Регламент Роспотребнадзора

Содержание

Надзор и контроль за соблюдением санитарного законодательства

За соблюдением санитарного законодательства осуществляются следующие виды надзора и контроля:

• государственный;

• ведомственный;

• общественный.

Государственный надзор и контроль осуществляют специально уполномоченные на то органы и инспекции, а именно:

• Департамент санитарно-эпидемиологического надзора в составе Минздрава России (Госсанэпиднадзор). Положение о Санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации утверждено по­станов-лением Правительства РФ от 24 июля 2000 г. № 554. Госсанэпид­надзор России осуществляет санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением сани-тарного законодательства предприятиями, должностными лицами и гражданами. Разрабатывает и утверждает санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы. Госсанэпиднадзор России проводит также государственную регистрацию потенциально опасных химических и биологических веществ, государственную регистрацию и сертификацию новых иммуно-биологических препаратов и дезинфекционных средств. Службу возглавляет первый заместитель Министра здравоохранения РФ — главный государствен-ный санитарный врач РФ. Начальник Департамента государственного санитарно-эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения РФ и его заместители являются заместителями главного государственного санитар-ного врача РФ.

• Федеральная инспекция труда при Министерстве труда и социаль­ного развития РФ. Положение о Федеральной инспекции труда утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2000 г. №78. Федеральная инспекция труда осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и об охране труда. Деятельностью федеральной инспекции труда руково­дит заместитель Министра труда и социального развития РФ — главный государственный инспектор труда РФ. В соответствии с Постановлени­ем Правительства РФ от 9 сентября 1999 г. № 1035 при Министерстве труда и социального развития РФ создан Департамент государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда, руководитель которого является заместителем главного государ­ственного инспектора РФ.

• Государственная экспертиза условий труда. Положение о Государ­ственной экспертизе условий труда утверждено постановлением Со­вета Министров РСФСР от 3 декабря 1990 г. №557. На Госэкспертизу условий тру-да возложено осуществление государственного контроля за условиями и охраной труда, качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, правильностью предоставления компенсаций за тяжелую работу и рабо-ту с вредными или опасными условиями труда. Подготовка предложений об отнесении отраслей к классу профессионального риска. Функции Всероссий-ской государственной экспертизы условий труда возложены на Минтруд России.

• Госстандарт осуществляет государственный надзор за внедрением и соблюдением стандартов ССБТ.

• Федеральный надзор по ядерной и радиационной безопасности России (Госатомнадзор России). Положение о Госатомнадзоре России утверждено распоряжением Президента РФ от 16 сентября 1993 г. № 636-рп, в соответствии с которым Госатомнадзор России осуществляет государственный надзор за безопасностью при производстве, обращении и использовании в мирных и оборонных целях атомной энергии, ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий на их основе, устанавливает критерии, правила и нормы в области ядерной и радиационной безопасности. Госатомнадзор России осуществляет надзор за обеспечением гарантий нераспространения ядерных технологий, материалов и их физической защиты.

• Правовые и технические инспекции труда центральных комитетов и советов профсоюзов со своей стороны осуществляют контроль за соблюдением санитарного законодательства.

• Государственный надзор за точным и единообразным исполнением законов о труде осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему органы прокуратуры.

Министерства и ведомства осуществляют ведомственный контроль на подчиненных им предприятиях. К ведомственному контролю отно­сится контроль, осуществляемый службой охраны труда предприятия.

Общественный контроль осуществляют профсоюзы или уполно­моченные общественные санитарные инспекторы на предприятиях, в учреждениях, организациях.

Как проходит проверка Роспотребнадзора

Зачастую, руководителей компаний, задействованных в продаже товаров и оказанию услуг населению, пугает возможная перспектива проверки Роспотребнадзора. Почему добросовестным предпринимателям не стоит ее бояться и как отстоять свои права, читайте далее.

Какими нормативно-правовыми актами руководствуются проверяющие?

— Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – ФЗ № 294);

— Приказ Роспотребнадзора от 16.07.2012 № 764 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по проведению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров» (далее – Административный регламент);

— Приказ Роспотребнадзора от 24.03.2010 № 103 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению норм Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ»

Что обязаны сделать сотрудники Роспотребнадзора до проведения проверки?

Статья 14 ФЗ №294, п. 6 Административного регламента

— вручить заверенную копию распоряжения о проведении проверки представителю проверяемого лица;

— предъявить служебное удостоверение;

— предъявить документ о согласовании с прокуратурой, если основанием для проверки является угроза или вред жизни и здоровью граждан, угроза чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

При проведении проверки Роспотребнадзор не имеет право:

Статья 15 ФЗ №294, п. 57 Административного регламента

1) проверять выполнение обязательных требований, если такие требования не относятся к санитарно-эпидемиологическому благополучию населения или защите прав потребителей;

2) осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя или его уполномоченного представителя, проверяемого лица, (за исключением случая проведения такой проверки, основанием для проведения которой является причинение вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера);

3) требовать представления документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, не выступающих объектами проверки или не относящихся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;

4) отбирать образцы продукции, пробы обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды для проведения их исследований без оформления протоколов и в количестве, превышающем нормы, установленные стандартами;

5) распространять коммерческую информацию, полученную в результате проведения;

6) превышать установленные сроки проведения проверки.

7) требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя представления документов и (или) информации, включая разрешительные документы, имеющиеся в распоряжении иных государственных органов,

8) требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя представления документов, информации до даты начала проведения проверки.

Выездная проверка Роспотребнадзора

Статья 12 ФЗ №294, пункты 48-51 Административного регламента

Выездная проверка проводится по месту осуществления деятельности проверяемого. Сотрудники Роспотребнадзора обязаны:

— предъявить служебное удостоверение,

— ознакомить проверяемое лицо с распоряжением (приказом) о проведении выездной проверки

— ознакомить проверяемое лицо с полномочиями проводящих, с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке, со сроками и с условиями ее проведения.

Выездная проверки проводится только в присутствии индивидуального предпринимателя или руководителя юридического лица, либо их представителей. В случае их отсутствия выездная проверка не проводится.

В случае, если проведение выездной проверки оказалось невозможным, сотрудник Роспотребнадзора составляет акт о невозможности проведения соответствующей проверки. В этом случае Роспотребнадзор в течении 3-х месяцев со дня составления соответствующего акта может провести проверку без предупреждения.
Если проводится отбор образцов (проб) продукции, составление протокола обязательно.

Документарная проверка Роспотребнадзора

Статья 11 ФЗ №294, пункт 45-47 Административного регламента

Производится на основании приказа (распоряжения) о проведении документарной проверки. Должностные лица Роспотребнадзора, уполномоченные проводить проверку, не вправе требовать у лиц, подлежащих проверке, сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки. Сотрудники Роспотребнадзор не могут потребовать нотариального удостоверения копий документов, если иное не предусмотрено законодательством.

Если вам пришло требование о предоставлении дополнительных документов или пояснений, вы должны их предоставить в Роспотребнадзор в течении 10 рабочих дней. Все копии документов должны быть заверены подписью генерального директора и печатью.

В случае выявления нарушений по результатам документарной проверки, Роспотребнадзор вправе провести выездную проверку.

Внеплановая проверка Роспотребнадзора

Статья 10 ФЗ №294, пункты 42-43 Административного регламента

Основаниями являются:

  • неисполнение предписания Роспотребнадзора об устранении выявленного нарушения;
  • поступление в Роспотребнадзор обращений и заявлений, информации о следующих фактах:

— причинение или угроза причинения вреда жизни, здоровью граждан

— возникновение или угроза возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

— нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены), при условии, что заявитель обращался к такому юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, но требования заявителя не были удовлетворены;

  • приказ (распоряжение) руководителя Роспотребнадзора, изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации;
  • требование прокурора о проведении внеплановой проверки.

Роспотребнадзор обязан вас уведомить за 24 часа до проведения внеплановой проверки. Однако, если основанием для проверки является получение Роспотребнадзором сообщений о вреде жизни и здоровью, либо о такой угрозе, а также о возникновении или угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или о нарушении прав потребителей, Роспотребнадзор может вас не уведомлять.

Плановая проверка Роспотребнадзора

Статья 9 ФЗ №294, пункт 41 Административного регламента

Основанием является ежегодный план проверок. Список проверяемых лиц публикуется на сайте прокуратуры. Например, план проверок юридических лиц Москвы доступен по

Роспотребнадзор обязан уведомить проверяемые лица не менее, чем за 3 рабочих дня посредством направления копии распоряжения (приказа) о начале проведения плановой проверки. Плановая проверка может проводиться не чаще, чем раз в три года, за исключением проверки организаций, задействованных в сфере здравоохранения, образования, в социальной сфере. Полный перечень видов деятельности таких организаций установлен в Постановлении Правительства РФ от 23.11.2009 № 944.

В случае проведения плановой проверки членов саморегулируемой организации Роспотребнадзор обязан уведомить саморегулируемую организацию

Сроки проведения проверки Роспотребнадзора

Статья 13 ФЗ №294, п. 18-22 Административного регламента

По общему правилу, срок проверки не может превышать 20 рабочих дней. Если организация имеет несколько филиалов в разных субъектах РФ, то срок проверки всех филиалов в совокупности не может превышать 60 рабочих дней. При организации проверки учитывается режим работы лиц, подлежащих проверке.

Срок плановой выездной проверки малых предприятий – не более 50 часов, микропредприятий – не более 15 часов.

Срок проведения плановой выездной проверки может быть продлен в исключительных случаях не более, чем на 20 рабочих дней, для малых предприятий – не более, чем на 50 часов, для микропредприятий – не более чем на 15 часов.

Итоги проведения проверки Роспотребнадзора

п. 58-76 Административного регламента

По итогам проведения проверки Роспотребнадзор составляет акт проверки и вручение (направление) акта проверяемому лицу.

К акту прикладывается:

  1. протоколы отбора образцов продукции;
  2. протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний, измерений, экспертиз;
  3. объяснения проверяемого лица или его работников, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований;
  4. предписание об устранении выявленных нарушений;
  5. иные связанные с результатами проверки документы или их копии.

По каким правонарушениям может вас привлечь Роспотребнадзор к ответственности?

Сокрытие источника заражения ВИЧ-инфекцией, венерической болезнью и контактов, создающих опасность заражения (статья 6.1. КоАП РФ);

  • Обращение фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и оборот фальсифицированных биологически активных добавок (статья 6.33. КоАП РФ);
  • Нарушение правил обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов и их отчуждения (статья 14.26. КоАП РФ);
  • Нарушение правил организации деятельности по продаже товаров на розничных рынках (часть 1 статьи 14.34. КоАП РФ)
  • Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов (часть 3 статьи 14.43. КоАП РФ)
  • Нарушение обязательных требований к маркировке пищевой продукции, полученной с применением генно-инженерно-модифицированных организмов или содержащей такие организмы (статья 14.46.1. КоАП РФ);
  • Непринятие изготовителем (исполнителем, продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) мер по предотвращению причинения вреда при обращении продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов (часть 5 статьи 14.46.2. КоАП РФ)
  • Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа, осуществляющего муниципальный контроль (часть 1 статьи 19.4. КоАП РФ)
  • Воспрепятствование осуществлению законной деятельности должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере государственного оборонного заказа, или должностных лиц его территориальных органов (часть 1 и 15 статьи 19.4.2. КоАП РФ)
  • Непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (статья 19.6. КоАП РФ)
  • Непредставление сведений (информации) (статья 19.7. КоАП РФ)
  • Невыполнение требований о представлении образцов продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля (надзора) в сфере технического регулирования (статья 19.33. КоАП РФ)

В случае если при проверке будут установлены признаки преступлений, должностное лицо Роспотребнадзора направляет в органы прокуратуры, другие правоохранительные органы материалы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Это могут быть следующие статьи Уголовного Кодекса:

  • ст. 238 «Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности» — в части сбыта товаров и продукции, выполнения работ или оказания услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей;
  • ст. 246 «Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ» — в части нарушения санитарных правил при производстве строительных и других работ;
  • ст. 247 «Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов» — в части нарушения правил обращения с бактериологическими (биологическими) веществами, токсичными промышленными и другими отходами;
  • ст. 248 «Нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами» — в части нарушения правил по безопасности работе микроорганизмами и т.д.;
  • ст. 254 «Порча земли» — в части нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами и др.

Обжалование итогов проверки Роспотребнадзора

1. Возражение на акт проверки

В течение 15 дней с даты получения акта проверки организация или ИП вправе предоставить возражения в письменной форме (п. 82 Административного регламента).

2. Оспаривание предписания Роспотребнадзора

Досудебный порядок. В течении 15 дней с даты получения предписания проверяемое лицо имеет право представить в Роспотребнадзор письменные возражения относительно этого предписания. Срок рассмотрения – 30 дней.

Судебный порядок. В течении 3-х месяцев постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд (п. 5.1. ст. 40 ФЗ «О защите прав потребителей»).

3. Обжалование постановления о привлечении к административной ответственности
Досудебный порядок. Если вы были привлечены к административной ответственности, вы вправе обжаловать это постановление (ч.1 ст. 30.1 КоАП РФ) в вышестоящий орган. Срок подачи такой жалобы составляет 10 суток дня вручения или получения копии постановления (ч.1 ст. 30.3 КоАП РФ). В случае пропуска срока подачи жалобы, он может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу по ходатайству лица, подающего жалобу. Срок рассмотрения жалобы на постановление в порядке подчиненности-10 дней со дня ее поступления со всеми материалами дела (ч. 1 ст. 30.5 КоАП РФ).
Судебный порядок. Постановление также может быть обжаловано в Арбитражном суде. Срок рассмотрение жалобы в суд составляет 2 месяца со дня её поступления (ч. 1.1 ст. 30.5 КоАП РФ).

4. Обжалование действий (бездействий) Роспотребнадзора

Предметом досудебного обжалования являются действия (бездействие) Роспотребнадзора, должностных лиц Роспотребнадзора, повлекшие за собой нарушение предусмотренных законодательством прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан (п. 83 Административного регламента).

Досудебный порядок. Жалобы рассматривают:

1) от имени Роспотребнадзора — руководитель Роспотребнадзора или его заместитель;

2) от имени территориального органа Роспотребнадзора — руководитель территориального органа Роспотребнадзора или его заместитель.

Срок рассмотрения – 30 дней.

Судебный порядок. В течение 3-х месяцев предприниматель или организация вправе оспорить действия (бездействия) Роспотребнадзора в Арбитражный суд.

Как можно оспорить результаты проверки по формальным признакам?

Результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушений юридическим лицом или ИП и подлежат отмене.

Так, грубым нарушением являются (ст. 20 ФЗ №294):

  1. отсутствие оснований проведения плановой, внеплановой выездной проверки, несвоевременное уведомление о проведении проверки;
  2. привлечение к проведению мероприятий по контролю в качестве экспертов не аккредитованных в установленном порядке юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и не аттестованных в установленном порядке граждан;
  3. отсутствие согласования в случае необходимости с органами прокуратуры внеплановой выездной проверки;
  4. нарушение сроков и времени проведения плановых выездных проверок в отношении субъектов малого предпринимательства;
  5. проведение проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;
  6. требование документов, не относящихся к предмету проверки;
  7. непредставление акта проверки;
  8. проведение плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок;
  9. участие в проведении проверок экспертов, экспертных организаций, состоящих в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых проводятся проверки.

Удачные примеры оспаривания результатов проверки Роспотребнадзора

В магазине «Лента» были оформлены ценники, на которых указывалась «цена без карты Лента» и «цена по карте Лента». Роспотребнадзор посчитал, что магазином нарушены требования законодательства в части установления единых цен на реализуемые товары для потребителей и вынес предписание об устранении указанных нарушений. Однако, «Лента» успешно оспорила это предписание, указав в своих доводах следующее. Магазин использует систему дисконтных карт, предоставляя равный доступ к приобретению карты каждому потенциальному покупателю. В ценниках установлена цена на товар, а также цена на товар с учетом скидки предъявителям дисконтной карты. Информация об условиях приобретения дисконтной карты «Лента» на сайте магазина является общедоступной. То есть, оформление ценников таким способом не является указанием двух цен за единицу товара и не нарушает права потребителей (Определение Верховного Суда № 307-АД17-12686 от 20.09.2017 г. по делу № А56-59768/2016).

Часто проверяемым лицам удается оспорить результаты проверки по формальным основаниям.

Например, владелицам магазина удалось оспорить предписание Роспотребнадзора на том основании, что о внеплановой выездной проверке они не были уведомлены за 24 часа (Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12.10.2016 № Ф08-7354/2016 по делу № А53-381/2016).

Другая организация успешно оспорила постановление Роспотребнадзора о привлечении к административной ответственности, на том основании, что материалы дела не содержали первичных документов, подтверждающих реализацию обществом товаров и услуг, и объяснений потерпевших; протокол и постановление содержали сведения, носящие общий характер (Решение АС Астраханской области от 02.10.2017 г. по делу №А06-5982/2017).

Авиакомпании удалось оспорить постановление Роспотребнадзора по процедурным моментам. Так, копия определения о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении была получена Авиакомпанией в день рассмотрения дела вместе с протоколом об административном правонарушении. Суд установил, что получение заявителем определения о дате рассмотрения административного дела в дату его рассмотрения не может быть признано надлежащим извещением (Решение АС Свердловской области от 02.10.2017г. Дело №А60-26612/2017).

Уменьшение размера штрафа

Магазин продовольственных товаров постановлением Роспотребнадзора был привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 100 000 рублей за отсутствие товарной накладной в отношении сливочного масла (нарушение ч. 3 ст. 5 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» 021/2011). Однако, судом размер штрафа был снижен с 100 000 рублей до 50 000 рублей на основании того, что выявленное нарушение не повлекло за собой тяжелых последствий (Решение АС Воронежской области от 10.10.2017 г.по делу № А14-9323/2017).
В другом деле суд снизил штраф, вынесенный Роспотребнадзором на основании постановления об административном правонарушении, на основании того, что указанные нарушения были устранены предпринимателем еще до момента рассмотрения административного дела, а добровольное устранение недостатков является обстоятельством, смягчающим ответственность (Решение АС Воронежской области от 10.10.2017г .по делу № А14-9323/2017).

Квалификационные тесты по гигиене и эпидемиологии (2019 год) с ответами — часть 7

.. 5 6 7 8 ..



Организация санитарно-эпидемиологической службы

Ответы

1

5

21

1

2

5

22

4

3

2

23

4

4

3

24

2

5

1

25

4

6

5

26

2

7

2

27

5

8

3

28

4

9

3

29

5

10

3

30

5

11

5

31

5

12

1

32

3

13

5

33

4

14

4

34

5

15

4

35

4

16

4

17

5

18

5

19

5

20

4

Вопрос N: 1

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается:

1.мерами по привлечению к ответственности за нарушение санитарного законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения

2.проведением социально-гигиенического мониторинга

3.лицензированием видов деятельности, представляющих потенциальную опасность для человека

4.проведением государственного санитарно-эпидемиологического нормирования

5.всем вышеперечисленным

Вопрос N: 2

Согласно Закону «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на:

1.благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на здоровье человека

2.получать информацию о санитарно-эпидемиологической обстановке, качестве и технологиях изготовления продуктов и товаров

3.осуществлять общественный контроль за выполнением санитарных правил

4.вносить в органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, предложения об обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения

5.все вышеперечисленное

Вопрос N: 3

Организация и проведение государственного планового и внепланового контроля юридических лиц и индивидуальных предпринимателей представлены в Законе:

1.»О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (№52-ФЗ)

2.»О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (№294-ФЗ)

3.»О защите прав потребителей» (№2300-1)

4.Кодексе РФ об административных правонарушениях (№ 195-ФЗ)

5.Трудовом кодексе

Вопрос N: 4

Защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении федеральными органами исполнительной власти государственного контроля (надзора) представлена в Законе:

1.»О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»

2.»О защите прав потребителей»

3.»О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

4.»Об административных правонарушениях»

5.»О лицензировании отдельных видов деятельности»

Вопрос N: 5

Цели производственного контроля представлены в статье Закона:

1.»О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (№52-ФЗ)

2.»О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (№294-ФЗ)

3.»О защите прав потребителей» (№2300-1)

4.Кодексе РФ об административных правонарушениях (№195-ФЗ)

5.Трудовом кодексе

Вопрос N: 6

Кто является главным государственным санитарным врачом РФ:

1.главный государственный ветеринарный инспектор

2.главный врач ФБУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Роспотребнадзора

3.руководитель Управления Роспотребнадзора по субъекту РФ

4.начальник Департамента Министерства здравоохранения и социального развития РФ

5.руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав

потребителей и благополучия человека

Вопрос N: 7

Специалисты Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека являются:

1.муниципальными служащими

2.гражданскими служащими

3.военными служащими

4.врачами

5.служащими

Вопрос N: 8

Территориальным органом, уполномоченным от имени Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществлять надзор, в субъектах РФ является:

1.Министерство здравоохранения субъекта РФ

2.ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» в субъекте РФ

3.Управление Роспотребнадзора по субъекту РФ

4.Правительство субъекта РФ

5.Управление Росздравнадзора по субъекту РФ

Вопрос N: 9

Орган государственного контроля (надзора) проводит в плановом порядке контроль деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя не более чем:

1.1 раз в год

2.1 раз в 2 года

3.1 раз в 3 года

4.по определению суда

5.один раз в квартал

Вопрос N: 10

Производственный контроль осуществляется:

1.сотрудниками ЦГиЭ

2.специалистами Территориальных управлений Роспотребнадзора

3.индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами

4.гражданами и общественными организациями

5.все вышеперечисленное

Вопрос N: 11

В функции ТУ Роспотребнадзора по рассмотрению обращений, заявлений и жалоб юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан входят:

1.прием, регистрация обращений, заявлений и жалоб

2.проведение внеплановых мероприятий по надзору

3.оформление предписаний и контроль их исполнения

4.оформление протокола об административном правонарушении

5.все вышеперечисленное

Вопрос N: 12

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор — это:

1.деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения

2.разработка санитарно-противоэпидемических мероприятий

3.проведение санитарно-эпидемиологических расследований, направленных на установление причин возникновения и распространения

инфекционных заболеваний и массовых не инфекционных заболеваний

4.производственный контроль

5.проведение лабораторных исследований

Вопрос N: 13

Как часто выполняются ЦГиЭ лабораторные исследования по обеспечению надзорных мероприятий, осуществляемых Управлением Роспотребнадзора на безвозмездной основе:

1.один раз в полгода

2.один раз в год

3.один раз в два года

4.один раз в три года

5.в соответствии с планом мероприятий

Вопрос N: 14

Задачами социально-гигиенического мониторинга являются:

1.гигиеническая оценка факторов среды обитания и здоровья населения

2.формирование государственной политики в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения

3.установление причин возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений)

4.верно 1 и 3

5.верно 1 и 2

Вопрос N: 15

Для формирования региональной политики в области охраны здоровья граждан требуется информация о факторах среды обитания и здоровья населения на уровнях:

1.федеральный

2.региональный

3.муниципальный

4.верно 2 и 3

5.верно 1,2 и 3

Вопрос N: 16

В Федеральный информационный фонд поступает информация о состоянии здоровья населения из:

1.органов исполнительной власти

2.Федеральной службы государственной статистики

3.Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

4.верно 1,2 и 3

5.верно 2 и 3

Вопрос N: 17

Информационный фонд социально-гигиенического мониторинга получает информацию о показателях:

1.состояния здоровья населения

2.состояния среды обитания человека

3.социально-экономического состояния территории

4.верно 2 и 3

5.верно 1,2 и 3

Вопрос N: 18

Факторы среды обитания, изучаемые в системе социально-гигиенического мониторинга:

1.социальные

2.химические

3.физические

4.биологические

5.все вышеперечисленное

Вопрос N: 19

Федеральный информационный фонд данных СГМ включает:

1.базу данных о состоянии здоровья населения

2.базу данных среды обитания человека

3.перечень нормативных и правовых актов

4.перечень методических документов в области анализа, прогноза

и определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания человека

5.все вышеперечисленное

Вопрос N: 20

При обжаловании протокола об административном правонарушении должностные лица организации могут обращаться:

1.в суд по месту жительства

2.суд по месту расположения хозяйствующего объекта

3.вышестоящую инстанцию

4.верно 1,2 и 3

5.верно 2 и 3

Вопрос N: 21

Предупреждение — это вид наказания:

1.административной ответственности

2.дисциплинарной ответственности

3.уголовной ответственности

4.гражданско-правовой

5.все вышеперечисленное

Вопрос N: 22

В какие сроки необходимо оформить протокол об административном правонарушении на должностное лицо предприятия:

1.в день выявления нарушений

2.не более 2 суток с момента выявления нарушения

3.не более 10 суток с момента выявления нарушения

4.верно 1 и 2

5.верно 2 и 3

Вопрос N: 23

Виды ответственности при нарушении Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Закона «О защите прав потребителей», Закона «Об охране окружающей среды» должностными и юридическими лицами:

1.дисциплинарная

2.административная

3.уголовная

4.все вышеперечисленное верно

5.верно 1 и 3

Вопрос N: 24

Основным законом, регулирующим дисциплинарную ответственность, является:

1.Кодекс РФ об административных правонарушениях

2.Трудовой кодекс (КЗОТ)

3.Уголовный кодекс

4.Уголовно-процессуальный кодекс

5.все выше перечисленное

Вопрос N: 25

К оперативным показателям деятельности Роспотребнадзора относятся:

1.удельный вес взысканных штрафов

2.удельный вес учащихся, охваченных горячим питанием

3.удельный вес зарегистрированных объектов недвижимости и земельных участков

4.верно 1 и 3

5.верно 1 и 2

Вопрос N: 26

Какие показатели характеризуют деятельность Роспотребнадзора по эффективности иммунизации населения:

1.выполнение утвержденного плана мероприятий по надзору (контролю)

2.уровень инфекционной заболеваемости инфекциями, управляемыми средствами специфической профилактики

3.повышение эффективности профилактики вертикального пути передачи БИЧ от матери к ребенку

4.удельный вес населения, охваченного комплексным контролем по факторам окружающей среды

5.все перечисленные

Вопрос N: 27

Какие показатели характеризуют деятельность службы Роспотребнадзора по осуществлению социально-гигиенического мониторинга:

1.удельный вес мониторируемых показателей от числа регламентируемых к наблюдению (включенных в ФИФ)

2.удельный вес населения, охваченного комплексным контролем по факторам окружающей среды

3.удельный вес организаций, имеющих свидетельства о государственной регистрации на продукцию

4.верно 1,2 и 3

5.верно 1 и 2

Вопрос N: 28

Какие показатели входят в перечень «Конечные общественно значимые результаты»:

1.рождаемость

2.смертность

3.удельный вес населенных пунктов, обеспеченных водой надлежащего качества с централизованных систем водоснабжения

4.показатели достижения определенного уровня удовлетворенности граждан качеством и доступностью государственных услуг

5.все вышеперечисленные

Вопрос N: 29

Какая учетно-отчетная документация необходима для оценки эпидемиологической ситуации в населенных пунктах:

1.форма № 2 «Сведения об инфекционных и паразитарных заболеваниях»

2.форма № 26-07 «Сведения о работе органов и организаций Роспотребнадзора по разделу «Радиационная гигиена»

3.форма № 23-06 «Сведения о вспышках инфекционных заболеваний»

4.верно 1 и 2

5.верно 1 и 3

Вопрос N: 30

Взаимодействие учреждений госсанэпидслужбы и лечебно-профилактических учреждений осуществляется на основе принципов:

1. приоритета санитарного законодательства РФ в части обеспечения санэпидблагополучия населения

2. общности целей и задач по охране здоровья населения при осуществлении своих функций

3. гуманистической направленности

4. единства государственной политики в области охраны здоровья населения и профилактики заболеваний

5. верно 1,2 и 4

Вопрос N: 31

К принципам планирования относится:

1. научная обоснованность плановых документов

2. сочетание территориальных и отраслевых планов

3. учёт особенностей социально-экономического развития административной территории

4. гибкость планирования и обязательность выполнения для всех исполнителей

5. все вышеперечисленные

Вопрос N: 32

Вопросы санитарно-эпидемиологического нормирования, разработки санитарных правил, их утверждения и введение в действие изложены в следующей главе Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (№52):

1.общие положения

2.права и обязанности граждан, индивидуальных предпринимателей

и юридических лиц в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения

3.государственное регулирование в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения

4.санитарно-эпидемиологические требования обеспечения безопасности среды обитания для здоровья человека

5.санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия

Вопрос N: 33

Территориальное управление Роспотребнадзора и Центр гигиены и эпидемиологии осуществляют взаимодействие по следующим направлениям:

1.лицензирование отдельных видов деятельности

2.социально-гигиенический мониторинг

3.проведение эпидемиологического расследования в очаге инфекционного заболевания

4.верно 2 и 3

5.верно 1 и 2

Вопрос N: 34

В полномочия ТУ Роспотребнадзора при проверке соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами санитарного законодательства и законодательства в области защиты прав потребителей входят:

1.проведение санитарно-эпидемиологических экспертиз, лабораторных и инструментальных исследований

2.организация и проведение мероприятий по надзору

3.принятие мер по результатам проверок

4.верно 1,2 и 3

5.верно 2 и 3

Вопрос N: 35

Территориальное управление Роспотребнадзора и ЦГиЭ осуществляют взаимодействие по следующим направлениям:

1.социально-гигиенический мониторинг

2.привлечение к административной ответственности

3.проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение, выявление и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций

4.верно 1 и 3

5.верно 2 и 3

Проверка Роспотребнадзора: все, что нужно знать

Олег Кириллов, партнер юридической компании «Холдсвей»

Подготовка сотрудников к проверке

Руководителю компании нужно изучить права и обязанности своей организации и права и обязанности проверяющих органов, а также позаботиться о необходимых документах, сертификатах, санитарных книжках, чтобы обеспечить добросовестное проведение проверки со стороны всех участников.

В законодательстве РФ множество нормативных документов и правил, и предприниматель не может держать все в голове. Поэтому руководителю компании следует обратиться к юристам, которые подготовят коллектив. В противном случае сотрудники проверяемой компании могут по незнанию препятствовать проведению проверки контролирующими органами, из-за чего их могут привлечь к административной ответственности согласно положениям ч. 1 ст. 19.4, ст. 19.4.1, ст. 19.7 КоАП РФ и др.

Мы проводим тренинги для сотрудников некоторых заводов и компаний, а также составляем должностные инструкции и памятки, как должен вести себя каждый сотрудник во время проверки. В итоге при появлении на пороге офиса сотрудников Роспотребнадзора сотрудники не теряются и не паникуют, а следуют регламенту.

Хотя бы один представитель компании обязан присутствовать при проверке

Собственнику компании следует выбрать человека, который будет общаться с инспекторами. Это может быть он сам, руководитель или его заместитель.

У собственника проверяемой компании есть право вызвать своего адвоката, который будет следить за выполнением проверки контролирующими органами, привлечь к участию в проверке Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей или Уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте РФ. Мы рекомендуем обязательное присутствие юриста на проверках.

Какие документы должны быть у сотрудников Роспотребнадзора

В случае выездной проверки сотрудники Роспотребнадзора должны предъявить служебные удостоверения и распоряжение (приказ) о проведении проверки.

Распоряжение должно содержать данные инспекторов, которые проводят проверку, цели и задачи проверки, основания для проведения проверки, срок проверки, адрес и лица, в отношении которых она будет проводиться, условия проверки, состав экспертов и экспертных организаций, привлекаемых к проверке.

Важно, чтобы данные инспекторов, которые пришли в компанию с проверкой, соответствовали указанным в распоряжении.

Предприниматель вправе отказать в проведении проверки, указав на ее незаконность, если, например, вас проверяет один инспектор, а в распоряжении указаны данные другого человека.

После того, как предприниматель проверил документы контролеров и убедился, что с ними все в порядке, лучше не препятствовать им, а, наоборот, содействовать.

Если сотрудник Роспотребнадзора инициирует полную «ревизию» всех документов компании, запрашивает документы, не относящиеся к предмету проверки, указанному в распоряжении, это считается превышением полномочий.

Следует всю проверку фиксировать на видеокамеру, а также записывать все нарушения, выявленные в ходе проверки. Это необходимо для того, чтобы обжаловать действия инспекторов и законность подобной проверки. В большинстве случаев суд встает на сторону бизнесменов.

Что обычно проверяют сотрудники Роспотребнадзора

Роспотребнадзор осуществляет широкий спектр полномочий, в том числе санитарно-эпидемиологический надзор, выдачу санитарно-эпидемиологических заключений, проведение социально-гигиенического мониторинга, контроль над соблюдением закона о защите прав потребителей, аттестацию работников, занятых в производстве, транспортировке, хранении, реализации пищевых продуктов и питьевой воды, ведение учета.

Инспекторы могут производить отбор образцов и проб продукции для исследований, испытаний и измерений, если это прописано в распоряжении (приказе).

Возможные итоги проверки

По итогам проверки составляется акт в двух экземплярах, в котором обязательно ставится отметка о том, что проверяемый с ним ознакомлен или отказался ознакомиться. Предприниматель имеет право указать в акте проверки о своем согласии или несогласии с результатами проверки и с отдельными действиями сотрудников Роспотребнадзора.

Если по итогам проверки инспектор выявил в вашей компании нарушения, он может:

  • привлечь к административной ответственности за выявленные нарушения в виде предупреждения;
  • наложить штраф;
  • приостановить деятельность предприятия до устранения нарушений на определенный срок;
  • при угрозе жизни или здоровью людей передать дело в суд. Такие случаи грозят лишением свободы.

Сроки проверки

По срокам проверка не должна длиться более 20 дней, выездная проверка малых предприятий не более 50 часов в год, а микропредприятий и индивидуальных предпринимателей — не более 15.

Инспекторы не имеют права

  • проводить проверку в отсутствие представителей проверяемого юридического лица (исключение составляют случаи угрозы здоровью людей, животных или государственной безопасности);
  • проводить проверку без предупреждения собственника бизнеса (даже о внеплановых проверках органы обязаны предупреждать за сутки до проверки);
  • нарушать сроки проверки;
  • забирать оригиналы документов проверяемой компании;
  • требовать информацию, документы или продукты, не относящиеся к предмету проверки;
  • разглашать результаты проверки третьим лицам;
  • предписывать проведение каких-либо контрольных мероприятий за счет проверяемой компании или требовать деньги за проведенную проверку.

Деятельность Роспотребнадзора регламентируется положением, утвержденным постановлением Правительства от 30.06.2005 РФ № 322.

Илья Савельев, старший партнер юридической компании «АВТ Консалтинг»

Какие компании проверяют чаще всего

Чаще всего с проверками Роспотребнадзора сталкиваются организации, осуществляющие производство и продажу продуктов питания, лекарств, товаров промышленного назначения. Это магазины, аптеки, молочные, комбикормовые заводы. Также Роспотребнадзор часто проверяет школы, детские сады, дома-интернаты. Не удастся избежать проверок и компаниям, оказывающим населению бытовые услуги. Это гостиницы, медицинские центры, диагностические лаборатории, кафе и рестораны.

Зачем нужны плановые проверки и план проверок

От проведения плановых проверок в 2017-2018 годах освобожден малый бизнес.

Цель плановых проверок — санитарный и эпидемиологический надзор, контроль соблюдения компанией прав потребителей.

По общему правилу плановые проверки проводятся не чаще чем 1 раз в 3 года (ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»).

Чаще плановые проверки могут проводиться в организациях в сфере здравоохранения, образования, теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения, а также в социальной сфере.

Ежегодно составляется сводный график плановых проверок. Это перечень организаций, которые в этом году будут проверять, и сведения о дате начала проверки и сроках ее проведения. План проверок размещается в открытом доступе на официальном сайте Роспотребнадзора и на сайте Генпрокуратуры РФ.

Зачем нужны внеплановые проверки

Внеплановые проверки проводятся по жалобам о нарушениях прав потребителей, если человек уже обращался в компанию, нарушившую его права, и такое обращение было оставлено без рассмотрения или не было удовлетворено.

Если проверка нужна для предоставления правового статуса, лицензии или выдачи разрешения, то она будет проведена после поступления заявления компании.

Другие причины — истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении нарушений, информация об угрозе причинения вреда жизни и здоровью граждан.

Какие документы нужно предоставить контролерам?

Это правоустанавливающие документы организации (устав, свидетельства ИНН, ОГРН) и наличие необходимых лицензий и разрешений (например, при торговле алкогольной продукцией).

Компаниям также стоит позаботиться о наличии уголков потребителя с информационными стендами, правильно оформленных ценников и прейскурантов цен на товары и услуги с подписью руководителя, сертификатов на товар, информации о производителе и поставщике товара.

Не лишними будут свидетельства о праве собственности на помещение или договоры на аренду, договоры на вывоз мусора и иных отходов, договоры на проведение дезинфекции, дезинсекции и дератизации помещений.

Контролеры могут проверить наличие журналов учета санитарных проверок, журнала учета дезинфицирующих средств, программ производственного контроля, инструкций по обращению с медицинскими отходами. Замерить метраж помещений, высоту окон, размер дверных проемов. Осмотреть вентиляцию и освещение.

Следует помнить, что все запрошенные документы при проверке предоставляются в виде копий, заверенных подписью и печатью компании. Проверяющие не имеют права требовать нотариально заверенные копии и оригиналы документов.

Как и когда контролеры должны предупредить предпринимателя о проверке?

О проведении плановой проверки контролеры обязаны уведомить предпринимателя за 3 рабочих дня до начала проверки.

О проведении внеплановой выездной проверки организацию уведомляют не менее чем за 24 часа до начала проверки любым доступным способом.

Предварительное уведомление организации не требуется при причинении вреда жизни и здоровью граждан, при возникновении чрезвычайных ситуаций, а также при нарушении прав потребителей.

Зиннур Зиннятуллин, адвокат Московской коллегии адвокатов «Князев и партнеры»

Если вы не согласны с результатами проверки

Существует несколько способов обжалования действий органа государственной власти в досудебном и судебном порядке, также обжалованию подлежит акт проверки или постановление о привлечении к административной ответственности.

Досудебный порядок обжалования

Если предприниматель не согласен с результатами проверки, указанными в акте проверки, или с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений, в течение 15 дней с даты получения акта проверки он может отправить письменные возражения в Роспотребнадзор. К возражениям можно приложить документы, подтверждающие обоснованность возражений, или их заверенные копии.

Жалоба рассматривается не дольше 30 дней, с дополнительными документами — не дольше 60 дней.

По результатам рассмотрения жалобы в досудебном порядке действия проверяющего могут признать незаконными, результаты проверки могут отменить, если она проводилась с грубыми решениями, либо в удовлетворении жалобы могут отказать, если закон не нарушался.

Судебный порядок обжалования

Предприниматель вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий Роспотребнадзора, если он считает, что его права в сфере предпринимательской деятельности были нарушены, на него были незаконно возложены обязанности или были созданы иные препятствия для осуществления предпринимательства.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается судье или должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу и которые обязаны в течение 3-х суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления и подлежит рассмотрению в десятидневный срок со дня ее поступления со всеми материалами.

Если Роспотребнадзор вынес предписание об устранении нарушений, затем постановление о привлечении лица к ответственности за нарушения законодательства о защите прав потребителей, но именно постановление о привлечении лица к ответственности за нарушения законодательства о защите прав потребителей было обжаловано и отменено по ст. 2.9 КоАП РФ (малозначительность), то предписание об устранении нарушений остается в силе и все еще требуется его исполнение.

Акт проверки или предписание об устранении нарушений должны быть обжалованы отдельно в досудебном или судебном порядке. Только в таком случае они становятся необязательными для выполнения.

Что такое контрольные закупки и по каких правилам они проводятся?

Контрольная закупка позволяет смоделировать ситуацию, при которой контролер проверяет, как продаются товары и оказываются услуги потребителям.

Контрольная закупка проводится без предварительного уведомления предпринимателя по согласованию с органами прокуратуры. В случае выявления нарушений обязательных требований информация о контрольной закупке должна быть предоставлена предпринимателю сразу после ее завершения. Должностное лицо должно предъявить служебное удостоверение и приказ о проведении контрольной закупки.

Контрольная закупка должна проводиться в присутствии двух свидетелей либо с применением видеозаписи.

Зачем с октября 2017 года вводятся проверочные листы

С 1 октября 2017 года при плановых проверках используются проверочные листы — это списки контрольных вопросов с перечнем требований к предпринимателю. Соблюдение этих требований позволяет сохранить жизнь и здоровье граждан.

Проверочные листы должны будут упростить жизнь проверяемым компаниям, так как будут установлены конкретные требования по проверке юридических лиц в зависимости от их вида деятельности, что должно дать возможность компаниям более детально подготовиться к проверке и знать непосредственные требования, предъявляемые во время проверки. Сейчас такие конкретные требования отсутствуют.

Чтобы узнавать о самых важных изменениях, касающихся бизнеса, присоединяйтесь к нашему каналу в Telegram!

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *