Риск ориентированный надзор

Профилактический контроль

Смотреть что такое «Профилактический контроль» в других словарях:

  • профилактический контроль — — Тематики электротехника, основные понятия EN marginal checkchecking … Справочник технического переводчика

  • профилактический контроль — Предупредительное выявление элементов, узлов и устройств машины, значение параметров которых близко к предельно допустимым … Политехнический терминологический толковый словарь

  • профилактический контроль ИЦСС — профилактический контроль Контроль ИЦСС, осуществляемый в процессе проведения регламентных работ. Тематики сети передачи данных Синонимы профилактический контроль EN communication network preventive testing … Справочник технического переводчика

  • Профилактический контроль ИЦСС — 182. Профилактический контроль ИЦСС Профилактический контроль Communication network preventive testing Контроль ИЦСС, осуществляемый в процессе проведения регламентных работ Источник: ГОСТ 22670 77: Сеть связи цифровая интегральная. Термины и… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Профилактический контроль ИЦСС — 1. Контроль ИЦСС, осуществляемый в процессе проведения регламентных работ Употребляется в документе: ГОСТ 22670 77 Сеть связи цифровая интегральная. Термины и определения … Телекоммуникационный словарь

  • КОНТРОЛЬ СОСТОЯНИЯ ОПЕРАТОРА — (от франц. controle проверка…) совокупность организационно технических мероприятий и методических приемов, направленных на изучение внутренних возможностей человека решать поставленные задачи и определение той психофизической «цены», которая… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Контроль профилактический — предупредительное выявление элементов, узлов и устройств машины, значение параметров которых близкок предельно допустимым. Рубрика… … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

  • КОНТРОЛЬ ТЕХНИЧЕСКИЙ — проверка соответствия технических характеристик и параметров контролируемого изделия, машины, прибора, объекта или их работоспособности и состояния установленным стандартам и требованиям как после изготовления, так и после ремонта. Различают К. т … Большая политехническая энциклопедия

  • Контроль — (Control) Содержание Содержание 1. как функция государственного управления: понятие и основные принципы 2. Контроль в 3. Виды контроля 4. контроля в менеджменте 5. Свойства эффективного контроля Контроль – это важнейшая функция менеджмента … Энциклопедия инвестора

  • КОНТРОЛЬ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЙ ЭВМ — система мероприятий, проводимых для обнаружения таких элементов ЭВМ, параметры к рых приближаются к предельно допускаемым (критическим) значениям. Причинами изменения параметров ЭВМ являются постепенное изменение электрич. параметров электронных… … Большой энциклопедический политехнический словарь

Что такое план проверок Роспотребнадзора, и при чем здесь риск-ориентированный подход?

Нормативная база и процедура разработки

Ежегодно в июле – августе все органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля в установленные сроки разрабатывают планы проведения плановых проверок на следующий год с учетом нормативных документов и в соответствии с их полномочиями.

Основными нормативными правовыми документами, определяющими требования к подготовке ежегодного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являются ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Федеральный закон № 294-ФЗ) и Правила подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 № 489.

Процесс разработки ежегодных планов проведения плановых проверок проходит несколько этапов.

Первый этап – это выбор субъектов проверки, внесение их в проект плана по установленной форме.

Следующим обязательным этапом является этап рассмотрения представленного проекта плана органами прокуратуры на предмет законности включения в них объектов государственного контроля (надзора). На этом этапе в план могут быть внесены предложения об устранении выявленных замечаний и о проведении при возможности в отношении отдельных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей совместных плановых проверок.

После устранения выявленных органами прокуратуры замечаний и согласования сроков проведения выпавших совместных плановых проверок с другими органами контроля (надзора), план утверждается руководителем органа государственного контроля (надзора) и в установленные сроки размещается на официальном сайте органа.

Генеральная прокуратура Российской Федерации формирует ежегодный сводный план проведения плановых проверок и размещает его на своем официальном сайте в сети «Интернет» до 31 декабря текущего года.

Сформированный ежегодный сводный план проведения плановых проверок является единственным основанием, дающим право органу государственного контроля (надзора), органу муниципального контроля в соответствии с их полномочиями провести плановую проверку в отношении включенного в план субъекта хозяйственной деятельности на законных основаниях.

Основания для включения в план плановых проверок

Основанием для включения в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня:

1) государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;

2) окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;

3) начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в соответствии с представленным в уполномоченный Правительством Российской Федерации в соответствующей сфере федеральный орган исполнительной власти уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в случае выполнения работ или предоставления услуг, требующих представления указанного уведомления.

Как правило, плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года. В то же время есть из этого правила исключения.

Так, в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере, в сфере теплоснабжения, в сфере электроэнергетики, в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности, плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года.

Перечень таких видов деятельности и периодичность их плановых проверок установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 944 «Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью», позволяющее органам Роспотребнадзора и ряду других контрольно-надзорных органов, проводить плановые проверки в отношении указанных организаций чаще.

Так, например, территориальными органами Роспотребнадзора проверки в отношении организаций, оказывающих амбулаторно-поликлиническую, стационарную и санаторно-курортную медицинскую помощь проводятся не чаще 1 раза в 2 года; в отношении организаций осуществляющих дошкольное, начальное общее, основное общее и среднее (полное) общее образование, организаций, осуществляющих предоставление социальных услуг с обеспечением проживания – не чаще 1 раза в год.

Определенные ограничения предусмотрены в отношении проведения плановых проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей — членов саморегулируемой организации — плановая проверка проводится в отношении не более чем десяти процентов общего числа членов саморегулируемой организации и не менее чем двух членов саморегулируемой организации в соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок, если иное не установлено федеральными законами.

Плановые проверки для резидентов ТОР

Есть особенности и при организации плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся резидентами территорий опережающего социально-экономического развития и резидентами Свободного порта Владивосток.

Включение таких хозяйствующих субъектов в проект ежегодного плана плановых проверок возможно только с предварительного согласования Минвостокразвития России.

Проверки для малого бизнеса

Существенной особенность планирования на период 2016-2018 годов был запрет (мораторий) на проведение плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства, введенный Федеральным законом от 13.07.2015 N 246-ФЗ (статья 26.1. Федерального закона № 294-ФЗ).

Представителем Генеральной прокуратуры Российской Федерации на экспертном совещании по проблемным вопросам формирования плановых проверок, состоявшемся 21 августа 2018 года в Аналитическом центре при Правительстве Российской Федерации, отдельно было подчеркнуто, что с 2019 года надзорные каникулы для малого и среднего бизнеса заканчиваются, соответственно малые и средние предприятия могут и должны быть включены в планы проверок на 2019 год.

Риск-ориентированный подход

Значимым моментом, изменяющим подходы к организации контрольно-надзорной деятельности, явилось введение в Федеральный закон № 294-ФЗ статьи 8.1 «Применение риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора)» (Федеральный закон от 13.07.2015 N 246-ФЗ).

Законодателем определено, что риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности (ч.2. ст.8.1.).

Целью применения риск-ориентированного подхода является оптимальное использование трудовых, материальных и финансовых ресурсов, задействованных при осуществлении государственного контроля (надзора), снижение издержек юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и повышение результативности деятельности органов государственного контроля (надзора).

При этом, виды государственного контроля (надзора), при которых применяется риск-ориентированный подход, определяется Правительством Российской Федерации.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее – Роспотребнадзор) одной из первых среди федеральных органов исполнительной власти разработала подходы к переходу на риск-ориентированную модель контрольно-надзорной деятельности, с 2014 года наработала необходимую методологическую базу.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2016 г. № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее – постановление Правительства № 806), федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, осуществляемый Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, вошел в перечень видов государственного контроля (надзора), которые осуществляются с применением риск-ориентированного подхода.

Указанным постановлением утверждены также Правила отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности.

Установление категории по риску причинения вреда здоровью населения

Для Роспотребнадзора постановлением Правительства № 806 определен подход, предполагающий установление категории по риску причинения вреда здоровью населения при осуществлении деятельности.

Указанный подход конкретизирован в методических рекомендациях «Классификация хозяйствующих субъектов, видов деятельности и объектов надзора по потенциальному риску причинения вреда здоровью человека для организации плановых контрольно-надзорных мероприятий» 5.1.0116-17, утвержденных руководителем Роспотребнадзора 11 августа 2017 г., которыми определены базовые принципы установления потенциального риска причинения вреда здоровью, установлен единый порядок отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных и (или) используемых ими производственных объектов, подлежащих федеральному государственному санитарно-эпидемиологическому надзору, к определенной категории риска причинения вреда здоровью граждан.

Сразу следует отметить, что указанный документ распространяется только на федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор и касаются только организации плановых контрольно-надзорных мероприятий.

Установление категории риска в зависимости от показателя потенциального риска причинения вреда здоровью выполняется для деятельности юридических лиц (ЮЛ) или индивидуальных предпринимателей (ИП), которая осуществляется на производственных объектах, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору и внесенных в Федеральный реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Федеральный реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации (соответствующего субъекта Российской Федерации) деятельность которых подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору, формируется с учетом видов деятельности, предусмотренных общероссийскими классификаторами (ОКВЭД, ОКПД).

Как рассчитывается риск?

Потенциальный риск причинения вреда здоровью в результате определенного вида деятельности определяется:

— вероятностью нарушения законодательства деятельности,

— вредом здоровью при нарушении санитарного законодательства и законодательства в области технического регулирования;

— численностью контингента (населения), находящегося под воздействием определенного вида деятельности хозяйствующего субъекта.

Вероятность нарушения санитарного законодательства характеризуется частотой нарушения статей санитарного законодательства по видам деятельности, подлежащим надзору, рассчитанную по статистике результатов проверок в целом по Российской Федерации за трехлетний период.

Перечень значений показателей средневзвешенной частоты нарушений на одну проверку (вероятности нарушений обязательных требований) при осуществлении определенного вида деятельности и показателей потенциального вреда для здоровья человека из-за возможного несоблюдения обязательных требований при осуществлении определенного вида деятельности приведен в приложении к постановлению Правительства № 806.

Так, например, показатель потенциального вреда для здоровья человека из-за возможного несоблюдения обязательных требований при осуществлении деятельности ресторанов, кафе, баров, закусочных, столовых, в том числе столовых при предприятиях и учреждениях, составляет 0,0059 (при Max – 0,049, Min- 0,0012), а показатель средневзвешенной частоты нарушений на одну проверку (вероятности нарушений обязательных требований) — 6,88 (при Max – 12,2, Min — 1,25).

При расчете показателя, характеризующего численность населения, находящегося под воздействием объекта государственного надзора (масштаб воздействия), рассматриваются категории граждан (контингенты населения), для которых санитарным законодательством установлены обязательные требования:

  • работники, занятые на объекте надзора;
  • потребители услуг (работ), выполняемых на объекте надзора;
  • потребители продукции, производимой на объекте надзора, или продукции и связанным с требованиями к продукции процессам;
  • население населенных пунктов, проживающее в зоне воздействия загрязнения атмосферного воздуха от деятельности объекта надзора;
  • население населенных пунктов, проживающее в зоне воздействия загрязнения водных объектов от деятельности объекта надзора;
  • население населенных пунктов, проживающее в зоне воздействия загрязнения почв от деятельности объекта надзора.

Показатели, характеризующие численность населения, находящегося под воздействием объекта надзора, определяются с использованием среднестатистических величин, свойственных объекту и коэффициентов, учитывающих время контакта с населением.

Примерами таких среднестатистических величин являются численность работающих, число койко-мест в стационарах лечебных учреждений, число мест в детских дошкольных или школьных учреждениях, торговая площадь, объемы производимой продукции на предприятиях пищевой промышленности, объемы забора и очистки воды для питьевого водоснабжения и т.д.

Категории риска

В соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства № 806, для объектов государственного надзора рассчитаны показатели потенциального риска причинения вреда здоровью и исходя из него проведено отнесение к шести категориям риска: от чрезвычайно высокой категории до низкой категории.

Для реализации задачи по внедрения риск-ориентированного подхода Роспотребнадзором разработана информационная система, включающая в себя алгоритмы формирования базы данных субъектов (объектов) надзора, математические модели расчетов показателей и присвоения категории риска причинения вреда здоровью.

Проведение плановых проверок в отношении объектов государственного надзора в зависимости от присвоенной категории риска осуществляется со следующей периодичностью:

· для категории чрезвычайно высокого риска — один раз в календарном году;

· для категории высокого риска — один раз в 2 года;

· для категории значительного риска — один раз в 3 года;

· для категории среднего риска — не чаще чем один раз в 4 года;

· для категории умеренного риска — не чаще чем один раз в 6 лет.

В отношении объектов государственного надзора, отнесенных к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся.

В практическом преломлении применение риск-ориентированного подхода при организации контрольно-надзорной деятельности Роспотребнадзора означает, что при общем правиле – проведение плановой проверки не чаще чем один раз в три года, при отнесении субъекта государственного контроля (надзора) к высокой категории риска его плановая проверка может быть проведена один раз в 2 года.

В целом же, внедрение риск-ориентированного надзора в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения имеет целью:

— обеспечение условий пропорциональности интенсивности контрольно-надзорной деятельности риску причинения вреда здоровью всего населения и конкретных категорий — работников, потребителей товаров и услуг;

— концентрацию усилий надзорных органов на объектах, представляющих наибольшую опасность для здоровья человека;

— сокращение числа проверок на объектах низкого риска для населения, работающих, потребителей;

— улучшение качества среды обитания, условий труда и безопасности потребительской продукции за счет предупреждения нарушений санитарного законодательства объектами, представляющими наибольший риск для здоровья;

— стимулирование объектов надзора к соблюдению требований санитарного законодательства через возможность обоснованного снижения периодичности плановых проверок.

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЙ НАДЗОР — надзор за соблюдением работодателями санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемиологических норм и правил, осуществляемый специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

До проведения в 2004 г. реформы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти санитарно-эпидемиологический надзор в РФ осуществлялся государственной санитарно-эпидемиологической службой РФ, полномочия которой определялись Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 24 июля 2000 г. № 554.

В рамках проводимой административной реформы в соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре Федеральных органов исполнительной власти» было упразднено Министерство здравоохранения РФ, в ведении которого состояла государственная санитарно-эпидемиологическая служба РФ, и образовано Министерство здравоохранения и социального развития РФ, которому были переданы функции упраздненного Минздрава России по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности.

Этим же указом Президента РФ был образован специализированный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного надзора за соблюдением работодателями санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемиологических норм и правил — Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), которой были переданы функции по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического надзора упраздненного Минздрава России.

В соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 322 (с изменениями на 23 мая 2006 г.), Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка, и находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития РФ.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет следующие основные полномочия в установленной сфере деятельности:

осуществляет надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе:

ГСЭН за соблюдением санитарного законодательства;

государственный контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов РФ, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;

санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через государственную границу РФ;

выдает лицензии на осуществление:

деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний;

деятельности в области использования источников ионизирующего излучения;

регистрирует:

впервые внедряемые в производство и ранее не использовавшиеся химические, биологические вещества и изготовляемые на их основе препараты, потенциально опасные для человека (кроме лекарственных средств);

отдельные виды продукции, представляющие потенциальную опасность для человека (кроме лекарственных средств);

отдельные виды продукции, в том числе пищевые продукты, впервые ввозимые на территорию РФ;

лиц, пострадавших от радиационного воздействия и подвергшихся радиационному облучению в результате чернобыльской и других радиационных катастроф и инцидентов;

устанавливает причины и выявляет условия возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);

информирует органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и население о санитарно-эпидемиологической обстановке и о принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

готовит предложения о введении и об отмене на территории РФ, субъектов РФ ограничительных мероприятий (карантина) в порядке, установленном законодательством РФ;

организует в установленном порядке ведение социально-гигиенического мониторинга;

организует деятельность системы государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ;

осуществляет в установленном порядке проверку деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства РФ в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, в том числе научных исследований по вопросам осуществления надзора в установленной сфере деятельности;

давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции службы;

запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции службы вопросам;

привлекать в установленном порядке для проработки вопросов установленной сферы деятельности научные и иные организации, ученых и специалистов;

пресекать факты нарушения законодательства РФ в установленной сфере деятельности, а также применять предусмотренные законодательством РФ меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности.

Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ по представлению Министра здравоохранения и социального развития РФ. Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является главным государственным санитарным врачом РФ.

В соответствии с ФЗ от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (с изменениями на 31 декабря 2005 г.) должностные лица, осуществляющие ГСЭН, вправе:

получать от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц документированную информацию по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

проводить санитарно-эпидемиологические расследования;

беспрепятственно посещать территории и помещения объектов, подлежащих ГСЭН, в целях проверки соблюдения индивидуальными предпринимателями, лицами, осуществляющими управленческие функции в коммерческих или иных организациях, и должностными лицами санитарного законодательства и выполнения на указанных объектах санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;

посещать с согласия граждан их жилые помещения в целях обследования их жилищных условий;

проводить отбор для исследований проб и образцов продукции, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов;

проводить досмотр транспортных средств и перевозимых ими грузов, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов, в целях установления соответствия транспортных средств и перевозимых ими грузов санитарным правилам;

проводить отбор для исследований проб воздуха, воды и почвы;

проводить измерения факторов среды обитания в целях установления соответствия таких факторов санитарным правилам;

составлять протокол о нарушении санитарного законодательства.

При выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие ГСЭН, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки:

об устранении выявленных нарушений санитарных правил;

о прекращении реализации не соответствующей санитарным правилам или не имеющей санитарно-эпидемиологического заключения продукции, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов;

о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;

о проведении лабораторного обследования граждан, контактировавших с больными инфекционными заболеваниями, и медицинского наблюдения за такими гражданами;

о выполнении работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации в очагах инфекционных заболеваний, а также на территориях и в помещениях, где имеются и сохраняются условия для возникновения или распространения инфекционных заболеваний.

Наряду с перечисленными полномочиями, главные государственные санитарные врачи и их заместители имеют право:

рассматривать материалы и дела о нарушениях санитарного законодательства;

предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства;

давать гражданам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам санитарно-эпидемиологические заключения;

давать гражданам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам обязательные для исполнения предписания;

при выявлении нарушения санитарного законодательства, которое создает угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), принимать в установленном законом порядке меры по приостановлению:

проектирования, строительства, реконструкции, технического перевооружения объектов и ввода их в эксплуатацию;

эксплуатации объектов, производственных цехов и участков, помещений, зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств, выполнения отдельных видов работ и оказания услуг;

разработки, производства, реализации и применения (использования) продукции;

производства, хранения, транспортировки и реализации продовольственного сырья, пищевых добавок, пищевых продуктов, питьевой воды и контактирующих с ними материалов и изделий;

использования водных объектов в целях питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения, купания, занятий спортом, отдыха и в лечебных целях;

ввоза на территорию РФ продукции, не имеющей санитарно-эпидемиологического заключения о ее соответствии санитарным правилам, или не зарегистрированных в установленном законодательством РФ порядке потенциально опасных для человека химических, биологических, радиоактивных веществ, отдельных видов продукции, отходов, товаров, грузов.

Должностные лица, уполномоченные на осуществение ГСЭН, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных соответствующими статьями КоАП РФ.

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор – это деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания.

Целью государственного санитарно-эпидемиологического надзора является получение объективной информации в объеме, достаточном для обеспечения рационального планирования, осуществления и корректировки мероприятий по профилактике и борьбе с инфекционными (паразитарными) болезнями.

Санитарно-эпидемиологический надзор включает в себя:

  • контроль за выполнением санитарного законодательства, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, предписаний и постановлений должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор;
  • санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации;
  • меры пресечения нарушений санитарного законодательства, выдачу предписаний и вынесение постановлений о фактах нарушения санитарного законодательства, а также привлечение к ответственности лиц, их совершивших;
  • контроль за санитарно-эпидемиологической обстановкой;
  • проведение санитарно-эпидемиологических расследований, направленных на установление причин и выявление условий возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);
  • разработку предложений о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;
  • статистическое наблюдение в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на федеральном уровне, государственный учет инфекционных заболеваний, профессиональных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) в связи с вредным воздействием факторов среды обитания в целях формирования государственных информационных ресурсов.

Основными принципами системы санитарно-эпидемиологического надзора являются:

  • активный и систематический сбор, анализ и оценка необходимой информации;
  • разграничение задач и функций различных уровней надзора;
  • использование единых методических подходов, сертифицированных критериев и методов оценки влияния биологических, природных и социальных факторов на эпидемический процесс наблюдаемой инфекции;
  • унификация способов сбора, накопления, обработки, анализа, передачи и хранения информации, в частности, унификация соответствующих нормативно-методических документов;
  • открытость информации для широкого круга пользователей и широкий обмен ею со всеми учреждениями и организациями, заинтересованными в результатах эпиднадзора, а также информирование пострадавшего населения;
  • осуществление санэпиднадзора за инфекционными (паразитарными) болезнями во взаимодействии с другими службами и ведомствами.

Источник: Федеральный закон РФ от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // Собрание законодательства РФ. 1999. №14.

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *