Сброс загрязняющих веществ

Сброс сточных вод на рельеф. Почему нельзя

Материал прочитан 14060 раз и оценен5 14.08.2018

Автор Олег Борисович Зайцев
директор ООО «ЭРБи»
Тезисы:
Платим ли мы за сброс на рельеф? Нет.
Можно ли сбрасывать сточные воды на рельеф? Нет.
Нормативное обоснование этих тезисов.
Что с этим делать при проектировании?
Водосборная площадь = рельеф. Если открыть топографическую карту, то всю территорию при должном усердии можно разделить на водосборные площади водных объектов и нанести линии водоразделов.
В нашей практике проектирования распространён вопрос, когда ливневые стоки с проектируемой территории собираются, очищаются и далее сбрасываются на прилегающую территорию. Это норм или не норм? Куда смотреть, на что опираться, чем руководствоваться?
Из статьи в журнале Экология производства за 2016 год №2 стр. 34-36 О.В. Суворова (Росприроднадзор). Рассмотрен вопрос взимания платы за сброс на водосборную площадь и констатировано, что до 2016 года плата взималась по сверхлимитке, т.к. не было (и нет на текущий момент) порядка расчёта НДС при сбросе на рельеф, нет порядка его утверждения и выдачи Разрешения. Но с 2016 года в закон об охране окружающей среды (7-ФЗ) ст.16 внесены поправки и плата взимается только за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты. Т.о., с 2016 г. нет требования платить за сброс на рельеф.
Далее автор статьи рассматривает вопрос легитимности сброса сточных вод (СВ) на рельеф. И делает интересный вывод. Эта логика и толкование встречаются как у инспекторов, так и у экспертов государственных и не государственных экспертиз. Можно сказать, что это официальное мнение.
Итак, следим за логикой (это полезно).
Первое. 7-ФЗ, Статья 37. Требования в области охраны окружающей среды при строительстве и реконструкции зданий, строений, сооружений и иных объектов
2. Запрещаются строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений … в ущерб требованиям в области охраны окружающей среды.
3. При осуществлении строительства и реконструкции зданий, строений, сооружений … принимаются меры по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Окружающая среда, это в т.ч. и земельные ресурсы, и почвы. Но специальных требований по регулированию сброса на рельеф нет, поэтому смотрим Земельный кодекс (ЗК).
ЗК, Статья 13. Содержание охраны земель
2. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по:
2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, … и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия;
Далее автор статьи делает интересный вывод на основании ч.2, п.2 ст.13 ЗК, что поскольку нужно обеспечить защиту земель от водной эрозии, подтопления, заболачивания и т.д., то, ВНИМАНИЕ! сброс на рельеф сточных вод запрещён! Запрет чего-либо в целях защиты – это распространённая позиция. А «природопользователи, у которых есть сбросы обязаны собирать СВ в водонепроницаемые приёмники». О том с какой периодичностью будет осуществляться вывоз СВ из приёмников, сколько это будет стоить и вообще об организационной и технической обоснованности такого решения автор не упоминает. От себя хочу отметить, что большинство экспертов также не задают вопрос: насколько реально такое решение и не будет ли оно провоцировать несанкционированные сбросы этих стоков в соседнем лесочке.
Если вы ещё раз прочитаете ст. 13 ЗК, то вы не увидите прямого запрета на сброс СВ на рельеф. Как же такой вывод появляется и обоснован ли он? ДА, обоснован в подавляющем большинстве случаев.
См. 7-ФЗ, Статья 3. Основные принципы охраны окружающей среды
презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.
Этот принцип означает, что для эколога-эксперта и эколога-инспектора вы изначально виноваты и Вы (или мы с вами вместе приразработке ПМООСа) должны доказать, обратное при подготовке проектной документации и в ходе экспертизы.
Т.о., если в материалах нет доказательства или доказательство по мнению эксперта неубедительно, то принцип защиты земель не соблюдается, а тем самым сброс СВ на рельеф недопустим. Касается ли это очищенных стоков? Да, т.к. почистив от загрязняющих веществ, мы не исключаем процессов эрозии, заболачивания, подтопления.
Рассмотрим типовую схему водоотведения и подумаем, что можно предложить.
В большинстве проектных решений для обособленных от централизованных коммуникаций объектов встречаем следующее: фекальные стоки собираются и вывозятся на очистные, либо очищаются на локальных очистных, а сточные воды сбрасываются на рельеф. По отношению ливневых и дренажных стоков также распространена схема очистки от взвешенных и нефтепродуктов с последующим выпуском на рельеф. Однако в случае ливнёвки при значительных территориях водосбора мы можем собрать сотни кубометров поверхностных СВ за дождливые сутки какое количество рейсов потребуется для опорожнения таких емкостей? Имеется ли в распоряжении парк требуемой техники? Какое транспортное плечо до очистных сооружений?
Что можно предложить?
Предусматривать предварительную очистку ливнёвки надо.
Если есть возможность сброса в водный объект, то рассмотреть данный вариант. Но помним, что при этом появляется: расчёт с дальнейшей разработкой проекта НДС, обязательные гидрометеорологические изыскания, исследования фоновых концентраций водного объекта, разработка и согласование рыбохозяйственного раздела с рыбозащитными мероприятиями и ущербом, оформление Решения на водопользование и т.д.
Очистку хоз.бытовки – по усмотрению. Если вывоз фекальных стоков приемлем и допустим, то вывозить. Необходимо учитывать, что эксплуатация очистных хоз.быт. стока ответственный и «тонкий» процесс, требующий работы технолога.
Направить очищенный ливневый сток в пожарный водоём с большой вместимостью. Но при этом будут заняты значительные площади под данное сооружение. И сам пожарный водоём придётся оборудовать водонепраницаемыми материалами, решить проблему с заилением и биологическим зарастанием. Наверняка нельзя будет обойтись только им одним, т.к. для целей пож.безопасности должен быть постоянный запас расчётного количества технически пригодной воды.
Сброс СВ НЕ на рельеф, а в фильтрационные траншеи или колодцы. В этом случае мы будем отводить стоки в инженерное сооружение. Плюс: мы уходим от «запрещённого» сброса на рельеф. Минусы: 1. Траншея или колодец – это инженерное сооружение и должно быть должным образом рассчитано на поступающий объём СВ и проработано конструктивно. 2. Гидрогеологические условия должны позволить установку такого сооружения. Для местности с высокими грунтовыми водами данное решение будет не приемлемо. 3. На мой взгляд было бы логичным выполнить специализированные гидрогеологические расчёты скорости инфильтрации очищенных СВ через фильтрационные колодцы и траншеи в подземный горизонт. Спрогнозировать уровень подъёма подземных вод и вообще возможность инфильтрации и разгрузки расчётного объёма стоков. 4. Оценить куда и как будет осуществляться разгрузка, какое влияние на ближайший поверхностный или водный объект будет оказано. 5. В своей практике я, к сожалению, не встречал ни аналогов таких работ, ни желания заказчика с этими исследованиями связываться. 6. Отсутствие распространённой практики (в частности по УрФО) – это гарантированные вопросы со стороны экспертизы. 7. В мониторинг потребуется включить организацию гидрогеологического мониторинга.
Рассосредоточенный сброс на рельеф с гидрогеологическим обоснованием отсутствия заболачивания, эрозии и прочих негативных последствий. Это решение несёт с собой все минусы предыдущего пункта.
Подведём итог.
Сброс СВ в водный объект – не подарок, но более-менее понятная задача.
Сброс на рельеф – для этого решения превалирует отрицательная позиция экспертного сообщества. Прямого законодательного запрета нет, но я не встречал хорошего обоснования допустимости сброса на рельеф.
Сброс в фильтрационные колодцы (траншеи) – более распространённое и приемлемое решение, но также требует гидрогеологического, инженерного и экологического обоснования.
Чтобы добавить комментарий, надо зарегистрироваться

Источник новости: eco-bis.ru Для того, чтобы добавить новость, необходимо зарегистрироваться

Еще 5 новостей по теме «Охрана окружающей среды»

О порядке выдачи разрешений на временно разрешенные сбросыПисьмо Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 17 апреля 2020 г. № 12-47/9513 «О порядке выдачи разрешений на временно разреш… Проект постановления Правительства Российской Федерации «О порядке выдачи разрешений на временные выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух»Краткое описание проблемы: Отсутствие утвержденного на федеральном уровне порядка выдачи для объектов, отнесенных ко II и III категории по уровню воздействия на окружающую среду (далее – объекты II и… О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 2 марта 2000 г. № 183На портале regulation.gov.ru появился текст проекта «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 2 марта 2000 г. № 183» Краткое опис… Письмо Росприроднадзора от 17.01.2020 № АА-10-01-28/1038 «О представлении информации»В письме рассмотрены некоторые вопросы правового режима скошенной в водоеме водной растительности. Когда она становится отходом. ⠀ Согласно позиции Росприроднадзора, изложенной в документе, е… Глава Минприроды России утвердил приказ, упрощающий использование донного грунтаСоответствующий документ «Об утверждении Порядка использования донного грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов» -подпи…

Другие новости за 14.08.2018

На портале появился текст проекта постановления «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий населенных мест»»Проект постановления «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требован… Транспортирование твердых коммунальных отходов с использованием мусоровозов. Разъяснение РосприроднадзораНа основании пп.5 п.4 ст.1 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «О лицензировании отдельных видов деятельности», осуществление деятельности по сбору, транспо… Минприроды создаст единого оператора обработки отходов в 2018 годуМинистерство природных ресурсов и экологии России создаст координатора деятельности региональных операторов в сфере обращения с отходами до конца 2018 года, сообщили «Известиям» в пре… Внимание! О вступлении в силу с 20.07.2018 постановления Правительства РФ от 10.07.2018 № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель», которым утверждены Правила проведения рекультивации и консервации земельВ соответствии с п. 5 Положения о государственном земельном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 № 1, Росприроднадзор осуществляет го… На портале проектов нормативно правовых актов Минфином размещен проект «О внесении изменений части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации»С 2020 года предлагается заменить действующую плату за негативное воздействие на окружающую среду экологическим налогом. Планируется, что физлица тоже будут под него попадать. И… Минфин предложил ввести в России новый налогМинфин предложил ввести в России экологический налог. Если законопроект примут, пошлина заменит платежи за загрязняющие выбросы. Документ размещен на портале нормативно-правовых актов… Самая масштабная солнечная электростанция в скором времени будет открыта в ЕгиптеСжигание топлива ведет к появлению выбросов парниковых газов…

Расчет платы за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты.

  • Главная
  • Избранное
  • Популярное
  • Новые добавления
  • Случайная статья

⇐ Предыдущая123

Таблица 1. Данные задачи.

Таблица 2. Загрязняющие вещества

Расчет платежей за сброс органических веществ, характеризуемых общим

показателем БПК:

1. Мф – Рассчитываем массу вещества, сбрасываемую за год (54 мг/л=54 г/м3):

Мф = Сф·V=Cф Q·365

Мф=54 г/м3·1000 /сут.·365сут/год=19710000г/год =19,71 т/год.

2. Мн – Рассчитываем массу вещества, сбрасываемого в пределах ПДК:

Мн = Сн ·V,

Мн=3,0·1000 ·365 = 1095000 г/м3 = 1,095 т/год.

3. Мл – масса лимитная (объем сброса в пределах лимита), которая устанавливается местными природоохранными организациями на основании

документов, подтверждающих внесение платежей за предыдущий год. Поскольку количество нормативных загрязнений входит в лимит, лимитная масса рассчитывается как разница сверхлимитной и нормативной концентраций, умноженная на объем.

Рассчитываем массу вещества, сбрасываемого в пределах установленных

лимитов:

Мл = (Сл – Сн) ·V,

Мл=(20,0-3,0) ·1000·365=6205000 г/м3=6,205 т/год.

4. Мсл – масса загрязняющих веществ, сбрасываемая сверх установленных нормативов и лимитов, рассчитывается как разность между фактически сбрасываемой массой и массой нормативной и лимитной:

Мсл = Мф – (Мл+Мн),

Мсл =19,71 – (6,205 +1,095)=12,41 т/год.

5. Пн – Плата, осуществляемая за сбросы загрязняющих веществ в пределах предельно-допустимых нормативов сбросов (включается в себестоимость):

Пн= J·Кинд·А· Мн,

Пн = 2,22·90·1/3·1,095 =72,927 руб.

где J – базовый норматив платы за сброс 1 условной тонны загрязняющих веществ в водные объекты; J=2,22 руб/усл.т

KИНД – коэффициент индексации, KИНД = 90.

МН – масса загрязняющего вещества, сбрасываемого в пределах нормативов, т/год.

6. ПЛ – Плата, осуществляемая за сбросы загрязняющих веществ в пределах согласованных лимитов сбросов:

ПЛ = 5·J∙КИНД·А·МЛ,

ПЛ =5·2,22·90·1/3·6,205 = 2066,265 руб.

7. Псл – Плата, осуществляемая за сбросы загрязняющих веществ сверх нормативов или согласованных лимитов сбросов (удерживается из прибыли):

ПСЛ = 25·J·КИНД·А·МСЛ,

ПСЛ =25·2,22·90·1/3·12,41 = 20662,65 руб.

8. Плата, осуществляемая предприятием за отдельное загрязнение за год:

Пi=(ПН+ПЛ+ПСЛ) ·kэ ∙kс,

где kэ – коэффициент экологической ситуации; kэ = 1,0;

kс – коэффициент, учитывающий месторасположение объекта, для районов Крайнего Севера; Кс = 2,0.

П = (72,927 +2066,265 +20662,65)∙1∙2 =45603,68 руб.

Расчет платежей по остальным веществам производится аналогично данному расчету. Сумма платежей за сброс всех загрязняющих веществ приведена в таблице 3.

Таблица 3. Расчет платежей

Вывод: Согласно расчетам платы за сброс загрязненных веществ в окружающую среду сумма выплат для данного предприятия составляет 528551,20 руб/год

Список используемой литературы.

1.Акимова Т.А. Экология: Учеб. для вузов / Т.А. Акимова, В.В. Хаскин – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2000. – 566 с.

3. Стадницкий Г.В., Экология: Учеб. пособие для вузов/Г.В. Стадницкий, А.И. Родионов – 4-е изд., исправл.- СПб.: Химия, 1997. –240 с.

⇐ Предыдущая123

Сброс сточных вод на рельеф в 2016 году запрещен в соответствии с документами:

  1. Статьи 1 и 77 №7-ФЗ от 10/01/2002 “Об охране окружающей среды”
  2. Приказа Минприроды России от 08.07.2010 № 238 «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды»
  3. Судебная практика, в частности решение № 2-125/2015 2-125/2015~М-8/2015 М-8/2015 от 11 февраля 2015 г. по делу № 2-125/2015

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», даны следующие определения:

  • вред окружающей среде – негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов;
  • загрязнение окружающей среды – поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду;
  • негативное воздействие на окружающую среду – воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды;
  • качество окружающей среды – состояние окружающей среды, которое характеризуется физическими, химическими, биологическими и иными показателями и (или) их совокупностью;
  • нормативы в области охраны окружающей среды – установленные нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на нее, при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие.

В составе сбрасываемых сточных вод могут присутствуют различные химические вещества, в том числе поверхностно-активные вещества, фенолы, нормативы качества окружающей среды для которых не установлены.

Таким образом, при сбросе сточных вод на почву негативно изменяет качество окружающей среды, то есть причиняет вред окружающей среде вследствие ее загрязнения.

В соответствии со статьей 77 Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ, юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде.

Как МПР №238 объясняет вред сброса сточных вод для почв

Исчисление размера вреда, причиненного почвам, осуществляется на основании Приказа Минприроды России от 8 июля 2010 г. № 238 «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды».

Размер вреда, определяемый в рублях, зависит от степени химического загрязнения почвы, которая определяется как соотношение фактического содержания конкретного химического вещества в почве к нормативу качества окружающей среды для почв.

При отсутствии установленного норматива качества окружающей среды (ПДК, ОДК) для почв (для конкретного химического вещества) в качестве норматива качества применяется значение концентрации этого химического вещества на сопредельной территории аналогичного целевого назначения и вида использования, не испытывающей негативного воздействия от данного вида нарушения.

Для поверхностно-активных веществ, фенолов, нефтепродуктов, сбрасываемых в составе сточных вод на почву, нормативы качества окружающей среды не установлены, в незагрязненной почве данные вещества не встречаются. Таким образом, при исчислении вреда окружающей среде вся масса данных веществ, сброшенных после очистки на почву, будет учтена при определении размера вреда.

В связи с вышеизложенным, любая степень очистки сточных вод от фенолов, ПАВ и нефтепродуктов, за исключением стопроцентной, недостаточна для предотвращения вреда, причиненного почвам при сбросе сточных вод на рельеф. (Для примера, в соответствии с санитарно-эпидемиологическими заключениями на очистные сооружения марки «Топас», эффективность очистки хозяйственно-бытовых сточных вод по нефтепродуктам составляет менее 100%, сведения об эффективности очистки по фенолам, ПАВ не представлены).

Так же не представляется возможным рассчитать степень очистки сточных вод от загрязняющих веществ, концентрация которых представлена в мг/дм3, достаточную для не превышения нормативов качества окружающей среды для почв по данным веществам, выражаемых в мг/кг. Эффективность очистки установленных очистных сооружений может быть определена только по результатам мониторинга загрязнения почв в районе сброса сточных вод.

Судебная практика не оправдывает сброс сточных вод на рельеф

Кроме того, существует обширная судебная практика в части сброса сточных вод на рельеф и загрязнения почв, исходя из которой, можно сделать вывод о полном запрете сброса сточных вод на рельеф местности.

В Решении по делу 33-9771/2013 указано, что хозяйственная и иная деятельность, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализация проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды, запрещены. Так же, сброс сточных вод на рельеф местности приравнивается к размещению отходов. Сброс отходов на почву запрещен.

Для решения проблемы сброса сточных вод на рельеф, мы предлагаем устанавливать аккумулирующие емкости для сбора хозяйственно-бытовых сточных вод с последующим вывозом и передачей накопленных стоков организациям водопроводно-канализационного хозяйства.

Ориентировочные затраты на данные услуги по результатам запросов организациям, осуществляющим вывоз сточных вод, составят 1500-2500 руб. за 1 м3 вывезенных сточных вод.

По предварительным данным, организации, осуществляющие вывоз сточных вод, берут на себя обязательства по разбавлению сточных вод для выполнения требований организаций водопроводно-канализационного хозяйства к составу принимаемых сточных вод.

В последнее время этот вопрос стал весьма актуальным. В некоторых регионах контролирующие органы развернули бурную деятельность по устранению нарушений, связанных с таким сбросом от установок автономной канализации загородных домов и дач.

Насколько эта борьба обоснована действующими в стране законами и нормами?

Попробуем разобраться. Но сначала взгляните на типовой ответ Министерства Природных Ресурсов:

В этом документе всё прекрасно. Федеральный закон от 21 июля 2014 года №219-ФЗ действительно внёс изменения в статью 16 закона «Об охране окружающей среды». Но там нет ни слова про исключение такого вида воздействия на окружающую среду, как сброс загрязняющих веществ на водосборную площадь (на рельеф).

Любой желающий может открыть закон и самостоятельно в этом убедиться. Там речь о плательщиках и плате за негативное воздействие на окружающую среду от выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты.

Так зачем уважаемое Министерство пишет на официальном бланке ерунду?

Идём дальше. То же самое министерство, но двумя годами ранее, было более откровенно. Письмо от 18 ноября 2014 года N СМ-08-02-32/18383 «О сбросе сточных вод на водосборные площади:

От оно что, методики у них нет по взиманию платы, а выдавать разрешения бесплатно — это видимо дурной тон для уважаемого министерства. Поэтому через два года придумали про то, что такой вид сброса сточных вод исключён из разрешенных законом видов деятельности.

Но действительно ли исключён?

Это действующее Постановление Правительства, впервые принятое в 2013 году.

То есть, положение о снижении сбросов загрязняющих веществ на водосборные площади есть, а у Министерства Природных Ресурсов нет методики и порядка установления нормативов для такого сброса. Поэтому министерство разрешений на него не выдаёт, а спустя три года после выхода постановления правительства и вовсе заявляет о том, что такой вид сброса исключён.

Вот как бы так помягче то дать характеристику подобного «подхода к снаряду» уважаемым министерством…

Ну и заключительный аккорд, ответ Минприроды от конца прошлого года:

То есть совсем самоустранились от решения вопроса, спихнули на Земельный Кодекс, по которому доказать истощение, деградацию и прочие негативные изменения почв в результате сброса на водосборные площади очищенных сточных вод весьма и весьма проблематично.

И тем не менее, такие попытки в последнее время участились. Сначала владельца автономной канализации привлекают к административной ответственности за загрязнение почв в результате сброса сточных вод на рельеф местности, ссылаясь на главу 8 КоАП РФ. Далее — выставляют иск о возмещении вреда, якобы причиненного почвам, и на приличную сумму.

Владельцу загородного дома, получившему сначала штраф, а потом и иск на кругленькую сумму, приходится или платить, или решать вопрос через суд, привлекая для защиты независимых экспертов, которые и дезавуируют претензии неумелых контролеров.

Я, как специалист в области очистки сточных вод, не одобряю сброс необеззараженных и недостаточно очищенных сверхмалыми аэрационными установками бытовых сточных вод на рельеф местности, но зачем же так топорно с этим бороться?

Вопрос риторический, поскольку федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор самоустранился от решения данного вопроса, передав свои полномочия на уровень местного самоуправления.

И это не смотря на то, что деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в соответствии с одноимённым законом относится именно к компетенции Федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

Каким образом необходимо учитывать количество загрязняющих веществ в забранной воде водного объекта при сбросе сточных вод в этот водоем?

В соответствии с пунктом 6.14 «Инструкции о порядке составления статистического отчета об использовании воды по форме № 2-тп (водхоз)», утвержденной Центральным статистическим управлением СССР 24 июля 1985 года № 42/4, в случаях забора воды из того же объекта, в который сбрасываются сточные воды, а также забора воды одновременно из нескольких источников водоснабжения, включая приемник сточных вод, общее количество загрязняющего вещества, сброшенного со сточными водами за отчетный период, уменьшается на количество одноименного вещества, содержащегося в объеме воды, забранной за тот же период из водного объекта, являющегося одновременно приемником сточных вод.

Каким органом выдаются разрешения на сброс сточных вод в водный объект и утверждаются нормативы ПДС?

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25 января 2006 г. № 33 нормативы предельно допустимых сбросов вредных веществ в водные объекты утверждаются территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по согласованию с бассейновыми и другими территориальными органами Федерального агентства водных ресурсов, территориальными органами Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, а также с территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

На каком расстоянии от места выпуска сточных вод в водный объект должны соблюдаться нормативы качества поверхностных вод?

В соответствии с СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод» нормативы ПДС устанавливаются для каждого выпуска сточных вод и каждого загрязняющего вещества, в т.ч. продуктов его трансформации, исходя из условия, что их концентрации не будут превышать гигиенические нормативы химических веществ и микроорганизмов в воде водного объекта в створе не далее 500 м от места выпуска.

В каких случаях разрабатываются нормативы предельно допустимых вредных воздействий (ПДВВ) на подземные водные объекты?

В соответствии с Методическими указаниями по разработке нормативов ПДВВ на водные объекты и предельно допустимых сбросов вредных веществ в водные объекты к основным видам хозяйственной деятельности, оказывающей воздействие на подземные водные объекты, относится, в числе прочих: эксплуатация зданий и сооружений, промплощадок, водонесущих коммуникаций, котлованов, тоннелей, накопителей сточных вод и пульп промышленных и коммунальных предприятий, накопителей для хранения нефти и нефтепродуктов, полигонов складирования твердых отходов, полей фильтрации, нефтепроводов и т.д.

В каких случаях требуется разработка плана по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов?

Планы по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов разрабатываются для разливов нефти и нефтепродуктов, которые классифицируются как чрезвычайные ситуации.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2000 г. № 613 (в ред. Постановления Правительства РФ от 15.04.2002 № 240) в зависимости от объема и площади разлива нефти и нефтепродуктов на местности, во внутренних пресноводных водоемах выделяются чрезвычайные ситуации следующих категорий:

  • локального значения — разлив от нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов (определяется специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды) до 100 тонн нефти и нефтепродуктов на территории объекта;
  • муниципального значения — разлив от 100 до 500 тонн нефти и нефтепродуктов в пределах административной границы муниципального образования либо разлив до 100 тонн нефти и нефтепродуктов, выходящий за пределы территории объекта;
  • территориального значения — разлив от 500 до 1000 тонн нефти и нефтепродуктов в пределах административной границы субъекта Российской Федерации либо разлив от 100 до 500 тонн нефти и нефтепродуктов, выходящий за пределы административной границы муниципального образования;
  • регионального значения — разлив от 1000 до 5000 тонн нефти и нефтепродуктов либо разлив от 500 до 1000 тонн нефти и нефтепродуктов, выходящий за пределы административной границы субъекта Российской Федерации;
  • федерального значения — разлив свыше 5000 тонн нефти и нефтепродуктов либо разлив нефти и нефтепродуктов вне зависимости от объема, выходящий за пределы государственной границы Российской Федерации, а также разлив нефти и нефтепродуктов, поступающий с территорий сопредельных государств (трансграничного значения).

В зависимости от объема разлива нефти и нефтепродуктов на море выделяются чрезвычайные ситуации следующих категорий:

  • локального значения — разлив от нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов (определяется специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды) до 500 тонн нефти и нефтепродуктов;
  • регионального значения — разлив от 500 до 5000 тонн нефти и нефтепродуктов;
  • федерального значения — разлив свыше 5000 тонн нефти и нефтепродуктов.

Исходя из местоположения разлива и гидрометеорологических условий категория чрезвычайной ситуации может быть повышена.

Нижний уровень разлива нефти и нефтепродуктов определяется в соответствии с «Указаниями по определению нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийного разлива к чрезвычайной ситуации», утвержденными приказом МПР России от 03.03.2003 № 156.

Что следует понимать под контрольным створом в задачах установления нормативов ПДС?

Под контрольным створом в задачах установления нормативов ПДС следует понимать поперечное сечение водного потока, в котором контролируются показатели качества воды.

Что может являться основанием для установления временно согласованного сброса (ВСС) загрязняющего вещества в водный объект?

Основанием для установления временно согласованного сброса (ВСС) загрязняющего вещества в водный объект может являться наличие объективных технических или экономических причин, не допускающих достижения предприятием норматива предельно допустимого сбросов (ПДС) в настоящее время.

Что понимается под временно согласованным сбросом (ВСС) загрязняющего вещества в водный объект?

Под временно согласованным сбросом (ВСС) следует понимать временный лимит сброса вредного (загрязняющего) вещества в водный объект в единицу времени, который устанавливается для действующих источников сброса (выпусков) сточных вод с учетом качества вод водного объекта и социально-экономических условий развития соответствующей территории в целях поэтапного достижения установленного норматива предельно допустимого сброса.

Каково назначение нормативов предельно допустимых сбросов (ПДС)?

Нормативы предельно допустимых сбросов (ПДС) используются при:

  • выдаче лицензий на водопользование,
  • осуществлении государственного контроля за использованием и охраной водных объектов,
  • установлении размеров платежей, связанных с пользованием водными объектами,
  • наложении штрафов и предъявлении исков о возмещении ущерба при нарушении водного законодательства,
  • оценке эффективности водоохранных мероприятий.

Что понимается под нормативом предельно допустимого сброса (ПДС) загрязняющих веществ в водный объект?

Под предельно допустимым сбросом загрязняющих веществ в водный объект понимается:

(а) Масса вещества в сточных водах, максимально допустимая к отведению с установленным режимом в данном пункте водного объекта в единицу времени с целью обеспечения норм качества воды в контрольном створе или на участке водного объекта (с учетом вида водопользования).

(б) Масса вещества в возвратной воде, максимально допустимая к отведению с установленным режимом в данном пункте водного объекта в единицу времени с целью обеспечения норм качества воды в контрольном створе или недопущения ухудшения сформировавшегося качества воды, если оно хуже нормативного.

Каково назначение «Разрешения на сброс загрязняющих веществ в водные объекты»?

«Разрешение на сброс загрязняющих веществ в водные объекты», являющееся неотъемлемой частью «Проекта нормативов предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ», устанавливает нормативы предельно допустимых сбросов и лимиты временно согласованных сбросов и дает право предприятию осуществлять сброс образующихся загрязняющих веществ в водные объекты.

На каком основании предприятие-природопользователь получает возможность осуществлять сбросы загрязняющих веществ в водные объекты?

Сброс загрязняющих веществ в водные объекты источниками предприятия допускается на основании «Разрешения на сброс загрязняющих веществ в водные объекты», выдаваемого территориальными органами Министерства природных ресурсов Российской Федерации (МПР РФ). В городе Москве таким органом является Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России (ГУПР) по г. Москве.

Где можно найти информацию о предельно допустимых концентрациях (ПДК) загрязняющих веществ в воде водоемов?

Информацию о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ в воде водоемов можно найти в следующих материалах:

  • Санитарные правила и нормы охраны поверхностных вод от загрязнения. СанПиН 2.1.5.980-00 «Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов.
  • Гигиенические требования к охране поверхностных вод». Утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 22.06. 2000 г.
  • Перечень предельно допустимых концентраций и ориентировочно безопасных уровней воздействия вредных веществ для воды рыбохозяйственных водоемов. Москва, Роскомрыболовство. 1995 г.
  • ГН.2.1.5.558-96. «ПДК и ОДУ вредных веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования».

Какие основные нормативные документы определяют самый общий порядок разработки, рассмотрения и согласования нормативов предельно допустимого сброса загрязняющих веществ в водные объекты?

К числу основных нормативных документов, определяющих самый общий порядок разработки, рассмотрения и согласования нормативов предельно допустимого сброса (ПДС) загрязняющих веществ в водные объекты, следует отнести:

Об охране окружающей среды. Федеральный закон от 10.01.2002 г. №7-ФЗ.

Водный кодекс Российской Федерации. От 16.11.1995 г. № 167- ФЗ

Какие проводятся мероприятия по сохранению и содержанию водных объектов г. Москвы и Московской области?

В комплекс мероприятий по охране, оздоровлению и благоустройству водных объектов г. Москвы и прилегающих территорий входят:

  • Анализ современного санитарного состояния р. Москвы и ее притоков в черте города, обоснование, разработка и согласование временных региональных норм (ПДК) по требованиям к качеству воды водных объектов на территории города Москвы.
  • Меры по улучшению качества воды городских водных объектов и стабилизации работы системы отведения поверхностного стока с территории города.
  • Инвентаризация и анализ работы всех действующих очистных сооружений поверхностного стока, водовыпусков и сетей ливневой канализации города.
  • Анализ количества и состава загрязнений снега с учетом мест сбора и противоледных мероприятий.
  • Уборка акваторий водных объектов города и береговой полосы от плавающего мусора.
  • Проведение противоэрозионных мероприятий.
  • Укрепление береговой линии.
  • Очистка и дноуглубительные работы.
  • Ликвидация навалов строительного мусора, металлолома, ж/б конструкций на прибрежных территориях.
  • Вывоз брошенного автотранспорта с береговых откосов.
  • Капитальный ремонт щитовых заграждений на реках.
  • Восстановление и облицовка несущих стен набережных.
  • Проведение по очистке дна массового отдыха на воде и баз-стоянок маломерных плавательных средств.
  • Строительство берегоукрепительных сооружений на реке.

Каков перечень мероприятий, засчитываемых в счет экоплатежей за загрязнение водных объектов?

Согласно Приложению 2 «Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды» перечень природоохранных мероприятий, которые засчитываются в счет экоплатежей за загрязнение водных объектов:

  • Строительство головных и локальных очистных сооружений для сточных вод предприятий с системой их транспортировки.
  • Внедрение систем оборотного и бессточного водоснабжения всех видов.
  • Осуществление мероприятий для повторного использования сбросных и дренажных вод, улучшения их качества, не вызывающие побочного негативного воздействия на другие природные среды и объекты: аккумулирующие емкости, отстойники, сооружения и устройства для аэрации вод, биологические инженерные очистные сооружения, биологические каналы, экраны.
  • Строительство опытных установок и цехов, связанных с разработкой методов очистки сточных вод, и переработкой жидких отходов и кубовых остатков.
  • Реконструкция или ликвидация накопителей отходов.
  • Создание и внедрение автоматической системы контроля за составом и объемом сброса сточных вод.

Какие материалы предприятие-природопользователь должно представить в Отдел нормирования, анализа состояния окружающей среды и экологического мониторинга ГУПР по г. Москве для получения Разрешения на сброс загрязняющих веществ в водный объект со сточными, ливневыми, дренажными и фильтрационными водами?

Для получения Разрешения на сброс загрязняющих веществ в водный объект со сточными, ливневыми, дренажными и фильтрационными водами предприятие-природопользователь должно представить в Отдел нормирования, анализа состояния окружающей среды и экологического мониторинга ГУПР по г. Москве следующие материалы:

1. Заявку предприятия-природопользователя об утверждении норматива ПДС.

2. Проект нормативов ПДС загрязняющих веществ, поступающих в водный объект со сточными водами предприятия-природопользователя.

3. Приложения к Разрешению на сброс сточных вод в водные объекты:

№ 1 — «Характеристика источников загрязнения (сброса сточных вод)»,

№ 2 — «Показатели качества сточных вод»,

№ 3 — «Характеристика осадка сточных вод»,

№ 4 — «Сведения о контроле качества сбрасываемых сточных вод (в том числе ливневых, дренажных, фильтрационных) вод»,

№ 5 — «Характеристика источников загрязнения (сброса сточных вод) и показатели качества по неорганизованным выпускам сточных вод».

Каков срок действия Разрешения на сброс загрязняющих веществ в водные объекты?

При действующих нормативах ПДС Разрешение на сброс загрязняющих веществ в водные объекты подлежит ежегодному переоформлению с предоставлением Технического отчета по продлению нормативов ПДС.

Поясните, пожалуйста, порядок выдачи разрешений на сброс сточных вод. И как выдается разрешение при отсутствии у предприятия проекта ПДС (проект находится на утверждении)?

Водным кодексом РФ предусмотрено, что пользование водными объектами должно осуществляться на основании соответствующих лицензий на водопользование.

Постановление Правительства РФ от 03.04.97 №383 «Об утверждении Правил предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензии на водопользование и распорядительной лицензии» определяет порядок оформления лицензии на водопользование, заявитель представляет в орган лицензирования характеристику видов намечаемой и осуществляемой хозяйственной деятельности и предложения по условиям пользования водным объектом, в том числе по улучшению состояния водного объекта и его охране, а также обоснование заявленного объема водоотведения и сведения о показателях качества отводимых и (или) дренажных вод.

Установление лимитов водопользования производится территориальными органами в области охраны окружающей среды при оформлении налогоплательщиками в установленном порядке лицензий (разрешений) на водопользование.

При отсутствии у налогоплательщиков лицензии (разрешений) на водопользование и соответственно установленных лимитов по каждому водному объекту, виду водопользования, использованию забираемых вод весь объем водопользования в этом случае рассматривается как безлицензионный.

В соответствии с п.6 ст.4 Федерального закона » О плате за пользование водными объектами» при пользовании водными объектами без соответствующей лицензии (разрешения) ставки платы увеличиваются в 5 раз по сравнению со ставками платы, обычно устанавливаемыми в отношении такого пользования на основании лицензии (разрешения).

Необходима ли лицензия на водопользование предприятию, которое сбрасывает сточные воды в систему канализации?

Лицензирование водопользования осуществляется в соответствии с Водным кодексом РФ,

Ст. 86 Водного кодекса устанавливает деление водопользования на общее и специальное. В ч.1 данной статьи указано, что использование водных объектов без применения сооружений, технических средств и устройств (общее водопользование) может осуществляться гражданами и юридическими лицами без получения лицензии на водопользование. В ч. 2 определено, что использование водных объектов с применением сооружений, технических средств и устройств (специальное водопользование) осуществляется гражданами и юридическими лицами только при наличии лицензии на водопользование, за исключением случаев использования водных объектов для плавания на маломерных плавательных средствах и для разовых посадок (взлетов) воздушных судов.

В соответствии с Приложением 1 к приказу МПР РФ от 23 октября 1998 г. №232 «Об утверждении документов по лицензированию пользования поверхностными водными объектами» — Перечнем видов специального водопользования (по поверхностным водным объектам), к специальному водопользованию относится, в том числе пользования водными объектами или их частью для сброса сточных вод, если указанные виды водопользования производятся с применением определенных сооружений, технических средств и устройств.

Пользователем водного объекта является организация, которая сбрасывает сточные воды непосредственно в водный объект. Предприятие, которое заключило договор о сбросе сточных вод в систему канализации, пользователем водного объекта не является. Следует отметить, что обязанность осуществлять плату за загрязнение окружающей среды лежит на организации, которая принимает сточные воды от абонентов в свою систему канализации и сбрасывает их в водный объект.

В том случае, если предприятие не осуществляет вышеуказанные виды специального водопользования, лицензию на водопользование получать не следует.

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *