Разъяснения минтруда по профстандартам

ОФИЦИАЛЬНЫЕ РАЗЪЯСНЕНИЯ МИНТРУДА РОССИИ ПО ВОПРОСАМ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОФСТАНДАРТОВ

Минтруд подготовил новый профессиональный стандарт «Бухгалтер». Текст проекта приказа с обновленным стандартом опубликован на regulation.gov.ru. Согласно изменениям, к существующим в настоящее время 5-му и 6-му, добавили 7-й и 8-й уровни квалификации. Отдельно стандарт выделил такие компетенции главбуха как составление отчетности по обособленным подразделениям, оказание услуг по ведению бухгалтерского учета, подготовка консолидированной отчетности и др. При этом составлять и представлять консолидированную финансовую отчетность (МСФО) могут специалисты, соответствующие самому высокому уровню квалификации – 8-му. Предполагается также, что бухгалтеры должны будут проходить повышение квалификации не реже одного раза в три года.

Таким образом, профессиональный стандарт подтвердил тенденцию усиления роли МСФО (изменения в ПБУ 1/2008, 402-ФЗ, Программа разработки ФСБУ на 2019-2022 гг. на основе МСФО) в нормативно-правовом регулировании бухучета в России. В ближайшее время знание МСФО понадобится каждому главному бухгалтеру, как в крупном, так и небольшом бизнесе. Бухгалтерам, аудиторам и сотрудникам финансовых служб рекомендуется следить за нововведениями, чтобы успеть подготовиться к их применению.

Важно! В настоящее время соответствовать профстандарту «Бухгалтер» обязаны бухгалтеры и главные бухгалтеры организаций гос. сектора, а также главбухи перечня предприятий, перечисленных в №402-ФЗ.

Если вы хотите соответствовать требованиям профстандарта «Бухгалтер», но еще не знаете МСФО, учите, Вам в помощь ресурсы Базы знаний МСФО http://prof-arena.ru/learning/video-cources

«Информация Минтруда России по вопросам применения профессиональных стандартов»

1. Зачем разрабатываются и принимаются профессиональные стандарты?

Профессиональные стандарты носят комплексный характер и раскрывают необходимые для выполнения работником трудовых функций знания и умения. Поддержание в актуализированном состоянии информации о востребованных и перспективных профессиях, современных требованиях к работникам и учет этих требований в системе подготовки кадров должно обеспечиваться государством. Повышение профессионального уровня работников оказывает существенное влияние на производительность труда, снижение издержек работодателей на адаптацию работников при трудоустройстве, а также на конкурентоспособность работников на рынке труда.

По вопросам, возникающим на практике в связи с внедрением профессиональных стандартов, следует отметить, что ответственность и полномочия по принятию кадровых решений являются полномочиями работодателей, а профессиональный стандарт задает планку современных требований и ориентиров для выстраивания кадровой политики.

2. Как часто профессиональные стандарты будут обновляться/добавляться?

Разработка профессиональных стандартов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» (далее — постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23) осуществляется с учетом приоритетных направлений развития экономики и предложений Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям.

Необходимость разработки профессиональных стандартов определяется также с учетом информации в Справочнике востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий (в редакции приказа Минтруда России от 10 февраля 2016 г. № 46).

Проекты профессиональных стандартов могут быть инициированы и внесены на рассмотрение в Минтруд России в установленном порядке различными организациями.

Изменения в профессиональные стандарты вносятся, как и в другие нормативные акты, при наличии обоснованных предложений либо соответствующих изменений в законодательстве Российской Федерации. Внесение изменений осуществляется в том же порядке, как разработка и утверждение в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23.

3. Где можно ознакомиться с содержанием профессиональных стандартов? Как узнавать о планах разработки (актуализации) профессиональных стандартов, о внесении изменений в профессиональные стандарты или принятии новых профессиональных стандартов?

Минтруд России ведет Реестр профессиональных стандартов (перечень видов профессиональной деятельности), который размещается на сайтах программно-аппаратного комплекса «Профессиональные стандарты» (http://profstandart.rosmintrud.ru) и Научно-методического центра системы профессиональных квалификаций ФГБУ «Научно-исследовательский институт труда и социального страхования» Минтруда России (http://vet-bc.ru). На этих же ресурсах размещается вся информация о профессиональных стандартах, в том числе о разрабатываемых и планируемых к разработке.

Кроме того, профессиональные стандарты, утвержденные приказами Минтруда России, размещаются в справочных системах правовой информации.

4. Будут ли отменены ЕТКС и ЕКС?

В перспективе планируется замена ЕТКС и ЕКС профессиональными стандартами, а также отдельными отраслевыми требованиями к квалификации работников, утверждаемыми законодательными и иными нормативными правовыми актами, которые имеются уже и в настоящее время (например, в сфере транспорта и др.). Но такая замена, по мнению Минтруда России, будет происходит в течение достаточно длительного периода.

5. Если квалификационный справочник и профессиональный стандарт по аналогичным профессиям (должностям) содержат различные требования к квалификации, то какими документами должен пользоваться работодатель?

Работодатель самостоятельно определяет, какой нормативный правовой акт он использует, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

6. В каких случаях применение профессиональных стандартов является обязательным? Обязаны ли работодатели применять требования к квалификации работников, содержащиеся в профессиональных стандартах, в том числе при приеме на работу? Согласно статье 195.3 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) профессиональные стандарты применяются «в качестве основы для определения требований к квалификации работников». Каким образом должно определяться, что именно из требований должно быть положено в основу? Есть ли необходимый минимум? В каких случаях допустимо повышение, а в каких – снижение требований? В чем заключаются изменения с 1 июля 2016 года, если те требования к квалификации, в части которых будет обязателен профессиональный стандарт, ранее установлены законами и иными нормативными правовыми актами?

ТК РФ устанавливает обязательность применения требований, содержащихся в профессиональных стандартах, в том числе при приеме работников на работу, в следующих случаях:

согласно части второй статьи 57 ТК РФ наименование должностей, профессий, специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах, если в соответствии с ТК РФ или иными федеральными законами с выполнением работ по этим должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений;

согласно статье 195.3 ТК РФ требования к квалификации работников, содержащиеся в профессиональных стандартах, обязательны для работодателя в случаях, если они установлены ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

ВНИМАНИЕ! На основании профстандарта каждый специалист может наметить для себя конкретные направления приобретения необходимых знаний и навыков. Мы приглашаем Вас воспользоваться комплексным предложением — посетите курс «Внутренний контроль» и получите доступ на 6 месяцев к дистанционным курсам по МСФО и налогам, в том числе на получение международных квалификаций ДипИФР и ДипНРФ.

В других случаях эти требования носят рекомендательный характер.

7. Распространяется обязательность применения требований профессиональных стандартов на всех работодателей или только на государственные и муниципальные организации?

Обязательность применения требований профессиональных стандартов установлена для случаев, предусмотренных статьями 57 и 195.3 ТК РФ, и не зависит от формы собственности организации или статуса работодателя.

Что касается государственных и муниципальных организаций, то учитывая важность внедрения профессиональных стандартов для повышения производительности труда, обеспечения качества выполняемых работ (услуг), данным организациям следует провести анализ профессиональных компетенций работников на соответствие профессиональным стандартам, при необходимости составить план подготовки работников и дополнительного профессионального образования работников в рамках бюджета на соответствующий год.

8. Утвержденные Минтрудом России профессиональные стандарты являются нормативными правовыми актами. Согласно части первой статьи 195.3 ТК РФ, если ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями. Означает ли данная норма, что содержащиеся в профессиональных стандартах требования являются обязательными для применения?

Согласно статье 195.3 ТК РФ профессиональные стандарты обязательны для применения работодателями в части содержащихся в них требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Таким образом, только в части требований, установленных в ТК РФ, других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, требования профессионального стандарта являются обязательными.

При применении вышеуказанного положения статьи 195.3 ТК РФ под иными нормативными правовыми актами имеются ввиду постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, приказы федеральных органов исполнительной власти, которые устанавливают специальные требования к работникам, выполняющим те или иные трудовые обязанности, носящие нормативный правовой характер (например, приказы Минтранса России и др). В этом случае, в части требований применяются данные нормативные правовые акты.

9. Требования профессионального стандарта должны быть прописаны в трудовом договоре/должностной инструкции работника в полном объеме или могут быть какие-либо допущения?

Работодатель определяет содержание трудового договора с учетом статьи 57 ТК РФ и должностные обязанности работников. При этом профессиональный стандарт может быть применен как рекомендательный методический документ, кроме содержащихся в нем требований, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Работодатель применяет профессиональные стандарты для определения потребности в работниках с определенным уровнем квалификации, правильного подбора и расстановки кадров, рационального разделения и организации труда, разграничения функций, полномочий и ответственности между категориями работников, определения трудовых обязанностей работников с учетом особенностей применяемых технологий, организации подготовки (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования работников, организации труда, установления систем оплаты труда.

По вопросам, возникающим на практике в связи с внедрением профессиональных стандартов, следует отметить, что ответственность и полномочия по принятию кадровых решений являются полномочиями работодателей.

10. Могут ли обязанности работников, требования к образованию и стажу, измениться автоматически в связи с принятием профессионального стандарта? Может ли быть расторгнут трудовой договор с работником, если его уровень образования или стаж работы не соответствует указанным в профессиональном стандарте? Уволить его (если он отказывается проходить обучение)? В ТК РФ нет такого основания.

Обязанности работников изменяться автоматически в связи с принятием профессионального стандарта не могут.

Объективной основой изменения обязанностей, связанных с выполнением какой-либо работы (услуги), является изменение организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), и даже в этих случаях согласно статье 74 ТК РФ изменение трудовой функции работника по инициативе работодателя не допускается. Оно может осуществляться в соответствии со статьями 72, 72.1 ТК РФ на основе соглашения между работником и работодателем об изменении определенных сторонами условий трудового договора.

По вопросам соответствия работников требованиям к образованию и стажу, содержащимся в профессиональных стандартах, обращаем внимание, что данные требования являются обязательными в случаях, когда с выполнением соответствующей работы связано наличие льгот, гарантий и ограничений, либо если соответствующие требования уже установлены ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Вступление в силу профессиональных стандартов не является основанием для увольнения работников. Допуск работника к выполнению трудовой функции является полномочием работодателя.

Работодатель также вправе проводить аттестацию работников. Так, при применении квалификационных справочников и профессиональных стандартов лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

11. Должны ли работники привести свою квалификацию с требованиями профессиональных стандартов? Обязанность по направлению на обучение и расходы несет работодатель?

Согласно статье 196 ТК РФ необходимость подготовки (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования работников для собственных нужд определяет работодатель. Подготовка работников и их дополнительное профессиональное образование осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

12. Если выполняемые работником обязанности шире, чем содержащиеся в профессиональном стандарте трудовые функции и трудовые действия, имеет ли он право требовать доплату за совмещение профессий?

Вопрос не связан с применением профессиональных стандартов.

При совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, оплата труда работника производится с учетом положений статьи 151 ТК РФ.

13. Какие санкции будут применяться за неприменение или неправильное применение профессиональных стандартов?

ТК РФ устанавливает обязательность применения требований, содержащихся в профессиональных стандартах, в том числе при приеме работников на работу, в следующих случаях:

согласно части второй статьи 57 ТК РФ наименование должностей, профессий, специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах, если в соответствии с ТК РФ или иными федеральными законами с выполнением работ по этим должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений;

согласно статье 195.3 ТК РФ требования к квалификации работников, содержащиеся в профессиональных стандартах, обязательны для работодателя в случаях, если они установлены ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В других случаях эти требования носят рекомендательный характер.

Таким образом, если не соблюдены указанные обязательные требования законодательства, то работодателю может быть выдано предписание об устранении выявленных нарушений трудового законодательства, а также он может быть привлечен к административной ответственности в соответствии со статьей 5.27 Кодекса об административных правонарушениях.

Блог

Как отмечено в письме Минтруда России от 12.12.2018 № 14-3/ООГ-9895:

1. Требования к квалификации работников могут содержаться в профстандартах, Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС), Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих (ЕТКС), отдельных федеральных законах или иных нормативных правовых актах.

2. Если Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профстандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.

Кроме того, если в соответствии с Трудовым кодексом РФ или иными федеральными законами выполнение работ по должностям, профессиям, специальностям связано с предоставлением компенсаций и льгот либо наличием ограничений, то согласно ст. 57 Трудового кодекса РФ наименования должностей, профессий, специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профстандартах.

В остальных случаях положения профстандартов носят рекомендательный характер.

3. Отсутствие разработанного профстандарта по должности, профессии, специальности в реестре профстандартов не дает основание работодателю исключать ее из штатного расписания организации или заменять на должность, по которой профстандарт уже разработан.

Если работнику установлены льготы, компенсации или существуют ограничения по выполнению работ по должностям, профессиям, то ущемление прав работника в этом случае недопустимо.

«Ответы на актуальные вопросы о профессиональных стандартах»
(приложение к письму Общероссийского Профсоюза образования от 10.03.2017 N 122)

Приложение

к письму Общероссийского

Профсоюза образования

от 10.03.2017 N 122

ОТВЕТЫ НА АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ О ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТАХ

Вопрос. Какими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации следует руководствоваться при применении профессиональных стандартов?

Ответ. Основополагающими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации при применении профессиональных стандартов являются:

— статья 5 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ), в соответствии с которой нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ и постановлениям Правительства РФ;

— статья 57 ТК РФ, предусматривающая, что если в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или соответствующим положениям профессиональных стандартов;

— часть 1 статьи 195.3 ТК РФ, согласно которой профессиональные стандарты обязательны для применения работодателями лишь в части требований к квалификации;

— постановление Правительства РФ от 27.06.2016 N 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности» <1>.

<1> См. Официальные документы в образовании. — 2016. — N 27. — С. 58 — 60. — Ред.

Пунктом 1 постановления N 584 установлено, что профессиональные стандарты в части требований к квалификации применяются государственными или муниципальными учреждениями поэтапно на основе планов по организации применения профессиональных стандартов.

Вопрос. Что подразумевается под «поэтапностью» применения профессиональных стандартов?

Ответ. Согласно пункту 2 постановления N 584 реализация мероприятий планов по организации применения профессиональных стандартов должна быть завершена не позднее 1 января 2020 года.

Иными словами, дата вступления в силу конкретных профессиональных стандартов (например, 1 января 2017 г.) означает, что по данным профессиональным стандартам может быть начата организация работы по их применению, а дата, указанная в постановлении N 584 (1 января 2020 г.), — это завершение организации работы по их применению.

Таким образом, поэтапность предполагает наличие достаточно длительного организационного периода, в течение которого должны быть реализованы плановые мероприятия.

Вопрос. Кто утверждает план по организации применения профессиональных стандартов?

Ответ. На основании пункта 1 постановления N 584 план по организации применения профессиональных стандартов утверждается самой организацией (то есть государственным или муниципальным учреждением) с учетом мнения представительного органа работников.

Вопрос. Что должен включать план по организации применения профессиональных стандартов?

Ответ. В соответствии с пунктом 1 постановления N 584 план по организации применения профессиональных стандартов должен включать:

а) список профессиональных стандартов, подлежащих применению;

б) сведения о потребности в профессиональном образовании, профессиональном обучении и (или) дополнительном профессиональном образовании работников и о проведении соответствующих мероприятий по образованию и обучению в установленном порядке;

в) этапы применения профессиональных стандартов;

г) перечень локальных нормативных актов и других документов, подлежащих изменению с учетом положений профессиональных стандартов, подлежащих применению.

Вопрос. Как сформировать список профессиональных стандартов, подлежащих применению?

Ответ. Список профессиональных стандартов, подлежащих применению, зависит от кадрового состава организации, которая формирует такой список. При составлении списка необходимо иметь в виду следующее:

— список не может быть единым для каждой организации, т.к. его наполнение зависит от кадрового состава, предусмотренного штатным расписанием, установление которого относится к компетенции образовательной организации;

— в список включаются профессиональные стандарты, утвержденные для различных категорий персонала, а не только педагогических работников;

— в список не включаются профессиональные стандарты, которые существуют еще в виде проектов (в частности, проект профессионального стандарта «Руководитель образовательной организации (управление в сфере образования)»;

— в список не включается профессиональный стандарт, дата вступления в силу которого не наступила.

Вопрос. Как определить потребность в профессиональном образовании, профессиональном обучении и (или) дополнительном профессиональном образовании работников?

Ответ. Подпунктом «б» пункта 1 постановления N 584 предусмотрено получение сведений о наличии такой потребности на основе анализа:

— квалификационных требований, содержащихся в профессиональных стандартах;

— квалификации кадрового состава организации (то есть уровня знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работников).

Пример 1. Если квалификация конкретного работника не соответствует требованиям к образованию и обучению, установленным соответствующим профессиональным стандартом, то план организации должен содержать сведения о действиях работодателя по преодолению такого несоответствия.

Пример 2. Если квалификация конкретного педагогического работника соответствует требованиям к образованию и обучению, установленным соответствующим профессиональным стандартом, то работнику в любом случае обеспечивается право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года (п. 2 ч. 5 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Следовательно, план организации должен содержать также и проведение соответствующих мероприятий по дополнительному профессиональному образованию.

Вопрос. Как установить соответствие (несоответствие) между документом об образовании работника и требованиями к образованию и обучению, установленными соответствующим профессиональным стандартом?

Ответ. Необходимо руководствоваться следующими приказами Минобрнауки России:

— от 18.11.2013 N 1245 «Об установлении соответствия направлений подготовки высшего образования — бакалавриата, направлений подготовки высшего образования — магистратуры, специальностей высшего образования — специалитета, перечни которых утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 сентября 2013 г. N 1061, направлениям подготовки высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицам квалификаций (степеней) «бакалавр» и «магистр», перечни которых утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 сентября 2009 г. N 337, направлениям подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) «специалист», перечень которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 1136″ <1> (в части высшего образования);

<1> См. Официальные документы в образовании. — 2014. — N 6. — С. 80 — 82. — Ред.

— от 05.06.2014 N 632 «Об установлении соответствия профессий и специальностей среднего профессионального образования, перечни которых утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 октября 2013 г. N 1199, профессиям начального профессионального образования, перечень которых утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 сентября 2009 г. N 354, и специальностям среднего профессионального образования, перечень которых утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 сентября 2009 г. N 355» <2> (в части среднего профессионального образования).

<2> См. Официальные документы в образовании. — 2014. — N 24. — С. 44 — 46. — Ред.

Перечисленные объемные документы размещены в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования «Интернет» и содержат таблицы соответствия (так называемые перечни соответствия новых и прежних перечней профессий, специальностей и направлений подготовки). Использование данных таблиц позволяет, к примеру, установить, соответствуют ли специальность или направление подготовки, указанные в дипломе об образовании работника, укрупненным группам направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки».

Вопрос. Как и на каких условиях можно обеспечить право педагогических работников на дополнительное профессиональное образование?

Ответ. Рекомендуется руководствоваться разъяснениями «О реализации права педагогических работников на дополнительное профессиональное образование» (письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России и Общероссийского Профсоюза образования от 23.03.2015 N 08-415/124 <1>).

<1> См. Официальные документы в образовании. — 2015. — N 14. — С. 73 — 77. — Ред.

Разъяснения содержат обзор трудового законодательства по вопросам дополнительного профессионального образования и, в частности, следующие выводы:

— работник вправе отказаться от получения дополнительного профессионального образования, если работодатель не обеспечивает предоставление ему гарантий и компенсаций, предусмотренных законодательством и договором;

— работодатель не вправе обязывать работников осуществлять дополнительное профессиональное образование за счет их собственных средств, в том числе такие условия не могут быть включены в соответствующие договоры.

Вопрос. Какие локальные нормативные акты и другие документы организации подлежат изменению с учетом положений профессиональных стандартов?

Ответ. В настоящее время требуется внести изменения только в те документы, которыми регулируется проведение мероприятий по образованию и обучению, обусловленное сведениями о потребности в профессиональном образовании, профессиональном обучении и (или) дополнительном профессиональном образовании работников. К числу соответствующих документов могут относиться, в частности:

— коллективный договор (при необходимости изменения условий и порядка осуществления работодателем подготовки работников и дополнительного профессионального образования работников);

— локальный нормативный акт, определяющий формы подготовки и дополнительного профессионального образования работников, перечень необходимых профессий и специальностей;

— дополнительные соглашения к трудовым договорам (в части закрепления обязанности работодателя проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности);

— должностные инструкции конкретных работников, являющиеся приложением к трудовому договору (в части изменения требований к квалификации);

— договоры с работниками о реализации их права на подготовку и дополнительное профессиональное образование (ст. 197 ТК РФ).

Вопрос. Могут ли профессиональные стандарты применяться работодателями при определении должностных обязанностей работников?

Ответ. На основании части третьей статьи 195.3 ТК РФ федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, вправе давать разъяснения по вопросам применения профессиональных стандартов.

Не воспользовавшись правом на представление соответствующих разъяснений, Минтруд России подготовил, между тем, письмо от 04.04.2016 N 14-0/10/В-2253 <1> с информацией по вопросам применения профессиональных стандартов (далее — письмо).

<1> См. Официальные документы в образовании. — 2016. — N 18. — С. 71 — 78. — Ред.

Как следует из письма, при определении работодателем должностных обязанностей работников профессиональный стандарт может быть применен как рекомендательный методический документ. Таким образом, письмо фактически послужило для работодателей основанием для возможного применения профессиональных стандартов при определении должностных обязанностей работников. В связи с этим Профсоюз обращает внимание на следующее:

— письмо было подготовлено до наделения Минтруда России правом давать разъяснения по вопросам применения профессиональных стандартов (ст. 195.3 ТК РФ вступила в силу с 1 июля 2016 г. <*>);

— письмо не является нормативным правовым актом <**>;

<**> Перечень трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, установлен статьей 5 ТК РФ и включает, в частности, нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. При этом на основании пункта 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.97 N 1009, издание нормативных правовых актов в виде писем не допускается.

— противоречит действующей в настоящее время редакции ТК РФ, согласно которой профессиональный стандарт — это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции (ч. 2 ст. 195.1 ТК РФ), а квалификация работника — это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника (ч. 1 ст. 195.1 ТК РФ).

Таким образом, перечень возможных должностных обязанностей работника не относится к понятию «квалификация» и, следовательно, не входит в характеристику квалификации, то есть профессиональный стандарт. В связи с этим к настоящему времени отсутствуют правовые основания для применения профессионального стандарта при определении работодателем должностных обязанностей работников.

С учетом изложенного при определении должностных обязанностей педагогических работников целесообразно по-прежнему руководствоваться:

— разделом «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (далее — ЕКС), утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 N 761н (с учетом изменений);

— разделом «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального образования и дополнительного профессионального образования» ЕКС, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 11.01.2011 N 1н <1>.

<1> См. Официальные документы в образовании. — 2011. — N 14, 15. — Ред.

В свою очередь, на основании статей 60.2 и 151 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) поручение работнику выполнения дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) может быть поручено ему с письменного согласия и за дополнительную оплату.

Вопрос. Могут ли профессиональные стандарты применяться работодателями при аттестации педагогических работников?

Ответ. С учетом изменений в ТК РФ были внесены изменения в правила разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов (далее — Правила).

Если согласно подпункту «а» пункта 25 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 N 23 <1>, профессиональные стандарты должны были применяться работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления, то с 1 июля 2016 г. <*> указанное положение признано утратившим силу <**>.

<1> См. Официальные документы в образовании. — 2013. — N 5. — С. 7 — 12. — Ред.

<*> Пункт 2 постановления Правительства РФ от 13.05.2016 N 406 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23».

<**> Подпункт «в» пункта 5 изменений, которые вносятся в постановление Правительства РФ от 22.01.2013 N 23, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2016 г. N 406.

С учетом изложенного соответствующее положение отсутствует в приказе Минтруда России от 10.01.2017 N 10н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области воспитания» <2>, при подготовке которого были учтены замечания Профсоюза. Однако данное положение по-прежнему сохраняется в пункте 2 <***> следующих приказов Минтруда России, изданных до вступления в силу изменений в Правила:

<2> См. Официальные документы в образовании. — 2017. — N 4. — С. 3 — 65. — Ред.

<***> Согласно пункту 2 приказов Минтруда России от 18.10.2013 N 544н, от 24.07.2015 N 514н, от 08.09.2015 N 608н и от 08.09.2015 N 613н профессиональный стандарт применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда.

<1> См. Официальные документы в образовании. — 2014. — N 4. — С. 22 — 49. — Ред.

— от 24.07.2015 N 514н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» <2>;

<2> См. Официальные документы в образовании. — 2015. — N 29. — С. 8 — 44. — Ред.

— от 08.09.2015 N 608н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального образования и дополнительного профессионального образования» <3>;

<3> См. Официальные документы в образовании. — 2016. — N 18, 19. — Ред.

— от 08.09.2015 N 613н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» <4>.

<4> См. Официальные документы в образовании. — 2015. — N 34. — С. 33 — 73. — Ред.

Учитывая, что согласно статье 5 ТК РФ нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ и постановлениям Правительства Российской Федерации, профессиональные стандарты не могут применяться работодателями при аттестации педагогических работников.

При аттестации педагогических работников необходимо по-прежнему руководствоваться Порядком проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденным приказом Минобрнауки России от 07.04.2014 N 276 <5> и являющимся ведомственным нормативным правовым актом прямого действия. Как следует из пункта 1 указанного Порядка, правила проведения аттестации определяются самим Порядком.

<5> См. Официальные документы в образовании. — 2014. — N 19. — С. 36 — 46. — Ред.

Таким образом, к настоящему времени отсутствуют правовые основания для применения какого-либо инструментария, разработанного для применения профессиональных стандартов при аттестации педагогических работников.

Вопрос. Как следует применять профессиональные стандарты в части положений, не являющихся обязательными для применения?

Ответ. Форсирование применения профессиональных стандартов в части положений, не являющихся обязательными для применения (к примеру, в части использования наименований должностей, не предусмотренных номенклатурой должностей <*>), не рекомендуется по следующим причинам:

<*> Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2013 N 678. — См. Официальные документы в образовании. — 2013. — N 25. — С. 65 — 68. — Ред.

— положения профессиональных стандартов (за исключением требований к квалификации) не являются обязательными, остаются предметом острой профессиональной дискуссии, поскольку содержат неопределенности, необоснованно предоставляющие право работодателю по своему усмотрению применять любые трудовые функции к работникам с различными наименованиями должностей, рекомендуемыми в профессиональных стандартах, что может привести к нарушению прав работников.

— в настоящее время прорабатывается вопрос о внесении изменений в ряд профессиональных стандартов, в том числе в целях существенной переработки их содержания (в частности, с учетом задачи сопряжения требований профессиональных стандартов с федеральными государственными образовательными стандартами, а также поручения Президента Российской Федерации о формировании национальной системы учительского роста <*>).

<**> Подпункт «г» пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации 23.12.2015 (протокол от 02.01.2016 N Пр-15ГС).

Вопрос. Какими полномочиями в сфере применения профессиональных стандартов организациями обладают их учредители и контрольно-надзорные органы?

Ответ. На основании пункта 3 постановления N 584 органы и организации, осуществляющие функции и полномочия учредителей организаций, указанных в данном постановлении, а также осуществляющие контроль и координацию деятельности таких организаций, обеспечивают:

а) внесение изменений в установленном порядке в соответствующие нормативные правовые акты и документы, требующие учета положений профессиональных стандартов, подлежащих применению, то есть лишь в части норм, являющихся обязательными для применения;

б) осуществление контроля за реализацией мероприятий планов.

Образец плана

План

по организации применения профессиональных стандартов

N п/п

Список профессиональных стандартов, подлежащих применению

Сведения о потребности в профессиональном образовании, профессиональном обучении и (или) дополнительном профессиональном образовании работников

Этапы применения профессиональных стандартов

Перечень локальных нормативных актов и других документов, подлежащих изменению в связи с учетом положений профессиональных стандартов, подлежащих применению

профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», утвержденный приказом Минтруда России от 24.07.2015 N 514н

Петров П.П., педагог-психолог, — потребность в высшем образовании по профильному направлению

внесение изменений в локальные нормативные акты и другие документы

(1 января — 1 июня 2017 г.);

локальный нормативный акт, определяющий формы подготовки и дополнительного профессионального образования работников, перечень необходимых профессий и специальностей;

осуществление работодателем мероприятий по подготовке (профессиональному образованию) работника

(1 июня 2017 г. — 1 января 2020 г.)

договоры с работниками о реализации их права на подготовку и дополнительное профессиональное образование

профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания», утвержденный приказом Минтруда России от 10.01.2017 N 10н

Сидорова С.С., социальный педагог, — потребность в дополнительном профессиональном образовании по направлению профессиональной деятельности в организации

внесение изменений в локальные нормативные акты и другие документы

(1 января — 1 июня 2017 г.);

осуществление работодателем дополнительного профессионального образования работников

(1 января 2017 г. — 1 января 2020 г.)

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *