Служба внутреннего контроля

Внутренний контроль – это важнейшая часть современной системы управления, позволяющая достичь целей, поставленных собственниками, с минимальными затратами. Эффективность функционирования хозяйствующих субъектов во многом зависит от грамотно организованного контроля, так как он не только призван выявить недостатки и нарушения, но и предупреждать их, а также способствовать их своевременному устранению.

До 2013 г. вопрос создания службы внутреннего контроля являлся правом организаций (за исключением кредитных организаций, для которых это обязанность).

С 1 января 2013 г. согласно ст. 19 Федерального закона от 6.12.11 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 402-ФЗ) все экономические субъекты должны осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни, а те, которые подлежат обязательному аудиту, – также и внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности (за исключением случаев, когда руководитель принял обязанность ведения бухгалтерского учета на себя). Решение о введение бухгалтерского учета им самим может принять руководитель субъекта малого и среднего предпринимательства, соответственно в такой организации необходимо осуществлять только внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни.

📌 Реклама Отключить

Каким образом, по мнению финансистов, внутренний контроль должен быть организован на практике, сегодня сказать затруднительно, поскольку Минфин России до сих пор не разработал рекомендации для хозяйствующих субъектов по организации и осуществлению ими внутреннего контроля ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, которые планировалось выпустить сразу после принятия Закона № 402-ФЗ. При этом в информации Минфина России № ПЗ-10/2012 «О вступлении в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» отмечается, что законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете не установлены какие-либо ограничения на порядок, способы, процедуры осуществления внутреннего контроля.

При отсутствии официальных рекомендаций можно руководствоваться тем опытом по организации внутреннего контроля, который уже накоплен в отечественной и зарубежной практике.

📌 Реклама Отключить

Систему внутреннего контроля можно определить как систему финансового и прочего контроля, организованную руководством в целях осуществления упорядоченной и эффективной работы организации, обеспечения соблюдения политики руководства, охраны активов, полноты и точности документов.

Каким образом будет организован внутренний контроль, решается в самом хозяйствующем субъекте (например, путем создания отдела внутреннего контроля, внутреннего аудита, ревизионного отдела или заключения договора со сторонней организацией). Основной принцип должен быть следующим: всем придерживаться разумности и сопоставлять трудозатраты при осуществлении контроля с полученным результатом. При построении системы внутреннего контроля необходимо использовать наиболее эффективные подходы с учетом масштабов организации и стремиться к тому, чтобы с разумными затратами (на штатных работников, консультантов, аутсорсинг и используемые программы) проводить необходимый, но достаточный объем контроля.

📌 Реклама Отключить

Краткие сравнительные характеристики служб внутреннего аудита, внутреннего контроля и контрольно-ревизионной службы представлены в табл. 1. Следует иметь в виду, что различие между функциями, выполняемыми службами, в первую очередь определяется теми задачами, которые ставит перед этими подразделениями руководство.

Таблица 1

Сравнительные характеристики служб внутреннего аудита, внутреннего контроля и контрольно-ревизионной службы<1>

Характеристика Служба внутреннего аудита Служба внутреннего контроля Контрольно-ревизионная служба
Цель Повышение эффективности деятельности организации Построение и поддержание эффективной системы внутреннего контроля Недопущение неэффективного использования ресурсов, выявление и предотвращение злоупотреблений
Основные заказчики (клиенты) Совет директоров и высшее исполнительное руководство Линейное (операционное) руководство Высшее исполнительное руководство
Специфика Ориентация на перспективу, т.е. на анализ бизнес-процессов и выявление рисков Анализ бизнес-процессов в целях построения системы контроля Ориентация на ретроспективу, т.е. на уже произошедшие события и их последствия

В общем случае работа контрольно-ревизионных служб фокусируется на вопросах проверки сохранности товарно-материальных ценностей, эффективности использования ресурсов, выполнения распоряжений вышестоящих органов, а также на расследовании случаев мошенничества. 📌 Реклама Отключить

Задачей службы внутреннего контроля может быть построение системы внутреннего контроля организации (точнее, активное содействие менеджменту в построении системы), а задачей внутреннего аудита – проведение оценки надежности и эффективности этой системы.

Внутренний аудит призван выполнять более широкие задачи по оценке процедур внутреннего контроля, процессов управления рисками, корпоративного управления. Однако в зависимости от уровня развития корпоративной культуры (в том числе среды контроля) приоритетом для службы внутреннего аудита может стать выполнение задач, обычно стоящих перед контрольно-ревизионной службой.

Например, если в организации отсутствует эффективная система внутреннего контроля, то внутренний аудит в меньшей степени будет заниматься оценкой системы внутреннего контроля и в большей – вопросами сохранности активов и выявлением случаев мошенничества. В данной ситуации по мере построения системы внутреннего контроля потребность во внутреннем аудите как в функции независимой оценки эффективности контроля будет со временем возрастать.

📌 Реклама Отключить

Система внутреннего контроля в организации распространяется на все возникающие бизнес-процессы, начиная с планирования деятельности и заканчивая составлением финансовой отчетности.

Финансовый контроль, в том числе контроль за полнотой и достоверностью бухгалтерских записей и составлением финансовой отчетности, является важным элементом внутреннего контроля.

Эффективная структура внутреннего контроля предполагает разумное разграничение полномочий и разделение несовместимых функций. Последние несовместимы, если их сосредоточение у одного лица в любых комбинациях не только потенциально приведет к совершению непреднамеренных ошибок, но и затруднит их выявление. К несовместимым функциям относятся<2>: непосредственный доступ к активам; разрешение на осуществление операций с активами; непосредственное осуществление хозяйственных операций; отражение хозяйственных операций в бухгалтерском учете.

📌 Реклама Отключить

<2> Гусарова Л.В. Организация внутреннего аудита в некоммерческих организациях // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2012. № 1. С. 32–37.

Концепция внутреннего контроля включает несколько основных элементов:

внутренняя среда организации, т.е. этические ценности, стиль управления, процесс принятия решений, делегирование полномочий и принятие ответственности, политика в отношении персонала, компетентность сотрудников и отношение управленческого аппарата организации к внутреннему контролю;

определение, анализ и управление рисками, стоящими перед организацией на пути достижения своих целей;

повседневное осуществление контроля, т.е. учет и отчетность, разделение полномочий, права доступа к активам, мониторинг;

система санкционированного доступа к информации;

мониторинг самой системы внутреннего контроля, необходимый для определения его эффективности.

📌 Реклама Отключить

Цель хозяйствующего субъекта – не создание системы контроля, которая бы полностью гарантировала отсутствие отклонений, ошибок и неэффективности в работе, а система, которая помогала бы их своевременно выявлять и устранять, способствуя повышению эффективности работы. Основной принцип организации внутреннего контроля заключается в том, что не нужно концентрироваться на экспертном контроле операций, а необходимо контролировать то, как построен и работает сам процесс и какие качественные изменения в нем происходят. Повышение эффективности процесса внутреннего контроля состоит в повышении качества внутреннего контроля, а не в увеличении количества перепроверенных операций.

Функционирование системы внутреннего контроля будет результативным, если в процессе ее работы соблюдены следующие основные принципы<3>:

📌 Реклама Отключить

<3> Соколов Б. Внутренний контроль и аудит // Аудит и налогообложение. 2008. № 12.

1) ответственности – каждый субъект внутреннего контроля за ненадлежащее выполнение контрольных функций, предусмотренных должностными обязанностями, должен нести экономическую и (или) дисциплинарную ответственность;

2) сбалансированности – субъекту внутреннего контроля нельзя поручать выполнение функций, не обеспеченных соответствующими организационными (приказ, распоряжение) и техническими (программы, счетные и мерные устройства) средствами для их надлежащего исполнения;

3) своевременного сообщения о выявленных существенных отклонениях – информация о них должна быть оперативно доведена до лиц, непосредственно принимающих решения по данным отклонениям;

4) соответствия контролирующей и контролируемой систем – степень сложности системы внутреннего контроля хозяйствующего субъекта должна в каждый конкретный момент времени соответствовать степени сложности его бизнеса;

📌 Реклама Отключить

5) постоянства – система внутреннего контроля должна действовать на постоянной основе, что позволит своевременно выявлять отклонения от плановых заданий и норм;

6) комплексности – весь комплекс объектов внутреннего контроля в хозяйствующем субъекте должен быть охвачен его различными формами в зависимости от уровня риска;

7) распределения обязанностей – функции работников аппарата управления распределяются между ними таким образом, чтобы выполнялись требования к формированию контрольной среды.

С учетом указанных принципов разрабатываются конкретные требования к участникам процесса внутреннего контроля, среди которых можно выделить следующие<4>:

<4> Соколов Б. Внутренний контроль и аудит // Аудит и налогообложение. 2008. № 12.

1) требование подконтрольности каждого субъекта внутреннего контроля, работающего в организации. Выполнение одним субъектом контрольных функций должно быть в обязательном порядке подконтрольно на предмет качества другому субъекту внутреннего контроля;

📌 Реклама Отключить

2) требование ущемления интересов. С помощью нормативных документов создаются условия, при которых любые отрицательные отклонения ставят конкретного работника в экономически невыгодное положение, что стимулирует его к устранению отрицательных отклонений и вызвавших их причин;

3) недопущение сосредоточения прав контроля на всех его объектах в руках одного лица. В системе внутреннего контроля могут действовать независимо различные субъекты контроля. Несоблюдение этого требования создает условия для необъективного отражения в отчетных материалах результатов проверок;

4) требование заинтересованности руководства хозяйствующего субъекта. Эффективное функционирование системы внутреннего контроля невозможно без должной заинтересованности и участия в ее работе представителей собственников и топ-менеджмента хозяйствующего субъекта;

📌 Реклама Отключить

5) требование компетентности, добросовестности и честности внутренних контролеров хозяйствующего субъекта. Если сотрудники организации, в служебные функции которых входит осуществление внутреннего контроля, не обладают указанными характеристиками, то даже идеально организованная система не сможет работать эффективно;

6) требование пригодности методик и программ, применяемых в работе системы внутреннего контроля. Методики и программы должны быть целесообразны и рациональны, так как благодаря применению в минимальной степени будет снижаться эффективность работы объектов внутреннего контроля, а последний будет рационален, т.е. не станет нести излишних затрат труда и средств;

7) требование единичной ответственности. Недопустимо закрепление одной и той же контрольной функции за несколькими субъектами контроля, так как это неизбежно приведет к безответственности, затрате излишних сил и средств;

📌 Реклама Отключить

8) требование функционального потенциального замещения. Временное выбытие отдельных субъектов контроля (например, в отпуск) не должно прерывать контрольные процедуры или затруднять их выполнение. Для снижения влияния этого фактора необходимо добиться того, чтобы каждый субъект контроля умел выполнять в должной степени контрольную работу вышестоящего и одного-двух работников своего уровня;

9) требование регламентации. Эффективность функционирования системы внутреннего контроля напрямую зависит от наличия, качества и уровня утверждения регламентов (правил, стандартов), которыми руководствуются и точно выполняют субъекты контроля;

10) требование взаимодействия и координации. Система внутреннего контроля должна функционировать на основе четкого взаимодействия всех подразделений и служб хозяйствующего субъекта. Такого взаимодействия можно добиться путем разработки комплекса нормативных документов, регламентирующих контрольную деятельность структурных подразделений и руководителей хозяйствующего субъекта.

📌 Реклама Отключить

Функция внутреннего контроля может быть реализована несколькими способами, и поэтому, для того чтобы пользоваться преимуществами, которые дает организации эффективный внутренний контроль, необязательно создавать отдельное подразделение. При этом функцию внутреннего контроля может выполнять внешний консультант или специализированная компания при условии недопущения конфликта интересов.

Можно выделить три основных подхода к построению функции внутреннего контроля:

создание собственной службы внутреннего контроля, если организация для этого обладает необходимыми ресурсами;

аутсорсинг – выполнение функции внутреннего контроля полностью передается специализированной компании (внешнему консультанту);

косорсинг – служба внутреннего контроля создается в рамках организации; к выполнению заданий также привлекаются эксперты специализированной компании (внешнего консультанта), обладающие соответствующими знаниями и опытом.

📌 Реклама Отключить

Указанные подходы могут применяться в хозяйствующих субъектах в различных комбинациях. При выборе из возможных вариантов следует оценить преимущества и недостатки каждого из них (табл. 2).

Таблица 2

Преимущества Недостатки
Служба внутреннего контроля
Сотрудники хорошо знакомы с внутренней культурой и особенностями деятельности хозяйствующего субъекта, его подразделений и филиалов

Навыки и опыт внутренних аудиторов остаются внутри хозяйствующего субъекта

Сравнительно высокий уровень затрат на формирование службы
Аутсорсинг, косорсинг
Возможность использовать услуги экспертов в различных областях

Доступ к высокопрофессиональным аудиторским кадрам

Гибкость в вопросе использования привлеченных аудиторских ресурсов

Доступ к передовым технологиям и методикам проведения внутреннего аудита

Стороннему человеку или организации трудно «почувствовать» хозяйствующий субъект изнутри

Организация, цели и функции внутреннего контроля определяются руководством и (или) собственником экономического субъекта в зависимости от организационно-правовой формы и сложившейся системы управления, содержания, специфики и масштабов деятельности, состояния внутреннего контроля и объемов финансово-экономической деятельности. 📌 Реклама Отключить

Служба внутреннего контроля создается в основном хозяйствующими субъектами крупного и среднего бизнеса при наличии следующих условий: стремления собственников и высшего руководства получить достоверную информацию и оценку действий руководителей всех уровней управления; усложненной структуры; наличия филиалов и дочерних компаний; разнообразия видов деятельности.

Возможности аутсорсинга и косорсинга используют как небольшие организации, у которых нет достаточных финансовых ресурсов для создания собственной службы внутреннего контроля, так и крупные, имеющие в своем штате соответствующие структуры. Последним такие услуги, как правило, нужны для проведения отдельных контрольных мероприятий или в «пиковые» периоды нагрузки на штатных внутренних контролеров.

Формирование службы (отдела) внутреннего контроля следует начинать с подбора кандидатуры руководителя службы. Наилучшим вариантом является ситуация, когда руководитель службы внутреннего контроля функционально подчиняется совету директоров, а административно – генеральному директору организации. Если в хозяйствующем субъекте отсутствуют совет директоров или аналогичный орган, службу внутреннего аудита следует подчинить как функционально, так административно высшему должностному лицу организации. В идеальной ситуации служба внутреннего контроля отчитывается перед высшим руководством и освобождается от другой управленческой подотчетности.

📌 Реклама Отключить

К числу внутренних нормативных документов, регламентирующих деятельность службы внутреннего контроля и аудита, относятся:

положение о службе внутреннего контроля (определяет миссию, цели и задачи, ответственность и полномочия);

руководство службы внутреннего аудита (содержит вопросы организации работы службы и взаимодействия с другими подразделениями);

внутрифирменные стандарты (содержат типовые формы и методики проведения проверок и других задач);

должностные инструкции сотрудников службы.

Численность службы внутреннего контроля должна зависеть от поставленных задач, состояния контрольной среды и степени подверженности организации разного рода рискам. Численность определяется прежде всего исходя из количества подразделений и бизнес-процессов, имеющихся в организации, и временными затратами на контроль и аудит каждого из них.

📌 Реклама Отключить

Как показывает практика, основными ошибками при создании службы внутреннего контроля, снижающими эффективность контроля либо сводящими его на нет, являются:

низкая культура внутреннего контроля;

неадекватное отношение к риску на фоне высоких финансовых результатов;

игнорирование принципа разделения полномочий;

неадекватные каналы передачи информации;

бездействие руководства в отношении выявленных проблем.

Внутренний контроль не дает ожидаемых результатов в случаях, когда руководство демонстрирует свое пренебрежительное отношение к нему и своевременно не предпринимает мер по исправлению обнаруженных недостатков.

Отсутствие процедур контроля, относящихся к какому-либо из направлений деятельности, замедляет процесс развития или вовсе останавливает его. Так, если малые предприятия целиком сосредоточатся на защите активов и предотвращении мошенничества, при этом не обращая внимания на мотивацию сотрудников, начнется текучка кадров, меньше станет инициатив. Если сконцентрироваться на оптимизации налогообложения и не обращать внимания на обеспечение прозрачности организации и управленческий учет, то менеджмент не будет иметь достоверных данных для необходимой аналитической работы, благодаря которым можно гибко реагировать на изменение внешней среды.

📌 Реклама Отключить

Типичными проблемами в деле организации систем внутреннего контроля, характерными для российских организаций, являются <5>:

<5> Шуклов Л.В. Постановка внутреннего контроля как основа для перехода на МСФО: типичные проблемы и пути их решения // Международный бухгалтерский учет. 2011. № 38. С. 2–11.

отсутствие какого-либо вида процедур контроля применительно к какому-либо процессу;

излишняя бюрократизация контроля на малых предприятиях, концентрация внутреннего контроля только на защите активов, конфиденциальности, подготовке управленческих отчетов;

недостаток полномочий для осуществления контроля, конфликт интересов в системе контроля;

недостаток какого-либо вида процедур в исследуемом центре ответственности;

использование устаревших или не согласованных с другими подразделениями контрольных процедур.

📌 Реклама Отключить

Несмотря на то что организация системы внутреннего контроля сама по себе не гарантирует автоматического достижения целей, ее отсутствие создает больше возможностей для совершения ошибок или их необнаружения. Создавая систему внутреннего контроля, организации должны избегать применения правил и практики, которые могут неумышленно создавать стимулы или соблазн для совершения неправомерных действий. В частности:

чрезмерный акцент на достижении показателей или других операционных результатов, особенно имеющих краткосрочный характер и игнорирующих более долговременные риски;

схемы вознаграждения сотрудников, чрезмерно ориентированные на краткосрочные показатели;

неэффективное распределение обязанностей или контроля, которое создает возможности для неправильного использования ресурсов либо для сокрытия отрицательных показателей;

📌 Реклама Отключить

слишком незначительные или, напротив, непомерно строгие наказания за нарушения и злоупотребления.

Система внутреннего контроля в организации

М.В. Ризванова генеральный директор АКГ «Уральский союз»
Журнал «Аудитор», №7 за 2014 год

Вопросы создания систем внутреннего контроля в организациях стали активно обсуждаться в профессиональном сообществе с момента вступления в силу норм ст. 19 Федерального закона от 06 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Несмотря на наличие публикаций по данной тематике, многие субъекты хозяйственной деятельности не в полной мере понимают необходимость формирования системы внутреннего контроля и механизм его реализации. Поэтому считаем необходимым дать некоторые разъяснения и рекомендации по внедрению системы внутреннего контроля и отражения ее в учетной политике организаций.

В первую очередь следует обратить внимание на то, что Закон разделяет понятия внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни и внутреннего контроля ведения бухгалтерского учета.

Относительно первого Закон устанавливает, что «экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни» (п. 1 ст. 19).

Касательно внутреннего контроля функционирования учетной системы компании п. 2 ст. 19 Закона определяет, что «экономический субъект, бухгалтерская (финансовая) отчетность которого подлежит обязательному аудиту, обязан организовывать и осуществлять внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности».

Следует обратить внимание на то, что к настоящему времени с понятием внутреннего контроля связано множество действующих нормативных документов, основными из которых являются:

  • ст. 19 «Внутренний контроль» Федеральный закон от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
  • перечень терминов и определений, используемых в правилах (стандартах) аудиторской деятельности (одобрен Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 25 декабря 1996 года);
  • п. 41 и п. 42 Правила (стандарта) № 8 (Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2002 года № 696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности»);
  • п. 15-18 ст. 38 Федерального закона от 29 ноября 2001 года № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах»;
  • ст. 10 Федерального закона от 7 февраля 2011 года «7-ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности»;
  • ст. 9 Федерального закона от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»;
  • ст. 85 Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»;
  • положение ЦБР от 16 декабря 2003 года № 242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах»;
  • информация Минфина РФ от 14 сентября 2012 года «О раскрытии информации о рисках хозяйственной деятельности организации в годовой бухгалтерской отчетности (ПЗ-9/2012)»;
  • система внутреннего контроля в банках: основы организации (Базельский комитет по банковскому надзору, Базель, сентябрь 1998 года) Подгруппа по управлению рисками Базельского комитета по банковскому надзору;
  • п. 16 плана Минфина РФ на 20122015 годы по развитию бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на основе Международных стандартов финансовой отчетности (утв. приказом Минфина РФ от 30 ноября 2011 года № 440);
  • распоряжение Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 4 апреля 2002 года № 421/р «О рекомендации к применению Кодекса корпоративного поведения»;
  • ст. 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Сами понятия «внутреннего контроль» и «система внутреннего контроля» для отечественного бизнеса являются достаточно новыми. В общем-то, эти термины пришли из аудиторской практики.

Система внутреннего контроля (СВК) — совокупность организационной структуры, методик и процедур, принятых руководством экономического субъекта в качестве средств для упорядоченного и эффективного ведения хозяйственной деятельности, которая в т. ч. включает надзор и проверку, организованные внутри данного экономического субъекта его силами:

  • соблюдения требований законодательства;
  • точности и полноты документации бухгалтерского учета;
  • своевременности подготовки достоверной бухгалтерской отчетности;
  • предотвращения ошибок и искажений;
  • исполнения приказов и распоряжений;
  • обеспечения сохранности имущества организации1.

Система внутреннего контроля в организации, как правило, включает следующие элементы:

  • контрольная среда;
  • процесс оценки рисков;
  • информационная система, в т. ч. связанная с подготовкой финансовой (бухгалтерской) отчетности;
  • контрольные действия;
  • мониторинг средств контроля2.

Далее подробно рассмотрим состав и особенности указанных элементов системы внутреннего контроля в организации.

Контрольная среда включает официальную позицию, осведомленность и действия представителей собственника и руководства относительно системы внутреннего контроля, а также понимание значения такой системы. Контрольная среда оказывает влияние на сознательность сотрудников в отношении контроля. Она является основой для эффективной системы внутреннего контроля, обеспечивающей поддержание дисциплины и порядка. Далее приводится состав основных элементов контрольной среды организации (табл. 1).

Таблица 1. Состав контрольной среды организации

п/п Основные элементы
1 Доведение принципа честности до всеобщего сведения, поддержание его и других этических ценностей
2 Профессионализм (компетентность сотрудников)
3 Участие собственника или его представителей
4 Компетентность и стиль работы руководства
5 Организационная структура
6 Наделение ответственностью и полномочиями
7 Кадровая политика и практика

Процесс оценки рисков представляет собой выявление и по возможности устранение рисков в ведении хозяйственной деятельности, а также их возможных последствий. При этом следует учитывать, что риски могут быть связаны как с внешними, так и с внутренними событиями и обстоятельствами. Перечень основных факторов, рассматриваемых в процессе оценки рисков, приведен в табл. 2.

Таблица 2. Основные факторы, рассматриваемые в процессе оценки рисков

п/п Обстоятельства, влияющие на возникновение или изменение рисков
1 Внешние Изменения в окружении хозяйствующего субъекта (макроэкономические изменения, в т. ч. связанные с изменениями в нормативной среде, могут привести к изменениям в конкурентном давлении и к значительным изменениям рисков)
2 Внутренние Новый персонал (новые сотрудники могут иметь иную точку зрения на систему внутреннего контроля или иные приоритеты).
3 Внутренние Внедрение новых или изменение уже применяемых информационных систем (значительные и быстрые изменения в информационных системах могут изменить и риски, связанные с системой внутреннего контроля).
4 Внутренние Быстрый рост и развитие хозяйствующего субъекта (действующие средства контроля могут не справиться с возросшим объемом операций и способствовать росту риска их несоответствия новым условиям деятельности).
5 Внутренние Новые технологии (внедрение новых технологий в производственные процессы или информационные системы может изменить риск, связанный с системой внутреннего контроля).
6 Внутренние Новые подходы к ведению хозяйственной деятельности, новые виды товаров, работ, услуг (освоение новых видов деятельности, продукции, в отношении которых лицо имеет небольшой опыт, может стать причиной появления новых рисков, связанных с системой внутреннего контроля).
7 Внутренние Реорганизация хозяйственного лица может сопровождаться сокращением численности персонала и изменениями в распределении обязанностей, а также контрольных функций, выполняемых сотрудниками: они также могут повлиять на риск, связанный с системой внутреннего контроля.
8 Внешние и внутренние Расширение операций за рубежом (расширение объема хозяйственных операций за рубежом и открытие дочерних предприятий, филиалов, инвестиции в зарубежные предприятия влекут за собой новые и, как правило, необычные риски, которые могут оказать влияние на систему внутреннего контроля, например, дополнительные или изменившиеся риски в результате осуществления операций с иностранной валютой, дополнительные или изменившиеся риски в связи с особенностями зарубежного, в т. ч. налогового, законодательства).
9 Внешние и внутренние Новые принципы, стандарты, положения, инструкции в области ведения бухгалтерского учета и подготовки отчетности (принятие новых учетных принципов или их изменение может повлиять на риски, связанные с подготовкой финансовой (бухгалтерской) отчетности).

Рекомендация: При выявлении возможных рисков руководство рассматривает степень их важности, вероятность их возникновения и способы управления ими. Руководство может составлять планы, программы, осуществлять соответствующие действия для устранения этих рисков или принять решение игнорировать риски из-за дороговизны возможных средств контроля в отношении этих рисков либо по другим причинам.

Информационная система, в т. ч. связанная с подготовкой финансовой (бухгалтерской) отчетности, обеспечивает понимание сотрудниками обязанности и ответственности, связанных с организацией и применением системы внутреннего контроля. Главной составляющей системы является функция информирования персонала о значимости его участия в процессах и связи его действий в информационной системе с работой других сотрудников, а также понимание способов доведения до руководителей соответствующего уровня информации о каких-либо исключительных ситуациях.

Функционирование информационных систем, связанных с подготовкой финансовой (бухгалтерской) отчетности, обеспечивается следующими средствами:

  • техническими средствами;
  • программным обеспечением;
  • персоналом;
  • соответствующими процедурами;
  • базами данных.

Перечень основных функций информационных систем направленных на организацию внутреннего контроля приводится в табл. 3.

Таблица 3. Основные функции информационных систем внутреннего контроля

п/п Функции информационных систем
1 Идентификация и регистрация всех правомерных операций.
2 Своевременная и достаточно подробная фиксация операций, что позволяет надлежащим образом классифицировать операции для дальнейшего включения в финансовую (бухгалтерскую) отчетность.
3 Осуществление оценки объектов учета таким образом, чтобы соответствующая информация могла быть включена в финансовую (бухгалтерскую) отчетность в надлежащем суммовом выражении.
4 Определение периода времени, в котором имели место операции, что позволяет отнести их в учете к соответствующему отчетному периоду.
5 Представление надлежащим образом операций и относящихся к ним случаев раскрытия информации в финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Таблица 4. Перечень методов и процедур, применяемых в контрольных действиях

п/п Методы и процедуры, применяемые в контрольных действиях
1

Проверка выполнения

Такие контрольные действия включают:

  • обзорные проверки и анализ фактических показателей в сравнении со сметными и прогнозными показателями;
  • обзорные проверки и анализ фактических показателей в сравнении с показателями за предыдущие периоды;
  • соотнесение между собой различных данных (управленческих и финансовых), анализ их соответствия, выводы об обнаруженных расхождениях и предпринимаемые в этих случаях корректирующие действия;
  • сопоставление внутренних данных со сведениями, полученными из внешних источников информации;
  • проверка результатов деятельности по областям, подразделениям, направлениям и т. п.
2

Обработка информации

Разнообразные контрольные процедуры в отношении обработки информации выполняются для проверки точности, полноты и санкционирования операций и делятся в области информационных систем на две большие группы средств контроля:

  • общие средства контроля;
  • прикладные средства контроля.

Общие средства контроля над информационной системой обычно включают средства контроля в отношении:

  • операций информационного центра и компьютерной сети;
  • приобретения программного обеспечения для операционной системы, его изменения и обслуживания;
  • защиты от несанкционированного доступа;
  • приобретения, развития и обслуживания прикладных программ информационных систем.

Такие средства контроля применимы к универсальным компьютерам, мини-компьютерам и вычислительным машинам конечных пользователей в локальных сетях. Примерами таких общих средств контроля являются:

  • средства контроля над изменением программного обеспечения;
  • средства контроля, которые ограничивают доступ к программному обеспечению или базам данных;
  • средства контроля над реализацией новых версий прикладных пакетов программного обеспечения;
  • средства контроля над программным обеспечением систем, которые ограничивают доступ к сервисным программам системы или обеспечивают фиксацию того, кто, когда и какие изменения в данную систему внес.

Прикладные средства контроля применяются к обработке отдельных видов информации. Эти средства контроля помогают удостовериться, что осуществленные хозяйственные операции были санкционированы в полном объеме и точно зафиксированы и обработаны.

Примерами прикладных средств контроля являются:

  • проверка арифметической точности бухгалтерских записей;
  • ведение учета и обзорная проверка счетов, составление оборотных ведомостей;

такие автоматизированные процедуры контроля, как тестирование компьютером вводимых данных или контроль сквозной нумерации с последующей выдачей персоналу, выполняющему учетные функции, сообщений или справок о выявленных несоответствиях, что предполагает исправление таких ошибок в момент ввода либо впоследствии.

3

Проверка наличия и состояния объектов

Указанные контрольные действия направлены на обеспечение сохранности активов, включая:

  • меры предосторожности, ограничивающие доступ к активам или бухгалтерским записям;
  • санкционирование допуска к компьютерным программам и файлам с данными;
  • проведение периодических инвентаризаций;
  • разделение обязанностей;
  • контроль над санкционированием (одобрением руководством) может быть делегирован в соответствии с такими установленными представителями собственника правилами, как определение границ разрешенных инвестиций, а операции, связанные с крупными приобретениями или выбытиями, могут потребовать одобрения на ином уровне, включая в некоторых случаях одобрение акционерами.

Таблица 5. Перечень мероприятий, связанных с мониторингом средств контроля

п/п Мероприятия, связанные с мониторингом средств контроля
1 Наблюдение руководства за тем, своевременно ли подготавливаются выверки расчетов с банками;
2 оценка внутренними аудиторами соответствия действий персонала, занимающегося продажами, политике организации в отношении определенных условий договоров с покупателями;
3 осуществление надзора за соответствием действий персонала политике организации в области этики или деловой практики;
4 регулярную оценку организации и применения средств контроля, а также осуществление необходимых корректирующих мероприятий в отношении средств контроля вследствие изменения условий деятельности;
5 мониторинговые мероприятия могут включать использование информации, полученной извне;
6 руководство, осуществляя мониторинг, может также учитывать сообщения внешних аудиторов, касающиеся системы внутреннего контроля;
7 внутренние аудиторы или персонал, выполняющий аналогичные функции регулярно предоставляет информацию о функционировании системы внутреннего контроля, сосредоточивая основное внимание на оценке организации и применении системы внутреннего контроля, сообщает информацию о достоинствах и недостатках системы внутреннего контроля, а также дает рекомендации по ее улучшению.

Рекомендация: Система информирования персонала может принимать такие формы, как внутренние регламенты деятельности, руководства по составлению финансовой (бухгалтерской) отчетности, инструкции и указания. Доведение информации до сведения сотрудников может осуществляться с использованием средств электронной связи, устно и посредством распоряжений руководства.

Контрольные действия включают политику и процедуры, которые помогают удостовериться, что распоряжения руководства выполняются (например, что необходимые меры предприняты в отношении рисков, которые могут препятствовать достижению целей). Контрольные действия, осуществляемые вручную или с применением информационных систем, имеют различные цели и применяются на различных организационных и функциональных уровнях.

Мониторинг средств контроля включает наблюдение за тем, функционируют ли они и были ли они изменены надлежащим образом в случае необходимости. Мониторинг средств контроля представляет собой процесс оценки эффективного функционирования системы внутреннего контроля во времени.

В соответствии с вышеизложенными подходами и рекомендациями к формированию и оценке работы систем внутреннего контроля, необходимо обращать основное внимание на соответствие выстроенной в организации СВК действующим нормативным документом и основному идеологическому «посылу» заложенному в ней — стремлению к минимизации рисков в хозяйственной деятельности и своевременному выявлению нарушений.

Данные рекомендации следует использовать в организации начиная с первого этапа постановки СВК — на стадии формирования учетной политики на соответствующий временной период.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
  2. Перечень терминов и определений, используемых в правилах (стандартах) аудиторской деятельности (одобрен Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 25 декабря 1996 года).
  3. Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2002 года № 696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности».
  4. Федеральный закон от 29 ноября 2001 года № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах».
  5. Федеральный закон от 7 февраля 2011 года № 7-ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности».
  6. Федеральный закон от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях».
  7. Федеральный закон от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».
  8. Положение ЦБР от 16 декабря 2003 года № 242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах».
  9. Информация Минфина РФ от 14 сентября 2012 года «О раскрытии информации о рисках хозяйственной деятельности организации в годовой бухгалтерской отчетности (ПЗ-9/2012)».
  10. Система внутреннего контроля в банках: основы организации (Базельский комитет по банковскому надзору, Базель, сентябрь 1998 года). Подгруппа по управлению рисками Базельского комитета по банковскому надзору.
  11. План Минфина РФ на 2012—2015 годы по развитию бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на основе Международных стандартов финансовой отчетности (утв. приказом Минфина РФ от 30 ноября 2011 года № 440).
  12. Распоряжение Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 4 апреля 2002 года № 421/р «О рекомендации к применению Кодекса корпоративного поведения».
  13. Федеральный закон от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

1 Перечень терминов и определений, используемых в правилах (стандартах) аудиторской деятельности (одобрен Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 25 декабря 1996 года).

2 П. 42 правила (стандарта) № 8 (Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2002 года № 696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности»).

Версия для печати

Внутренний контроль и управление рисками

Это первая статья цикла, в которой мы постараемся определить значимость внутреннего контроля и управления рисками, насколько они актуальны и обязательны для внедрения, и какую часть в управлении организации они занимают. Для начала, следует отметить, что процесс оценки рисков включён в состав элементов системы внутреннего контроля. Поэтому начнём с определения внутреннего контроля.

Так что такое внутренний контроль?

Всё мировое бизнес-сообщество развивается по общим правилам, перенимая наиболее эффективные технологии, процессы и системы управления. К этим правилам относится и система внутреннего контроля.

К сожалению, в нашем обществе, зачастую контроль воспринимается негативно. Так исторически сложилось в умах – «вот преступление, а вот и наказание». При этом очевидно, что для жизни организации, лучше вовремя исправленный сбой в работе, нежели ситуация, когда проблема выявляется по прошествии времени и тогда приходится менять стратегию, корректировать планы, или принимать радикальные меры. Внутренний контроль способствует выявлению причинно-следственной связи возникновения сбоя, эффективному взаимодействию и своевременному информированию руководства о любых проблемах и недостатках на пути достижения целей, что даёт возможность оперативно реагировать и принимать управленческие решения.

Можно сказать, что каждый работник организации, в своей повседневной деятельности, автоматически становится участником процесса «Внутренний контроль». То есть, реализуя поставленные задачи, рядовые работники занимаются самоконтролем и контролем производимых ими операций, линейные руководители, контролируют работу, подчинённых, процессы и результаты деятельности подразделений, владельцы процессов контролируют вверенные им бизнес-процессы высшего уровня, целевые показатели и т.д. Между всеми работниками происходит взаимодействие в решении поставленных задач. А вот какой характер носит данное взаимодействие, и какой эффект оказывает на организацию, не всегда можно определить с «первого взгляда», или есть ли уверенность в том, что потоки обмена информации между подразделениями происходят качественно и беспрепятственно. Вопросом также остаётся и как выглядит такой «контроль», какие включает действия, и какой результат получит организация по истечении времени. Обсуждая тему внутреннего контроля, мы попробуем разобраться, насколько возможно найти решения для достижения желаемого результата, используя современные подходы к контролю.

При традиционных методах контроля, вышеописанная деятельность обычно не структурирована, не формализована, не ведётся на регулярной основе, результаты не фиксируются, по процессу контроля не налажена управленческая отчётность, иногда размыты центры ответственности, отсутствует фокус на рисках. Также, контроль не всегда выявляет «слабое звено», или выявляет с опозданием. По той же причине, руководство компании в постоянных поисках «слабого звена», львиную долю времени уделяет текущей деятельности, а не процессам развития и стратегическим целям. Из вышесказанного можно сделать вывод, что контроль, зачастую, носит хаотичный характер, а в среде хаоса зарождаются самые крупные и существенные риски.

Чтобы разбираться с такими интересными темами, как среда, взаимодействие, процедуры контроля, потоки информации и управление рисками, для начала необходимо понять, что же такое «Система внутреннего контроля» и почему в последнее время этому вопросу уделяется повышенное внимание в организациях любого уровня, в том числе в государственных и некоммерческих структурах.

В качестве определения внутреннего контроля, прежде всего, обратимся к стандарту COSO – это признанный международный стандарт, на который ссылаются некоторые российские нормативные акты о корпоративном управлении:

Внутренний контроль – процесс, осуществляемый на всех уровнях деятельности организации, направленный на обеспечение разумной уверенности в том, что будут достигнуты цели организации в части:

  1. Эффективности и экономичности операций;
  2. Достоверности финансовой отчётности;
  3. Соответствия деятельности действующему законодательству.

Внутренний контроль является не одним событием или обстоятельством, а динамическим и итеративным процессом – действиями, которые охватывают всю деятельность организации, и которые неразрывно связаны с тем, каким образом менеджмент управляет организацией.

Настоящее определение наиболее чётко даёт понимание, что контроль обязателен на каждом этапе управления (от самоконтроля работника до управления всей организацией). Система внутреннего контроля непросто координирует взаимодействие отдельных подразделений или работников, а чётко регулирует эти взаимодействия через локальные нормативные акты, обязательные для исполнения всеми работниками. Более подробно вопросу организации внутреннего контроля будет посвящена отдельная статья.

Кроме того, внедрение системы внутреннего контроля каждым экономическим субъектом в России в настоящее время закреплено в Законе 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте». Статья 19 гласит: “Экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни”.

В соответствии с законом, каждый субъект бизнеса в Российской Федерации обязан организовать, а именно систематизировать и регламентировать внутренний контроль в соответствии с рекомендациями государственных нормативных документов. При организации внутреннего контроля, безусловно, следует учесть все рекомендации регуляторов, но при этом надо адекватно понимать масштабы организации. Например, в крупных компаниях, одновременно с менеджментом, выполняющим функции по внутреннему контролю, имеется возможность создавать специализированные подразделения, такие как отдел контроля рисков или службу внутреннего аудита, которые формируют заключение о надежности системы ВК. В небольших компаниях, система также выстраивается на основании локальных нормативных актов (внутрифирменные документы – далее ЛНА), с применением риск-ориентированного подхода, с внедрением контрольных процедур, но только с меньшим количеством управленческой отчетности и всевозможных реестров. Хотя это зависит от специфики деятельности конкретно взятой организации. Внутренний контроль включает в себя разные стороны деятельности, связанные с бизнес-процессами. В том числе повышение квалификации персонала, и соблюдение профессиональных, этических и поведенческих стандартов, наличие автоматизированных контрольных процедур, выявление и оценку рисков, контроль показателей и многое другое. Более подробно в статье об элементах внутреннего контроля.

Причем для хозяйствующих субъектов, подлежащих обязательному аудиту, объектом внимания аудитора становится не только ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности, но и надежность системы внутреннего контроля. В соответствие с Международным стандартом аудита (МСА приняты в РФ 26.09.2017 N 147н) № 265 “Информирование лиц, отвечающих за корпоративное управление, и руководства о недостатках в системе внутреннего контроля”, аудитор обязан по итогам проверки информировать менеджмент о выявленных недостатках в системе внутреннего контроля. Исключением являются случаи, когда руководитель организации принял на себя обязанности по ведению бухгалтерского учета. Но, как известно, финансовая отчетность связана со всеми процессами и фактами, происходящими в жизни организации, поэтому смотрим п.3 Стандарта «Никакие положения настоящего стандарта не препятствуют аудитору сообщать лицам, отвечающим за корпоративное управление, и руководству о любых иных вопросах, связанных с внутренним контролем, которые аудитор выявил в ходе аудита».

Нельзя не сказать об определении внутреннего контроля, указанного Минфином России в ПЗ-11/2013 “Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности”

П.3. Внутренний контроль – процесс, направленный на получение достаточной уверенности в том, что экономический субъект обеспечивает:

  • эффективность и результативность своей деятельности, в том числе достижение финансовых и операционных показателей, сохранность активов;
  • достоверность и своевременность бухгалтерской (финансовой) и иной отчетности;
  • соблюдение применимого законодательства, в том числе при совершении фактов хозяйственной жизни и ведении бухгалтерского учета.

Необходимо более подробно разобрать значение трех указанных целей. Во многих организациях будут свои миссия, стратегии, планы по их достижению. Цели могут быть поставлены для организации в целом или быть ориентированы на отдельные виды деятельности. Некоторые цели являются общими у всех организаций. Так каждый экономический субъект стремится иметь устойчивое положение на рынке, развиваться и поддерживать успех, подбирать и удерживать мотивированных и компетентных сотрудников, создавать положительную репутацию, сохранять и приумножать активы, функционировать в рамках закона и качественно вести финансовый учет.

Не всегда цели подконтрольны организации, случаются форс-мажоры, когда запланированные события невозможно реализовать в полном объеме или к определенному сроку. За счет внутреннего контроля организация снижает последствия событий до определенного уровня и контролирует само событие. Постановка целей является обязательным условием для осуществления внутреннего контроля и ключевой частью для стратегического планирования. Внутренний контроль, осуществляемый на всех уровнях управления, способствует достижению этих целей.

Приведу следующий пример. Компания закупает товары за рубежом и перевозит грузы через границу. Любой сбой в данной деятельности, менеджеры компании определили для себя, как существенный. В соответствии с системой внутреннего контроля, менеджмент устанавливает цели данного процесса и выделяет этот процесс, в качестве ключевого объекта внутреннего контроля.

Табл. 1 Пример процесса транспортировки груза со склада производителя до грузополучателя (факт хозяйственной жизни), включая этапы процесса, причины потенциальных рисков и цели.

Этап Причина возникновения рисков Риски Цель, в соответствии с определением ВК
1. Заключение договора о поставке груза Договор заключен на невыгодных условиях Перечень рисков присущих договорной работе Операционная

(Эффективность и экономичность операций)

2. Выбор компании перевозчика Компания перевозчик является ненадежной, имеются претензии со стороны клиентов Опоздание доставки грузов, истечение срока годности груза, потери груза без выплаты компенсации, и т.д. Операционная
3. Выбор компании по страхованию груза Компания не исполняет обязательства по страховым случаям Неполучение страховой премии, ущерб. Операционная
4. Отгрузка со склада продавца Несвоевременная отгрузка, неправильная маркировка, ненадежная упаковка Повреждение груза во время транспортировки, утрата груза, недостача. Операционная
5. Транспортировка груза Форс-мажоры: аварии, забастовки, непредвиденные задержки из-за погодных условий Потеря груза, опоздание доставки Операционная
6. Склад СВХ Простой машины по причине несвоевременно поданных документов Отвлечение денежных средств на выплаты СВХ и транспортной компании Операционная
7. Таможенный контроль Нарушение законодательства Административная, уголовная ответственность Законодательная

(Соответствие деятельности действующему законодательству)

8. Учет факта хозяйственной деятельности Непредставление или несвоевременное представление первичных документов для учета Недостоверность отчетности. Срыв сроков предоставления отчетности. Налоговые претензии. Финансового учета

(Достоверность финансовой отчетности)

В данном процессе задействованы следующие подразделения: юристы составляют договоры, руководители других подразделений проводят согласование договоров, специалисты по логистике занимаются вопросами грузоперевозки, специалисты по работе с таможней оформляют груз, финансисты и бухгалтера планируют и оплачивают все сопутствующие расходы и т.д. Между этими подразделениями должно быть налажено такое взаимодействие, чтобы оно было максимально эффективным, а вопросы решались оперативно и без конфликта интересов.

Поскольку основа внутреннего контроля — это ответ не на вопрос «что может случиться?», а что сделано, чтобы не случилось, рассмотрим возможные мероприятия внутреннего контроля.

Процесс грузоперевозки и причины возможных рисков Возможные процедуры и мероприятия контроля, выполнение которых поможет достижению целей и высокой оценке системы внутреннего контроля и управления рисками.
1. Заключение договора о поставке груза Договор заключен на невыгодных условиях 1. Сформировать методику составления договоров. Прописать обязательные условия для включения в текст договоров. Ознакомить исполнителей. При поступлении в штат нового юриста, знакомить под подпись. Знание методики включить в ежегодную аттестацию.

2. Распределить полномочия и порядок подписания договоров. Перед подписанием руководителем высшего звена, договор должен быть согласован, например, с начальником отдела логистики и финансовым директором. Закрепить в соответствующих нормативных документах. Желательно определить сроки рассмотрения и согласования.

2. Выбор компании перевозчика Компания перевозчик является ненадежной, имеются претензии со стороны клиентов Осуществлять, на систематической основе, ряд мероприятий по выбору поставщика транспортных услуг (провести тендер, изучить рейтинги, проанализировать тарифы полной стоимости транспортного решения (ПСТР) включая оценку риска потери груза без выплаты компенсации, оценку невозмещаемого ущерба и т.д). Порядок выбора транспортной компании и ответственность закрепить в локальных нормативных актах.
3. Выбор компании страхования груза Компания не исполняет обязательства по страховым случаям По аналогии с выбором транспортной компании определить страховую компанию. Также проверить наличие судебных исков.
4. Отгрузка со склада продавца Несвоевременная отгрузка, неправильная маркировка, ненадежная упаковка Заранее согласовать дату отгрузки с поставщиком. В договоре с транспортной компанией, учесть вероятность предоставления грузоперевозчиком неподходящего транспортного средства (штрафы за недопустимые запахи, неисправности, габариты и т.д.). Обговорить с поставщиком надежность упаковки, оплатить услуги по усиленной упаковке груза. Порядок действий закрепить в инструкции с назначением ответственных.
5. Транспортировка груза Форс-мажоры – аварии, забастовки, непредвиденные задержки из-за погодных условий Решить вопрос о страховании грузов.
6. Склад СВХ Простой машины по причине несвоевременно поданных документов Вовремя предоставлять пакет документов для таможенного контроля, а именно:

– своевременно запросить счета за перевозку;

– заранее составить декларацию и запросить инвойсы;

– заранее запросить информацию о наличии на счетах средств, для оплаты таможенных платежей;

– заранее собрать пакет документов подтверждающих таможенную стоимость товара

7. Таможенный контроль Нарушение законодательства Возможен такой вариант, направить на склад СВХ сотрудника для перепроверки груза перед подачей таможенной декларации, во избежание всевозможных несоответствий в документах и фактическом грузе.
8. Учет факта хозяйственной деятельности Не предоставление или несвоевременное предоставление первичных документов для учета Необходимо определить количество копий, электронный вид, формат предоставления декларации и прочих финансовых документов по процессу в подразделение финансового учета в срок предположим не позднее 3 дней с момента прохождения грузом таможенного контроля.

Когда контроль, существует не хаотично, а функционирует как система, в ней распределены обязанности и ответственности, установлены сроки, написаны простые подробные понятные инструкции и методология, автоматизирована отчетность, фиксируются результаты операций, налажено взаимодействие между всеми участниками процесса на основе этических и профессиональных норм, когда вопросами занимаются квалифицированные кадры, учитываются изменения требований законодательства, когда о любом сбое процесса можно «безболезненно» сообщить вышестоящему руководству для оперативного принятия управленческого решения и реализованы другие инструменты, тогда влияние внешних и внутренних факторов на процесс можно минимизировать до допустимого уровня, эффективно управлять процессом и контролировать риски. Это и есть основа системы внутреннего контроля.

Примечание

В случае, когда работник организации инициирует внедрение собственных методик контроля или самоконтроля, или добивается автоматизации отдельных видов контроля по процессу, руководство должно способствовать таким инициативам и поощрять их. Подобные вопросы включены в элемент «Контрольная среда», в следующих статьях будут рассмотрены все элементы системы внутреннего контроля и принципы их реализации.

В качестве заключения можно резюмировать выше сказанное. Внутренний контроль, повторяющийся процесс, по которому создаются политики, положения, регламенты, методология и прочие локальные нормативные акты организации. Созываются рабочие группы и проводятся совещания по данному направлению. Распределение обязанностей и полномочий по внутреннему контролю также закрепляются документально. В организациях ведется учет рисков, контрольных мероприятий и процедур, которые систематически обновляются. Формируется отдельная управленческая отчетность и реестры. Внутренний контроль — это не традиционное понимание контроля, не деятельность контрольно-ревизионной службы или отдельное требование начальника, это целая система, направленная на своевременное выявление слабых точек в бизнес-процессах, устойчивое развитие организации и опора в достижении организацией поставленных целей.

Продолжение читайте в статье >

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *