Расшифровка нтп

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС И ЭКОНОМИКА

После изучения главы 7 бакалавр должен:

знать

  • • сущность научно-технического прогресса (НТП) и его значение для экономического и социального развития;
  • • факторы, влияющие на ускорение НТП;
  • • показатели, характеризующие уровень развития науки и техники на макро- и микроуровне;
  • • механизм влияния НТП на экономические и социальные процессы;

уметь

  • • анализировать уровень развития науки и техники на различных уровнях;
  • • обосновывать необходимость перевода национальной экономики на инновационный путь развития;
  • • определять влияние внедрения новой техники и технологии на технико-экономические показатели работы предприятия;

владеть

  • • понятийным аппаратом в рамках данной главы;
  • • методическими основами определения уровня развития науки и техники на различных уровнях.

Научно-технический прогресс и научно-техническая революция, их сущность, значение и особенности

В учебной и специальной литературе нет однозначного толкования сущности научно-технического прогресса (НТП) и научно-технической революции (НТР).

На основе обобщения литературных источников можно дать следующие определения этим понятиям.

Научно-технический прогресс — это непрерывный процесс совершенствования орудий и предметов труда, технологии, организации производства и труда на базе (основе) достижений науки.

Понятие НТП по своему содержанию шире, чем понятие НТР. Научно- техническая революция — составная часть и высшая ступень НТП, это коренные изменения в науке и технике, оказывающие существенное влияние на общественное производство.

Если НТП может развиваться как на эволюционной, так и революционной основе, то НТР — скачкообразный процесс.

Возможное графическое изображение сущности НТП представлено на рис. 7.1.

Сущность научно-технического прогресса наиболее четко характеризует спираль, где сама спираль — это НТП, а каждый ее виток — НТР на определенном этапе развития общества.

Различают макро- и микрореволюцию.

Результаты макрореволюции самым коренным образом затрагивают все общественное производство или многие его сферы. Примерами макрореволюции могут быть электрификация, радиофикация, внедрение ЭВМ и др.

Результаты микрореволюции затрагивают только отдельные отрасли народного хозяйства или промышленности, например бездоменное получение стали в черной металлургии, ГПС в машиностроении, пересадка сердца в медицине и др.

Таким образом, основными отличиями макро- от микрореволюции являются масштабность распространения и значимость результатов.

Рис. 7.1. Сущность НТП

За все время существования и развития человечества происходило много научно-технических революций. Их этапы называются по эволюции применяемых орудий труда: каменный век, бронзовый, железный век.

Современная НТР существенно отличается от предшествующих не только качественными параметрами применяемых новых орудий и предметов труда, технологическими процессами. Ей присущи следующие особенности:

  • • превращение науки непосредственно в производительную силу общества;
  • • опережающее развитие науки по сравнению с техникой и технологией;
  • • более существенная социально-экономическая значимость современной НТР;
  • • сокращение цикла «наука — производство»;
  • • расширение границ проникновения современной НТР, ее масштабность; и др.

Остановимся на этих особенностях более подробно. Превращение науки в непосредственную производительную силу общества не означает, что она становится ее четвертым элементом. Наука самым существенным образом позитивно влияет на каждый элемент производительных сил общества, тем самым преобразуя и усиливая их. Схематично механизм этого влияния показан на рис. 7.2.

Из этого рисунка следует, что между производительными силами и наукой существует прямая и обратная связь.

Рис. 7.2. Механизм влияния науки на производительные силы общества

Результаты научных исследований в конечном итоге приводят к совершенствованию прежних и появлению принципиально новых орудий и предметов труда, повышению уровня знаний и квалификации рабочей силы, что, в свою очередь, является основой для преобразования и возрастания производительных сил общества, а в конечном итоге — для развития экономики. В этих условиях у государства и коммерческих организаций появляется больше возможностей для финансирования науки.

В современных условиях такая особенность НТР, как опережающее развитие науки по сравнению с техникой и технологией, имеет принципиально важное значение. У государства и крупных хозяйствующих субъектов появляется возможность прогнозировать и планировать создание техники и технологии, а также предметов труда, в наибольшей степени обеспечивающие реализацию стратегических замыслов в области развития экономики и решения социальных проблем.

Кроме того, планирование и сокращение всего цикла «паука — производство» имеет важное значение для повышения эффективности затрат, направляемых па развитие науки и техники.

Смысл сокращения цикла «наука — производство» заключается в уменьшении временного интервала с момента появления научной идеи до ее реализации на практике. Например, человечеству потребовалось 102 года, чтобы фотография с момента появления этого изобретения стала применяться на практике. Для телефона это время составило 56 лет, а для транзистора — всего пять лег (табл. 7.1). Но это не значит, что сейчас все открытия и изобретения можно реализовать на практике за столь короткий период.

Таблица 7.1

Сокращение цикла «начало исследований — внедрение изделия»

Изделия

Время между началом исследований и внедрением изделия

Продолжительность времени, лет

Фотография

1727-1829 гг.

Телефон

1820-1876 гг.

Окончание табл. 7.1

Изделия

Время между началом исследований и внедрением изделия

П родолжител ьность времени, лет

Радио

1867-1902 гг.

Телевидение

1922-1936 гг.

Радар

1926-1940 гг.

Атомная бомба

1939-1945 гг.

Транзистор

1948-1953 гг.

Еще одна особенность современной НТР — расширение границ проникновения и масштабность. Под масштабностью понимается не только глубина познания, но и широта реализации. Современная НТР в первую очередь затронула орудия труда и слабо коснулась технологии, предметов труда и управления. Поэтому центр тяжести научных прикладных исследований необходимо переориентировать именно на эти направления.

В последние годы в литературе довольно часто встречается такое понятие, как «инновация» — конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.

Инновации тесно связаны с научно-техническим прогрессом, являясь, по сути, его результатом. Инновационная деятельность направлена на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции (товаров, услуг), совершенствования технологии их изготовления с последующим обязательным внедрением и эффективной реализацией как на внутреннем, так и на внешних зарубежных рынках. Инвестиционная деятельность, связанная с капитальными вложениями в инновации, называется инвестиционно-инновационной деятельностью.

Ускорение НТП имеет важнейшее экономическое и социальное значение для любого государства мира. Пожалуй, нет более мощного и сильного фактора, который так существенно влиял бы на все экономические и социальные процессы.

Ускорение НТП является основой для:

  • • повышения эффективности общественного производства;
  • • повышения технического уровня производства и обеспечения конкурентоспособности отечественной продукции;
  • • обеспечения соответствующего имиджа государства;
  • • осуществления позитивных структурных сдвигов в экономике;
  • • улучшения структуры отечественного экспорта;
  • • повышения материального благосостояния российских граждан и решения других социальных проблем.

В связи с этим необходим и адекватный подход к решению данной проблемы на всех уровнях.

Положительное влияние НТП на решение социальных проблем осуществляется как непосредственно, так и косвенно, через поступательное развитие национальной экономики и повышение эффективности производства. Только эффективно функционирующая экономика создает материальную основу и позволяет решать социальные проблемы общества.

Под воздействием научного и технического прогресса преобразовалась и продолжает меняться вся система международных отношений и в ее пределах — внешняя политика отдельных стран. В системе соотношения сил в мире важным фактором стал национальный научно-технический потенциал и его эффективность, а также направленная на его использование инновационная политика. Это обстоятельство отражено в сообщении сенатской комиссии (1991 г.), занимающейся анализом международной политики Соединенных Штатов: «С точки зрения ближайшего и более отдаленного будущего Соединенных Штатов вопросы науки и технологии заслуживают большего внимания, чем какой-либо другой элемент национальной политики, чем какой-либо другой компонент национальных программ».

Это высказывание является как никогда актуальным для России как в настоящем, так и в будущем.

Экономическую выгоду от ускорения НТП получают все страны мира и отдельные субъекты хозяйствования, но особенно страны — лидеры в области развития науки и техники. В этом случае правомерно говорить о получении так называемой научной ренты, которая все четче проявляется с усилением глобализации экономики.

В экономических словарях рента трактуется как доход, полученный владельцем от использования земли, имущества, капитала, не требующий от него осуществления предпринимательской деятельности, затрат дополнительных усилий.

Под «научной рентой» следует понимать извлечение экономической выгоды отдельным государством или субъектом хозяйствования за счет обеспечения лидерства в области развития науки и техники.

Механизм получения научной ренты на макроуровне представлен на рис. 7.3.

Из этого следует, что научная рента образуется за счет надбавки к средней цене и продажи интеллектуальной собственности (патентов, лицензий, «ноу-хау») и гудвилла. Необходимо отметить — на вновь созданную продукцию надбавка к средней цене действует только на протяжении двухтрех лет (максимум пять лет), т.е. до тех пор пока существует монополия на выпуск этой продукции. По мере освоения ее выпуска другими странами, надбавка к средней цене уменьшается, и с появлением конкуренции полностью исчезает, следовательно, исчезает и научная рейта.

Научная рента состоит из трех слагаемых:

где Рн — общая научная рента; Рц — научная рента от продажи новой и наукоемкой продукции по более высоким ценам; Рис — научная рента от продажи лицензий, патентов, «ноу-хау»; Рг — научная рента от гудвилла.

Научная рента существенно отличается от других видов ренты — горной и земельной. Эти отличия заключаются в следующем:

  • • горная и земельная рента создаются без усилий и затрат человека, так как это природный фактор. Для получения научной ренты от отдельного государства или субъекта хозяйствования требуются значительные затраты всех видов ресурсов для обеспечения лидерства в области НТП;
  • • научную ренту могут получать только лидеры в области развития науки и техники — отдельные государства или субъекты хозяйствования.

Рис. 73. Механизм получения научной ренты

Последние десятилетия преобладающую часть мировой научной ренты получали и получают США, на протяжении длительного периода сознательно и целенаправленно проводящие эффективную научно-техническую политику. Ее сущность заключается в том, чтобы по ведущим направлениям НТП значительно опережать другие страны мира. Благодаря такой политике США снимают «сливки» не только в экономической, но и политической деятельности. Как известно экономика и политика неотделимы друг от друга, но приматом являются национальные экономические интересы. После снятия «сливок» США, через два-три года передают технологии (на платной основе) в другие страны, в первую очередь в Западную Европу (Германию, Англию, Францию, Италию и др.), а сами начинают производить новую продукцию на более высоком научно-техническом уровне.

За последние 30—40 лет больших успехов в области НТП достигла Япония. На наш взгляд, объяснить такой взлет в экономическом и научно-техническом плане можно следующими причинами.

Во-первых, в Японии отсутствуют собственные природные ресурсы, необходимые для развития экономики. В этих условиях страна вынуждена развивать перерабатывающую промышленность (работающую на импортном сырье), и значительную часть этой продукции отправлять на экспорт, что вряд ли возможно без обеспечения ее высокого качества.

Во-вторых, обеспечение высокого качества продукции возможно только на основе ускорения научно-технического прогресса. И в этом направлении Япония добилась существенных успехов.

В-третьих, японцы поняли всю важность и значимость развития науки и техники для национальной экономики и престижа государства, осознали значимость научной ренты, экономические и социальные выгоды, которые можно получить от нее.

В-четвертых, важно не только понять значимость ускорения НТП. Еще важнее разработать и реализовать научно обоснованную инновационную политику. Японцам с детства прививается чувство патриотизма, рационализма и дух творчества.

Все эти слагаемые, на наш взгляд, и обеспечили взлет Японии как в экономическом, так и научно-техническом плане. В отдельных направлениях НТП, особенно в области электроники, Япония не уступает США.

Россия располагает значительным научным потенциалом, который должным образом не реализован на практике. Наша страна на данном этапе развития тоже может получать научную ренту (хотя и менее существенную, чем США и Япония), но только от реализации отдельных направлений развития науки и техники: например, в области космоса и авиации, где мы не отстаем от развитых стран, а в некоторых направлениях даже лидируем.

Составляющей научной ренты является гудвилл (имидж) предприятия. Гудвилл предприятия — это прежде всего его престиж, который достигается за счет высокого качества продукции и репутации на протяжении достаточно длительного времени. Но основа гудвилла — внедрение результатов научно-технического прогресса. Имидж предприятия следует рассматривать внутри страны, где оно функционирует, и на мировом уровне. В последнем случае значение гудвилла как составляющей научной ренты существенно возрастает.

Научно-технический прогресс и его критерии

Научно технический прогресс и его критерии

Прогресс – это направление развития сложных систем (технических, биологических, социальных), при котором они переходят от менее совершенных форм, к более совершенным.

Научно-технический прогресс (НТП)– это поступательное движение науки и техники, эволюционное развитие всех элементов производительных сил общественного производства на основе широкого познания и освоения внешних сил природы, результатом является последовательное совершенствование техники, технологии и организации производства, повышения его эффективности.

Научно-техническая революция – это более узкое понятие. Она является одной из стадий или форм НТП, когда последний приобретает ускоренного, скачкообразного характера.

С точки зрения системного подхода основной критерий прогресса – это повышение уровня организации системы: дифференциация и интеграции элементов и связей, повышение степень целостности системы, ее адаптационных возможностей, функциональной эффективности, что обеспечивает высокий потенциал последующего развития.

Таким образом, прогрессом можно назвать процесс развития системы, при котором: возрастает число ее подсистем, усложняется структура системы, увеличивается число связей между элементами системы, возрастает набор функций отдельных элементов и подсистем системы.

Наука и техника могут развиваться как путем постепенных количественных накоплений, так и путем довольно радикальных изменений в самих исходных основаниях. Первый путь развития обозначается как эволюционный, а второй — как революционный.

– Первая техническая революция – неолитическая революция в орудиях труда (10 –8 тыс. лет назад).

– Вторая техническая революция – промышленная революция: появляются машины, содержащие рабочее орудие, передаточный механизм и силовую установку. Машины резко увеличили производительность труда стали проникать в различные сферы жизни (Европа конец XVIII – начало XIX века). Возникают академии наук и инженерная деятельность как важные общественные институты. Крепнет связь между наукой и техникой, возникает техника для научных экспериментов. Утверждается механистическая картина мира.

– Научная революция (конец XIX – началоXX века) произошла новая, в результате которого образовалась неклассическая наука: теория относительности, квантовая механика, кибернетика. В XX в. состоялся процесс органического слияния науки и техники, выхода науки на ведущее место в ее связи с техникой. Появился четвертый элемент машины – кибернетически-вычислительное устройство.

– Научно-Техническая революция (НТР) – середины 50-х годов XX века по настоящее время – внедрением комплексной механизации и автоматизации, выход в космос, появление компьютеров, развитие микроэлектроники, биотехнологии, роботизации. Время все большую роль в жизни общества играет информатика. Поэтому современный этап научно-технической революции можно назвать компьютерно-информационным.

Содержание качественно новой технологии информационных процессов заключается в освобождении человека от нетворческой, механической, рутинной работы.

Таким образом, основные критерии научно-технического прогресса:

— машины и программы выполняют задачи, которые раньше выполнял человек; — повышается энергоэффективность устройств; — отдельные устройства становятся сложней в устройстве, но с большим набором функций.

Научно-технический прогресс во второй половине XX – начале XXI в

Предыстория

Главная характеристика научно-технической революции (НТР) второй половины XX в. – превращение науки в главный фактор социально-экономического развития. Таким образом, НТР способствовала трансформации индустриального общества в постиндустриальное.

Постиндустриальное общество – общество, в котором наука становится фактором производства, а преобладающим типом труда – занятость в сфере услуг (в отличие от индустриального общества, в котором доминирует работа на заводах, и доиндустриального, в котором преобладал сельскохозяйственный труд).

Такие изменения были возможны только благодаря техническому развитию, которое позволило заменить человека на заводах машиной (автоматизированное, управляемое компьютерами производство).

События

1942 г. – создан первый атомный реактор в США.

1953 г. – изучена молекулярная структура ДНК, в которой хранится генетический код. Это открытие положило начало развитию генной инженерии.

1957 г. – запуск в космос первого спутника (СССР).

1961 г. – первый полет человека в космос (СССР).

1965 г. – первый выход человека в открытый космос (СССР).

1969 г. – полет человека на Луну (США).

1953 г. – расшифровано строение молекулы ДНК.

1976 г. – появился персональный компьютер.

1990-е гг. – Интернет становится доступен широкой публике.

1990-е гг. – появляется мобильная спутниковая телефонная связь.

Участники

С.П. Королев – академик АН СССР, основоположник практической космонавтики, конструктор в области ракетостроения и космонавтики.

Н. Виннер – американский математик, создатель кибернетики (науки о законах получения, хранения и переработки информации).

Ю. Гагарин – советский космонавт, первый человек, совершивший полет в космос.

Н. Армстронг и Э. Олдрин – американские космонавты, совершившие первую посадку на Луну.

Тим Бернерс-Ли – ученый, создатель Всемирной паутины (World Wide Web) (1991).

Заключение

Появление персонального компьютера, а также изобретение Интернета и появление искусственного спутника Земли создали новые возможности в сфере коммуникации. Мир к концу XX века изменился, превратившись в «глобальную деревню». Новые технические средства сделали возможным доступ к огромному массиву информации, в котором современному человеку все труднее ориентироваться.

Конспект

После окончания Второй мировой войны, после того, как отгремели пушки великой войны, человечество стало работать над восстановлением порушенного мира. Создавались новые предприятия и научные школы. Научно-техническая революция (НТР) не была бы возможной без тех базовых знаний, накопленных человечеством за предшествующий период своего развития. НТР и последующий за ней научно-технический прогресс (НТП) был напрямую связан с появлением «общества потребления», а начиная с 1970-х гг. и «информационного общества». Наука окончательно встала на службу человеческому обществу.

Яркими примерами НТП можно считать успехи в освоении космоса – запуск первого в мире спутника (СССР, 1957 год), полёт первого человека в космос (СССР, 1961 год), выход человека в открытый космос (СССР, 1965 год), полёт человека на Луну (США, 1969 год) и т.д. Промышленность создавала космические корабли, луноходы, отправляла спутники к Венере, Марсу, другим планетам Солнечной системы (Рис. 1).

Рис. 1. Спутник (Источник)

В 1960-1990-е гг. особым успехом отличались опыты в физике, химии, инженерии и проч. С 1970-х гг. ускоренным темпом развивалась электроника и компьютеризация. Смысл состоял в том, что все достижения науки так или иначе перерабатывались и служили человеку. Химия поставляла человеку новые ткани, лакокрасочные материалы и проч., физика и инженерия – телевизоры, приёмники и т.д.

Начиная с 1980-х гг., НТП стал протекать в новой форме. Та «революционная база» 1950-1970х гг., которая была поистине прорывом, стала использоваться для усовершенствования и развития нового. Так, от примитивных огромных мобильных телефонов к началу нового тысячелетия мир пришёл к почти невидимым устройствам (Рис. 2). От мощных, занимающих целые этажи компьютеров – к переносным гаджетам.

Рис. 2. Мобильные телефоны за последние 40 лет (Источник)

Основной упор на современном этапе научно-технического прогресса делается на т.н. нанотехнологии, новые источники энергии, на всеобщую автоматизацию и проч.

Мир вступил в эпоху постиндустриального общества. Это общество характеризуется первостепенностью высоких технологий, информатизацией и компьютеризацией всех сфер жизни общества. Высокие технологии должны ещё больше облегчить повседневный быт и труд человека. Интернет стал неотъемлемой частью человеческого общества. Появился новый способ общения. Жизнь человека практически перестала составлять какую-либо тайну от окружающих. Информационное общество – это общество XXI века и последующих за ним веков (Рис. 3).

Рис. 3. Информационное общество (Источник)

Наступившее в настоящее время постиндустриальное общество характеризуется не только всеобщей информатизацией, но и тем, что главным своим ресурсом признает человека, вернее, его интеллектуальные способности. Именно учёные, а не военные стали более цениться на современном этапе человеческого развития.

С другой стороны, нельзя не отметить и минусы НТП. Наука не только стала обслуживать человека, но и стала служить военным. Именно в ХХ веке мир «познакомился» с такими новыми видами вооружения, как атомная, водородная и нейтронная бомба. Появилось ядерное оружие. С развитием техники появились новые виды «устройств для убийства».

Таким образом, НТП помогает людям (хотя многие считают, что такая помощь приведёт к окончательной замене человека машиной), и в то же время может и погубить его.

Список рекомендованной литературы

1. Алексашкина Л.Н. Всеобщая история. ХХ – начало XXI века. – М.: Мнемозина, 2011.

2. Загладин Н.В. Всеобщая история. XX век. Учебник для 11 класса. – М.: Русское слово, 2009.

3. Пленков О.Ю., Андреевская Т.П., Шевченко С.В. Всеобщая история. 11 класс / Под ред. Мясникова В.С. – М., 2011.

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС — про­цесс и ре­зуль­тат со­вер­шен­ст­во­ва­ния тех­ни­ки, тех­но­ло­гии, энер­ге­ти­ки, то­ва­ров и ус­луг на ба­зе ис­поль­зо­ва­ния ре­зуль­та­тов на­уч­ных ис­сле­до­ва­ний в це­лях дос­ти­же­ния эко­но­ми­че­ско­го, со­ци­аль­но­го, эко­ло­ги­че­ско­го и ин­фор­ма­ци­он­но­го эф­фек­та.

Со­дер­жа­ние НТП — но­во­вве­де­ния (ин­но­ва­ции) в про­цесс раз­ви­тия тех­ни­ки во всех об­лас­тях че­ло­ве­че­ской дея­тель­но­сти (вклю­чаю­щей в сво­ей про­из­водственной час­ти сред­ст­ва и пред­ме­ты тру­да), тех­но­ло­гии (спо­со­бов со­еди­не­ния средств и пред­ме­тов тру­да), энер­ге­ти­ки (ис­точ­ни­ков, спо­со­бов пре­об­ра­зо­ва­ния, транс­пор­ти­ров­ки и ис­поль­зо­ва­ния энер­гии в про­изводстве и бы­ту), а так­же ор­га­ни­за­ции про­из­вод­ст­ва (спо­со­ба со­еди­не­ния тех­ни­ки и жи­во­го тру­да). Ис­точ­ни­ком НТП вы­сту­па­ет твор­че­ская, ин­тел­лек­ту­аль­ная дея­тель­ность в фор­ме на­учных ис­сле­до­ва­ний, опыт­но-кон­ст­рук­тор­ских, тех­но­ло­гических, про­ект­ных и ор­га­ни­зационных раз­ра­бо­ток (НИОКР).

Ре­зуль­тат (эф­фект) НТП мо­жет быть эко­но­ми­че­ским (уве­ли­че­ние объ­ё­ма про­изводства то­ва­ров и ус­луг, сни­же­ние их удель­ной тру­до­ём­ко­сти, ма­те­риа­ло­ём­ко­сти и энер­го­ём­ко­сти, дос­ти­же­ние струк­тур­но­го эф­фек­та от пе­ре­ме­ще­ния ре­сур­сов в бо­лее про­из­во­ди­тель­ные сфе­ры), со­ци­аль­ным (соз­да­ние но­вых ра­бо­чих мест ква­ли­фи­ци­рованного тру­да, уве­ли­че­ние сво­бод­но­го вре­ме­ни и его бо­лее ра­цио­наль­ное ис­поль­зо­ва­ние, со­кра­ще­ние сфе­ры при­ме­не­ния тя­жё­ло­го, вред­но­го и не­при­вле­ка­тель­но­го тру­да, улуч­ше­ние ка­че­ст­ва и ус­ло­вий жиз­ни), эко­ло­ги­че­ским (сбе­ре­же­ние не­вос­про­из­во­ди­мых при­род­ных ре­сур­сов, умень­ше­ние вы­бро­сов в ок­ру­жаю­щую сре­ду, пре­ду­пре­ж­де­ние и смяг­че­ние по­след­ствий при­род­ных и тех­но­ген­ных ка­та­строф), ин­фор­ма­ци­он­ным (уве­ли­че­ние объ­ё­ма на­учных зна­ний и их рас­про­стра­не­ние в об­ще­ст­ве).

НТП как про­цесс пред­по­ла­га­ет сле­дую­щие эта­пы: 1) фун­даментальные ис­сле­до­ва­ния (изу­че­ние и сис­те­ма­ти­за­ция фак­тов и яв­ле­ний, вы­яв­ле­ние за­ко­но­мер­но­стей функ­цио­ни­ро­ва­ния и раз­ви­тия при­род­ных, тех­нических и об­щественных сис­тем); 2) по­ис­ко­вые ис­сле­до­ва­ния и ин­но­вационный мар­ке­тинг (ана­лиз воз­мож­но­стей и пер­спек­тив прак­тического ис­поль­зо­ва­ния ре­зуль­та­тов ис­сле­до­ва­ний); 3) при­клад­ные ис­сле­до­ва­ния (обос­но­ва­ние тех­нической воз­мож­но­сти, со­ци­аль­но-эко­но­мич. це­ле­со­об­раз­но­сти и пу­тей прак­тич. ис­поль­зо­ва­ния ре­зуль­та­тов фун­дам. ис­сле­до­ва­ний); 4) кон­струк­тор­ские, тех­но­ло­гич., про­ект­ные и ор­га­ни­зац. раз­ра­бот­ки (соз­да­ние и опыт­ная про­вер­ка тех­ни­ко-эко­но­мич. до­ку­мен­та­ции и пи­лот­ных об­раз­цов, не­об­хо­ди­мых для ос­вое­ния ре­зуль­та­тов раз­ра­бо­ток); 5) тех­нич. и эко­но­мич. ос­вое­ние раз­ра­бо­ток (соз­да­ние и ос­вое­ние про­из­водств. мощ­но­стей, ор­га­ни­за­ция про­из-ва кон­ку­рен­то­спо­соб­ных то­ва­ров и ус­луг); 6) оформ­ле­ние, за­щи­та и рас­про­стра­нение ин­тел­лек­ту­аль­ной соб­ст­вен­но­сти, соз­дан­ной в ре­зуль­та­те НТП. Та­ким об­ра­зом, НТП вклю­ча­ет раз­ви­тие нау­ки (при­ра­ще­ние но­вых зна­ний) и ин­но­ва­ции (пре­вра­ще­ние но­вых зна­ний в ры­ноч­ный про­дукт, в объ­ект мас­со­во­го при­ме­не­ния).

Основные на­прав­ле­ния НТП в со­временных ус­ло­ви­ях: ком­плекс­ная ав­то­ма­ти­за­ция и ро­бо­ти­за­ция про­изводства и бы­та; ин­фор­ма­ти­за­ция на ба­зе гло­баль­ных ин­фор­мационных се­тей и ком­пь­ю­тер­ных уст­ройств для сбо­ра, об­ра­бот­ки, пе­ре­да­чи и хра­не­ния но­вых зна­ний; раз­ра­бот­ка но­вых син­те­тических ма­те­риа­лов для про­изводства, строи­тель­ст­ва, ме­ди­ци­ны и т. д.; ос­вое­ние но­вых, в т. ч. во­зоб­нов­ляе­мых и не­уг­ле­род­ных, ис­точ­ни­ков энер­гии, спо­со­бов её пре­об­ра­зо­ва­ния и транс­пор­ти­ров­ки; раз­ви­тие без­от­ход­ных и эко­ло­гич­ных тех­но­ло­гий. В Рос­сии в ка­че­ст­ве при­ори­тет­ных из­бра­ны на­прав­ле­ния НТП, по­зво­ляю­щие ис­поль­зо­вать имею­щий­ся на­учный за­дел и по­лу­чить наи­боль­ший эф­фект: энер­го­сбе­ре­же­ние и энер­го­эф­фек­тив­ность, на­но- и биотех­но­ло­гии, медицинская тех­ни­ка и фар­ма­цев­ти­ка, ин­фор­мационные тех­но­ло­гии и су­пер­ком­пь­ю­те­ры, ядер­ная и кос­мическая тех­ни­ка.

НТП — со­ци­аль­но-эко­но­мический про­цесс, ос­но­ва ка­че­ст­вен­но­го пре­об­ра­зо­ва­ния всех сфер жиз­не­дея­тель­но­сти. Ре­зуль­та­ты НТП, оп­ре­де­ляю­щие раз­ви­тие об­ще­ст­ва, все­гда бы­ли свя­за­ны с ин­тел­лек­ту­аль­ной дея­тель­но­стью. Это ка­са­ет­ся изо­бре­те­ния и пер­вых ору­дий тру­да, а за­тем и ком­па­са, по­ро­ха, бу­ма­ги и т. д. Но лишь в XVII-XIX веках та­кая дея­тель­ность об­лек­лась в фор­му профессиональных на­учных ис­сле­до­ва­ний в об­лас­ти ма­те­ма­ти­ки и ме­ха­ни­ки, фи­зи­ки, хи­мии, био­ло­гии и др. ес­тественных на­ук. Нау­ка всё боль­ше ста­но­ви­лась глав­ным ис­точ­ни­ком ин­фор­ма­ции для соз­да­ния но­вой тех­ни­ки, а тех­ни­ка пре­дос­тав­ля­ла нау­ке ма­те­ри­аль­ную ба­зу. В XVIII-XIX веках ре­во­лю­ция в про­изводстве и в бы­ту бы­ла свя­за­на с по­яв­ле­ни­ем па­ро­во­го дви­га­те­ля, ткац­ко­го и др. стан­ков, элек­тро­тех­ни­ки, а в XX веке — с мас­со­вым про­изводстом ав­то­мо­би­лей, ЛА, те­ле­фон­ной, ра­дио-, ки­но- и те­ле­ви­зи­он­ной тех­ни­ки, син­те­тических ма­те­риа­лов. Пе­ре­ход к ин­но­вационной эко­но­ми­ке в конце XX века свя­зан с по­яв­ле­ни­ем Ин­тер­не­та, ком­пь­ю­те­ров, мо­биль­ной свя­зи. Но­вый тех­но­ло­гический ук­лад в XXI веке свя­зы­вают с раз­вити­ем на­но-, био-, фи­зи­ко- хи­ми­че­ских и ин­фор­мационных тех­но­ло­гий, пре­обра­зую­щих атом­но-мо­ле­ку­ляр­ную и ген­но-кле­точ­ную струк­ту­ру пред­ме­тов тру­да.

Ко­ли­че­ст­вен­ное из­ме­ре­ние НТП ба­зи­ру­ет­ся на сле­дую­щих ка­те­го­ри­ях: 1) на­учный по­тен­ци­ал — со­во­куп­ность кад­ро­вых, ма­те­ри­аль­но-тех­нических, фи­нан­со­вых, ин­фор­мационных и ор­га­ни­зационных ре­сур­сов НТП (чис­лен­ность и ква­ли­фи­ка­ция на­учных со­труд­ни­ков, ко­ли­че­ст­во их пуб­ли­ка­ций, ин­декс ци­ти­ро­ва­ния, на­ли­чие на­учно-тех­нических кол­лек­ти­вов, при­знан­ных в ми­ре, объ­ём фи­нан­си­ро­ва­ния НИОКР в про­цен­тах от ВВП и в рас­чё­те на од­но­го со­труд­ни­ка, чис­ло оте­че­ст­вен­ных и за­ру­беж­ных па­тен­тов на изо­бре­те­ния и т. д.); 2) на­учно-тех­нический по­тен­ци­ал — со­во­куп­ность на­учно-тех­нических раз­ра­бо­ток, под­го­тов­лен­ных для кон­ку­рен­то­спо­соб­но­го про­изводства (мас­шта­бы при­ме­не­ния соб­ствен­ных и при­об­ре­тён­ных па­тен­тов на изо­бре­те­ния, по­лез­ных мо­де­лей, промышленных об­раз­цов, то­по­ло­гии ин­те­граль­ных схем, ноу-хау, удель­ный вес вы­со­ко­тех­но­ло­гич­ной про­дук­ции в об­щем про­изводстве, экс­пор­те и на ми­ро­вом рын­ке, до­ля пред­при­ятий, ос­ваи­ваю­щих но­во­вве­де­ния, и рас­хо­дов на НИОКР в их вы­руч­ке); 3) на­учно-тех­нический уро­вень про­изводства — сте­пень со­вер­шен­ст­ва и кон­ку­рен­то­спо­соб­ность про­дук­ции и ма­те­ри­аль­но-тех­нической ба­зы про­изводства; 4) тех­ни­ко-эко­но­мический уро­вень про­изводства — про­из­во­ди­тель­ность тру­да в срав­не­нии с выс­ши­ми ми­ро­вы­ми дос­ти­же­ния­ми, се­бе­стои­мость и ка­че­ст­во про­дук­ции, оку­пае­мость ин­ве­сти­ций в НТП.

Смотрите так­же На­уч­но-тех­ни­чес­кая ре­во­лю­ция.

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *