Счет 401

Бюджетный учет: доходы и расходы будущих периодов

Доходы будущих периодов: что к ним относится

Речь идет о денежных средствах, которые учреждение по факту получило (начислило), но учитываться они будут в других, еще не наступивших периодах, например:

  • арендная плата, перечисленная за какой-то длительный период единым платежом;
  • доходы по соглашениям о субсидиях, в том числе целевых, которые будут предоставлены в следующем отчетном году;
  • средства, полученные из бюджета на определенные цели, но не истраченные в отчетный период;
  • предстоящие поступления по недостачам за прошлые периоды;
  • доходы от подписки на газеты / журналы / электронные СМИ;
  • доходы от абонентской платы, продажи годовых/квартальных/месячных абонементов;
  • предстоящий возврат обнаруженных недостач и пр.

Этот перечень может быть дополнен иными позициями согласно отраслевой специфике или иным потребностям учреждения. Главное — перечислить их в учетной политике с указанием критериев отнесения сумм к разряду доходов будущих периодов. Например, к ним можно причислить спонсорскую помощь и гранты при условии, что они будут работать как долгосрочный актив.

Как вести учет

В бухгалтерском учете доходы рассматриваемого типа фиксируются на счете 0 401 40 000 (п. 301 Инструкции № 157н от 01.12.2010). За основу берутся виды доходов, прописанные в плане ФХД, в разрезе договоров, контрактов и соглашений. Суммы отражаются на счетах аналитического учета:

  • 0 401 40 131 «Доходы будущих периодов от оказания платных услуг»;
  • 0 401 40 172 «Доходы будущих периодов от операций с активами»;
  • 0 401 40 189 «Прочие доходы будущих периодов» и пр.

На товары/работы/услуги, облагаемые НДС, учреждение обязано начислить сумму налога в момент зачисления средств от их реализации. В расчете следует использовать алгоритм расчета авансов (ставки 10/110 или 18/118). В дальнейшем начисленные суммы НДС можно принять к вычету.

Когда наконец наступает период, к которому относятся учтенные ранее доходы, их сумму переводят на текущие доходы учреждения. Оформить это можно такой операцией:

Дебет

Кредит

Зачислены в доход текущего отчетного периода доходы будущих периодов

0 401 40 1XX

0 401 10 1XX

Расходы будущих периодов: что к ним относится

Расходы также могут быть начислены учреждением в одном отчетном периоде, но относиться к будущим временным отрезкам. К таким суммам можно отнести:

  • затраты на страхование имущества учреждения, гражданской ответственности работников;
  • отпускные выплаты;
  • приобретение неисключительного права пользования нематериальными активами на протяжении нескольких отчетных периодов;
  • подготовительные работы к дальнейшему производству;
  • оплата ремонта ОС, который ведется неравномерно;
  • расходы, направленные на освоение передовых технологий, установку нового оборудования;
  • расходы на рекламу и пр.

Учреждение при необходимости имеет право закрепить в учетной политике другие виды расходов, например стоимость лицензирования нового вида деятельности. Важно не перепутать расходы будущих периодов с резервами на будущие расходы — для них используются разные схемы учета (п. 302 Инструкции № 157н).

Обратите внимание: доходы будущих периодов — это пассив, они уменьшают финансовый результат, а затраты предстоящих периодов — актив, они его увеличивают.

Учреждение ведет учет расходов будущих периодов в соответствии со сметой (планом ФХД), по видам выплат, государственным (муниципальным) контрактам (договорам) и соглашениям. Для учета используется счет 0 401 50 000. Как и доходы, расходы списывают поэтапно. Порядок должен быть зафиксирован учетной политикой организации: одинаковыми суммами в течение всего срока или пропорционально количеству выпущенной продукции. Последний способ чаще всего используют промышленные предприятия, крупные производства. Кроме того, в документе учреждение может прописать дополнительные требования к аналитическому учету таких расходов, например, если того требует отраслевая специфика деятельности.

Чаще всего бухгалтеры используют следующие счета:

  • 0 401 50 211 «Расходы будущих периодов по заработной плате»;
  • 0 401 50 212 «Расходы будущих периодов по прочим выплатам»;
  • 0 401 50 225 «Расходы будущих периодов на работы, услуги по содержанию имущества»;
  • 0 401 50 226 «Расходы будущих периодов на прочие работы, услуги»;
  • 0 401 50 262 «Расходы будущих периодов на пособия по социальной помощи населению».

Еще раз хочется обратить внимание, что расходы будущих периодов — это не авансы, эти средства уже потрачены учреждением, и возврат их невозможен, в отличие от авансовых платежей. И здесь часто возникают споры: к какому виду затрат отнести подписку на периодические СМИ и как учесть НДС. Существует точка зрения, согласно которой стоимость подписки следует отнести к авансам, если в договоре прописана обязанность издателя с определенной периодичностью предоставлять учреждению экземпляры печатных или электронных изданий в течение срока подписки. Если в договоре не указана такая обязанность, то потраченные суммы следует причислить к расходам будущих периодов.

При этом налог подлежит вычету в стандартном порядке, если деятельность организации облагается. Если нет, то сумму налога следует отнести к понесенным затратам.

Списание расходов будущих периодов проходит поэтапно. Главное — записать выбранный способ в учетной политике.

Дебет

Кредит

Списаны расходы, произведенные ранее и учитываемые в составе расходов будущих периодов, на финансовый результат текущего финансового года

0 401 20 2XX

0 109 X0 000

0 401 50 XXX

На конкретных примерах

Пример 1. Научными сотрудниками Института тяжелых металлов была разработана «Электронная энциклопедия изотопов». В декабре текущего года неисключительные права на данный программный продукт были предоставлены другой организации на один год. Стоимость составила 36 000 рублей (НДС не облагается). Институт получил указанную в договоре сумму полностью и отнес ее к коммерческой, приносящей доход деятельности.

Операции, связанные с предоставлением неисключительных прав, в том числе с учетом доходов будущих периодов, будут отражены записями:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Отражена сумма дохода за предоставление неисключительных прав

2 205 30 560

2 401 40 131

36 000

Зачислены на лицевой счет учреждения денежные средства как оплата неисключительных прав

2 201 11 510

2 205 30 660

36 000

Списана месячная часть доходов будущих периодов за предоставление неисключительных прав (запись делается в конце декабря текущего года)

2 401 40 131

2 401 10 131

3 000 (24 000 руб. / 12 мес.)

В результате всех операций на 1 января года, следующего за отчетным, на счете 0 401 40 000 возникает кредитовое сальдо, отражаемое в строке 620 (624) баланса в сумме: 36 000 — 3 000 = 33 000 руб.

Пример 2. Муниципальное бюджетное учреждение «Воткинский колледж» 22 ноября 2017 года внесло оплату в размере 6 000 рублей в счет оплаты договора ОСАГО на автомобиль, находящийся в собственности учреждения. Деньги были взяты из средств от коммерческой деятельности. Срок действия страховки с 01.12.2017 по 30.11.2018. В бухгалтерском учете учреждения были сделаны следующие записи:

Финансовый результат текущей деятельности учреждений силовых ведомств

Концепцией реформирования бюджетного процесса в РФ в 2004 — 2006 годах (далее — Концепция <1>) выдвинута идея «управления результатами» бюджетного процесса. Суть данной реформы в переходе бюджетного процесса от «управления бюджетными ресурсами (затратами)» к «управлению результатами». При этом бюджетные ресурсы между администраторами бюджетных средств распределяются с учетом или в прямой зависимости от конкретных результатов в соответствии со среднесрочными приоритетами социально-экономической политики и в пределах прогнозируемых на долгосрочную перспективу объемов бюджетных ресурсов. Деятельность администраторов бюджетных средств оценивается по достигнутым результатам. В статье рассмотрены основные моменты отражения в бюджетном учете финансового результата текущей деятельности учреждений силовых ведомств в соответствии с требованиями Инструкции N 25н <2> и с учетом различных источников получения доходов и расходования средств на их содержание.

<1> Постановление Правительства РФ от 23.12.2004 N 838 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов».
<2> Инструкция по бюджетному учету, утвержденная Приказом Минфина России от 10.02.2006 N 25н.

Инструкцией N 25н установлено, что отражение финансового результата текущей деятельности учреждения производится на счете 401 01 000. Что относится к финансовому результату текущей деятельности? Можно сказать, что это аналог счета 99 «Прибыли и убытки» Плана счетов бухгалтерского учета, который применяют коммерческие организации. Однако не стоит забывать, что бюджетный учет, в отличие от коммерческого, ведется методом начисления.

Таким образом, на счете 401 01 000 «Финансовый результат текущей деятельности учреждения» учитываются доходы и расходы, начисленные учреждением за отчетный период. В конце финансового года счет подлежит закрытию. Результат финансовой деятельности учреждения силового ведомства как разница между начисленными суммами доходов и расходов может быть как положительным, так и отрицательным. Кредитовый остаток по счету отражает положительный результат, а дебетовый — отрицательный.

В соответствии с п. 138 Инструкции N 25н органы государственной власти, местного самоуправления, управления государственными внебюджетными фондами, Центральный банк РФ, а также бюджетные учреждения, осуществляющие в соответствии с законодательством РФ контроль над правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание, принятие решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) обязательных платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним и иным поступлениям в бюджеты бюджетной системы РФ, то есть являющиеся администраторами поступлений в бюджет, отражают в бюджетном учете расчеты по начисленным суммам доходов в момент возникновения требований к плательщикам. Однако это не означает прямое поступление доходов, учитываемых администраторами, на их лицевые счета. Все администрируемые доходы направляются в соответствующие бюджеты, бюджетное учреждение лишь осуществляет их учет.

Финансово-хозяйственная деятельность бюджетных учреждений, в том числе и силовых министерств и ведомств, производится в соответствии с утвержденными вышестоящей организацией лимитами бюджетных обязательств и сметами доходов и расходов и ассигнований, поступающих из бюджета строго по целевому назначению.

Поскольку учреждения силовых ведомств в основном являются администраторами доходов, как правило, не превышающих расходов на их содержание, остаток на конец отчетного периода — дебетовый.

Учет доходов

Доходами бюджетного учреждения могут быть:

  • администрируемые доходы, такие как налоговые, доходы от собственности, от рыночных продаж готовой продукции, работ и услуг, суммы принудительного изъятия, доходы от операций с активами, от реализации активов и прочие;
  • средства, полученные от деятельности, приносящей доход.

Доходы, начисляемые учреждением, отражаются на субсчетах аналитического учета счета 401 01 100 «Доходы учреждения» с учетом кодов операций сектора государственного управления.

Учреждения силовых ведомств, как правило, не используют счета 401 01 120 «Доходы от собственности» и 401 01 160 «Взносы, отчисления на социальные нужды», поэтому в данной статье операции с этими счетами не рассматриваются.

Рассмотрим отражение доходов по каждому субсчету аналитического учета счета 401 01 100 «Доходы учреждения».

Счет 401 01 110 «Налоговые доходы»

Счет 401 01 110 «Налоговые доходы» используют бюджетные учреждения — администраторы доходов бюджета, таких как налоги, сборы и иные обязательные платежи, в соответствии с Приложением 11 к Приказу Минфина России N 152н <3>. В основном администраторами налоговых доходов среди учреждений силовых министерств и ведомств являются учреждения ФТС России (таможенные сборы и платежи).

<3> Приказ Минфина России от 21.12.2005 N 152н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ».

Начисление доходов администрирующим их учреждением отражается в бюджетном учете по дебету счета 205 01 560 «Увеличение дебиторской задолженности по налоговым доходам» и кредиту счета 401 01 110 «Налоговые доходы».

Счет 401 01 130 «Доходы от рыночных продаж готовой продукции, услуг, работ»

Данный счет применяется учреждениями силовых ведомств как для отражения доходов, полученных за счет бюджетных средств, так и при осуществлении иной приносящей доход деятельности.

Доходы, учитываемые на счете 401 01 130 «Доходы от рыночных продаж готовой продукции, услуг, работ», подлежащие отражению за счет бюджетных средств, — это возмещение расходов бюджетного учреждения за трудовые книжки и вкладыши в них, а также доходы, полученные при осуществлении услуг, работ как от основной (в качестве администраторов доходов), так и от приносящей доход деятельности, и др.

Трудовые книжки и вкладыши в них приобретаются учреждением по рыночной цене. Согласно п. 47 Постановления Правительства РФ N 225 <4> при выдаче работнику трудовой книжки и вкладыша в нее работодатель взимает с него плату, соответствующую расходам на их приобретение.

<4> Постановление Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 «О трудовых книжках».

В бюджетном учете операции, связанные с выдачей трудовых книжек и вкладышей в них работникам учреждения, отражаются по дебету счета 205 03 560 «Увеличение дебиторской задолженности по доходам от рыночных продаж готовой продукции, услуг, работ» и кредиту счета 401 01 130 «Доходы от рыночных продаж готовой продукции, услуг, работ».

В случае осуществления предпринимательской деятельности полученные доходы от реализации продукции, работ и услуг учитываются по кредиту счета 2 401 01 130 «Доходы от рыночных продаж готовой продукции, услуг, работ».

Счет 401 01 140 «Суммы принудительного изъятия»

Счет 401 01 140 «Суммы принудительного изъятия» используется бюджетными учреждениями — администраторами следующих доходов бюджета в соответствии с Приложением 11 к Приказу Минфина России N 152н:

  • поступление сумм в возмещение причиненного военного имуществу ущерба — учреждениями Минобороны России и ФСБ России;
  • денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства — учреждениями МВД России и др.

На данном счете объемы поступлений указанных доходов отражаются методом начисления. Доходы отражаются администрирующим их учреждением в бюджетном учете по дебету счета 205 04 560 «Увеличение дебиторской задолженности по суммам принудительного изъятия» и кредиту счета 401 01 140 «Суммы принудительного изъятия».

Счет 401 01 150 «Безвозмездные и безвозвратные поступления от бюджетов»

Счет 401 01 150 «Безвозмездные и безвозвратные поступления от бюджетов», в соответствии с классификацией операций сектора государственного управления, подразделяется на счета:

401 01 151 «Поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ»;

401 01 152 «Перечисления наднациональных организаций и правительств иностранных государств»;

401 01 153 «Перечисления международных финансовых организаций».

Учреждения силовых ведомств на уровне получателей бюджетных средств в большинстве своем в силу секретности сведений и других причин не взаимодействуют с иностранными и международными организациями, поэтому в бюджетном учете они могут использовать только счет 401 01 151 «Поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ» (применяется редко). На нем в качестве доходов отражается безвозмездное получение нефинансовых активов по распоряжению (извещению) в рамках движения объектов между учреждениями бюджетов разных уровней. При этом учреждение делает бухгалтерскую запись по дебету соответствующих счетов аналитического учета 106 00 000 «Вложения в нефинансовые активы» и кредиту счета 401 01 151 «Поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ».

Кроме того, по кредиту счета 401 01 151 «Доходы от поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» учреждение учитывает начисление сумм доходов по субвенциям, субсидиям и прочим текущим трансфертам на основании Уведомления по расчетам между бюджетами (ф. 0504817). Однако учреждения силовых ведомств практически не получают их от бюджетов других уровней, поэтому в данном контексте счет 401 01 151 финансовыми службами почти не используется.

Счет 401 01 170 «Доходы от операций с активами»

Наиболее часто используемый счет бюджетного учета по отражению финансового результата — 401 01 170 «Доходы от операций с активами». Он подразделяется на счета:

  • 401 01 171 «Доходы от переоценки активов»;
  • 401 01 172 «Доходы от реализации активов».

Счет 401 01 171 применяется для учета доходов, полученных от переоценки активов в драгоценных металлах, а также курсовой разницы при переводе денежных средств из иностранной валюты в валюту РФ.

С момента введения в действие новой Инструкции N 25н, то есть в 2006 г., переоценка активов не проводилась. В случае принятия порядка проведения переоценки, установленного Минфином России, отражение в бюджетном учете положительного результата переоценки (увеличения стоимости) производится по дебету счета 101 08 310 «Увеличение стоимости драгоценностей и ювелирных изделий» и кредиту счета 401 01 171 «Доходы от переоценки активов».

Переоценка активов в драгоценных металлах может быть отрицательной, тогда сумма доходов уменьшается и отражается по дебету счета 401 01 171 «Доходы от переоценки активов» и кредиту счета 101 08 410 «Уменьшение стоимости драгоценностей и ювелирных изделий». Стоит отметить, что активы в драгоценных металлах в учреждениях силовых ведомств — редкий случай.

Счет 401 01 172 «Доходы от реализации активов» более распространен в бюджетном учете. Он применяется для отражения доходов:

  • при списании объектов основных средств, нематериальных и непроизведенных активов при их продаже, вследствие недостачи;
  • при списании объектов основных средств, нематериальных и непроизведенных активов, пришедших в негодность;
  • в случае оприходования материальных запасов, полученных от ликвидации основных средств и остающихся в распоряжении учреждения;
  • при списании материальных запасов в случае их реализации и выявленных недостач;
  • при списании недостач готовой продукции;
  • при отражении сумм выявленных недостач, хищений, потерь по рыночной стоимости;
  • при отражении сумм, списанных с баланса в связи с неустановлением виновных лиц и уточнением по решениям судов;
  • при списании расходов, связанных с реализацией активов, в части реализации готовой продукции.

Все, что связано со списанием с баланса учреждения объектов нефинансовых активов, пришедших в негодность, продажей или в случае их недостачи, отражается по дебету счета 401 01 172, то есть уменьшает сумму доходов. Увеличение доходов (кредит счета 401 01 172) происходит в случае оприходования материалов, полученных от ликвидации основных средств и остающихся в распоряжении учреждения, а также при отражении сумм выявленных недостач, хищений, потерь по рыночной стоимости.

Счет 401 01 180 «Прочие доходы»

На счете 401 01 180 «Прочие доходы» учитываются все остальные доходы, начисляемые бюджетным учреждением, не включенные в ранее рассматриваемые счета учета доходов.

Представим основные бухгалтерские операции, отражаемые в бюджетном учете с использованием счета учета прочих доходов 401 01 180:

  • оприходование излишков нефинансовых активов (основных средств, нематериальных и непроизведенных активов), выявленных при инвентаризации, по рыночной стоимости;
  • безвозмездное получение нефинансовых активов в рамках движения объектов между учреждениями, подведомственными разным главным распорядителям (распорядителям) средств бюджетов одного уровня, от государственных и муниципальных учреждений;
  • безвозмездное получение материальных запасов по распоряжению (извещению) в рамках движения объектов между учреждениями, подведомственными разным главным распорядителям (распорядителям) средств бюджетов одного уровня, от государственных и муниципальных организаций;
  • оприходование излишков материальных ценностей, выявленных при инвентаризации;
  • вложения в объекты основных средств нематериальных, непроизведенных активов при их безвозмездном получении по балансовой стоимости в рамках движения объектов между учреждениями, подведомственными разным главным распорядителям (распорядителям) средств бюджетов одного уровня, от государственных и муниципальных организаций, а также при безвозмездном получении по рыночной стоимости от иных юридических лиц;
  • начисление суммы сборов и платежей в бюджет;
  • начисление задолженности покупателя имущества по налогам, подлежащим перечислению бюджетными учреждениями в бюджет, в случаях, установленных налоговым законодательством РФ;
  • начисление сумм возвратов доходов плательщикам и др.

Рассмотрим пример отражения доходов в учете федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба.

Пример 1. Силовое ведомство, финансируемое из федерального бюджета, во II квартале 2006 г. произвело следующие операции, связанные с получением доходов:

  • начислены таможенные сборы и пошлины на общую сумму 2 000 000 руб. По данным ОФК, во II квартале 2006 г. поступило 1 800 000 руб.;
  • вновь принятому работнику выдана трудовая книжка, приобретенная в декабре 2005 г. по цене 100 руб. Деньги за нее внесены работником в кассу учреждения, затем сданы на лицевой счет по учету бюджетных средств и перечислены в доход бюджета (так как расходы на приобретение произведены в прошлом финансовом году);
  • в июне 2006 г. реализована произведенная в мае этого же года продукция стоимостью 35 400 руб. (в том числе НДС — 5400 руб.). Оплата продукции внесена безналичным путем в полном объеме. Лицевой счет учреждения обслуживается органами Казначейства;
  • получены безвозмездно от областной администрации 250 пачек бумаги на общую сумму 20 000 руб., которые отражены в учете как полученные по основной деятельности;
  • списан с баланса компьютер первоначальной стоимостью 5000 руб. и начисленной суммой амортизации — 100%. При ликвидации оприходована клавиатура (запасная часть) стоимостью 250 руб. Компьютер числился в учете по основной деятельности;
  • в связи со сменой материально-ответственного лица учреждение провело инвентаризацию по состоянию на 01.05.2006. В результате нее выявлены:

а) недостача сканера балансовой стоимостью 3400 руб., сумма амортизации на 01.05.2006 — 2600 руб. Недостача в полном объеме возмещена материально-ответственным лицом в кассу учреждения;

б) излишки — принтер, не отраженный в учете учреждения, его рыночная стоимость — 3000 руб. Отражение излишков основных средств в учете произведено по основной деятельности.

Бухгалтером силового ведомства во II квартале сделаны следующие проводки.

Как определить финансовый результат в конце отчетного года

В предлагаемом материале рассказывается о том, как правильно закрыть счета в конце года, как сформировать и определить финансовый результат для отражения его в годовом балансе учреждения и как провести анализ финансового результата.

По завершении отчетного года бухгалтерия учреждения должна в обязательном порядке:

  • провести инвентаризацию (ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ (в ред. от 28.12.2013) «О бухгалтерском учете», п. 20 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (в ред. от 12.10.2012; далее — Инструкция № 157н);
  • закрыть счета текущего финансового года;
  • определить финансовый результат.

Учет финансового результата учреждение ведет на аналитических счетах к счету 401.00 «Финансовый результат хозяйствующего субъекта». Счет предназначен для отражения результата финансовой деятельности учреждений, а также финансового результата публично-правового образования по результатам исполнения соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, сметы (плана финансово-хозяйственной деятельности) бюджетного учреждения, автономного учреждения за текущий финансовый год и за прошлые финансовые периоды (п. 293 Инструкции № 157н).

До закрытия счетов текущего финансового года необходимо произвести все расчеты по налогам и сборам, а также расчеты с дебиторами и кредиторами.

В конце года нужно закрыть счета по видам деятельности (видам финансового обеспечения), отражающие доходы и расходы отчетного периода. В нашем случае это бюджетный вид деятельности КФО 4 (за счет получения субсидий на выполнение государственного задания) и предпринимательский вид деятельности КФО 2 (оказание услуг юридическим и физическим лицам на платной основе).

При этом сальдо, сформированное на конец года на соответствующих счетах счета 401.20 «Расходы текущего финансового года» и счета 401.10 «Доходы текущего финансового года», списывается на счет 401.30 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов» (пп. 297, 300 Инструкции № 157н).

Закрытие счетов согласно Методическим указаниям по применению форм первичных учетных документов и формированию регистров бухгалтерского учета органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями, утвержденным Приказом Минфина России от 15.12.2010 № 173н (далее — Методические указания), отражается в справке (ф. 0504833).

Порядок отражения в бухгалтерском (бюджетном) учете операций по закрытию счетов доходов и расходов зависит от типа государственного (муниципальное или федеральное) учреждения.

В учете казенных учреждений закрытие счета 401.20 отражается следующими проводками:

Дебет счета гКБК 0.401.30.000 Кредит счета КРБ 0.401.20 (в разрезе КОСГУ) — отражено списание на финансовый результат расходов.

Закрытие счета 401.10 отражается проводкой:

Дебет счета КДБ (КИФ) 0.401.10 (в разрезе КОСГУ) Кредит счета гКБК 0.401.30.000 — отражено списание на финансовый результат доходов.

В соответствии с Инструкцией № 157н на счет 401.00 «Финансовый результат экономического субъекта» отражаются:

  • «Доходы текущего финансового года» — счет 0.401.10.000;
  • «Расходы текущего финансового года» — счет 0.401.20.000;
  • «Финансовый результат прошлых отчетных периодов» — счет 0.401.30.000.

Бюджетные учреждения — получатели бюджетных средств операции по закрытию счетов доходов и расходов отражают в порядке, установленном для казенных учреждений. В учете бюджетного учреждения, которое получает субсидии из бюджета в соответствии с п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ, данные операции отражаются следующим образом:

  • закрытие счета 401.20:

Дебет счета 0.401.30.000 Кредит счета 0.401.20 (в разрезе КОСГУ) — отражено списание на финансовый результат расходов (на основании справки ф. 0504833);

  • закрытие счета 0.401.10 (в разрезе КОСГУ) Кредит 0.401.30.000 — отражено списание на финансовый результат доходов (на основании справки форма 0504833).

В учете автономных учреждений используются следующие проводки:

  • для закрытия счета 401.20:

Дебет счета 0.401.30.000 Кредит счета 0.401.20 (в разрезе кодов видов выбытий) — отражено списание на финансовый результат расходов (на основании справки ф. 0504833);

  • для закрытие счета 401.10:

Дебет счета 0.401.10 (в разрезе кодов видов поступлений) Кредит счета 0.401.30.000 — отражено списание на финансовый результат доходов (на основании справки ф. 0504833).

В 24–26 разрядах номера счета указывается код вида выбытий (поступлений), соответствующий структуре данных, утвержденных Планом финансово-хозяйственной деятельности автономного учреждения (пп. 3, 184 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 23.10.2010 № 183н (далее — Инструкция № 183н), Инструкцией № 157н).

Рассмотрим пример закрытия счетов в конце года.

Пример 1

Доходы учреждения за год составили 1 000 000 руб., расходы — 500 000 руб. Кроме этого, за год произведены расходы за счет прибыли в сумме 100 000 руб. В течение года авансовые платежи по налогу на прибыль составили 80 000 руб.

В течение года делаются следующие бухгалтерские записи:

Дебет счета КДБ.2.205.31.560 Кредит счета КДБ.2.401.10.130 — начислен доход за оказанные услуги в сумме 1 000 000 руб.;

Дебет счета КРБ.2.109.61.200 Кредит счета КРБ.2.302.00.730 — отражены затраты, связанные с оказанием услуг, в сумме 500 000 руб.;

Дебет счета КДБ.2.401.10.130 Кредит счета КРБ.2.109.61.200 — списаны затраты на формирование фактической стоимости оказанных услуг в сумме 500 000 руб.;

Дебет счета КРБ.2.401.20.290 Кредит счета КРБ 2.302.91.730 — произведены расходы за счет прибыли в сумме 100 000 руб.;

Дебет счета КДБ.2.401.10.130 Кредит счета КДБ.2.303.03.730 — начислены авансовые платежи по налогу на прибыль в сумме 80 000 руб.

В конце года делаются проводки:

Дебет счета гКБК.2.401.30.000 Кредит счета КРБ.2.401.20.290 — 100 000 руб. — закрыт счет 2.401.20.290.

Показатели, собранные за текущий финансовый год на счете 304.04 «Внутриведомственные расчеты» (в части законченных расчетов), в конце года списываются на счет 401.30 (п. 300 Инструкции № 157н, п. 172 Инструкции № 183н).

Обратите внимание! Получатели бюджетных средств при наличии неиспользованных средств на конец года должны перечислить эти средства главному распорядителю (распорядителю).

Рассмотрим пример закрытия счета 4.304.04.000 и перечисления остатка неизрасходованного финансирования главному распорядителю бюджетных средств.

Пример 2

Учреждение в течение года получило от главного распорядителя на оплату коммунальных услуг 300 000 руб. За год на оплату коммунальных услуг израсходовали 280 000 руб.

В течение года бухгалтер делает следующие проводки по счетам:

Дебет счета КИФ.4.201.11.510 Кредит счета КРБ.4.304.04.223 — 300 000 руб. — получено финансирование на оплату коммунальных услуг;

Дебет забалансового счета 17 (код бюджетной классификации расходов) — 300 000 руб. — отражено поступление средств на счет учреждения;

Дебет счета КРБ.4.401.20.223 Кредит счета КРБ.4.302.23.730 — 280 000 руб. — начислены расходы по коммунальным услугам;

Дебет счета КРБ.4.302.23.830 Кредит счета КИФ.4.201.11.610 — 280 000 руб. — оплачены коммунальные услуги согласно заключенным договорам;

Кредит забалансового счета 18 (код бюджетной классификации расходов) — 280 000 руб. — отражено выбытие средств со счета учреждения.

В конце года в учете оформляются следующие проводки:

Дебет КРБ.4.304.04.223 Кредит счета КИФ.4.201.11.610 — 20 000 руб. — перечислена сумма неиспользованных средств;

Кредит счета 18 (код бюджетной классификации расходов) — 20 000 руб. — отражено выбытие средств со счета учреждения;

Дебет счета гКБК.4.401.30.000 Кредит счета КРБ.4.401.20.223 — 280 000 руб. — закрыт счет 4.401.20.223;

Дебет счета КРБ.4.304.04.223 Кредит счета гКБК.4.401.30.000 — 280 000 руб. — закрыт счет 4.304.04.223.

Уточним, что такое КДБ, КРБ, КИФ в бюджетной классификации. В программе «1C: 8.2» используется справочник группы «Бюджетная классификация» для формирования 26-разрядных номеров счетов Рабочего плана счетов учреждения, оформления расчетно-платежных документов, а также для построения иерархической структуры бюджетной классификации в целях формирования бюджетной отчетности в структуре бюджета (сводной бюджетной росписи). Справочники поставляются заполненными и содержат соответствующие бюджетные классификаторы, утвержденные Приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н (в ред. от 11.06.2014). Так, классификация доходов (КДБ) представлена четырьмя справочниками:

  • главы по бюджетной классификации;
  • группы, подгруппы КДБ;
  • статьи, подстатьи КДБ;
  • подвиды доходов КДБ.

Классификация источников финансирования (КИФ) дефицита бюджетов представлена также четырьмя справочниками:

  • группы по бюджетной классификации;
  • группы, подгруппы КИФ;
  • статьи КИФ;
  • виды источников КИФ.

Классификация расходов бюджетов (КРБ) представлена семью справочниками:

  • главы по бюджетной классификации;
  • разделы, подразделы КРБ;
  • целевые статьи КРБ;
  • программы целевых статей КРБ;
  • подпрограммы целевых статей КРБ;
  • виды расходов КРБ;
  • КОСГУ.

Справочник «Коды экономической классификации (КЭК)» поставляется в программе 1С заполненным, содержит коды операций сектора государственного управления (КОСГУ).

КЭК задается в карточке счета и хранится в регистре сведений «КОСГУ счетов».

Учет по кодам КОСГУ реализован в виде субконто «КЭК», которое прикреплено ко всем балансовым счетам.

Подбор полного 26-разрядного счета в объектах конфигурации осуществляется на основании регистров сведений «Рабочие счета» и «КОСГУ счетов».

КОСГУ — это аналитический код номера счета в 24–26 разрядах номера счета в плане счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений.

Так, доходы от оказания платных услуг отражаются на счете 2.401.10.130, здесь мы видим КОСГУ 130. Прочие доходы отражаются на счете 2.401.10.180 (КОСГУ 180).

Расходы за счет себестоимости по предпринимательской деятельности отражаются на счете 2.109.61.000, где применяется в последних разрядах КОСГУ. Например, затраты на заработную плату в себестоимости готовой продукции, работ, услуг отражаются на счете 2.109.61.211 (КОСГУ 211).

Рассмотрим КОСГУ по видам затрат:

211. Заработная плата.

212. Прочие выплаты.

213. Начисления на выплаты по оплате труда.

220. Приобретение работ, услуг,

в том числе:

221. Услуги связи.

222. Транспортные услуги.

223. Коммунальные услуги.

224. Арендная плата за пользование имуществом.

225. Работы, услуги по содержанию имуществом.

226. Прочие работы, услуги.

260. Социальное обеспечение,

в том числе:

262. Пособия по социальной помощи населению.

263. Пенсии, пособия, выплачиваемые организациями сектора государственного управления.

290. Прочие расходы.

270. Расходы по операциям с активами,

в том числе:

271. Амортизация основных средств и нематериальных активов.

272. Расходование материальных запасов.

273. Чрезвычайные расходы по операциям с активами.

Также счет 0.401.20.000 в разделе «Финансовый результат» имеет аналитический КОСГУ. Например «Прочие расходы» отражаются на счете 0.401.20.290 (КОСГУ 290).

В бюджетных учреждениях себестоимость готовой продукции работ, услуг отражается на счете 0.109.61.000 (в разрезе КОСГУ) по КФО 2 по предпринимательской деятельности и по КФО 4 по бюджетной деятельности. Расходы за счет прибыли по предпринимательской деятельности (материальная помощь, расходы на цветы, на подарки) относят сразу на финансовый результат счет 2.401.20.000.

Чтобы в конце года сделать закрытие счетов и определить финансовый результат нужно сначала в конце отчетного периода затраты по счету 0.109.61.000 (в разрезе КОСГУ) списать на счет 0.401.20.000 (в разрезе КОСГУ) (рис. 1).

СЧЕТ 401.20 КФО 2

Сальдо на начало

Обороты за период

Сальдо на конец

дебет

кредит

дебет

кредит

дебет

кредит

Виды затрат

211. Заработная плата

568 345,96

568 345,96

263. Пенсии,пособия,выплачиваемые организациями сектора государственного Управления

139 910

139 910

271. Аморизация основных средств

99 849,69

99 849,69

272. Расходование материальных запасов

59 634,38

59 634,38

290. Прочие расходы

350 331,09

350 331,09

Итого

1 218 071,12

1 218 071,12

Рис. 1. Расходы текущего года, отнесенные сразу на финансовый результат (руб.)

B программе «1С: Предприятие8.2» выбираем операцию «Услуги» → «Списание затрат». После этого выбираем режим заполнения «Заполнить по итогам» и нажимаем F5.

Подбираем услуги (зарплата, начисления на зарплату, коммунальные услуги, транспортные услуги, услуги по содержанию имущества, аренда, прочие услуги и т. д.), результат заполнения — в документ (все услуги в итоговой сумме по счету 0.109.61.00). Так формируется справка ф. 0504833, которая отражает «Списание затрат по услугам и работам» (рис. 2).

Рис. 2. Справка к документу «Списание затрат по услугам и работам» от 31.12.2013 (форма 0504833) по предпринимательской деятельности, руб.

Итак, мы сформировали справку ф. 0504833 «Списание затрат по услугам и работам» по завершению финансового отчетного года и можем перейти к формированию документа по закрытию балансовых счетов в конце года и определению финансового результата. Формируем форму 0504833 (рис. 3). Эта же форма используется для закрытия балансовых счетов в конце года.

Рис. 3. Справка «Закрытие балансовых счетов в конце года» от 31.12.2013 года (форма 0504833) по предпринимательской деятельности, руб.

Из этой формы мы определяем финансовый результат по предпринимательской деятельности учреждения:

Дебет счета 2.401.10.130 Кредит счета 2.401.30.000 — 18 346 157,42 руб.;

Дебет счета 2.401.30.000 Кредит счета 2.401.20 (КОСГУ) — 17 301 533,54 руб.

Финансовый результат равен 1 044 623,88 руб. по предпринимательской деятельности. Налог на прибыль за отчетный год — 200 000 руб.

Значит, в годовой форме 0503721 «Отчет о финансовых результатах деятельности учреждения» по коду строки 300 «Чистый операционный результат» будет отражена сумма 844 623,88 руб. (1 044 623,88 руб. – 200 000 руб.).

Как видим из справки «Закрытие балансовых счетов в конце года» от 31.12.2013 года (ф. 0504833) (рис. 4), бюджетное финансирование за счет субсидий, полученное от главного распорядители бюджетных средств, закрыто полностью, иначе говоря, израсходованы субсидии для выполнения государственного задания в полном объеме, финансовый результат равен 0:

Дебет счета 4.401.30.000 Кредит счета 4.401.20(КОСГУ) — 11 139 600 руб.;

Дебет счета 4.304.04(КОСГУ) Кредит счета 4.401.30.000 — 11 139 600 руб.

Рис. 4. Справка «Закрытие балансовых счетов в конце года» от 31.12.2013 года (ф. 0504833) по бюджетной деятельности

Как видим, бюджетное финансирование за счет субсидий, полученное от главного распорядителя бюджетных средств, закрыто полностью, иначе говоря, субсидии для выполнения государственного задания израсходованы в полном объеме, финансовый результат равен 0:

Дебет счета 4.401.30.000 Кредит счета 4.401.20(КОСГУ) — 11 139 600 руб.;

Дебет счета 4.304.04(КОСГУ) Кредит счета 4.401.30.000 — 11 139 600 руб.

Итак, мы рассмотрели бухгалтерские проводки по закрытию счетов в конце года казенных, бюджетных, автономных учреждений, проанализировали простые примеры закрытия счетов бюджетного учреждения, рассмотрели порядок формирования таблиц к справке 0504033 «Закрытие балансовых счетов в конце года» в двух вариантах — по предпринимательской и по бюджетной деятельности (за счет субсидий), и после закрытия счетов определили финансовый результат (он у нас положительный, это значит, что доходы превысили расходы).

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *