Реестр по использованию отходов

Организации, получившие лицензии

  • Государственные услуги
    • Выдача разрешений на ведение работ со взрывчатыми материалами промышленного назначения
    • Лицензирование деятельности по производству маркшейдерских работ
    • Лицензирование деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности
    • Выдача разрешений на эксплуатацию гидротехнических сооружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений)
    • Утверждение декларации безопасности поднадзорных гидротехнических сооружений, находящихся в эксплуатации
    • Участие представителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в комиссии по проведению приемочных испытаний взрывчатых веществ и изделий на их основе и по согласованию программы и методики приемочных испытаний
    • Согласование правил эксплуатации гидротехнических сооружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений)
    • Регистрация опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов
    • Приём и учёт уведомлений о начале осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов работ и услуг по перечню, утверждённому Правительством Российской Федерации
    • Выдача разрешений на допуск к эксплуатации энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии
    • Выдача разрешений на допуск к эксплуатации теплопотребляющих установок потребителей тепловой энергии, устройств и сооружений объектов по производству и передаче тепловой энергии, теплоносителя (в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами РФ)
    • Ведение реестра заключений экспертизы промышленной безопасности
    • Ввод в эксплуатацию лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, после осуществления их монтажа в связи с заменой или модернизации
    • Согласование планов и схем развития горных работ по видам полезных ископаемых
    • Оформление документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода
    • Выдача заключений о наличии (отсутствии) технической возможности присоединения к электрическим сетям
  • Государственный контроль и надзор
    • В сфере промышленной безопасности
    • Безопасность гидротехнических сооружений
    • Технический контроль и надзор в электроэнергетике
    • Строительный надзор
  • Изменения кодов бюджетной классификации в сфере федерального государственного строительного надзора
  • Лицензирование
    • Организации, получившие лицензии
    • Доклады по лицензированию
  • Графики рассмотрения планов развития горных работ по горнодобывающим организациям
  • Выдача разрешений
  • Регистрация ОПО
    • Важная информация для организаций, которые эксплуатируют опасные производственные объекты (ОПО)
  • Экспертиза промышленной безопасности ОПО
  • Проверка знаний в области энергетического надзора
    • Графики работы территориальных отраслевых комиссий по проверке знаний норм и правил в области энергетического надзора
  • Подготовка и аттестация работников
    • Графики работы ТАК
  • Производственный контроль
  • Реестр уведомлений о начале осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов работ и услуг по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации

Системы обращения с отходами

Обращение с отходами – это деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

В соответствии с экологическими требованиями, предъявляемыми к обращению с отходами, природопользователь обязан принимать меры, направленные на обеспечение охраны окружающей среды, и соблюдать действующие экологические, санитарно-эпидемиологические и технологические нормы и правила.

Сбор и временное хранение опасных отходов производства и потребления происходит в специальные маркированные закрытые или открытые контейнеры на оборудованных площадках для временного хранения отходов.

На предприятиях возможно применение следующих способов сбора опасных отходов:

§ вручную;

§ с помощью механизмов;

§ с помощью грузоподъёмных машин.

Способ сбора опасных отходов применяется в зависимости от их агрегатного состояния. Жидкие отходы собираются в металлические ёмкости или цистерны и отправляются к местам переработки или использования; твёрдые отходы – загружаются вручную в контейнеры, после чего перегружаются в транспортные средства механизированным способом и отправляются на переработку, использование или захоронение; отходы в виде пульпы помещаются в металлические ёмкости с помощью соответствующих насосных установок.

Сбор отходов раз­дельно по видам, классам опасности и другим показателям способствует более качественной их переработке и рациональному размещению.

Различают следую­щие основные способы складирования отходов:

§ временное хранение на производственных территориях на открытых площадках или в специальных помещениях (в цехах, складах, и др.);

§ временное складирование на производственных территориях предприятий по переработке и обез­вреживанию отходов (хранилищах, накопителях), а также на промежуточных (приемных) пунктах сбора и накопления;

§ складирование вне производственной территории;

§ складирование на полигонах промышленных отходов, шламохранилищах, в отвалах пустой породы, золошлакоотвалах, а также в специально оборудованных комплексах по их переработке и захоронению;


§ складирование на площадках для обезвоживания илового осадка очистных сооружений.

Места складирования отходов на территории предприятия, их границы, площадь, объемы, обустройство определяются приказом по предприятию и контролируются экологом предприятия.

В зависимости от технологической и физико-химической характеристи­ки отходов допускается их временно хранить:

§ в производственных или вспомогательных помещениях;

§ в нестационарных складских сооружениях (под навесными конструкциями);

§ в резервуарах, накопителях и прочих наземных и заглублен­ных специально оборудованных емкостях;

§ в вагонах, цистернах, вагонетках, на платформах и прочих передвижных средствах;

§ на открытых, приспособленных для хранения отходов площадках.

Хранение сыпучих и летучих отходов в помещениях в открытом виде не допускается.

Накопление и временное хранение промышленных отходов на предприятии осуществляется по цеховому принципу или централизованно. В целом условия сбора и накопления определяются классом опасности отходов, способом упаковки и отражаются в техническом регламенте (проекте, пас­порте предприятия, ТУ, инструкции) с учетом агрегатного состояния и надежности тары.

Хранение твердых отходов 1 класса разре­шается исключительно в герметичных емкостях (кон­тейнеры, бочки, цистерны); 2 класса – в надежно закрытой таре; 3 класса – в металлических закрытых емкостях, в хлопчатобумажных, текстильных мешках; 4 класса – нава­лом, насыпью, в металлических контейнерах; 5 класса – в металлических контейнерах. Организация хранения отходов, загрязненных нефтепродуктами или отра­ботанных нефтепродуктов, должна осуществляться в закрытой металлической таре во избежание самовозгорания и проливов промышленных отходов.


При временном хранении отходов в нестационарных складах, на откры­тых площадках должны соблюдаться следующие условия:

§ временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке, т. е. должна учитываться роза ветров;

§ поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т. д.);

§ поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, бетон, керамзитобетон и др.);

§ по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и сеть ливневых стоков; поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.

компонентов отходов в атмосферный воздух.

При обращении с отходами необходимо соблюдать санитарно-гигиенические требования, при которых отходы не оказывали бы вредного воздействия на окружающую среду и здоровье людей в период их накопления на промышленной площадке до использования в последующем технологическом цикле или до направления на объекты складирования.

Сбор и временное хранение отходов на предприятии может проводиться с целью использования, обезвреживания, захоронения отходов или передачи специализированным предприятиям для переработки, утилизации, захоронения, обезвреживания. Передача отходов производства на утилизацию или для размещения должна производиться только предприятиям, имеющим лицензию на деятельность с опасными отходами и сопровождаться оформлением необходимых документов (актов, накладных, договоров и т. п.). Перечень предприятий-переработчиков отходов, а также рекомендуемые виды переработки, использования отходов на территории Воронежской области представлен в таблице 6.1.

Периодичность вывоза накопленных отходов с территории предприятия регламентируется установленными лимитами накопления промышленных отходов, которые определены в составе ПНООЛР.

Использование отходов – применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии.

Таблица 6.1

Перечень и рекомендуемые виды переработки, использования

некоторых видов отходов на территории Воронежской области

Продолжение таблицы

Отходы резины, отработанные шины в т.ч. с металлокордом ОАО «Воронежвторма» г. Воронеж, ул. Волгоградская, 46, т. 22-35-52, 22-35-61
филиал ЗАО «ВРШРЗ» г. Борисоглебск, ул. Пушкинская, 3, т. (254)4-43-56
Макулатура, полиэтилен, вторичный текстиль ОАО «Воронежвторма» г. Воронеж, ул. Волгоградская, 46, т. 22-35-52, 22-35-61
Строительные отходы (за исключением лакокрасочных, теплоизоляционных) Ремонт и отсыпка дорог, территорий предприятий
Стеклоотходы ОАО «Воронежвторма» г. Воронеж, ул. Волгоградская, 46, т. 22-35-52, 22-35-61
ОАО «Эпром» г. Воронеж, ул. Остужева, 45, т. 23-59-88, 23-15-42
Черный и цветной металлолом, в т.ч. отработанные аккумуляторные батареи Сдача на предприятия, имеющие соответствующие лицензии например, ОАО «Воронежцветмет», ОАО «Воронежчермет»
Угольный шлак, абразивная пыль Отсыпка и ремонт дорог вне территории населенных мест
Осадки очистных сооружений ливневых и коммунальных стоков Использование в качестве мелиоранта почв при наличии результатов анализов, подтверждающих отсутствие превышений установленных предельных норм по тяжелым металлам, нефтепродуктам (обязательно оформление разрешения в ГУПР)

Переработка отходов с извлечением всех ценных сырьевых компонентов является наиболее эффективной формой их использования и дает возможность получать полноценные виды сырья и материалов, пригодных для более экономичного производства товаров. Одновременно может быть высвобождено значительное количество первичных ресурсов.

Накопленная информация о методах использования отходов унифицирована в Банке данных технологий использования и обезвреживания отходов.

Обезвреживание отходов – обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую природную среду.

Система транспортировки заключается в вывозе собранных отходов специально оборудованными автомобилями к местам переработки и захоронения.

Транспортирование опасных отходов должно осуществляться при следующих условиях:

наличии паспорта oпacныx oтxoдoв;

наличии специального оборудования и снабжении специальными знаками транспортных cpeдcтв;

соблюдении требований безопасности к транспортированию oпacныx oтxoдoв на тpaнcпopтныx cpeдcтвax;

наличии дoкyмeнтaции для тpaнcпopтиpoвaния и передачи опасных отходов c yкaзaниeм кoличecтвa транспортируемых опасных oтxoдoв и мecтa нaзнaчeния иx тpaнcпopтиpoвaния.

Под размещением отходов понимают хранение и захоронение отходов.

Хранение или складирование отходов включает содержание в специально оборудованных накопителях до их извлечения с целью захоронения или специальной переработки. При хранении отходов, как правило, устанавливают срок нахождения каждого отхода в месте складирования.

Захоронение отходов – изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специально оборудованных наземных и подземных хранилищах (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и др.) в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.

Специализированные предприятия, осуществляющие производственную деятельность с целью размещения отходов, также являются природопользователями, и поэтому на них распространяется выполнение требований природоохранного законодательства.

Размещать отходы могут промышленные предприятия, объединения, организации независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, физические лица, а также иностранные юридические и физические лица осуществляющие любой вид деятельности на территории РФ, в результате которой образуются отходы производства и потребления, за исключением радиоактивных отходов.

Зaпpeщaeтcя paзмeщeниe oпacныx oтxoдoв на территории вблизи гopoдoв и дpyгиx нaceлeнныx пyнктoв, в лecoпapкoвыx, курортных, лeчeбнo-oздopoвитeльныx, peкpeaциoнныx зoнax и иных местах, где мoжeт быть coздaнa oпacнocть для здоровья населения и cocтoяния oкpyжaющeй пpиpoднoй cpeды.

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об охране и окружающей среды» места захоронения и хранения отходов подле­жат инвентаризации и внесению в реестр объектов размещения отходов.

Образование, сбор, накопление, хранение и первичная обработка отходов – составные части технологического процесса, в ходе которого также образуются отходы, и эти отходы должны быть отражены в технологической и другой нормативно-технической документации.

Просмотров 1625

Эта страница нарушает авторские права

Единая государственная система учета отходов от использования товаров: что нас ждет?

Со скрипом, медленно, но верно продолжается реформирование системы экологического контроля и надзора в нашей стране. В материалах, опубликованных ранее на страницах журнала, мы уже вдоль и поперек проанализировали многие новые положения нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды и механизмы их реализации. Данная статья не станет исключением. Ее мы посвятим еще одному важному законодательному нововведению — единой государственной системе учета отходов от использования товаров (далее — ЕГИС УОИТ).

К счастью, Минприроды России идет в ногу со временем (правда, отнюдь не всегда) и пытается максимально перенести осуществление надзорной деятельности в режим онлайн, создавая в помощь себе и природопользователям специальные электронные ресурсы, в т.ч. ЕГИС УОИТ. Что же представляет собой эта система и для чего она нужна? Давайте выясним.

Для начала отметим, что в настоящее время в России полным ходом идет внедрение системы контроля за утилизацией отходов от использования товаров.

СЛОВАРЬ

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 29.12.2015; далее — Федеральный закон № 89-ФЗ):
•утилизация отходов — использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в т.ч. повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация);
•отходы от использования товаров — готовые товары (продукция), утратившие полностью или частично свои потребительские свойства и складированные их собственником в месте сбора отходов, либо переданные в соответствии с договором или законодательством Российской Федерации лицу, осуществляющему обработку, утилизацию отходов, либо брошенные или иным образом оставленные собственником с целью отказаться от права собственности на них.

На сегодняшний день опубликован ряд подзаконных актов в области обращения с отходами от использования товаров, в соответствии с которыми регулирование в данной отрасли предполагается осуществлять в несколько шагов:

1) производители и импортеры товаров, подлежащих утилизации, декларируют количество выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров (в упаковке или без);

2) производители и импортеры товаров осуществляют утилизацию отходов от использования товаров в соответствии с нормативами утилизации своими силами (в т.ч. вступив в ассоциацию производителей, импортеров товаров) и силами сторонних организаций (с заключением договора);

3) производители и импортеры товаров представляют отчетность о выполнении нормативов утилизации за предыдущий календарный год;

4) в случае невыполнения нормативов утилизации производители и импортеры товаров рассчитывают сумму экологического сбора и уплачивают ее.

Именно для того, чтобы автоматизировать процессы сбора, обработки, хранения и анализа информации в сфере обращения с отходами от использования товаров и обеспечить доступ к указанной информации заинтересованных лиц, было принято решение о создании ЕГИС УОИТ.

СЛОВАРЬ

ЕГИС УОИТ — федеральная государственная информационная система, которая содержит информацию об отходах от использования товаров, о наличии мощностей основного технологического оборудования по обеспечению утилизации указанных отходов и иную предусмотренную законодательством Российской Федерации информацию (п. 1 ст. 24.3 Федерального закона № 89-ФЗ).

Согласно п. 5.2.5 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 400 (в ред. от 25.12.2015), функции оператора ЕГИС УОИТ выполняет Росприроднадзор.

На основании п. 4 ст. 24.3 Федерального закона № 89-ФЗ Росприроднадзор осуществляет правомочия обладателя государственного информационного ресурса ЕГИС УОИТ и обладателя прав на результаты интеллектуальной деятельности, связанные с созданием ЕГИС УОИТ, в т.ч. на программные средства системы, от имени Российской Федерации. В целях эксплуатации сегментов ЕГИС УОИТ Росприроднадзор может привлекать в соответствии с законодательством Российской Федерации подведомственные организации, к которым относятся государственные учреждения или государственные унитарные предприятия, функции и полномочия учредителя которых осуществляет Росприроднадзор, и иные организации.

В соответствии с п. 5 ст. 24.3 Федерального закона № 89-ФЗ Росприроднадзор совместно с Минкомсвязью России устанавливает:

  • функциональные требования к ЕГИС УОИТ;
  • состав информации, порядок, способы, сроки и периодичность ее размещения поставщиками информации;
  • формы и форматы электронных документов, размещаемых в ЕГИС УОИТ , а также состав информации, размещаемой в ЕГИС УОИТ в соответствии с такими формами;
  • порядок хранения, обработки и предоставления информации, содержащейся в ЕГИС УОИТ;
  • порядок ведения соответствующих реестров в ЕГИС УОИТ;
  • порядок доступа к ЕГИС УОИТ и к информации, размещенной в ЕГИС УОИТ, а также сроки регистрации в ЕГИС УОИТ поставщиков информации и пользователей информации;
  • требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования ЕГИС УОИТ, в т.ч. требования к ее архитектуре;
  • порядок взаимодействия ЕГИС УОИТ с другими информационными государственными системами;
  • адрес официального сайта ЕГИС УОИТ в сети Интернет.

На основании п. 3 ст. 24.3 Федерального закона № 89-ФЗ порядок создания, эксплуатации и модернизации ЕГИС УОИТ устанавливается Правительством Российской Федерации. В целях реализации данного положения было принято Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 № 1520 «О единой государственной информационной системе учета отходов от использования товаров», которым утверждены Правила создания, эксплуатации и модернизации единой государственной информационной системы учета отходов от использования товаров (далее — Правила).

Согласно п. 5 Правил в состав ЕГИС УОИТ входят следующие информационные подсистемы:

  • реестр производителей и импортеров товаров, отходы от использования которых подлежат утилизации;
  • реестр операторов, в т.ч. региональных, по обращению с отходами;
  • реестр объектов (мощностей) основного технологического оборудования по обеспечению утилизации отходов;
  • реестр лицензий на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I–IV классов опасности;
  • справочники и классификаторы, используемые в сфере обращения с отходами;
  • средства сбора, систематизации, обработки и хранения информации, поступающей от поставщиков информации;
  • аналитические средства, предназначенные для сопоставления и анализа информации, содержащейся в ЕГИС УОИТ, а также визуальные средства мониторинга, оценки и контроля данных об отходах и о технологиях утилизации и обезвреживания отходов различных видов;
  • банк данных об отходах и о технологиях утилизации и обезвреживания отходов различных видов;
  • электронные сервисы для расчета размера экологического сбора, заявления о проведении совместной сверки расчетов размера экологического сбора, заявления о зачете (возврате) размера излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора;
  • информационные подсистемы, обеспечивающие взаимодействие с иными информационными системами, в т.ч. посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия;
  • публичный информационный ресурс, обеспечивающий свободный доступ к нормативной, статистической и аналитической информации в сфере обращения с отходами;
  • информационная подсистема обеспечения информационной безопасности.

Сведения о поставщиках информации в ЕГИС УОИТ содержатся в табл. 1 (с учетом приложения № 1 к Правилам).

Информация для включения в ЕГИС УОИТ будет представляться перечисленными в табл. 1 поставщиками информации по формам согласно приложениям № 2–9 к Правилам.

Еще одной группой поставщиков информации в ЕГИС УОИТ, которую мы намеренно не указали в табл. 1, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в сфере обращения с отходами, в т.ч.:

  • производители и импортеры товаров, подлежащих утилизации после утраты потребительских свойств;
  • операторы по обращению с отходами;
  • региональные операторы по обращению с отходами;
  • объединения (союзы) производителей и импортеров товаров, в случае если производитель или импортер товаров при вступлении в такое объединение (союз) поручил ему на основании соответствующего договора обеспечивать выполнение нормативов утилизации отходов и представлять от своего имени отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов.

Сведения о том, какую информацию они должны представлять, в какие сроки и в какой форме, ищите в табл. 2.

Примеры заполнения декларации о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки, подлежащих утилизации , и отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств , и формы из приложений № 10 и 11 к Правилам вы можете скачать, воспользовавшись услугой «Сервис форм».

Отметим, что формы были заполнены нами исходя из общей практики обращения с отходами, поскольку инструкций по их заполнению Правила, к сожалению, не содержат. При этом мы столкнулись с рядом вопросов.

Например, непонятно, что имеется в виду под «типом основного технологического оборудования по обеспечению утилизации отходов», который необходимо указать в графе 5 формы из приложения № 10 к Правилам. Вероятно, при заполнении формы на сайте ЕГИС УОИТ поставщикам информации будет предложено несколько вариантов типов оборудования, но не исключено, что их придется забивать вручную, что сильно осложнит дальнейшую систематизацию информации. Так же обстоят дела и с графой «Назначение основного технологического оборудования по обеспечению утилизации отходов». Что значит «назначение»? Возможно, это описание технологии утилизации или просто вид утилизации (рециклинг, регенерация или рекуперация).

Что касается формы из приложения № 11 к Правилам, то здесь вызывает вопросы содержание граф «Наименование места (площадки) сбора отходов от использования товаров» и «Назначение места (площадки) сбора отходов от использования товаров».

Еще один важный момент: организации, эксплуатирующие площадки для сбора отходов от использования товаров и оборудование для их утилизации, должны иметь лицензии на осуществление деятельности по сбору и утилизации отходов I–IV классов опасности, однако приведенные формы не содержат граф, где можно было бы указать соответствующую информацию.

Отметим, что информация будет представляться поставщиками безвозмездно посредством информационно-телекоммуникационных сетей в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, который будет создаваться и направляться с использованием программных средств ЕГИС УОИТ. В этом случае в дополнительном представлении информации на бумажном носителе не будет необходимости.

При отсутствии технической возможности использования информационно-телекоммуникационных сетей информация будет представляться оператору на бумажном носителе в одном экземпляре посредством почтового отправления с описью вложения и уведомлением о вручении или поставщиком информации лично. При этом обеспечивать внесение информации в ЕГИС УОИТ будет оператор, действуя по следующей схеме:

Согласно п. 25 Правил зарегистрироваться в ЕГИС УОИТ можно будет двумя способами:

1) пройти идентификацию и аутентификацию с использованием федеральной государственной информационной системы «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме»;

2) заполнить электронную регистрационную форму, размещаемую оператором на сайте ЕГИС УОИТ.

В соответствии со ст. 24.3 Федерального закона № 89-ФЗ информация, содержащаяся в ЕГИС УОИТ, подлежит защите в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, а также законодательством Российской Федерации о коммерческой тайне и об иной охраняемой законом тайне. Расходы, связанные с созданием, эксплуатацией, модернизацией ЕГИС УОИТ, финансируются за счет средств федерального бюджета.

Напоследок отметим, что 14 июля 2015 г. состоялось заседание Комиссии по информационным технологиям и системам Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации и подведомственных федеральных служб и федеральных агентств. На заседании Комиссии выступил Заместитель Руководителя Росприроднадзора Долматов О.В. с докладом по созданию ЕГИС УОИТ. В соответствии с данным докладом ФБУ «ФЦАО» в 2015 г. должно было разработать и запустить в опытную эксплуатацию модули ЕГИС УОИТ.

ВЫВОД

В рамках данной статьи мы постарались дать общую характеристику будущему масштабному проекту ЕГИС УОИТ. К сожалению, проект еще очень сырой, и даже Правила, которые были рассмотрены нами в материале, не вносят особой ясности. Будем надеяться, что ЕГИС УОИТ заработает на практике в ближайшее время, будет обладать понятным интерфейсом и по максимуму облегчит работу как контролирующим органам, так и простым природопользователям.

См. Распоряжение Правительства РФ от 24.09.2015 № 1886-р «Об утверждении перечня готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств» (далее — Распоряжение № 1886-р).

См. Постановление Правительства РФ от 24.12.2015 № 1417 «Об утверждении Положения о декларировании производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации, количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки» (далее — Постановление № 1417).

См. Распоряжение Правительства РФ от 04.12.2015 № 2491-р «Об утверждении нормативов утилизации отходов от использования товаров».

См. Постановление Правительства РФ от 08.12.2015 № 1342 «Об утверждении Правил представления производителями и импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования таких товаров» (далее — Постановление № 1342).

См. проект Приказа Росприроднадзора «Об утверждении формы расчета суммы экологического сбора» (regulation.gov.ru/projects#npa=46362) и проект Постановления Правительства РФ «Об установлении ставок экологического сбора по каждой группе товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, уплачиваемого производителями, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров» (regulation.gov.ru/projects#npa=22194).

См. Постановление Правительства РФ от 08.10.2015 № 1073 «О порядке взимания экологического сбора» (далее — Постановление № 1073).

В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 29.12.2015 № 404-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в Федеральный закон № 89-ФЗ, слово «объединение» было заменено на слово «ассоциация». Таким образом, под словом «объединение» в Правилах следует иметь в виду слово «ассоциация».

Обратите внимание: с 1 января 2017 г. юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в сфере обращения с отходами, должны будут осуществлять прохождение идентификации и аутентификации с использованием указанной системы.

Документы Минприроды России

Разъяснения по вопросу действия разрешительных документов в области обращения с отходами после вступления в силу с 01 августа 2014г. постановления Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 г. № 712
Разъяснения по вопросу действия разрешительных документов в области обращения с отходами после вступления в силу с 01 августа 2014г. постановления Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 г. № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I — IV классов опасности» и приказа Минприроды России от 30 сентября 2011 г. № 792 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов»
В связи с многочисленными обращениями юридических лиц, Минприроды России направляет разъяснения по вопросу действия разрешительных документов в области обращения с отходами после вступления в силу с 01 августа 2014 г. постановления Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 г. № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I — IV классов опасности» и приказа Минприроды России от 30 сентября 2011 г. № 792 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов» и просит довести их до территориальных органов Росприроднадзора для руководства в работе.
В целях реализации пункта 6 статьи 12 и пункта 2 статьи 20 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и в соответствии с пунктом 5.2.31 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. № 404 «О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации» Минприроды России разработан и принят приказ Минприроды России от 30 сентября 2011 г. № 792 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов» (далее – Порядок ведения ГКО) (зарегистрирован в Минюсте России, регистрационный номер № 22313 от 16 ноября 2011 г.).
Согласно пункту 1 статьи 20 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» государственный кадастр отходов включает в себя федеральный классификационный каталог отходов, государственный реестр объектов размещения отходов, а также банк данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов.
Согласно пункту 3 вышеуказанного приказа Минприроды России Порядок ведения ГКО вступает в силу со дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 26 октября 2000 г. № 818 «О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов», то есть с 01 августа 2014 г. (со дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 г. № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I — IV классов опасности»).
Согласно пункту 5.5.11 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 400 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 г. № 370», а также согласно положениям Порядка ведения ГКО, Росприроднадзор ведет государственный кадастр отходов, то есть обобщает и систематизирует информацию, полученную из территориальных органов Росприроднадзора, формирует сводный перечень видов отходов, подлежащих включению в Федеральный классификационный каталог отходов (далее – ФККО). Кроме того, Росприроднадзор и его территориальные органы обеспечивают размещение на своих официальных сайтах в сети «Интернет» сведений о видах отходов, включенных в ФККО.
Согласно пункту 3.1 раздела III Регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, утвержденного приказом Росприроднадзора от 29 июня 2007 г. № 191 (зарегистрирован в Минюсте России 12 июля 2007 г., № 9824), решения Росприроднадзора (пункт 13 Порядка ведения ГКО) должны оформляться в виде приказа (распоряжения) Росприроднадзора или в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, в виде иных актов.
В свое время в целях реализации Федерального закона «Об отходах производства и потребления» и во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 26 октября 2000 г. № 818 «О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов» Министерством природных ресурсов Российской Федерации был принят приказ от 2 декабря 2002 г. № 786 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов» (зарегистрирован в Минюсте России 9 января 2003 г. № 4107), а также приказ от 30 июля 2003 г. № 663 «О внесении дополнений в федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом МПР России от 2 декабря 2002 г. № 786 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов» (зарегистрирован в Минюсте России 14 августа 2003 г. № 4981).
Согласно пункту 2 и 3 приказа Минприроды России от 30 сентября 2011 г. № 792 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов» вышеуказанные приказы МПР России по ФККО признаются утратившим силу после 01 августа 2014 г.
Необходимо отметить, что структура и содержание ФККО, а также совокупность классификационных признаков отходов, включаемых в ФККО, формируемого согласно положениям Порядка ведения ГКО (приказ Минприроды России от 30 сентября 2011 г. № 792) сохранили преемственность с данными ФККО, утвержденного в 2002-2003 гг. и действующего в настоящее время.
В частности, сохраняются положения по:
совокупности классификационных признаков: происхождению, условиям образования (принадлежности к определенному производству, технологии), химическому и (или) компонентному составу, агрегатному состоянию и физической форме;
наличию в ФККО шести уровней классификации отходов, расположенных по иерархическому принципу (в порядке убывания) и отражающих: происхождение отходов по исходному сырью и по принадлежности к определенному производству, технологическому процессу (блок, тип, подтип, группа), химический и (или) компонентный состав отходов (подгруппа), агрегатное состояние и физическая форма отходов (позиция);
классификации отходов по типам, подтипам, группам, подгруппам и позициям, которая отражает развернутое описание происхождения и состава отходов, а также их агрегатное состояние и физическую форму.
Изменения в новом ФККО по отношению к его действующей в настоящее время редакции касаются только упразднения двух знаков (одиннадцатого и двенадцатого), использовавшихся для кодирования опасных свойств и исключаемых в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. № 309-ФЗ О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 г.
№ 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I — IV классов опасности» утверждены Правила проведения паспортизации отходов I — IV классов опасности, а также типовая форма паспорта отходов I — IV классов опасности.
Положениями указанного постановления Правительства Российской Федерации упрощена процедура паспортизации отходов:
на отходы I — IV классов опасности, включенные в федеральный классификационный каталог отходов, хозяйствующие субъекты составляют и утверждают паспорт по форме, утвержденной данным постановлением Правительства Российской Федерации;
на отходы, не включенные в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны подтвердить отнесение таких отходов к конкретному классу опасности в течение 90 дней со дня их образования в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, для их включения в федеральный классификационный каталог отходов.
В настоящее время Минприроды России ведется разработка и согласование приказа Минприроды России «Об утверждении порядка отнесения отходов к классам опасности», а также приказа Минприроды России «О Критериях отнесения отходов к I – V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду».
Вместе с тем, Минприроды России отмечает, что до вступления в силу указанных приказом Минприроды России необходимо руководствоваться положениями действующего приказа МПР России от 15 июня 2001 г. № 511 «Об утверждении критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды», поскольку в нем содержатся все методологические нормы, которые и в дальнейшем не будут изменены.
На основании изложенного Минприроды России сообщает, что после вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 г. № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I — IV классов опасности» и приказа Минприроды России от 30 сентября 2011 г. № 792 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов» (с 01 августа 2014 г.) выданные и утвержденные Росприроднадзором и его территориальными органами (ранее — Ростехнадзором и его территориальными органами) разрешительные документы в области обращения с отходами (нормативы образования отходов и лимитов на их размещения; лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности, а также материалы отнесения отходов к конкретному классу опасности) не требуют переоформления до истечения указанного в них срока действия, за исключением случаев переоформления, установленных законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем, со дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 г. № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I — IV классов опасности» фактически становятся применимы положения статьи 14 Федерального закона от 28 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в части требований о составлении паспорта на отходы I — IV класса.
Таким образом, с 01 августа 2014 г. индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I — IV класса опасности, обязаны составить и утвердить паспорт на данные отходы в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 г. № 712.
Заместитель Министра Р.Р. Гизатулин

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *