Разработка мероприятий по охране окружающей среды

Содержание

Перечень мероприятий по охране окружающей среды

Мероприятия по охране окружающей среды — сохранение атмосферы, почв, водных ресурсов, флоры и фауны первостепенная задача всего человечества. Природа регулярно претерпевает негативное влияние технического прогресса, в результате которого нарушается ее равновесие.

В связи с этим все развитые страны ежегодно ужесточают требования к пользованию землей и водами, максимально снижают разрушительное воздействие на воздух, следят за состоянием растительного и животного мира.

Объекты, подлежащие охране и защите

В соответствии с законом РФ «Об охране окружающей природной среды» защите подлежат такие объекты:

  • озоновый слой атмосферы;
  • недра земли, почва;
  • поверхностные и подземные воды;
  • флора и фауна;
  • генетический фонд, микроорганизмы.

Тщательно охраняются заказники, заповедники, парки и памятники природы. Ведется детальный учет животных и растений, которым грозит исчезновение.

Меры защиты атмосферного воздуха

Разработка раздела мероприятия по охране окружающей среды, направленных на охрану атмосферы, называется санитарно-техническим. Он включает возведение сверхвысоких дымовых труб, монтаж газопылеочистного оборудования, герметизацию технических устройств и транспорта.

С целью снижения негативного влияния промышленных и других объектов на воздух, разработаны такие мероприятия:

  • использование топлива, сырья и материалов с минимальным выбросом вредных веществ;
  • разработка экологически чистых возобновляемых источников энергии, усиленное развитие альтернативной энергетики;
  • оснащение производств новейшим оборудованием, соответствующим установленным стандартам;
  • внедрение современных технологий в процесс переработки отходов и более эффективной добычи, обработки и использования добытых ресурсов и материалов;
  • установка оборудования для рециркуляции отработанных и дымовых газов в промышленности и отдельных частных случаях;
  • разработка очистительных систем для выхлопных газов;
  • устранение неорганизованных и минимизация организованных источников выбросов.

Нормативной основой управления охраной атмосферного воздуха является показатель его качества. Для определения этой величины и сравнения ее с установленными стандартами, определяют предельно допустимая концентрация (ПДК) вредных веществ — допустимое значение загрязняющего химического соединения, содержащегося в воздухе, которое не влияет негативно на живые организмы.

Защита водных ресурсов

К числу мероприятий по сохранности мирового океана относятся:

  • возведение новых и реконструкция старых комплексов по сбору, очистке, перемещению и выпуску стоков;
  • разработка скважин водоснабжения;
  • удаление загрязнений подземных и поверхностных вод, возникающих от воздействия сточных вод и продуктов жизнедеятельности людей и животных;
  • создание и поддержание необходимого режима по содержанию водоохранных зон;
  • регулирование частоты водоотбора подземных вод.

Все мероприятия по защите водных ресурсов делятся на профилактические и специальные. Профилактические меры являются самыми важными, так как требуют меньших затрат и препятствуют возникновению чрезвычайных ситуаций.

Охрана почв и земель

Почвы подвергаются регулярному опасному воздействию со стороны предприятий промышленности и теплоэнергетики, свалок с отходами, кислотных дождей и даже сельского хозяйства.

Для ограничения негативных последствий природоохранные нормативы предусматривают особые положения, регулирующие правила пользования землей, предназначенной для:

  • сельскохозяйственных нужд;
  • высаживания лесов;
  • обустройства зон отдыха и заповедных территорий.

Регламент строго ограничивает деятельность промышленных предприятий и тщательно контролирует работу агротехнических организаций.

Восстановление почвенных покровов осуществляется посредством гидротехнических процессов с поливом, культивации земель, борьбы с эрозией.

Об утверждении Положения о плане снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади (с изменениями на 3 ноября 2016 года) (утратило силу с 01.01.2019 на основании постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2018 N 934)

Об утверждении Положения о плане снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 апреля 2013 года N 317

Об утверждении Положения о плане снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади

В соответствии с частью 4 статьи 26 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» Правительство Российской Федерации

постановляет:

Утвердить прилагаемое Положение о плане снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев

Положение о плане снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 10 апреля 2013 года N 317

(с изменениями на 3 ноября 2016 года)

1. Настоящее Положение устанавливает требования к содержанию плана снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади (далее — план), порядок и сроки его согласования, а также основания для отказа в согласовании плана.

2. План разрабатывается при невозможности соблюдения нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее — нормативы) для установления лимитов на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее соответственно — лимиты на сбросы, сбросы) при условии наличия утвержденных для объектов централизованных систем водоотведения и объектов абонентов, категории которых определены Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 27 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» (далее — абоненты), нормативов допустимых сбросов.

3. План разрабатывается организациями, осуществляющими водоотведение (далее — организации), а также абонентами в целях поэтапного достижения установленных нормативов по каждому веществу, по которому устанавливается лимит на сбросы.

4. Планы разрабатываются на срок до 7 лет.
Организации осуществляют разработку планов согласно утверждаемым в установленном порядке целевым показателям очистки сточных вод и учитывают их при разработке своих инвестиционных программ.

5. План включает в себя:

а) мероприятия по снижению сбросов — строительство (включая проектирование) новых, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение действующих систем оборотного и бессточного водоснабжения, систем оборотного и повторно-последовательного водоснабжения, централизованных и локальных очистных сооружений, установок по очистке сточных и (или) дренажных вод, а также сооружений по обработке осадка сточных вод и канализационных коллекторов (сетей) для перенаправления неочищенных сточных вод на очистные сооружения;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2016 года N 1134.

б) сведения о планируемом снижении объемов (массы) сбросов;

в) сроки выполнения мероприятий по снижению сбросов;

г) объем расходов на реализацию мероприятий по снижению сбросов;

д) сведения об ответственных за выполнение мероприятий по снижению сбросов должностных лиц.

6. Мероприятия по снижению сбросов включаются в план последовательно в порядке их значимости.
Критерием значимости мероприятий, включаемых в план, является снижение концентрации, количества (массы) загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, содержащихся в составе сточных вод.

7. Организации утверждают план по согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления поселения, городского округа и территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
Абоненты утверждают план по согласованию с территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

8. Организации и абоненты (далее — заявители) представляют в органы, указанные в пункте 7 настоящего Положения, по месту расположения водного объекта, куда осуществляется сброс сточных вод:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 16 января 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 5 января 2015 года N 3.

а) заявление о согласовании плана;

б) план (с учетом поэтапного достижения утвержденных нормативов по каждому веществу, по которому планируется установление лимита на сбросы) по форме согласно приложению N 1;

в) отчет о ходе выполнения ранее согласованного плана — в случае, если заявителю уже устанавливались лимиты на сбросы, по форме согласно приложению N 2.

9. В заявлении о согласовании плана указываются:

а) сведения о заявителе — полное и сокращенное наименование, местонахождение, индивидуальный номер налогоплательщика;

б) период реализации плана;

в) сведения об утвержденных нормативах, включая наименование уполномоченных органов, утвердивших нормативы, период их действия.

10. Документы, предусмотренные пунктом 8 настоящего Положения, рассматриваются в течение 30 рабочих дней со дня их поступления. В случае если по истечении указанного срока не представлены замечания к плану, такой план считается согласованным.

11. Требовать от заявителей представления документов, не предусмотренных настоящим Положением, не допускается.

12. Документы, предусмотренные пунктом 8 настоящего Положения, могут быть представлены непосредственно или заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей.

13. Основанием для отказа в согласовании плана уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации является представление организацией сведений о необоснованном объеме расходов на реализацию мероприятий по снижению сбросов. Объем расходов является необоснованным в следующих случаях:

а) несоответствие плана целевым показателям деятельности организаций, утверждаемым в установленном порядке;

б) расходы на строительство, реконструкцию и модернизацию объектов централизованных систем водоотведения превышают укрупненные сметные нормативы для объектов непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры, утверждаемые в установленном порядке.

14. Основанием для отказа в согласовании плана органом местного самоуправления является несоответствие плана схеме водоснабжения и водоотведения или программе комплексного развития коммунальной инфраструктуры соответствующего муниципального образования.

15. Основаниями для отказа в согласовании плана территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования являются:

а) представление документов не в полном объеме;

б) отсутствие утвержденных в установленном порядке нормативов;

в) предоставление недостоверной информации о выполнении ранее согласованного плана — в случае, если заявителю уже устанавливались лимиты на сбросы.

16. Согласованный план (мотивированный отказ в согласовании плана) передается заявителю непосредственно или направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в электронном виде с использованием информационно-телекоммуникационных сетей (по согласованию с заявителем) в срок, предусмотренный пунктом 10 настоящего Положения.

17. В случае получения мотивированного отказа в согласовании плана органами, указанными в пункте 7 настоящего Положения, замечания должны быть устранены, а план повторно направлен на согласование. При наличии взаимоисключающих требований со стороны этих органов организация вправе инициировать проведение согласительного совещания с уполномоченными представителями соответствующих органов для урегулирования имеющихся разногласий.
В случае если по итогам согласительного совещания разногласия по плану сохраняются и план не может быть согласован, организация вправе обжаловать отказ в согласовании плана в судебном порядке.

18. Внесение изменений в план осуществляется в порядке, предусмотренном настоящим Положением для согласования и утверждения планов.

Приложение N 1. План снижения сбросов на период с _______ г. по ______ г.

Приложение N 1
к Положению о плане снижения сбросов
загрязняющих веществ, иных веществ
и микроорганизмов в поверхностные
водные объекты, подземные водные
объекты и на водосборные площади

Форма

План снижения сбросов на период с _______ г. по ______ г.

N
п/п

Наименование мероприятия (этапа

Номер канализа-
ционного

Срок
выпол-
нения

Данные о сбросах загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов

Достигае-
мый экологи-

Объем расходов на

Планируе-
мое
снижение

мероприятия, по которому планируется достижение экологическо-
го эффекта)

выпуска в водный объект (централи-
зованную систему водоотве-
дения)

до мероприятия, мг/л, т/г

после мероприятия, мг/л, т/г

ческий эффект от мероприя-
тия (снижение с мг/л, т/г до мг/л, т/г)**

мероприя-
тие (этап мероприя-
тия),
тыс. рублей

платы за
негативное
воздейст-
вие на окружаю-
щую среду на 1 рубль вложенных
средств

* Указывается наименование организации, осуществляющей водоотведение, или абонента, категория которого определена Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 27 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении».
** Указывается фактическое снижение концентрации (миллиграмм на литр), количества (массы) (тонн в год) по конкретному загрязняющему веществу, иному веществу и микроорганизму по конкретному канализационному выпуску, в том числе по каждому этапу мероприятия по годам реализации плана.

Исполнитель

(должность)

(подпись)

(ф.и.о.)

Приложение N 2. Отчет о ходе выполнения плана снижения сбросов за 20___ г.

Приложение N 2
к Положению о плане снижения сбросов
загрязняющих веществ, иных веществ
и микроорганизмов в поверхностные
водные объекты, подземные водные
объекты и на водосборные площади

Форма

УТВЕРЖДАЮ

(должность руководителя и наименование организации (абонента))*

(подпись, ф.и.о. руководителя)

«

«

г.

М.П.

Отчет о ходе выполнения плана снижения сбросов за 20___ г.

N
п/п

Наименование мероприятия (этапа мероприятия,

Номер канализа-
ционного выпуска

Срок
выпол-
нения по плану

Отчет о фактически выполненных запланиро-

Фактические данные о сбросах загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов

Достигну-
тый экологи-
ческий

Объем расходов на мероприя-
тие (этап

по которому достигнут экологический эффект)

в водный объект (централи-
зованную систему водоотве-
дения)

снижения сбросов

ванных мероприятиях (в том числе о фактически введенных капитальным строительст-
вом водоочистных объектах)

до мероприя-
тия, мг/л, т/г

после мероприя-
тия, мг/л, т/г

эффект от мероприя-
тия (снижение с мг/л, т/г до мг/л, т/г)**

мероприя-
тия),
тыс. рублей

* Указывается наименование организации, осуществляющей водоотведение, или абонента, категория которого определена Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 27 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении».
** Указывается фактическое снижение концентрации (миллиграмм на литр), количества (массы) (тонн в год) по конкретному загрязняющему веществу, иному веществу и микроорганизму по конкретному канализационному выпуску, в том числе по каждому этапу мероприятия по годам реализации плана.

Исполнитель

(должность)

(подпись)

(ф.и.о.)

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО «Кодекс»

Уважаемые природопользователи!

До Департамента Росприроднадзора по Сибирскому федеральному округу доведены следующие разъяснения Росприроднадзора, касающиеся разработки программы повышения экологической эффективности и плана мероприятий по охране окружающей среды.

Согласно требованиям статьи 23.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон) при невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, технологических нормативов действующим стационарным источником и (или) совокупностью стационарных источников, расположенных на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, устанавливаются временно разрешенные выбросы, временно разрешенные сбросы.

Согласно пункту 1 статьи 67.1 Закона в случае невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, технологических нормативов юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, на период поэтапного достижения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, технологических нормативов в обязательном порядке разрабатывается и утверждается программа повышения экологической эффективности.

В случае невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II и III категорий, на период поэтапного достижения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов разрабатывается и утверждается план мероприятий по охране окружающей среды.

Согласно пункту 11 статьи 67.1 Закона юридические лица и индивидуальные предприниматели ежегодно представляют отчет о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды, программы повышения экологической эффективности в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

При этом правила разработки плана мероприятий по охране окружающей среды и программы повышения экологической эффективности устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В настоящее время указанные правила не установлены.

Учитывая изложенное, разработка и утверждение программ повышения экологической эффективности и планов мероприятий по охране окружающей среды, представление отчетности об их выполнении будут возможны только после утверждения указанных правил.

Приложение N 7 РЕКОМЕНДУЕМЫЙ СОСТАВ ПЛАНА ПРИРОДООХРАННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ СТРУКТУРНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ

Приложение N 7

РЕКОМЕНДУЕМЫЙ СОСТАВ ПЛАНА ПРИРОДООХРАННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ СТРУКТУРНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ

1. В области охраны атмосферного воздуха
Провести замену устаревших ГОУ на установки с эффективностью очистки не менее 95%.
Оборудовать путевую технику каталитическими нейтрализаторами с эффективностью очистки не менее 90%.
Оборудовать угольные и мазутные котельные нейтрализаторами с эффективностью очистки не менее 90%.
Оборудовать автотранспортную технику каталитическими
нейтрализаторами с эффективностью очистки не менее 90%.
Подготовить и утвердить план проведения проверок работы ГОУ, нейтрализаторов и от передвижных источников на токсичность выбросов.
Разработать план перехода на современные безводные технологии очистки выбросов окрасочных участков.
Произвести замену бытовых печей на угле на электроотопление.
Разработать план — график ведомственного контроля соблюдения нормативов ПДВ (ВСВ).
Подготовка материалов и продление Разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферу.
Установить вентилятор и увлажняющий блок в административном здании.
Установить группы мокрых пылеуловителей в ремонтных цехах (участках) и гараже.
Разработать план — график проверки на содержание оксида углерода и углеводородов автомобилей в режиме холостого хода и повышенных оборотах.
Разработать оптимальные маршруты движения автомобилей и путевой техники по территории предприятия.
Проведения контроля планового технического обслуживания и ремонта автомобилей и путевой техники.
Внедрение системы подогрева двигателей в холодное время года и размещение техники в теплых помещениях.

2. В области охраны поверхностных водных объектов
Разработать проект строительства системы сбора и очистки дождевых стоков, организовать хранение и использование очищенных, обессоленных вод в технологических процессах структурного подразделения.
Организовать очистку производственных и дождевых сточных вод до уровня требований местного предприятия Водоканала.
Организовать замкнутую систему водоиспользования производственных сточных вод.
Разработать план перехода на современные безводные технологии ремонта техники.
Разработать план перевода очистных сооружений для исключения сброса загрязненных сточных вод на рельеф местности.
Разработать план строительства установок очистки дождевых стоков с железнодорожного полотна перегонов для исключения сброса загрязненных вод в поверхностные водные объекты или на рельеф местности.
Разработать план дооснащения водомерами участков, не оборудованных этими приборами.

3. В области охраны земель
Разработать план контроля загрязнения, захламления и деградации земель при осуществлении производственной деятельности.
Разработать план по вырезке и рекультивации нарушенных земель.
Разработать проект площадки хранения материалов верхнего строения пути.
На площадке хранения ГСМ установить поддоны для исключения протечек для исключения загрязнения земель.
Хранение угля для кузницы организовать на площадке с твердым покрытием, вокруг которой для исключения загрязнения угольной пылью земель с дождевыми стоками построить перехватывающие лотки и колодец.

4. В области обращения с опасными отходами
Разработать план оборудования мест (площадок) для сбора и временного хранения отходов. Организовать хранение опасных отходов в соответствии с нормативной документацией. Обеспечить маркировку контейнеров, экранирование.
Получить разрешение на размещение отходов.
Организовать первичный учет образования и движения отходов.
Разработать план обновления ПНООЛР.
Разработать план комиссионного контроля соблюдения требований по размещению и обезвреживанию отходов.
Разработать план прохождения обучения по 112 часовой программе на право работы с опасными отходами и по программе «Обеспечение экологической безопасности руководителями и специалистами общехозяйственных систем управления».
Плановый инструктаж по обращению с опасными отходами и способах их раздельного хранения на территории предприятия.
Организовать плановую очистку полосы отвода от порубочных отходов, ТБО и несанкционированных свалок.
Разработать и зарегистрировать в территориальном органе Росприроднадзора паспорта на отходы.

5. Общие требования к природоохранной деятельности
Оформить стенд приказов предприятия в области охраны окружающей среды с информацией о результатах предыдущих проверок.
Сформировать и утвердить состав комиссии по внутреннему контролю природоохранной работы и выявлению нарушений законодательства.
Оформить стенд о результатах внутренних комиссионных проверках экологического состояния предприятия.
Разработать план — график оформления и предоставления статотчетности.
Разработать план — график расчета и внесения платежей за выбросы, сбросы и размещение отходов.
Разработать план организационно-технических мероприятий по устранению нарушений природоохранного законодательства предприятия согласно актам проверки.
Направить ответственного(-ых) за природоохранную деятельность на обучение по специальным образовательным программам в области экологической безопасности;
Разработать план — график проведения техучебы.

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *