Скульптуры бернини

Характерные черты барочной архитектуры

Всё в барочной архитектуре было призвано производить впечатление пышного богатства, театральной зрелищности, торжественной парадности, останавливать взгляд прохожего, рождая в его душе противоречивые чувства, таинственные догадки и сомнения. Об особенностях восприятия произведений барочной архитектуры справедливо писал искусствовед И.Э. Грабарь: «В погоне за живописной игрой света архитектор открывает зрителю не сразу все формы, а преподносит постепенно, повторяя их но два, по три и по пяти раз. Глаз путается и теряется в этих опьяняющих волнах форм и воспринимает такую сложную систему подымающихся, опускающихся, уходящих и надвигающихся, то подчёркнутых, то теряющихся линий, что не знаешь, которая же из них верная? Отсюда впечатление какого-то движения, непрерывного бега линий и потока форм».

Главными особенностями архитектуры барокко являются:

— тяготение к большим городским и садово-парковым ансамблям, где воедино сливаются архитектура, скульптура и живопись;

— увеличение масштабов, массивность, искажение классических пропорций, когда ордерные элементы перестают быть соразмерными человеку;

— появление цельного и единого фасада, который становится своеобразной декорацией здания, рассчитанной на эффект перспективного сокращения;

— создание нарочито искривлённого, почти иллюзорного пространства за счёт текучести криволинейных форм и объёмов (овал в планах и деталях, эллипс вместо круга, прямоугольник вместо квадрата);

— усиление декоративного начала, детализация, иллюзорное исчезновение стены в массе украшений, скульптур, зеркал, окон («боязнь пустоты»); использование насыщенных цветов и позолоты, создание оптических визуальных эффектов за счёт преломления и отражения солнечных бликов, бокового освещения, контрастное чередование освещенных: и затенённых зон.

В разных странах Европы становление и расцвет барокко в архитектуре имели свои характерные особенности. В Италии новый стиль заявил о себе уже в конце XVI — начале XVII в. В Бельгии, Австрии и на юге Германии — в XVIII в., а в России — ближе к середине XVIII столетия. Во Франции барокко присутствовало во внутреннем убранстве архитектурных сооружений. В Испании и Португалии мавританский и готический стили удивительным образом сочетались с барокко.

Архитектурные ансамбли Рима. Лоренцо Бернини

Идеи барочной организации больших пространств были связаны с созданием ансамблей площадей с фонтанами, обелисками, перспективами улиц, аллей, садов и парков, украшенных каскадами фонтанов, водоемами и статуями. До этого времени целостные архитектурные ансамбли складывались поэтапно — к уже существовавшим постройкам постепенно достраивали новые.

Наиболее полно новые черты архитектуры барокко проявились в памятниках «вечного города» Рима, по масштабам строительства, с которым не мог тогда соперничать ни один город Италии. Здесь самым невероятным образом переплелись строгая античность и роскошное барокко.

Характерные черты итальянского барокко нашли наиболее яркое воплощение в творчестве Лоренцо Бернини; (1598-1680), который олицетворяет собой целую эпоху в развитии архитектуры. «В итальянской художественной истории не было после Микелаиджело другой такой исполинской фигуры и яркой талантливой индивидуальности, как Лоренцо Бернини», — писал известный историк искусства П.П. Муратов. Он прославился не только как талантливый архитектор я скульптор, но и как живописец, комедиограф, режиссер феерических спектаклей, актер, создатель сложнейших театральных декораций. В 25 лет он уже стал знаменитостью, работал, над формированием архитектурного облика Рима, выполнял бесчисленные заказы Ватикана. Современников поражали грандиозность замыслов и смелость их осуществления, необычайная работоспособность и тонкий художественный вкус великого мастера, по праву названного «гением барокко». Творческую манеру архитектора отличали изящество в сочетании с точным математическим расчётом, мастерская работа с фактурой камня, использование оптических эффектов.

Главным архитектурным творением Лореицо Вернини стало оформление площади перед собором Святого Петра (Приложение Рис. 1). Архитектору предстояло решить сразу несколько задач: создать торжественный подход к главному храму католического мира, добиться впечатления единства площади и собора, строившегося на протяжении двух столетий разными архитекторами. Площадь должна была выражать главную идею католической церкви: принимать в свои объятия город и весь мир. Кроме того, она должна была легко превращаться в колоссальную сцену для проведения торжественных церемоний. Архитектору Бернини мастерски удалось справиться с поставленными задачами.

Пространство перед храмом он превратил в единый ансамбль из двух площадей. Первая — в форме трапеции, оформлена галереями, отходящими прямо от стоп собора. Вторая выполнена в излюбленной форме барокко — овале. Она обращена к городу и обрамлена величественной колоннадой. «Подобно распростёртым крыльям», как говорил сам Бернини, она легко и изящно охватывала площадь, незаметно вовлекая в свой пространство зрителей. Величественный фасад собора представал перед зрителем постепенно, открывая ему свои торжественные и благородные очертания.

В центре огромной площади (ее глубина 280 м) возведён обелиск, по обеим сторонам которого расположены два фонтана, фиксирующие её поперечную ось. В сооружении колоннады Бернини в полной мере проявил свой талант архитектора: точный математический расчёт, безукоризненное чувство масштаба, умение организовать пространство. Монументальные колонны тосканского ордера (их высота 19 м) расположены в четыре ряда.

Все они объединены нагибающейся лентой балюстрады, на которой установлены 96 статуй святых. Немало потрудился Лоренцо Бернини и над созданием внутреннего архитектурного облика собора Святого Петра.

Бернини, Джованни Лоренцо. Скульптуры лепились с русских


Бернини, Джованни Лоренцо
Джованни Лоренцо Бернини (Джан Лоренцо; итал. Giovanni Lorenzo Bernini; 1598-1680 гг.) — знаменитый итальянский архитектор, скульптор и художник, создатель стиля барокко в наиболее целостном и образцовом его выражении. Родился в семье скульптора и живописца Пьетро Бернини в Неаполе. Учился у отца. В 1605 году семья переехала в Рим. Особое влияние на юношу оказала живопись болонской школы, а также скульптура поздней античности. Он быстро завоевал признание при папском дворе и в 1622 году получил почетный орден Христа, давший ему титул кавалера. Уже ранние скульптуры Бернини (Похищение Прозерпины, 1621–1622; Давид, 1623–1624; Аполлон и Дафна, 1624; все работы – в Галерее Боргезе, Рим) свидетельствуют о его исключительном даровании. Весьма рано проявил себя и как мастер скульптурного портрета.
Исполненные им портретные бюсты кардинала Шипионе Боргезе (1632, в Галерее Боргезе, Рим) и возлюбленной художника Констанцы Буонарелли (около 1635, Национальный музей, Флоренция) принадлежат к непревзойденным шедеврам этого вида искусства, впечатляя живым полнокровием характеров и эмоций. Патетического величия полны образы (тоже бюсты) герцога Франческо д’Эсте (1650–1651, Музей Эсте, Модена) и Людовика XIV (1665, Национальные музеи Версаля), в которых Бернини создал новый канон придворного скульптурного портрета, вызвавший массу подражаний. Мастер оставил также целый ряд экспрессивных автопортретов в разном возрасте – скульптурных, живописных и графических (картина из Галереи Боргезе, ок. 1622; поздний бюст в петербургском Эрмитаже; и др.). Пылкий темперамент мастера выразился и в саркастичных графических шаржах на современников; именно в связи с этими рисунками в итальянском языке (в середине 1660-х годов) народилось слово «карикатура» (caricatura). Постепенно в портретах Бернини усиливаются внешняя патетика, импозантность, что приводит к формированию законченного типа парадного портрета барокко с его бравурностью и пышностью (портрет Людовика XIV).
Любимец Ватикана (особо ему покровительствовали папы Урбан VIII и Александр VII), Бернини получал самые ответственные церковные заказы. В 1629 был назначен главным архитектором собора святого Петра. Он возвел под его куполом (в 1624–1633) бронзовый балдахин над главным алтарем, величественный и в то же время удивительно динамичный в своей монументальной живописности. Установленная им в одной из ниш собора гробница Урбана VIII (1628–1647) продолжает традицию ренессансного «триумфального надгробия».
Впал в немилость при Иннокентии X и был временно удален в середине 1640-х годов от папского двора. Вне Ватикана создал известнейшее свое скульптурное произведение – Экстаз святой Терезы (1645–1652) в капелле Корнаро римской церкви Санта Мария делла Виттория. Позднее мастер вернулся к монументальным работам в соборе святого Петра, создав здесь бронзовую «кафедру св. Петра» (1656–1665), украшенную статуями отцов церкви и ангелов, а также еще одно триумфальное надгробие, папы Александра VII (1671–1678). В этих произведениях – при всей их живописной риторике – последовательно нарастали черты глубокого внутреннего драматизма, достигающего кульминации в последнем крупном скульптурном произведении Бернини, оформлении капеллы Альтьери в римской церкви Сан Франческо а Рипа (ок. 1674) – с фигурой св. Людовики Альбертини на смертном одре. В последние свои годы мастер написал для собственной спальни Образ Святой Крови (известен по гравюре), где Распятие возвышается над морем крови, излившейся из ран Спасителя.
По эскизам Бернини (если упомянуть лишь самые известные работы) были построены: пышные фонтаны с монументальными и в то же время трепетно-«живыми» фигурными олицетворениями природных стихий – «Тритона» на площади Барберини (1642–1643) и «Четырех рек» на площади Навона (1648–1651); «ватиканский форум», знаменитая площадь перед собором св. Петра – с грандиозной, овальной в плане колоннадой (1656–1665), которая (по словам автора) как бы «заключает в объятия», закрепляя значение собора как главного храма католического мира; церковь Сант Андреа аль Квиринале (1658), впечатляющая мощным, пульсирующим ритмом своих форм; «Королевская лестница» Ватиканского дворца (1663–1666), где хитроумный перспективный трюк представляет спускающуюся сверху фигуру гораздо более высокой, чем на самом деле.

Приглашенный в 1665 году в Париж, Бернини выполнил проекты нового фасада Лувра, а позднее (в 1671–1677) – памятника Людовику XIV, однако они не получили одобрения короля. Тем не менее, идея данного памятника (осуществленного лишь в сравнительно скромном варианте, установленном в парке Версаля) явилась ключевым этапом в развитии барочного конного монумента.
Театральное, игровое начало, присущее творчеству Бернини в целом, нашло непосредственное выражение и в написанных им (с начала 1630-х годов) 40 комедиях, которые он ставил в виде домашних спектаклей (из них сохранилась лишь одна, Импрессарио). Мастер был также высокоодаренным художником и инженером сцены, придумавшим ряд механических устройств, производящих сложные зрелищные эффекты.
Умер Бернини в Риме 28 ноября 1680.
Творчество Бернини, поражавшее его современников грандиозностью замыслов и смелостью их осуществления, оказало большое влияние на всё европейское искусство XVII-XVIII вв. Бернини был творцом нового светского стиля — барокко, ставшего в последующие века главнейшим фактором современного, культурного переворота в искусстве.
Скульптуры Джованни Лоренцо Бернини:
«Похищение Прозерпины» (1621—1622)
Когда смотришь на всю скульптуру, кажется что Прозерпина совсем крошечная в руках Плутона. Чуть ли не ребенок у него на плече.
А когда присматриваешься к деталям, все очень даже соразмерно. И по современным меркам довольно крупные бедра Прозерпины
кажутся удивительно изящными под руками Плутона. Руки, к слову, совершенно невозможно прекрасные. Казалось бы — похищение, довольно агрессивная композиция, бородатый по самые брови Плутон. А держит Прозерпину очень бережно.
Бережно-то бережно, но так, чтобы не убежала : )




«Аполлон и Дафна»
Одна из самых хрупких скульптур, олицетворяющих, как ни странно, страсть и целомудрие.
Среброкудрый Аполлон имел глупость задирать малыша Амура, шутливо подначивая, мол, зачем такому крохе стрелы. Сам Аполлон, если вы не знаете, стрелы мечет пуще того Леголаза. На что Амур ответил, что его стрелы так же не знают промаха. Апполлон не поверил ребенку и очень скоро получил стрелу . Пронзенный чувством, его взгляд пал на нимфу Дафну. И Аполлона понесло. И сам он стремглав ломанулся со всей своей божественной дурью дабы возлюбить прекрасную незнакомку. Дафна была мудрой нимфой и от полоумных богов привыкла спасаться бегством. Но убежать у нее не получилось. И вот когда Аполлон уже был готов настигнуть беглянку, Дафна взмолилась своей матери богине Гее и тут же превратилась в лавр. Раздосадованный Аполлон в сердцах сплел себе из ее листьев венок, который и носит непременно.



«Экстаз святой Терезы»
Алтарная композиция изображает Святую Терезу Авильскую. Это испанская монахиня, жившая в 17 веке.
Очень интересен сюжет скульптурной композиции, в основу которого был положен интересный опыт, который сама Тереза описала в письмах следующим образом:
«Слева подле себя я видела ангела в телесном облике…Этот ангел не велик, а скорее мал и очень красив – его лицо пылает, словно он принадлежит к высшим ангелам, которые представляются нам огненными и называются у нас херувимами…В руке у него я вижу длинное золотое копье, на острие которого, кажется, блистает огонь. Этот ангел иногда является, чтобы вонзать свое копье мне в сердце, проникая им в самые мои внутренности. Когда он затем извлекает копье, мне кажется, что он извлекает вместе с ним и внутренности и оставляет меня пылать великой любовью к Богу. Боль при этом так велика, что я не могу сдерживать стоны, однако она столь сладостна, что я не могу желать, чтобы она покинула меня. Душа моя не удовлетворяется ничем, кроме Бога, и поэтому боль моя не телесна, а духовна, хотя тело тоже участвует в ней, и в значительной мере. Эти любовные ласки души и Бога так сладостны, что я молю Бога, чтобы Он по доброте Своей дал их испытать всем, кто думает, что я лгу.»
«Спящий гермафродит»
«Фавн» или «Пьяный сатир»
Мраморная статуя эллинистической эпохи, созданная неизвестным скульптором пергамской школы ок. 200 г. до н. э. и изображающая в натуральную величину фавна, заснувшего в довольно непристойной позе. Не исключено, что это римская копия высокого качества.
Статуя была обнаружена в 1620-е гг. в Риме, близ мавзолея Адриана (ныне замок Святого Ангела), и поступила в частное собрание папы Урбана VIII из семейства Барберини. Винкельман предположил, что эту статую, в числе прочих, свергли со стен мавзолея его защитники во время осады Рима готами в 537 г. (о таком своеобразном способе защиты упоминает историк Прокопий). Считается, что Адриан, вошедший в историю как поклонник Антиноя, питал слабость к гомоэротическому искусству.
Несмотря на всю свою выразительность, при поступлении в папское собрание статуя была сильно повреждена: не хватало правой ноги, некоторых фрагментов рук и головы. Недостающие части были восстановлены трудами нескольких поколений ваятелей XVII и XVIII вв. Экспрессивная поза сближает «Фавна» с барочными произведениями Караваджо и Бернини настолько, что долгое время считалось, что её восстановлением занимался именно Бернини. До 1799 г. статуя располагалась в римском палаццо Барберини, где поражала гостей Рима своей неслыханной непристойностью: ноги фавна кажутся нарочито раздвинутыми, чтобы взгляд зрителя устремлялся на гениталии. Возможно, этот эффект был усилен во время реставрации.
В 1799 году скульптор Винченцо Пацетти обратился к Люсьену Бонапарту с предложением приобрести у него статую. Барберини оспорили права Пацетти на распоряжение скульптурой и после шумного судебного процесса и запрета на вывоз статуи из Италии (за который горячо высказывался сам Канова) сами же продали «Фавна» баварскому принцу Людвигу, который, не дожидаясь его доставки в Мюнхен, поручил Лео фон Кленце выделить в строящейся глиптотеке особое помещение для его размещения. В 1827 г. «Фавн» и «Аполлон» из барбериниевской коллекции заняли почётное место в мюнхенской глиптотеке.
По всей Европе разбросаны многочисленные копии знаменитой статуи. Среди них выделяется своим высоким качеством луврская копия работы Бушардона (1726), в которой, в отличие от оригинала, присутствует левая рука. Большой каскад фонтанов в Петергофе украшает позолоченная копия «Пьяного сатира».
«Экстаз блаженной Людовики Альбертони»
Вакхическая сцена: «Дети дразнят Фавна»
«Эней, Анхиз и Асканий»
«Истина»
«Нептун и Тритон»
«Давид»
«Автопортрет в аду»

Его часто называют создателем барокко, хотя, наверное, сам великий мастер об этом даже не догадывался. Превознесенный как наследник Микеланджело и универсальный художник, Джованни Лоренцо Бернини (1598-1680) был одинаково виртуозен во многих сферах изобразительного искусства – скульптуре, живописи и архитектуре. И хотя сам Бернини считал, что всего лишь следит за ходом мысли и творчеством классических мастеров, тем не менее, его произведения стали новой вехой в истории и имели далеко идущие последствия.

Несмотря на то, что даже при ближайшем рассмотрении трудно понять различия между классическим искусством и искусством барокко, в работах Бернини всегда видны отличительные черты его непревзойденного стиля. Используя в своих произведениях драматические сюжеты, взятые из истории и мифологии, его творения получали явно выраженный эффект драматического натурализма. И именно это отличает работы Бернини, ставшего главным символом итальянского барокко в скульптуре и архитектуре.

Джованни Лоренцо Бернини: биография

Очевидно, что судьба одного из самых многогранных в истории искусства мастеров была предопределена с момента его появления на свет. Джованни Лоренцо родился 7 декабря 1598 года в семье Пьетро Бернини (1562-1629) – знаменитого скульптора, прославившегося своими шедеврами во Флоренции и Неаполе. После переезда в 1605году в Рим, где Пьетро была предоставлена выгодная работа по восстановлению античной скульптуры, отец начал приобщать своего первенца к ремеслу обработки мрамора.

Отец и сын

Скульптуры Бернини

Джованни оказался весьма способным учеником – свои первые скульптуры из мрамора, по свидетельствам историков, он изваял в возрасте примерно десяти лет. Его единственная сохранившаяся до наших дней работа «Коза Амальтея с младенцами Юпитером и Фавном», датируемая по разным сведениям 1609 — 1615гг., сегодня представлена в галерее Боргезе.

Скульптура»Коза Амальтея с младенцами Юпитером и Фавном» (1609)

В Риме глава семейства был максимально загружен заказами. Под руководством архитектора Фламинио Понцо, вместе с большим количеством художников и скульпторов, Пьетро Бернини принимал участие в обустройстве интерьера базилики Санта Мария Маджоре. Здесь до сих пор можно видеть его произведения – надгробный памятник Климента VIII в капелле Паолины, Кариатиды и мраморный барельеф «Успение Богородицы» сделанный для новой ризницы. Помогая отцу в окружении именитых мастеров, Джан Лоренцо проявил отнюдь незаурядные способности – в возрасте 16 лет талантливый юноша изваял одну из своих первых известных скульптур «Мученичество Сан Лоренцо» (1614). По некоторым свидетельствам, приступая к работе над ней, молодой мастер поджег в мастерской отца собственную ногу, чтобы увидеть в зеркале ту гримасу нестерпимой боли на своем лице, которую он попытался передать в своем произведении. Сегодня эта скульптура храниться в коллекции графа Алессандро Контини Бонакосси (1878-1955) во Флоренции.

«Мученичество Сан Лоренцо» (1614)

Это раннее произведение Джан Лоренцо Бернини, по мнению историков, стало поворотным моментом в обучении и положило начало его собственному, отличному от творчества отца, стилю в скульптуре. Начинающий мастер подтвердил это еще одной своей работой, сделанной по заказу флорентийского кардинала Маффео Барберини. Статуя Святого Себастьяна предназначалась для личной часовни Барберини в базилике Сант Андреа делла Валле в Риме и была установлена в том месте, где, по легенде, обнаружили вынесенное Клоакой Массимо тело этого христианского мученика. Согласно историографии, 29 декабря 1617 года Джан Лоренцо Бернини получил за нее 50 скуди. Сегодня эта скульптура Бернини находится в музее Тиссен-Борнемисса в Мадриде.

Святой Себастьян (1617)

Великолепно сделанная для Маффео Барберини скульптура привлекла внимание кардинала Шипионе Каффарелли-Боргезе. Приходившийся племянником папе Павлу V, он заказал Джан Лоренцо Бернини изготовить небольшой бюст своего дяди. Работа была выполнена безупречно – скульптурное изображение Папы имело поразительное сходство с понтификом. В дальнейшем, создавая необычайно яркие небольшие скульптурные копии современников, начинающий мастер добился замечательных результатов в жанре портретного бюста, превратив его в новаторскую форму искусства.
Кардинал Шипионе Боргезе, большой почитатель произведений искусства и коллекционер, по достоинству оценил талант Джан Лоренцо Бернини и, став его восторженным покровителем, заказал четыре монументальные скульптурные группы из мрамора для своей загородной римской виллы, находившейся за Аврелиановой стеной недалеко от Порта Пинчиана. Результатом почти восьмилетнего периода работ, продолжавшегося с 1618 по 1625годы, стали всемирно известные шедевры Бернини:

Натурализм и высочайшее мастерство, проявившееся в этих работах, навсегда закрепили за Джованни Лоренцо Бернини репутацию гениального мастера-резчика, который мог превратить мрамор в людскую плоть.

Советуем прочитать:

Скульптура Бернини «Похищение Прозерпины»

Советуем прочитать:

Скульптура Бернини «Аполлон и Дафна»

Скульптура «Давид» (1624)

Сегодня эти и некоторые другие шедевры можно увидеть в Галерее Боргезе в Риме. Однако чтобы посетить ее, билеты придется заказывать заранее.

Билеты он-лайн

ГАЛЕРЕЯ БОРГЕЗЕ. Официальный сайт заказа билетов

Скульптуры, представленные Шипионе Боргезе, кардинал называл «объектом удивления» и «еще одним из чудес света». Наградой за них стало посвящение Бернини в кавалеры Папского рыцарства и избрание его директором Академии художников Рима.

Это интересно!

Фульвио Тести (1593-1646) – итальянский дипломат и поэт, являвшийся одним из ведущих представителей литературы эпохи барокко, в своем письме к графу Франческо Фонтана писал: «Кавалер Бернини, тот самый знаменитый скульптор, который сделал статую Папы и Дафны, является Микеланджело нашего века, это человек, который сводит людей с ума».

Знаменательным событием, повлиявшим на дальнейшую судьбу и творчество Джан Лоренцо Бернини, было восхождение к папскому трону его самого первого покровителя – Маффео Барберини, который в 1623 году стал Папой под именем Урбан VIII. При нем начинающий скульптор получил не только официальное признание. Уже 23 августа 1623 года на него были возложены обязанности смотрителя фонтанов на Пьяцца Навона, 1 октября он возглавил папскую литейную мастерскую при замке Святого Ангела, а седьмого числа того же месяца Бернини получил должность главного смотрителя нового акведука Аква Феличе, построенного в 1586 году при Сиксте V. Последнее назначение позволило участвовать скульптору в различных проектах по строительству многих фонтанов в Риме – его даже провозгласили «другом вод».

Возможно Вас заинтересует:

Признав в Бернини универсального художественного мастера, Урбан VIII доверил молодому гению украсить интерьер Собора Святого Петра, строительство которого было недавно закончено. Одним из первых и наиболее значимых реализованных им здесь проектов, является Baldacchino (1624-1633) – монументальный позолоченный киворий из бронзы над местом захоронения Святого Петра, первого понтифика католической церкви.

Baldacchino (1624-1633)

Кроме этого, Джан Лоренцо перепроектировал внутреннее центральное пространство базилики, создав ниши для четырех громадных статуй и изваяв одну из них собственноручно – статую Святого Лонгина, работа над которой заняла почти десять лет (1628-1638).

Статуя «Святой Лонгин»

5 февраля 1629 года, через шесть дней после смерти Карло Мадерно, являвшимся главным руководителем всех производившихся в базилике работ, Джан Лоренцо Бернини возглавил обширную команду инженеров, каменщиков, скульпторов и художников, став ведущим архитектором собора Святого Петра. Несмотря на свою занятность, он продолжал создавать художественные произведения в жанре портретной живописи и скульптуры. Исполненные, по мнению многих искусствоведов, в совершенной портретной технике, они досконально передавали личностные характеристики позировавших ему натурщиков. Среди работ этого периода – великолепные мраморные бюсты Шипионе Боргезе, папы Урбана VIII, монсеньора Франческо Барберини и, конечно же, портретный бюст Констанцы Бонарелли.

Это интересно!

Эту женщину и скульптора Джан Лоренцо Бернини связывали не только любовные отношения – за ними стоит целая история, случившаяся в 1636 году, и чуть было не окончившаяся трагедией. В мастерской художника в качестве помощника и ученика мастера работал скульптор Маттео Бонарелли. Его жена изредка наведывалась сюда, забирая произведенные им поделки для продажи в их собственной лавке. Согласно биографии, написанной Доменико Бернини – сыном Джан Лоренцо, Констанца была любовницей его отца. Однажды утром, перед рассветом, Бернини отправился в район базилики Святого Петра, где он работал, и где неподалеку находился дом, в котором проживала женщина. Заметив, что из дверей дома вышел его брат Луиджи в сопровождении Констанции, ослепленный ревностью Джан Лоренцо бросился за ним и, настигнув у входа в базилику Святого Петра, жестоко избил. Луиджи спасли прохожие – у него оказались сломанными два ребра, а отправившийся домой в пылу необузданной ярости художник приказал своему слуге наказать изменившую ему возлюбленную. Тот исполосовал лицо Констанцы ножом, за что попал в заключение и впоследствии был сослан. Констанца попала в тюрьму за совершенное прелюбодеяние, брат Луиджи отправился в Болонью, а Бернини, благодаря прямому вмешательству папы Урбана VIII, отделался лишь денежным штрафом. После всей случившейся истории, получившей громкую огласку, понтифик настоятельно рекомендовал скульптору жениться. Заключенный 15 мая 1639 года брак с Катериной Теццио положил конец бурному периоду личной жизни Джан Лоренцо Бернини.

После смерти в 1644 году папы Урбана VIII, главного почитателя и покровителя скульптора, папские заказы более не были адресованы исключительно именитому мастеру, и по пришествии нового понтифика были доверены Алессандро Альгарди, Карло Рейнальди и вечному сопернику Бернини – Франческо Борромини. В 1646 году Джан Лоренцо окончательно впал в немилость папы Иннокентия X, когда были обнаружены трещины у подножия южной колокольни базилики Святого Петра. Недоброжелатели тут же воспользовались возможностью обвинить Бернини в том, что реализованная им структура была неправильно спроектирована. В этой связи была создана комиссия по расследованию, которая установила, что начавшееся разрушение связано с недостаточно прочным фундаментом, рассчитанным и возведенным еще Карло Мадерно. Тем не менее, несмотря на бездоказательность обвинений, папа Иннокентий X приказал снести обе боковые церковные колокольни за счет Бернини, предварительно взяв с него денежный залог.

Собор Святого Петра. Картина Вивиано Кодацци (ок.1630г.)

Униженный публичными обвинениями, Джан Лоренцо замкнулся в себе, приступив к созданию еще одного шедевра – «Истина, открытая Временем» (La Verità svelata dal Tempo, 1646-1652). По замыслу мастера, мраморная скульптурная группа должна была означать некий намек на несправедливость обвинений, выдвинутых против него, которые исчезли бы только с течением времени и позволили бы восторжествовать истине. Скульптор представил Истину девушкой, сидящей на обломке скалы с Солнцем в руке, и наступающей левой ногой на земной шар. Однако скульптура не была завершена – Бернини так и не приступил к работе над аллегорической фигурой Времени. После его смерти незаконченный блок мрамора был продан наследникам.

«Истина, открытая Временем» (La Verità svelata dal Tempo, 1646-1652)

В этот же период более не обремененный папскими заказами Джан Лоренцо Бернини сумел реализовать одну из своих самых замечательных работ – «Экстаз Святой Терезы из Авилы» (1647-1652). Несмотря на поверженную репутацию, кардинал Федерико Коронаро доверил скульптору сооружение семейной часовни в церкви Санта Мария делла Виттория в Риме. Выполняя заказ, мастер собрал воедино всю свою изобретательность и опыт художника, скульптора и архитектора, как будто ища профессиональной мести за обрушившуюся на него хулу. Бернини представил разных членов семьи Коронаро, разместив их в боковых театральных ложах. Они горячо обсуждают открывшееся перед ними мистическое событие, изображающее херувима со стрелой, направленной в сердце Святой Терезы, которая получает от этого действа поистине божественный экстаз. Сцена, представленная Бернини в ослепительно белом мраморе и позолоченной бронзе, в буквальном смысле превратила пространство капеллы Коронаро в театр.
Часовня Коронаро. «Экстаз Святой Терезы из Авилы» (1647-1652)
Несмотря на разногласия с папой Иннокентием X, испытывавшим к скульптору явную неприязнь, Бернини все-таки удалось получить от него крупный заказ в 1651 году. Возведение фонтана на одной из центральных площадей Рима – Пьяцца Навона – первоначально было поручено его давнему недругу и сопернику Франческо Борромини. Прознав об этом, Джан Лоренцо изготовил из серебра свою небольшую действующую модель и через своих друзей тайно переправил ее в папский дворец. Иннокентий X настолько был очарован увиденным, что тут же перепоручил строительство фонтана Бернини. Таким образом с Папой были налажены примирительные отношения, а построенный скульптором «Фонтан Четырех рек» вернул ему имя величайшего мастера.

Советуем прочитать:

Фонтан четырех рек

Архитектура Бернини

В 1655 году, со смертью Иннокентия X, в творческой судьбе Бернини вновь наступил поворотный момент. Фабио Чиги, взошедший на папский престол под именем Александра VII, по его собственным словам, был «знатоком картин, древних скульптур и читателем архивов». В стремлении преобразить облик Вечного города, новый понтифик вознамерился не только перестроить сеть римских дорог, но и украсить Рим новыми архитектурными формами. Толчком городской реорганизации послужил готовящийся визит в Рим королевы Кристины Швеции, отрекшейся от королевского престола у себя на родине, и возжелавшей принять католичество. В этой связи Джан Лоренцо Бернини переделал фасад северных городских ворот – Порта дель Пополо, на которых он высек: «FELICI FAVSTO INGRESSIVE YOAR DOM MDCLV». Слова «Счастливого благоприятного входа, Год Господа 1655», предназначенные королеве, и сегодня приветствуют всех гостей Вечного города. Помимо этого, Бернини изменил фасад стоящей на одноименной площади базилике Санта Мария дель Пополо, придав ей барочные архитектурные формы.

Порта дель Пополо

Бернини вновь стал любимым художником папского двора и, фактически, величайшим архитектором, сумевшим реализовать практически все амбициозные проекты Александра VII. Как и при Урбане VIII, он обрел полное покровительство Папы, исполнив невероятно большое количество заказов понтифика. Как архитектор, Джан Лоренцо спроектировал здание Manica Lunga (1657-1659) при папском дворце Монтекавалло. Сегодня это здание на Квиринальском холме, строительство которого окончательно было завершено лишь в 1733 году и известное как Palazzina del Fuga, используется под правительственные офисы и частные квартиры для президентов Итальянской республики. В те же годы Бернини работал над проектами трех церквей – Сан Томмазо ди Вилланова при замке Гондольфо (1658-1661), Санта Мария Ассунта (1662-1664) для семьи Киджи и Сант Андреа аль Квиринале (1658-1670).

Но наиболее масштабным проектом Бернини, реализованным при Александре VII, стала внушительная круговая колоннада на площади перед Собором Святого Петра в Ватикане, символизирующая собой объятия церкви, собирающей в своем лоне весь мир.

Колоннада на площади перед Собором Святого Петра в Ватикане

Советуем прочитать:

Площадь Святого Петра в Ватикане
Помимо строительства колоннады, в апсиде главного нефа Ватиканского собора гениальный мастер возвел один из главных своих шедевров – скульптурную композицию Кафедры Святого Петра. Выполненная из позолоченной бронзы, внутри она содержит деревянный трон Святого Апостола – древнехристианскую реликвию, подаренную в 875г. папе Иоанну VIII первым королем западно-франкского королевства Карлом II Лысым.

Кафедра Святого Петра

Не менее известной работой Бернини этого периода стал обелиск Минервы (1667), установленный у базилики Санта Мария сопра Минерва, недалеко от Пантеона. Эту скульптуру маленького слоника с водруженной на его спину гранитной стелой, видели многие, но не все знают, почему она называется «Цыпленок Минервы» и какая история связана с ней. Узнать об этом можно в нашей следующей статье.

Советуем прочитать:

Как знаменитый слоник Бернини стал цыпленком и от кого он отвернулся В свои зрелые годы Джан Лоренцо Бернини стал наиболее известным архитектором и скульптором в Европе. Доказательством этого является приглашение мастера посетить Францию. В 1664 году французский министр Жан-Батист Кольбер от имени Людовика XIV убедил Папу предоставить своего любимца королю с целью возглавить проект нового фасада королевского дворца Лувра, и 26 апреля 1665 года Бернини отправился в Париж. Однако расхождение во мнениях по ключевым архитектурным вопросам привело к определенной напряженности в рабочих отношениях между мастером и руководящей комиссией по реконструкции Лувра. По этой причине уже 20 октября Бернини вернулся в Рим, став лишь свидетелем закладки фундаментов, на которых так и не было ничего построено.

Последние годы жизни и творчества Бернини

Хотя архитектурные проекты, представленные в Париже, и были отвергнуты, шестимесячное пребывание Джан Лоренцо Бернини во Франции явилось переломным моментом во франко-итальянских культурных отношениях. Результатом этой поездки стали несколько работ мастера – он изваял портретный бюст короля Людовика XIV, представленный в Версальском дворце и переделал конную статую Франко Жирардона «Марк Курций, бросающийся в пропасть»(1669-1671), находящуюся сегодня в Версальском парке дворца.

«Марк Курций, бросающийся в пропасть» (1669-1671)

Одним из последних масштабных проектов Бернини была работа над десятью статуями ангелов Страсти, которые впоследствии были помещены на разработанный им новый парапет моста Святого Ангела в Риме. Заказ, полученный от папы Климента IX в 1669 году, должен был превратить мост в путь созерцания для шествующих по нему христиан во время проведения церковных литургий Великого поста.

Мост Святого Ангела в Риме

Советуем прочитать:

Мост Святого Ангела в Риме
Среди наиболее известных работ Бернини последних лет – алтарь часовни Святого причастия (1673-1674) с двумя коленопреклоненными ангелами в базилике Святого Петра, бюст Габриэле Фонсека в церкви Сан Лоренцо в Лусине и, конечно же, «Экстаз Блаженной Людовики Альбертони» (1674) в базилике Сан Франческо а Рипа в Трастевере.

«Экстаз блаженной Людовики Альбертони» (1674)

Советуем прочитать:

Экстаз Блаженной Людовики Альбертони
В возрасте 80-ти лет, почти исчерпавший творческие силы, Бернини изваял великолепную скульптурную группу из разноцветного мрамора – надгробный памятник, посвященный своему другу и покровителю папе Александру VII, находящийся в Соборе Святого Петра в Ватикане. Последняя наиболее значимая работа Джан Лоренцо изображает Папу в окружении аллегорических фигур – Истины, Справедливости, Благоразумия и Милосердия. У ног молящегося понтифика с песочными часами в руке находится завернутый в мантию, выполненную из красного мрамора, скелет – символ смерти. Этот монументальный памятник, являющийся, по мнению многих искусствоведов, венцом погребального искусства, превзойти более не смог никто в мире.

Надгробный памятник Александру VII

В 1680 году здоровье Бернини значительно ухудшилось – у него отнялась правая рука. Тем не менее, он иронично говорил об этом, замечая что «рука отдыхает после стольких лет работы». Джан Лоренцо Бернини скончался 28 ноября 1680 года и был захоронен в базилике Санта Мария Маджоре.

Надгробная плита Джованни Лоренцо Бернини в базилике Санта Мария Маджоре

Надгробие человека, сотворившего Рим, украшает всего лишь скромная мраморная плита в полу, расположенная недалеко от главного алтаря. Многие, проходя мимо, ее даже не замечают…
Предлагаем Вашему вниманию посмотреть фильм, снятый итальянским телевидением, о жизни и творчестве Джованни Лорецо Бернини.

Лоренцо Бернини – крупнейший представитель итальянского барокко

Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура конца XVI-XVIII веков Опубликовано 10.04.2017 18:46 Просмотров: 3484

Лоренцо Бернини в равной степени проявил себя и в архитектуре, и в скульптуре.

Кроме того, он был художником и человеком театра: он писал, ставил пьесы и играл в них, проектировал декорации и театральные машины. Также он занимался созданием декоративных предметов: ламп, столов, зеркал и даже карет.
Он проектировал церкви, капеллы и светские здания, разрабатывал крупные объекты, сочетающие в себе архитектуру и скульптуру (публичные фонтаны и надгробные памятники).

Биография

Лоренцо Бернини. Автопортрет (ок. 1623)

Джованни Лоренцо Бернини родился в 1598 г. в Неаполе в семье скульптора-маньериста Пьетро Бернини и был шестым ребенком в семье из 13 детей. Талант его проявился довольно рано: уже в возрасте 8 лет, когда он сопровождал своего отца в Рим, на него обратили внимание художник Аннибале Карраччи и папа Павел V. В дальнейшем ему покровительствовал богатый и могущественный кардинал Боргезе.
Первые работы Бернини были созданы им в подражание классической скульптуре Древней Греции и Рима. К 22 годам он уже считался достаточно талантливым скульптором, он изобразил самого папу Павла V.
В период 1619-1625 гг. Лоренцо Бернини создаёт 4 шедевра: «Эней, Анхиз и Асканий» (1619), «Похищение Прозерпины» (1621-1622), «Аполлон и Дафна» (1622-1625) и «Давид» (1623-1624) – и окончательно утверждает свою репутацию талантливого скульптора.

Лоренцо Бернини «Аполлон и Дафна» (1622-1625)

Обрабатывая и полируя мрамор для скульптуры, Бернини добивался почти натуралистических эффектов в имитации блеска и мягкости кожи, фактуры ткани.

Вот потрясающая скульптура Бернини в соборе св. Петра. Посмотрите внимательно: это не ткань, а мрамор!
12 июля католическая церковь отмечает день святой Вероники, покровительницы фотографии. С памятью этой святой католики связывают Нерукотворный образ Спасителя. Святая Вероника – благочестивая еврейка, сопровождавшая Христа на его пути на Голгофу и давшая ему, изнемогавшему под тяжестью креста, льняной платок, чтобы Он мог отереть с лица кровь и пот. Лик Иисуса запечатлелся на платке.

Его произведениям присущи стремительность движения, сочетание одновременно религиозности и чувственности. В его скульптурах соединились классическое великолепие скульптур Ренессанса и динамизм маньеризма.
После восшествия на папский престол кардинала Маффео Барберини в качестве папы Урбана VIII Бернини приобрёл покровительство семьи Барберини, он получил официальные должности, связанные с архитектурой, скульптурой и градостроительством. После смерти Карло Мадерны в 1629 г. Бернини был назначен главным архитектором собора святого Петра и начал создавать его декор.

Балдахин в соборе святого Петра

Балдахин святого Петра – центральный элемент его амбициозного плана. Огромный балдахин высотой в 29 м, – шедевр Бернини. Над балдахином гениальный скульптор работал почти 10 лет. Витые колонны очень красивы. Среди ветвей лавра на верхних частях колонн видны геральдические пчелы семейства Барберини.
Затем были созданы 4 колоссальные статуи в нишах столпов («Святой Лонгин» – работа самого Бернини, три других принадлежат его ученикам).

Лоренцо Бернини «Святой Лонгин» (1638)
В это время Бернини создаёт мраморные портреты современников: бюст Констанцы Бонарелли, бюсты папы Урбана VIII, бюст Франческо Барберини и два бюста Шипионе Боргезе. Эти портреты сделали его настолько известным, что он начал получать заказы из-за пределов Рима: от кардинала Ришельё, Франческо I д’Эсте, английского короля Карла I и Генриетты Марии Французской.

Лоренцо Бернини. Бюст папы Урбана VIII

После смерти Урбана в 1644 г. и восшествия на престол Иннокентия X (из семьи врагов Барберини) разгорелся скандал из-за трещин в здании собора святого Петра, хотя вины Бернини в этом не было. Но его противники убедили папу Иннокентия X отдать приказ о сносе башен, это было для Бернини большим ударом – моральным и финансовым. Со временем истина была открыта. А Бернини разрешили всё-таки продолжить украшение собора.
Капелла Корнаро в Санта-Мария-делла-Витториа (храм спроектирован Карло Мадерна) – пример мастерства Бернини соединять скульптуру, архитектуру, фрески, лепнину и освещение в «чудесное целое». Центральной точкой капеллы является скульптурная группа «Экстаз святой Терезы» – яркая картина, выполненная в белом мраморе: замершая Тереза и ангел с безмятежной улыбкой, осторожно направляющий стрелу в сердце святой.

По обе стороны от скульптуры расположены рельефные изображения членов семьи Корнаро.

Александр VII, став папой, начал реализовывать свой амбициозный план превращения Рима в мировую столицу путем городского благоустройства. Он приказал провести архитектурные изменения города – соединить новые и существующие здания улицами и площадями. Деятельность Бернини этого времени сосредоточилась на проектировании зданий и их окружения. Так, на площади св. Петра он построил две массивных полукруглых колоннады, каждый ряд в которых состоит из четырёх белых колонн. В результате образовалась овальной формы арена, на которой граждане, гости города и паломники могли стать очевидцами публичного появления папы в лоджии на фасаде собора святого Петра или на балконах соседних дворцов Ватикана. Это решение Бернини расширило символическое величие Ватикана.

Вид площади св. Петра с купола собора

Бернини уменьшил количество украшений в здании, стараясь привлекать внимание зрителей к простоте, хотя любил пышные декоры.
В апреле 1665 г. Бернини по совету папы Александра VII и французского королевского двора прибыл в Париж для работы над заказом Людовика XIV, которому был нужен архитектор для завершения работ в Лувре. Популярность Бернини была велика: во время его прогулок на улицах собирались толпы. Но все представленные им варианты проекта восточного фасада Лувра были отвергнуты.
Единственное произведение, оставшееся от его недолгого пребывания в Париже, – бюст Людовика XIV.

Лоренцо Бернини. Бюст Людовика XIV (1665)

После возвращения из Парижа Бернини работал над убранством капеллы Киджи (семейной капеллы Александра и по его заказу) в церкви Санта-Мария-дель-Пополо. Он изваял статуи пророков Аввакума и Даниила. В 1668 г. Бернини закончил конную статую Константина Великого.

Статуя изображает момент божественного видения, явленного императору, после которого он одержал важную победу и прекратил гонения на христианство.

Последней крупной работой мастера стала гробница папы Александра VII в соборе святого Петра. Скульптурная группа включает в себя коленопреклонённого Александра, четыре женские фигуры-аллегории, изображающие добродетели, свойственные усопшему при жизни (Милосердия с детьми, скульптор G. Mazzuoli); Истины, опирающейся левой ногой на земной шар, скульпторы Morelli and Cartari; Благоразумия, скульптор G. Cartari и Правосудия (скульптор L. Balestri) и Смерть с песочными часами в руках. Этот монумент стал вершиной европейского погребального искусства.

Одна из работ последнего периода жизни – «Спаситель мира» (1679)

Бернини умер в Риме в 1680 г. и похоронен вместе с родителями в фамильной усыпальнице в церкви Санта-Мария-Маджоре.

Бернини всю жизнь сопутствовали признание и успех. Круг его заказчиков составляли папы, кардиналы и высшая римская аристократия. Творчество Бернини оказало большое влияние на европейское искусство XVII-XVIII вв.

Джованни Лоренцо Бернини в 1665 г. Портрет кисти Дж.Б. Гаулли

Архитектура Лоренцо Бернини

В области архитектуры Бернини получил известность церковными и светскими сооружениями, работами по городскому благоустройству. Он улучшал существующие здания и проектировал новые. Наиболее известные его работы – колоннада перед собором святого Петра, внутреннее убранство собора и площадь святого Петра.

Колоннада святого Петра

В сфере светской архитектуры – множество римских дворцов: после смерти Карло Мадерны Бернини руководил возведением палаццо Барберини в 1630 г; палаццо Людовизи (ныне палаццо Монтечиторио, начато в 1650 г); и палаццо Киджи (ныне палаццо Киджи-Одескальки, начато в 1664 г).

Пьяцца ди Монтечиторио с египетским обелиском перед фасадом палаццо

Бернини в основном занимался уже существующими церквями, но несколько церквей спроектированы им с нуля. Наиболее известна небольшая, но богато украшенная овальная церковь Сант-Андреа-аль-Квиринале (начата в 1658 г.), построенная для иезуитов, одно из немногих творений, которым, по словам сына Бернини, Доменико, отец был по-настоящему доволен.

Сант-Андреа-аль-Квиринале

Римские фонтаны Лоренцо Бернини

Среди творений Бернини важное значение имеют его фонтаны: фонтан Тритона, фонтан Пчёл. Фонтан Четырёх рек на Пьяцца Навона – шедевр зрелищности и политической аллегории.

Фонтан Четырёх рек

Бернини является автором скульптуры Мавра для Мавританского фонтана (1653) на Пьяцца Навона.

Другие работы Лоренцо Бернини

Бернини проявил себя и в качестве живописца. Первоначальные познания он получил, вероятно, от своего отца. Известно 150 холстов Бернини, но уверенно отнести к его работам можно только 35-40 из них. В основном это портреты, в том числе несколько автопортретов, выполненных в свободной живописной манере, напоминающей портреты Веласкеса.

Лоренцо Бернини. Автопортрет

Сохранилось около 300 рисунков, лишь малая часть того, что он создал.

Джан Лоренцо Бернини: жизнь и творчество художника

Джованни Лоренцо Бернини (Джан Лоренцо Бернини; итал. Giovanni Lorenzo Bernini; 7 декабря 1598, Неаполь — 28 ноября 1680, Рим) — великий итальянский архитектор и скульптор, крупнейший представитель римского и всего итальянского барокко, ученик своего отца Пьетро Бернини. Его творчество может служить эталоном эстетики барокко: для него характерны «повышенная эмоциональность, театральность, активное противоборство пространства и массы, сочетание религиозной аффектации с подчёркнутой чувственностью» (БСЭ).

СОДЕРЖАНИЕ

Биография художника

Творчество

Интересные факты из жизни художника

Картины Джана Лоренцо Бернини

Цитаты художника

Библиография

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Бернини родился в Неаполе 7декабря 1598 года. Его отцом был Пьетро Бернини, талантливый скульптор-маньерист родом из Флоренции, а матерью Анжелика Галанте, неаполитанка.

Джованни получил свое начальное образование у своего отца Пьетро и в возрасте 7 лет он отправился с ним в Рим, где Пьетро был вовлечен в несколько крупных проектов Здесь в Риме Джованни начал свою карьеру, помогая отцу в его работе.

Джованни был ребенком вундеркиндом и работал так усердно, что заслужил похвалу известного художника Аннибале Карраччи и вскоре был замечен папой Павлом V, который начал ему покровительствовать.

Следует отметить, что в течение своей долгой карьеры, Бернини получил много важных заказов, которые были связаны со сменяющимися на престоле папами. Его ранние работы очень понравились папскому племяннику кардиналу Скопионе Боргезе, который также начал ему покровительствовать и в 1621 году, в возрасте всего 23, Бернини был посвящен в рыцари Папой Григорием XV.

Его первые работы были вдохновлены древней эллинистической скульптурой. Он находился под сильным влиянием античных греческих и римских произведений искусств, которые тщательного изучал Ватикане.

Кроме этого он обладал глубокими знаниями живописи Высокого Возрождения начала 16 века.

Его изучение и подражание Микеланджело проявилось в его скульптуре Святой Себастьян (ок. 1617), выполненной для кардинала Маффео Барберини, который позднее стал папой Урбаном VIII и был самым большим покровителем Бернини.

В 1629 году Бернини был назначен архитектором собора Святого Петра и Палаццо Барберини. С тех пор Бернини занимал ведущие позиции в итальянском искусстве 17 столетия, процветающем под покровительством своих кардиналов и пап.

Во время правления Иннокентия X, Бернини, временно находился в опале. Однако в это время он создал один из своих величайших шедевров – капеллу Корнаро в небольшой римской церкви Санта Мария делла Виттория (1644-1655).

Бернини занимался также рисованием и драматургией.

Вскоре Бернини получил новый заказ. Ему было заказано установить две колокольни на церковь Святого Петра. Церковь стояла на болотистой почве, и это было очень рискованно. В июле 1641 года он представил свою первую башню. Через два месяца появились трещины. Было проведено расследование причин ошибки Бернини. 23 февраля 1646 года в Ватикане была собрана комиссия, которая должна была решить судьбу башен Бернини. Папа Иннокентий X принял решение уничтожить башни.

Он стал получать заказы от низких слоев общества. Шанс восстановить доброе имя ему дал знатный кардинал Карнало, который заказал ему скульптуру Святой Терезы. Бернини создает «Экстаз святой Терезы». Работа понравилась кардиналу. Интерес к Бернини вновь вырос. Иннокентий X стал дружить с ним. Бернини стал примерным христианином и всю жизнь прожил спокойно.

Бернини умер в возрасте 81-го года, пережив 8 пап.

После своей смерти он обрел славу не только величайшего художника Европы, но и как одного из величайшего представителя своей эпохи.

Он был последним в замечательном ряду универсальных гениев Италии, сумев создать стиль барокко, последний итальянский стиль, ставший международным стандартом.

Его смерть положила конец гегемонии итальянского искусства в Европе.

Он был похоронен в Базилике ди Санта Мария Мадджиоре в Риме, Италия.

БЕРНИНИ ПРОТИВ БОРРОМИНИ

Борромини родился в Швейцарии в итальянском кантоне Тичино. Настоящая фамилия архитектора была Кастелли, но, перебравшись в Рим, он стал называть себя Борромини. Современники его описывали как человека импульсивного, раздражительного, впадающего в меланхолию. Слава Борромини долго оставалась в тени популярности Бернини.

Бернини и Борромини работали вместе над некоторыми проектами.

Например, огромный балдахин в соборе Святого Петра, известный только как «балдахин Бернини» является совместной работой двух архитекторов. Тогда за это задание боролся Борромини, который на тот момент был более квалифицированным мастером. Борромини был очень обижен на Бернини, в том числе и на его высокомерное поведение. Борромини был вынужден помогать Бернини в строительстве, но все заслуги были причислены Бернини. Эту обиду Борромини так и не простил Бернини.

Все эти моменты не улучшали отношения между Бернини и Борромини, и их вражда даже вошла в легенду.

Говорят, что Бернини посмеялся над соперником, изобразив одну аллегорическую фигуру в фонтане с вытянутой рукой так, будто она готова удержать падающую церковь, а второе скульптурное изображение прячет голову под покрывалом, чтобы не видеть архитектурного шедевра Борромини.

В 1626 году Бернини занимался расширением дворца Пропаганда Фиде на площади Миньянелли, но в связи со смертью Убрана VIII работы поручили Борромини. В этот период дом, где жил Бернини находился рядом с тем дворцом. И известные архитекторы издевались друг над другом, вырезая на стенах дворцов то уши осла, направленные в сторону Бернини, то мужское достоинство, направленное в сторону Борромини. Потом, правда, это архитектурное хулиганство убрали.

Бернини было заказано установить две колокольни на церковь Святого Петра. Сперва была идея создать маленькие колокольни, но неопытный Бернини решил сделать башни побольше. Церковь стояла на болотистой почве, и это было очень рискованно. У Бернини не было честных и опытных помощников. Единственным, кто разбирался в подобных постройках, был Борромини, но их отношения были слишком плохими.

В июле 1641 года он представил свою первую башню. Через два месяца появились трещины. Бернини сильно переживал и перестал есть. Трещины увеличивались. Папа Иннокентий X выбрал себе в фавориты Борромини. Было проведено расследование причин ошибки Бернини. Борромини представил все улики против Бернини. 23 февраля 1646 года в Ватикане была собрана комиссия, которая должна была решить судьбу башен Бернини. Папа принял решение уничтожить башни. Уничтожение заняло 11 месяцев. Видя это, Бернини тяжело переживал. Но вскоре его работа «Экстаз святой Терезы» была оценена по достоинству. Интерес к Бернини вновь вырос. Иннокентий X стал дружить с ним. Художник вернул себе славу.

Скверный характер съедал Борромини, он завидовал успехам конкурентов. После серии неудач Борромини покончил жизнь самоубийством.

ТВОРЧЕСТВО

Он основал стиль борокко в архитектуре и скульптуре и впоследствии развил его до совершенства.

Он был более знаменит как архитектор и скульптор , чем как художник. Однако его картины и, в частности Автопортрет (1623), свидетельствуют о его высоком мастерстве рисовальщика. Кроме того, он писал пьесы, конструировал декорации, был постановщиком театральных феерий.

В 16 лет он создал скульптуру «Мученичество св. Лаврентия». Увидев эту скульптуру кардинал Скопион Боргезе решил сделать Джованни своим личным скульптором. Многие из его ранних скульптур, таких как Эней, Анхис и Асканий (1619), Похищение Прозерпины (1622), Давид (1623-24), Аполлон и Дафна (1625), были выполнены для кардинала Сципиона Боргезе, одного из самых влиятельных покровителей этого периода. Все эти произведения находятся в галерее Боргезе, в Риме.

Похищение ПрозерпиныАполлон и ДафнаДавид

Его первой архитектурной работой была реконструкция церкви Святого Вивиана (Бибиана) в Риме. В то же время, Бернини получил заказ на создание символической структуры над могилой Святого Петра в базилике Святого Петра в Риме. Под патронатом Урбана VIII, первого из восьми пап, которым ему пришлось служить, на протяжении 1624- 1633 годов, он создал знаменитый огромный золочено-бронзовой балдахин над могилой Святого Петра в Риме.

Свои наиболее известные художественные шедевры Бернини создал в период с середины 1640-х по 1660-е годы. В это время папы Урбан VIII, Иннокентий X и Александр VII предоставили ему беспрецедентные возможности для построения церквей, часовень, фонтанов, памятников, надгробий и скульптур. В 1640-х годах он создал капеллу Корнаро, а также саму церковь Санта-Мария-делла-Витториа. Центральной частью капеллы является наиболее известная из его скульптур «Экстаз Св. Терезы (1645-52), изображающей мистические переживания великой испанского реформатор кармелитов Тереза из Авилы. Произведение представляет собой большую статую (высотой 3,5 м), освещенную отраженным светом, идущим из скрытого окна. Этот шедевр является одним из самых вдохновенных памятников истории искусства и самым серьезным примером зрелого мастерства Бернини.

На протяжении 1648-1651 годов Бернини создал одну из самых впечатляющих своих работ -Фонтан Четырех рек на Пьяцца Навона в Риме. Фонтан представляет собой древне египетский обелиск над полой скалой увенчанной четырьмя мраморными фигурами символизирующими четыре самые большие реки мира. В церкви Св. Петра, он создал Скала Реджа и героической конная статуя Константина (1654-70).

Для Часовня Киджи церкви Санта-Мария дель Пополо в Риме, он создал две группы: Даниил во львином рву и Аввакум и ангел (1655-61). Между 1658 и 1670 Бернини построил три церкви: Сан Томасо ди Вилланова в Кастельгандольфо, Вознесения Санты-Мария на Ариччиа и Сан Андреа аль Квиринале в Риме. Еще с 1656 года он начал работать над монументальной композицией, Площадью Святого Петра — большой эллиптической площадью и раскрывающей свои объятия коллонадой в передней части церкви. Этот шедевр Бернини, созданный в 1656-1663 гг., является одним из его самых новаторских и успешных архитектурных проектов и его величайшим достижением. Именно его архитектурные проекты, в том числе и колоннада Святого Петра, принесли ему наибольшую известность и мировую славу.

В 1665 году Людовик XIV пригласил его в Париж, для завершения строительства Лувра, но новаторские планы Бернини не нашли одобрения. Возвратившись в Италию, он продолжил работу над площадью Святого Петра.

, ,

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@allpainters.ru, мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

Джан Лоренцо Бернини: картины художника

Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Джан Лоренцо Бернини: жизнь и творчество художника 1 (20%) 1 голос(ов)

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *