Режим санитарно защитной зоны

Контроль на СЗЗ

Вашему предприятию необходимо проводить лабораторные исследования атмосферного воздуха. В плане-графике проведения необходимых замеров в рамках проекта СЗЗ, должна содержаться информация о точках, в которых необходимо проводить исследования, о наименовании контролируемых веществ и о периодичности исследований. На его основании на предприятии составляется график производственного контроля, в котором указывается периодичность проведения таких замеров.
Основным нормативно-методическим документом, определяющим порядок разработки, рассмотрения и согласования проектов организации СЗЗ, является СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».
В соответствии с п.4.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 подтверждением соблюдения гигиенических нормативов на границе жилой застройки являются результаты натурных исследований атмосферного воздуха и измерений уровней физических воздействий на атмосферный воздух в рамках проведения надзорных мероприятий, а также данные производственного контроля.
Пунктами 2.5-2.6 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и
выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» установлено следующее:
Номенклатура, объем и периодичность лабораторных исследований и испытаний определяются с учетом санитарно-эпидемиологической характеристики производства, наличия вредных производственных факторов, степени их влияния на здоровье человека и среду его обитания. Лабораторные исследования и испытания осуществляются юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем самостоятельно либо с привлечением лаборатории, аккредитованной в установленном порядке.
Программа (план) производственного контроля составляется юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем до начала осуществления деятельности, а для осуществляющих деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей — не позднее трех месяцев со дня введения в действие Санитарных правил без ограничения срока действия. Необходимые изменения, дополнения в программу (план) производственного контроля вносятся при изменении вида деятельности, технологии производства, других существенных изменениях деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, влияющих на санитарно-эпидемиологическую обстановку и (либо) создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.
Разработанная программа (план) производственного контроля утверждается руководителем организации, индивидуальным предпринимателем либо уполномоченными в установленном порядке лицами.
Согласно п.п.»б» п.2.4 СП 1.1.1058-01, производственный контроль включает осуществление (организацию) лабораторных исследований и испытаний в случаях, установленных СП 1.1.1058-01 и другими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами на границе санитарно-защитной зоны и в зоне влияния предприятия, на территории (производственной площадке), на рабочих местах с целью оценки влияния производства на среду обитания человека и его здоровье.
Размещение постов наблюдения, перечень загрязняющих веществ, подлежащих контролю, методы их определения, а также периодичность отбора проб атмосферного воздуха согласовываются в установленном порядке.
Органы, уполномоченные осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, без взимания платы с юридических и физических лиц по их обращениям обязаны предоставить информацию о государственных санитарно-эпидемиологических правилах, гигиенических нормативах, методах и методиках контроля факторов среды обитания человека, которые должны быть в наличии на объекте, и о перечне химических веществ, биологических, физических и иных факторов, в отношении которых необходима организация лабораторных исследований и испытаний, с указанием точек, в которых осуществляются отбор проб, лабораторные исследования и испытания, периодичности отбора проб и проведения лабораторных исследований и испытаний (п.6.2 СП 1.1.1058-01).
Натурные измерения не проводятся (п.п.3.17 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03):
— при размещении объектов малого бизнеса, относящихся к V классу опасности, в условиях сложившейся градостроительной ситуации (при невозможности соблюдения размеров ориентировочной санитарно-защитной зоны) необходимо обоснование размещения таких объектов с ориентировочными расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные излучения). При подтверждении расчетами на границе жилой застройки соблюдения установленных гигиенических нормативов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и уровней физического воздействия на атмосферный воздух населенных мест, проект обоснования санитарно-защитной зоны не разрабатывается, натурные исследования и измерения атмосферного воздуха не проводятся;
— для действующих объектов малого бизнеса V класса опасности в качестве обоснования их размещения используются данные исследований атмосферного воздуха и измерений физических воздействий на атмосферный воздух, полученные в рамках проведения надзорных мероприятий;
— для размещения микропредприятий малого бизнеса с количеством работающих не более 15 человек необходимо уведомление от юридического лица или индивидуального предпринимателя о соблюдении действующих санитарно-гигиенических требований и нормативов на границе жилой застройки. Подтверждением соблюдения гигиенических нормативов на границе жилой застройки являются результаты натурных исследований атмосферного воздуха и измерений уровней физических воздействий на атмосферный воздух в рамках проведения надзорных мероприятий

САНИТАРНО-ЗАЩИТНАЯ ЗОНА

ЧТО ТАКОЕ «САНИТАРНО-ЗАЩИТНАЯ ЗОНА»?

Санитарно-защитная зона (далее СЗЗ) – территория с особым режимом использования, вокруг действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками воздействия на человека. Чем больше размер СЗЗ, тем меньше оказывается воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического), уменьшая показатель до установленных нормативов.

Существует перечень нормативно-правовых актов, регламентирующих установление и регулирование санитарно-защитных зон:

  • Федеральный закон от 04.05.1999 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».
  • СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».
  • Постановление Правительства РФ от 3 марта 2018 г. N 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон».
  • Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В отношении объектов капитального строительства СЗЗ устанавливаются при условии, что за пределами данных объектов предполагается превышение санитарно-эпидемиологических требований.

Угрозой для человека являются объекты, для которых уровни создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки превышают 0,1 ПДК.

Размеры и границы СЗЗ определяются в проекте СЗЗ, разрабатываемом предприятиями, имеющими источники воздействия на среду обитания и здоровье человека (1 ПДК и/или ПДУ):

  • Если уровни создаваемого предприятием загрязнения за пределами промышленной площадки не превышают 0,1 ПДК и/или ПДУ, то объекту присваивается статус, не оказывающего негативного воздействия на среду обитания и здоровье человека, органами Роспотребнадзора. Но в этом случае потребуется обоснование данного статуса также разработкой проекта СЗЗ, получение экспертизы и рассмотрением органами Роспотребнадзора.
  • Если на границе промышленной площадки загрязнения выше 0,1 ПДК и/или ПДУ, но не более 1 ПДК и/или ПДУ предприятие относится к источникам воздействиям на среду обитания и здоровье человека, то в этом случае действуют смягчающие факторы при согласовании проекта СЗЗ в надзорных органах.

Для установления санитарно-защитных зон объектов, которые были введены в эксплуатацию до вступления в силу Постановления Правительства РФ от 03.03.2018 г № 222, необходимо произвести измерения воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на за границами объекта, полученную информацию представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в форме заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 03.03.2018 г № 222 проект санитарно-защитной зоны включает в себя:

  • сведения о размерах санитарно-защитной зоны;
  • сведения о границах санитарно-защитной зоны (наименования административно-территориальных единиц и графическое описание местоположения границ такой зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости);
  • обоснование размеров и границ санитарно-защитной зоны, в том числе с учетом расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, физического воздействия на атмосферный воздух и оценки риска для здоровья человека;
  • перечень ограничений использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитной зоны, в соответствии с п. 5 ПП РФ от 03.03.2018 г № 222;
  • обоснование возможности использования земельных участков для целей, указанных в подпункте «б» п. 5 ПП РФ от 03.03.2018 г № 222 (в случае, если в проекте не предусмотрено установление ограничений использования земельных участков).

СОГЛАСОВАНИЕ ПРОЕКТА СЗЗ

В случае положительного экспертного заключения в отношении разработанного проекта границ СЗЗ организацией, аккредитованной в установленном порядке, Роспотребнадзор направляет данную информацию в органы государственного кадастрового учета для внесения сведений о СЗЗ в единый государственный реестр недвижимости. Граница СЗЗ и ограничения в границах СЗЗ устанавливаются со дня внесения сведений о них в ЕГРН. Сведения вносит Роспотребнадзор в рамках межведомственного взаимодействия без привлечения правообладателя объекта.

Решение вопросов, касающихся функционирования санитарно-защитной зоны, осуществляется уполномоченными органами:

  • Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека — в отношении объектов I и II класса опасности в соответствии с классификацией, установленной санитарно-эпидемиологическими требованиями, а также в отношении объектов, не включенных в санитарную классификацию.
  • Территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека — в отношении объектов III-V класса опасности в соответствии с санитарной классификацией.

Для проектируемых и реконструируемых объектов:

После внесения сведений о СЗЗ в ЕГРН Роспотребнадзором, необходимо внести границы санитарно-защитной зоны в единый государственный реестр недвижимости, обратившись в уполномоченный орган в соответствии с Градостроительным кодексом РФ. В случае если разрешения на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, в отношении которых подлежат установлению или изменению санитарно-защитные зоны выданы до дня вступления в силу Постановления Правительства РФ от 03.03.2018 г № 222, застройщики до ввода объектов в эксплуатацию обязаны представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении (изменении) санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов (проекта СЗЗ, Экспертного заключения) в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления.

ЧТО СОДЕРЖИТ РЕШЕНИЕ ОБ УСТАНОВЛЕНИИ СЗЗ

Территория, сведения о границах СЗЗ которой внесены в ЕГРН приравнивается к зоне с особыми условиями, вступают в силу ограничения, связанные с возможностью использования данной территории.

В решении об установлении санитарно-защитной зоны указываются:

  • наименование объекта, в отношении которого устанавливается санитарно-защитная зона, адрес такого объекта;
  • ограничения использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитной зоны;
  • информация о направлении сведений о санитарно-защитной зоне для их внесения в Единый государственный реестр недвижимости после выдачи разрешения на строительство объекта капитального строительства

Если предприятие не превышает 0,1 ПДК за пределами его контура

Заявление о прекращении существования санитарно-защитной зоны представляется правообладателем в уполномоченный орган в случае, если воздействие на среду обитания человека не превышает установленных гигиенических нормативов.

В заявлении о прекращении существования санитарно-защитной зоны указываются:

  • сведения о заявителе и экспертной организации;
  • результаты исследований (измерений) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта;
  • экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении результатов указанных исследований;
  • наименование объекта, в отношении которого устанавливается санитарно-защитная зона;
  • адрес такого объекта ограничения использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитной зоны;
  • информация о направлении сведений о санитарно-защитной зоне для их внесения в Единый государственный реестр недвижимости после выдачи разрешения на строительство объекта капитального строительства.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 03.03.2018 г № 222 определено две категории запретов по использованию земельных участков в границах СЗЗ.

К первой категории относится полный запрет использования земельных участков в целях:

— Размещения:

  • жилой застройки;
  • объектов образовательного назначения;
  • объектов и медицинского назначения;
  • спортивных сооружений открытого типа.

    — Организации:

  • отдыха детей и их оздоровления;
  • зон рекреационного назначения;
  • ведения дачного хозяйства и садоводства.

Ко второй категории относится запрет использования земельных участков в целях:

    — Размещения:

  • объектов для производства и хранения лекарственных средств;
  • объектов пищевых отраслей промышленности;
  • оптовых складов продовольственного сырья и пищевой продукции;
  • комплексов водопроводных сооружений для подготовки и хранения питьевой воды.

    Производства, хранения и переработки:

  • сельскохозяйственной продукции, предназначенной для дальнейшего использования в качестве пищевой продукции.

Использование земельных участков в целях, определенных во второй категории запретов, может быть реализовано в границах СЗЗ, если химическое, физическое и (или) биологическое воздействие объекта, в отношении которого установлена СЗЗ, не приведет к нарушению качества и безопасности: лекарственных средств, сырья, воды, продукции в соответствии с установленными к ним требованиями.

Сведения об ограничениях использования земельных участков, расположенных в границах СЗЗ, указываются в решении об установлении (изменении) СЗЗ или в приложении к указанному решению в соответствии со сведениями, содержащимися в проекте СЗЗ, на основании которого принято решение.

ОГРАНИЧЕНИЯ ПОЛЬЗОВАНИЯ СЗЗ

С 1 января 2020 года ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны (далее – СЗЗ) прекращают существование, а ограничения использования земельных участков в них перестают действовать согласно ч. 13 ст. 26 Федерального закона от 03.08.2018 N342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В случае если ориентировочные, расчетные (предварительные) СЗЗ не были установлены, в соответствии с требованиями Федерального закона от 03.08.2018 №342-ФЗ, СЗЗ и ее границы должны быть установлены в срок не позднее 1 января 2022 года.

Ответственность за несоблюдение СЗЗ:

Статья 6.3 КоАП РФ.

Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, — влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере — от 100 до 500 рублей;
  • на должностных лиц — от 500 до 1 000 рублей;
  • на индивидуальных предпринимателей, — от 500 до одной 1000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;

Статья 8.1. КоАП РФ.

Несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства — влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 1 000 до 2 000 рублей;
  • на должностных лиц — от 2 000 до 5 000 рублей;
  • на юридических лиц — от 20 000 до 100 000 рублей.

Санитарно-защитные зоны объектов и предприятий. Размеры зон и классы опасности предприятий

Санитарно-защитная зона (СЗЗ) — территория вокруг объектов и производств, которые оказывают вредное воздействие на среду обитания и здоровье человека.

Размеры СЗЗ определяются нормативным документом «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

Введение СЗЗ направлено на уменьшение вредного воздействия загрязнений объектов и производств на атмосферный воздух до гигиенически установленных норм.

По сути, СЗЗ являются защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

Это зона разрыва между промышленными предприятиями и ближайшими жилыми и общественными зданиями для уменьшения шума, пыли, газообразных и других вредных выбросов, содержащих промышленные яды.

Ширина СЗЗ устанавливается из такого расчёта, чтобы выбросы от промышленных предприятий за пределами этой СЗЗ не превышали предельно-допустимых уровней концентраций (ПДК).

В зависимости от степени вредности выделяемых в атмосферу выбросов, совершенства технологических процессов, наличия очистных сооружений все промышленные предприятия подразделяют на 5 классов с соответствующей каждому классу размером СЗЗ.

Для промышленных предприятий с замкнутым производственным циклом, не производящих выбросов в атмосферу, размер СЗЗ определяется с учётом возможной аварийной ситуации.

В отдельных случаях (например, при расположении жилых районов с подветренной стороны по отношению к промышленным предприятиям), по требованию органов санитарно-эпидемиологической службы, размер СЗЗ может быть увеличен.

Размер санитарно-защитной зоны (СЗЗ) может составлять от 50 до 1000 м. Он устанавливается в зависимости от того, к какому классу принадлежит предприятие.

Все предприятия, по действующему законодательству, разделяются на 5 классов опасности, в зависимости от степени вредности выделяемых в атмосферу промышленных выбросов, совершенства технологических процессов на предприятии, наличия очистных сооружений.

Санитарно-защитные зоны (СЗЗ) определяются, соответственно, классом опасности предприятия.

Признаки определения класса опасности установлены ГОСТ 12.1.007-76 и приведены в таблице ниже:

Класс опасности отхода для окружающей природной среды

Степень вредного воздействия опасных отходов на окружающую природную среду

Критерии отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды

I класс (чрезвычайно опасные) очень высокая Экологическая система необратимо нарушена. Период восстановления отсутствует.
II класс (высокоопасные) высокая Экологическая система сильно нарушена. Период восстановления не менее 30 лет после полного устранения источника вредного воздействия.
III класс (умеренно опасные) средняя Экологическая система нарушена. Период восстановления не менее 10 лет после снижения вредного воздействия от существующего источника.
IV класс (малоопасные) низкая Экологическая система нарушена. Период самовосстановления не менее 3 лет.
V класс (практически неопасные) очень низкая Экологическая система практически не нарушена.

По степени воздействия на организм вредные вещества подразделяются на четыре класса опасности, представленные в таблице.

Класс опасности

Степень опасности

чрезвычайно опасные вещества

высокоопасные вещества

умеренно опасные вещества

малоопасные вещества

Ориентировочные размеры СЗЗ для предприятий всех классов опасности

  • промышленные объекты и производства первого класса — 1000 м
  • промышленные объекты и производства второго класса — 500 м
  • промышленные объекты и производства третьего класса — 300 м
  • промышленные объекты и производства четвертого класса — 100 м
  • промышленные объекты и производства пятого класса — 50 м

С классификацией предприятий, сооружений и иных объектов и их СЗЗ можно ознакомиться здесь.

СЗЗ относится к разряду специальных территорий с особым режимом использования.

В СЗЗ не допускается размещать

  • жилую застройку, включая отдельные жилые дома,
  • ландшафтно-рекреационные зоны,
  • зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха,
  • территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огороднических участков,
  • другие территории: спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования.

В границах СЗЗ промышленного объекта или производства здания и сооружения допускается размещение:

объектов для обслуживания работников указанного объекта и для обеспечения деятельности промышленного объекта (производства):

  1. нежилые помещения для дежурного аварийного персонала,
  2. помещения для пребывания работающих по вахтовому иетоду(не более двух недель),
  3. здания управления, конструкторские бюро,
  4. здания административного назначения,
  5. научно-исследовательские лаборатории,
  6. поликлиники, спортив¬но-оздоровительные сооружения закрытого типа,
  7. бани, прачечные,
  8. объекты торговли и общественного питания,
  9. мотели, гостиницы, гаражи,
  10. площадки и сооружения для хранения общественного и индивидуального транспорта,
  11. пожарные депо, местные и транзитные коммуникации,
  12. ЛЭП, электроподстанции, нефте- и газопроводы,
  13. артезианские скважины для технического водоснабжения, водоохлаждающие сооружения для подготовки технической воды, канализационные на¬сосные станции, сооружения оборотного водоснабжения,
  14. автозаправочные станции, станции технического обслуживания автомобилей.

Границы территорий, имеющих СЗЗ, обозначаются на местности специальными информационными знаками (размер зон) или отражаются в проектах.

При использовании территорий, на которых присутствуют СЗЗ, в государственный кадастр недвижимости таких территорий в обязательном порядке вносятся сведения о таких зонах:

  1. Индивидуальные обозначения (вид, тип, номер, индекс и т.п.).
  2. Описание местоположения таких зон.
  3. Наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решения об установлении СЗЗ.
  4. Реквизиты решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении или изменении таких СЗЗ и источники официального опубликования этих решений.
  5. Содержание ограничений использования объектов и производств в пределах СЗЗ.
  6. В кадастровых картах (паспортах) всех видов, в государственном лесном реестре, в государственном водном реестре СЗЗ также вносятся в обязательном порядке: указываются их границы, СЗЗ (или их части). СЗЗ могут быть объектами землеустройства.

СЗЗ отражаются в материалах градостроительной деятельности:

  1. В картах, содержащихся в схемах территориального планирования и генеральных планах. На картах градостроительного зонирования и в составе градостроительных регламентов в ПЗЗ (Правилах землепользования и застройки), мероприятия по защите населения от воздействия выбросов вредных химических примесей в атмосферный воздух и физического воздействия; функциональное зонирование территории санитарно-защитной зоны и режим ее использования.
  2. В материалах по обоснованию проекта планировки территории и на чертежах межевания территории.
  3. Проект СЗЗ обязаны разрабатывать предприятия, относящиеся к объектам I-III классов опасности, предприятия, являющиеся источниками воздействия на атмосферный воздух, но для которых СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 не устанавливает размеры СЗЗ.

Установленные проектом границы санитарно-защитной зоны согласовываются в органах Роспотребнадзора.

Согласованные границы санитарно-защитной зоны утверждаются в качестве линий градостроительного регулирования территории.

Обоснования размера (сокращения, благоустройства и озеленения) санитарно-защитной зоны (СЗЗ) включает в себя все необходимые расчеты и натурные замеры (атмосферный воздух, шум), которые позволяют обосновать необходимый размер (СЗЗ) для данного предприятия.

Для сокращения размеров санитарно-защитной зоны предприятия необходимо провести замеры факторов окружающей среды на границе предполагаемой (СЗЗ) неоднократно (для действующих предприятий) в соответствии с требованиями, установленными СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.

Границей санитарно-защитной зоны является линия, ограничивающая территорию, за пределами которой нормируемые факторы воздействия не превышают установленные гигиенические нормативы.

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *