Санитарно защитная зона водозабора

расчет зон санитарной охраны

Границы зон санитарной охраны

водозабора назначаются для поддержания качества подземных вод рядом со скважиной в процессе её эксплуатации. Это обусловлено тем, что загрязнение вблизи водозабора может быстро сказаться на химическом и бактериологическом составе отбираемой воды, и как следствие нарушить условия водоснабжения.
СанПиН 2.1.4.1110-02 определяет требования к организации поясов зон санитарной охраны (ЗСО) источников централизованного водоснабжения. Согласно этому документу выделяются три пояса ЗСО вокруг скважины:

зона санитарной охраны первого пояса

;
— 2

пояс зоны санитарной охраны

;

третий пояс ЗСО

.

Первый пояс

(зона строгого режима) включает непосредственно территорию расположения скважины. Пояс предназначен для защиты от случайного или умышленного загрязнения подземных вод. Граница 1 пояса не рассчитывается, а устанавливается на расстоянии не менее 50 м для незащищенных водоносных горизонтов, или не менее 30 м при использовании защищенных подземных вод.
Зона строгого режима должна быть обеспечена охраной и ограждена. На практике с этим часто возникают проблемы. Как правило, владелец скважины на этапе строительства не задумывается об организации поясов ЗСО и часто располагает водозаборную скважину на краю своего земельного участка. Потом же выясняется, что ему нужно отступить от скважины еще 50 метров для возведения забора по периметру.

Сократить размеры первого пояса ЗСО

возможно, только если скважина эксплуатирует защищенный водоносный горизонт, а также при условии гидрогеологического обоснования и по согласованию с Роспотребнадзором.

2 пояс зоны санитарной охраны

должен обеспечить защиту водозабора от микробного загрязнения. Границы второго пояса ЗСО определяются гидродинамическими расчетами, исходя из той предпосылки, что поступающее в водоносный пласт микробное загрязнение за пределами второго пояса, не должно достигнуть водозабора. Основными параметрами, определяющими расстояние от границ

2 пояса ЗСО

до водозабора является время продвижения микробного загрязнения с потоком подземных вод к водозабору. Принято считать, что время жизни микробного загрязнения в водоносном пласте ограничено 100, 200 или 400 сутками в зависимости от климатического региона.
В пределах второго пояса зоны санитарной охраны запрещается закачка отработанных вод в подземные горизонты, подземное складирование твердых отходов, разработка недр земли, размещение складов горюче-смазочных материалов, ядохимикатов, не допускается размещение кладбищ, скотомогильников, полей ассенизации, полей фильтрации, навозохранилищ, силосных траншей, животноводческих и птицеводческих предприятий, применение удобрений и ядохимикатов, рубка леса и т.д.

Третий пояс ЗСО

предназначен для защиты водоносного пласта от химического загрязнения. Он также определяется гидродинамическими расчетами. При этом следует исходить из того, что время движения химического загрязнения к водозабору должно быть больше времени плановой эксплуатации водозабора. Как правило, оценка запасов подземных вод для водозаборов проводится на 25 лет, поэтому для расчетов 3 пояса зоны санитарной охраны используют время равное 9125 дней (25 лет).

Размеры 2 и 3 поясов ЗСО определяются гидрогеологическими условиями водоносного пласта (коэффициентом фильтрации, градиентом напора, активной пористостью), дебитом скважины и временем миграции загрязнителя к водозаборной скважине.СанПиН 2.1.4.1110-02рекомендует использовать для гидродинамических расчетов размеров ЗСО методическое руководство “Рекомендации по гидрогеологическим расчетам для определения границ 2 и 3 поясов зон санитарной охраны подземных источников хозяйственно-питьевого водоснабжения. М.: ВНИИ ВОДГЕО,1983”.
Первые главы упомянутой методички посвящены аналитическим расчетам размеров ЗСО по простым схемам. Однако, в гидрогеологической практике часто встречаются случаи, когда корректно рассчитать по простым аналитическим уравнениям

границы зоны санитарной охраны

невозможно, например, когда несколько водозаборов находятся рядом и гидродинамически взаимодействуют друг с другом. Для сложных случаев методическое руководство рекомендует применять графоаналитический метод с использованием ЭВМ.
В основу программного комплекса AMWELLS заложен графоаналитический метод

Аналитика Публикации

Деятельность подавляющего большинства предприятий и организаций на сегодняшний день связана с необходимостью использования водных ресурсов. В связи с этим, ключевую роль играет выбор источника водоснабжения, как фактора, определяющего характер и устройство всей водохозяйственной системы, а также перечень ее сооружений, стоимость строительства и эксплуатации.

Однако, организуя собственные источники водоснабжения, современные предприятия не всегда знают, какие юридически значимые действия необходимо осуществить для их надлежащего оформления. В частности, как показывает практика, хозяйствующие субъекты совершенно забывают о необходимости установления и соблюдения зон санитарной охраны таких источников.

Общая информация

Зона санитарной охраны (далее «ЗСО») – это зона с особыми условиями использования территории, на которой устанавливаются специальные режимы хозяйственной деятельности, санитарного надзора, контроля за качеством воды в источнике, а также охраны объекта.

В настоящее время ЗСО водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются согласно статьи 18 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и статьи 43 Водного кодекса РФ.

Во исполнение указанных законов Постановлением Главного санитарного врача РФ от 14.03.2002г. №10 утверждены СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», пункт 1.4 которых определяет, что ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников.

ЗСО организуется в составе трех поясов, каждый из которых предусматривает особый режим хозяйственной деятельности:

(i) первый пояс является поясом строго режима и обеспечивает защиту места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Он организуется непосредственно на территории водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводного канала;

(ii) второй пояс предназначен для предотвращения микробного загрязнения воды. Территория второго пояса определяется гидродинамическим расчетным путем и включает в себя территорию, предназначенную для предупреждения продвижения микробного загрязнения до водозабора;

(iii) третий пояс является зоной, предназначенной для предотвращения химических загрязнений источника водоснабжения. Территория третьего пояса определяется посредством гидродинамических расчетов.

Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой.

Расположение земельного участка в границах того или иного пояса определяет перечень мероприятий, необходимых для осуществления на его территории, а также оборотоспособность земель.

Границы и режим ЗСО

Границы поясов устанавливаются на основании раздела II СанПиН 2.1.4.1110-02 и варьируются от вида эксплуатируемого источника водоснабжения (поверхностный или подземный).

Для подземных источников границы первого пояса ЗСО устанавливаются на расстоянии не менее 30 метров (для незащищенных источников – не менее 50 метров) от точки водозабора. Границы второго и третьего поясов зависят от типа водозабора (отдельные скважины, группы скважин, линейный ряд скважин, горизонтальные дрены и др.), величины водозабора и гидрологических особенностей объекта.

Для поверхностных источников границы устанавливаются:

  • для водотоков – 1) границы первого пояса должны составлять не менее 200 метров вверх по течению и 100 метров вниз по течению; 2) границы второго пояса определяются в зависимости от природных, климатических и гидрологических условий; 3) границы третьего пояса на водотоке вверх и вниз по течению совпадают с границами второго пояса, а боковые границы должны проходить по линии водоразделов в пределах 3-5 километров, включая притоки;

  • для водоемов – 1) границы первого пояса зависят от местных санитарных и гидрологических условий, но должны быть не менее 100 метров во всех направлениях; 2) границы второго пояса ЗСО определяются в зависимости от природных, климатических и гидрологических условий; 3) границы третьего пояса поверхностного источника на водоеме полностью совпадают с границами второго пояса.

Согласно подпункту 14 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в первом и втором поясах ЗСО водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Данное положение, в частности, обуславливает запрет на приватизацию государственных и муниципальных земельных участков, расположенных в границах первого и второго поясов.

В пределах первого пояса ЗСО необходимые санитарные мероприятия должны выполняться органами коммунального хозяйства или другими владельцами водопроводов, в пределах второго и третьего поясов ЗСО – владельцами объектов, оказывающих (или могущих оказать) отрицательное влияние на качество воды источников водоснабжения.

Мероприятия предусматриваются для каждого пояса ЗСО в соответствии с его назначением. Они могут быть организованы единовременно и осуществляться до начала эксплуатации источника, либо могут быть постоянными, режимного характера.

Так, в соответствии с разделами 3.2 и 3.3 СанПиН 2.1.4.1110-02 на территории первого пояса ЗСО запрещается(ются):

  • посадка высокоствольных деревьев;

  • все виды строительства, не имеющие непосредственного отношения к эксплуатации, реконструкции и расширению водопроводных сооружений;

  • прокладка трубопроводов различного назначения;

  • размещение жилых и хозяйственно-бытовых зданий;

  • проживание людей;

  • применение ядохимикатов и удобрений;

  • спуск любых сточных вод, в том числе сточных вод водного транспорта;

  • купание, стирка белья, водопой скота и другие виды водопользования, оказывающие влияние на качество воды.

На территории второго пояса запрещается:

  • размещение кладбищ, скотомогильников, полей ассенизации, полей фильтрации, навозохранилищ, силосных траншей, животноводческих и птицеводческих предприятий и других объектов, обуславливающих опасность микробного загрязнения подземных вод;

  • применение удобрений и ядохимикатов;

  • рубка леса главного пользования и реконструкции.

  • Дополнительно на территории второго пояса, а также в границах третьего пояса запрещается:

  • выявление, тампонирование или восстановление всех старых, бездействующих, дефектных или неправильно эксплуатируемых скважин, представляющих опасность в части возможности загрязнения водоносных горизонтов;

  • закачка отработанных вод в подземные горизонты, подземное складирование твердых отходов и разработка недр земли;

  • размещение складов горюче-смазочных материалов, ядохимикатов и минеральных удобрений, накопителей промстоков, шламохранилищ и других объектов, обуславливающих опасность химического загрязнения подземных вод (размещение таких объектов допускается в пределах третьего пояса ЗСО только при использовании защищенных подземных вод, при условии выполнения специальных мероприятий по защите водоносного горизонта от загрязнения, при наличии санитарно-эпидемиологического заключения центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора, выданного с учетом заключения органов геологического контроля).

На территории второго и третьего поясов ЗСО новое строительство, связанное с нарушением почвенного покрова, производится при обязательном согласовании с Роспотребнадзором.

Кроме того, в пределах второго и третьего поясов ЗСО поверхностных источников водоснабжения вводятся следующие ограничения:

  • согласование изменений технологий действующих предприятий, связанных с повышением степени опасности загрязнения сточными водами источника водоснабжения;

  • недопущение отведения сточных вод в зоне водосбора источника водоснабжения, включая его притоки, не отвечающих гигиеническим требованиям к охране поверхностных вод;

  • все работы, в том числе добыча песка, гравия, дноуглубительные работы, в пределах акватории ЗСО допускаются по согласованию с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора лишь при обосновании гидрологическими расчетами отсутствия ухудшения качества воды в створе водозабора;

  • использование химических методов борьбы с эвтрофикацией водоемов допускается при условии применения препаратов, имеющих положительное санитарно-эпидемиологическое заключение Роспотребнадзора.

В пределах второго пояса ЗСО поверхностных источников водоснабжения запрещается расположение стойбищ и выпас скота, а также всякое другое использование водоема и земельных участков, лесных угодий в пределах прибрежной полосы шириной не менее 500 метров, которое может привести к ухудшению качества или уменьшению количества воды источника водоснабжения; запрещается сброс промышленных, сельскохозяйственных, городских и ливневых сточных вод, в которых содержание химических веществ и микроорганизмов превышает установленные санитарными правилами гигиенические нормативы качества воды.

В соответствии с пунктом 3 статьи 44 Водного кодекса РФ запрещается сброс сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, расположенные в границах ЗСО источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Проект ЗСО и порядок его утверждения

Организация ЗСО осуществляется посредством разработки и утверждения ее проекта, который должен включать в себя:

  • сведения о границах зоны и составляющих ее поясов;

  • план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника;

  • правила и режим хозяйственного использования территории поясов ЗСО.

Проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно-питьевого водоснабжения и должен разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных ЗСО, проект ЗСО разрабатывается специально.

Перед утверждением проект ЗСО в обязательном порядке предоставляется в территориальное управление Роспротребнадзора с целью получения санитарно-эпидемиологического заключения о его соответствии санитарным правилам. Процедура выдачи таких заключений установлена соответствующим Административным регламентом.

Для получения санитарно-эпидемиологического заключения заявителю необходимо предоставить:

  • проектную документацию с ее обоснованием;

  • заявление о выдаче санитарно-эпидемиологического заключения по форме, установленной в приложении № 3 к Административному регламенту;

  • экспертное заключение по результатам санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок.

Услуга оказывается бесплатно в срок не более 30 дней с момента регистрации заявления.

Многие водопользователи забывают, что согласование проекта с Роспотребнадзором не завершает процедуру юридического оформления ЗСО, в связи с чем далее проект ЗСО вместе с санитарно-эпидемиологическим заключением должен быть передан на утверждение в уполномоченные органы государственной власти субъекта РФ в порядке, установленном законодательством соответствующего субъекта.

Сроки утверждения проектов ЗСО варьируются в зависимости от региона, но, как правило, составляют 30 дней со дня подачи документов. Утверждение осуществляется бесплатно.

Вопросы ответственности владельцев источников водоснабжения

В настоящее время большое количество проектов ЗСО источников водоснабжения не утверждено, соответственно, сведения о границах поясов ЗСО отсутствуют как в государственном кадастре недвижимости, так и на картах зон с особыми условиями, используемых при территориальном планировании муниципального образования.

Между тем, согласно пункту 1.17 СанПиН 2.1.4.1110-02 отсутствие утвержденного проекта ЗСО не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах ЗСО, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых санитарными правилами и нормами.

Это обуславливает возникновение множества споров относительно возможности/невозможности приватизации земельных участков, расположенных в непосредственной близости от источника водоснабжения, а также по вопросам осуществления той или иной хозяйственной деятельности на таких участках.

Вместе с тем, помимо неожиданных ограничений в возможности использования земельного участка и его оборотоспособности, владельцы источников водоснабжения, в отношении которых не утвержден проект ЗСО, а также не соблюдается режим ЗСО, могут быть привлечены к административной ответственности за нарушение, предусмотренное статьей 6.5 КоАП РФ.

В отсутствие разработанного плана мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника, их владельцы не предпринимают весь необходимый комплекс мер по охране объектов водоснабжения. Поскольку контролирующим органам в такой ситуации не на что ориентироваться при определении допустимости уровня воздействия деятельности водопользователя на водный объект, а последнему нечего предъявить в свое оправдание, довольно часто неутверждение проекта ЗСО также дополнительно становится причиной для административного преследования водопользователей по статьям 8.13-8.15 КоАП РФ.

Заключение

Подводя итог вышеуказанному, еще раз отметим, что отсутствие утвержденной ЗСО источника водоснабжения так или иначе приведет к негативным правовым последствиям как для самого водопользователя, так и для владельцев прилегающих к источнику земельных участков и хозяйственных объектов.

В связи с этим, при обустройстве собственного водоснабжения рекомендуем тщательно подойти к выбору и организации эксплуатации его источника (месторасположению водозаборов, их количеству, системе водопровода, месту его прокладки и проч.), заранее проконсультироваться с контролирующими органами по вопросам организации источника водоснабжения и предполагаемого плана мероприятий по его охране, а также обратиться в специализированную организацию за помощью в разработке проекта ЗСО.

В Республике Татарстан по требованию природоохранной прокуратуры утверждены границы 58 зон санитарной охраны источников водоснабжения// http://eco.tatarstan.ru/rus/v-respublike-tatarstan-po-trebovaniyu-3092857.htm

Федеральный закон от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по предоставлению государственной услуги по выдаче на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке, санитарно-эпидемиологических заключений (утв. Приказом Роспотребнадзора от 18.07.2012 г. № 775).

Охранная зона водовода (водопровода): сколько метров от подземного трубопровода, СНиП и СП

Охранная зона водопровода – специальный термин для определения необходимого расстояния от водопровода, водовода и водозабора, которое подлежит строгому соблюдению по нормам СНиП и СП. Основные действующие нормы дистанцирования разработаны на основе проведенных и зафиксированных научных исследований в области санитарии и гигиены – СанПиН. Охранные зоны направлены на предотвращение загрязнения источников воды. СНиП и его актуализированная редакция – СП – определяют удаленность средств подачи воды от потенциальных угроз.

Прокладка водопровода

Что такое охранная территория

Охранная зона – одна из разновидностей зон с особыми условиями эксплуатации или оберегания определенных территорий, размеры и содержание которых регламентируются действующим законодательством Российской Федерации. К понятию охранной территории относят:

  • собственно, охранные (обеспечивающие целостность и отсутствие повреждения как самого сооружения, так и потенциального вреда, который может принести оберегаемый ограждением или законодательными нормами объект;
  • санитарно-защитная зона выполняет двойную функцию – санитарную, противоэпидемиологическую и протекторную – оберегание и удаление от сооружений, представляющих потенциальную угрозу повреждения;
  • водоохранные зоны, препятствующие загрязнению водоемов, из которых вероятно проведение обеспечения населения водой;
  • зоны санитарной охраны источников питьевой воды и жидкости для хозяйственно-бытового снабжения;
  • другие охранные зоны – возле аэродромов, затоплений, охраняемых культурных и исторических объектов.

Работы по прокладке канализации в городе

Цели законодательного ограничения, проведенного на федеральном уровне, – утвердить особые условия эксплуатации или исключение их из иного использования, кроме как по прямому назначению. Дистанцию, на которой следует располагать объекты от территорий культурного или исторического наследия, может определять постановление правительства региона.

Рыбоохранные и водоохранные территории и их разграничение зафиксированы на уровне федерального законодательства. Сколько метров в каждую сторону составляет охранная зона газо- и нефтепроводов, нефтепродукто- и аммиакопроводов, трубопроводов для полноценного удовлетворения бытовых потребностей населения, определяют соответствующие СНиП, СанПиН и СП.

Охранная территория

Санитарные нормы для водопроводов

Согласно санитарным нормам и правилам, санитарная зона – дистанция, которую нужно соблюдать от любой трубы, в которой производится транспортировка воды. Причем независимо от ее личной или государственной принадлежности, заполненности из подземных или надземных источников.

Замена трубопровода канализации

Санитарная зона водопровода – дистанция, соблюдение которой необходимо для предотвращения потенциального загрязнения водопроводных сетей или иных источников водоснабжения.

Поскольку СанПиН, определяющий защитную территорию, создан на основании Федерального Закона № 52, несоблюдение требований грозит серьезными неприятностями нарушителям существующих правил. В связи с этим стоит отметить следующее:

  • отсутствующая или созданная с нарушением существующих норм, охранная территория и санитарная зона водопровода наказываются денежным штрафом, нередко достаточно ощутимым для бюджета;
  • эксплуатация коммуникаций, в соответствии с существующими постановлениями, регламентируется Кодексом об административных правонарушениях (КоАП);
  • нарушение санитарных зон водоемов и других источников водоснабжения может составлять для юридических лиц до 40 тысяч руб., а для физических – до 2 тыс. руб. и более в зависимости от тяжести совершенного проступка;
  • зона водопровода не может использоваться для любого вида строительства или реконструкции, если только речь идет не о сооружениях, имеющих непосредственное значение для его функционирования или защитных мероприятий санитарно-эпидемиологической направленности;
  • зона водопровода предполагает отсутствие в близком соседстве канализации, сточных вод, сельскохозяйственных угодий, в которых производится применение ядохимикатов;
  • строгие ограничения наложены на соседство с мусорными свалками, захоронение любого вида отходов и даже на рубку леса, если только она не санитарная.

Старые трубы

Правительство России приняло ряд постановлений и документов, которые показывают, что понятие «охранная зона» относится не только к водозабору. Оберегающим мероприятиям подлежит весь путь транспортировки воды по водопроводу, начиная от источника и далее по всей протяженности.

Однако с юридической точки зрения Зона санитарной охраны (или ЗСО), создаваемая при осуществлении водоснабжения, зависит от нескольких составляющих.

В частности, источника воды – подземного или надземного, уровня естественной защиты, имеющегося в конкретном случае. А также эпидемиологической и экологической обстановки и гидрогеологических условий на участке или в отдельно взятой местности.

Подача воды в город

Регламентирующие документы для водопроводов

Основные требования и нормы изложены в СанПиН 2.1.4.1110-02. Они разработаны при участии ММА им. Сеченова, Минздрава России и Министерства юстиции России.

Строительство водопроводных сетей

Именно в этом документе можно найти определения ЗСО подземного и поверхностного источника, общие требования и отдельные мероприятия по охранной территории. Это правильное определение, сколько метров она составляет, поддержание в оптимальном состоянии, запрет на строительные работы, атрибутику предупредительных обозначений и многое другое.

Основные нормативы для охранных территорий при строительстве водопроводов собраны в следующих нормативных документах:

  1. СП 18.13330.2011 «Генеральные планы». Он предусматривает соблюдение всех необходимых требований при разработке проектов промышленных предприятий, согласно пунктам Федерального Закона № 184 «О техническом урегулировании».
  2. СП 31.13330.2012, представляющий собой редакцию знаменитого СНиП 2.04.02-84 под тем же названием, разработанный Госстроем СССР, на основании многолетнего практического опыта и научных исследований, финансируемых государством.
  3. СП 42.13330.2011, утвержденный Министерством регионального развития России, известный как нормы градостроительства. В нем есть нормы дистанцирования и проектирования источников питьевой воды, а также воды, поставляемой для технических нужд на территории населенных пунктов.
  4. СП 42.13330.2016, утвержденный в 2016 году и вступивший в действие в 2017 г., в котором были учтены все требования нового времени, изменений, произошедших в законодательстве. А также осложнившаяся экологическая обстановка в пунктах значительного скопления домов и людей.

Магистральный трубопровод

Тонкости строительства водопровода

Согласно принятым постановлениям, строительным правилам, переработанным из ранее принятых СНиП, специалисты обязаны учитывать самые вариативные параметры.

частности, температурные и климатические условия, существующие химические процессы в зоне обслуживания, время выживания патогенных микроорганизмов в естественной среде.

Также учитывают основные технические показатели водопровода, его размещение и степень защиты от повреждений. На основании всех этих параметров и устанавливается охранная зона каждого из сегментов сети транспортировки воды потребителю.

Монтаж водопровода на неподвижные опоры

ЗСО стандартно состоит из трех поясов санитарной охраны – строгорежимного, ограничительного и наблюдательного. Охранная зона водопроводных сетей зависит от характера источника, к которому на каждом последующем поясе может прибавляться и 500, и 1000 м. Все зависит от определенных параметров, указанных в приведенной таблице.

Нужно учесть, что такие условия касаются магистральных сетей, сооружение которых проводится для массового водоснабжения большого числа потребителей. СНиП и СанПиН регламентируют размещение водопроводов в местах частной застройки. При устройстве индивидуального водоснабжения можно узнать, в каких случаях и что будет запрещаться.

Охранная территория трубопровода

Расстояния, определенные согласно СанПиН 2.1.4.1110-02 и Водным кодексом РФ от июня 2006 года, представлены в таблице ниже.

Пояса Надземные источники Подземные объекты Объекты искусственного происхождения
1 Размер территории пропорционален размеру строений Охрана – от 25 до 30 м Водовод ограничен 10–50 м (по уровню грунтовых вод и диаметру труб)
2 Запрещена застройка; сколько метров, зависит от скорости движения вод Рассчитывается по возможному распространению загрязнения Согласовывается с СЭС
3 Нет ограничений, только мониторинг санитарного состояния Зона водопровода – в местах нахождения людей, в жилой зоне Есть минимальные границы, которые зависят от объектов, расположенных близко

Охранная зона подземного водопровода

Существование охранной зоны обязательно для любого вида водопровода и водоснабжения. Многое зависит от централизованной или автономной системы подачи воды потребителю.

Подземный водопровод

При эксплуатации подземных сетей, согласно нормативам, охранная зона водовода может варьироваться. Она в любом случае отсчитывается от водозабора, но может составлять и 30, и 50 м. А охранная зона трубопровода водопровода, согласно СанПиН и СНиП, не может быть менее 10 метров в каждую сторону, определяемую от крайних точек.

Зона водопровода определяется по разным параметрам и зависит от окружающих условий. Сколько метров охранная территория на незастроенной местности, где нет никаких других инженерных коммуникаций, зависит только от диаметра прокладываемых труб водопровода и характера грунта. В сухом – от 10 до 20 м, в мокром – от 50 м.

Параллельная прокладка сетей

Что касается ширины охранной зоны в каждую сторону в местах плотной застройки, то она может уменьшаться санэпидстанцией при определенных условиях. Но ни в коем случае при этом не может быть меньше законодательно определенного минимума. Например, от опоры ЛЭП – не менее 300 см, как и от фундамента эстакады.

Если же диаметр трубы водопровода более метра, то от его стенки устанавливается охранная зона от 20 до 50 метров. И в этом случае расстояние соблюдается в обе стороны от обеих его стенок, а дистанция от забора должна быть не менее чем 5 м.

В местах плотной застройки, крупных населенных пунктах охранная зона непременно устанавливается со всеми сопутствующими ограничениями. Создается отступ от водопровода на проведение строительных и реконструкционных работ, посадку или вырубку деревьев, установку совместных конструкций с сетями канализации или водозаборами из подземных артезианских источников.

Монтаж трубы

При высоком напоре подачи воды в водопроводе наличие строительной техники или проведение работ может привести к повреждению трубопровода, заполнению подвалов и размыву фундамента. А это представляет непосредственную опасность для сохранности зданий и здоровья людей.

Во избежание сильного давления при производстве ремонтных работ, последние 100–114 см земли с труб водопровода должны сниматься вручную.

Расстояние от канализационной сети может составлять 1200–5000 мм. Оно определяется в строгом соответствии с материалом, из которого изготовлены трубы, и зависит от их размера.

Зимой

Создание охранной территории водопровода не может осуществляться только проектировщиком сооружения. Ширину охранных поясов санитарной зоны необходимо уточнять в надзорных инстанциях, где производятся расчеты в соответствии с имеющимися инструкциями и нормативными документами. Строительство можно начинать только после того, как будут получены все разрешительные подписи и печати.

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *