Штрафы за нарушение экологического законодательства

Законодательство о сжигании мусора на территории предприятия или во дворе регулируется законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», согласно которому производственные и бытовые отходы собирают, обезвреживают, хранят и захоранивают. Сжигание мусора на территории предприятия или во дворе является опасным для экологии и пожароопасным способом обработки отходов. Но существует способ обезвреживания отходов, который может быть безопасными для здоровья и окружающей среды — мусоросжигание в специальных печах.

Содержание

Во дворе

Частным домовладениям допускается пережигание отходов только при соблюдении норм пожарной охраны, оборудовав специальную зону на своем участке. Для пережигания мусора во дворе нужно:

  • отступить на 50 м от любых строений, 100 м от хвойных деревьев, 30 м от лиственных;
  • выкопать яму не менее 30 см глубиной и не более 1 м в диаметре или поставить железную емкость на ровную площадку;
  • подготовить огнетушитель или емкости с водой, песком;
  • не оставлять без присмотра открытый огонь.

В Московской области запрещено разведение открытого огня и сжигание мусора во дворе домовладений.

Регионы могут устанавливать дополнительные правила, касающиеся разведения огня на частном участке, в случае пожароопасной обстановки.

Предприятия

Заводам и предприятиям допускается сжигание мусора на территории организации, если:

  • установлено специальное оборудование, соответствующее бюрократическим и экологическим требованиям;
  • установлены специальные фильтры, не допускающие вредных выбросов;
  • ведется технологическая документация и мониторинг выбросов.

Оборудование, о котором идет речь, называется инсинераторы бытовых и производственных отходов. Инсинераторы пережигают сырье дважды, сначала в основной камере, а затем дожигают газы для предотвращения вредных выбросов в атмосферу.

Образовательные учреждения

На территории школы и других образовательных учреждений запрещено сжигать отходы по нормам закона №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» и законам регионов, в которых они находятся. Данные учреждения обязаны вести складирование и учет отходов, а также подписать договор со специализированной фирмой по утилизации отходов из числа крупных региональных операторов. В Санкт-Петербурге это компания СПб ГУП «Завод МПБО-2» , в Московской области это ООО «Рузский региональный оператор» и другие.

Законодательство немного отличается в каждом муниципальном образовании, но общие правила для всей территории РФ все же существуют.

Нельзя разводить огонь и тем более пережигать мусор в городе или в лесу. В случае выявления нарушений физические лица получат от пожарной инспекции штраф в виде 1000-2000 р. Должностное лицо, на территории учреждения которого выявили нарушения, будет оштрафован на 10000-30 000 р. Размер штрафа для юридического лица составит 100 т-250т рублей.

Ответственность за нарушения природоохранного законодательства

Право природопользования представляет собой совокупность установленных законодательством норм и правил, обуславливающих деятельность физических и юридических лиц по использованию земли, ее недр и других природных объектов для удовлетворения текущих и перспективных экономических, экологических и других жизненно важных интересов и потребностей граждан, общества и государства.

Субъекты природопользования обладают определенными правами и обязанностями, объем и состав которых определяются, в первую очередь, видом природных объектов и различным статусом субъектов права природопользования.

Хозяйствующие субъекты наряду с иными субъектами гражданских прав и обязанностей должны соблюдать законодательно установленные правила и вести свою деятельность, не нарушая прав и законных интересов других предпринимателей, граждан, общества и государства.

К основным обязанностям природопользователя можно отнести обязанность рационально использовать природные объекты в соответствии с их целевым назначением, применять экологически совместимые технологии, осуществлять природоохранные мероприятия, своевременно и правильно производить плату за пользование природными объектами и загрязнение окружающей природной среды и т. д.

За экологические правонарушения должностные лица несут дисциплинарную, административную, уголовную, гражданско-правовую, материальную ответственность, а предприятия, учреждения, организации — административную и гражданско-правовую ответственность.

Административная ответственность

За экологические правонарушения установлена статьями, включенными в главу 8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ). В их числе:

— Несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов (статья 8.1);
— Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами (статья 8.2);
— Нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами (статья 8.3);
— Нарушение законодательства об экологической экспертизе (статья 8.4);
— Сокрытие или искажение экологической информации (статья 8.5);
— Порча земель (статья 8.6);
— Невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв (статья 8.7);
— Использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению (статья 8.8);
— Нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов (статья 8.9);
— Нарушение требований по рациональному использованию недр (статья 8.10);
— Нарушение правил и требований проведения работ по геологическому изучению недр (статья 8.11);
— Нарушение режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах (статья 8.12);
— Несоблюдение условия обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе (статья 8.12.1);
— Нарушение правил охраны водных объектов (статья 8.13);
— Нарушение правил водопользования (статья 8.14);
— Нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств (статья 8.15);
— Нарушение правил охраны атмосферного воздуха (статья 8.21);
— Выпуск в эксплуатацию механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума (статья 8.22);
— Эксплуатация механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума (статья 8.23);
— Нарушение правил использования лесов (статья 8.25);
— Самовольное использование лесов, нарушение правил использования лесов для ведения сельского хозяйства, уничтожение лесных ресурсов (статья 8.26);
— Нарушение правил лесовосстановления, правил лесоразведения, правил ухода за лесами, правил лесного семеноводства (статья 8.27);
— Незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан (статья 8.28);
— Нарушение требований лесного законодательства об учете древесины и сделок с ней (статья 8.28.1);
— Уничтожение мест обитания животных (статья 8.29);
— Уничтожение лесной инфраструктуры, а также сенокосов, пастбищ (статья 8.30);
— Нарушение правил санитарной безопасности в лесах (статья 8.31);
— Нарушение правил пожарной безопасности в лесах (статья 8.32);
— Нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов (статья 8.33);
— Уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений (статья 8.35);
— Нарушение правил переселения, акклиматизации или гибридизации объектов животного мира и водных биологических ресурсов (статья 8.36);
— Нарушение правил охоты, правил, регламентирующих рыболовство и другие виды пользования объектами животного мира (статья 8.37);
— Нарушение правил охраны водных биологических ресурсов (статья 8.38);
— Нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях (статья 8.39);
— Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду (статья 8.41);
— Нарушение специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на прибрежной защитной полосе водного объекта, водоохранной зоны водного объекта либо режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (статья 8.42);
— Нарушение режима осуществления хозяйственной и иной деятельности в границах зон затопления, подтопления (статья 8.44);
— Невыполнение требований по оборудованию хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранных зон, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод (статья 8.45);
— Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений (статья 8.46).

Конкретные требования, за нарушение которых наступает административная ответственность, установлены отраслевыми законами и подзаконными актами.

К правонарушителям в области административного производства применяются следующие виды административных наказаний: штраф, предупреждение, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; лишение специального права; административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Наложение штрафа не освобождает виновных от обязанности возмещения причиненного вреда и устранения последствий административного правонарушения.

Деяния, представляющие собой повышенную общественную опасность, входят в составы экологических преступлений, за которые установлена уголовная ответственность уголовным законодательством Российской Федерации.

Уголовная ответственность

Уголовная ответственность может наступить не только за оконченное преступление, но и за попытку его совершения, за приготовление и покушение на преступление.

Экологические преступления указаны в специальной главе Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) «Экологические преступления», в которой содержится 18 статей, в числе которых:

Статья 246 УК РФ — нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ.
Преступность данного деяния заключается в нарушении правил охраны окружающей среды при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных, научных и иных объектов лицами, ответственными за соблюдение этих правил, если это повлекло существенное изменение радиоактивного фона, причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животных либо иные тяжкие последствия.

Статья 247 УК РФ — нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов.
Сущность данного деяния — производство запрещенных видов опасных отходов, транспортировка, хранение, захоронение, использование или иное обращение радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов с нарушением установленных правил, если эти деяния: создали угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде; повлекли загрязнение, отравление или заражение окружающей среды, причинение вреда здоровью человека либо массовую гибель животных; были совершены в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации; повлекли по неосторожности смерть человека либо массовое заболевание людей.

Статья 248 УК РФ — нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами.
Для применения данной статьи обязательным условием является наличие следующих негативных последствий: причинение вреда здоровью человека; распространение эпидемий или эпизоотий; иные тяжкие последствия, в том числе наступление по неосторожности смерти человека.

Статья 249 УК РФ — нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений.
Названная статья признает уголовно наказуемыми деяния, выразившиеся в нарушении ветеринарных правил, повлекшие по неосторожности распространение эпизоотий или иные тяжкие последствия; нарушение правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия.

Статья 250 УК РФ — загрязнение вод.
Статья предусматривает наступление уголовной ответственности за загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод, источников питьевого водоснабжения либо иное изменение их природных свойств, если эти деяния: повлекли причинение существенного вреда животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству; причинение вреда здоровью человека или массовую гибель животных; были совершены в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации; повлекли по неосторожности смерть человека либо массовое заболевание людей.

Статья 251 УК РФ — загрязнение атмосферы.
Данная статья признает преступлением нарушение правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ или нарушение эксплуатации установок, сооружений и иных объектов, если эти деяния повлекли загрязнение или иное изменение природных свойств воздуха; по неосторожности причинение вреда здоровью человека; по неосторожности смерть человека. Критерии экстремального высокого загрязнения атмосферы воздуха определены в Инструкции о порядке предоставления информации о загрязнении окружающей среды на территории РФ, утвержденной Приказом Росгидромета от 31.10.2000 № 156.

Статья 254 УК РФ — порча земли.
Преступность этого деяния заключается в отравлении, загрязнении или иной порче земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, если они: повлекли причинение вреда здоровью человека или окружающей среде; совершены в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации; повлекли по неосторожности смерть человека. Отравление почвы есть насыщение ее ядохимикатами или ядовитыми (токсичными) продуктами хозяйственной деятельности, в результате чего земля становится опасной для здоровья людей, животных, насекомых, растений и иных организмов и использование ее может вызвать их гибель.

Статья 255 УК РФ — нарушение правил охраны и использования недр.
Данный состав преступления образуют нарушения правил охраны и использования недр при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации горно-добывающих предприятий или подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, а равно самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых, если эти деяния повлекли причинение значительного ущерба, при обязательном присутствии и наступлении неблагоприятных последствий.

Статья 256 УК РФ — незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов.
Уголовная ответственность наступает только в случае наличия одного из квалифицирующих признаков: причинение крупного ущерба; применение самоходного транспортного плавающего средства или взрывчатых и химических веществ, электротока либо иных способов массового истребления водных животных и растений; совершение в местах нереста или на миграционных путях к ним, на особо охраняемых природных территориях, либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации.

Под незаконной добычей (выловом) водных биологических ресурсов понимаются действия, направленные на их изъятие из среды обитания и (или) завладение ими в нарушение норм экологического законодательства: без полученного в установленном законом порядке разрешения, в нарушение положений, предусмотренных таким разрешением; в запрещенных местах; в отношении отдельных видов запрещенных к добыче (вылову) водных биологических ресурсов; в запрещенное время; с использованием запрещенных орудий лова.

Статья 257 УК РФ — нарушение правил охраны рыбных запасов.
Преступность этого деяния заключается в производстве сплава древесины, строительстве мостов, дамб, транспортировке древесины и других лесных ресурсов, осуществлении взрывных и иных работ, а равно эксплуатации водозаборных сооружений и перекачивающих механизмов с нарушением правил охраны водных биологических ресурсов, если эти деяния повлекли массовую гибель рыбы или других водных биологических ресурсов, уничтожение в значительных размерах кормовых запасов либо иные тяжкие последствия. К иным тяжким последствиям относятся уничтожение мест нереста; нарушение экологического равновесия биосистемы; крупные убытки, связанные с восстановлением качества природной среды и численности водных животных.

Статья 258 УК РФ — незаконная охота.
Деяния могут образовывать состав преступления как при наличии причиненного ущерба, так и по формальным признакам, к которым относятся применение запрещенных средств охоты, охота на запрещенные виды, охота в не предназначенных для этого местах. Преступлением является незаконная охота, если она совершена: с причинением крупного ущерба; с применением механического транспортного средства или воздушного судна, взрывчатых веществ, газов или иных способов массового уничтожения птиц и зверей; в отношении птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена; на особо охраняемой природной территории либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации.

Статья 258.1 УК РФ — незаконные добыча и оборот особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации. Под незаконной добычей понимаются действия, направленные на изъятие из естественной среды обитания особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов и (или) завладение ими в нарушение норм экологического законодательства (незаконная охота, браконьерство). Содержание – действия по уходу за особо ценными дикими животными и водными биологическими ресурсами, основанные на признаках полномочий, присущих праву собственности (содержание в питомнике, садке и т.п.). Приобретение – получение предмета преступления как возмездным, так и безвозмездным способом (покупка, обмен, подарок и т.п.). Хранение – временное удержание предмета преступления для последующего распоряжения им (продажа, дарение, употребление в пищу и т.п.). Перевозка – перемещение предмета преступления из одного пункта в другой. Пересылка – перемещение предмета преступления из одного пункта в другой с использованием транспортных организаций, почты, посыльных. Продажа – возмездная передача предмета преступления третьим лицам. Преступление считается оконченным с момента совершения хотя бы одного из перечисленных выше действий.
Статья 259 УК РФ — уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу РФ.
Критическим местообитанием является территория в определенных границах (водоема, леса, урочища, болота и т.п.), на которой обитают популяции каких-либо занесенных в Красную книгу животных или растений и которая находится в состоянии, близком к невозможному для обитания на ней этих организмов.

Статья 260 УК РФ — незаконная рубка лесных насаждений.
Преступный характер заключается в незаконной рубке, а равно повреждении до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан, если эти деяния совершены в значительном размере; незаконной рубке, а равно повреждении до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан, если эти деяния совершены: группой лиц; лицом с использованием своего служебного положения; в крупном размере; в особо крупном размере; группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.

Статья 261 УК РФ — уничтожение или повреждение лесных насаждений.
Согласно данной статье преступлением является уничтожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности; уничтожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности, если они причинили крупный ущерб.

Статья 262 УК РФ — нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов.
Главное отличие данного состава от состава административного правонарушения — причинение значительного ущерба. При этом значительность ущерба зависит от конкретных обстоятельств и определяется при рассмотрении дела с учетом: категорий особо охраняемых природных территорий и объектов; их экономической и социальной значимости; тяжести причиненного вреда; способности природного ресурса к самовосстановлению; стоимости истребленных, поврежденных компонентов природной среды, исчисленной по соответствующим методикам и таксам; их количества и других обстоятельств, повлекших вредные последствия.

Статья 358 УК РФ Экоцид — массовое уничтожение растительного или животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу, —
наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет.

Санкции вышеуказанных статей предусматривают штрафы в различных размерах, ограничение свободы, исправительные работы, арест на различные сроки, лишение свободы, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Гражданско-правовая (имущественная) ответственность

Гражданско-правовая (имущественная) ответственность за вред, причиненный окружающей среде, может возникать в результате нарушения договора в сфере природопользования (например, договора аренды лесного участка), а также в результате внедоговорного причинения вреда.Федеральный закон «Об охране окружающей среды» не предполагает ограничения размера ответственности по обязательствам, возникающим из договоров в сфере природопользования.

Вред, причиненный окружающей среде, а также здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полном объеме (пункт 1 статьи 77, пункт 1 статьи 79 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

В соответствии со статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) и статьей 77 Федерального закона «Об охране окружающей среды» вред, причиненный окружающей среде, подлежит возмещению виновным лицом независимо от того, причинен ли он в результате умышленных действий (бездействия) или по неосторожности.

Исключение составляют случаи, когда вред причинен юридическими лицами и гражданами, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающей среды (статья 1079 ГК РФ). В этих случаях ответственность наступает независимо от наличия вины, если причинитель вреда не докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

С учетом положений пункта 3 статьи 1064 ГК РФ Федеральный закон «Об охране окружающей среды» допускает ответственность за вред, причиненный правомерными действиями. Так, например, внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещению вреда окружающей среде (статья 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды»); осуществление заказчиком и (или) субъектом хозяйственной и иной деятельности, включая деятельность по изъятию компонентов природной среды, предполагает обязанность этих лиц возместить вред окружающей среде, в том числе когда на проект такой деятельности имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы (статья 77 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, осуществляется добровольно либо по решению суда.

При наличии такс и методик исчисления размера вреда (ущерба), причиненного окружающей среде, отдельным компонентам природной среды (землям, водным объектам, лесам, животному миру и др.), утвержденных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, указанные таксы и методики подлежат обязательному применению для определения размера возмещения вреда в его денежном исчислении.

В случае отсутствия такс и методик определение размера вреда окружающей среде осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ.

По смыслу пункта 2 статьи 78 Федерального закона «Об охране окружающей среды», вред, причиненный окружающей среде, на основании решения суда может быть возмещен посредством возложения на виновное лицо обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.

Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, причиняющей вред или угрожающей новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность (пункт 2 статьи 1065 ГК РФ).

Основанием для ограничения, приостановления либо прекращения деятельности эксплуатирующей организации может являться эксплуатация объекта без разрешений и лицензий либо с нарушением условий выданных эксплуатирующей организацией разрешений, лицензий, в том числе с превышением лимитов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, лимитов на размещение отходов, отнесенных к I — IV классу опасности, несоблюдение требований промышленной безопасности и другие нарушения.

Опасность причинения вреда окружающей среде в будущем может являться основанием к запрещению деятельности, создающей такую опасность (пункт 1 статьи 1065 ГК РФ).

КоАП РФ Глава 8. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ
ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 24.04.2020) (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)

  • Статья 8.1. Несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов
  • Статья 8.2. Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления
  • Статья 8.2.1. Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с веществами, разрушающими озоновый слой
  • Статья 8.2.2. Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при производстве, обращении или обезвреживании потенциально опасных химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов
  • Статья 8.2.3. Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами животноводства
  • Статья 8.3. Нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами
  • Статья 8.4. Нарушение законодательства об экологической экспертизе
  • Статья 8.5. Сокрытие или искажение экологической информации
  • Статья 8.5.1. Нарушение порядка представления отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год
  • Статья 8.5.2. Сокрытие сведений о санитарном и лесопатологическом состоянии лесов или включение недостоверных сведений о санитарном и лесопатологическом состоянии лесов в акт лесопатологического обследования
  • Статья 8.6. Порча земель
  • Статья 8.7. Невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв
  • Статья 8.8. Использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению
  • Статья 8.9. Нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов
  • Статья 8.10. Нарушение требований по рациональному использованию недр
  • Статья 8.11. Нарушение правил и требований проведения работ по геологическому изучению недр
  • Статья 8.12. Нарушение режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах
  • Статья 8.12.1. Несоблюдение условия обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе
  • Статья 8.13. Нарушение правил охраны водных объектов
  • Статья 8.14. Нарушение правил водопользования
  • Статья 8.15. Нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств
  • Статья 8.16. Невыполнение правил ведения судовых документов
  • Статья 8.17. Нарушение регламентирующих деятельность во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации или открытом море требований или условий лицензии
  • Статья 8.18. Нарушение правил проведения ресурсных или морских научных исследований во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации
  • Статья 8.19. Нарушение правил захоронения отходов и других материалов во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации
  • Статья 8.20. Незаконная передача минеральных и (или) живых ресурсов на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации
  • Статья 8.21. Нарушение правил охраны атмосферного воздуха
  • Статья 8.22. Выпуск в эксплуатацию механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума
  • Статья 8.23. Эксплуатация механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума
  • Статья 8.24. Нарушение порядка предоставления гражданам, юридическим лицам лесов для их использования
  • Статья 8.25. Нарушение правил использования лесов
  • Статья 8.26. Самовольное использование лесов, нарушение правил использования лесов для ведения сельского хозяйства, уничтожение лесных ресурсов
  • Статья 8.27. Нарушение требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению
  • Статья 8.28. Незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан
  • Статья 8.28.1. Нарушение требований лесного законодательства об учете древесины и сделок с ней
  • Статья 8.29. Уничтожение мест обитания животных
  • Статья 8.30. Уничтожение лесной инфраструктуры, а также сенокосов, пастбищ
  • Статья 8.30.1. Нарушение порядка проектирования, создания, содержания и эксплуатации объектов лесной инфраструктуры
  • Статья 8.31. Нарушение правил санитарной безопасности в лесах
  • Статья 8.32. Нарушение правил пожарной безопасности в лесах
  • Статья 8.32.1. Ненаправление, несвоевременное направление, направление недостоверной информации в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений
  • Статья 8.32.2. Включение заведомо недостоверной информации в реестр недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений
  • Статья 8.32.3. Невыполнение мероприятий, предусмотренных сводным планом тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации
  • Статья 8.33. Нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов
  • Статья 8.34. Нарушение установленного порядка создания, использования или транспортировки биологических коллекций
  • Статья 8.35. Уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений
  • Статья 8.36. Нарушение правил переселения, акклиматизации или гибридизации объектов животного мира и водных биологических ресурсов
  • Статья 8.37. Нарушение правил охоты, правил, регламентирующих рыболовство и другие виды пользования объектами животного мира
  • Статья 8.38. Нарушение правил охраны водных биологических ресурсов
  • Статья 8.39. Нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях
  • Статья 8.40. Нарушение требований при осуществлении работ в области гидрометеорологии, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды и активных воздействий на метеорологические и другие геофизические процессы
  • Статья 8.41. Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду
  • Статья 8.41.1. Неуплата в установленные сроки сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров
  • Статья 8.42. Нарушение специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на прибрежной защитной полосе водного объекта, водоохранной зоны водного объекта либо режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения
  • Статья 8.43. Нарушение требований к осуществлению деятельности в Антарктике и условий ее осуществления
  • Статья 8.44. Нарушение режима осуществления хозяйственной и иной деятельности в границах зон затопления, подтопления
  • Статья 8.45. Невыполнение требований по оборудованию хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранных зон, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод
  • Статья 8.45.1. Нарушение режима осуществления хозяйственной и иной деятельности в лесопарковом зеленом поясе
  • Статья 8.46. Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений
  • Статья 8.47. Осуществление хозяйственной и (или) иной деятельности без комплексного экологического разрешения
  • Статья 8.48. Несоблюдение требований к сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания
  • Статья 8.49. Нарушение порядка ведения реестра недобросовестных водопользователей и участников аукциона на право заключения договора водопользования

Открыть полный текст документа

Поиск по сайту:

К предыдущему разделу

7.6. Ответственность за нарушение природоохранного законодательства

На основании ст. 75 ФЗ «Об охране окружающей среды», за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается ответственность:

— имущественная;

— дисциплинарная;

— административная;

— уголовная.

При выявлении нарушений в результате проверки инспекторы обязаны принять меры по привлечению лиц, допустивших нарушения, к ответственности. Наиболее распространенный вид ответственности за нарушение природоохранного законодательства – административная.

Дела об административных правонарушениях рассматриваются должностными лицами органов государственной санитарно-эпидемиологической службы (Роспотребнадзора) (ст. 23.13 КоАП РФ), органов, осуществляющих государственный экологический надзор (ст. 23.29), а также органов Российской транспортной инспекции – в части нарушений экологических требований на воздушном, морском, внутреннем водном, автомобильном транспорте, на промышленном железнодорожном транспорте, не входящем в систему федерального железнодорожного транспорта (ст. 23.36).

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица названных органов, а также органов внутренних дел.

Уголовная ответственность за совершение экологических преступлений предусмотрена ст.ст. 246-262 Уголовного Кодекса Российской Федерации.

Так, ст. 246 предусматривает ответственность за нарушение правил охраны окружающей среды при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных и иных объектов лицами, ответственными за соблюдение этих правил, если это повлекло существенное изменение радиоактивного фона, причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животных либо иные тяжкие последствия.

Статьей 247 предусмотрена ответственность за производство запрещенных видов опасных отходов, транспортировку, хранение, захоронение, использование или иное обращение радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов с нарушением установленных правил, если эти деяния создали угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде».

В соответствии со ст. 2.5 КоАП РФ, за нарушение законодательства об охране окружающей природной среды, лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине, несут ответственность на общих основаниях. К указанным лицам не могут быть применены административные наказания в виде административного ареста, а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, также в виде административного штрафа.

В соответствии со ст. 77 ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством. Вред окружающей среде, причиненный субъектами хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии – исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе – упущенной выгоды.

Компенсация вреда окружающей среде осуществляется добровольно либо по решению суда.

В соответствии с ч.2 ст. 78 ФЗ «Об охране окружающей среды», на основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.

Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение 20 лет.

Нарушение действующего экологического законодательства чаще всего карается штрафами, а в некоторых случаях может грозить виновным уголовной ответственностью. Регламентируются наказания в области экологической сферы Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и Уголовным Кодексом РФ.

Если совершено экологическое преступление, нанесшее непоправимый вред окружающей среде или повлекшее за собой вред здоровью людей, виновный понесет уголовную ответственность. Нарушения экологического законодательства, выявленные на предприятии в ходе проверки надзорных органов, предусматривают административные наказания, в виде штрафов различного размера.

Размеры штрафов за нарушения природоохранного законодательства

Административный кодекс содержит Главу №8, определяющую ответственность за административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования. Наказание определяется характером правонарушения, формой собственности предприятия и правовым статусом виновного лица. В случае экологических правонарушений административное законодательство предусматривает следующие меры воздействия:

  • предупреждение;
  • штрафы;
  • изъятие орудий и средств совершения правонарушения;
  • конфискацию незаконно выпущенной продукции;
  • лишение права на занятие определенной деятельностью.

Рассмотрим отдельные статьи Административного кодекса и штрафы, предусмотренные в рамках действующего законодательства.

Статья 8.1. Несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов

Административная ответственность предусмотрена при несоблюдении экологических требований в процессе планировки территории и разработки проектной документации. Также наказание предусмотрено в случае несоблюдения положений утвержденного проекта в процессе строительства, реконструкции и капитального ремонта. В соответствии со статьей 8.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении нарушителей предусмотрены штрафы в следующих размерах:

  • для физических лиц – от 1 до 2 тысяч рублей;
  • для должностных лиц и ИП – от 2 до 5 тысяч рублей;
  • для юридических лиц – от 20 до 100 тысяч рублей.

Статья 8.2. Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами

Нарушения в сфере организации и согласования сбора, хранения, размещения, транспортировки и утилизации отходов различного класса опасности, предусматривают такие штрафы в отношении виновных лиц:

  • для физических лиц – от 1 до 2 тысяч рублей;
  • для должностных лиц – от 10 до 30 тысяч рублей;
  • для индивидуальных предпринимателей – от 30 до 50 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
  • для юридических лиц – от 100 до 250 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Статья 8.4. часть 1 Невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование или реализация проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы

Если государственная экспертиза не проведена вовсе, нарушителям грозят материальная ответственность в таких размерах:

  • для физических лиц – от 1,5 до 2 тысяч рублей;
  • для должностных лиц и ИП – от 5 до 10 тысяч рублей;
  • для юридических лиц – от 50 до 100 тысяч рублей.

Статья 8.4. часть 2 Осуществление деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы

Если природопользователь провел экологическую экспертизу, получил положительное заключение от государственных органов, но на практике осуществляет деятельность не согласованную в рамках этой экспертизы, в отношении него будут наложены следующие штрафы:

  • для физических лиц – от 2 до 2,5 тысяч рублей;
  • для должностных лиц и ИП – от 5 до 10 тысяч рублей;
  • для юридических лиц – от 50 до 150 тысяч рублей.

Важно также отметить, что если природопользователь подает заявление в государственные органы на проведение общественной экологической экспертизы и получает незаконных отказ, для должностных лиц также предусмотрена административная ответственность. Должностному лицу, нарушившему закон, грозит штраф в размере от 5 до 10 тысяч рублей.

Статья 8.5. Сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной экологической информации

Некоторые недобросовестные природопользователи, чтобы получить разрешение на ведение хозяйственной деятельности, искажают или вовсе не предоставляют в государственные органы информацию о текущем состоянии окружающей среды (атмосферный воздух, водные и земельные ресурсы). Также искажение нередко касается информации о загрязняющих факторах на предприятии. За такое преступление предусмотрены следующие штрафы:

  • для физических лиц – от 0,5 до 1 тысячи рублей;
  • для должностных лиц и ИП – от 1 до 2 тысяч рублей;
  • для юридических лиц – от 10 до 20 тысяч рублей.

Статья 8.13. часть 1 Нарушение водоохранного режима на водосборах водных объектов, которое может повлечь загрязнение указанных объектов или другие вредные явления

  • для физических лиц – от 0,5 до 1 тысячи рублей;
  • для должностных лиц и ИП – от 1 до 2 тысяч рублей;
  • для юридических лиц – от 10 до 20 тысяч рублей.

Статья 8.13. часть 2 Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению водных объектов, их водоохранных зон и прибрежных полос в состояние, пригодное для пользования

  • для физических лиц – от 1 до 1,5 тысяч рублей;
  • для должностных лиц – от 2 до 3 тысяч рублей;
  • для индивидуальных предпринимателей – от 2 до 3 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
  • для юридических лиц – от 20 до 30 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
  • для физических лиц – от 1 до 1,5 тысяч рублей;
  • для должностных лиц и ИП – от 2 до 3 тысяч рублей;
  • для юридических лиц – от 20 до 30 тысяч рублей.

Статья 8.13 часть 4 Нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение

  • для физических лиц – от 1,5 до 2 тысяч рублей;
  • для должностных лиц и ИП – от 3 до 4 тысяч рублей;
  • для юридических лиц – от 30 до 40 тысяч рублей.

Статья 8.14 Нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты

При получении разрешение на водопользование определенным водным объектом, находящимся в государственной собственности, разрабатывается ряд правил, регламентирующих возможности природопользователя. Если надзорными органами будет установлено нарушение этих правил или превышение объема сброса сточных вод, размер штрафов определяется в таких пределах:

  • для физических лиц – от ,5 до 1 тысячи рублей;
  • для должностных лиц – от 10 до 20 тысяч рублей;
  • для индивидуальных предпринимателей – от 20 до 30 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
  • для юридических лиц – от 80 до 100 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Статья 8.21. часть 1 Выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения

Одни из самых строгих наказаний Административным кодексом предусмотрены за нарушения в области вредного воздействия на атмосферный воздух. Связано это с высокими рисками для жизни и здоровья людей, работающих на предприятии и проживающих в регионе. Штрафы лежат в таком диапазоне:

  • для физических лиц – от 2 до 2,5 тысяч рублей;
  • для должностных лиц – от 40 до 50 тысяч рублей;
  • для индивидуальных предпринимателей – от 30 до 50 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
  • для юридических лиц – от 180 до 250 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Статья 8.21. часть 2 Нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него

  • для физических лиц – от 1,5 до 2 тысяч рублей;
  • для должностных лиц – от 10 до 20 тысяч рублей;
  • для индивидуальных предпринимателей – от 30 до 50 тысяч рублей;
  • для юридических лиц – от 80 до 100 тысяч рублей.

Статья 8.21. часть 3 Нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры

  • для должностных лиц – от 1 до 2 тысяч рублей;
  • для индивидуальных предпринимателей – от 1 до 2 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
  • для юридических лиц – от 10 до 20 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Статья 8.41. Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду

Каждый природопользователь, деятельность которого сопровождается негативными воздействиями на окружающую среду, обязан своевременно (в соответствии с графиком) вносить в бюджет экологические платежи. Если в установленные сроки оплата не производится, в отношении нарушителя предусматриваются следующие штрафы:

  • для должностных лиц – от 3 до 6 тысяч рублей;
  • для юридических лиц – от 50 до 100 тысяч рублей.

Экологические законодательство – законный инструмент защиты окружающей среды от негативного воздействия деятельности человека. Каждый, кто не соблюдает природоохранные законы, будет нести ответственность в соответствии с нанесенным экологии ущербом.

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *