Службы ДОУ

Документационное обеспечение управления — деятельность, охватывающая организацию документирования и управления документацией в процессе реализации функций учреждения, организации и предприятия.
Документационное обеспечение управления осуществляет служба Документационного обеспечения управления (ДОУ), действующая на правах самостоятельного структурного подразделения, подчиненного непосредственно руководителю организации.
Различают следующие службы ДОУ:
1. В министерствах и ведомствах — управление делами. В него включаются секретариат (приемная, секретариат министра, секретариаты заместителей министра, секретариат коллегии, протокольное бюро), инспекция при министерстве (руководителе ведомства), канцелярия (бюро правительственной переписки, бюро учета и регистрации, экспедиция, машинописное бюро, телетайпная и др.), отдел писем (жалоб), отдел совершенствования работы с документами и внедрения технических средств, центральный архив;
2. На государственных предприятиях (объединениях), в научно-исследовательских, проектных, конструкторских организациях и вычислительных центрах, ВУЗах и других организациях — отдел документационного обеспечения управления или канцелярия. В их состав, как правило, включаются: подразделения по учету и регистрации, контролю, совершенствованию работы с документами и внедрению технических средств, рассмотрению писем (жалоб), секретариат, экспедиция, машинописное бюро, архив;
3. В Ассоциациях и концернах состав и структура службы ДОУ определяется руководством организации;
4. В совместных предприятиях (организациях) — правлением; в акционерных обществах — учредительной конференцией; в кооперативах — общим собранием членов кооператива;
5. В организациях, не имеющих службы ДОУ, в структурных подразделениях работу с документами выполняет секретарь руководителя (инспектор) или другие специально назначенные лица1, секретарь-референт.
Основными целями службы ДОУ являются организация, руководство, координация, контроль и реализация работ по документационному обеспечению управления. Служба ДОУ решает следующие задачи:
Совершенствование форм и методов работы с документами.
Обеспечение единого порядка документирования, организации работы с документами, построения поисковых систем, контроля исполнения и подготовки документов к передаче в ведомственный (центральный) архив в соответствии с действующими нормативами.
Сокращение документооборота, количества форм документов.
Разработка и внедрение нормативных и методических документов по совершенствованию документационного обеспечения в организации (министерстве) и подведомственной системе.
Разработка и внедрение прогрессивных технологий документационного обеспечения управления на базе применения вычислительной и организационной техники2.
Службы ДОУ должны быть укомплектованы специалистами с соответствующим высшим и средним образованием. Наименования должностей работников службы ДОУ должны соответствовать «Общесоюзному классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов».
Служба ДОУ осуществляет следующие функции:
разработка, внедрение и ведение табеля и альбома унифицированных форм документов организации, внесение в них изменений;
экспедиционная обработка, регистрация документов и учетно-справочная работа;
организация рассмотрения и подготовки документов, контроль за правильностью оформления документов на подпись руководству;
регулирование, обобщение и информирование руководства о ходе и результатах исполнения документов;
разработка номенклатуры дел организации, хранение и оперативное использование номенклатуры дел;
организация машинописного изготовления, копирования; проектирование бланков документов;
организация работы по заявлениям граждан;
контроль за работой с документами в структурных подразделениях, совершенствование форм и методов работы с документами;
контроль сдачи дел, организация работы архива;
проведение совещаний и консультирований, повышение квалификации работников службы ДОУ и архивов;
организация рабочих мест, АРМ, условий труда сотрудников службы ДОУ3.
Деятельность работников службы ДОУ регламентируется должностными инструкциями, которые разрабатываются с учетом требований ГСДОУ и утверждаются руководителем организации.
Деятельность службы ДОУ регламентируют и обеспечивают нормативно-методические документы, государственные и отраслевые стандарты.
Итак, организация труда работников служб документации включает в себя решение следующих вопросов.
Четкое организационное построение службы документации (канцелярий), выбор наиболее рациональной формы организации работы с документами.
Основным фактором, определяющим структуру численности службы документации, является нормативная численность занятых в ней работников. Учреждения можно делить в зависимости от документооборота на три основные формы (централизованную, децентрализованную и смешанную) и на категории по ЕГСД:
1-я категория — предприятия (учреждения) с объемом документооборота свыше 100 000 документов в год;
2-я категория — от 25 000 до 100 000 документов в год;
3-я категория — от 10 000 до 25 000 документов в год;
4-я категория — до 10 000 документов в год.
В учреждениях 1-3 категорий работа с документами осуществляется канцелярией, 4-й категории — секретариатом. Для каждой категории существуют типовые схемы канцелярий.

Положение о Службе ДОУ (примерная форма)

Настоящую форму можно распечатать из редактора MS Word (в режиме разметки страниц), где настройка параметров просмотра и печати устанавливается автоматически. Для перехода в MS Word нажмите кнопку .

Примерное положение о Службе ДОУ

Приложение N 1
к п.1.5 Рекомендаций Росархива
от 31 декабря 2003 года

Наименование организации

ГРИФ УТВЕРЖДЕНИЯ

Примерное положение о Службе ДОУ

________________
На примере организации, получившей статус государственной службы.

1. Общие положения

1.1. Служба ДОУ действует на правах самостоятельного структурного подразделения и подчиняется непосредственно руководителю организации (первому заместителю руководителя).
1.2. Служба осуществляет документационное обеспечение управления организации и в своей деятельности руководствуется Законами Российской Федерации, Указами Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, законодательными актами по архивному делу Российской Федерации, правилами, инструкциями и методическими рекомендациями учреждений Федеральной архивной службы России, действующими нормативами по вопросам документационного обеспечения управления, нормативными материалами, касающимися автоматизации информационных процессов; Уставом (Положением) об организации, приказами и распоряжениями руководителя организации, Инструкцией по делопроизводству организации.
1.3. В состав отдела входят следующие группы: секретариат (секретари руководителя организации и его заместителей), канцелярия, копировально-множительное бюро, архив, группа обслуживания автоматизированной системы делопроизводства.
Служба ДОУ оказывает методическую помощь ответственным за документационное обеспечение (делопроизводство) в структурных подразделениях организации.
1.4. Деятельность работников службы регламентируется должностными инструкциями, которые разрабатываются службой и подписываются руководителем службы, согласовываются с юридическим лицом по правовым вопросам, руководителем отдела кадров и утверждаются руководителем организации.
При изменении функций и задач службы должностные инструкции пересматриваются.
1.5. Службу ДОУ возглавляет руководитель, который назначается на должность и освобождается от должности приказом руководителя организации. Квалификационные требования для замещения должности руководителя службы: высшее профессиональное образование по специализации государственных должностей государственной службы или образование, считающееся равноценным, с дополнительным высшим профессиональным образованием по специализации государственных должностей государственной службы. Стаж государственной службы на ведущих государственных должностях государственной службы не менее двух лет или стаж работы по специальности не менее пяти лет.

2. Основные задачи и функции

Основными задачами службы являются установление единого порядка работы с документами в организации с ГОСТами и другими действующими нормативами.
Служба в соответствии с основными задачами и в пределах предоставленных полномочий осуществляет следующие функции:
2.1. Формирует и совершенствует автоматизированную систему документационного обеспечения в деятельности организации.
2.2. Разрабатывает, внедряет и совершенствует единую нормативно-методическую базу, регулирующую деятельность службы, работников организации по документационному обеспечению управления.
2.3. Упорядочивает документальную базу, унифицирует формы документов, устанавливает правила подготовки и оформления документов. Определяет эстетические и эргономические требования к оформлению документов и средствам работы с ними.
2.4. Определяет порядок прохождения и обработки документов, внедряет новые технологические приемы работы с документами, сокращающие объем документооборота.
2.5. Разрабатывает информационно-поисковые системы по документам (автоматизированные или традиционные картотеки, справочники, классификаторы и кодификаторы документной информации).
2.6. Осуществляет контроль за исполнением документов в установленные сроки; обобщает сведения о ходе и результатах исполнения документов.

Формы организации работы с документами

Практика выработала три формы организации работы с документами в любом управленческом аппарате — централизованную, децентрализованную и смешанную.

Централизованная форма предполагает сосредоточение всех технологических операций но работе с документами в ведении одного специализированного структурного подразделения (канцелярии, общего отдела) или одного сотрудника (секретаря учреждения). В этом подразделении (или этим сотрудником) выполняется полный цикл технологических операций по обработке документов от момента их получения или создания до сдачи в архив: прием и обработка поступающих документов, их регистрация, контроль за исполнением, справочно-информационная работа, систематизация и хранение документов, отправка документов, обработка документов для их передачи в архив.

Централизация отдельных операций по обработке документов является наиболее рациональной формой организации делопроизводства, так как позволяет снизить затраты на обработку документов, улучшить организацию труда работников службы дело производства за счет специализации и взаимозаменяемости отдельных работников, эффективно использовать оргтехнику, достичь единства организационного и методического руководства документационным обеспечением. Однако полная централизация работы с документами возможна только в небольших учреждениях с объемом документооборота до 10 тыс. документов в год.

Децентрализованная форма организации документационного обслуживания представляет собой полную противоположность централизованной службы. Каждое структурное подразделение одной организации создает свою собственную службу для работы с документами, в которой автономно выполняется весь цикл операций по созданию, хранению, систематизации документов данного структурного подразделения. Эта форма характерна для организаций и учреждений, аппарат которых территориально разобщен, а также для тех, в которых документирование деятельности имеет специфические особенности (например, исходя из соображений защиты информации или самостоятельности деятельности структурных подразделен и й).

Смешанная форма организации работы с документами — самая распространенная. При этом часть операций (чаще всего прием и обработка поступающих и отправляемых документов, их регистрация, контроль за сроками исполнения, изготовление, тиражирование, архивное хранение) сосредоточивается в центральной службе делопроизводства, а в каждом структурном подразделении (в департаментах, управлениях, отделах) выполняются операции по созданию (печати) документов, их систематизации, хранению дел, их иредархивной обработке.

Вариантом смешанной формы является такая организация работы с документами, при которой одна и та же технологическая операция (например, регистрация документов или контроль за их исполнением) проводится для одних массивов документов централизованно (в канцелярии), а для других — децентрализованно (в структурных подразделениях).

Разделение массивов документов в случае использования традиционных (ручных) методов работы проводится по критерию адресования: если документ адресован руководству организации, он регистрируется в канцелярии, если руководству структурного подразделения, то в этом подразделении. Чаще всего в структурных подразделениях регистрируют внутренние документы — по месту их создания. Например, в бухгалтерии — бухгалтерские документы, в отделе кадров — документы но личному составу и т.д.

Использование новейших компьютерных технологий, наличие факсимильных аппаратов, факс-модемных устройств компьютеров позволяют организовать прием и регистрацию поступающих документов, контроль за их исполнением, информационно-справочную работу в структурных подразделениях.

В создании и организации службы делопроизводства вопрос выбора организационной формы — один из самых сложных. Действующие государственные нормативные методические акты не регламентируют форму работы с документами.

В каждом конкретном случае выбор организационной формы работы с документами остается прерогативой самой службы делопроизводства и руководства учреждения. Решение этого вопроса связано с первоначальной организацией службы делопроизводства.

В зависимости от изменений, которые происходят в связи с преобразованиями самой организации (фирмы), от модернизации технологии обработки документов изменяется и степень централизации и децентрализации работы с документами.

Регламентация выбранной формы работы с документами закрепляется в инструкции по делопроизводству.

Технологическая цепочка движения и обработки документов в общем виде включает несколько этапов: прием и первичную обработку; предварительное рассмотрение и распределение; регистрацию; направление на исполнение; исполнение; оформление и удостоверение; отправку.

Документооборот делится на составляющие — потоки, обеспечивающие прямую и обратную связь в управлении.

По отношению к системе управления выделяют следующие документопотоки:

  • — входящий (документы, поступающие в организацию);
  • — внутренний (документы, не выходящие за пределы организации);
  • — исходящий (документы, отправляемые из организации).

Названные выше документопотоки различаются составом документов, порядком их обработки и направлением движения. Каждый докумен гопоток имеет свой достаточно стабильный маршрут движения, который зависит от распределения обязанностей между руководителями, степени регламентации функций последнего и структурных подразделений, а также принятой в организации технологии работы с документами.

Рассмотрим некоторые особенности организации этих документопотоков.

Порядок обработки входящих документов. Прием и обработка входящих документов производится работником службы делопроизводства или секретарем. Эти документы могут поступать по почте, телеграфу, факсу, через курьера или по электронной почте. Необходимо организовать учет поступления документов из всех источников, их первичную обработку, а также координировать их движение.

Движение поступивших документов и работа с ними происходит по следующим этапам:

  • — прием и первичная обработка;
  • — предварительное рассмотрение, распределение, раз- метка;
  • — регистрация;
  • — рассмотрение руководством;
  • — направление на исполнение;
  • — контроль исполнения;
  • — исполнение;
  • — подшивка в дела;
  • — использование в информационно-справочной работе.

Прием поступающих в организацию документов производится после тщательной проверки адресных данных корреспонденции, а также ее количества. Почтовые отправления принимаются под роспись в книге выдачи вместе с описью- реестром на все получаемые документы. В отдельных случаях проверяется также вес отправлений, целостность упаковки и сохранность печатей.

После вскрытия конвертов проверяется комплектность и сохранность вложений. При обнаружении на конвертах повреждений, отсутствия документов, приложений к ним или отдельных страниц, а также несоответствия документов либо приложений, об этом сообщают отправителю и делают отметку на самом документе и в журнале регистрации входящих документов в графе «Примечание».

После первичной обработки все конверты уничтожаются. Лишь в случае необходимости определения адреса отправителя, времени отправки или получения конверты сохраняются, так как могут служить подтверждением соответствующих фактов.

При обработке поступающей корреспонденции конверты с пометкой «Лично» не вскрываются, а передаются непосредственно адресату. При этом на конвертах могут проставляться дата и учетный номер. Корреспонденция, которая имеет пометку «Конфиденциально», обрабатывается сотрудником, имеющим к ней допуск.

Получение входящих документов посредством технических средств осуществляется непосредственно в офисе. При этом на особо важные документы или сообщения запрашивается подтверждение и только после этого их содержание доводится до руководителя. Обязательно проверяется общее количество полученных страниц и их соответствие числу страниц, указанному в документе. О каких-либо несоответствиях или плохом качестве переданного текста следует незамедлительно сообщить отправителю.

Предварительное рассмотрение поступающих документов производится в первую очередь с целью их распределения на нерегистрируемые и регистрируемые. Нерегистрируемые документы передаются непосредственно в структурные подразделения организации.

На регистрируемых документах проставляется штамп, где указывается их порядковый учетный номер и дата поступления. В штампе также может быть предусмотрено место для последующего проставления входящего регистрационного индекса.

Кроме того, на этапе предварительного рассмотрения входящих документов необходимо осуществить их отбор с целью направления руководителю наиболее важных и срочных, ведь большая часть решений по поступающей информации может быть принята заместителями руководителя, а также руководителями или специалистами структурных подразделений.

При просмотре поступивших на имя руководителя документов выявляются те, которые должны быть ему представлены в обязательном порядке. Это распорядительные документы вышестоящих органов власти и управления, документы по ключевым вопросам деятельности организации и т.д. Перечень таких вопросов может быть составлен самим руководителем.

Без предварительного рассмотрения передаются по назначению документы, которые имеют в адресе указание структурного подразделения или фамилию сотрудника организации.

Документы, предназначенные для нескольких структурных подразделений, передаются им поочередно или в копиях. На документах, передаваемых в структурные подразделения, в правом верхнем углу первого листа проставляется условное обозначение соответствующего департамента или отдела (например, «ОП» — отдел продаж или 07 — шифр этого подразделения).

При передаче документов непосредственным исполнителям указываются их фамилии и инициалы. При разметке и направлении документов также могут применяться условные обозначения должностных лиц (например, 01 — директор, 02 — заместитель директора и т.д.).

Процесс предварительного рассмотрения документов может облегчить использование настольного устройства сортировки, которое представляет собой набор лотков, имеющих наклейки с условным обозначением структурных подразделений и должностных лиц организации. В эти лотки раскладываются поступающие документы. При небольшом объеме документов можно использовать специальные папки с разделителями.

При осуществлении предварительного рассмотрения документов также следует выяснить, не нуждаются ли документы, передаваемые руководству организации, в подборе дополнительных материалов (нормативных документов, предыдущей переписки и т.д.). Соответствующие документы подбираются делопроизводителем и передаются руководителю вместе с входящими документами.

Если в обязанности делопроизводителя входит доклад руководителю о поступивших документах, необходимо предварительное ознакомление со всеми материалами.

При подготовке полученных документов на доклад руководителю осуществляется их разметка (выделение заголовков и некоторых других реквизитов цветным маркером) и укладка (документы, требующие первоочередного рассмотрения, кладутся в папку поверх остальных либо помещаются в отдельную папку).

Передача входящих документов на рассмотрение руководителю должна осуществляться после их регистрации. Обычно это происходит в день поступления документов в организацию.

Руководитель рассматривает документы, как правило, в день их поступления и в тот же день передает их делопроизводителю, которому следует убедиться в наличии резолюции руководителя на каждом возвращенном документе. В резолюции назначаются исполнители, определяются сроки исполнения и даются конкретные указания по исполнению данного документа.

Эти сведения должны быть занесены в регистрационный журнал, после чего документ передается на исполнение. Резолюция может послужить основанием для постановки документа на контроль.

Если в резолюции указано несколько исполнителей, то должностное лицо, указанное первым, считается ответственным исполнителем. Для обеспечения оперативного исполнения документа несколькими лицами секретарь делает соответствующее количество копий.

При этом необходимо следить, чтобы копирование документов не выходило за рамки разумного, так как увеличение объема документооборота приводит к дополнительным затратам труда, материалов и времени, что в конечном итоге снижает эффективность работы всей организации.

Документ, переданный ответственному исполнителю под роспись в журнале регистрации (с проставлением даты получения), находится у него до окончательного решения вопроса.

Когда работа с документом завершена (выполнено конкретное задание, составлен ответный документ и т.д.), на нем проставляется отметка об исполнении и направлении его в дело. Затем документ подшивается в дело, которое может иметь, например, заголовок «Переписка с внешними организациями за 2013 г. (входящие)». В дальнейшем этот документ может быть использован для информационно-справочной работы.

Порядок обработки исходящих документов. Документы, которые отправляются организацией, называются исходящими.

Обработка таких документов происходит по следующим этапам:

  • — составление исполнителем проекта;
  • — согласование проекта;
  • — доработка проекта (в случае необходимости);
  • — визирование (в случае необходимости);
  • — проверка правильности оформления проекта;
  • — подписание руководителем (в необходимых случаях — утверждение);
  • — регистрация;
  • — отправка адресату;
  • — подшивка второго экземпляра (копии) в дело; использование в информационно-справочной работе.

Подготовка проекта документа начинается со сбора необходимой информации. Исполнитель изучает нормативные акты по соответствующей тематике, анализирует изданные ранее документы и т.д. Затем разрабатывается проект документа.

Правильность оформления проекта документа проверяет работник службы делопроизводства или секретарь. Исходящие документы оформляются в двух экземплярах (за исключением факсограмм и телефонограмм, которые составляются в одном экземпляре).

Далее в случае необходимости проект документа проходит согласование с руководителями структурных подразделений, которое оформляется визами, проставляемыми на остающемся в организации экземпляре. Кроме того, в отдельных случаях согласование может быть внешним.

Согласование может происходить параллельно (когда для предварительного ознакомления проект документа передается всем участвующим в его подготовке организациям и лицам) и последовательно (когда проект направляется по очереди в различные организации и подразделения в соответствии с их функциями).

После получения на проекте документа всех виз его передают на подпись руководителю организации вместе со всеми приложениями. При необходимости вместе с ним могут быть предоставлены другие документы, па основании которых был составлен данный проект (контракты, рекламации, инициативные письма, акты, нормативные документы и т.д.). Руководитель может внести изменения и дополнения в подписываемый документ или вернуть его на доработку исполнителю.

Примерный перечень документов, подлежащих утверждению и на которых ставится гербовая печать, представлен в приложениях 7—8.

Исходящие документы могут быть подписаны не только руководителем организации, но и руководителями структурных подразделений. Чем выше уровень подписания документов, тем больше инстанций должен пройти документ. В связи с этим во многих случаях следует предоставлять право подписи на исходящих документах руководителям структурных подразделений в соответствии с их функциями.

После подписания документ передается секретарю для регистрации (внесения необходимых сведений в журнал регистрации исходящих документов). После регистрации и присвоения исходящему документу номера необходимо проставить его на обоих экземплярах. В тот же день после проверки правильности адресования и комплектности документ должен быть отправлен адресату.

Второй экземпляр отправленного документа (или единственный экземпляр факсограммы) подшивается в дело с исходящей перепиской. Впоследствии он может быть использован в информационно-справочной работе.

Порядок работы с внутренними документами. Внутренние документы составляются, исполняются и хранятся в рамках данной организации.

На этапах подготовки и оформления порядок работы с ними такой же, как и с исходящими документами’.

  • — составление проекта исполнителем;
  • — проверка правильности оформления;
  • — согласование проекта;
  • — подписание руководителем (в необходимых случаях — утверждение);
  • — при повышенных требованиях к обеспечению сохранности документов или их больших объемах — регистрация.

На этапах исполнения и завершения работы с внутренними документами порядок работы с ними будет таким же, как с входящими документами’.

  • — передача исполнителю (при наличии нескольких исполнителей — копирование документа);
  • — контроль исполнения;
  • — исполнение;
  • — проставление отметки об исполнении;
  • — подшивка в дело;
  • — использование в информационно-справочной работе.

В дальнейшем внутренние документы могут использоваться в информационно-справочной работе в течение срока от одного года до трех лет. По решению экспертной комиссии этот срок может быть продлен или документы могут быть переданы в архив либо уничтожены.

Совершенствование документооборота разумнее всего начать с внутренних документов. В работе с такой документацией необходимо решить вопросы сокращения дублирующих друг друга документов, уменьшения количества изготавливаемых копий, а также более широкого использования без документного решения текущих вопросов внутри организации.

Для этого следует использовать возможности локальной компьютерной сети, которая позволяет заменить традиционные документы электронными. При этом возрастает оперативность передачи и поиска необходимых документов внутри организации, экономится бумага и тонер, обеспечивается возможность работы над одним документом сразу нескольких исполнителей на своих рабочих местах.

Система работы со специалистами ДОУ

Елена Бескровная
Система работы со специалистами ДОУ

Система работы со специалистами ДОУ

В нашем детском саду накоплен опыт взаимодействия в работе специалистов и воспитателей. Система взаимодействия наглядно демонстрирует профессиональную взаимосвязь всех специалистов детского сада в работе с детьми. Все мы работаем в тесном контакте друг с другом и стремимся к тому, чтобы иметь единый подход к воспитанию каждого ребенка и единый стиль работы в целом.

Мы разработали схему взаимодействия специалистов детского сада в работе с детьми.

Чтобы обеспечить такое единство в работе всех педагогов и специалистов у нас в детском саду были выработаны следующие задачи:

1. Создание команды единомышленников из всех специалистов (учителя-логопеда, педагога-психолога, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, ст. медсестры) и повышение их профессионального уровня.

2. Организация развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка.

3. Совместное изучение содержания программы и составление перспективного плана работы по всем видам деятельности детей и по всем разделам программы.

4. Совместная подготовка и проведение праздников, развлечений, тематических и интегрированных занятий.

Были определены формы взаимодействия специалистов: открытые занятия, консультации, беседы, круглые столы, деловые игры, семинары-практикумы, педсоветы, работа с родителями.

В детском саду каждому специалисту отведена своя сфера профессиональной деятельности, которая направлена на диагностику, предупреждение и коррекцию имеющихся отклонений в развитии ребенка, в той или иной образовательной области. Диагностика позволяет не только оперативно отслеживать процесс и динамику образовательной деятельности, но и своевременно корректировать ее в случае возможности негативного воздействия на здоровье и психическое развитие ребенка.

Важную роль в организации учебно-воспитательного процесса оказывал педагог-психолог.

Совместно планируя индивидуальную работу с детьми, и педагог-психолог давал рекомендации по дальнейшей коррекционно-развивающей работе. Вместе участвовали в организации и проведении различных праздничных мероприятий.Педагог-психолог оказывал мне помощь в виде: консультаций, семинаров, анкетирования, оформлении наглядного материала, принимал непосредственное участие в родительских собраниях.

Моя работа тесно переплеталась с работой учителя-логопеда. Вместе мы проводили с детьми релаксацию, дыхательную, пальчиковую, артикуляционную гимнастику, массаж, ставили и автоматизировали звуки, развивали фонематический слух. Во второй половине дня, я проводила индивидуальную работу с детьми по заданию логопеда.

Совместно с учителем-логопедом создавались в группе условия для развития различных видов деятельности с учетом возможностей интересов, потребностей самих детей. Достигнутые результаты на логопедических занятиях фиксировались в тетради взаимодействия воспитателя и логопеда по каждому ребенку в отдельности и всей группе в целом.

Педагог-психолог и учитель-логопед осуществляли помощь, как каждому ребенку, так и группе детей,имеющих речевые дефекты: отслеживали процесс развития; занимались глубокой и всесторонней профилактической, коррекционной и развивающей работой с детьми определенного возраста; осуществляли индивидуальную поддержку тех, кто в ней нуждается. Кроме того, при совместной деятельности разрабатывали проекты, оказывающие влияние на воспитательно-образовательную среду ДОУ в целом.

Таким образом, согласованность действий учителя-логопеда и педагога-психолога позволила эффективно скорректировать имеющиеся нарушения развития речи, что помогло детям легко адаптироваться в дошкольной среде, успешно развиваться и обучаться.

Музыкальный руководитель на занятиях проводил работу по активизации внимания, воспитанию музыкального ритма, ориентировки в пространстве, что благоприятно влияло на формирование неречевых функций у детей с речевой патологией.

На логоритмических занятиях совершенствовалась общая и мелкая моторика, выразительность мимики, пластика движений, постановка дыхания, голоса. Речевые упражнения, связанные с движением, не утомляли детей, а снимали статическое напряжение. Преподнесенные в игровой форме, они помогали удерживать внимание, совершенствовать координацию общих движений.

Дети с нарушениями речи часто соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются. Отрицательно сказывается на здоровье долгое пребывание детей в сидячем положении. Поэтому использование здоровьесберегающих технологий является важным условием в ходе коррекционноых занятий.Помимо традиционных физминуток на определенном этапе включаются: режим смены поз, психогимнастика, гимнастика для глаз, упражнения для профилактики плоскостопия, сколиоза и др.

В ДОУ уделяется серьезное внимание физической культуре.

Инструктор по физической культуре работал над оздоровлением детского организма, постановкой диафрагмальноречевого дыхания, координацией основных видов движений, мелкой моторики руки,над формированием положительных личностных качеств в поведении ребенка: общительности, умения рассчитывать свои силы, над воспитанием самоконтроля, смелости, решительности, отзывчивости и др.

Медицинская сестра осуществляла консультативно-просветительную работу с педагогами и родителями по профилактике заболеваний и соблюдению санитарно-гигиенических правил; оказывала необходимую помощь администрации и педагогическому коллективу ДОУ в решении задач по сохранению и укреплению здоровья воспитанников, давала рекомендации родителям по лечению и реабилитации детей, направляла их в случае необходимости к другим специалистам.

Такая эффективность системы работы специалистов ДОУ дала широкие возможности для создания благоприятных педагогических условий, позволила оптимизировать педагогический процесс, сделать его наиболее эффективным в соответствии с Федеральными Государственными Образовательными Стандартами и требованиями образовательной программы.

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *