при оказании:

услуги 1

98 000

24,5

услуги 2

102 000

25,5

услуги 3

170 000

42,5

услуги 4

30 000

7,5

Всего ФОТ основного персонала

400 000

100

Согласно установленному в учетной политике способу распределения накладных и общехозяйственных расходов в декабре в себестоимости услуг указанные расходы распределены следующим образом: 📌 Реклама Отключить

Вид расходов

Всего общих расходов, руб.

Услуга 1
(24,5% от общих расходов)

Услуга 2
(25,5% от общих расходов)

Услуга 3
(42,5% от общих расходов)

Услуга 4
(7,5% от общих расходов)

Накладные расходы

Услуги связи

5 000

1 225

1 275

2 125

375

Тепловая энергия

58 000

14 210

14 790

24 650

4 350

Водоснабжение

25 000

6 125

6 375

10 625

1 875

Амортизация оборудования

13 000

3 185

3 315

5 525

975

Общехозяйственные расходы

Заработная плата управленческого персонала

180 000

44 100

45 900

76 500

13 500

Страховые взносы

61 200

14 994

15 606

26 010

4 590

В бухгалтерском учете по состоянию на 31.12.2011 сделаны следующие записи: 📌 Реклама Отключить

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Распределены расходы за услуги связи:

на себестоимость услуги 1

2 109 61 211

2 109 70 211

1 225

на себестоимость услуги 2

2 109 62 211

2 109 70 211

1 275

на себестоимость услуги 3

2 109 63 211

2 109 70 211

2 125

на себестоимость услуги 4

2 109 64 211

2 109 70 211

375

Распределены расходы за тепловую энергию:

на себестоимость услуги 1

2 109 61 223

2 109 70 223

14 210

на себестоимость услуги 2

2 109 62 223

2 109 70 223

14 790

на себестоимость услуги 3

2 109 63 223

2 109 70 223

24 650

на себестоимость услуги 4

2 109 64 223

2 109 70 223

4 350

Распределены расходы за водоснабжение:

на себестоимость услуги 1

2 109 61 223

2 109 70 223

6 125

на себестоимость услуги 2

2 109 62 223

2 109 70 223

6 375

на себестоимость услуги 3

2 109 63 223

2 109 70 223

10 625

на себестоимость услуги 4

2 109 64 223

2 109 70 223

1 875

Распределены расходы в виде начисленной амортизации:

на себестоимость услуги 1

2 109 61 271

2 109 70 271

3 185

на себестоимость услуги 2

2 109 62 271

2 109 70 271

3 315

на себестоимость услуги 3

2 109 63 271

2 109 70 271

5 525

на себестоимость услуги 4

2 109 64 271

2 109 70 271

975

Распределены расходы по заработной плате АУП:

на себестоимость услуги 1

2 109 61 211

2 109 81 211

44 100

на себестоимость услуги 2

2 109 62 211

2 109 81 211

45 900

на себестоимость услуги 3

2 109 63 211

2 109 81 211

76 500

на себестоимость услуги 4

2 109 64 211

2 109 81 211

13 500

Распределены расходы по начислениям на оплату труда АУП

на себестоимость услуги 1

2 109 61 213

2 109 81 213

14 994

на себестоимость услуги 2

2 109 62 213

2 109 81 213

15 606

на себестоимость услуги 3

2 109 63 213

2 109 81 213

26 010

на себестоимость услуги 4

2 109 64 213

2 109 81 213

4 590

В соответствии с п. 137 Инструкции № 157н незавершенное производство отражается в бухгалтерском учете по фактической себестоимости прямых затрат. Сумма общехозяйственных расходов учреждения не включается в фактическую стоимость незавершенного производства. 📌 Реклама Отключить

Примерный перечень общих расходов

В случае если автономное учреждение оказывает разноплановые услуги (как было указано в примере), состав затрат при формировании их себестоимости будет существенно отличаться. Разрабатывая в учреждении свой порядок калькулирования себестоимости оказываемых услуг (по видам услуг) и распределения накладных и общехозяйственных расходов, целесообразно указать в нем перечни затрат, относящихся к прямым расходам и расходам, подлежащим распределению.

Так, в перечне накладных и общехозяйственных расходов могут быть поименованы:

1) накладные расходы (затраты, связанные с производством продукции (оказанием услуг):

– амортизационные отчисления на полное восстановление основных средств, нематериальных активов по нормам, утвержденным в установленном порядке;

– затраты на приобретение специальных бланков и документов (билетов, бланков путевокбланков учета и отчетности), прейскурантов, памяток и т. п., канцелярских принадлежностей, периодических изданий и соответствующей литературы, необходимых для целей производства и управления, а также на оплату типографских и переплетных работ;

📌 Реклама Отключить

– затраты на командировки, связанные с производственной деятельностью, включая затраты по оформлению заграничных паспортов и других выездных документов;

– затраты на охрану труда и технику безопасности, включая затраты, связанные с приобретением аптечек и медикаментов, средств наглядной агитации, по предупреждению несчастных случаев и заболеваний, расходы на улучшение условий труда, обеспечение санитарно-гигиенических и бытовых условий;

– прочие затраты, включая оплату услуг сторонних организаций;

2) общехозяйственные расходы (затраты, связанные с организацией производства (оказанием услуг)):

– затраты на оплату труда работников аппарата управления и хозяйственных работников, включая работников, выполняющих работы на основании договоров гражданско-правового характера;

– начисления на оплату труда работников аппарата управления и хозяйственных работников;

📌 Реклама Отключить

– затраты на содержание и эксплуатацию зданий и помещений административного и хозяйственного назначения, хозяйственных сооружений, механизмов, инвентаря, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, в том числе затраты на коммунальные

услуги, ремонт и техническое обслуживание;

– оплата услуг связи, в том числе телефонной, местной, телетайпной, диспетчерской, факсимильной, пейджинговой, мобильной, телеграфной, почтовой и др., а также затраты на содержание и эксплуатацию средств связи, в том числе затраты на ремонт и техническое обслуживание;

– затраты на пожарную охрану зданий и помещений;

– затраты на сторожевую охрану зданий, инвентаря и другого имущества учреждения;

– затраты, связанные с арендой зданий, помещений и другого имущества, используемого учреждением в административно-управленческих и хозяйственных целях;

📌 Реклама Отключить

– затраты на транспортное обслуживание, в том числе затраты на содержание и эксплуатацию служебного автотранспорта, включая затраты на ремонт и техническое обслуживание автотранспорта, содержание гаражей, затраты, связанные с арендой автотранспорта, гаражей и мест стоянки автомобилей, затраты по использованию в служебных целях личного автотранспорта, прочие эксплуатационные затраты, а также затраты на наем в служебных целях автотранспорта у сторонних организаций (в том числе такси – при наличии подтверждающих затраты документов);

– затраты на содержание и эксплуатацию вычислительной техники и оргтехники, средств сигнализации, а также других технических средств управления, в том числе затраты на ремонт и техническое обслуживание;

– оплата услуг банков по обслуживанию счетов учреждения, электронных расчетов посредством пластиковых карт (кредитных и дебетовых);

📌 Реклама Отключить

– затраты на оплату информационных, аудиторских, а также консультативных услуг, в том числе по юридическим вопросам, связанным с осуществлением деятельности учреждения, вопросам бухгалтерского учета, налогообложения, управления коммерческой деятельностью;

– затраты, связанные с подготовкой и переподготовкой кадров:

а) плата за обучение и повышение квалификации на основе договоров с профессиональными образовательными учреждениями РФ (имеющими соответствующую лицензию), а также зарубежными учебными заведениями и образовательными учреждениями;

б) законодательно установленные выплаты работникам по основному месту работы во время их обучения с отрывом от работы, включая оплату отпусков с сохранением заработной платы и проезда к месту учебы и обратно лицам, обучающимся в вечерних и заочных высших и средних специальных учебных заведениях, в заочной аспирантуре;

📌 Реклама Отключить

– затраты на организованный набор работников, в том числе затраты, связанные с оплатой услуг сторонних организаций по подбору кадров;

– затраты по содержанию и эксплуатации помещений, бесплатно предоставляемых предприятиям общественного питания (как состоящих, так и не состоящих на балансе учреждения), обслуживающим работников учреждения (включая амортизационные отчисления, проведение всех видов ремонта помещения, расходы на освещение, отопление, водоснабжение, электроснабжение, а также на топливо для приготовления пищи);

– представительские расходы, связанные с производственной деятельностью учреждения по приему (в том числе вне места нахождения учреждения) и обслуживанию представителей других организаций, включая иностранных, прибывших на переговоры с целью установления и поддержания взаимовыгодного сотрудничества. К представительским относятся расходы, связанные с проведением официального приема (завтрака, обеда или другого аналогичного мероприятия) представителей (участников), их транспортным обеспечением (в том числе такси), посещением культурно-зрелищных мероприятий, буфетным обслуживанием во время переговоров и мероприятий культурной программы, оплатой услуг переводчиков, не состоящих в штате учреждения;

📌 Реклама Отключить

– налоги, сборы, платежи и другие обязательные отчисления, которые в соответствии с порядком, установленным законодательством, подлежат отнесению на себестоимость;

– прочие затраты, включая оплату услуг сторонних организаций.

Заметим, указанный выше перечень накладных и общехозяйственных расходов является примерным. Те или иные затраты могут относиться к определенному виду расходов в зависимости от состава затрат конкретного вида услуг.

Подробнее о распределении общих затрат в налоговом учете некоммерческими организациями читайте в статье Д. Калабуры, № 7, 2011.

  1. Приказ Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), ор-ганов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению».
  2. Размер субсидий у отдельных учреждений может быть равен нулю, например, если уч-реждение оказывает государственные (муниципальные) услуги за плату в соответствии с законодательством и доходы, полученные от деятельности в рамках государственного (муниципального) задания покрывают затраты на их предоставление и на содержание имущества, в том числе и уплату налогов.
  3. Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях».
  4. Утверждена Приказом Минэкономразвития РФ от 03.12.2008 № 423.
  5. В соответствии с п. 138 Инструкции № 157н в рамках формирования учетной политики учреждение вправе с учетом требований законодательства РФ, органов, осуществляющих функции и полномочия учредителя по раскрытию информации о затратах на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг устанавливать в составе рабочего плана счетов аналитические коды видов синтетического счета объекта учета.

Учитываем материалы

При приобретении материалов и товаров и основных средств важно верно определить их первоначальную стоимость. Она складывается с учетом расходов на доставку. При этом бухгалтеры сталкиваются с проблемой распределения транспортных расходов на единицу полученного имущества. Особо остро эта проблема встает при формировании первоначальной стоимости материалов и товаров.

Существует два способа для определения стоимости полученных материалов с учетом расходов на доставку. Во-первых, включить доставку в фактическую стоимость каждой единицы приобретенной номенклатуры материалов. Во-вторых, формировать стоимость материалов с помощью учетных цен. Рассмотрим оба варианта более подробно.

Вариант первый. Включение транспортных расходов в фактическую стоимость каждого конкретного наименования материалов с практической точки зрения весьма затруднительно. Ведь обычно в сопроводительных документах поставщиков указываются материалы нескольких наименований (иногда нескольких десятков). В этом случае общую сумму транспортных расходов нужно распределить между всеми наименованиями. Пропорционально какой базе это делать — стоимости, количеству (массе) или какому-то другому показателю? В зависимости от базы результат распределения расходов на единицу товара будет разным.

📌 Реклама Отключить

На наш взгляд, логичнее распределять транспортные расходы пропорционально стоимости материалов, нежели количеству. Ведь в одной накладной могут быть указаны материалы с разным количественным измерением.

Этот вариант учета целесообразно использовать организациям с небольшой номенклатурой материалов. Выбранный показатель распределения расходов на доставку должен быть закреплен в учетной политике организации.

Вариант второй. Бухгалтер может пойти и по другому пути распределения транспортных расходов – по принципу усреднения. В его основе лежит предпосылка, что в каждой единице материалов лежит одинаковый размер транспортных расходов. Основные преимущества такого варианта учета сводятся к простоте расчета, который выполняется не по каждой позиции приходного документа, а по всей массе полученных материалов за отчетный период.

📌 Реклама Отключить

При этом можно использовать вариант учета транспортно-заготовительных расходов, описанный в пунктах 80 и 83 Методических рекомендаций по учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина России от 28.12.01 № 119н. Он заключается в использовании учетной цены.

Учетной ценой может быть договорная цена поставщика или же фактическая цена по данным предыдущего месяца, плановая цена и т.п.

В этом случае остальные расходы, входящие в фактическую себестоимость материалов (отклонения от учетной цены), учитываются отдельно в составе транспортно-заготовительных расходов на отдельном субсчете к счету 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» или на отдельном субсчете к счету 10 «Материалы».

Сколько субсчетов таких отклонений будет, к какой номенклатуре материалов они будут создаваться, как списываться, организация решает самостоятельно и закрепляет выбранные способы в учетной политике.

📌 Реклама Отключить

Затем материалы списываются в производство одним из разрешенных способов (по себестоимости каждой единицы, по средней себестоимости, по способу ФИФО или ЛИФО). Но в расчет берется только учетная цена этого материала.

А вот отклонения в виде транспортно-заготовительных расходов списываются по отдельным видам или группам усреднено.

Вначале находится средний коэффициент отклонений, который показывает, сколько отклонений, возникших за месяц, приходится на 1 рубль стоимости поступивших за месяц материалов (п. 87 Методичек по учету МПЗ). Причем и величина отклонений и стоимость поступивших материалов рассчитываются с учетом остатков на начало месяца.

Затем найденная величина умножается на стоимость списанных материалов, и результат относится на увеличение (удорожание) учетной стоимости израсходованных материалов.

📌 Реклама Отключить

Здесь важно помнить еще одно правило. Допускается при небольшом удельном весе транспортных расходов или величины отклонений (не более 10 процентов к учетной стоимости материалов) полностью списывать их на увеличение стоимости израсходованных материалов сразу по окончании месяца. Тогда расчет не составляется.

В налоговом учете расходы на доставку также учитываются при формировании стоимости материалов (п. 2 ст. 254 НК РФ). Однако в Налоговом кодексе не содержится правил распределения таких расходов на единицу материала. По нашему мнению, в этом случае следует применять тот же метод формирования стоимости материалов, как и в бухгалтерском учете. Его следует прописать в учетной политике организации для целей налогообложения.

По товарам считаем усредненно

В бухгалтерском учете расходы по доставке товаров организации могут учитывать двумя способами: включать их в стоимость товаров (п. 6 ПБУ 5/01), либо учитывать отдельно в составе расходов на продажу (п. 13 ПБУ 5/01). Выбранный вариант нужно закрепить в учетной политике. 📌 Реклама Отключить

Если в бухгалтерском учете организация учитывает транспортные расходы в стоимости товаров, то принципы распределения будут те же, что и для материалов.

Обычно торговые организации не включают расходы по доставке товаров в их стоимость, а учитывают в составе расходов на продажу на счете 44 «Расходы на продажу». На счете 44 также возможно учитывать ТЗР вариантно.

Прежде всего, если организация приходует товары по учетным ценам, нужно решить, выделять ли транспортные расходы из общей массы отклонений от учетной цены или нет. В первом случае транспортные расходы нужно учесть на отдельном субсчете «Транспортные расходы по доставке товаров до складов» к счету 44 «Расходы на продажу».

Если вы решите учитывать транспортные расходы на отдельном субсчете к счету 44, вы должны решить, считать ли издержки (транспортные расходы по доставке), приходящиеся на остаток товаров на конец отчетного периода, путем специального расчета или не считать. В зависимости от этого данный субсчет либо будет иметь переходящий остаток, либо на конец месяца он остатка иметь не будет.

📌 Реклама Отключить

Суть расчета заключается в нахождении среднего процента транспортных расходов. Он определяется как соотношение общей величины транспортных расходов к общей стоимости товаров, приобретенных за месяц. Причем и транспортные расходы, и стоимость товаров рассчитываются с учетом остатков на начало месяца. С помощью среднего процента транспортные расходы распределяются между реализованными за текущий месяц товарами и остатком товаров на конец месяца. Сумма издержек обращения, приходящихся на остаток товаров, остается на счете 44 как его дебетовое сальдо. Остальные расходы списываются по окончании месяца в дебет счета 90 «Продажи», субсчет 2 «Расходы на продажу».

Этот метод расчета также позволяет приблизить бухгалтерский учет к налоговому. Однако для полного их совпадения необходимо, чтоб величина транспортных расходов и контрактная цена товара в обоих учетах были одинаковыми.

📌 Реклама Отключить

Если издержки обращения на остаток товаров вы решили не рассчитывать, то можно по окончании месяца все расходы, собранные на счете 44, списывать в дебет счета 90. Такой вариант разрешен пунктом 9 ПБУ 10/99 «Расходы организации». Согласно нему все коммерческие расходы, под которыми понимаются расходы на продажу, могут полностью включаться в себестоимость проданных товаров. В этом случае счет 44 не будет иметь сальдо на конец месяца.

Итак, вариантов учета много, все их мы назвали. Каждая организация имеет свою специфику транспортно-заготовительных расходов, и какой способ закрепить в учетной политике, каждый главный бухгалтер решает самостоятельно, опираясь на нормативные документы и свое профессиональное суждение.

В налоговом учете торговые организации всегда распределяют транспортные расходы между проданными товарами и остатком непроданных товаров. Механизм распределения закреплен в статье 320 НК РФ. Сумма расходов на доставку, относящаяся к остаткам товаров на складе, определяется по среднему проценту за месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца. Методику распределения расходов, основанную на использовании счетов бухгалтерского учета, вы сможете прочитать в «УНП» № 26, 2003, стр. 10.

📌 Реклама Отключить

Распределение коммерческих расходов

Главная » Бухгалтеру » Распределение коммерческих расходов

Статью подготовила специалист по международным стандартам финансовой отчетности Меликова Мария Марковна. Связаться с автором


Вернуться назад на Коммерческие расходы
Коммерческими называются расходы, связанные со сбытом (реализацией) продукции.
Проверка правомерности распределения по видам продукции расходов – последний этап проверки себестоимости.
Счет 44 «Расходы на продажу» предназначен для обобщения информации о расходах, связанных с продажей продукции, товаров, работ и услуг.
В организациях, осуществляющих промышленную и иную производственную деятельность, на счете 44 «Расходы на продажу» отражаются, в частности, следующие расходы:
— на затаривание и упаковку изделий на складах готовой продукции;
— по доставке продукции на станцию (пристань) отправления, погрузке в вагоны, суда, автомобили и другие транспортные средства;
— комиссионные сборы (отчисления), уплачиваемые сбытовым и другим посредническим организациям;
— по содержанию помещений для хранения продукции в местах ее продажи и оплате труда продавцов в организациях, занятых сельскохозяйственным производством;
— на рекламу:
— на представительские расходы;
— другие аналогичные по назначению расходы.
По дебету счета 44 «Расходы на продажу» накапливается сумма произведенных организацией расходов, связанных с продажей продукции, товаров, работ и услуг. Эти суммы списываются полностью или частично в дебет счета 43 «Готовая продукция», 45 «Товары отгруженные».
При частичном списании подлежат распределению:
в организациях, осуществляющих промышленную и иную производственную деятельность, — расходы на упаковку и транспортировку (между отдельными видами отгруженной продукции ежемесячно исходя из их веса, объема, производственной себестоимости или другим соответствующим показателям);

в организациях, осуществляющих торговую и иную посредническую деятельность, — расходы на транспортировку (между проданным товаром и остатком товара на конец каждого месяца);
Все остальные расходы, связанные с продажей продукции, товаров, работ, услуг, ежемесячно относятся на себестоимость проданной продукции (товаров, работ, услуг).
Аналитический учет коммерческих расходов ведется по каждой статье расходов в ведомости № 15. Синтетический учет ведется на сч. 44 «Расходы на реализацию» субсчет 44/1 «Коммерческие расходы».
Сумма коммерческих расходов в конце периода списывается и распределяется между отдельными видами продукции и целью определения их полной себестоимости.
Поскольку на предприятии ведется учет отгруженной продукции, то коммерческие расходы распределяются между отгруженной и реализованной продукцией.
Распределение коммерческих расходов между видами готовой продукции осуществляется следующим образом:
— упаковка и транспортировка включается в себестоимость продукции прямым путем. В ином случае распределение коммерческих расходов осуществляется пропорционально весу, объему продукции или ее производственной себестоимости;
— остальные коммерческие расходы распределяются между видами продукции пропорционально весу, объему, производственной себестоимости реализованных изделий.
При проверке операций по учету и распределению коммерческих расходов необходимо уделить особое внимание следующему вопросу: учет расходов на доставку готовой продукции соответствует положениям нормативных актов.

Консолидированный бюджет
Федеральный бюджет
Бюджетный процесс
Внебюджетные фонды
Актив баланса


| | Вверх

Сумму прямых расходов, которая приходится на изготовленную за месяц готовую продукцию, необходимо распределить между ее остатками на складе и отгруженной партией.
Количество товара на складе и отгруженных изделий бухгалтер предприятия определит на основании данных первичных учетных документов (п. 1 ст. 319 Налогового кодекса РФ).
Имея эти данные, можно определить соответствующий коэффициент.
Итак, коэффициент отгруженной продукции (Коп) определяется так:
Коп = Количество отгруженной продукции в отчетном периоде : (Количество готовой продукции на начало отчетного периода + Количество выпущенной из производства готовой продукции).
Чтобы распределить прямые расходы между отгруженной продукцией и ее остатками на складе, используют такие формулы.
Для расчета расходов на отгруженную продукцию:
Прямые расходы на отгруженную в отчетном периоде готовую продукцию = (Прямые расходы на остаток продукции на начало отчетного периода + Прямые расходы на выпущенную продукцию в отчетном периоде) х Коп.
Для определения расходов, которые относятся к остаткам товара, числящегося на складе:
Прямые расходы на остаток продукции на конец отчетного периода = Прямые расходы на остаток продукции на начало отчетного периода + Прямые расходы на выпущенную в отчетном периоде продукцию – Прямые расходы на отгруженную в отчетном периоде готовую продукцию.
Таблица 1
Распределение прямых расходов между незавершенным производством и готовой продукцией

№ п/п Наименование показателя Значение
1 Количество сырья в незавершенном производстве на начало отчетного периода 100 кг
2 Количество списанного сырья в отчетном периоде 1900 кг
3 Количество сырья в незавершенном производстве на конец отчетного периода 300 кг
4 Кнзп 0,15 (300 кг : (100 кг + 1900 кг))
5 Прямые расходы в незавершенном производстве на конец отчетного периода 162 000 руб. ((80 000 руб. + 1 000 000 руб.)
х 0,15)
6 Прямые расходы на выпущенную продукцию 918 000 руб. (80 000 + 1 000 000 – 162 000)

Третий шаг Прямые расходы, приходящиеся на отгруженную продукцию, распределяют между ее реализованной и нереализованной частями. Для этого рассчитывается коэффициент реализации продукции (Кр):
Кр = Количество реализованной продукции в отчетном периоде : (Количество отгруженной, но не реализованной продукции на начало отчетного периода + Количество отгруженной продукции в отчетном периоде).
И далее на его основании прямые расходы распределяются между реализованной и отгруженной, но не реализованной продукцией. Расходы на реализованную продукцию определяют так:
Прямые расходы на реализованную продукцию = (Прямые расходы на отгруженную, но не реализованную на начало отчетного периода продукцию + Прямые расходы на отгруженную в отчетном периоде продукцию) х Кр.
А величину расходов на нереализованный товар получают исходя из такой формулы:
Прямые расходы на остаток отгруженной, но не реализованной продукции = Прямые расходы на отгруженную, но нереализованную на начало отчетного периода продукцию + Прямые расходы на отгруженную в отчетном периоде продукцию – Прямые расходы на реализованную продукцию.
Если вся продукция, отгруженная на конец месяца, реализована, то коэффициент рассчитывать не надо.
В этом случае сумма прямых расходов, приходящаяся на отгруженную продукцию, и сумма прямых расходов, относящихся к реализованной продукции, совпадут.
В конце отчетного периода организация, определив стоимость прямых расходов, приходящихся на реализованную за отчетный период готовую продукцию, включает данный показатель в строку 010 приложения № 2 к листу 02 декларации по налогу на прибыль.
Таблица 2
Распределение суммы прямых расходов между
продукцией отгруженной и находящейся на складе

№ п/п Наименование показателя Значение
1 Количество готовой продукции на начало отчетного периода 300 ед.
2 Количество выпущенной из производства готовой продукции 3700 ед.
3 Количество отгруженной продукции в отчетном
периоде
3000 ед.
4 Коэффициент отгруженной (реализованной)
продукции
0,75 (3000 : (300 + 3700))
5 Прямые расходы на отгруженную в отчетном
периоде готовую продукцию
752 250 руб. ((85 000 руб. + 918 000руб.) х 0,75)
6 Прямые расходы на остаток продукции на конец
отчетного периода
250 750 руб. (85 000 + 918 000 – 752 250)

Пример. Предприятие ООО «Речица» занимается выпуском фарфоровых изделий. За первое полугодие 2010 года сумма прямых затрат на выпуск продукции, отраженных по дебету счета 20, составила 1 000 000 руб. Остаток незавершенного производства на 1 января 2010 года равен 80 000 руб.

Бухгалтер распределил прямые расходы на незавершенное производство и готовую продукцию пропорционально количественному выражению основных материалов, используемых в производстве (каолин, полевой шпат, кварц и глина).
Расчет коэффициента незавершенного производства, а также распределение прямых расходов между незавершенным производством и готовой продукцией на основании данных о количестве материалов в незавершенном производстве на 1 января и на 30 июня 2010 года приведены в таблице 1.
Допустим, что на 1 января 2010 года остаток готовой продукции на складе составлял
300 единиц на сумму 85 000 руб. В первом полугодии 2010 года на склад было оприходовано 3700 единиц продукции, отгружено – 3000 единиц. Вся отгруженная продукция в первом полугодии 2010 года была реализована. А значит, коэффициент реализации рассчитывать не надо. Необходимо лишь распределить сумму прямых расходов между продукцией отгруженной и находящейся на складе. Расчет представлен в таблице 2.
Таким образом, в декларацию по налогу на прибыль включается сумма прямых расходов в размере 752 250 руб.
Важно запомнить
Способы оценки незавершенного производства и выпущенной готовой продукции предприятие выбирает самостоятельно, прописав их в учетной политике.

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *