Сброс сточных вод на рельеф

Сброс сточных вод на рельеф местности, привлечение к ответственности, взыскание вреда, причиненного почвам, — звенья одной цепи

Проблеме сброса сточных вод на рельеф местности посвящено множество правовых статей, в рамках которых их авторы бывают солидарны во мнении: на сегодняшний день сброс на рельеф местности — источник негативных последствий для природопользователей, как правило, выраженных в форме привлечения к административной ответственности и взыскания вреда, причиненного почвам.

Однако для многих природопользователей сброс сточных вод на рельеф местности остается привычным делом. Это может быть обусловлено различными причинами. Наиболее часто — невозможностью удалить сточные воды правомерными способами: сброс в систему канализации или в водный объект.

И в том и в другом случае невозможность удаления сточных вод обозначенными вариантами, как правило, объясняется тем, что указанные приемники сточных вод значительно удалены от территории предприятия.

В различных регионах страны наболевший вопрос решается по-разному. В некоторых субъектах Российской Федерации органы госэконадзора закрывают глаза на ситуацию, при которой отведение сточных вод осуществляется «неправовым» способом.

В ряде других регионов природопользователям повезло значительно меньше — нередко встречаются случаи привлечения к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в ред. от 07.03.2017; далее — КоАП РФ) и взыскания вреда, причиненного почвам.

При этом все чаще хозяйствующих субъектов не спасает даже разрешение на сброс сточных вод в водный объект, в который (по задумке) сточные воды сбрасываются с водосборной площади (протекая от источника сточных вод по рельефу местности до приемника сточных вод).

Иногда до выяснения вопроса о наличии разрешения на сброс сточных вод в водный объект дело и не доходит. Для того чтобы заявить о наличии административного правонарушения, госоргану (субъективно) достаточно установить:

• факт сброса сточных вод на рельеф местности;

• факт отсутствия разрешительной документации на сброс сточных вод на рельеф местности (почву);

• наличие вины конкретного хозяйствующего субъекта в осуществлении сброса сточных вод на рельеф местности (почву);

• и для пущей уверенности — факт превышения концентраций загрязняющих веществ в почве над предельно допустимыми концентрациями веществ в почве населенных мест или над фоновыми концентрациями веществ в почве сопредельного (не подвергшегося воздействию сточных вод) земельного участка.

Все остальное — мотивы выбора именно такого способа удаления сточных вод, причины отсутствия разрешительной документации, нелегкие обстоятельства ведения хозяйственной деятельности в условиях удаленности от водного объекта и централизованной системы водоотведения — на позицию представителей власти и последствия выявления указанных обстоятельств в большинстве случаев не влияет.

Сегодня мы не станем вновь приводить правовое обоснование неправомерности сброса на рельеф местности в отсутствие разрешительной документации и рассказывать о теоретических негативных последствиях, а перейдем к рассмотрению конкретных примеров судебных решений (суда общей юрисдикции и арбитражного суда), которые наглядно показывают, чем чреват вышеназванный способ удаления сточных вод.

Сброс сточных вод на поле фильтрации может быть признан несанкционированным сбросом на рельеф местности

Нередко предприятия находят «выход» из сложившейся ситуации, принимая решение сбрасывать сточные воды на почву, поля фильтрации, поля испарения.

Разумеется, выбирая такой подход, природопользователь задумывается о том, как получить разрешительную документацию на сброс сточных вод в окружающую среду в подобных случаях, и неминуемо сталкивается с проблемой — получить желаемую разрешительную документацию фактически невозможно.

Максимум чего добиваются некоторые хозяйствующие субъекты — получение разрешения на сброс в водный объект, невзирая на то, что ближайший водный объект расположен в нескольких километрах от источника сброса — решение временное и весьма сомнительное.

С точки зрения фактической обстановки ситуация, конечно, не меняется: продолжая сбрасывать сточные воды на почву, предприятие «на бумаге» сбрасывает их в водный объект, что впоследствии чревато административной ответственностью за химическое загрязнение почв.

Однако встречаются и более рискованные подходы. Не получая разрешительной документации вовсе, предприятие удаляет сточные воды уже известным способом, а в случае возникновения претензий со стороны органа госэконадзора возражает: «Сброс осуществляется не на почву, а на поля фильтрации, что исключает загрязнение почв».

И все бы ничего, если бы означенные поля фильтрации чем-либо отличались от обычного почвенного покрова (кроме повышенного содержания загрязняющих веществ).

Решение Астраханского областного суда от 02.09.2016 по делу № 21-546/2016

Предмет рассмотрения

Привлечение к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ за сброс сточных вод на почву.

Обстоятельства дела

В отношении предприятия проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства, в ходе которой установлен факт сброса предприятием сточных вод на почву.

Привлеченным экспертным учреждением отобраны пробы почвы на соответствующем земельном участке. Результаты количественного химического анализа пробы почвы показали значительные превышения концентраций загрязняющих веществ в почве по сравнению с фоновым качеством.

За допущенное нарушение предприятие привлечено к ответственности по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ.

Возражая против вынесенного постановления о назначении административного наказания, предприятие указало, что участки, с которых отбирались пробы, не являются плодородными почвами, т.к. это поля подземной фильтрации.

Позиция суда

В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации (в ред. от 03.07.2016; далее — ЗК РФ) собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны в том числе:

• использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде;

• осуществлять мероприятия по охране земель;

• соблюдать при использовании земельных участков требования экологических, противопожарных и иных правил, нормативов;

• не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

В силу ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления влечет административное наказание.

Предприятие не представило проектную и техническую документацию на эксплуатацию объектов водоснабжения и водоотведения, в т.ч. на поля фильтрации.

В отсутствие проектной и технической документации на поля фильтрации сброс сточных вод в границах спорного земельного участка является сбросом сточных вод на почву и образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ.

Почему же предприятие не озадачилось получением разрешения на сброс на рельеф местности, учитывая отсутствие какого-либо сооружения, которое исключало бы беспрепятственное попадание химических веществ на почву?

Ответ прост: на сегодняшний день формально получить разрешение на сброс сточных вод на рельеф местности невозможно.

И, как известно, в настоящее время проблема отсутствия правового регулирования отношений, связанных со сбросом на рельеф, стоит на трех китах:

1) отсутствие порядка нормирования негативного воздействия на окружающую среду (далее — НВОС) при сбросе на рельеф;

2) отсутствие порядка получения разрешительной документации для сброса на рельеф;

3) отсутствие порядка исчисления платы за НВОС при сбросе на рельеф.

Хотя большинство специалистов экологических служб, конечно же, помнит недалекие времена, когда органы госэконадзора игнорировали факты отсутствия у природопользователей разрешений на сброс при сбросе сточных вод на рельеф местности в обмен на сверхлимитные платежи за НВОС.

К сожалению для многих природопользователей, настроение природоохранных органов кардинально изменилось, и наступило время, когда хозяйствующие субъекты на своем опыте узнали, что сбрасывать сточные воды на рельеф местности в отсутствие на то «санкции» со стороны уполномоченных органов (т.е. разрешения на сброс) не допускается (иными словами — строго запрещено!).

Напомним, что в последнее время органы госэконадзора сошлись во мнении, что сброс сточных вод на рельеф местности (водосборную площадь) недопустим, в т.ч. отталкиваясь от позиции Минприроды России.

Так, Минприроды России в письме от 10.10.2016 № 12-50/8275-ОГ «О рассмотрении обращения» указывает на два «законных», по мнению ведомства, способа отведения образующихся на предприятиях сточных вод:

• сбросы в водные объекты;

• сбросы в системы водоотведения.

КСТАТИ

Как доказывает практика правоприменения, внесение сверхлимитных платежей за сброс на рельеф (водосборную площадь), вопреки расхожему заблуждению, никогда не гарантировало природопользователю отсутствие рисков:
• быть привлеченным к административной ответственности за оказание негативного воздействия на почву с нарушением требований (например, по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ);
• получить требование о возмещении вреда почве, причиненного в результате ее химического загрязнения.

Рассмотрим пример судебного решения, иллюстрирующего возможность взыскания вреда, причиненного почвам, при выявлении органом государственного надзора факта сброса сточных вод на рельеф местности.

Сброс сточных вод на рельеф местности — путь к возмещению вреда, причиненного почвам

Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 02.02.2017 по делу № А82-16994/2015

Предмет рассмотрения

Оспаривание иска о возмещении вреда, причиненного почвам в результате неорганизованного сброса сточных вод.

Обстоятельства дела

Управление Росприроднадзора обнаружило факт неорганизованного сброса сточных вод на рельеф местности (почву) от канализационной насосной станции.

В рамках административного расследования привлеченным экспертным учреждением были отобраны пробы почв и проведен их анализ, по результатам которого установлено, что на земельном участке площадью 500 м2 загрязнены почвы по ряду химических показателей.

Также в ходе административного расследования установлено, что земельный участок, на котором обнаружен неорганизованный сбор сточных вод на почву, равно как и канализационные сети, по которым должно осуществляться доведение сточных вод до очистных сооружений, принадлежат администрации муниципального образования.

Администрация муниципального образования привлечена к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ.

Впоследствии Управлением Росприроднадзора в адрес администрации муниципального образования направлено требование о возмещении вреда, причиненного почвам в результате неорганизованного сброса сточных вод на почву.

Позиция суда

В соответствии с п. 1 ст. 77 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 03.07.2016; далее — Федеральный закон № 7-ФЗ) юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Согласно п. 3 ст. 77 Федерального закона № 7-ФЗ вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии — исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в т.ч. упущенной выгоды.

В силу ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны в том числе не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Выводы суда

1. Вследствие неисполнения обязанности обеспечить водоотведение на территории муниципального образования и обязанности по надлежащему содержанию канализационных сетей (от канализационных насосных станций к очистным сооружениям), расположенных в границах загрязненного земельного участка, администрация муниципального образования причинила вред окружающей природной среде (почве) посредством неорганизованного сброса сточных вод на почву.

2. Требование Управления Росприроднадзора о взыскании с администрации муниципального образования суммы исчисленного вреда, причиненного почвам в результате неорганизованного сброса сточных вод на земельный участок, подлежит удовлетворению.

Итак, на примере рассмотренного судебного решения мы можем наблюдать проявление сразу двух негативных последствий сброса сточных вод на рельеф местности:

1) привлечение к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ;

2) взыскание вреда, причиненного почвам в результате загрязнения.

СПРАВКА

В соответствии с ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления влечет наложение административного штрафа:
• на граждан в размере от 3000 до 5000 руб.;
• на должностных лиц — от 10 000 до 30 000 руб.;
• на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 20 000 до 40 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
• на юридических лиц — от 40 000 до 80 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

В рассмотренном случае взыскания вреда, причиненного почвам в результате сброса сточных вод на рельеф местности, для исчисления размера вреда применялась Методика исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденная Приказом Минприроды России от 08.07.2010 № 238 (в ред. от 25.04.2014; далее — Методика), по основанию — загрязнение почв в результате поступления в почвы загрязняющих веществ или смеси загрязняющих веществ, приводящего к несоблюдению нормативов качества окружающей среды для почв, включая нормативы предельно (ориентировочно) допустимых концентраций загрязняющих веществ в почвах.

И здесь необходимо напомнить о распространенном заблуждении, которое заключается в том, что вред, причиненный почвам в результате их загрязнения, исчисляется только в том случае, когда подвергшийся загрязнению земельный участок расположен в границах населенного пункта, т.е. является частью земель населенных пунктов.

Учитывая, что иных нормативов качества почв (кроме гигиенических нормативов) в законодательстве нет, природопользователи иногда ошибочно полагают, что риск взыскания вреда, причиненного почвам, существует лишь в случае «порчи» вышеперечисленных земель.

В некоторых случаях заблуждение простирается еще дальше, когда предполагается, что такой риск возможен только в границах населенных пунктов.

Действительно, гигиенические нормативы качества почв применимы к почвам населенных пунктов, сельскохозяйственных угодий, зон санитарной охраны источников водоснабжения, территории курортных зон и отдельных учреждений.

Однако применение формулы расчета вреда загрязненным почвам возможно не только в случае, когда вред причинен землям нормируемых категорий.

Извлечение
из Методики

5. Исчисление в стоимостной форме размера вреда при загрязнении почв осуществляется по формуле:
УЩзагр = СЗ × S × Kr × Kисх × Тх, (2)
где УЩзагр — размер вреда (руб.);
СЗ — степень загрязнения, которая рассчитывается в соответствии с пунктом 6 настоящей Методики;
S — площадь загрязненного участка (кв. м);
Kr — показатель в зависимости от глубины загрязнения или порчи почв, который рассчитывается в соответствии с пунктом 7 настоящей Методики;
Kисх — показатель в зависимости от категории земель и целевого назначения, на которой расположен загрязненный участок, рассчитывается в соответствии с пунктом 8 настоящей Методики;
Тх — такса для исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту окружающей среды, при загрязнении почв, определяется согласно приложению 1 к настоящей Методике (руб./кв. м).

Итак, степень загрязнения СЗ — ключевая переменная формулы расчета вреда при загрязнении почв.

Степень загрязнения почв рассчитывается в соответствии с п. 6 Методики, согласно которому она зависит от соотношения фактического содержания i-го загрязняющего вещества в почве к нормативу качества окружающей среды для почв.

Понятно, что данные о фактических содержаниях загрязняющих веществ в почвах, которым якобы причинен вред, должны быть известны органам, применяющим Методику. При этом такие фактические данные, по общему правилу, следует соотнести с нормативами качества окружающей среды для почв.

Однако необходимо учитывать, что в Методике установлена специальная норма для случаев, если нормативы качества почв не установлены.

Так, в соответствии с абз. 7 п. 6 Методики при отсутствии установленного норматива качества окружающей среды для почв (для конкретного загрязняющего вещества) в качестве значения Xн (норматива качества) применяется значение концентрации этого загрязняющего вещества на сопредельной территории аналогичного целевого назначения и вида использования, не испытывающей негативного воздействия от данного вида нарушения.

Таким образом, при отсутствии норматива качества почв (в т.ч. когда невозможно применение нормативов качества почв населенных пунктов к землям, например, промышленности, сельхозназначения, водного фонда и т.д.) степень загрязнения почв СЗ будет рассчитываться как соотношение фактического содержания i-го загрязняющего вещества в почве к концентрации этого загрязняющего вещества на сопредельной территории (аналогичного целевого назначения и вида использования), не испытывающей негативного воздействия от данного вида нарушения.

Вывод

Сброс на рельеф местности, как показывает практика, давно превратился из способа сбора сверхлимитных платежей за НВОС в повод для применения к природопользователю мер административной и материальной ответственности.

При этом привлечение к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ за загрязнение почв в результате сброса сточных вод на рельеф местности нередко выступает предвестником иска о возмещении вреда, причиненного почвам.

На практике, если хозяйствующий субъект допускает химическое загрязнение почвы, причиной которому выступает, в частности, сброс сточных вод на рельеф местности, о чем становится известно административному органу, события, как правило, развиваются по классическому сценарию:

1) составление протокола об административном правонарушении, состав которого предусмотрен ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ;

2) привлечение лица, действие (бездействие) которого привело к загрязнению почв, к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ;

3) исчисление административным органом размера вреда, причиненного почве в результате ее химического загрязнения;

4) предъявление лицу требования о добровольном возмещении вреда, причиненного почве;

5) нередко отказ лица в добровольном возмещении вреда, причиненного почве;

6) обращение административного органа в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании суммы исчисленного размера вреда.

Законны ли сбросы очищенных сточных вод на рельеф местности.

Пояснения относительно организации сброса очищенных сточных вод

Сброс стоков после очистки на рельеф местности, противоречит требованиям природоохранного законодательства, т.к. может привести к заболачиванию и порче земель, на которые производится их сброс, а также к возможному загрязнению подземных вод (п.2 ст.13 закона РФ от 25.10.2001 г. №136-ФЗ «Земельный кодекс» РФ; п. 3.2 СП 2.1.5.1059-01 «Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения»).

В настоящее время, Понятие “сброс на ландшафт”, как и “сброс на рельеф”, законодательно не определено (на что ссылаются те кто сбрасывает на рельеф, при судебных исках на).

На сегодняшний день в действующем законодательстве нет документов регламентирующих расчет сбросов на ландшафт (рельеф местности) и порядка утверждения нормативов допустимого воздействия в отношении такого сброса и, следовательно, отсутствует возможность выдать соответствующее разрешение на сброс.
Административным регламентом по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, утвержденным Приказом Минприроды России от 31.10.2008 г. № 288 рег. в Минюсте России 26.11.2008 № 12741) – в настоящее время данную функцию исполняет Росприроднадзор)., выдача разрешений на сброс загрязняющих веществ на ландшафт (рельеф) местности не предусмотрена, порядок выдачи разрешений на такой вид сброса не урегулирован.

Также до настоящего времени отсутствуют нормативные документы, согласно которым природопользователь мог бы осуществить нормирование и расчет платы по загрязняющим веществам, сбрасываемым на рельеф местности. Соответственно при отсутствии разрешения на сброс веществ на рельеф местности, плата за негативное воздействие взимается как за сверхлимитное загрязнение (пост. пр-ва от 28.08.1992 № 632).

Федеральные органы, ранее Ростехнадзор, в настоящее время Росприроднадзор, официально информируют природопользователей, о том, что в связи с отсутствием нормативных правовых актов, регулирующих вопросы нормирования сбросов веществ на рельеф местности (как организованный, так и не организованный), а также порядка выдачи соответствующих разрешений, такие разрешения не выдаются. Вместе с тем, обязанность по уплате платежей за указанный сброс у природопользователей сохраняется, в сверхлимитном объеме.

Оформление разрешения на сброс.

Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 9 января 2013 г. N 2 г. Москва

“Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты»

П.12. Конечным результатом предоставления государственной услуги являются выдача разрешений на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, оформленных в соответствии с требованиями настоящего Регламента (далее – разрешения на сбросы), либо предоставление мотивированного отказа в выдаче указанных разрешений, переоформление разрешения на сбросы, выдача дубликата разрешения на сбросы.

13. Разрешениями на сбросы для хозяйствующего субъекта устанавливаются перечень и количества загрязняющих веществ, допускаемых к сбросу в водные объекты при соблюдении предусмотренных законодательством Российской Федерации условий (допустимая концентрация вещества на выпуске сточных и (или) дренажных вод (мг/дм3), показатели разрешенного сброса загрязняющих веществ (тонн в год) на период действия разрешения на сброс с разбивкой по кварталам и утвержденный расход сточных вод (м3 в час) отдельно по каждому выпуску сточных и (или) дренажных вод:

– в пределах утвержденных нормативов допустимого сброса веществ и микроорганизмов в водные объекты (далее – НДС);
– в пределах лимитов на сбросы.

14. При наличии утвержденных НДС и при условии, что достижение НДС обеспечивается, разрешение на сбросы выдается на срок действия указанных нормативов, если лимиты на сбросы не устанавливались.

15. Если НДС не обеспечиваются и при наличии лимитов на сбросы, срок действия разрешения на сброс составляет один год с даты выдачи разрешения.

Срок предоставления государственной услуги

16. Выдача разрешения на сбросы или предоставление мотивированного отказа в выдаче разрешений на сбросы осуществляется территориальным органом Росприроднадзора в срок, не превышающий 30 рабочих дней со дня регистрации материалов хозяйствующего субъекта.

Переоформление разрешения на сбросы, выдача дубликата разрешения на сбросы осуществляются в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня регистрации материалов хозяйствующего субъекта.

Также, до начала производства работ Подрядной организации необходимо оформить Решение о предоставлении водного объекта в пользование с целью сброса сточных вод после очистки.

Все водные объекты на территории Российской Федерации являются государственной собственностью. Решение о предоставлении водного объекта в пользование принимается на уровне собственника конкретного водного объекта, который может находиться в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной собственности. Для использования водного объекта необходимо оформить право пользования водным объектом.

Оформляется решение о предоставлении водного объекта в пользование (для сброса сточных вод).

На основании Решений о предоставлении водных объектов в пользование, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для:

1. обеспечения обороны страны и безопасности государства;

2. сброса сточных вод и (или) дренажных вод;

3. строительства причалов, судоподъемных и судоремонтных сооружений;

4. создания стационарных и (или) плавучих платформ, искусственных островов, искусственных земельных участков на землях, покрытых поверхностными водами;

5. строительства гидротехнических сооружений, мостов, а также подводных и подземных переходов, трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов, если такое строительство связано с изменением дна и берегов водных объектов;

6. разведки и добычи полезных ископаемых;

7. проведения дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов;

8. подъема затонувших судов;

9. сплава древесины в плотах и с применением кошелей;

10. забора (изъятия) водных ресурсов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (в том числе лугов и пастбищ);

11. организованного отдыха детей, а также организованного отдыха ветеранов, граждан пожилого возраста, инвалидов.

Решение является административным актом о предоставлении водного объекта в пользование и не предусматривает платы за пользование водными объектами.

Внесение изменений в Решение водным законодательство не предусмотрено!

Информация по всем водопользователям получившим решение содержится в
Информация из Государственного водного реестра является открытой и общедоступной.

Реестр ведется в Федеральном агентстве водных ресурсов (http://voda.mnr.gov.ru/activities/list.php?part=45).

Узнать о наличии решения на водопользование или его отсутствии можно официально обратившись в Московско-Окское Бассейновое водное управление, с указанием места сброса сточных вод .

Вывод.

Таким образом, чтобы начать сбрасывать сточные воды в водный объект необходимо:

  1. Получение заключения на Проект определения точки сброса в Департаменте Росприроднадзора по ЦФО.
  2. Согласование размещения хозяйственных и иных объектов в Московско-Окском территориальном управлении Росрыболовства. (В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 г. N 569)
  3. Согласовать Разработанный проект “Нормативов допустимого сброса загрязняющих веществ и микроорганизмов в водные объекты” (Проект НДС) в следующих уполномоченный органах:
  • Роспотребнадзор;
  • Росрыболовство;
  • ГУ Московский ЦГМС-Р;
  • Росприроднадзор, ранее это делал Ростехнадзор;
  • Московско-окское БВУ (Утверждает проект).

4. На основании согласованного Проекта норматива допустимых сбросов выдается Росприроднадзор выдает Разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду.

5. Оформить Решении о предоставлении водного объекта в пользование в Федеральном агентстве водных ресурсов.

Комментарии

  • Выбор свода правил в части установки запорного клапана при проектировании встроенных котельных

    Ответ эксперта

  • Возможнсть подключения полотенцесушителей к подающей и рециркуляционной системам ГВС

    Ответ эксперта

  • Принципы расчёта сетей объединенных систем хозяйственно-противопожарного водопровода

    Ответ эксперта

  • Возможность уменьшения диаметра вытяжной части канализационного стояка по отношению к его сточной части

    Ответ эксперта

  • Требования норм для установки баллонов с горючими газами в одной зоне около наружной стены здания станции воздухоразделения

    Ответ эксперта

  • Требования к оснащению воздушных линий электропередачи птицезащитными устройствами

    Ответ эксперта

  • Количество вентагрегатов при использовании самостоятельной системы аварийной вентиляции

    Ответ эксперта

  • Расчёт расстояния от ворот встроенной подземной автостоянки до окна офиса во встроено-пристроенной части

    Ответ эксперта

  • Является ли автодорога источником загрязнения почвы и грунтовых вод?

    Ответ эксперта

  • Количество предохранительных клапанов и места их установки на паровом и водогрейном котле и пароперегревателе

    Ответ эксперта

  • Документы, регламентирующие расстояния от вытяжных вентиляционных шахт подземной парковки до жилого многоквартирного дома

    Ответ эксперта

  • Нормативные документы, регламентирующие жидкие тепловые изоляции технологических трубопроводов для применения на ОПО

    Ответ эксперта

  • Определение климатических параметров района строительства, если требования отличаются в СП 131.13330.2018 и 131.13330.2012

    Ответ эксперта

  • Определение ширины марша эвакуационной лестницы для здания класса Ф 4.3

    Ответ эксперта

  • Правила проектирования автоматических установок пожарной сигнализации и пожаротушения объектов метрополитенов

    Ответ эксперта

  • Выбор исполнения электромагнитного запорного клапана, установленного на газопроводе снаружи здания

    Ответ эксперта

  • Стандарты в области охраны окружающей среды: обязательны к применению или носят рекомендательный характер?

    Ответ эксперта

  • Какие параметры наружного воздуха указывать для стадий «П» и «Р» при прохождении повторной экспертизы?

    Ответ эксперта

  • Правила расчёта расстояний между выходами при проектировании офисного здания со встроенным предприятием по обслуживанию автомобилей

    Ответ эксперта

  • Нормативный документ, регламентирующий расположение корпуса приготовления химических реагентов

    Ответ эксперта

  • «Изолированный вход» при встраивании помещений общественного назначения в жилое здание

    Ответ эксперта

  • Можно ли запроектировать установку светильников над проезжей частью улиц на высоте 6,2 м при норме не менее 6,5 м?

    Ответ эксперта

  • Расстояние от лесопарков до проектируемого здания четырехэтажного надземного паркинга на 150 машино-мест

    Ответ эксперта

  • Габариты и разметка парковочных мест для маломобильных групп населения

    Ответ эксперта

  • Правила установки котлов теплогенераторов с открытой и закрытой камерой сгорания в зданиях АБК

    Ответ эксперта

  • Обязательность требований пункта 7 СП 62.13330.2011, их распространение на индивидуальное жилищное строительство

    Ответ эксперта

  • Правила установки продувочных газопроводов на ответвлении к газоиспользующему оборудованию

    Ответ эксперта

  • Возможность использования «Руководства по конструированию бетонных и железобетонных конструкций из тяжелого бетона»

    Ответ эксперта

  • Требования к расстояниям между котлами в блочно-модульных котельных, от котлов до боковых и задней стенок

    Ответ эксперта

  • Нормативно-техническая документация для определения расстояния между зданием ЗРУ и силовым трансформатором

    Ответ эксперта

  • Правомерность требований органов госэкспертизы по возможности установления санитарного разрыва от гаражей до границы поликлиники

    Ответ эксперта

  • Статус СП «Железобетонные монолитные конструкции зданий»: документ действует, отменён, носит рекомендательный характер?

    Ответ эксперта

  • Обязательность применения свода правил «Изыскания источников водоснабжения на базе подземных вод»

    Ответ эксперта

  • Нормы и правила, применяемые при определении ширины проступи лестницы на пути эвакуации из открытого участка цеха категории Г

    Ответ эксперта

  • Правила размещения трубопроводов водоснабжения и канализации при их пересечении и необходимость устройства футляра на водопроводе

    Ответ эксперта

  • Нормативные документы, регламентирующие величины разбежки при расчёте сварных соединений арматуры железобетонных конструкций мостов

    Ответ эксперта

  • Нормы и правила, применяемые при определении расстояний от подземных и надземных инженерных коммуникаций до зданий и сооружений

    Ответ эксперта

  • Способы управления фрамугами для естественного проветривания помещений и коридоров в целях противодымной защиты при пожаре

    Ответ эксперта

  • Применимость сталей марок Ст20 и 09Г2С к поясам вытяжных башен дымовых труб

    Ответ эксперта

  • Каким документом руководствоваться при разработке мероприятий по огнезащите металлической фермы из уголков?

    Ответ эксперта

  • Обязательность аккредитации испытательных лабораторий для оказания услуг по контролю качества строительных материалов сторонним организациям

    Ответ эксперта

  • Допустимость принятия пониженных значений снеговой нагрузки на кровлю здания для районов со средней температурой января -5 °С

    Ответ эксперта

  • Применение нормативных требований к сточной воде: по ПДК или по фоновым концентрациям водного объекта?

    Ответ эксперта

  • Нормы и правила, применяемые при проектировании автодорог на территории полигона захоронения промышленных и бытовых отходов

    Ответ эксперта

  • Нормативные документы для определения необходимости обогрева поверхности пола в производственных и административных зданиях

    Ответ эксперта

  • Требуется ли в техническом этаже многоквартирного жилого дома предусматривать окна в приямках?

    Ответ эксперта

  • Суммировать ли кратковременную и длительную часть снеговой нагрузки при определении полной нагрузки на покрытие?

    Ответ эксперта

  • Необходимость лифтов для пожарных в детских садах с количеством этажей более одного и пожарно-технической высотой менее 10 м

    Ответ эксперта

  • Необходимость проведения научно-технического сопровождения проектирования объекта капитального строительства КС-3

    Ответ эксперта

  • Требования пожарной безопасности, предъявляемые к передвижным пунктам СУГ и к местам размещения ППЦТ с СУГ

    Ответ эксперта

  • Допустимо ли в сельской местности отведение водостоков по открытой системе без очистки?

    Ответ эксперта

  • Безопасность жизнедеятельности в техносфере / Оценка воздействия на окружающую среду / 1.9. Неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты

    Под неорганизованным сбросом загрязняющих веществ подразумевается вынос загрязняющих веществ с территории водосбора предприятия неорганизованным поверхностным стоком. К неорганизованным сбросом загрязняющих веществ относится:

    · отведение дождевых, талых и поверхностных вод за пределы территории предприятия по естественному уклону местности в кюветы дорог, овраги, непосредственно в реки, ручьи, пруды и иные водные объекты, либо в ливневую канализацию соседних предприятий;

    · сброс на рельеф местности, поля фильтрации и земледельческие поля орошения, сбросные и дренажные каналы.

    По своему функциональному назначению территории водосбора предприятий подразделяются на следующие 4 вида:

    1) промышленно-урбанизированные территории;

    2) сельскохозяйственные территории производственного назначения (без сельскохозяйственных угодий и площадей под жилым фондом и приусадебными участками);

    3) эродированные и эрозионно-опасные земли сельскохозяйственного назначения;

    4) площади рубок леса главного пользования.

    Определение массы сброса для промышленно-урбанизированных территорий

    Масса сброса i-го вещества (Mi) определяется по формуле:

    About the author

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *