Резидент особой экономической зоны

Особые экономические зоны

28 августа 2005 г. вступил в силу Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». В настоящей статье мы расскажем о том, что такое особые экономические зоны, где они будут создаваться и кто будет их резидентами.

Что такое ОЭЗ?

Особая экономическая зона (ОЭЗ) — это определяемая Правительством РФ часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности.

У нас в России будут создаваться особые экономические зоны двух типов — промышленно-производственные и технико-внедренческие. Первые будут создаваться для производства высокотехнологичной продукции, а вторые — для разработки и внедрения новых технологий.

По своим размерам ОЭЗ будут совсем небольшими. Так, промышленно-производственные ОЭЗ будут иметь площадь не более 20 кв. км, а технико-внедренческие займут не больше 2 кв. км. При этом любая ОЭЗ будет располагаться на территории только одного муниципального образования, и в то же время она не сможет включать в себя полностью территорию этого образования.

На территории ОЭЗ нельзя будет размещать объекты жилищного фонда, а также запрещено внутри зоны заниматься такими видами деятельности, как:

  1. добыча полезных ископаемых и металлургическое производство;
  2. переработка полезных ископаемых и переработка лома черных и цветных металлов;
  3. производство и переработка подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов).

Размещаться ОЭЗ будут только на тех землях, которые находятся в государственной и (или) муниципальной собственности и на которых нет объектов, находящихся во владении и (или) пользовании граждан и юридических лиц (за исключением объектов инженерной и транспортной инфраструктур, а также объектов образовательных и (или) научно-исследовательских организаций).

Создание ОЭЗ

Особые экономические зоны будут создаваться там, где этого захотят местные региональные и муниципальные власти. Последние, для того чтобы создать у себя в регионе ОЭЗ, должны будут направить заявку на ее создание в Правительство РФ и обосновать целесообразность и эффективность создания (Правила оформления и подачи заявки на создание особой экономической зоны, а также примерная форма такой заявки были утверждены Постановлением Правительства РФ от 13.09.2005 N 564).

Получив заявки от соискателей, Правительство РФ будет решать, где создавать ОЭЗ, а где — нет. Если в Правительство РФ поступит несколько заявок на создание ОЭЗ одного типа, то тогда будет проведен открытый конкурс по отбору заявок.

Организатором подобных конкурсов будет выступать Минэкономразвития России. Именно это ведомство Правительство РФ наделило полномочиями принимать решение о проведении конкурса, утверждать его результаты и конкурсную документацию, а также организовывать сам конкурс. А вот отбирать заявки на участие в конкурсе будет Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами.

Для проведения конкурсов будут образованы специальные комиссии, которые и будут выбирать победителя среди поданных заявок на создание ОЭЗ. (Узнать о том, как будут проводиться указанные конкурсы, можно из Положения о проведении конкурса по отбору заявок на создание особых экономических зон, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.09.2005 N 563.)

Если Правительство РФ примет решение о создании ОЭЗ, то оно издаст соответствующее постановление. После этого Правительство РФ, высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, а также исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, на территориях которых создается ОЭЗ, должны будут подписать соглашение о создании ОЭЗ.

В этом соглашении фиксируются все основные вопросы «жизнедеятельности» ОЭЗ, а именно:

  • объем и сроки финансирования создания инженерной, транспортной и социальной инфраструктур за счет средств федерального, регионального и местного бюджетов;
  • план обустройства и соответствующего материально-технического оснащения ОЭЗ и прилегающей к ней территории;
  • комплекс мероприятий по разработке перспективного плана развития ОЭЗ и порядок их финансирования;
  • размеры принадлежащих РФ, субъекту РФ и муниципальному образованию долей в праве общей долевой собственности на объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур ОЭЗ;
  • порядок эксплуатации и содержания, в том числе осуществления капитального ремонта, объектов инфраструктуры ОЭЗ, находящихся в общей долевой собственности;
  • порядок владения, пользования и распоряжения объектами инфраструктуры, находящимися в общей долевой собственности, после прекращения существования особой экономической зоны и многие другие вопросы.

Любая ОЭЗ создается на двадцать лет. По окончании этого срока она прекращает свое существование. До истечения двадцатилетнего срока ОЭЗ может прекратить свое существование только в случаях, если:

  1. это вызвано необходимостью, связанной с обеспечением обороноспособности страны и безопасности государства;
  2. в течение трех лет с даты создания особой экономической зоны не заключено ни одного соглашения о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности либо все ранее заключенные соглашения расторгнуты;
  3. в течение трех лет подряд на территории особой экономической зоны ее резидентами не ведется промышленно-производственная или технико-внедренческая деятельность.

Резидент ОЭЗ

Резидент ОЭЗ — это лицо, которое осуществляет на территории ОЭЗ промышленно-производственную или технико-внедренческую деятельность и может в связи с этим пользоваться установленными льготами. Резидентом ОЭЗ может быть любая коммерческая организация (за исключением унитарного предприятия) или индивидуальный предприниматель, зарегистрированные на территории муниципального образования, где расположена ОЭЗ. Стоит отметить, что Закон N 116-ФЗ не содержит никаких исключений для предприятий с участием иностранного капитала. Они также могут быть резидентами ОЭЗ.

Чтобы стать резидентом промышленно-производственной ОЭЗ, лицу придется подписать с органом управления такой ОЭЗ соглашение о ведении промышленно-производственной деятельности и инвестировать в свои производственные фонды, расположенные в ОЭЗ, не менее 10 млн евро.

Для заключения этого соглашения лицо, желающее получить статус резидента промышленно-производственной ОЭЗ, должно представить в орган управления ОЭЗ заявку с указанием в ней информации:

  • о деятельности, которой заявитель собирается заниматься на территории ОЭЗ;
  • площади земельного участка, необходимой для предполагаемой деятельности;
  • предполагаемых объемах капитальных вложений.

К заявлению придется приложить также копии всех учредительных документов заявителя и свидетельств из налогового органа, а также бизнес-план с положительным заключением на него, подготовленным банком или кредитной организацией.

Стать резидентом технико-внедренческой ОЭЗ немного проще, поскольку миллионных инвестиций, как в первом случае, не потребуется. Лицу необходимо только подписать с органом управления этой ОЭЗ соглашение о ведении технико-внедренческой деятельности.

Для этого ему надо представить в орган управления ОЭЗ заявку с указанием в ней сведений о предполагаемой деятельности и о государственном и (или) муниципальном имуществе, необходимом для предполагаемой деятельности. К заявке прикладываются копии учредительных документов и свидетельств из налоговой инспекции, а также бизнес-план.

Если орган управления ОЭЗ заключит соглашение с претендентом на получение статуса резидента ОЭЗ, то можно говорить о том, что лицо получило этот статус. Но полноценным резидентом ОЭЗ оно станет только тогда, когда информация о нем будет включена в Реестр резидентов особой экономической зоны, о чем лицу выдадут соответствующее свидетельство (на сегодня формы такого свидетельства еще нет).

Резиденты ОЭЗ могут вести на территории ОЭЗ только ту деятельность, которая предусмотрена в соглашении о ведении деятельности. То есть резидент промышленно-производственной ОЭЗ может заниматься только производством и (или) переработкой высокотехнологичной продукции и ее реализацией, а резидент технико-внедренческой ОЭЗ — созданием и реализацией научно-технической продукции, а также доведением ее до промышленного применения.

Лишить субъекта статуса резидента ОЭЗ может только суд. Если это произойдет, то соглашение о ведении деятельности на территории ОЭЗ, заключенное между бывшим резидентом и органом управления ОЭЗ, автоматически прекратит свое действие.

Контролеры

Управлять всеми ОЭЗ и контролировать их деятельность будет Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами совместно со своими территориальными подразделениями (см. Постановление Правительства РФ от 19.08.2005 N 530). Ему, в частности, предоставлено право проводить проверки резидентов ОЭЗ, причем как плановые, так и внеплановые.

Если в ходе проверки со стороны резидента ОЭЗ будут выявлены факты нарушения действующего законодательства, то проверяющие выдадут ему предписание об устранении нарушений. Лицу, не исполнившему предписание, будет грозить лишение статуса резидента. Проверять резидентов ОЭЗ могут еще налоговые и таможенные органы. При двух и более существенных нарушениях резидентом ОЭЗ налогового и (или) таможенного законодательства его также могут лишить указанного статуса.

Как уже было отмечено выше, лишение статуса резидента ОЭЗ возможно только в судебном порядке. Поэтому, чтобы добиться этого, контролирующему органу придется обратиться в суд с соответствующим заявлением.

Кроме того, при каждой ОЭЗ будет создан наблюдательный совет, который, так же как и вышеупомянутое агентство, будет осуществлять функции контролера и координатора деятельности участников соглашения о создании ОЭЗ.

Налоговые и таможенные льготы

Территория любой ОЭЗ является свободной таможенной зоной. Это означает, что иностранные товары размещаются и используются в пределах территории особой экономической зоны без уплаты таможенных пошлин и НДС, а также без применения к указанным товарам запретов и ограничений экономического характера. А российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта с уплатой акциза и без уплаты вывозных таможенных пошлин.

Ввоз товаров на территорию особой экономической зоны и вывоз с ее территории будут производиться с разрешения таможенных органов. Для этого резиденту ОЭЗ до начала каждого календарного года надо будет представить в таможню сведения о товарах, предполагаемых к ввозу на территорию ОЭЗ, о совершаемых с ними операциях и о товарах, изготавливаемых в результате совершения таких операций. Один раз в квартал резидент может вносить изменения в перечень ранее представленных сведений.

Налоговые льготы для резидентов ОЭЗ установлены Федеральным законом от 22.07.2005 N 117-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты в связи с принятием Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», который вступает в силу с 1 января 2006 г.

Во-первых, товары, помещаемые под таможенный режим свободной таможенной зоны, будут освобождаться от налогообложения НДС и акцизами.

Во-вторых, для организаций и индивидуальных предпринимателей — резидентов технико-внедренческих ОЭЗ установлена пониженная ставка единого социального налога (14%).

В-третьих, резиденты промышленно-производственных ОЭЗ получили право применять ускоренную амортизацию в отношении собственных основных средств, используя повышающий коэффициент, но не более 2.

В-четвертых, организации, зарегистрированные и работающие на территориях ОЭЗ, получают право учитывать в целях налогообложения прибыли расходы на НИОКР (в том числе и не давшие положительного результата) в том налоговом периоде, в котором они осуществлены, без всяких ограничений. Напомним, что для всех остальных налогоплательщиков срок списания таких расходов составляет от двух до трех лет (в зависимости от полученного результата).

В-пятых, в отношении резидентов промышленно-производственных ОЭЗ сняты ограничения по переносу сумм убытков, полученных в предыдущем налоговом периоде. Так, в 2006 г. все организации могут направить на погашение убытка прошлых лет не более 50% прибыли текущего года. Для резидентов промышленно-производственных ОЭЗ такого ограничения нет.

В-шестых, организации — резиденты ОЭЗ не будут платить налог на имущество в течение пяти лет с момента постановки на учет этого имущества.

В-седьмых, организации — резиденты ОЭЗ освобождаются от уплаты земельного налога сроком на пять лет с момента возникновения права собственности на земельный участок, который предоставлен резиденту ОЭЗ.

В.Мешалкин

АКДИ «Экономика и жизнь»

Резидент Особой экономической зоны

Смотреть что такое «Резидент Особой экономической зоны» в других словарях:

  • Резидент (участник) свободной (специальной, особой) экономической зоны — 4) резидент (участник) свободной (специальной, особой) экономической зоны юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, зарегистрированные на территории государства члена таможенного союза в порядке, установленном законодательством этого… … Официальная терминология

  • Резидент технико-внедренческой особой экономической зоны — индивидуальный предприниматель или коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия, зарегистрированный в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории муниципального образования, в границах которого… … Толковый словарь «Инновационная деятельность». Термины инновационного менеджмента и смежных областей

  • Резидент портовой ОЭЗ — 2.2. Резидентом портовой особой экономической зоны признается коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия, зарегистрированная в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории муниципального образования, в… … Официальная терминология

  • Резидент промышленно-производственной ОЭЗ — 1. Резидентом промышленно производственной особой экономической зоны признается коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия, зарегистрированная в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории… … Официальная терминология

  • Резидент технико-внедренческой ОЭЗ — 2. Резидентом технико внедренческой особой экономической зоны признаются индивидуальный предприниматель или коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия, зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской… … Официальная терминология

  • Резидент туристско-рекреационной ОЭЗ — 2.1. Резидентами туристско рекреационной особой экономической зоны признаются индивидуальный предприниматель, коммерческая организация (за исключением унитарного предприятия), зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской… … Официальная терминология

  • BCC — Тип Закрытое акционерное общество … Википедия

  • Титановая долина — Титановая долина строящаяся особая экономическая зона промышленно производственного типа в Свердловской области. Приоритетные отраслевые направления ОЭЗ: аэрокосмическая отрасль, изделия из титана, машиностроение любых отраслей… … Википедия

  • Томск — У этого термина существуют и другие значения, см. Томск (значения). Город Томск Флаг Герб … Википедия

  • Кирибати — У этого термина существуют и другие значения, см. Кирибати (значения). Республика Кирибати Ribaberikin Kiribati (кир.) Republic of Kiribati (англ.) … Википедия

Как стать резидентом особой экономической зоны

1. Процедура получения статуса резидента ОЭЗ

1. Лицо, намеревающееся получить статус резидента туристско-рекреационной особой экономической зоны (Заявитель), представляет в Минэкономразвития России заявку на заключение соглашения об осуществлении деятельности с приложением бизнес-плана и комплекта документов (Заявка).

Заявка должна содержать сведения:

  • о предполагаемой деятельности заявителя в особой экономической зоне;
  • о государственном и (или) муниципальном имуществе, необходимом для осуществления предполагаемой деятельности заявителя;
  • о площади земельного участка, необходимого для осуществления предполагаемой деятельности заявителя;
  • о предполагаемом объеме инвестиций и предполагаемом объеме капитальных вложений в период деятельности заявителя в особой экономической зоне, в том числе об объеме капитальных вложений в течение трех лет со дня заключения соглашения об осуществлении деятельности;
  • о величине необходимой присоединяемой мощности устройств заявителя, а также о видах и об объеме, о планируемой величине необходимой подключаемой нагрузки в отношении необходимых ресурсов (в том числе холодной и горячей воды, сетевого газа и тепловой энергии), используемых для предоставления услуг по тепло-, газо- и водоснабжению, иных ресурсов, необходимых для осуществления промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной деятельности или деятельности в портовой особой экономической зоне.

К Заявке на заключение соглашения об осуществлении деятельности заявитель также прилагает:

  1. копии учредительных документов (для юридических лиц);
  2. бизнес-план.

Для рассмотрения Заявки на заключение соглашения об осуществлении деятельности также необходимы следующие документы (форма заявки):

  1. копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя;
  2. копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе (более подробно см. пп. 1-4 ст. 13 Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»).

2. Минэкономразвития России в течение 10 рабочих дней после получения Заявки от заявителя рассматривает их, запрашивает в случае необходимости необходимую информацию в ОАО «КСК» (управляющая компания) и принимает одно из следующих решений:

  • о передаче заявки на заключение соглашения и бизнес-плана в Экспертный совет;
  • об отказе в рассмотрении заявки на заключение соглашения.

3. Минэкономразвития России не позднее чем через 10 рабочих дней после получения Заявки направляет заявителю информацию о принятом решении (п.6. ст. 13 Федерального закона от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»).

4. Экспертный совет не позднее чем через 30 дней со дня получения Заявки на заключение соглашения и бизнес-плана по результатам оценки принимает и направляет в Минэкономразвития России одно из следующих решений:

  • о поддержке бизнес-плана;
  • об отказе в поддержке бизнес-плана (п. 11 ст. 13 Федерального закона от22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»).

5. В течение 5 дней со дня получения решения Экспертного совета Минэкономразвития России направляет в письменной форме заявителю уведомление:

  • о заключении соглашения об осуществлении деятельности — при принятии решения о поддержке бизнес-плана;
  • об отказе в заключении соглашения об осуществлении деятельности — при принятии решения об отказе в поддержке бизнес-плана;
  • о заключении соглашения об осуществлении деятельности при условии выполнения заявителем обязательств по внесению изменений в бизнес-план.

6. Минэкономразвития России подготавливает и направляет заявителю и в ОАО «КСК» соглашение об осуществлении деятельности в течение 10 рабочих дней с даты принятия решения о его заключении с заявителем.

7. Заявитель, ОАО «КСК» и Минэкономразвития России подписывают соглашение об осуществлении деятельности, которое вступает в силу с момента его подписания.

8. Минэкономразвития России вносит в реестр резидентов ОЭЗ запись о регистрации заявителя в качестве резидента в течение 3 дней с даты подписания с ним соглашения об осуществлении деятельности и выдает ему свидетельство, удостоверяющее регистрацию в качестве резидента ОЭЗ.

9. После получения статуса резидента ОЭЗ заявителю необходимо заключить договор аренды с ОАО «КСК».

2. Процедура получения резидентом ОЭЗ земли в аренду

1. Земельные участки в границах особой экономической зоны могут предоставляться во временное владение и пользование исключительно на основании договора аренды.

2. Резидент особой экономической зоны обращается с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду и необходимым пакетом документов в ОАО «КСК».

3. Перечень документов, прикладываемых к заявлению:

  • копии паспорта представителя заявителя;
  • документ, подтверждающий полномочия представителя действовать от имени заявителя;
  • выписка из Единого государственного реестра юридических лиц или Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей;
  • копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица;
  • кадастровый паспорт земельного участка.

4. Заявление и документы рассматриваются ОАО «КСК» в течение 15 рабочих дней. При принятии положительного решения ОАО «КСК» готовит договор аренды земельного участка по типовой форме.

5. После этого подготовленный договор подлежит подписанию между ОАО «КСК» и резидентом ОЭЗ.
Резидент ОЭЗ не вправе сдавать участок в субаренду (поднаем) и передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу (перенаем), предоставлять земельный участок в безвозмездное срочное пользование, а также отдавать арендные права в залог и вносить их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив.

6. Резиденту ОЭЗ может быть отказано в предоставлении земельного участка в аренду в случае несоответствия площади испрашиваемого земельного участка площади земельного участка, указанной в бизнес-плане резидента ОЭЗ или в соглашении о ведении деятельности на территории ОЭЗ.

3. Меры государственной поддержки Проекта

3.1. Согласно Методики расчета арендной платы по договорам аренды земельных участков, расположенных в пределах территорий ОЭЗ (Приложение к Приказу Минэкономразвития России от 14 июля 2006 г. № 190) расчет арендной платы по договорам аренды, заключаемым с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными экономической зоны, осуществляется по формуле:

АП1 = Рmax x Ki

где:
АП1 – величина арендной платы по договору аренды, заключаемому с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными в качестве резидентов туристско-рекреационной особой экономической зоны;
Рmax – максимальный размер арендной платы за земельные участки, составляющий 2 процента их кадастровой стоимости в год;
Ki – коэффициент, влияющий на величину арендной платы для резидента особой экономической зоны, а именно
Ki – коэффициент, влияющий на величину арендной платы для резидента, осуществляющего туристско-рекреационную деятельность:

  • для резидентов, осуществляющих капитальные вложения в рублях в сумме, эквивалентной не менее 50 (пятидесяти) миллионов евро по курсу Центрального банка Российской Федерации на день представления заявки на заключение договора аренды, заключенного после подписания соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности (далее — договор аренды), в течение первых15 (пятнадцати) лет действия договора аренды, заключенного после подписания соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности (далее –договор аренды), равен 0,01;
  • для резидентов, осуществляющих капитальные вложения в рублях в сумме, эквивалентной не менее 30 (тридцати) миллионов евро по курсу Центрального банка Российской Федерации на день представления заявки на заключение договора аренды, в течение первых 8 (восьми) лет действия договора аренды равен для резидентов, осуществляющих капитальные вложения в рублях в сумме, эквивалентной не менее 20 (двадцати) миллионов евро по курсу Центрального банка Российской Федерации на день представления заявки на заключение договора аренды, в течение первых 5 (пяти) лет действия договора аренды равен для иных резидентов — равен 0,01 в течение первых 3 (трех) лет действия договора* по истечении указанных сроков, коэффициент Ki устанавливается равным 1.

3.2. Существующие меры государственной поддержки в области налогообложения резидентов ОЭЗ:

3.3. Государственная гарантийная поддержка.

Государственные гарантии Российской Федерации предоставляются в обеспечение исполнения обязательств принципала по кредиту Внешэкономбанка, российского банка либо по облигационному займу, привлекаемому ОАО «КСК» в валюте Российской Федерации на цели осуществления (реализации) инвестиционного проекта по созданию туристического кластера в Северо-Кавказском федеральном округе, Краснодарском крае, Республике Адыгея, по возврату сумму кредита (погашению основного долга) по кредиту либо по выплате номинальной стоимости неконвертируемых процентных (купонных) облигаций принципала, подлежащих размещению в Российской Федерации, в объеме до 100 процентов названных обязательств.

Государственная гарантия Российской Федерации предоставляется в обеспечение исполнения обязательств принципала по возврату суммы кредита (выплате номинальной стоимости облигаций), срок исполнения которых в соответствии с условиями кредитного договора (выпуска облигаций) наступает после 1 января 2017 г.

Срок возврата суммы кредита (выплаты номинальной стоимости облигаций) по кредиту (облигационному займу), привлекаемому на осуществление (финансирование)инвестиционного проекта, должен составлять от 5 до 20 лет. Срок действия государственной гарантии Российской Федерации определяется исходя из установленного условиями кредитного договора (облигационного займа) срока обеспечиваемых ею обязательств, увеличенного на 70 календарных дней.

Государственная гарантия Российской Федерации предоставляется без предоставления обеспечения исполнения обязательств принципала по удовлетворению регрессных требований Российской Федерации к принципалу в связи с исполнением в полном объеме или в какой-либо части государственной гарантии Российской Федерации.

Государственная гарантия Российской Федерации обязательств принципала по возврату суммы кредита (выплате номинальной стоимости облигаций), срок исполнения которых в соответствии с условиями кредитного договора (выпуска облигаций) наступает ранее 1 января 2017 г., по досрочному исполнению обязательств по кредитному договору (облигационному займу),в том числе в случае предъявления принципалу требований об их досрочном исполнении, по уплате процентов за пользование кредитом (дохода по облигациям), по уплате иных процентов, комиссий, неустойки (пеней, штрафов), не обеспечивает ответственность принципала за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по кредитному договору (облигационному займу) и причинение убытков. Российская Федерация по государственным гарантиям Российской Федерации несет субсидиарную ответственность.

Льготы для резидентов особых экономических зон

Дата редакции : 12.02.2019

Особая экономическая зона (ОЭЗ) — часть территории Российской Федерации, определяемая Правительством РФ, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны. ОЭЗ на территории России создаются и функционируют в соответствии с Соглашением по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18 июня 2010 г., таможенным законодательством Таможенного союза, Федеральным законом от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (далее — «Закон № 116-ФЗ») и федеральными законами об отдельных СЭЗ. Закон № 116-ФЗ предусматривает четыре вида ОЭЗ:

г) портовые (логистические) («Ульяновск» (Ульяновская область)).

Каждая ОЭЗ создается на срок 49 лет на основании постановления Правительства РФ. Статус резидента ОЭЗ может получить коммерческая организация (за исключением унитарного предприятия) или индивидуальный предприниматель (только в технико-внедренческой и туристско-рекреационной ОЭЗ), зарегистрированные на территории муниципального образования, в границах которого расположена ОЭЗ и заключившие с органами управления ОЭЗ соглашение об ведении деятельности в ОЭЗ. Для заключения такого соглашения необходимо подать заявку с приложением, в частности, бизнес-плана, который должен предусматривать инвестиции и капитальные вложения в размере не ниже установленной Законом № 116-ФЗ для соответствующего вида ОЭЗ суммы в течение определенного периода. По общему правилу, резиденты ОЭЗ вправе заниматься только теми видами деятельности, которые установлены для соответствующего вида ОЭЗ Законом № 116-ФЗ. Вместе с тем, резиденты комплексных ОЭЗ в Калининградской области (со сроком действия до 1 апреля 2031 г.) и Магаданской области (со сроком действия до 31 декабря 2025 г.), пользуясь особым правовым режимом, могут вести различные виды деятельности. Резиденты ОЭЗ (за исключением ОЭЗ в Калининградской и Магаданской областях) не могут иметь филиалы или представительства за пределами ОЭЗ. Резидентам ОЭЗ на территории России предоставляются следующие льготы:

a) таможенные льготы на основании таможенной процедуры свободной таможенной зоны (за исключением резидентов туристско-рекреационных ОЭЗ): освобождение товаров, ввозимых на территорию ОЭЗ, от уплаты таможенных пошлин и НДС при ввозе, а также применение 0% ставки НДС при реализации товаров, помещенных под таможенный режим свободной экономической зоны при условии соблюдения определенных требований;

б) налоговые льготы:

— пониженная ставка налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, от деятельности, осуществляемой на территории ОЭЗ (не выше 12,5% в 2017 — 2020 годах, далее — не выше 13,5%) и учет некоторых расходов для целей налога на прибыль;

— ставка по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, в размере 0% для резидентов технико-внедренческих и туристско-рекреационных ОЭЗ, объединенных решением Правительства Российской Федерации в кластер;

— освобождение от уплаты налога на имущество организаций, созданного или приобретенного в целях ведения деятельности на территории ОЭЗ, используемого на территории ОЭЗ в рамках соглашения о создании ОЭЗ, в течение 10 лет с даты постановки такого имущества на учет;

— освобождение от уплаты земельных налогов в отношении земельных участков, расположенных на территории ОЭЗ, сроком на 5 лет с месяца возникновения права собственности на каждый земельный участок;

— освобождение от уплаты акцизов подакцизных товаров, ввозимых на территорию портовых ОЭЗ.

Законом № 116-ФЗ предусмотрена также гарантия государства о том, что к резидентам ОЭЗ не применяются изменения в налоговом законодательстве, ухудшающие положение налогоплательщика (за исключением актов федерального налогового законодательства, касающихся налогообложения подакцизных товаров) в течение срока действия соглашения о ведении деятельности в ОЭЗ.

Юридическое лицо становится резидентом указанной ОЭЗ со дня принятия решения о включении его в реестр, о чем ему выдается соответствующее свидетельство. С даты включения в реестр оно вправе применять налоговые льготы. В течение срока реализации инвестиционного проекта резидентам ОЭЗ устанавливаются гарантии в виде неприменения федеральных законов, иных нормативных правовых актов, если они приводят к увеличению совокупной налоговой нагрузки на резидента.

На территории ОЭЗ также применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны, при которой товары размещаются и используются в пределах территории ОЭЗ или ее части без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования в отношении иностранных товаров и без применения запретов и ограничений в отношении товаров Таможенного союза. Под таможенную процедуру свободной таможенной зоны помещаются товары иностранные товары, ввозимые на территорию ОЭЗ в Калининградской области юридическими лицами, государственная регистрация которых осуществлена в Калининградской области, для размещения и использования в соответствии с целями, установленными Законом № 16-ФЗ.

Налоговые льготы для резидентов ОЭЗ включают особый порядок уплаты налога на прибыль организаций, в отношении прибыли, полученной от реализации инвестиционного проекта при условии ведения резидентами раздельного учета доходов (расходов) и возможность применения пониженных налоговых ставок в течение нескольких налоговых периодов со дня включения юридического лица в единый реестр резидентов ОЭЗ:

— до окончания 6 налоговых периодов, считая с 1 января года, следующего за годом включения юридического лица в единый реестр резидентов — 0%;

— в течение 6 налоговых периодов, считая с 1 января года, следующего за годом окончания применения ставки 0%;

— стандартные ставки по налогу на прибыль, подлежащему уплате в федеральный бюджет и бюджет Калининградской области уменьшаются на 50%.

Кроме того, резиденты ОЭЗ исчисляют сумму налога на имущество организаций в отношении имущества, созданного или приобретенного при реализации инвестиционного проекта отдельно, и уплачивают его по сниженным ставкам в течение периода ведения деятельности в качестве резидента со дня включения в реестр:

— в течение первых шести календарных лет — 0%;

— с 7-го по 12-й календарный год включительно;

— по ставке, установленной законом Калининградской области и уменьшенной на 50%.

Вы также можете задать свой вопрос. Мы обязательно проработаем и ответим на него

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *