Специальное рабочее место для инвалида

Отказывать в приеме на работу инвалиду из-за того, что на его рабочем месте необходимо подготовить особые условия труда, нельзя. К такому выводу пришел ВС РФ. Рассказываем, как было дело, а также о ближайших планах Минтруда по трудоустройству инвалидов.

Содержание

Как было дело

Центр занятости направил соискателя-инвалида II группы на работу по квоте в компанию (напомним, что законодательство РФ обязывает работодателей с численностью более 35 человек предоставлять определенный процент рабочих мест людям с инвалидностью).

Инвалид явился к будущему работодателю, но тот в трудоустройстве отказал. На основании того, что квота у него, конечно, есть, но специально оборудованного рабочего места для данного инвалида нету. Мол, требования санитарных правил СП 2.2.9.2510-09 (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2009 № 30) компания в настоящий момент выполнить не может, поэтому и на работу не берет.

Для информации: СП регламентируют необходимость создания для работников-инвалидов допустимых санитарно-гигиенических условий на рабочем месте (в связи с видом ограничения их возможностей). Например, поддержание определенной температуры воздуха, уровня шума, безопасности и удобства в оборудовании помещения, где трудится инвалид, и еще много чего.

Несостоявшийся работник-инвалид подал иск в суд, в котором требовал принять его на работу и взыскать компенсацию морального вреда. По его мнению, отказ в трудоустройстве незаконен, так как не связан с деловыми качествами.

Что решили суды

Фемида не сразу улыбнулась безработному инвалиду. Суд первой инстанции и апелляция постановили, что фирма-работодатель права, отказав в трудоустройстве.

Специальных рабочих мест у работодателя не было, а соискатель пришел трудоустраиваться по квоте для инвалидов, а не по квоте для специальных рабочих мест. Следовательно, решили судьи первых инстанций, отказ инвалиду допустим и правомерен.

Верховный Суд решил иначе, указав на то, что закон обязывает работодателей не только создавать квотируемые вакансии, но и обеспечивать выполнение квоты. Данная обязанность признается выполненной не с момента создания рабочих мест, а с момента приема на них инвалидов.

Если фирма должна принимать инвалидов на работу по квоте и при этом не позаботилась об организации для них рабочих мест, такой работодатель не только не прав, отказывая в трудоустройстве, но и нарушает нормы федерального и региональных НПА по квотам для инвалидов.

Иск инвалида к фирме суд удовлетворил.

Работодателю на заметку

Чтобы выполнить обязанность по трудоустройству инвалидов, мало заявить о вакансиях для них по квоте. Вакансии должны быть закрыты фактическим трудоустройством.

С 2020 года «технология» по выполнению квот для инвалидов еще более ужесточится. Минтруд уже разработал проект, исходя из принципа «не можешь трудоустроить инвалида — плати». Поэтому всем работодателям, попадающим в сферу действия законодательства о квотах для инвалидов, нужно задуматься об обустройстве подходящих рабочих мест и не отказывать из-за их отсутствия.

Друзья, поддержите нас — подпишитесь на наш блог на Клерке :).

И приглашаем на заглянуть наш сайт blogkadrovika.ru — здесь вы найдете полезную информацию о пособиях, зарплате, кадрах, налогах, пенсиях. Пишем для специалистов и всех, кто хочет научиться разбираться в этих вопросах.

О порядке резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов (с изменениями на 14 октября 2019 года)

О порядке резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов

АДМИНИСТРАЦИЯ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 декабря 2015 года N 465-а
О порядке резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов

(с изменениями на 14 октября 2019 года)

(в ред. постановлений администрации Костромской области от 14.05.2018 N 184-а, от 14.10.2019 N 406-а)

В соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Законом Костромской области от 11 апреля 2005 года N 258-ЗКО «О содействии трудовой занятости инвалидов в Костромской области» администрация Костромской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемый порядок резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов, согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2016 года и подлежит официальному опубликованию.

Губернатор
Костромской области
С.СИТНИКОВ

Приложение. Порядок резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов

Приложение

Утвержден
постановлением
администрации
Костромской области
от 22 декабря 2015 г. N 465-а

(в ред. постановлений администрации Костромской области от 14.05.2018 N 184-а, от 14.10.2019 N 406-а)

1. Настоящий порядок разработан в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон), Законом Костромской области от 11 апреля 2005 года N 258-ЗКО «О содействии трудовой занятости инвалидов в Костромской области» (далее — Закон) и устанавливает правила резервирования работодателями рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства (далее — резервирование рабочих мест).

2. Для целей настоящего порядка под профессиями, наиболее подходящими для трудоустройства инвалидов, понимаются профессии, включенные в Перечень рекомендуемых инвалидам профессий и должностей с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности, определенный Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 4 августа 2014 года N 515 «Об утверждении методических рекомендаций по перечню рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности».

3. Резервирование рабочих мест осуществляется работодателями, которым установлена квота для приема на работу инвалидов в целях трудоустройства работников, имеющих инвалидность, на рабочие места, наиболее подходящие для трудоустройства инвалидов.

4. Резервированию подлежат рабочие места в пределах установленной в соответствии со статьей 3 Закона и с учетом положений абзаца второго статьи 21 Федерального закона квоты для приема на работу инвалидов, на которые не трудоустроены инвалиды.

5. Резервирование рабочих мест осуществляется посредством выделения рабочих мест из числа имеющихся или созданных за счет собственных средств по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов, в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.

Количество зарезервированных рабочих мест определяется работодателем путем вычитания из количества рабочих мест, установленных по квоте, количества рабочих мест, на которые фактически трудоустроены инвалиды.

6. Резервирование рабочих мест оформляется локальным нормативным актом работодателя.

Локальный нормативный акт работодателя о резервировании рабочих мест должен содержать следующую информацию:

наименование профессий (специальностей, должностей);

наименование структурного подразделения, в котором выделяются или создаются рабочие места;

количество единиц рабочих мест.

В случае трудоустройства инвалидов на зарезервированные места или изменения установленной квоты для приема на работу инвалидов работодатель вносит в локальный нормативный правовой акт о резервировании рабочих мест соответствующие изменения.

7. Копия локального нормативного правового акта о резервировании рабочих мест (акта о внесении изменений в локальный нормативный правовой акт о резервировании рабочих мест) направляется работодателем в орган службы занятости населения по месту регистрации работодателя в течение 5 рабочих дней со дня его издания с приложением сведений о потребности в работниках, наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей) по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку.

8. Работодатели ежемесячно, в срок до 20 числа месяца, следующего за отчетным, направляют в органы службы занятости населения информацию о выполнении квоты для приема на работу инвалидов и зарезервированных рабочих местах по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку.

9. Работодатели вправе запросить в органах службы занятости населения информацию о потребности инвалидов в трудоустройстве.

10. За неисполнение обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, а также отказ в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты, работодатель несет ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Приложение N 1. Сведения о потребности в работниках, наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей) (Форма)

Приложение N 1
к Порядку резервирования
рабочих мест по профессиям,
наиболее подходящим для
трудоустройства инвалидов

(в ред. постановления администрации Костромской области от 14.05.2018 N 184-а)

Форма

СВЕДЕНИЯ

о потребности в работниках, наличии

свободных рабочих мест (вакантных должностей)

Наименование юридического лица/индивидуального предпринимателя/физического

лица (нужное подчеркнуть) ________________________________________________

Юридический адрес ________________________________________________________

Адрес индивидуального предпринимателя/физического лица ___________________

Адрес (место нахождения) _________________________________________________

Номер контактного телефона _______________________________________________

Фамилия, имя, отчество работодателя (представителя работодателя) _________

Проезд (вид транспорта, название остановки) ______________________________

Форма собственности: государственная, муниципальная, частная, общественные

объединения или организации (нужное подчеркнуть).

Вид экономической деятельности (по ОКВЭД 2) ______________________________

Социальные гарантии работникам: медицинское обслуживание, санаторно-

курортное обеспечение, обеспечение детскими дошкольными учреждениями,

условия для приема пищи во время перерыва (нужное подчеркнуть).

Иные условия _____________________________________________________________

Наименование профессии (специальности), должности

Квалификация

Необходимое количество работников

Характер работы

Заработная плата (доход)

Режим работы

Профессионально-квалификационные требования, образование, дополнительные навыки, опыт работы

Дополнительные пожелания к кандидатуре работника

Предоставление дополнительных социальных гарантий работнику

постоянная, временная, по совместительству, сезонная, надомная

нормальная продолжительность рабочего времени, ненормированный рабочий день, работа в режиме гибкого рабочего времени, сокращенная продолжительность рабочего времени, сменная работа, вахтовым методом

начало работы

окончание работы

«___» _________ 20__ г. Работодатель _________ ________________________

(представитель (подпись) (фамилия, имя, отчество)

работодателя)

М.П.

(при наличии)

Приложение N 2. Информация о выполнении квоты для приема на работу инвалидов и зарезервированных рабочих местах (Форма)

Приложение N 2
к Порядку резервирования
рабочих мест по профессиям,
наиболее подходящим для
трудоустройства инвалидов

(в ред. постановления администрации Костромской области от 14.10.2019 N 406-а)

ФОРМА

ИНФОРМАЦИЯ

о выполнении квоты для приема на работу инвалидов

и зарезервированных рабочих местах

за _______________ 20__ г.

(месяц)

(наименование организации)

Среднесписочная численность работников организации за отчетный период, человек<1>

Численность работников, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным, человек<2>

Среднесписочная численность работников для установления квоты, человек

(гр. 1 — гр. 2)

Размер установленной квоты, единиц

(гр. 3 x 3 / 100)

или

(гр. 3 x 2 / 100)

Количество зарезервированных рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов, единиц

Наименование, дата, номер локального нормативного акта, содержащего сведения о зарезервированных рабочих местах по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов

Количество фактически работающих инвалидов, человек

всего

в т.ч. по направлению центра занятости

«___» _____________ 20__ г.

Работодатель

(представитель работодателя) ___________ __________________________________

(подпись) (Фамилия, имя, отчество)

М.П.

(при наличии)

________________

<1> В соответствии с формой федерального статистического наблюдения N П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников», утвержденной Приказом Росстата от 15.07.2019 N 404 «Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за численностью, условиями и оплатой труда работников, потребностью организаций в работниках по профессиональным группам, составом кадров государственной гражданской и муниципальной службы», раздел «Численность, начисленная заработная плата работников и отработанное время», графа 2.

<2> В соответствии со сводными ведомостями действующих результатов специальной оценки условий труда.

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 ноября 2013 г. N 685н г. Москва «Об утверждении основных требований к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности»

Зарегистрирован в Минюсте РФ 2 апреля 2014 г.

Регистрационный N 31801

В соответствии с пунктом 21 статьи 4 и частью первой статьи 22 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 4563; 2013, N 27, ст. 3460) приказываю:

Утвердить прилагаемые основные требования к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности.

Министр М. Топилин

Основные требования к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности

1. Основные требования к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности (далее — Требования) представляют собой совокупность требований технического и технологического характера к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов, направленных на создание им условий для выполнения трудовой функции.

Требования устанавливаются к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов, за исключением оснащения (оборудования) рабочих мест для трудоустройства инвалидов, характер труда которых либо нарушения функций организма и ограничения жизнедеятельности не приводят к необходимости оснащения (оборудования) специальных рабочих мест.

Оснащение (оборудование) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов включает в себя подбор, монтаж и эксплуатацию основного технологического оборудования, технологической и организационной оснастки, инструментов, вспомогательного оборудования, применение которых позволяет создать условия для выполнения инвалидом его трудовых функций на рабочем месте.

2. Оснащение (оборудование) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов осуществляется работодателем индивидуально для конкретного инвалида, а также для группы инвалидов, имеющих однотипные нарушения функций организма и ограничения жизнедеятельности, и включает в себя следующие этапы:

а) анализ потребностей инвалида (группы инвалидов) в оснащении (оборудовании) специального рабочего места на основе сведений, содержащихся в индивидуальной программе реабилитации инвалида, программе реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, в соответствии с характером труда инвалида, его трудовыми функциями, технологическими, психологическими и метеорологическими особенностями выполнения трудовых функций на специальном рабочем месте;

б) формирование перечня мероприятий, направленных на оснащение (оборудование) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов, включая разработку перечня основного технологического оборудования, технологической и организационной оснастки, инструментов, вспомогательного оборудования, применение которых обеспечивает реализацию инвалидом его трудовых функций;

в) реализация перечня мероприятий, направленных на оснащение (оборудование) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов, включая приобретение, монтаж и настройку основного технологического оборудования, технологической и организационной оснастки, инструментов, вспомогательного оборудования, применение которых обеспечивает реализацию инвалидом его трудовых функций.

Оснащение (оборудование) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов не должно мешать выполнению трудовых функций других работников.

3. Требования применяются в зависимости от характера нарушенных функций и ограничений жизнедеятельности конкретного инвалида, а также с учетом профессии (должности), характера труда, выполняемых инвалидом трудовых функций, и не включают в себя требований по обеспечению безопасных условий и охраны труда, требований доступности зданий и сооружений для инвалидов, а также требований санитарных норм и правил, которые устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Требования к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для инвалидов по зрению — слабовидящих с учетом выполняемой трудовой функции предусматривают:

а) оснащение (оборудование) специального рабочего места общим и местным освещением, обеспечивающим беспрепятственное нахождение инвалидом по зрению — слабовидящим своего рабочего места и выполнение трудовых функций, видеоувеличителями, лупами;

б) в случае, если трудовые функции инвалидов по зрению — слабовидящих предполагают работу с использованием компьютерной техники — оснащение (оборудование) специального рабочего места адаптированными видеодисплеями, программными средствами для контрастирования и укрупнения шрифта с учетом международного стандарта доступности веб-контента и веб-сервисов, принтерами для печати крупным шрифтом.

5. Требования к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для инвалидов по зрению — слепых с учетом выполняемой трудовой функции предусматривают:

а) оснащение (оборудование) специального рабочего места тифлотехническими ориентирами и устройствами, с возможностью использования крупного рельефно-контрастного шрифта и шрифта Брайля, акустическими навигационными средствами, обеспечивающими беспрепятственное нахождение инвалидом по зрению — слепого своего рабочего места и выполнение трудовых функций;

б) озвучивание визуальной информации с использованием дополнительных периферийных устройств и электронных тифлотехнических средств функционального назначения, обеспечивающих возможность выполнения работы без зрительного контроля;

в) оснащение (оборудование) специального рабочего места средствами для письма рельефно-точечным и плоскопечатным шрифтом, в том числе грифелями, тетрадями и блокнотами для письма рельефно-точечным шрифтом, приборами для письма шрифтом Брайля, звукозаписывающей и звуковоспроизводящей аппаратурой;

г) для рабочего места, предполагающего работу на компьютере — оснащение специальным компьютерным оборудованием и оргтехникой с возможностью использования крупного рельефно-контрастного шрифта и шрифта Брайля (дисплей Брайля и клавиатура Брайля), озвучивания визуальной информации на экране монитора с использованием специальных аппаратных и программных средств, в том числе, адаптированного тактильного дисплея и аудиодисплея (синтезатора речи).

6. Требования к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для инвалидов по слуху — слабослышащих с учетом выполняемой трудовой функции предусматривают оснащение (оборудование) специального рабочего места звукоусиливающей аппаратурой, телефонами громкоговорящими.

7. Требования к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для инвалидов по слуху — глухих с учетом выполняемой трудовой функции предусматривают:

а) оснащение (оборудование) специального рабочего места визуальными индикаторами, преобразующими звуковые сигналы в световые, речевые сигналы в текстовую бегущую строку, для беспрепятственного нахождения инвалидом по слуху — глухого своего рабочего места и выполнения работы;

б) для рабочего места, предполагающего работу на компьютере — оснащение (оборудование) специального рабочего места визуальными индикаторами, преобразующими звуковые сигналы в световые, речевые сигналы в текстовую бегущую строку.

8. Требования к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для инвалидов с одновременным нарушением функции зрения и слуха — слепоглухих с учетом выполняемой трудовой функции включают в себя:

а) оснащение (оборудование) специального рабочего места тактильными тифлотехническими устройствами для беспрепятственного нахождения инвалидом с одновременным нарушением функции зрения и слуха — слепоглухим своего рабочего места и выполнения работы, электронными тифлотехническими средствами функционального назначения, обеспечивающими возможность выполнения работы без зрительного и слухового контроля;

б) для рабочего места, предполагающего работу на компьютере — оснащение (оборудование) специального рабочего места тифлотехническими устройствами, устройством телетайпной связи, подсоединяемым к брайлевскому дисплею, тифлоорганайзером, с использованием дополнительных периферийных устройств и электронных тифлотехнических средств функционального назначения, обеспечивающими возможность выполнения работы без зрительного и слухового контроля;

предоставление работодателем по соглашению с работником возможности получения последним услуг тифлосурдопереводчика на специальном рабочем месте.

9. Требования к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для инвалидов с нарушением функций опорно-двигательного аппарата с учетом выполняемой трудовой функции предусматривают:

а) оснащение (оборудование) специального рабочего места оборудованием, обеспечивающим реализацию эргономических принципов (максимально удобное для инвалида расположение элементов, составляющих рабочее место), механизмами и устройствами, позволяющими изменять высоту и наклон рабочей поверхности, положение сиденья рабочего стула по высоте и наклону, угол наклона спинки рабочего стула, оснащение специальным сиденьем, обеспечивающим компенсацию усилия при вставании, специальными приспособлениями для управления и обслуживания этого оборудования, а также устройствами для захвата и удержания предметов и деталей, компенсирующими полностью или частично, либо замещающими нарушения функций и (или) структур организма, а также ограничения жизнедеятельности инвалидов;

б) для рабочего места, предполагающего работу на компьютере, оснащение (оборудование) специального рабочего места специальными механизмами и устройствами, позволяющими изменять высоту и наклон рабочей поверхности, положение сиденья рабочего стула по высоте и наклону, угол наклона спинки рабочего стула, оснащение специальным сиденьем, обеспечивающим компенсацию усилия при вставании, в случае необходимости — специальной клавиатурой, специальной компьютерной мышью различного целевого назначения.

10. Требования к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках, с учетом выполняемой трудовой функции предусматривают:

а) оснащение (оборудование) специального рабочего места оборудованием, обеспечивающим возможность подъезда к рабочему месту и разворота кресла-коляски. Пространство под элементами оборудования должно создавать условия подъезда и работы на кресле-коляске;

б) для рабочего места, предполагающего работу на компьютере — оснащение (оборудование) специального рабочего места мебелью, пространство под элементами которой должно создавать условия подъезда и работы на кресле-коляске.

По состоянию на: 07.11.2012
Журнал: Справочник кадровика
Год: 2012
Сулейманова Г. А.
Тема: Необходимые сведения, Обязательные и дополнительные условия, Оформление приема на работу, Допущение к работе
Рубрика: Кадровая практика

    Нормативные документы

      1. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (извлечение) 2. Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (извлечение) 3. Закон Московской области от 25.04.2008 № 53/2008-ОЗ «О квотировании рабочих мест» (извлечение) 4. Закон г. Москвы от 22.12.2004 № 90 «О квотировании рабочих мест» (извлечение)

Наша страна не единственная, где на законодательном уровне предусмотрена обязанность работодателей соблюдать установленные квоты по трудоустройству инвалидов и оборудовать для них специальные рабочие места в пределах соответствующих квот.

Но как-то так получается, что вместо того, чтобы оказывать реальное содействие службам занятости в трудоустройстве инвалидов, у нас, в отличие от других развитых стран, все больше думают о том, как бы уклониться от такой обязанности. И это несмотря на то, что по закону недобросовестные работодатели могут быть привлечены к ответственности…

Важнейшей составляющей государственной политики в области содействия занятости населения согласно ст. 5 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее — Закон о занятости) является осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы. К таким гражданам относятся, в частности, инвалиды.

Государство предусматривает дополнительные гарантии для инвалидов: разрабатываются и реализуются программы по содействию занятости инвалидов, создаются дополнительные рабочие места и специализированные организации, где они могли бы трудиться.

Кроме того, установлены определенные квоты для приема на работу инвалидов.

На уровне федеральных законов определение такого понятия, как «квота», не приводится. Но что такое квота — разъясняется в некоторых региональных законах.

В частности, согласно ст. 2 Закона Московской области от 25.04.2008 № 53/2008-ОЗ «О квотировании рабочих мест» квота — это минимальное количество рабочих мест для категорий граждан, которых работодатель обязан трудоустроить, включая количество рабочих мест, на которых уже работают лица указанных категорий. Под квотированием рабочих мест понимается выделение рабочих мест для трудоустройства таких граждан в процентах от среднесписочной численности работников в соответствии с установленной квотой.

Кроме того, схожее определение квоты содержалось в утративших силу Рекомендациях по квотированию рабочих мест, утв. постановлением Минтруда России от 06.02.1995 № 9. Квотой называли минимальное количество рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (в процентах от среднесписочной численности работников предприятий, учреждений, организаций), которых работодатель обязан трудоустроить на данном предприятии, в учреждении, организации, включая количество рабочих мест, на которых уже работают граждане указанной категории.

На федеральном уровне размер квоты на сегодняшний день определяется только для инвалидов.

Обратите внимание!

Закон устанавливает не размер квоты для приема на работу инвалидов, а ее минимальные и максимальные значения

В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее — Закон о защите инвалидов) организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 %).

Как видим, Закон о защите инвалидов устанавливает не размер квоты, а ее минимальные и максимальные значения — не менее 2 и не более 4 % к среднесписочной численности работников, тогда как размер квоты устанавливается законодательством субъекта РФ.

Поэтому в разных субъектах РФ фактический размер квоты может различаться в пределах, установленных федеральным законом.

Для работодателей, осуществляющих деятельность на территории города Москвы, согласно ст. 3 Закона г. Москвы от 22.12.2004 № 90 «О квотировании рабочих мест» (далее — Закон г. Москвы о квотировании рабочих мест) размер квоты для трудоустройства инвалидов минимальный — 2 %. В том же процентном соотношении к среднесписочной численности работников установлен размер квоты и для Московской области.

Чуть выше размер квоты в Воронежской области — 3 %. А, например, в Ростовской области он достигает максимально допустимой величины — 4 % от среднесписочной численности работников.

Обратите внимание: при квотировании следует руководствоваться не штатным расписанием, а реальной среднесписочной численностью работников.

Как рассчитать количество рабочих мест в счет установленной законом квоты, если общая численность работников организации постоянно меняется?

Количество квотируемых рабочих мест рассчитывается в зависимости от среднесписочной численности работников на начало отчетного периода.

Таким образом, при изменении количества работников в организации меняется и количество квотируемых рабочих мест для инвалидов.

С уменьшением среднесписочной численности работников уменьшается число квотируемых рабочих мест для инвалидов вплоть до отмены квот в организации.

Напомним, что квота — это минимальное количество рабочих мест, которое работодатель должен предоставить для трудоустройства инвалидов. Откуда возьмется это рабочее место — из числа уже существующих на предприятии или за счет создания новых рабочих мест — значения не имеет.

В организации есть несколько вакантных должностей в счет установленной квоты на инвалидов. Должны ли мы их предлагать работникам, увольняемым по сокращению штата, если нет других вариантов для перевода?

Смысл квотирования в том и заключается, что рабочее место резервируется специально для трудоустройства определенной категории работников — в данном случае инвалидов. Эти рабочие места нельзя предлагать для трудоустройства других работников, в том числе при увольнении по сокращению штата, за исключением тех случаев, когда увольняемый работник, которому предлагается такая вакансия, сам является инвалидом.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ РАБОЧИЕ МЕСТА ДЛЯ ИНВАЛИДОВ

Согласно ст. 22 Закона о защите инвалидов минимальное количество специальных рабочих мест для их трудоустройства устанавливается органами исполнительной власти субъектов РФ для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.

Нам выдали предписание о создании специальных рабочих мест для инвалидов. Но что понимать под созданием рабочих мест? Речь идет о конкретных рабочих местах для инвалидов, оборудованных в соответствии с медицинскими требованиями (наличие подъемника, автоматизированного кресла и т. д.), либо о вакансиях в целом с целью трудоустройства инвалидов?

В статье 20 Закона о защите инвалидов среди мероприятий, способствующих повышению конкурентоспособности инвалидов на рынке труда и обеспечению гарантий их трудовой занятости, отдельно говорится об установлении квот для приема на работу инвалидов, отдельно — о создании специальных рабочих мест для таких работников.

Специальное рабочее место для трудоустройства инвалида — это рабочее место, требующее дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.

В каждом отдельном случае оснащение специальных рабочих мест для инвалидов должно осуществляться с учетом их профессии (специальности), характера выполняемых работ, степени инвалидности, характера функциональных нарушений и ограничения способности к трудовой деятельности, а также уровня специализации рабочего места, механизации и автоматизации производственного процесса. Более того, на практике для нужд инвалидов может возникнуть необходимость в дополнительном оснащении коридоров, лестниц, столовых, туалетов и других помещений организации. Поскольку минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается на региональном уровне, здесь возможны различные варианты.

Постановлением правительства Саратовской области от 28.05.2007 № 214-П «Об установлении минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов» утверждено минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в организациях Саратовской области в пределах установленной квоты, а именно:

    на предприятиях, в учреждениях, организациях Саратовской области, численность работников в которых составляет от 101 до 500 человек, устанавливается не менее одного специального рабочего места для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты; на предприятиях, в учреждениях, организациях Саратовской области, численность работников в которых составляет от 501 до 1000 человек, устанавливается не менее двух специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты; на предприятиях, в учреждениях, организациях Саратовской области, численность работников в которых превышает 1000 человек, число специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты составляет три специальных рабочих места, а также одно специальное рабочее место на каждую тысячу работников.

Кстати сказать

Расходы организации по созданию рабочих мест для инвалидов в счет установленной квоты могут быть компенсированы органами службы занятости в рамках финансирования целевых программ по снижению напряженности на рынке труда.

Так, в 2011 г размер выплат работодателю из федерального бюджета на оснащение оборудованием рабочего места под конкретного человека составлял 50 тыс. руб. Мероприятие проходило во всех субъектах Российской Федерации. За период с января по декабрь 2011 г по программе заключены договоры с 11 000 организаций. В рамках договоров трудоустроено на оснащенные специальным оборудованием рабочие места 10 730 инвалидов.

В дальнейшем также предполагается создание специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов. Согласно Указу Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» Правительству РФ необходимо обеспечить создание ежегодно в период с 2013 по 2015 гг. до 14 200 специальных рабочих мест для инвалидов.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ОРГАНАМИ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ

Обратите внимание!

Размер установленной квоты для приема на работу инвалидов включает количество рабочих мест, на которых работают ранее принятые инвалиды

Как указано в ст. 25 Закона о занятости, работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения на основе соблюдения установленной для инвалидов квоты, их трудоустройства или резервирования отдельных видов работ (профессий) для последующего трудоустройства таких граждан.

В этих целях, согласно той же ст. 25 Закона о занятости, работодатели обязаны ежемесячно предоставлять органам службы занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

Что подразумевается под выполнением квоты для приема на работу инвалидов?

Выполнение квоты — это непосредственное трудоустройство инвалида.

Например, согласно ч. 3 ст. 2 Закона г. Москвы о квотировании рабочих мест выполнением квоты для приема на работу инвалидов признается трудоустройство работодателем инвалидов, имеющих рекомендации к труду, подтвержденное заключением трудового договора, действие которого в текущем месяце составило не менее 15 дней.

Порядок уведомления органов службы занятости, как правило, более подробно определяется законодательством субъектов РФ.

Согласно ст. 4 Закона г. Москвы о квотировании рабочих мест сведения о выполнении установленной квоты направляются работодателем не ежемесячно, а ежеквартально по установленной форме в Центр квотирования рабочих мест до 30 числа месяца, следующего за отчетным кварталом. В сведениях указывается среднесписочная численность работников за каждый месяц отчетного квартала, размер установленной квоты по месяцам, количество работников на квотируемых местах, в том числе не трудоустроенных в счет установленной квоты.

Органы службы занятости при выявлении нарушений работодателями установленных правил квотирования рабочих мест направляют в Государственную инспекцию труда и прокуратуру сведения о работодателях, отказавших в приеме на работу инвалидов в счет установленной квоты для приема на работу инвалидов, а также не предоставивших информацию о выполнении квоты и допустивших нарушения действующего федерального законодательства и законодательства субъектов РФ по вопросам квотирования рабочих мест.

Кстати сказать

Согласно ст. 20 Закона о защите инвалидов работодатели должны проводить резервирование рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов.

Перечень приоритетных профессий рабочих и служащих, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда, утв. постановлением Минтруда России от 08.09.1993 № 150.

В перечне более ста профессий, начиная от повара и заканчивая юристом и даже художником. Впрочем, надо учитывать, что такой перечень был разработан почти двадцать лет назад и не в полной мере соответствует современным тенденциям развития рынка труда.

Нас предупредили о том, что скоро придут с проверкой из органов содействия занятости по вопросам приема на работу инвалидов в пределах установленной квоты. Что будут проверять в первую очередь? Какие сведения запрашивать?

Такие проверки проводятся в соответствии с Административным регламентом исполнения государственной функции контроля приема на работу инвалидов в пределах установленной квоты, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 01.11.2011 № 1314н.

Сотрудники, уполномоченные на проведение проверки, изучают сведения, содержащиеся в документах, связанных с целями, задачами и предметом проверки, а также посещают помещения организации, в которых инвалиды трудятся.

Кроме того, они проверяют соблюдение организацией следующих положений:

1) соответствие количества выделенных (созданных) организацией рабочих мест (в том числе специальных) для приема на работу инвалидов требованиям законодательства в области квотирования рабочих мест для инвалидов;

2) соответствие численности фактически работающих инвалидов расчетному количеству рабочих мест для их трудоустройства;

3) предоставление организацией в государственное учреждение службы занятости населения информации о выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

КВОТЫ НА ТРУДОУСТРОЙСТВО ИНВАЛИДОВ И ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ

Сейчас все чаще говорят о праве субъектов РФ устанавливать обязательные платежи для работодателей вместо квоты. И мнения специалистов по данному вопросу расходятся.

Напомним, Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ была признана утратившей силу ч. 4 ст. 21 Закона о защите инвалидов, где устанавливались ежемесячные обязательные платежи работодателей в бюджет субъектов РФ в случае невыполнения или невозможности выполнения установленной квоты для приема на работу инвалидов. Здесь же предусматривалось, что размер и порядок внесения работодателями обязательной платы должны определить органы государственной власти субъектов РФ.

Но есть такая точка зрения, что и в настоящее время субъекты РФ имеют полное право устанавливать обязательные платежи работодателям за каждого нетрудоустроенного инвалида в счет квоты, потому как не все хотят, а главное, не все могут в силу специфики своего производства, выполнить такие квоты.

При этом введение законодательством субъектов РФ возможности для работодателей вносить платежи вместо выполнения квоты ни в коей мере не рассматривается как ограничение прав работодателей. Напротив, у работодателей, таким образом, появляется право выбора поведения: либо принять инвалида на работу в счет квоты, либо внести обязательный платеж в бюджет субъекта РФ. Причем решение о внесении платежей работодатель принимает самостоятельно на добровольной основе.

Есть также мнение, что плата представляется оправданной лишь при наличии исключительных оснований, которые следует закрепить законодательно с учетом накопленного регионального опыта решения этого вопроса. Конкретизация указанных оснований необходима, кроме того, для решения проблем привлечения к административной ответственности работодателей, виновных в отказе в приеме на работу инвалидов в пределах установленной квоты.

Тем не менее хочется заметить, что на данном этапе в связи с исключением из закона соответствующей нормы, право субъектов РФ устанавливать обязательные выплаты работодателям, не желающим или не имеющим возможности выполнить обязательные квоты, представляется весьма сомнительным.

Более того, в ст. 21 Закона о защите инвалидов по поводу обязательности соблюдения квот сделано лишь одно исключение. От обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов освобождаются только общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов. Для всех остальных организаций, как коммерческих, так и не коммерческих, численность работников которых превышает 100 человек, обязанности соблюдать квоты никто не отменял.

Работодателям. Создание и модернизация рабочих мест для инвалидов

Объявление о переносе конкурсного отбора заявлений на предоставление в 2020 году субсидий

Извещение о конкурсном отборе заявлений на предоставление субсидий в 2020 году

Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 17.02.2020 № 70 «О предоставлении в 2020 году субсидий на финансовое обеспечение затрат по созданию, модернизации рабочих мест, в том числе специальных, для трудоустройства инвалидов, на мероприятия по обеспечению доступа инвалидов к рабочим местам и объектам производительной инфраструктуры, на образование и профессиональную подготовку инвалидов в Санкт-Петербурге»;

Распоряжение Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга от 13.02.2020 № 36-р «О Порядке проведения конкурсного отбора на предоставление в 2020 году субсидий на финансовое обеспечение затрат по созданию, модернизации рабочих мест, в том числе специальных, для трудоустройства инвалидов, на мероприятия по обеспечению доступа инвалидов к рабочим местам и объектам производственной инфраструктуры, на образование и профессиональную подготовку инвалидов в Санкт-Петербурге»;

Распоряжение Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга от 10.03.2020 № 56-р «О внесении изменений в распоряжение Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга от 13.02.2020 № 36-р».

С 2005 года в бюджете Санкт-Петербурга ежегодно предусматриваются финансовые средства в виде субсидий на возмещение расходов работодателя по созданию, модернизации рабочих мест, в т.ч. специальных, для трудоустройства инвалидов в СПб, на мероприятия по обеспечению доступа инвалидов к рабочим местам и объектам производственной инфраструктуры, на образование и подготовку инвалидов.

Субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе юридическим лицам, за исключением государственных (муниципальных) учреждений, осуществляющим свою деятельность на территории Санкт-Петербурга. Предельный размер предоставляемой субсидии на создание одного рабочего места составляет
296, 0 тыс. рублей, специального рабочего места составляет 500,0 тыс. рублей.

В 2019 году за счет субсидий из бюджета Санкт-Петербурга было заключено 17 договоров в рамках которых создано и модернизировано 225 рабочих мест для инвалидов, обеспечен доступ к 141 рабочему месту и 116 инвалидов прошли обучение. Освоено выделенных средств — 100%.

Примеры созданных рабочих мест

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *