Срок действия экспертизы

1 2 3

Статья 15. Срок действия заключения государственной экологической экспертизы

1. Срок действия заключения государственной экологической экспертизы ограничивается проектной продолжительностью реализации проектных решений, предусмотренных в строительных проектах, увеличенной на один год, если законодательством государства не предусмотрено иное.

2. Срок действия заключения государственной экологической экспертизы по объектам государственной экологической экспертизы, за исключением объектов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, ограничивается установленным в соответствии с законодательством государства сроком действия документации по этим объектам.

Статья 16. Прекращение действия положительного заключения государственной экологической экспертизы

1. Действие положительного заключения государственной экологической экспертизы прекращается в случае:

— осуществления планируемой хозяйственной и иной деятельности с отступлениями от проектной или иной документации, по которой получено положительное заключение государственной экологической экспертизы, если это отступление связано с использованием природных ресурсов и (или) воздействием на окружающую среду;

— невыполнения особых условий реализации проектных решений, изложенных в заключении государственной экологической экспертизы;

— внесения изменений и дополнений в проектную или иную документацию после получения положительного заключения государственной экологической экспертизы, если эти изменения и дополнения связаны с использованием природных ресурсов и (или) воздействием на окружающую среду;

— выявления факторов воздействия на окружающую среду, не учтенных в проектной или иной документации, по которой получено положительное заключение государственной экологической экспертизы;

— истечения срока действия заключения государственной экологической экспертизы.

2. Проектная или иная документация, по которой действие заключения государственной экологической экспертизы прекращено, подлежит повторному представлению на государственную экологическую экспертизу, если заказчик планируемой хозяйственной и иной деятельности не отказался от ее реализации.

Статья 17. Проведение повторной и дополнительной государственной экологической экспертизы

1. Повторная государственная экологическая экспертиза осуществляется в случае:

— доработки материалов на основании замечаний проведенной ранее государственной экологической экспертизы;

— внесения в проектную и иную документацию изменений после получения положительного заключения государственной экологической экспертизы;

— изменения условий природопользования;

— реализации объекта экологической экспертизы с отступлениями от ранее принятых решений или нормативных сроков проектирования и строительства, предусмотренных действующими строительными нормами и правилами;

— завершения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы;

— вынесения решения суда.

2. Запрещается привлекать к проведению повторной государственной экологической экспертизы эксперта, принимавшего участие в экологической экспертизе, находящейся в обсуждении.

3. Дополнительная государственная экологическая экспертиза осуществляется:

— при выявлении противоречий технологии и имеющихся проектов;

— при невыполнении в указанный срок договорных обязательств, оговоренных при проведении государственной экологической экспертизы;

— в случае аннулирования ранее выданного заключения.

Основания аннулирования ранее выданного заключения устанавливаются порядком проведения государственной экологической экспертизы.

4. Государство может назначать проведение повторной или дополнительной государственной экологической экспертизы в отношении проектных документов строительства и видов деятельности, для которых обязательна оценка воздействия на окружающую среду, и объектов, строительство которых финансируется за счет государства и государственных гарантий.

5. Повторные и дополнительные государственные экологические экспертизы, предусмотренные настоящей статьей, проводятся в порядке, предусмотренном настоящим Законом для проведения обязательной государственной экологической экспертизы.

Статья 18. Реестр проектов нормативных правовых актов, прошедших государственную экологическую экспертизу

Компетентный орган осуществляет ведение реестра проектов нормативных правовых актов, прошедших государственную экологическую экспертизу, и присваивает им регистрационные номера.

Статья 19. Гласность государственной экологической экспертизы и доступ населения к принятию решений

1. Заявка на проведение государственной экологической экспертизы подлежит обязательному опубликованию в средствах массовой информации заказчиком планируемой хозяйственной и иной деятельности.

2. Всем заинтересованным гражданам и общественным объединениям предоставляется возможность выразить свое мнение в период проведения государственной экологической экспертизы.

3. Общественные слушания проводятся по проектам, реализация которых может непосредственно повлиять на окружающую среду и здоровье граждан.

4. Порядок проведения общественных слушаний устанавливается компетентным органом и должен определять:

— круг выявление заинтересованных лиц;

— список мест, где могут быть получены информация и консультации;

— способы информирования населения (расклейка афиш в определенных местах, публикация в газетах, организация выставок с представлением планов, чертежей, таблиц, графиков, моделей);

— способ, которым осуществляется консультация населения (письменные представления, опрос населения);

— сроки проведения общественных слушаний.

5. После принятия решения по заключению государственной экологической экспертизы всем заинтересованным лицам предоставляется возможность получить информацию по объекту государственной экологической экспертизы в порядке, предусмотренном настоящим Законом.

Статья 20. Порядок рассмотрения разногласий при осуществлении государственной экологической экспертизы

1. Разногласия при осуществлении государственной экологической экспертизы рассматриваются путем переговоров либо в судебном порядке.

2. Путем переговоров разногласия по вопросам государственной экологической экспертизы рассматриваются уполномоченным органом в области охраны окружающей среды по обращению любой из заинтересованных сторон, в том числе заказчика планируемой хозяйственной и иной деятельности, а также местного органа исполнительной власти. При этом предметом разногласий не может служить отрицательное заключение государственной экологической экспертизы.

Глава 4. КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ КРИТЕРИИ ДЛЯ ЭКСПЕРТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ И ИХ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АККРЕДИТАЦИЯ, СОСТАВ ЭКСПЕРТНОЙ КОМИССИИ

Статья 21. Требования к экспертам государственной экологической экспертизы

1. Экспертом государственной экологической экспертизы может стать лицо, имеющее высшее образование и квалификацию по специальности, позволяющей получить знания в области охраны окружающей среды, экологической безопасности, технологий охраны окружающей среды, систем экологического менеджмента, стандартов, владеющее навыками анализа экспертной информации и методикой эколого-экспертной оценки, а также имеющее практический опыт в соответствующей области не менее трех лет.

2. Лицо, претендующее на получение квалификационного аттестата эксперта государственной экологической экспертизы, должно пройти официальное обучение в компетентном органе для повышения своей квалификации, сдать квалификационный экзамен и получить квалификационный аттестат эксперта государственной экологической экспертизы.

3. Официальное обучение экспертов государственной экологической экспертизы должно включать следующие блоки информации:

— законодательство государства в области охраны окружающей среды и природопользования;

— технологии охраны окружающей среды;

— технические и экологические аспекты работы предприятий;

— надлежащие требования правовых и нормативных актов в области охраны окружающей среды и природопользования и связанных с ними документов;

— процедуры, процессы и методы проведения экологической экспертизы.

4. Экспертом государственной экологической экспертизы не могут быть представитель заказчика планируемой хозяйственной и иной деятельности или разработчик проектной или иной документации, а также физические и юридические лица, состоящие с заказчиком планируемой хозяйственной и иной деятельности или разработчиком проектной или иной документации в трудовых или иных договорных отношениях.

5. Эксперт государственной экологической экспертизы в соответствии с законодательством государства несет административную и уголовную ответственность за выполненную им государственную экологическую экспертизу.

6. Нарушенные права эксперта государственной экологической экспертизы подлежат защите в судебном и административном порядке, а лица, виновные в этом нарушении, несут ответственность в соответствии с законодательством государства.

Статья 22. Квалификационный аттестат эксперта государственной экологической экспертизы

1. Квалификационный аттестат эксперта государственной экологической экспертизы выдается аттестационной комиссией компетентного органа при условии, что лицо, претендующее на его получение (далее — претендент):

— сдало квалификационный экзамен;

— имеет ко дню объявления результатов квалификационного экзамена стаж работы, связанной с осуществлением деятельности в области проведения экологической экспертизы, не менее одного года.

2. Проверка квалификации претендента осуществляется в форме квалификационного экзамена. Порядок проведения квалификационного экзамена, предусматривающий порядок участия претендента в квалификационном экзамене, а также порядок определения результатов квалификационного экзамена устанавливаются компетентным органом.

3. Квалификационный экзамен проводится аттестационной комиссией, которая создается компетентным органом. Деятельность единой аттестационной комиссии основывается на принципах независимости, объективности, открытости и прозрачности.

4. Решение об отказе в выдаче квалификационного аттестата эксперта государственной экологической экспертизы принимается в случае, если претендент не соответствует требованиям пункта 1 настоящей статьи.

5. Квалификационный аттестат эксперта государственной экологической экспертизы выдается без ограничения срока его действия.

6. Решение об отказе в выдаче квалификационного аттестата эксперта государственной экологической экспертизы может быть оспорено в порядке, предусмотренном законодательством государства.

7. Эксперт государственной экологической экспертизы обязан не реже одного раз в пять лет, начиная с года, следующего за годом получения квалификационного аттестата эксперта государственной экологической экспертизы, проходить обучение по программам повышения квалификации.

Статья 23. Основания и порядок аннулирования квалификационного аттестата эксперта государственной экологической экспертизы

1. Квалификационный аттестат эксперта государственной экологической экспертизы аннулируется в случае:

— получения квалификационного аттестата эксперта государственной экологической экспертизы с использованием подложных документов;

— получения квалификационного аттестата эксперта государственной экологической экспертизы лицом, не соответствующим требованиям к претенденту;

— вступления в законную силу приговора суда, предусматривающего наказание в виде лишения права заниматься экспертной деятельностью в течение определенного срока;

— систематического нарушения экспертом государственной экологической экспертизы требований настоящего Закона;

— подписания экспертом государственной экологической экспертизы заключения, признанного в установленном порядке заведомо ложным;

— несоблюдения экспертом государственной экологической экспертизы требования о прохождении обучения по программам повышения квалификации.

2. Решение об аннулировании квалификационного аттестата эксперта государственной экологической экспертизы принимается аттестационной комиссией компетентного органа.

3. Решение об аннулировании квалификационного аттестата эксперта государственной экологической экспертизы может быть оспорено в порядке, установленном законодательством государства.

Статья 24. Орган, осуществляющий государственную аккредитацию экспертов государственной экологической экспертизы

Государственная аккредитация в области государственной экологической экспертизы проводится компетентным органом в соответствии с его компетенцией, определенной законодательством государства, а также по заявлению о проведении государственной аккредитации, представленному экспертом государственной экологической экспертизы.

Статья 25. Содержание процедуры государственной аккредитации экспертов государственной экологической экспертизы

1. Целью аккредитации экспертов государственной экологической экспертизы является обеспечение процедур экологической экспертизы квалифицированными специалистами, способными оценивать уровень воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека, а также обеспечивать соблюдение стандартов, правил и нормативов, установленных в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности для конкретного типа планируемой деятельности.

2. Аккредитация экспертов государственной экологической экспертизы осуществляется в заявительном порядке с сертификацией по следующим направлениям:

— сфера компетенции тематических экологических экспертиз;

— статус действия (территория государства, территория региона).

3. Государственная аккредитация экспертов государственной экологической экспертизы включает в себя установленную законодательством государства экспертизу соответствия содержания и качества услуг по проведению экологической экспертизы государственным требованиям.

4. Проведение государственной аккредитации и выдача эксперту государственной экологической экспертизы свидетельства о государственной аккредитации являются основанием для осуществления деятельности в области государственной экологической экспертизы.

Статья 26. Порядок проведения государственной аккредитации экспертов государственной экологической экспертизы

1. Проведение государственной аккредитации экспертов государственной экологической экспертизы включает следующие этапы:

— представление в компетентный орган заявителем (экспертом государственной экологической экспертизы) заявки на аккредитацию в качестве субъекта, имеющего право оказывать услуги по проведению государственной экологической экспертизы;

— представление в компетентный орган заявителем (экспертом государственной экологической экспертизы) документов, подтверждающих его квалификацию;

— экспертиза представленных заявителем (экспертом государственной экологической экспертизы) документов, проводимая компетентным органом;

— оформление, регистрация и выдача эксперту государственной экологической экспертизы свидетельства о государственной аккредитации (либо отказ в аккредитации), осуществленной компетентным органом.

2. Каждый последующий этап аккредитации проводится при положительном результате предыдущего этапа.

3. Компетентный орган отказывает в аккредитации эксперту государственной экологической экспертизы с указанием причин отказа в случае:

— предоставления экспертом государственной экологической экспертизы недостоверных сведений;

— отрицательных результатов экспертизы документов по аккредитации.

Статья 27. Основания и порядок прекращения действия свидетельства о государственной аккредитации эксперта государственной экологической экспертизы

1. Действие свидетельства о государственной аккредитации эксперта государственной экологической экспертизы может быть прекращено в добровольном порядке по письменному заявлению эксперта государственной экологической экспертизы.

2. Аннулирование компетентным органом свидетельства о государственной аккредитации эксперта государственной экологической экспертизы осуществляется в случае:

— грубого нарушения законодательных требований в области экологического экспертизы;

— выявления недостоверных сведений в документах, представленных на государственную аккредитацию;

— аннулирования квалификационного аттестата эксперта государственной экологической экспертизы;

— признания заключения государственной экологической экспертизы, выданной экспертом государственной экологической экспертизы, заведомо ложным;

— других оснований, предусмотренных законодательством государства.

Статья 28. Гарантии независимости эксперта государственной экологической экспертизы

Независимость эксперта государственной экологической экспертизы обеспечивается:

— проведением экологической экспертизы в установленном законодательством государства порядке;

— выполнением эколого-экспертных функций в соответствии с требованиями законодательства государства независимо от предписаний должностных лиц государственных органов, объединений граждан и других формирований;

— свободой выбора форм и методов эколого-экспертного анализа и оценки и изложения личного мнения по вопросам проведенного анализа;

— запретом вмешательства государственных органов, физических, юридических и должностных лиц в деятельность эксперта, связанную с проведением государственной экологической экспертизы;

— защитой нарушенных прав эксперта в установленном законодательством государства порядке.

Статья 29. Привлечение внешних экспертов в процессе проведения государственной экологической экспертизы

Если проведение государственной экологической экспертизы требует привлечения внешних экспертов, органы государственной экологической экспертизы имеют право обратиться за экспертными заключениями в другие государственные органы, иные организации, а также к отдельным специалистам. Привлечение внешних экспертов осуществляется компетентным органом или местными органами исполнительной власти.

Статья 30. Экспертная комиссия государственной экологической экспертизы

1. Государственная экологическая экспертиза проводится экспертной комиссией, образованной компетентным органом или местными органами исполнительной власти для проведения экологической экспертизы конкретного объекта.

2. Состав экспертной комиссии государственной экологической экспертизы определяется исходя из требований аккредитации экспертов на определенный тип экспертизы.

3. Назначение руководителя и ответственного секретаря экспертной комиссии государственной экологической экспертизы, формирование экспертной комиссии государственной экологической экспертизы при участии ее руководителя и утверждение ее персонального состава осуществляются компетентным органом или местными органами исполнительной власти.

Статья 31. Руководитель экспертной комиссии государственной экологической экспертизы

1. Руководитель экспертной комиссии государственной экологической экспертизы обязан осуществлять свою деятельность в соответствии с настоящим Законом и заданием на проведение государственной экологической экспертизы.

2. Руководитель экспертной комиссии государственной экологической экспертизы обеспечивает качественное проведение государственной экологической экспертизы объекта, организует подготовку сводного заключения экспертной комиссии в соответствии с требованиями законодательства государства, нормами и правилами в области экологической экспертизы.

3. Руководитель экспертной комиссии, осуществляющей государственную экологическую экспертизу, имеет право:

— создавать в установленном порядке экспертные комиссии, группы для проведения государственной экологической экспертизы, привлекать к участию в работе отечественных и зарубежных специалистов, а также юридические лица;

— осуществлять контроль за деятельностью экспертных подразделений, создаваемых комиссий и групп;

— возглавлять экспертные советы государственной экологической экспертизы, организовывать их деятельность;

— определять методы проведения государственной экологической экспертизы;

— отклонять представленные на государственную экологическую экспертизу материалы, не отвечающие требованиям экологического законодательства государства;

— возвращать на доработку документы и материалы, содержащие ошибки в расчетах и другие нарушения, исправление которых требует дополнительных исследований, поисковых работ либо выделения дополнительных средств;

— подписывать заключения государственной экологической экспертизы;

— отзывать ранее выданные положительные заключения государственной экологической экспертизы в течение месяца с момента выявления обстоятельств, свидетельствующих о негативных последствиях реализации объекта государственной экологической экспертизы для окружающей среды либо невыполнения заказчиком планируемой хозяйственной и иной деятельности условий вышеназванных заключений;

— запрашивать необходимые для проведения государственной экологической экспертизы дополнительные материалы;

— представлять в банковские и иные финансовые организации сведения об объектах экологической экспертизы, которые не получили положительного заключения государственной экологической экспертизы;

— готовить и передавать соответствующие материалы правоохранительным и иным органам для решения вопросов о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства государства.

Статья 32. Экспертные советы государственной экологической экспертизы

1. При компетентном органе создаются экспертные советы государственной экологической экспертизы, являющиеся консультативно-совещательными органами и действующие в соответствии с положениями о них.

2. Положения об экспертных советах государственной экологической экспертизы компетентного органа, их персональные составы утверждаются руководителем компетентного органа.

3. Членами экспертных советов государственной экологической экспертизы могут являться должностные лица государственных органов, функции которых связаны с охраной окружающей среды, сотрудники научно-исследовательских учреждений, высших учебных заведений, специалисты-практики и представители общественности.

4. К ведению экспертных советов государственной экологической экспертизы относятся:

— обсуждение при проведении экологической экспертизы сложных проблем обеспечения экологической безопасности, охраны окружающей среды, использования и воспроизводства природных ресурсов;

— рассмотрение заключений государственной экологической экспертизы относительно объектов повышенной экологической опасности.

Есть ли срок «годности» у заключения госэкспертизы на проектную документацию?

Вопрос

Имеет ли срок действия положительное заключение государственной экспертизы на проектную документацию?

Ответ

Срок действия положительного заключения государственной экспертизы проектной документации действующим законодательством о градостроительной деятельности не установлен.

Обоснование

Срок действия положительного заключения экспертизы проектной документации нормативно не ограничен. Но если с момента получения положительного заключения государственной экспертизы в действующем законодательстве произошли какие-либо изменения в части требований технических регламентов, возможно могут потребоваться соответствующие корректировки заключения.

При этом если указанные изменения технических решений влияют на конструктивную надежность и безопасность объекта капитального строительства, то потребуется повторное направление проектной документации на экспертизу в соответствии с пунктом 44 «Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий», утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 № 145.

Внимание! Согласно требованиям пункта 9 части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации к заявлению о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию прилагается заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации.

На вопрос отвечала:

Е. А. Карапетян,
ведущий эксперт ИПЦ «Консультант+Аскон»

Государственная экологическая экспертиза. Справка

Целями экологической экспертизы являются:

1. Определение соответствия намечаемой деятельности требованиям, установленным нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ по вопросам охраны окружающей природной среды.
2. Определение полноты выявления масштабов прогнозируемого воздействия на окружающую среду в результате осуществления намечаемой деятельности.
3. Определение экологической обоснованности и допустимости реализации намечаемой деятельности.
4. Обеспечение достаточности предусмотренных мер экологической безопасности и сохранению природного потенциала

ФЗ «Об экологической экспертизе» различает 2 вида экологической экспертизы: государственная экологическая экспертиза и общественная экологическая экспертиза.

Государственная экологическая экспертиза организуется и проводится специально уполномоченными государственными органами в области экологической экспертизы в порядке, установленном Федеральным законом и нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Государственная экологическая экспертиза проводится на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации.

Законодательство предусматривает целый ряд проектов, для которых проведение государственной экологической экспертизы является обязательным.

В частности, обязательной государственной экологической экспертизе, проводимой на федеральном уровне, подлежат:
1. Проекты правовых актов Российской Федерации нормативного и ненормативного характера, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую природную среду.
2. Материалы, подлежащие утверждению федеральными органами исполнительной власти и предшествующие разработке прогнозов развития и размещения производительных сил на территории Российской Федерации.
3. Технико-экономические обоснования и проекты строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации организаций и иных объектов хозяйственной деятельности Российской Федерации и другие проекты, осуществление которых может оказать воздействие на окружающую природную среду в пределах территории двух и более субъектов Российской Федерации.
4. Технико-экономические обоснования и проекты хозяйственной деятельности, которая может оказывать воздействие на окружающую природную среду сопредельных государств.
5. Материалы по созданию организаций горнодобывающей и перерабатывающей промышленности, предусматривающие использование природных ресурсов, которые находятся в ведении Российской Федерации.
6. Проекты международных договоров.
7. Материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий федерального значения, зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации, а также программы реабилитации этих территорий.
8. Проекты схем охраны и использования водных, лесных, земельных и других природных ресурсов, находящихся в ведении Российской Федерации и целый ряд других проектов.
Перечень объектов государственной экологической экспертизы постоянно расширяется.

Общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также по инициативе органов местного самоуправления общественными организациями (объединениями).

Срок проведения государственной экологической экспертизы определяется сложностью объекта государственной экологической экспертизы, устанавливаемой в соответствии с нормативными документами федерального специально уполномоченного государственного органа в области экологической экспертизы, но не должен превышать 6 месяцев.

В состав экспертной комиссии государственной экологической экспертизы включаются внештатные эксперты, по согласованию с ними, и в случаях, определенных нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области экологической экспертизы, могут включаться в качестве экспертов государственной экологической экспертизы его штатные сотрудники и штатные сотрудники его территориальных органов.

Результатом проведения государственной экологической экспертизы является заключение государственной экологической экспертизы. Заключением государственной экологической экспертизы является документ, подготовленный экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, содержащий обоснованные выводы о допустимости воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и о возможности реализации объекта государственной экологической экспертизы. Заключение, подготовленное экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, после его утверждения специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы приобретает статус заключения государственной экологической экспертизы.
В случае отрицательного заключения государственной экологической экспертизы заказчик вправе представить материалы на повторную государственную экологическую экспертизу при условии их переработки с учетом замечаний, изложенных в данном отрицательном заключении.

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *