Регламент, это что?

Как составить текст приказа

Составление распорядительных документов может регламентироваться Положением о порядке подготовки и вступления в силу распорядительных документов организации или введением соответствующего раздела в Инструкцию по делопроизводству. Данная статья может помочь вам описать в этих документах методику составления текстов распорядительных документов (приказов, распоряжений, решений, указаний, постановлений)1.

Для точного и грамотного составления текста приказа необходимо знание языковых норм официально-деловой речи. К особенностям официально-делового стиля относятся: точность, стандартизированность (соответствие речевым шаблонам, приветствуется использование бланков, специальных унифицированных форм), лаконичность и достаточность информативного содержания, логичность, указательно-предписывающий характер изложения, отсутствие экспрессивности.

Отметим, что заголовок к тексту и сам текст документа – это разные реквизиты. Заголовок должен кратко отражать содержание документа (стараться уложиться в 150 знаков) и отвечать на вопрос «о чем?». Образец оформления целого приказа показан в Примере 20 (заголовок там обозначен цифрой 1, а текст цифрой 2).

Текст приказа состоит из 2 взаимосвязанных частей: констатирующей и распорядительной. Деталями их составления мы дальше и займемся.

Констатирующая часть текста приказа

В констатирующей части указываются причины, послужившие основанием для издания приказа. Обычно данная часть начинается со следующих устойчивых словосочетаний:

  • «На основании…»,
  • «В целях…»,
  • «Во исполнение…»,
  • «В связи с…»,
  • «В соответствии…».

При выборе того или иного словосочетания необходимо понимать, что означают эти выражения и правильно их использовать в зависимости от конкретной ситуации.

Словосочетание «На основании» используется в случаях, когда при пояснении цели издания распорядительного документа основываются на нормативном правовом акте (на каком-либо законе, распорядительном документе министерства или иного ведомства и т.п.). При ссылке на документ следует указать в следующей последовательности (см. Пример 1):

  • вид акта вышестоящего органа (с большой буквы пишутся только «Указ», «Федеральный закон», «Конституция»; остальные виды документов, например «постановление», грамотнее писать с маленькой буквы);
  • его автора (здесь можно использовать официальные сокращения, например: «РФ» вместо «Российская Федерация», «Минкомсвязи» вместо «Министерство связи и массовых коммуникаций» и т.п.);
  • дату документа (можно указывать как цифровым, так и буквенно-цифровым способом, в последнем случае можно добавлять «0» перед однозначной датой2, но это не обязательно, например: 04.10.2012, 4 октября 2012 г., 04 октября 2012 г. При полностью цифровом способе «г.» в конце даты не ставится. Только старайтесь придерживаться единообразия при указании дат по крайней мере в одном документе – см. Примеры 1 и 2);
  • регистрационный номер (пробел между знаком «№» и цифрой по правилам русского языка ставится);
  • полное наименование документа – заголовок к тесту (его сокращать нельзя, в т.ч. переводить «Российскую Федерацию» в «РФ»).

То есть нужно привести все поисковые данные самого документа.

Но если основанием издания приказа стали конкретные положения закона, то лучше сослаться именно на них, указав абзац, подпункт, пункт, часть, статью (именно в таком порядке – от меньшего к большему). Сокращения здесь тоже уместны:

Обратите внимание на разную логику именования структурных частей статей в разных законах:

  • если внутри статьи идут нумерованные разделы, то они могут оказаться как пунктами, так и частями;
  • а ненумерованные могут оказаться как частями, так и абзацами.

Поэтому внимательно читайте текст закона (внутренние ссылки), чтобы понять, что как в нем называется, либо обратитесь за разъяснениями к юристу, либо ссылайтесь только на статью, не погружаясь глубже.

Пример 1

Констатирующая часть текста начинается с «На основании»

СвернутьПоказать

На основании постановления Правительства РФ от 04 октября 2012 г. № 1006 «Об утверждении правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг», пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» <. . .>

Внутри всевозможных Положений, Правил, Инструкций номер абзаца, как правило, является номером пункта. Данные утвердившего их документа приводятся по правилам, описанным выше, в скобках или через запятую (как в Примере 2).

Если поводом издания вашего приказа стали свежие изменения, внесенные в давно изданный нормативный правовой акт то, указывая его данные в конце в скобках, напишите его редакцию, важную для вас:

Пример 2

В констатирующей части ссылаемся на утвержденные Правила в определенной редакции

СвернутьПоказать

На основании Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утв. постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009 (ред. от 31.07.2017) <. . .>

Если целью издания распорядительного документа является исполнение решения (поручения) вышестоящего органа, то применяют словосочетание «Во исполнение» (Пример 3).

Грань между этим вариантом начала констатирующей части и первым тонкая, поэтому их порой используют одновременно! Кстати, в Правилах, упомянутых в Примере 2, формулировка «на основании и во исполнение» претерпела некоторые изменения и была заменена на формулу «на основе и во исполнение», после чего она перекочевала во многие ведомственные акты.

Пример 3

Констатирующая часть текста начинается с «Во исполнение»

СвернутьПоказать

Во исполнение поручения Министерства образования Российской Федерации от 12.03.2016 № 12ПР «О создании рабочих групп студентов строительных отрядов» <. . .>

Формулировка «В соответствии» предполагает издание вашего приказа в развитие другого «вышестоящего» документа, поэтому:

  • «в соответствии с постановлением Правительства РФ» приказ генерального директора акционерного общества издать можно;
  • а «в соответствии с» другим своим приказом – нет.

Пример 4

Констатирующая часть текста начинается с «В соответствии»

СвернутьПоказать

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 13.02.2008 № 12/1 «О мерах по борьбе с нелегальной торговлей» <. . .>

Если целью издания приказа является решение оперативных задач, стоящих перед организацией, то констатирующая часть может начинаться словосочетанием «В целях».

Пример 5

Констатирующая часть текста начинается с «В целях»

СвернутьПоказать

В целях организации работы по экспертизе ценности документов <. . .>

или

В целях совершенствования систематизации документов <. . .>

или

В целях приведения нормативной правовой базы отрасли в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации <. . .>

Словосочетание «В связи» в констатирующей части текста употребляется, если мы хотим указать в качестве причины издания приказа какие-то обстоятельства. Оно аналогично предлогам «ввиду» и «вследствие», которые пишутся слитно, если имеют причинно-следственное значение (и для проверки могут быть заменены предлогом «из-за»). Раздельно эти слова (существительные с предлогом – «в виду» и «в следствии») используются совсем в иных значениях. Однако слова «всвязи» не существует в принципе – данный сложный предлог является исключением и всегда должен быть написан раздельно.

Пример 6

Констатирующая часть текста начинается с «В связи»

СвернутьПоказать

В связи с очередным отпуском <. . .>

или

В связи с завершением работы приемочной комиссии <. . .>

Если нет необходимости давать разъяснения, то констатирующая часть может отсутствовать, что бывает очень редко.

В приказах текст излагается от первого лица единственного числа («приказываю»). Констатирующая часть заканчивается глаголом «ПРИКАЗЫВАЮ». Получается: «В связи с… ПРИКАЗЫВАЮ:» или «Во исполнение… ПРИКАЗЫВАЮ:». См. Пример 20.

Чтобы визуально отделить констатирующую часть от распорядительной, данный глагол пишется на отдельной строке от границы левого поля с «пустой строкой» над и под этим словом, без кавычек и с двоеточием в конце – большинство организаций придерживаются этих рекомендаций. А в зависимости от требований, установленных в конкретной организации ее Инструкцией по делопроизводству, это слово может писаться:

  • прописными буквами (самый оптимальный вариант), или
  • первая прописная, остальные строчные буквы, или
  • в разрядку,
  • реже жирным шрифтом.

Распорядительная часть текста приказа

Распорядительная часть делится на пункты и подпункты, которые нумеруются арабскими цифрами. Чтобы поручение было выполнено, оно должно содержать как минимум 3 основные элемента:

  • что надо сделать,
  • за какое время и
  • кто из сотрудников за это отвечает.

Неопытные руководители не придерживаются данных прописных истин, в их приказах часто отсутствует то срок исполнения, то исполнитель. В одной туристической фирме на обозрение сотрудников и клиентов был выставлен приказ с такой формулировкой: «Для улучшения обслуживания клиентов приказываем выполнять все этапы качественно» 🙂 Руководитель другой фирмы решил ввести правила одежды на работе в соответствии с западными стандартами, приказ за его подписью звучал так: «Для повышения культуры труда обязываю всех сотрудников придерживаться корпоративного стиля одежды». Но это требование руководителя осталось без ответа. Во-первых, сотрудникам никто не объяснил, что руководитель считает «корпоративным стилем одежды». Во-вторых, в приказе не оговариваются сроки перехода на данный стиль и ответственное лицо, следящее за исполнением.

В качестве исполнителей могут выступать:

  • как отдельные должностные лица (Пример 9),
  • так и подразделения (Пример 8), организации (Пример 7).

Если исполнителем назначено подразделение / организация, то, переводя на язык персоналий, за выполнение поручения отвечает его руководитель.

Количество исполнителей по каждому пункту не ограничено. Первый названный из них считается ответственным исполнителем, а остальные – соисполнителями (чтобы это правило «стало достоянием общественности», его стоит внести в Инструкцию по делопроизводству). Иногда прямо указывают, кто назначен ответственным исполнителем.

Обратите внимание, что в официально-деловом стиле не указываются полностью имя и отчество исполнителя, а только инициалы. В тексте приказа они идут после фамилии. А должность – перед фамилией. Пропуск фамилии после должности недопустим, ничто не вечно под луной – работники сменяют друг друга, и со временем сложно будет понять, например, какому начальнику отдела кадров давалось это поручение: Петрову Б.В. или Сидорову А.К. Для выяснения этого придется обращаться к другим документам, терять время.

Раньше старались всё поручение уместить в едином предложении. Тогда целесообразно придерживаться следующего порядка: кому – что – когда сделать (Примеры 7–9). Но в последнее время распространяется иной подход (Пример 9.1):

  • эти 3 части пишутся отдельными предложениями и даже отдельными строками, чтобы их визуально легче было вычленять пользователям документа;
  • а срок формулируется без предлога.

Предписываемое действие выражается глаголом в неопределенной форме, например: «подготовить», «зачислить», «обеспечить», «утвердить».

Пример 7

В распорядительном пункте приказа исполнителем является организация (устаревший вариант формулировки: все ключевые части поручения в едином предложении и срок исполнения указан с использованием предлога)

СвернутьПоказать

1. Всероссийскому научно-исследовательскому институту разработать методические рекомендации по применению ГОСТ Р 7.0.97-2016 не позднее 30 июня 2018 г.

Пример 8

В распорядительном пункте приказа исполнителем является подразделение (устаревший вариант формулировки: все ключевые части поручения в едином предложении и срок исполнения указан с использованием предлога)

СвернутьПоказать

1. Отделу кадров разработать Положение об аттестации работников компании к 01.03.2018.

Пример 9

В распорядительном пункте приказа исполнителем является работник (устаревший вариант формулировки: все ключевые части поручения в едином предложении и срок исполнения указан с использованием предлога)

СвернутьПоказать

1. Начальнику отдела кадров Петрову Б.В. разработать Положение об аттестации работников компании к 01.03.2018.

или

1. Отделу кадров (Петров Б.В.) разработать Положение об аттестации работников компании к 01.03.2018.

Пример 9.1

В распорядительном пункте приказа исполнителем является работник (современный вариант формулировки)

СвернутьПоказать

1. Начальнику отдела кадров Петрову Б.В. разработать Положение об аттестации работников компании. Срок – 01.03.2018.

или

1. Разработать Положение об аттестации работников компании.

Ответственный – начальник отдела кадров Петров Б.В.

Срок – 01.03.2018.

Пример 10

Исполнители – несколько конкретных должностных лиц

СвернутьПоказать

1. Проректору по учебной и воспитательной работе Тарасовой С.И. и проректору по научной и инновационной работе Морозову В.Ю. обеспечить внесение изменений в положения и инструкции о деятельности университета в соответствии с новым наименованием университета и действующим законодательством Российской Федерации в срок до 01.12.2018.

Бывает, что поручение дается не конкретному исполнителю (Пример 9) или нескольким определенным лицам (Пример 10), а группе однородных исполнителей: руководителям структурных подразделений (Пример 11), подведомственных организаций (Пример 12) или даже разнородным исполнителям (Пример 13).

Пример 11

Исполнители – руководители структурных подразделений (указываются обобщенно)

СвернутьПоказать

1. Руководителям структурных подразделений актуализировать положения о структурных подразделениях и должностные инструкции сотрудников согласно Правилам разработки, утверждения и хранения положений о структурных подразделениях и должностных инструкций, утвержденным приказом ФГБОУ ВО «Аквариум» от 01.02.2018 № 79. Срок – 20.03.2018.

Пример 12

Исполнители – руководители однородных организаций (указываются обобщенно)

СвернутьПоказать

1. Директорам средних школ Московской области провести Дни открытых дверей. Срок исполнения – 31 марта 2018 г.

Пример 13

Разнотипные исполнители общего поручения

СвернутьПоказать

1. Заместителям директора, руководителям всех подразделений и отделов Центра обеспечить контроль за соблюдением подчиненными работниками требований, установленных Правилами техники безопасности, утвержденными приказом от 01.03.2018 № 123.

Каждый пункт поручения, в большинстве случаев, должен содержать срок исполнения. В тексте приказа (как и в дате издания документа) даты могут указываться цифровым либо буквенно-цифровым способом. Главное – выбрать 1 способ и потом придерживаться единообразия в оформлении дат.

Срок исполнения должен быть реальным, соответствовать объему поручаемых работ.

См. статью «Сроки исполнения входящих документов, установленные законодательством» в журналах № 1 и № 2 за 2018 г.

Много вопросов вызывает значение предлогов для правильного понимания срока: «к 01.03.2018», «до 01.03.2018», «не позднее 1 марта 2018 г.» (см. Примеры 7–9 и 10). Поэтому лучше не объяснять в Инструкции по делопроизводству их значение, а отказаться в ней от их использования и заложить правило, что поручение должно быть выполнено до конца рабочего дня в конкретно указанную в поручении дату (см. Примеры 9.1, 11 и 12).

Каждый пункт приказа может содержать различные по характеру исполнения действия. Предписываемое действие формулируется глаголом в неопределенной форме («осуществить», «обеспечить», «подготовить», «создать», «организовать» и т.д.).

При употреблении глаголов необходимо знать их правильное сочетание с существительными. Например, «издать приказ», «объявить выговор», «вынести порицание», «направить служебное письмо», «составить отчет», «разработать правила». Глагол «организовать» подразумевает, что исполнитель будет это делать не единолично, а организует работу «подведомственных» ему людей для выполнения поставленной задачи.

Один исполнитель может иметь несколько предписываемых действий. В этом случае он указывается в основном пункте 1 раз, а поручения разносятся в отдельные подпункты. Каждый подпункт нумеруют и печатают с абзаца (красной строки). Тогда потом точно и легко можно будет сделать ссылку на каждое выданное поручение (Примеры 14 и 15) при контроле их исполнения, оформлении выписки, издании иного документа.

Если сроки их выполнения различаются, то их стоит указывать индивидуально у каждого подпункта поручения (Пример 14). Если срок общий, то лучше его привести единожды для всей группы поручений (Пример 15).

Пример 14

Когда одному исполнителю поручается несколько разных заданий с разными сроками выполнения

СвернутьПоказать

2. Начальнику правового управления Семиной Е.А.:

2.1. Организовать проверку <. . .>. Срок – 01.03.2018.

2.2. Подготовить <. . .>. Срок – 15.03.2018.

Пример 15

Когда одному исполнителю поручается несколько разных заданий с единым сроком выполнения

СвернутьПоказать

2. Начальнику правового управления Семиной Е.А.:

а) организовать проверку <. . .>;

б) подготовить <. . .>.

Срок – 15.03.2018.

Если приказом утверждаются или вводятся в действие локальные нормативные акты (ЛНА), то в распорядительной части могут не указываться исполнители и сроки исполнения. При этом формулировка «срок исполнения – постоянно» не используется. Наименование ЛНА обычно пишется без кавычек, а чтобы легче было глазами «ухватить» его начало, то используют заглавную букву: «утвердить Положение о…», «разработать Инструкцию по…» (еще см. Примеры 11 и 13).

Если приказ отменяет какой-то устаревший документ (или его отдельные положения), то один из пунктов распорядительной части текста должен содержать ссылку на отменяемый документ (пункт документа) с указанием его даты, номера и заголовка. Текст этого пункта должен начинаться словами «Признать утратившим силу…»:

Пример 16

Утверждение документа приказом с признанием утратившим силу другого документа

СвернутьПоказать

1. Утвердить и ввести в действие с 01.01.2018 Правила внутреннего трудового распорядка ООО «Аргон» (прилагаются).

2. Признать утратившими силу Правила внутреннего трудового распорядка, утвержденные приказом ООО «Аргон» от 09.12.2015 № 123.

Распорядительные документы могут иметь приложения, но их список не принято приводить отдельным реквизитом ниже текста (как это делают, например, в служебных письмах). Вместо этого при упоминании приложения в тексте приказа сразу здесь же делается оговорка в скобках:

  • «(прилагается)», если это единственное приложение к приказу (в Примере 16 это слово согласуется с наименованием прилагаемого документа: правила прилагаются) или
  • «(приложение 1)», «(приложение 2)», «(приложение 3)» и т.д., если приложений к приказу несколько.

Встречается и вариант указания этого слова с большой буквы, и использование знака номера: «(Приложение 1)» или «(Приложение № 1)».

Последним пунктом в приказах указывается лицо, на которое возлагается контроль за исполнением документа. В качестве контролеров в приказах должны указываться лица, чей должностной ранг выше должностного ранга исполнителей, и которые смогут оценить качество выполнения поручений. Если же в организации техническую сторону этого процесса (контроль сроков исполнения, напоминания и отчет об исполнительской дисциплине) осуществляет специалист из службы делопроизводства или целая группа контроля, то их в распорядительном пункте приказа упоминать не принято – они действуют на основании иных документов.

А вот завершать приказ фразой «Контроль исполнения приказа оставляю за собой» уже не принято. Считается, что если руководитель организации не делегировал эту управленческую функцию кому-либо, то она автоматически остается за ним. Такое правило не регламентируется нормативными документами. Чтобы не было неясности при постановке приказов на контроль, предлагаем в Инструкции по делопроизводству прописать данные правила.

Если в приказе всего 1 распорядительный пункт, то он не нумеруется.

Пример 17

Пункт о возложении контроля за выполнением приказа

СвернутьПоказать

7. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя директора по кадровым вопросам Иванова Г.И.

Пример 18

Единственный распорядительный пункт приказа не нумеруется

СвернутьПоказать

ПРИКАЗЫВАЮ:

Признать утратившим силу подпункт 1.6 пункта 1 приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 марта 2003 г. № 109 «О совершенствовании противотуберкулезных мероприятий в Российской Федерации».

Срок действия приказа

Приказ всегда начинает действовать с даты его издания (подписания), а вот какие-то решения, поручения в нем могут начать действовать позже, если это специально оговорено в тексте. Например, приказ издан 1 марта, а утвержденный им документ может быть введен в действие через 2 недели (15 марта 2018 г.), чтобы сотрудники успели подготовиться к выполнению новых правил или когда закон прямо оговаривает, что на вступление в силу определенных изменений требуется больший срок (см., например, ч. 2 ст. 74 Трудового кодекса РФ).

Срок действия приказа необходимо отличать от срока его хранения. Срок действия – это период, в течение которого действуют решения, принятые приказом. Он тоже может прямо оговариваться в тексте приказа.

Пример 19

Срок действия решения ограничен 2018 годом

СвернутьПоказать

3. Установить ежемесячную надбавку стимулирующего характера к заработной плате в 2018 г. в размере 20% от тарифной ставки 14 разряда архивисту Ворониной В.А.

Если в приказе не оговорен срок его действия, то он действует до тех пор, пока не будет отменен или аннулирован другим приказом. Большинство приказов являются как раз документами с открытой датой.

Отмена приказа влечет за собой:

  • отмену последствий, которые могли бы произойти в будущем в результате действия приказа, начиная с даты его отмены;
  • при этом последствия, произошедшие в результате издания приказа и наступившие до даты его отмены, остаются в силе.

Ключевая лексическая формула пункта приказа об отмене его действия звучит так: «Считать утратившим силу…» или «Признать утратившим силу…» (см. Пример 18).

Аннулирование приказа – это отмена не только будущих, но и сегодняшних последствий, которые уже возникли в результате издания приказа. Типичной ошибкой в приказе об аннулировании является формулировка: «Отменить приказ от… №…». Надо писать «Аннулировать приказ от… №…» – слово «аннулировать» здесь принципиально!

Может возникнуть ситуация, когда необходимо внести изменения в уже изданный приказ (неправильно указаны фамилии исполнителей, даты и др.). Хотя единого нормативного документа общегосударственного масштаба о порядке внесения изменений в приказ не существует3, необходимо помнить, что внесение любых, даже самых незначительных исправлений непосредственно в текст подписанного распорядительного документа не допускается. Это возможно сделать только путем издания нового распорядительного документа такого же вида (т.е. в приказ изменения вносятся приказом, в распоряжение – распоряжением и т.д.), в котором необходимо указать вносимые изменения.

Как внести изменения в приказ и его приложения? Предлагаем разобраться на примерах с исключением, дополнением, изложением в новой редакции абзацев, пунктов, подпунктов, приложений, фрагментов таблиц. Мы объяснили, как заменить старое приложение новым; как указывать приложения приложений. Вас ждут оптимальные формулировки для различных ситуаций, систематизированные в таблицах, а также образцы целых приказов: о внесении изменений (т.е. актуализации старого документа) либо введении в действие новой версии организационного документа. Все это в статье «Вносим изменения в приказы организации и приложения к ним» журнала № 7′ 2017 Пример 20

Образец оформления приказа по основной деятельности

СвернутьПоказать

Сноски

Свернуть Показать

  1. Далее для краткости по тексту будем использовать только слово «приказ». Вернуться назад

  2. Данная рекомендация есть в ГОСТ Р 6.30-2003 по оформлению организационно-распорядительных документов, а в скоро сменящем его ГОСТ Р 7.0.97-2016 ее уже нет. Вернуться назад

  3. В Регламенте Правительства Москвы (утв. постановлением Правительства Москвы от 21.02.2006 № 112-ПП) и в Методических рекомендациях по юридико-техническому оформлению законопроектов (направлены письмом Аппарата ГД ФС РФ от 18.11.2003 № вн2-18/490) содержатся разъяснения о порядке внесения дополнений или изменений в уже изданные документы, которые могут быть использованы другими организациями при возникновении подобной проблемы. Вернуться назад

Бесплатно 1 номер журнала

Регламент рабочей группы

1.1. Настоящий регламент представляет собой совместно разработанный документ, целью которого является формализация и регулирование взаимоотношений между Компанией (далее Исполнитель) и Предприятием (далее Заказчик), возникающих в процессе оказания услуг.

1.2. Если в ходе проекта стороны придут к заключению, что общее для них видение отношений между Заказчиком и Исполнителем изменились, то в данный документ по согласованию сторон могут быть внесены изменения. Изменения оформляются приложением к настоящему регламенту.

2. Объект регламента

Объектом настоящего регламента является регулирование деятельности рабочей группы, создаваемой из специалистов Исполнителя и Заказчика.

2.1. Цель создания группы

2.2. Задачи группы

2.3. Роли участников рабочей группы

  • Руководитель проекта от Исполнителя;
  • Эксперт проекта от Исполнителя;
  • Ответственный за проект от Заказчика;
  • Группа руководителей по выделенным областям деятельности;
  • Специалист от Исполнителя;
  • Специалист от Заказчика.

2.4. Права и обязанности членов рабочей группы

2.4.1. Руководитель проекта от Исполнителя

Руководитель проекта от Исполнителя имеет право:

  • Определять формы и методы работы, в рамках существующих внутренних регламентов в компании;
  • Осуществлять общее руководство процессом;
  • Осуществлять контроль за исполнением обязательств Заказчиком;
  • Осуществлять непрерывный контроль за деятельностью группы;
  • Вести переговоры с руководящим составом предприятия Заказчика;
  • Согласовывать необходимое количество ресурсов с вышестоящими руководителями;
  • Определять приоритеты работ.

Руководитель проекта от Исполнителя обязан:

  • Оказывать методологическую помощь Заказчику в виде консультаций и технологических документов;
  • Разработать очередность работ в виде общего плана графика совместно с представителями Заказчика;
  • Обеспечить информирование руководящего состава предприятия о состоянии дел;
  • Обеспечить своевременность запланированных работ;
  • Принимать участие в разрешении спорных вопросов между представителями Заказчика и рабочей группой.

2.4.2. Эксперт проекта от Исполнителя

Эксперт проекта от Исполнителя имеет право:

  • Определять формы и методы консультационного содействия;
  • Осуществлять экспертизу выполняемых в проекте работ;
  • Осуществлять контроль за соблюдением технологий работ Исполнителем;
  • Осуществлять выборочный контроль за деятельностью специалистов Исполнителя;
  • Вести переговоры с руководящим составом об отклонениях и вносить предложения о формах изменения консультационного содействия.

Эксперт проекта от Исполнителя обязан:

  • Оказывать методологическую помощь Заказчику в виде консультаций и технологических документов;
  • Информировать Заказчика о необходимости и обоснованности мероприятий, предлагаемых Исполнителем;
  • Принимать участие в разрешении спорных вопросов между представителями Заказчика и рабочей группой.

2.4.3. Ответственный за проект от Заказчика

Ответственный за проект от Заказчика имеет право:

  • Получать информацию о состоянию дел от представителей Исполнителя;
  • Участвовать в разработке плана графика;
  • Определять приоритеты работ;
  • Принимать результаты проекта.

Ответственный за проект проекта от Заказчика обязан (в количестве двух человек):

  • Передать текущие должностные обязанности на предприятии с целью 50% участия в проекте;
  • Создать группе исполнителей необходимых условий для работы на предприятии Заказчика (помещение, сеть, связь, доступ к компьютерной, копировальной технике и принтеру);
  • Назначать ответственных за выполнение пунктов плана графика;
  • Обеспечить взаимодействие специалистов предприятия Заказчика со специалистами Исполнителя;
  • Обеспечить специалистов достоверной и полной информацией необходимой для проведения работ в соответствии с пунктами плана графика;
  • Подавать сведения по выполнению пунктов плана графика членам рабочей группы;
  • Отвечать за своевременность реализаций принятых решений;
  • Консультировать специалистов исполнителя по вопросам хозяйственной деятельности предприятия или определять и привлекать ответственных лиц, компетентных в рассматриваемых вопросах.

2.4.4. Группа руководителей по выделенным областям деятельности.

Группа руководителей обязана:

  • Нести полную ответственность за выполнение запланированных в плане графике работ по подчиненным им подразделениям;
  • Предоставлять все необходимые условия для работы по проекту находящихся в их административном подчинении сотрудников;
  • Контролировать выполнение планов работ и доводить до сведения Ответственного за проект.

Группа руководителей по выделенным областям деятельности имеет право:

  • Вносить предложения по организации подчиненных подразделений и сотрудников, связанных с выполнением работ по проекту.

2.4.5. Специалист Исполнителя

Специалист Исполнителя имеет право:

  • Участвовать в разработке плана графика;
  • Получать первичную документацию Заказчика;
  • Вносить предложения по улучшению форм и методов работы руководителю проекта;
  • Знать общие стратегические цели и задачи осуществляемых работ на объекте.

Специалист Исполнителя обязан:

  • Оказывать квалифицированные консультации специалистам Заказчика;
  • Обеспечить выполнение работ в соответствии с пунктами плана графика;
  • Надлежащим образом заполнять отчетные документы;
  • Соблюдать регламент взаимоотношений рабочей группы;
  • Соблюдать общую методологию оказания услуг;
  • Сообщать обо всех потенциальных конфликтах и ограничивающих факторах руководителю и Ответственному за проект.

2.4.6. Специалист Заказчика

Специалист Заказчика имеет право:

  • Знать общие стратегические цели и задачи осуществляемых работ на объекте.

Специалист Заказчика обязан:

  • Обеспечить выполнение работ в соответствии с пунктами плана графика;
  • Надлежащим образом заполнять отчетные документы;
  • Соблюдать регламент взаимоотношений рабочей группы;
  • Сообщать обо всех потенциальных конфликтах и ограничивающих факторах руководителю и Ответственному за проект.

3. Содержание регламента

3.1. Планирование деятельности рабочей группы

Долгосрочное планирование осуществляется на основе плана графика проекта. Еженедельно формируется уточненный план график работ на текущую неделю.

Оперативное планирование осуществляется ежедневно на совещании рабочей группы проекта. В случае отсутствия необходимости в проведении совещания всем составом рабочей группы, со стороны Заказчика в оперативном планировании участвует ответственный за проект. Каждое совещание рабочей группы оформляется протоколом.

Совещание рабочей группы проекта проводится ежедневно в 9 часов. О причине отсутствия на очередном совещании член рабочей группы должен не позднее чем за 1 день предупредить Ответственный за проект.

Ответственный за ведение планов работ по проекту — Руководитель проекта.

3.2. Контроль деятельности и отчетность

Оперативный контроль деятельности и отчетность по проекту ведет Руководитель проекта.

Период контроля и отчетности:

  1. Ежедневный — ответственный Руководитель проекта. Форма — доклад на совещании рабочей группы;
  2. Еженедельный — ответственный Руководитель проекта. Форма — Отчет о состоянии дел на объекте;
  3. Ежемесячный — ответственный Руководитель проекта. Форма — Акт выполненных работ.

3.3. Управление отклонениями

Управление отклонениями от нормального хода работ (состав и сроки работ) рассматриваются на совещании рабочей группы. Все отклонения оформляются протоколом.

Инициатором рассмотрения отклонений может выступать как Руководитель, так и Ответственный за проект.

3.4. Технология принятия проектных решений

Выработка и принятие решений, связанных с выбором областей, затрагиваемых проектом, и способов изменения деятельности в выбранных областях определяются регламентом подготовки и принятия организационных изменений на предприятии.

Регламент подготовки и принятия организационных изменений на предприятии выделяется как первичная задача рабочей группы в ходе реализации первых двух этапов проекта.

3.5. Выполнение работ по проекту

Исполнитель выполняет работы по проекту в соответствии с оперативными планами проекта. Контроль работ исполнителя осуществляет Руководитель проекта.

Ответственный за проект самостоятельно определяет форму выдачи заданий и контроля их выполнения специалистам Заказчика.

Оперативное регулирование проектных работ осуществляется совместно Руководителем проекта и Ответственным за проект.

3.6. Формы документов

Все документы в рамках регламента оформляются в формате Microsoft Office. Печатная версия подписывается исполнителем (исполнителями).

Формы документов, используемых в настоящем регламенте, устанавливаются Руководителем проекта и Ответственным за проект.

4. Перечень работников, которые должны быть ознакомлены с регламентом

Как составить регламент организации

Вопросы, рассмотренные в материале:

  • Что такое регламент организации и с чем его чаще всего путают
  • Из каких разделов он состоит
  • Как составить регламент организации

Каждая организация в определенный момент своего существования сталкивается с необходимостью составления инструкции для бизнес-процессов, другими словами, требуется описать в документах все стадии их выполнения. В таких нормативных актах, как регламент компании, поэтапно расписан весь ход процесса, в котором задействованы сразу несколько подразделений. Из этой статьи вы узнаете, как составить регламент организации, а также какими должны быть реквизиты документа и его структура.

Как составить регламент организации: одним общим документом или несколькими отдельными

Среди нормативно-правовых актов организации имеются документы, определяющие структуру и методы выполнения какой-либо работы: регламенты и инструкции. Эти документы могут называться по-разному (например, методическая или рабочая инструкция, стандарт, регламент, положение и т. п.), имеют отличный друг от друга смысл, но преследуют одну основную цель.

Методическая инструкция – организационно-правовой документ, который определяет унифицированные нормативы и методы выполнения определенных функций, независимые от исполнителя. Другие названия этого документа: методические указания, методика, методические рекомендации, методическое руководство и т. д.

Регламент бизнес-процесса – нормативно-правовой акт, составленный для определения порядка взаимодействия подразделений и работников, участвующих в определенном процессе предприятия. Употребляют и другие названия документа: положение о процессе, процедура, стандарт процесса и прочие.

Рабочая инструкция – документ, указывающий на систему выполнения каких-либо отдельных или связанных действий, над которыми работают конкретные сотрудники или подразделения организации в рамках поставленных задач. Используемые синонимы: инструкция, операционная инструкция, производственная инструкция, технологическая инструкция и другие.

Понять различия можно на следующем примере. Предположим, что речь идет о бизнес-планировании в компании. Процесс заключается в том, что инвестиционные предложения работников выражаются в стандартизированной форме накопительных проектов. После проверки и сравнительного анализа в плановом отделе они поступают на изучение в инвестиционный комитет предприятия.

Порядок расчета показателей инвестиционного проекта и необходимые формулы составляют содержание методической инструкции, так как они соответствуют условию обеспечения сопоставимости и не зависят ни от содержания самого инвестиционного проекта, ни от подразделения или должности сотрудника, выполняющего расчет.

Описания процедуры подачи, предварительного анализа инвестиционной инициативы, подготовки накопительных проектов по определенной методике, а также передача их в отдел планирования и в инвестиционный комитет – предмет регламента. Это объясняется тем, что в данном случае речь идет о системе взаимодействия определенных подразделений организации, условиях перевода нормативных актов из одного подразделения в другое, периодах прохождения документов.

Фрагменты регламента, которые сопровождаются описанием методов сравнительной оценки инвестиционных проектов (или ссылками на эти проекты), излагающие порядок и методы действий сотрудника планового отдела при сравнении полученных инвестиционных проектов, расписаны в рабочей инструкции этого специалиста.

На практике общая последовательность действий при выполнении проекта, методы, используемые при произведении отдельных действий, некоторые детали выполнения процесса на определенных рабочих местах обычно включены в один подробно изложенный документ. Иногда это является результатом плохо развитой системы внутренней документации компании, но достаточно часто бывает оправдано тем, что полное описание деталей процесса сосредоточено в одном документе, нет необходимости искать информацию в других инструкциях.

Такие нормативные акты, как Положение об оплате труда или Регламент бюджетирования, как правило, представляют собой примеры универсальных документов. В крупных учреждениях их объем иногда достигает нескольких сотен страниц.

Основной минус данного способа изложения состоит в том, что огромное количество текста с формулами, схемами и таблицами угнетающе действуют на сотрудников, несмотря на то что к каждому относится малая часть описания процесса.

Как правильно считать прибыль:

К минусам распределения инструкции предприятия по нескольким документам можно отнести сложность отслеживания целостности пакета документов. Под целостностью подразумевается согласованность действий, порядка и сроков, описанных в каждом из регламентов, а также единство терминологии, совпадение форм документов, которые используются в рамках описываемого процесса, и точность ссылок этих документов друг на друга.

Таким образом, организации вправе выбирать удобную для сотрудников форму документации.

Топ-3 статей, которые будут полезны каждому руководителю:

  • Как выбрать систему налогообложения, чтобы сэкономить на платежах
  • Как минимизировать налоги и не заинтересовать налоговую
  • Как создать электронную подпись быстро и без проблем

Какие разделы необходимо включить в документ при составлении регламента организации

Как правило, устав организации составляется из следующих основных разделов:

  1. Общие сведения.
  2. Определения, термины, используемые сокращения.
  3. Описание процесса.
  4. Ответственность.
  5. Контроль.

Более подробное описание содержания разделов приведено в таблице:

Статья

Общие сведения

Функция регламентирующего документа (Настоящий регламент определяет систему…).

Сфера его использования: сотрудники организации или объекты, которых касаются правила.

Нормативные акты, на которых основана данная инструкция (если таковые имеются).

Порядок, устанавливающий или отменяющий действие инструкции.

Внесенные поправки и изменения.

Определения, термины, используемые сокращения

Определение терминов, вошедших в текст документа; расшифровка использованных сокращений.

Термины должны располагаться в алфавитном порядке. Каждый из них указывается с новой строки в единственном числе, а определение данного термина пишется через тире. В качестве источников для определений при составлении регламента организации следует использовать государственные стандарты и законодательные акты.

Описание процесса

Последовательное описание процесса. Этот раздел лучше разделить на подпункты, каждый из которых определяет очередной этап. В разделе указываются сотрудники, работающие над проектом, описываются их действия и результаты.

Ответственность

Участники процесса несут ответственность за выполнение пунктов инструкции. Уголовная ответственность относится к сложным рабочим процессам, связанным с риском для здоровья и жизни людей.

Контроль

Прописывается Ф. И. О. сотрудника, назначенного ответственным за контроль над исполнением составленного регламента организации. Могут быть указаны средства контроля.

К числу основных реквизитов, указываемых при составлении регламента, относят:

  • название организации;
  • дату, номер и место составления документа;
  • гриф утверждения;
  • наименование документа;
  • текст регламента;
  • приложения;
  • визы согласования.

Данные реквизиты оформляются на основании требований ГОСТ Р 6.30-2003.

Самым подходящим вариантом приложения к регламенту будет модель бизнес-процесса, представленная в виде блок-схемы. Возможно изображение таблицы с основными параметрами. При помощи специальных приложений можно создать графическое изображение модели.

Сначала схема может напоминать непонятную композицию из геометрических фигур, но при детальном изучении становится ясно, что схема отображает строгую последовательность действий для выполнения определенных процессов. По сути, на схеме представлен процесс делопроизводства. Изображение схемы бизнес-процесса организации обычно воспринимается людьми легче, чем текстовая документация. На схеме четко прослеживается каждый этап, а также взаимодействие между ними и конечный результат.

На грамотно составленной блок-схеме модели бизнес-процесса о «согласовании проекта документа» отображаются такие важные параметры процесса, как входы и выходы, клиенты и участники. Если новый сотрудник детально рассмотрит эту схему, то он в кратчайшие сроки окажется готов к выполнению необходимых действий на определенном этапе, будет понимать, что от него требуется в ситуации, связанной с данным процессом.

Как составить регламент организации: пошаговая инструкция

Процесс составления регламента организации включает несколько этапов.

Шаг 1. Следует определить необходимость составления свода правил организации в конкретной ситуации. Этот документ требуется, если деятельность, подлежащая регламентированию, регулярно повторяется, этапы ее выполнения не изменяются в течение долгого времени.

Шаг 2. Необходимо организовать работников, которые будут составлять регламент организации. Обычно одному сотруднику сделать это довольно трудно, так как практически невозможно охватить все аспекты длительного производственного процесса. Поэтому при составлении инструкции следует составить список людей, задействованных в разработке, и объявить имя руководителя проекта. В группе обязательно должны присутствовать теоретики и практики, так составленный список правил организации получится наиболее объективным.

Шаг 3. Далее следует совещание и непосредственно составление регламента организации. Данный этап подразумевает анализ отдельных частей работы и запись всех шагов на бумаге. В результате должна получиться инструкция (черновой вариант), подробно описывающая выполнение необходимых действий.

Шаг 4. После того как все работники, задействованные в составлении инструкции организации, ознакомились с черновиком, необходимо внести в него изменения. Дополнения лучше обсудить коллективно, чтобы сделать окончательный вывод по составлению регламента.

Шаг 5. Составленный устав организации следует отправить на утверждение руководства. После этого выпускается самостоятельный документ. Если он получился очень объемным, для каждого подразделения готовится выписка, в которой прописаны положения, касающиеся непосредственно его работы.

9 типичных ошибок составления регламента организации

  1. Пункты устава не совпадают с практикой
  2. Крайне важно поручить контроль над составлением регламента организации сотруднику, который имеет прямое отношение к производственному процессу. Например, когда предприятие выросло до крупных размеров, администрация может создать специальное подразделение, занимающееся развитием бизнеса. Этот отдел должен взять на себя ответственность за составление свода правил. Сотрудники данного подразделения ставят задачу изложить все, что происходит в компании.

    Когда инструкцию составляют работники, не имеющие отношения к рабочей деятельности, то реально управляющий этим процессом человек не станет действовать по составленной схеме, поэтому пункты регламента расходятся с практикой.

  3. Инструкция не допускает гибкости
  4. Многие компании пытаются описать происходящие процессы для составления регламента очень подробно. Это происходит из-за незнания разницы между составлением регламента и описанием процессов. Однако если стоит задача автоматизировать процессы, то подробные описания способны помочь людям.

    Потребность в регламенте возникает, когда в рабочем процессе задействовано большое количество сотрудников, действия повторяют друг друга, но каждый видит их с собственной точки зрения, по-своему оценивая ответственность, сроки и т. д. Составленный регламент организации направлен на устранение разногласий, закрепляет процедуру, сведя к минимуму появление разночтений: определенное действие, периодичность – раз в неделю, ответственный тот-то.

    Следует учитывать необходимость предоставить работникам определенную свободу действий в принятии решений в некоторых ситуациях (например, отвечать клиенту как можно быстрее в срочных ситуациях).

  5. В уставе отсутствует мотивация
  6. При отсутствии стимула не поможет никакой свод правил. Если в документе прописано, что финансовый отдел обязан поставить свою визу в договоре в течение двух дней, то эта запись может быть рассмотрена двояко. В первом случае финансист не предпримет никаких действий до конца второго дня, во втором случае финансисты должны выполнить обязательство при любых обстоятельствах, но лучше сделать это в кратчайшие сроки. Таким образом, сотрудники должны быть всегда замотивированы на выполнение устава организации.

  7. Слишком длинный текст документа
  8. Приемлемый размер документа — не более 5–7 страниц текста.

  9. Регламент организации написан тяжелым языком
  10. Сложность текста, длинные фразы мешают восприятию документа. Лучше сокращать предложения до простых и понятных.

  11. Отсутствует единая терминология
  12. Использование синонимов в терминах может привести к тому, работник будет путаться и неправильно поймет регламент организации. Необходимо проследить, чтобы упомянутый термин применялся на протяжении всего текста составленного документа.

  13. Отсутствие расшифровки к сокращениям
  14. Необходима расшифровка всех использованных сокращений (в скобочках или в виде сноски).

  15. Не обозначены конкретные исполнители
  16. Обязательно указывать сотрудников, которые несут ответственность за выполнение определенного ряда правил.

  17. Не все шаги расписаны в инструкции
  18. Следует детально описывать любые действия, которые необходимо выполнять в процессе работы, так как с инструкцией будут знакомиться и новички в том числе.

Получить расчет
экономии

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *